ВВЕДЕНИЕ
Преддипломную практику проходила в Центре заказчика-застройщика внутренних войск Министерства Внутренних дел России
Срок прохождения практики с пятого октября 2009 года по первое ноября 2009 года. Продолжительность практики составило четыре недели, что составляет 216 часов. Центр заказчика-застройщика внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации1 является воинской частью, в форме государственного учреждения, непосредственно подчинен Главному командованию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и находится в ведении Управления расквартирования и строительства тыла Главного командования внутренних войск МВД России2, осуществляет функции государственного заказчика-застройщика по капитальному строительству, капитальному ремонту, техническому перевооружению, расширению и реконструкции3 жилья и объектов воинских частей непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками МВД России. Центр состоит из отдела капитального строительства, отделения контроля и учета планово-производственной службы и бухгалтерии.
Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", Бюджетным кодексом, иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного командования внутренних войск МВД России, указаниями и распоряжениями начальника тыла внутренних войск МВД России и начальника управления расквартирования и строительства тыла внутренних войск МВД России.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основные функции и полномочия Центра: организация и подготовка в установленном порядке проектной документации объектов воинских частей внутренних войск непосредственного подчинения, в том числе: выбор площадки строительства, получение решения об отводе земельного участка под строительство, получение документов на владение и пользование земельным участком, организация разработки или подготовка проектных материалов, обоснований инвестиций, градостроительной и исходно-разрешительной документации, получение технических условий и градостроительного плана, получение всех необходимых разрешений и согласований, экспертиза обоснований инвестиций в соответствии с законодательством. Проведение торгов на выполнение проектно-изыскательских работ и строительство для нужд внутренних войск МВД России. Проведение работ для организации строительства жилья и других объектов воинских частей. Осуществление в установленном порядке контроля и надзора за строительством жилья и объектов воинских частей. Получение разрешения на строительство. Получение разрешения на производство работ в зоне воздушных линий электропередачи в полосе отвода железных и автомобильных дорог, подземных коммуникаций и инженерных сооружений. Осуществление мероприятий по приемке в эксплуатацию законченных строительством жилья и объектов воинских частей непосредственного подчинения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При прохождении практики я ознакомилась с работой помощника командира части по правовой работе. Прежде чем заключить государственный контракт на строительство и проектно-изыскательские работы, его должен проверить помощник командира части по правовой работе. В своей работе он руководствуется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом №39 от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральным законом № 163-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", подзаконными нормативными актами, ведомственными и отраслевыми приказами, перечнем действующих СНиПов.
Я узнала, что договор строительного подряда регулируется нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими актами. Последние из названных актов составляются и утверждаются заинтересованными министерствами и ведомствами. Среди таких нормативно-правовых актов хотелось бы отметить так называемые СНиПы - Строительные нормы и правила. Содержание этих документов определяет организационные, методические, технические и иные требования по строительным, изыскательским и проектным работам.
Центр так же заключает договора на строительство жилья для военнослужащих. При заключении контракта на строительство жилья для военнослужащих Центр руководствуется Жилищным Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", где прописаны нормы жилья для военнослужащих и основания постановки на жилищный учет. Кроме этого, для обеспечения жильем военнослужащих наш Центр участвует в долевом строительстве многоквартирных домов, при этом мы руководствуемся Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В этом случае заключается договор уступки права. При производстве строительных работ для государственных нужд необходимо составить государственный контракт и руководствоваться положениями ст. 740 ГК РФ. По п. 2 ст. 763 ГК РФ законодатель установил определение государственного контракта: "По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее - государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату".
Являясь одним из видов договора подряда, строительный подряд охватывает комплекс работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту предприятий, зданий (в том числе жилых домов) или иных объектов, а также выполнение связанных с ним пусконаладочных, монтажных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. В соответствии с требованиями договора строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
К источникам правового регулирования строительного подряда помимо ГК РФ относятся также некоторые законы (ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ; ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ и др.), ряд рекомендательных актов (подзаконные акты, утверждаемые Правительством РФ, Госкомитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и другими ведомствами) и большое количество нормативно-технических норм, т. е. правил, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительно-монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т.п. правовой договор строительный подряд
Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная, причем в последнее время все чаще договор составляется в виде единого многостраничного, детально регламентирующего взаимоотношения заказчика и подрядчика документа, подписываемого сторонами. В ряде случаев при их составлении используются примерные формы договоров строительного подряда, рекомендованные для отдельных видов строительных работ, а также ведения строительства в различных отраслях.
