Отчет по практике


Исследования возможностей диагностирования автомобиля

Федеральное
агентство по образованию


Восточно-Сибирский
государственный технологический университет


Кафедра
«Автомобили»
























Отчет
о прохождении преддипломной
практики


по
теме: Исследования возможностей диагностирования автомобиля








Выполнил


Проверил:














Улан-Удэ
2010







Содержание




Введение


1.
Цель преддипломной практики


2.
Методы проверки и диагностирования АКПП на стендах


2.1
Автоматическая трансмиссия, как объект испытания и доводки


2.2
Назначение испытаний


2.3
Условия проведения испытаний


2.4
Виды стендовых испытаний


2.5
Виды дорожных испытаний


2.6
Методы ускорения испытаний


2.7
Схемы стендов для испытаний


2.8
Двигатели


2.9
Тормоза


2.10
Дополнительное оборудование


2.11
Измерительная аппаратура


2.12
Испытания и доводка узлов АКПП. Определение характеристик гидротрансформаторов


2.13
Испытания и доводка систем АКПП. Баланс расходов рабочей жидкости


2.14
Испытания АКПП в сборе (подбор материалов для фрикционных узлов, испытания АКПП
на надежность)


2.15
Процессы переключения передач, плавность переключения передач


2.16
Испытания при низких и высоких температурах


3.
Осуществление процесса диагностики автоматических трансмиссий на стенде К-467


4.
Тяговый
расчет автомобиля Toyota
Mark II


4.1
Построение внешней скоростной характеристики


4.2
Тяговый баланс автомобиля


4.3
Динамический фактор автомобиля


4.4
Характеристика ускорений автомобиля


4.5
Характеристика времени разгона автомобиля


Конструкторская
часть


Список
использованных источников







Введение




Автоматическая коробка перемены передач (АКПП) -
один из самых сложных и высокотехнологичных элементов автомобиля. При строгом
соблюдении правил эксплуатации и сервиса срок службы современных автоматических
трансмиссий сравним с ресурсом двигателя. В большинстве случаев, автоматические
коробки передач попадают в ремонт именно вследствие нарушения установленных
правил эксплуатации. При ремонте автоматических трансмиссий необходимо большое
внимание уделять диагностики, так как выявление неисправностей определит
целесообразность ремонта и в последующем сократит его время.


Диагностирование - процесс определения
технического состояния объекта без его разборки по внешним признакам путем
измерения величин, характеризующих его состояние и сопоставление его с
нормативами. Диагностирование автоматических трансмиссий подразумевает
множество различных методов, наиболее целесообразными и информативными является
методы диагностирования на стенде тяговых качеств.


Стенды тяговых качеств служат для комплексного
диагностирования автомобиля. Они позволяют имитировать в стационарных условиях
тестовые нагрузочные и скоростные режимы работы автомобиля. При этом используют
следующие диагностические параметры: мощность на ведущих колесах (колесная
мощность) - N ; крутящий момент (или тяговое усилие) на ведущих колесах -
Мк(Рк); линейная скорость на окружности роликов; расход топлива; время (или
путь) разгона. Кроме того, тяговые стенды позволяют проводить ряд работ,
связанных с углубленным поэлементным диагностированием автомобиля.







1.
Цель преддипломной практики




Целью преддипломной практики является расширение
возможностей тягово-силового стенда К-467М, для возможности диагностирования
автоматических трансмиссий, по направлениям:


1) Совершенствование определения
тягово-экономических свойств автомобиля по средствам подключения ЭВМ:


- построение графиков зависимости крутящего
момента на ведущих колесах (или тяговое усилие) и мощности на ведущих колесах
(колесной мощности) от оборотов двигателя;


- определение линейной скорости на окружности
роликов;


- определение мощности двигателя с автоматической
трансмиссией;


- определение времени (или пути) разгона;


- определение ускорения (замедления) при разгоне
(выбеге).


2) Задание постоянного усилия нагружения при
изменяющейся скорости вращения роликов стенда для получения графика
переключения передач.







2.
Методы проверки и диагностирования АКПП на стендах




2.1 Автоматическая трансмиссия, как объект
испытания и доводки




В ходе испытаний определяют характеристики АКПП
в целом и их отдельных узлов и систем; проверяют взаимное соответствие всех
элементов; определяют прочность деталей и узлов; проверяют надежность АКПП и их
соответствие автомобилям, которые будут с ними эксплуатироваться. Поэтому
объектами испытаний могут быть АКПП в сборе, т.е. АКПП в таком виде, в каком
они устанавливаются на автомобиль, а также составляющие АКПП узлы, детали и
системы. К объектам испытаний могут быть отнесены, кроме того, материалы, из
которых изготовлены детали и рабочая жидкость. 0бъектом испытаний АКПП являются
и автомобили с АКПП.


Анализ конструкций позволил выделить характерные
узлы, входящие в АКПП все или частично, по одному или несколько. В АКПП как
объекты испытаний и доводки можно рассматривать (рис. 1) следующие узлы:
гидротрансформатор I, насосы питания 2, фрикционные узлы 3, муфты свободного
хода 4, механические (зубчатые) передачи 5, панели управления 6, центробежный
регулятор 7, механизм блокировки выходного вала 8.


