Кировский торгово-технологический техникум
Дневник отчета
по квалификационной практике
студентки заочного отделения
специальность «Товароведение»
(по группам однородных товаров)
группы ТЗ 10-9
Коноплевой Елены Сергеевны
Киров 2011
Общие сведения
1.Место практики: магазин «Тополек»
2.Сроки прохождения практики: со 2 сентября по 30 сентября 2011г
.Руководитель практики от предприятия: Сухих Елена Николаевна
.Должность: товаровед
.Образование руководителя: высшее
.Стаж работы в данной должности: 1 месяц
.Руководитель практики от техникума: Колошницина Галина Павловна
Календарный тематический план
№ п/пНаименование тем и разделовМесто практикиКоличество днейСроки выполненияОтметки о выполненииПо плануПо фактуПо плануПо факту1Организационно-правовая деятельность торгового предприятияМагазин «Тополек» ул.Попова 32222,5 сентября2,5 сентября2Формирование и управление торговым ассортиментом в предприятииМагазин «Тополек» ул.Попова 32336-8 сентября6-8 сентября3Организация и управление торгово-технологическими процессами в предприятииМагазин «Тополек» ул.Попова 32779, 12-16, 19 сентября9, 12-16, 19 сентября4Коммерческая деятельность торгового предприятияМагазин «Тополек» ул.Попова 324420-23 сентября20-23 сентября5Финансово-экономическая деятельность предприятияМагазин «Тополек» ул.Попова 325526-30 сентября26-30 сентября
Дневник отчета
ДатаСодержание тем и разделовПодпись руководителя практики2 сентября 2011 г.Изучила порядок регистрации и лицензию, товарный профиль, а также режим работы, охрану труда и технику безопасности магазина «Тополек». Анализировала местонахождение, характеристику и особенности обслуживаемого населения.5 сентября 2011 г.Изучила структуру управления магазина «Тополек» на основе штатного расписания. На основе должностных инструкций ознакомилась с обязанностями руководителя и товароведа. Самостоятельно изучила технологическое устройство магазина «Тополек» и его материально-техническую базу. Начертила технологическую планировку магазина «Тополек». Проанализировала соответствие применяемого технологического оборудования современным требованиям и эффективность его использования.6 сентября 2011 г.Рассмотрела порядок формирования, разработки и утверждения ассортимента продукции. Изучила источники поступления товаров. Проанализировала ассортимент товаров.7 сентября 2011 г.Расшифровала значение товарных кодов на примере алкогольной продукции. Рассмотрела состояние и свойства упаковки реализуемой продукции. Изучила сертификаты на поступающую продукцию.8 сентября 2011 г.Изучила приемы осмотра и дефекты товаров в соответствии с нормативной документаций. Изучила работу торгового предприятия по обновлению ассортимента товаров.9 сентября 2011 г.Ознакомилась с порядком приемки и доставки товаров, их документальным оформлением и видами используемых транспортных средств.12 сентября 2011 г.Приняла участие в приемке товаров по количеству и качеству. Изучила порядок разбраковки товаров.13 сентября 2011 г.Занималась размещением и выкладкой товаров, изучала порядок хранения, уценки и списания товаров на складе. Изучила формы и методы продажи.14 сентября 2011 г.Ознакомилась с организацией работы экспедиции по приемке и отпуску товаров. Проанализировала культуру обслуживания покупателей.15 сентября 2011 г.Проанализировала соблюдение Правил работы магазина, Правил продажи отдельных видов товаров, соблюдение прав потребителей.16 сентября 2011 г.Ознакомилась с документальным оформлением результатов контроля над работой магазина. Проанализировала товарооборот.19 сентября 2011 г.Приняла участие в составлении заявок на завоз продукции от поставщиков. Ознакомилась с организацией дополнительных торговых услуг.20 сентября 2011 г.Изучила роль коммерческих работников в организации закупок и источники закупок товаров. Проанализировала порядок заключения договоров поставки и их экономическую целесообразность. Изучила порядок учета и контроля поступления товаров.21 сентября 2011 г.Изучила источники поступления товаров и экономическое обоснование их выбора. Изучила формы и звенность товародвижения.22 сентября 2011 г.Изучила конкурентоспособность продаваемых товаров на местном рынке. Ознакомилась с рекламной деятельностью магазина «Тополек».23 сентября 2011 г.Изучила методы ценообразования, проанализировала гибкость цен в зависимости от рыночных ситуаций.26 сентября 2011 г.Провела оценку экономического положения магазина «Тополек».27 сентября 2011 г.Ознакомилась с порядком налогообложения предприятия и распределением прибыли.28 сентября 2011 г.Изучила организацию материальной ответственности, порядком проведения инвентаризаций, порядком начисления заработной платы и порядком взыскания потерь и недостач.29 сентября 2011 г.Изучила организацию учета и отчетности в торговом предприятии, порядок составления товарно-денежного отчета. Ознакомилась с порядком оформления и сдачи выручки.30 сентября 2011 г.Разработала некоторые рекомендации по совершенствованию финансово-экономической деятельности торгового предприятия - магазина «Тополек».