Договоры строительного подряда могут заключаться как в обычном порядке, т. е. путем вступления будущих контрагентов в прямой контакт, согласования ими всех необходимых условий будущего договора и его подписания, так и посредством проведения специальных подрядных торгов, на что и ориентирует действующее законодательство.
К особым (существенным) условиям договора подряда в соответствии со ст. 703, 704, 708, 709 ГК РФ относятся:
а) Организация работ. Организация работ как одно из основных условий договора подряда проявляется в том, что согласно п. 1 ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется из материала подрядчика, его силами и средствами, т.е. иждивением подрядчика. В соответствии с п. 3 ст. 703 ГК РФ подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика, если иное не предусмотрено договором подряда;
б) Сроки выполнения работы. Согласно ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки), которые могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором;
в) Цена работ. Цена работы, согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ, включает в себя: 1) компенсацию издержек подрядчика; 2) причитающееся подрядчику вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы (п. 3 ст. 709 ГК РФ).
В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком;
г) предмет договора.
Обычные условия договора подряда не влияют на юридическую силу договора, так как они (условия) могут быть включены в договор, но могут и не включаться в него.
К обычным условиям договора подряда следует отнести:
а) условие о качестве результата работы (ст. 721-725 ГК РФ);
б) порядок оплаты работы (ст. 711 ГК РФ);
в) содействие заказчика в выполнении работы;
г) конфиденциальность информации по договору подряда (ст. 727 ГК РФ). Очень подробно содержание договора строительного подряда описано в "Методических рекомендациях по составлению договора подряда на строительство в Российской Федерации". Содержание договора строительного подряда в них рассмотрено не только с позиции положений ГК РФ, но с учетом особенностей самого строительного процесса. Очень кратко основные разделы содержания договора строительного подряда рассмотрены в п.1.2.3 "Методического пособия по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика" (МДС 11-15.2001), а именно: название и предмет договора, стоимость строительства, порядок финансирования, сроки выполнения работ и обязанности сторон. Далее установлено, что другие разделы определяются в соответствии с общими правилами составления договоров.
В качестве альтернативного ориентира, определяющего структуру и многие положения договора строительного подряда, можно рассмотреть приложение №1 к распоряжению первого заместителя премьера Правительства Москвы от 6 июня 1997 г. №597-РЗП "Об утверждении рекомендаций по заключению договоров строительного подряда". Этим распоряжением могут воспользоваться любые организации, ведущие строительную деятельность.
Указанный документ предлагает следующие разделы для формирования договора строительного подряда: (преамбула договора, предмет договора, стоимость работ по договору, сроки выполнения работы, обязанности сторон, обеспечение строительства материалами и оборудованием, охранные мероприятия, страхование объекта строительства, сдача и приемка работ, гарантии качества по сданным работам, оплата работ и взаиморасчеты, контроль и надзор Заказчика за выполнением работ, изменения условий выполнения договора, имущественная ответственность, порядок расторжения договора, особые условия, реквизиты сторон).
В части обеспечения оплаты проявляется такая особенность государственных контрактов, как финансирование через казначейство или иной уполномоченный финансовый орган. Для определения оснований и порядка заключения государственного контракта ст. 765 ГК РФ предлагает руководствоваться положениями ст.527 и ст. 528 ГК РФ, которые имеют прямое отношение к поставкам для государственных нужд. В п. 1 ст. 766 ГК РФ определены существенные условия государственного контракта, который обязательно должен содержать: "…условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон".
Перечень потенциальных объектов инвестиционного строительства определяется на основании постановления Правительства РФ от 11 октября 2001 г. №714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета". В соответствии с п. 23 Постановления № 714 утвержденный перечень является для государственных заказчиков основанием для организации и проведения конкурсов на выполнение работ и оказания услуг по строительству вновь начинаемых строек и объектов.
Кроме того помощник командира части по правой работе разрешает спорные ситуации возникшие при выполнении контракта и при проведении торгов на выполнение проектно-изыскательских работ и строительства. Договор строительного подряда имеет достаточно сложную структуру. На ход его исполнения могут влиять разнообразные факторы, в т.ч. не зависящие от воли сторон. За время исполнения задания вполне могут произойти события, которые не могли прогнозировать на дату заключения договора, т.е. произойдет существенное изменение обстоятельств. Определению этому дано в ст. 451 ГК РФ. Любые изменения или дополнения условий договора обычно оформляются в той же форме, что и основной договор, однако соглашением сторон можно предусмотреть иное (п.1 стю452 ГК РФ). Изменения или дополнения условий договора можно оформить в виде дополнительного соглашения, которое с момента подписания станет неотъемлемой частью договора.