Это разделение на узлы несколько условно, так
как в одном агрегате, каким является АКПП, все ее части - за исключением
гидротрансформатора (ГДТ) - не являются отдельными конструктивно оформленными
узлами (некоторые элементы одних узлов служат одновременно элементами других
узлов). Несмотря на это, все перечисленные узлы подвергаются раздельным
испытаниям, так как их характеристики во многом определяют качество АКПП.


При испытаниях отдельных узлов АКПП учитывают их
значение в той или иной системе. Можно выделить четыре таких системы: питания,
управления, охлаждения, смазки.


В ходе испытаний выявляются конструктивные
элементы, наиболее существенно влияющие на выходные характеристики АКПП и на ее
доводке. К ним можно отнести:


торцевые и диаметральные зазоры в насосах
питания и их приводах;


осевые и диаметральные зазоры в сцеплениях и
дисковых тормозах;


толщины фрикционных элементов и отклонение от плоскостности
дисков сцеплений;


осевые зазоры в гидротрансформаторе и в коробке
передач;


диаметральные зазоры в сочленениях, являющихся
подшипниками скольжения;


торцевые и радиальные биения характерных рабочих
поверхностей (в том числе поверхностей, по которым работают уплотнения);


чистота поверхностей характерных деталей;


твердость деталей, работающих с большими
контактными напряжениями (например, детали муфт свободного хода), и деталей,
пониженная твердость которых может уменьшить работоспособность АКПП (например,
торцевые опоры комплексных гидротрансформаторов и коробок передач);


характеристики, твердость и фактические
геометрические размеры наиболее ответственных пружин;


отклонения от плоскостности корпусных элементов
панелей системы автоматического управления;


диаметральные зазоры в золотниках и клапанах
системы автоматического управления;


осевые размеры щелей и перекрытий золотников и
клапанов.




2.2 Назначение испытаний




Испытания АКПП по назначению разделяются на
доводочные и контрольные.


При доводочных испытаниях проводится
всестороннее исследование рабочих процессов как АКПП в целом, так и ее
функциональных узлов и элементов. При этом определяются, оцениваются,
улучшаются и, в дальнейшем, нормируются потенциальные свойства исследуемых
объектов.




2.3 Условия проведения испытаний




По условиям проведения испытания разделяются на
стендовые и дорожные. Эти два вида испытаний дополняют друг друга.


Стендовые испытания отличаются высокой
точностью, возможностью многократного воспроизведения тех или иных режимов,
возможностью интенсификации режимов испытаний. Вместе с тем, при стендовых
испытаниях не всегда возможно воспроизведение тех или иных условий работы АКПП
на автомобиле.


При доводочных дорожных испытаниях АКПП
проверяется в условиях, в которых она будет эксплуатироваться.




2.4 Виды стендовых испытаний




Методы проведения испытаний деталей АКПП
аналогичны общим методам испытаний деталей машин. Специфическими являются лишь
нагрузочные режимы, которые должны задаваться, исходя из условий работы
испытываемой детали в АКПП автомобиля. Нагрузочные режимы определяют либо
расчетом, либо в результате исследования режимов работы детали на автомобиле.


Узлы, где утечка недопустима, испытывают на
герметичность. Если утечка из рабочих полостей неизбежна по особенностям конструкции,
определяют ее величину. Допустимые утечки нормируются. Их величина определяется
при доводочных испытаниях и контролируется при производственных испытаниях.





















Рис. 1 Автоматическая коробка перемены передач
(гидромеханическая передача)




Определение характеристик узлов и систем АКПП, а
также АКПП в сборе, проводится с помощью испытательного оборудования повышенной
точности. Режимы и условия испытании назначаются характерными для работы
испытуемых узлов на автомобилях.


Наряду с определением характеристик узлов
определяют потери мощности в них. Примером может служить определение потерь на
трение при вращении дисков сцепления, когда сцепление выключено. Наличие малых
потерь свидетельствует о чистоте выключения. По величине потерь мощности при
испытаниях АКПП в сборе оценивают качество конструкции и изготовления АКПП.
Величина этих потерь складывается из потерь на трение, потерь в зубчатых
зацеплениях, потерь на перекачивание рабочей жидкости и т.д.


Испытания на работоспособность при стендовых
испытаниях проводятся путем приложения нагрузок, равных (или несколько больших)
нагрузкам, которые возникают при работе АКПП на автомобиле. Критерием
работоспособности узла является его способность выполнять заданные функции,
сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных технической
документацией. Испытания на работоспособность с небольшим числом нагрузочных
циклов являются одним из первых этапов доводки конструкции. Иногда эти
испытания называют проверкой на функционирование. Если же число циклов
задается, примерно, равным числу их за все время работы АКПП, то эти испытания
переходят в испытания на безотказность и долговечность.


При испытаниях на долговечность узлов и АКПП в
сборе определяют время работы (число циклов), в течение которого объект
сохраняет работоспособность. Нагрузка при этих испытаниях должна быть такой же,
как при работе объекта испытаний на автомобиле или (для ускорения испытаний)
большей.


Превышение до наступления предельного состояния
того числа циклов, которое может быть за все время работы АКПП, характеризует
"запас" потенциальных свойств объекта испытаний.