Содержание
1.Организационно-правовая деятельность торгового предприятия8
2.Формирование и управление торговым ассортиментом в предприятии
.Организация и управление торгово-технологическими процессами в предприятии
.Коммерческая деятельность торгового предприятия
.Финансово-экономическая деятельность предприятия
1.Организационно-правовая деятельность торгового предприятия
Магазин «Тополек» расположен по адресу: г. Киров ул. Попова, 32.
Магазин принадлежит индивидуальному предпринимателю Сухих Елена Николаевна.
Предприятие является юридическим лицом, т.е. организацией, имеющей в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающей им по своим обязательствам. Права и обязанности юридического лица соответствуют целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Учредительным документом магазина «Тополек» является Устав.
Предприятие состоит на налоговом учете и имеет свидетельство «О постановке на учёт в налоговом органе» № 002459510 от 23 мая 2003 г., ИНН 434500020877.
Магазин «Тополек» специализируется на реализации продовольственной группы товаров и парфюмерии. Используемый метод продажи: самообслуживание. Предусматривает свободный доступ покупателей к товарам, даёт возможность самостоятельно посмотреть, изучить и выбрать товар без помощи продавца и ограничения времени на покупку. Оплата за товары осуществляется в общем узле расчёта (прикассовой зоне). Сейчас этот метод продажи наиболее распространён в супермаркетах и гипермаркетах, которые реализуют как продовольственную, так и непродовольственную группы товаров. Он позволяет увеличить объём продаж и повысить культуру обслуживания. Но требует больших затрат и постоянного осуществления контроля за сохранностью товаров.
Режим работы магазина установлен его администрацией и вывешен справа от входной двери. Магазин работает с 8 00 до 20 00, без перерывов и выходных дней.
Магазин «Тополек» расположен на углу улиц Попова и Щорса. Поблизости расположены: автобусная и троллейбусные остановки, аптеки, жилые дома, общежитие и т.д. Напротив магазина расположены учебные заведения. Недалеко осуществляет свою деятельность магазин «Магнит», который является главным конкурентом в данном районе. Но тем не менее приток покупателей в магазин «Тополек» достаточный.
Состав помещений магазина:
. Торговый зал.
. Административно-бытовые помещения.
. Подсобные помещения.
. Помещения для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Общая площадь магазина составляет 294 кв. м. Из них: 144 кв. м. - площадь торгового зала, 150 кв. м. - площадь служебных помещений.
В магазине «Тополек» хорошее освещение (как дневное, так и ночное), все рабочие места технически оснащены и соответствуют современным требованиям и нормам, благодаря чему трудовая деятельность работников магазина осуществляется быстро и качественно. На балансе магазина находятся: компьютеры, контрольно-кассовые аппараты, сканеры цен, электронные весы, принтеры, факсы, телефоны, калькуляторы и прочие технические средства, без которых сегодня не сможет осуществлять свою деятельность ни одна торговая организация.
В магазине «Тополек» существуют следующие категории персонала:
. Руководители (директор, заведующий секцией, главный бухгалтер).