Изменения в заключенный договор могут вносится по взаимному соглашению сторон или на основании решения суда по требованию заинтересованной стороны (пп. 1-2 ст. 450 и ст. 451 ГК РФ). Судебное требование может быть подано только после получения отказа от другой стороны на предложение изменить договор - п.2 ст. 452 ГК РФ.
Невыполнение одной из сторон договора строительного подряда ее договорных обязательств может причинить значительный ущерб другой стороне. Каждая сторона может стремиться обеспечить защиту своих интересов от невыполнения обязательств другой стороной. Интересы заказчика могут обеспечиваться в форме гарантии. Интересы подрядчика могут обеспечиваться в форме гарантии, безотзывного аккредитива, выставляемого на его имя. Возможно обеспечение интересов любой из сторон в форме удержания, выплаты задатка или неустоек. Возможны обеспечительные меры, связанные с решением суда о наложении ареста на денежные средства или имущество.
Основные виды нарушений договора строительного подряда:
)Задержка передачи подрядчику строительной площадки (технических помещений для монтажа оборудования), проектно-сметной документации, рабочих чертежей, разрешительной документации, оборудования, материалов и изделий;
)Задержка монтажа из-за некомплектности переданного оборудования или его ненадлежащего качества;
)Задержка начала приемки законченных строительством или подлежащих консервации объектов;
)Задержка расчетов за выполнение работы;
)Несвоевременное предоставление подрядчику свалки для вывоза строительного мусора и негодного к применению грунта;
)Несвоевременное подключение коммуникаций, необходимых подрядчику для выполнения условий договора;
)Окончание строительства позже установленного срока;
)Несвоевременное освобождение стройплощадки от имущества;
)Нарушение сроков выполнения отдельных работ;
)Задержка устранения дефектов в работах и конструкциях и т.п.
Центр так же осуществляет контроль и надзор за выполнением работ. Контроль и надзор за ходом строительства - это меры, позволяющие еще до сдачи объемов проверять соблюдение технологии строительного производства и качество исполнения работ. Заказчик имеет право:
)Осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ ((п.1 ст. 715 и п.1 ст. 748 ГК РФ);
)Контролировать соблюдение графика производства работ и при его нарушении потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 715ГК РФ)
)Проверять правильность использования подрядчиком материалов, предоставленных как подрядчиком, так и заказчиком;
)Отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п.2 ст.715 ГК РФ).
Все, на что заказчик имеет право, стороны могут подробно регулировать статьями договора. С контролем и надзором связаны не только права, но и обязанности заказчика:
)Не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика;
)Немедленно заявлять подрядчику об обнаруженных недостатках. Если недостатки обнаружены, но заказчик не сделал такого заявления, то он теряет в дальнейшем право ссылаться на обнаруженные им недостатки (п.2 ст.748 ГК РФ).
Осуществление контрольных функций в Центре выполняют инженеры. Инженерный надзор необходим, чтобы удостовериться, что проектная и исполнительная документация объекта удовлетворяют требованиям заказчика, что работа идет в соответствии с плановыми заданиями. Инженер может принимать различные решения и выполнять другие функции, входящие в сферу его компетенции:
утвердить предоставленный ему подрядчиком график строительных работ;
осуществлять контроль за ходом строительства;
провести оценку хода работы подрядчика и соблюдения технологии строительных процессов;
проверить число единиц работы, которые должны быть оплачены;
выявлять задержки или дефекты в строительстве и устанавливать, какие меры необходимо принять в этой связи;
распоряжаться о внесении изменений или принимать решения в отношении изменений, предложенных подрядчиком;
принимать решения в отношении субподрядчиков, предложенных подрядчиком;
принимать меры в связи с обстоятельствами, освобождающими от ответственности или затруднительными ситуациями;
оценивать результаты проверок и испытаний;
планировать и координировать работу различных подрядчиков и т.п.