2.5 Виды дорожных испытаний




При дорожных испытаниях АКПП учитывают
особенности автомобилей, на которые они устанавливаются. Может оказаться,
например, что плавность переключений одной и той же АКПП удовлетворительна на
одной типе автомобиля и неудовлетворительна на другом. Важным видом дорожных
испытаний являются испытания по определению нагрузочных режимов АКПП в целом и
ее узлов и деталей, например, определение: числа переключении передач на 1
единицу пути; нагрузок на отдельные узлы и их распределение по пути и времени
движения, значений и распределения передаточных отношений в
гидротрансформаторе, времени работы на каждой передаче и т.д. Результаты этих
испытаний используются для воспроизведения реальных нагрузок и режимов работы
при стендовых испытаниях. Это позволяет осуществлять ускоренные испытания по
отработке конструкций элементов АКПП. Иногда проводят тематические испытания на
надежность. Они сводятся к установке в АКПП опытных деталей или узлов и
проверке их либо в условиях нормальной эксплуатации, либо во время пробега со
специальным режимом движения, при котором создаются наибольшие нагрузки на
объект испытаний.




2.6 Методы ускорения испытаний




Наиболее достоверные результаты дают дорожные
испытания, проводимые в реальных эксплуатационных условиях. Если полагаться,
однако, только на такие испытания; то данные о реальной надежности и
долговечности объектов испытаний можно получить только через много лет. Поэтому
большинство испытаний проводимых при разработке конструкций АКПП, подготовке их
к производству и при производстве являются ускоренными, форсирование сводится к
заданию для объектов испытаний более напряженных показателей режимов работы.
Чрезмерное форсирование режимов испытаний может привести к неправильным
результатам. Поэтому окончательный режим ускоренных испытаний выбирают в
результате ряда проб таким, чтобы характер разрушения или предельного износа
деталей был эквивалентен эксплуатационному. При сопоставлении видов разрушения
или износа следует, наряду с осмотром деталей, также анализировать структуру
поверхностных слоев металла в зоне разрушения.




2.7 Схемы стендов для испытаний




Так как АКПП является преобразователем крутящего
момента, передаваемого от двигателя к ведущим колесам автомобиля, то наиболее
употребительна схема стенда, называемая основной (рис. 2): двигатель 1
(автомобильный двигатель или его имитатор), объект испытаний 2
(гидротрансформатор или АКПП), тормоз 3 (имитатор нагрузки на выходной валу
гидротрансформатора или АКПП, пропорциональной нагрузке на ведущих колесах
автомобиля).




















Рис. 2 Основная схема испытаний




При испытаниях измеряют числа оборотов n1, n2, и
крутящие моменты M1, M2, по которым определяют характеристики испытуемых
объектов. Если испытывают по этой схеме детали, узлы или системы АКПП, то
измеряют и другие величины (давления в различных точках, температуру рабочей
жидкости и т.д.)


При испытаниях измеряют обычно величины n1, n2 и
М2 . Крутящий момент M1 определить в такой схеме трудно, нужно установить
специальный датчик, что потребует переделки ряда деталей АКПП.


Испытания по схемам рис. 2 и рис. 3 ведутся, как
правило, на установившихся режимах (устанавливают определенный режим,
производят измерения, устанавливают другой режим, производят измерения, и
т.д.).


Неустановившиеся режимы для автомобильных АКПП
характерны, в основном, для процессов разгона автомобиля, замедления
автомобиля, переключения передач. При исследовании этих процессов записывают на
осциллографе изменения показателей режима по времени. Испытания на
неустановившихся режимах проводят на инерционном стенде путем разгона
двигателем 1, через испытуемый объект 2, инерционной массы (маховика) 3, момент
инерции которой подбирается равный моменту инерции автомобиля, приведенному к
выходному валу АКПП (гидротрансформатор). Тормозом 4 можно дополнительно
нагружать выходной вал АКПП, имитируя движение автомобиля на подъемах,
сопротивление качению автомобиля и сопротивление воздуха. Далее будут
рассмотрены два варианта инерционного стенда.


При испытаниях на инерционном стенде постоянно
меняется передаточное отношение - отношение числа оборотов выходного вала
гидротрансформатора к числу оборотов его входного вала. Если требуется
проводить испытания при постоянном значении передаточного отношения, то можно
использовать стенд с замкнутым контуром. В этом случае выходной вал
гидротрансформатора 5 связан со своим входным валом через кинематически жесткую
цепь, состоящую из зубчатых редукторов 2, 3, 4, что обеспечивает постоянство
передаточного отношения.


Из рассмотрения схем стендов видно, что основным
силовым оборудованием являются двигатели, тормоза, инерционные стенды и стенд с
замкнутым контуром.




2.8 Двигатели




В качестве приводных двигателей используются
двигатели внутреннего сгорания (ДВС), с которыми АКПП работают на автомобилях,
или электромашинные динамометры. ДВС применяются в тех случаях, когда надо
учесть специфику автомобильного двигателя (например, реальный темп изменения
числа оборотов двигателя при разгоне автомобиля). Если же определяют
характеристики испытуемых агрегатов путем измерений каких-либо показателей при
различных установившихся режимах их работы (например, определение характеристик
гидротрансформатора), то используют электромашинные динамометры.