. Специалисты (бухгалтер, товаровед).
. Исполнители (кассир, продавец, охранник, грузчик, уборщик).
Ознакомившись с организационной структурой управления и вопросом, связанным с численностью и категориями работников, можно сказать, что организационная структура находится на должном уровне.
С правами, обязанностями и ответственностью руководителей и специалистов магазина «Тополек» можно ознакомиться из должностных инструкций.
2.Формирование и управление торговым ассортиментом в предприятии
Формирование товарного ассортимента - это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
Основная цель заключается в наиболее полном удовлетворение спроса потребителя.
Важнейшими признаками формирования ассортимента являются:
üсоблюдение установленного ассортиментного профиля магазина;
üсоответствие ассортимента характеру спроса;
üобеспеченные широты, глубины;
üустойчивости ассортимента.
Ассортимент товаров - это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определённому признаку.
Процесс формирования ассортимента в магазине «Тополек» делится на 3 этапа:
. Разрабатывается групповой ассортимент, т.е. устанавливается ассортиментный профиль магазинов;
. Предусматривается установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т.е. рассчитывается структура группового ассортимента;
Определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам.
Также, при формировании ассортимента учитываются:
. Демографические характеристики (религия и культура, возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи);
. Социально-экономические характеристики (доход, образование, род деятельности, социальный класс);
. Психологические характеристики (тип личности, жизненный стиль, мотивы).
По количеству товарных остатков товароведом делаются заказы поставщикам. Эта работа в магазине «Тополек» хорошо налажена, ассортимент товаров большой, что может удовлетворить вкусы каждого покупателя. Также товаровед делает заявки товаров-новинок, что освежает ассортимент магазина и знакомит покупателей с новинками фирм-производителей.
3.Организация и управление торгово-технологическими процессами в предприятии
товародвижение магазин доставка управление
В магазине «Тополек» применяется продажа товаров с открытой выкладкой, которая заключается в том, что запасы товаров открыто выкладываются на рабочем месте продавца, на пристенном или островном оборудовании. Покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные товары. Функции продавца при этом сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно ознакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавца на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов и повысить производительность труда продавцов.
Уделяется внимание основным правилам выкладки по мерчандайзингу:
заполненность полок, т.к. максимальные обороты можно делать только при полностью заполненных полках;
маркировка цен. На каждый товар ставится цена, которая проставляется на задней стороне товара.
Определенное место товара на полке - покупатели привыкают, что нужный товар находится на определенном месте, в соответствии с мерчандайзингом, в магазине производят перестановки в рамках отдела раз в четыре месяца.
Для размещения товара на полках учитывают удобство для покупателя:
üтовар размещается от меньшего размера к большему - слева направо и служит разделителем;
üпопулярному товару в нашем магазине принято отдавать больше места на полке;
üсередину полки занимают товары наиболее продаваемые, товары - новинки, товары в яркой красочной упаковке или товары, которым посвящены рекламные акции;
üдорогие товары располагаются на верхней полке, наиболее покупаемые - на уровне глаз, а дешевые товары - внизу.
Большое внимание уделяется чистоте и опрятности полок. Совсем недавно у нас были отменены санитарные дни, т.к. оборудование протирается каждый день. Для этого составляется графики на отделах и применяются современные моющие средства, которые позволяют удалять все пятна и сокращать время на уборку.
Стимулирование продажи товаров представляет собой комплекс мероприятий, направленных на привлечение большего числа покупателей с целью увеличения сбыта товаров.
Их основными целями являются:
üувеличение числа покупателей;
üускорение оборачиваемости товаров;
üустранение излишних товарных запасов;
üувеличение розничного товарооборота.
В магазине «Тополек» применяется несколько методов стимулирования продажи товаров:
продажа товаров со скидкой. В целях рекламной компании применяются скидки от 20 до 50%.
проведение рекламных компаний.