При прохождении практики я непосредственно участвовала в процедуре проведения торгов, заключении государственных контрактов на строительство и проектно-изыскательские работы. В своей работе я руководствовалась Гражданским Кодексом, Бюджетным Кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным Кодексом РФ, Таможенным Кодексом РФ, Федеральным законом №94 от 21 июля 2005 года. Федеральный закон №94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов. Эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
При размещении заказов я узнала о трех способах размещения заказов с помощью проведения котировок, проведения конкурса и проведения аукциона. Запрос котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в продукции для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о поведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Конкурс - торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Аукцион - торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Учитывая специфику организации, в которой я проходила практику мы проводили все три способа размещения заказов. На проведение проектно-изыскательских работ проводится либо запрос котировок, если начальная максимальная цена заказа не превышает 500 тысяч рублей, либо конкурс. На строительство проводится аукцион, так как данный вид заказа находится в "Аукционном" перечне, утвержденным Правительством Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. "236-р.
Процедура торгов проводится в несколько этапов:
. Публикация извещения на официальном сайте;
. Вскрытие заявок, рассмотрение заявок;
. Определения победителя. Для каждого способа размещения заказа сроки проведения разные.
Организатором конкурса является конкурсная комиссия (ст. 447 ГК РФ). Комиссия по размещению заказов - коллегиальный орган, создаваемый заказчиком, уполномоченным органом при размещении заказа путем проведения конкурса (конкурсная комиссия), аукциона (аукционная комиссия), а так же запроса котировок (котировочная комиссия). Я включена в конкурсную комиссию Центра и присутствовала на процедуре вскрытия заявок, рассмотрения заявок и определения победителя.
При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа. Если участник размещения заказа подал заявку не отвечающую всем обязательным требованиям комиссия вправе отклонить такую заявку и не допустить к участию в конкурсе. К обязательным требованиям к участникам размещения заказа относится:
1)соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
2)непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
)неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
)отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
При размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить другие требования к участникам размещения заказа. При этом заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
Порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: публично в день, во время и вместе, указанные в извещении проведении открытого конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, непосредственно после вскрытия конвертов. Указанный протокол размещается заказчиком, в течении дня следующего после подписания протокола, на официальном сайте.
Порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе: конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с ФЗ №94. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе, также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком.
Следующая стадия конкурса оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе. Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса. который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе присвоен первый номер. Конкурсная комиссия ведет протокол оценки сопоставления заявок на участие в конкурсе, в котором должны содержаться сведения о месте, дате, времени проведения оценки и сопоставления таких заявок, об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены, о порядке оценки и о сопоставлении заявок на участие в конкурсе, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе порядковых номеров, сведения о решении каждого члена комиссии и присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев. После того как победитель известен с ним заключается договор подряда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время Центром заказчика-застройщика ведется строительство различных объектов для нужд внутренних войск. Контроль за исполнением подрядчиком предписаний государственных надзорных органов и авторского надзора, требований шефмонтажных организаций в части безопасных методов ведения строительства, качества работ и используемых материалов и строительных конструкций.
В ходе практики я ознакомилась с нормативными документами регламентирующие заключение договоров строительного подряда. А именно ст. 703, 704, 708, 709, 740, ст. 714, 716, 713 и др. Гражданского Кодекса, ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ; ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ и др. Изучила формы контрактов (договоров) на строительство и проектно-изыскательские работы. Ознакомилась с процедурой конкурсных торгов на строительный подряд. Ознакомилась с порядком проведения торгов на строительство и проектно-изыскательские работы, которые регламентирует 94 Федеральный закон. Научилась пользоваться компьютерной информационной программой "Консультант +".
Приложение № 1. Способы размещения заказов
Приложение № 2. Применение законодательства РФ к размещению заказов
Гражданский кодекс РФ; Часть 1Положения о лицах, филиалы, доверенности, сделки, договорах, обязательствах, содержание, заключение и исполнение договоров, ответственность за неисполнение договоров.Часть 2 Часть 3 Часть 4Отдельные виды договоров, договоры с иностранцами, интеллектуальная собственность, исключительные права, товарные знаки, фирменные наименования.Бюджетный кодекс РФСанкционирование и расходование гос. И муниципальных средств, изменение объемов финансирования, сроки контрактов.КоАП. УК РФАдминистративная и уголовная ответственность за нарушение закона № 94 - ФЗ, БК РФ, закона №135-ФЗ "О защите конкуренции"Закон № 94 - ФЗСтатус участников отношений в сфере размещения заказов, способы и детальные процедуры размещения заказов. Ограничения на контракты, контроль в сфере размещения заказов.Таможенный кодексСтрана происхождения товаров (глава 6)