Электромашинным динамометром
(электродинамометром) называют обратимую электрическую машину
(двигатель-генератор), корпус которой подвешен балансирно и опирается на
весовое устройство, регистрирующее реактивный крутящий момент на корпусе
динамометра, равный по величине крутящему моменту на валу динамометра и,
следовательно, крутящему моменту на валу испытуемого агрегата. Используют
преимущественно электродинамометры постоянного тока. Они питаются от
специальных преобразовательных агрегатов, работающих по схеме Леонардо и
состоящих из электродвигателя переменного тока, работающего от сети
промышленного тока, генератора постоянного тока и генератора возбуждения.
Преобразовательный агрегат имеет значительные размеры, так как мощности первых
двух его машин примерно равны мощности самого электродинамометра. Мощности же
самих используемых электродинамометров в приведенных схемах испытаний должны
быть примерно равны мощности автомобильных двигателей, с которыми работают
испытуемые АКПП (гидротрансформаторы). Помимо электродинамометров для испытаний
гидротрансформатора и АКПП в сборе необходимы электродинамометры меньшей
мощности для испытаний и доводки узлов АКПП (насосов питания, центробежных
регуляторов, фрикционных узлов и др.).




2.9 Тормоза




В качестве тормозного испытательного
оборудования применяются электродинамометры и гидравлические тормоза, однако,
те и другие не могут развивать больших крутящих моментов при малых оборотах, в
то время как именно при этих оборотах для испытаний АКПП требуются максимальные
крутящие моменты, поэтому распространение получили индукторные тормоза (рис.3).



















Рис. 3
Индукторный тормоз





2.10 Дополнительное оборудование




Описанное выше оборудование можно назвать
основным оборудованием. Для проведения испытаний и доводки АКПП необходимо еще
и дополнительное оборудование, к которому можно отнести:


насосные установки для поддержания постоянного
давления на входе в гидротрансформаторе при его испытании, а также для
различных проверок на герметичность; оценок количества утечек (где они
неизбежны);


теплообменники для поддержания заданных
температур в объектах испытаний и в НЕС, если они используются как, приводные
двигатели;


системы подачи топлива к ДВС, используемым в
качестве приводных двигателей;


стойки и приспособления для установки на стенды
объектов испытаний;


устройства для соединения объектов испытаний с
приводным двигателем и тормозом.




2.11 Измерительная аппаратура




К измерительной аппаратуре относятся
тахометрические, динамометрические, термометрические, барометрические,
флоуметрические и другие устройства для измерения и записи соответственно чисел
оборотов и крутящих моментов, температуры, давлений, расходов жидкости и других
показателей рабочих процессов.


К измерительному оборудованию относят также:


устройства для фиксации перемещений и деформаций
деталей и напряжений в них;


весовые устройства электродинамометров и
тормозов, фиксирующие величины крутящих моментов при установившихся режимах
работы объектов испытаний;


датчики крутящего момента, фиксирующие изменение
крутящего момента по времени на неустановившихся режимах работы объектов
испытаний;


шлейфовые осциллографы, осуществляющие запись
изменений по времени величин, измеряемых в процессе испытаний;


устройства и приспособления для тарировок
измерительной аппаратуры.




2.12 Испытания и доводка узлов АКПП




Определение характеристик гидротрансформаторов.


Ряд узлов АКПП возможно и целесообразно
испытывать и доводить до испытаний АКПП в сборе. К таким узлам относятся
гидротрансформатор, муфты свободного хода, насосы питания, центробежные
регуляторы, уплотнения, панели гидравлических систем управления.


Для испытаний отдельно взятых узлов применяются
специальные приспособления, имитирующие работу испытуемого узла или элемента в
АКПП и проводятся испытания (обычно ускоренные) в объемах, соответствующих
всему предполагаемому сроку службы АКПП.




2.13 Испытания и доводка систем АКПП




Баланс расходов рабочей жидкости.


Все системы АКПП (питания, управления,
охлаждения и смазки) тесно связаны между собой.


Система охлаждения проверяется фактически только
на автомобиле, так как ее эффективность определяется не столько характеристикой
теплообменника, сколько местом его расположения на автомобиле. Установка
теплообменника в месте интенсивного обдува воздухом может оказаться эффективнее
увеличения в несколько раз числа секций теплообменника.


Доводка систем питания, управления и смазки
начинается фактически с этапа сборки для испытаний новой или модернизированной
АКПП, когда определяются утечки из отдельных узлов.


На работу всех систем влияет обеспеченность их
рабочей жидкостью, находящейся под нужным давлением. Это делает необходимым
определение баланса расходов рабочей жидкости в АКПП при различных условиях ее
работы, что позволяет оценивать рациональность распределения рабочей жидкости
по всем ее потребителям внутри АКПП и определять, в частности, количество
рабочей жидкости, участвующей в работе системы управления при переключении передач.