Главной и единственной задачей всех служб и отделов магазина «Тополек» является скорейшее продвижение товара с момента его поступления покупателю. Несмотря на простоту формулировки задачи, цепочка условий этого продвижения является не очень короткой и включает в себя: работу по оформлению заказа, получение и прием товаров складом, работу над качеством поступившей продукции, ее отбор складом, и, наконец, реализация ее покупателю с соответствующим уровнем обслуживания и учет этой реализации.
Это лишь одна сторона движения, которая невозможна без второй, а именно:
üучет реализации по всей сети;
üучет брака по всей сети;
üанализ всех этих данных;
üпрогнозирование будущих продаж;
üформирование заказов новых поставок.
В процессе товародвижения необходим большой объем работы, обслуживающий весь этот цикл:
üхозяйственно-сбытовая служба, поддерживает функциональное состояние торговой сети;
üбухгалтерия, ведет весь учет материальных ценностей и соответствующую отчетность перед учредителями фирмы, государством по налогам; экономический учет движения денежных потоков фирмы.
Контроль - управленческая деятельность в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации.
Цель контроля заключается в выявлении и предупреждении отклонений и недостатков и их оперативное устранение. В процессе управления контроль является элементом обратной связи так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.
Управленческое решение может остаться нереализованным, если менеджер не осуществит регулирование и контроль действий работников предприятия.
В магазине имеются следующие виды контроля:
1.Общий - контроль вышестоящей организации за управляемой системой в целом;
2.Функциональный - контроль за выполнением отдельных функций, то есть от субъекта к объекту;
.Предварительный контроль был на начальной стадии открытия магазина;
.Итоговый контроль проводится по окончании выполнения какого-либо задания, сравнивается фактические результаты с запланированными;
.Плановый контроль - проводится в запланированном порядке, это инвентаризация, т.е. ведомость снятия остатков по магазину (складу).
.Внешний контроль - осуществляется государственными и ведомственными органами контроля, не имеет право проверять предприятия, которым еще нет трех лет, без надобности. Ведётся контроль и за работой сотрудников, за достаточным ассортиментом и количеством товара в магазине.
Рассмотрев торгово-технологический процесс и организацию труда на примере магазина «Тополек», можно сказать, что торгово-технологический процесс в торговле имеет важное значение. Торгово-технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс, включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговом зале магазина.
В магазине «Тополек» в полной мере соблюдаются Правила работы магазина, Правила продажи отдельных видов товаров и права потребителей.
4.Коммерческая деятельность торгового предприятия
Экономическое содержание коммерческой деятельности как основного элемента рыночных услуг заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли продажи.
В соответствии с экономической теорией услуги подобного рода не создают новой потребительской стоимости и не увеличивают стоимость товара, но возмещаются за счет чистого продукта, созданного в других отраслях экономики.
Товарные запасы - часть имущества, предназначенного для продажи. Учет запасов ведется в порядке, установленном Положением по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением по бухгалтерскому учету Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/98).
Предприятие заключает договоры снабжения на поставку продукции с различными поставщиками. Предпочтение отдается тем поставщикам, которые предлагают качественную недорогую продукцию и расположенные в близлежащих районах. Перед поставкой работник отдела снабжения составляет в информационной системе макет приходного ордера, где указывается ожидаемый товар, его код, планируемой количество, планируемая дата прихода и цена, проставляются подписи всех причастных к этому делу лиц и ожидается сама поставка. Как только машина пришла, кладовщик склада проверяет документы, счета-фактуры, сопроводительные документы, а затем передает все это в отдел снабжения. Сам же кладовщик обеспечивает приемку и разгрузку поступившего товара, производит подсчет, сверяет фактические цифры с теми, что указаны в макете и в накладных. Если требуется, он составляет акт недостачи или излишков или порчи при несоответствии данных. Для получения сырья со склада подразделения составляют заявки на отпуск товаров. Материально ответственное лицо отвечает за реализацию. Кладовщик отпускает товар. Менеджер заключает договоры сбыта, дает заявки, в соответствии с которыми составляются недельные, месячные планы. Еженедельно составляются товарные отчеты о движении товара.
Состояние и качество маркетинга зависит от того, как организована и насколько эффективно работает служба маркетинга.