2.14 Испытания АКПП в сборе (подбор материалов
для фрикционных узлов, испытания АКПП на надежность)




Можно выделять несколько видов испытаний АКПП в
сборе:


испытания узлов и систем в АКПП;


функциональные испытания АКПП в целом;


испытания на надежность и долговечность;


испытания на плавность переключения передач;


испытания силовых агрегатов (АКПП в сборе с
двигателем);


испытания АКПП на автомобилях. Все эти виды
испытаний взаимно дополняют друг друга. Режимы и особенности работы элементов
АКПП, отмеченные в одних испытаниях, используются для форсированного
воспроизведения в других испытаниях.


В первом из перечисленных случаев АКПП в сборе
используются как приспособления, обеспечивающие испытуемым узлам реальные
условия их работы в АКПП. К таким случаям можно отнести испытания в АКПП
деталей и некоторых узлов - например, зубчатых механизмов, исполнительных
механизмов системы управления АКПП, а также испытания по определению
характеристик фрикционных узлов. При испытаниях АКПП, как единого целого, определяют
и доводят до необходимых значении показатели, характеризующие функциональные
особенности АКПП: определяют баланс рабочей жидкости, достаточность системы
смазки, режимы переключения передач и удовлетворительность самих процессов
переключения (отсутствие разрывов в передаче мощности и отсутствие перекрытий
передач, ведущих к пробуксовкам).


Только испытаниями АКПП в сборе проверяется их
приспособленность к работе при повышенной температуре масла и при отрицательных
температурах.


При испытаниях АКПП на автомобилях (или
испытаниях автомобилей с АКПП) определяются наиболее целесообразные режимы для
стендовых испытании АКПП на надежность и долговечность. Только при испытаниях
на автомобилях определяется удовлетворительность или неудовлетворительность,
(приемлемость или неприемлемость) переключений передач по их плавности. Это
объясняется тем, что качество переключений неразрывно связано с акустическими
свойствами кузова автомобиля и параметрами автомобиля в целом.




2.15 Процессы переключения передач, плавность переключения
передач




При работе АКПП на автомобиле передачи
переключаются большей частью под нагрузкой. Качество процессов переключения
передач во многом определяет качество АКПП в целом и автомобиля с АКПП.
Исследования и последующая доводка процессов переключения должны предотвратить
возникновение больших динамических нагрузок при переключении передач,
обеспечить необходимую плавность хода
автомобиля, долговечность фрикционных узлов и всей трансмиссии. Необходимая
плавность переключений должна обеспечиваться при любых подачах топлива к
двигателю, при любой температуре масла в АКПП, на подъемах и спусках, при любых
качествах дорожного покрытия.


В оценке плавности переключений передач играют
роль психофизические особенности людей (одному кажется плавным то, что другому
кажется неплавным), акустические качества кузова автомобиля и параметры
автомобиля в целом. Поэтому для создания методики объективной оценки плавности
переключении передач исследовались продольные колебания кузовов легковых
автомобилей, были сопоставлены и критически проанализированы различные критерии
плавности переключения передач.




2.16 Испытания при низких и высоких температурах




Пригодность АКПП к работе при высоких и низких
температурах определяется: свойствами масла, используемого в качестве рабочей
жидкости; свойствами фрикционных материалов; тепло- и морозостойкостью
неметаллических материалов, используемых в АКПП (в том числе в уплотнениях);
рациональным выбором зазоров и допусков в различных сочленениях.


Испытания при низких температурах могут
проводиться на автомобилях с АКПП в холодных районах страны после ночных
стоянок в зимнее время. Такие испытания сводятся к оценке работоспособности
АКПП после пуска двигателя и его разогрева, после которого возможно движение
автомобиля. При этом проверяют прочность деталей привода переднего насоса
(связанного через гидротрансформатор непосредственно с двигателем) и
работоспособность муфт свободного хода коробки передач.


Нормальной эксплуатационной температурой для
большинства АКПП можно считать 80-90°С. Температура повышается в тяжелых
дорожных условиях (песок, снег) и на затяжных подъемах, обычно температура до
120 или до 15О°С и выше поднимается на короткое время. Для АКПП повышенной
температурой рабочей жидкости можно считать такую, которая превышает обычную
эксплуатационную температуру на 30-50 °С.







3.
Осуществление процесса диагностики автоматических
трансмиссий на стенде К-467М




Перед выполнением диагностических работ по
автоматическим трансмиссиям автомобиля необходимо проводить испытания на
тягово-силовом стенде. Эти испытания позволяют с большой точностью определить
причину неисправности, так как рассматривают функционирование АКПП в имитации
реальных условий эксплуатации. После модернизации стенда появится возможность
задать абсолютно любой режим и цикл режимов нагружений, а также благодаря
непосредственному доступу к агрегату в процессе диагностирования позволяет
использовать различные методы диагностики, например виброакустический.


Для реализации задания режимов испытаний
необходимо обеспечить двухстороннюю связь между управляющей ЭВМ и дроссельной
заслонкой системы питания двигателя. Для этого цифровой сигнал от управляющей
ЭВМ поступает в ЦАП для преобразования в аналоговый. Аналоговый сигнал,
поступающий в преобразователь, служит для управления дроссельной заслонкой,
которое осуществляется посредством исполнительного механизма в виде
сервопривода. Для обеспечения обратной связи, то есть контроля положения
дроссельной заслонки используется датчик, посылающий сигнал обратно в АЦП и из
него в ЭВМ.


Для обеспечения легкого доступа к АКПП в
процессе диагностирования вдоль установленного стенда изготовлена осмотровая
канава. Это позволит использовать инструментальные и органолептические способы
оценки состояния АКПП и трансмиссии в целом.


При исправной работе АКПП процесс переключения
передач проходит в зависимости от скорости автомобиля, оборотов коленчатого
вала двигателя и нагрузки на двигатель. Соответственно, если АКПП не следует
алгоритму переключений или эти переключения слишком затянуты во времени, то это
свидетельствует о возникшей неисправности.


Примерный график переключений представлен на
рисунке 4.



























Диапазон корректных переключений передач
автоматической трансмиссии лежит в области между зеленым и синим графиком.
Красным цветом показаны возможное переключение передач при использовании режима
«Кик-Даун».


Исправная работа АКПП сопровождается процессом
переключением передач, он зависит от скорости движения автомобиля, времени
разгона (пути разгона) и ускорения автомобиля на всех передачах. Теоретически
графики этих зависимостей получены при расчете тягового баланса автомобиля. Для
получения графиков на тяговом силовом стенде необходимо внести в конструкцию
некоторые изменения, которые повлекут за собой изменения в функционировании.







4.
Тяговый расчет автомобиля Toyota
Mark II




4.1 Построение внешней скоростной характеристики




Наиболее полные сведения о параметрах двигателя
дает его внешняя скоростная характеристика. Она представляющая собой зависимость
эффективной мощности - Ne,
[кВт]; эффективного крутящего момента - Me,
[Н×м]
от частоты вращения коленчатого вала ne,
[об/мин], при установившемся режиме работы двигателя и максимальной подаче
топлива.


Определение текущего значения эффективной мощности
от частоты вращения коленчатого вала двигателя, производится по эмпирической
зависимости, предложенной С.Р. Лейдерманом:




, [кВт]                                          (1)




где Nе max=132,4
[кВт] - максимальная эффективная мощность двигателя;


ne
- текущая частота вращения, [об/мин];


nN=4800
[об/мин] - частота вращения при максимальной мощности;


коэффициенты а=в=с=1.


Определяем значения наименьшей устойчивой - ne
min
, и максимальной - ne
max,
частот вращения коленчатого вала двигателя.




ne min = 0,13×
nN =0,13×4800=624=700 [об/мин],



ne
max
= 1,2×
nN =1,2×4800=5760=6000
[об/мин].




Полученный диапазон частот вращения коленчатого
вала разбиваем на двенадцать значений через интервал в 100 [об/мин].


Для каждого значения ne
, с использованием уравнения Лейдермана, определяем значения эффективной
мощности двигателя Ne.


Часть мощности двигателя затрачивается на привод
вспомогательного оборудования (генератор, насос системы охлаждения двигателя,
компрессор, насос гидроусилителя руля и др.), и лишь оставшаяся мощность Ne¢
- мощность нетто, используется для движения автомобиля.




Ne¢
= 0,9×Ne,
[кВт]                                                                                    (2)




Для расчета графика эффективного крутящего
момента используем выражение вида:




, [Н×м].                                                                      (3)




Часть
эффективного крутящего момента двигателя - Me
затрачивается на привод навесного вспомогательного оборудования, и лишь
оставшаяся его часть, так называемый крутящий момент нетто - Мe¢,
используется для движения автомобиля. Для определения момента нетто воспользуемся
выражением:




Мe¢ = 0,9 × Мe
, [Н×м]                                                                     (4)




Полученные
при расчетах данные заносим в таблицу 1.