В магазине "Тополек" маркетинговой деятельностью занимается директор магазина. Она изучает рынок промышленных непродовольственных товаров и перспективы его развития; анализирует рыночную ситуацию, выбирает выгодные рынки, занимается рекламированием новинок товаров. На данный момент все расходы на проведение рекламных мероприятий формируются за счет прибыли и списываются на издержки обращения предприятия.
Реклама создает условия для сбыта товаров, формированию потребностей и спроса населения, особенно на новые товары, что имеет огромное значение для магазина. По мере расширения и углубления сферы рыночных отношений, значение рекламы, как одного из действенных и полноправных элементов маркетинга, будет возрастать. Недооценка возможности рекламы предприятием может привести к негативным последствиям: к неподготовленности предприятия к появлению новых видов продовольственных товаров, к длительному формированию спроса на выпускаемые товары, продукцию реализуемую предприятием, оказываемые предприятием услуги.
Реклама, привлекая покупателей, увеличивает эффективность предприятия.
Рекламно-информационное оформление магазина включает в себя:
üоформленный фасад;
üоконная витрина
üуказатели
üвыкладка
üценники
üспециальные рекламные материалы компании
üплакаты
üинформация для покупателей об оказываемых услугах, выписки из закона о защите прав потребителей
üустная консультация продавца-консультанта.
5.Финансово-экономическая деятельность предприятия
Основной целью проведения анализа финансового состояния магазина является получение объективной оценки платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности.
Для проведения анализа финансового состояния организаций используются в основном данные бухгалтерского баланса.
При анализе оборачиваемости оборотных средств особое внимание должно уделяться производственным запасам и денежных средств. Чем меньше омертвляются финансовые ресурсы в этих активах, тем более эффективно они используются, быстрее оборачиваются, приносят предприятию все новые и новые прибыли.
Оборачиваемость оценивают, сопоставляя показатели средних остатков оборотных активов и их оборотов за анализируемый период.
Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, которые отражают различные виды источников.
üНаличие собственных оборотных средств:
СОС = капитал и резервы - внеоборотные активы - убытки
üНаличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат или функционирующий капитал (КФ):
КФ = капитал и резервы + долгосрочные пассивы - внеоборотные активы - убытки
üОбщая величина основных источников формирования запасов и затрат:
ВИ =капитал и резервы+долгосрочные пассивы+краткосрочные кредиты и займы-внеоборотные активы-Убытки
Трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками формирования:
üИзлишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств.
üИзлишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат.
üИзлишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат.
Предприятие не обеспечено собственными оборотными средствами. В данной ситуации необходима оптимизация структуры пассивов, т.е. уменьшение кредиторской задолженности, увеличение долгосрочных кредитов и займов. Финансовая устойчивость может быть восстановлена путем пополнения источников формирования запасов и обоснованного снижения уровня запасов и затрат.
Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Текущие налоговые платежи предприятие уплачивает своевременно.
Заключение
Проходя практику в магазине «Тополек», расположенного по адресу ул. Попова, 32, знания, полученные мной в учебном процессе, я смогла применить на практике. Благодаря этой производственной практике я смогла повысить уровень своих знаний и приобрела навыки работы товароведа.
Научилась работать с такими документами, как накладные, прайс-листы, сертификаты. Работать товароведом - очень сложно, т.к. на нем лежит ответственность за качество товаров, за правильность заполнения документов.
При прохождении практики в магазине «Тополек» я участвовала в приемке товаров по количеству и качеству, выкладке товаров, работала с накладными, сертификатами на поступающие в магазин товары.
Хотелось бы порекомендовать магазину:
более тщательно проверять качество товаров, для максимального удовлетворения спроса покупателей;
пересмотреть цены на многие товары, т.к. стоимость товаров выше, чем в соседних продовольственных магазинах, что отрицательным образом влияет на большинство покупателей;
необходимо проводить рекламу в средствах массовой информации: в газетах, по радио и телевидению для привлечения большего числа покупателей.
В целом в магазине хорошая рабочая атмосфера. Между сотрудниками существует понимание, взаимное уважение, что сказывается на слаженность выполняемой работы.