Таблица
1 - Параметры внешней скоростной характеристики двигателя марки 1JZ-GE





Параметры



Частота
вращения коленчатого вала, об/мин










700



800



900



1000



1100



1200



1300



1400



1500








, кВт



17,03853148



19,693274



22,39215



25,13148148



27,90759



30,7168



33,55543



36,41981



39,30625







Ne'
, кВт



15,33467833



17,723947



20,15294



22,61833333



25,11683



27,64512



30,19989



32,77783



35,37563







Мe
, Нм



232,4542509



235,08846



237,6056



240,0056481



242,2886



244,4545



246,5034



248,4351



250,2498







Мe'
, Нм



209,2088258



211,57961



213,845



216,0050833



218,0598



220,0091



221,853



223,5916



225,2248








, кВт



42,21108



45,13062



48,0612



50,99913



53,94074



56,88235



59,82028



65,6704



68,57523







Ne'
, кВт



37,98997



40,61756



43,25508



45,89922



48,54667



51,19412



53,83825



59,10336



61,71771







Мe
, Нм



251,9474



253,5279



254,9914



256,3377



257,567



258,6793



259,6744



261,3135



261,9574







Мe'
, Нм



226,7527



228,1751



229,4922



230,704



231,8103



232,8113



233,707



235,1821



235,7616








, кВт



71,46167



74,32605



77,16468



79,97389



82,75



85,48933



88,18821



90,84295



96,00532





Ne'
, кВт



64,31551



66,89345



69,44821



71,9765



74,475



76,9404



79,36939



81,75866



86,40479





Мe
, Нм



262,4842



262,894



263,1867



263,3623



263,4208



263,3623



263,1867



262,894



261,9574





Мe'
, Нм



236,2358



236,6046



236,868



237,0261



237,0788



237,0261



236,868



236,6046



235,7616






, кВт



98,5056



100,947



103,3259



105,6387



107,8815



110,0508



112,1428



114,1539



117,9188





Ne'
, кВт



88,65504



90,85233



92,99335



95,07479



97,09333



99,04568



100,9285



102,7385



106,1269





Мe
, Нм



261,3135



260,5525



259,6744



258,6793



257,567



256,3377



254,9914



253,5279



250,2498





Мe'
, Нм



235,1821



234,4972



233,707



232,8113



231,8103



230,704



229,4922



228,1751



225,2248






, кВт



119,6651



121,3158



122,8672



124,3156



125,6574



126,8889



128,0063



129,006



129,8844





Ne'
, кВт



107,6986



109,1842



110,5805



111,8841



113,0917



114,2



115,2057



116,1054



116,896





Мe
, Нм



248,4351



246,5034



244,4545



242,2886



240,0056



237,6056



235,0885



232,4543



229,703





Мe'
, Нм



223,5916



221,853



220,0091



218,0598



216,0051



213,845



211,5796



209,2088



206,7327






















На основе результатов в таблице, строим графики
внешней скоростной характеристики двигателя (рис.
5).





























Рис. 5
Графики внешней скоростной характеристики




4.2 Тяговый баланс автомобиля




Тяговый баланс автомобиля - это совокупность
графиков зависимостей силы тяги на ведущих колесах Fк, [Н] (на
различных передачах), а также суммы сил сопротивления качению Ff,
[Н] и воздуха Fw, [Н], от скорости движения автомобиля Va,
[км/ ч]. Графики сил тяги на колесах автомобиля строим для всех ступеней
коробки перемены передач.


Расчет сил тяги на колесах для каждой передачи -
Fki
производится по формуле:




, [Н]                                                                          (5)




hТР -
коэффициент полезного действия трансмиссии;


UТР
- передаточное число трансмиссии;



- радиус качения колеса, [м].


КПД
трансмиссии автомобиля определяется на основании потерь мощности на трение:




hтр = 0,98К
×0,97L× 0,99M                                                                 (6)




K
- число пар цилиндрических шестерен в трансмиссии автомобиля, через которые
передается крутящий момент на i-той передаче;


L
- число пар конических или гипоидных шестерен;


M
- число карданных шарниров.


Для определения К, L,
M необходимо
использовать кинематическую схему автомобиля, данные заносим в таблицу 2.




Таблица 2 - КПД трансмиссии





Передачи



K



L



M



hтр





I



6



1



3



0,833746017





II



6



1



3



0,833746017





III



0



1



3



0,94119003





IV



6



1



3



0,833746017







Передаточное число трансмиссии автомобиля
определяется как произведение:




UТР = UКПП ×
UРК × UГП                                                          (7)




UКПП - передаточное число коробки
перемены передач;


UРК - передаточное число раздаточной
коробки или делителя;


UГП - передаточное число главной передачи.


Для определения этих значений также
воспользуемся кинематической схемой автомобиля, полученные значения занесем в
таблицу 3.







Таблица 3 - Передаточное число трансмиссии








UКПП



UРК



UГП



UТР





I



2,804



1



4



11,216





II



1,531









6,124





III



1









4





IV



0,705









2,82







При расчетах радиусов качения колес, в качестве
исходных данных, используют статический радиус - rстат  При этом
следует учитывать, что радиус качения rк обычно несколько больше
статического и определяется индивидуально для диагональных и радиальных шин. На
автомобиле ГАЗ -3307 установлены радиальные шины, поэтому радиус качения колеса
рассчитываем по следующей формуле:




rк = 1,04 ×
rстат, [м];                                                                (8)


rстат = 0,31


rк = 1,04 ×
0,31 = 0,3224 [м]




При расчетах зависимостей силы тяги на колесах
автомобиля крутящий момент двигателя нетто - Мé
берем
из таблицы 1.


Также для построения графика нам необходимо
рассчитать скорость движения автомобиля на каждой передачи в зависимости от
оборотов двигателя.




 , [км/ ч]                                                                 (9)




Далее
определяем силы сопротивления качению колес автомобиля по дорожному покрытию,
используя выражение:




 , [Н]                                                               (10)


ma
= 1650 [кг] - масса полностью загруженного автомобиля;


g
= 9,81 [м/с2] - ускорение свободного падения;


f
- коэффициент сопротивления качению автомобильного колеса.


Величина
коэффициента сопротивления качению колеса - f, зависит от скорости автомобиля.
Для его определения используют выражение, предложенное Б.С. Фалькевичем:




                                                                             (11)




Коэффициент
сопротивления качению колеса автомобиля рассчитываем для двух типов дорог с
асфальтобетонным покрытием и для грунтовой дороги.


f
0 = 0,018- коэффициент сопротивления качению колес автомобиля по
асфальтобетону;


f0
= 0,03 - коэффициент сопротивления качению колес автомобиля по грунтовой
дороге.


Для
расчета действующей на автомобиль силы сопротивления воздуха воспользуемся
выражением вида:




 , [Н]                                                                           (12)




Кв - коэффициент обтекаемости формы
автомобиля;


Sx-площадь проекции автомобиля на
плоскость перпендикулярную продольной оси, [м2].


При известном значении безразмерного
коэффициента аэродинамического сопротивления Сх = 0,3 можно легко
определить значение коэффициента обтекаемости Кв по выражению,
предложенному академиком Е.А. Чудаковым:





Кв = 0,5 ×
Сх × r в,
[кг/м3]                                                      (13)




r в = 1,225 , [кг/м3] -
плотность воздуха.




Кв = 0,5 ×
0,3 ×
1,225 = 0,18375 [кг/м3]




Для нахождения площади Миделя автомобиля Sx
воспользуемся выражением:




Sx = 0,78 ×
Ва ×
Н, [м2]                                                          (14)




Ва = 1,495 [м] - колея передних колес


Н = 1,75 [м] - высота автомобиля.




Sx =1,495 ×
1,75 = 2,040675 [м2]




Значение максимального значения скорости - Va
max выбираем таким, чтобы оно было примерно на 10% больше наибольшего
значения скорости, определенного для высшей передачи.


Рассчитанные значения сил сопротивления движению
заносим в таблицу 4.




Таблица 4
- Значения сил сопротивления движению





Параметры



Скорость
движения автомобиля, км/ч








0



10



20



30



40



50



60



70



80





f
асф.



0,018



0,01809



0,01836



0,01881



0,01944



0,02025



0,02124



0,02241



0,02376





f
грунт.



0,03



0,03015



0,0306



0,03135



0,0324



0,03375



0,0354



0,03735



0,0396





Ff асф, [H]



294,0057



295,4757



299,885814



307,236



317,5262



330,7564



346,9267



366,0371



388,0875





Ff грунт., [H]



490,0095



492,4595



499,80969



512,0599



529,2103



551,2607



578,2112



610,0618



646,8125





Fw, [H]



0



2,893318



11,57327257



26,03986



46,29309



72,33295



104,1595



141,7726



185,1724





Fw+Ff асф., [H]



294,0057



298,369



311,4590866



333,2758



363,8192



403,0894



451,0862



507,8097



573,2599





Fw+Ff грунт., [H]



490,0095



495,3529



511,3829626



538,0998



575,5034



623,5936



682,3707



751,8344



831,9849





f
асф.



0,02529



0,027



0,02889



0,03096



0,03321



0,03564



0,03825



0,04104



0,04401





f
грунт.



0,04215



0,045



0,04815



0,0516



0,05535



0,0594



0,06375



0,0684



0,07335





Ff асф, [H]



413,078



441,0086



471,8791



505,6898



542,4405



582,1313



624,7621



670,333



718,8439





Ff грунт., [H]



688,4633



735,0143



786,4652



842,8163



904,0675



970,2188



1041,27



1117,222



1198,073





Fw, [H]



234,3588



289,3318



350,0915



416,6378



488,9708



567,0904



650,9966



740,6894



836,1689





Fw+Ff асф., [H]



647,4368



730,3404



821,9706



922,3276



1031,411



1149,222



1275,759



1411,022



1555,013





Fw+Ff грунт., [H]



922,8221



1024,346



1136,557



1259,454



1393,038



1537,309



1692,267



1857,911



2034,242





f
асф.



0,04716



0,05049



0,054



0,05769



0,06156



0,06561



0,06984



0,07425



0,07884





f
грунт.



0,0786



0,08415



0,09



0,09615



0,1026



0,10935



0,1164



0,12375



0,1314





Ff асф, [H]



770,2949



824,686



882,0171



942,2883



1005,499



1071,651



1140,742



1212,774



1287,745





Ff грунт., [H]



1283,825



1374,477



1470,029



1570,48



1675,832



1786,085



1901,237



2021,289



2146,242





Fw, [H]



937,4351



1044,488



1157,327



1275,953



1400,366



1530,565



1666,551



1808,324



1955,883





Fw+Ff асф., [H]



1707,73



1869,174



2039,344



2218,242



2405,865



2602,216



2807,293



3021,097



3243,628





Fw+Ff грунт., [H]



2221,26



2418,964



2627,356



2846,434



3076,198



3316,65



3567,788



3829,613



4102,125




















График тягового баланса (рис.
5).




























Рис. 5
График тягового баланса




4.3 Динамический фактор автомобиля




Динамический фактор автомобиля представляет
собой совокупность динамических характеристик, номограммы нагрузок автомобиля и
графика контроля буксования его колес. Динамический фактор автомобиля дает
представление о динамических свойствах автомобиля при заданных дорожных
условиях и нагрузке автомобиля.


Динамическая характеристика - это зависимость
динамического фактора автомобиля с полной нагрузкой от скорости его движения Di
= f(Va). Графики динамического фактора строят для тех же условий
движения, что и графики тягового баланса, т.е. для каждой передачи i.
Динамическим фактором D автомобиля называется отношение разности силы тяги и
силы сопротивления воздуха к весу автомобиля:




                                                                               (15)




На
графике динамической характеристики показываем также зависимость суммарного
коэффициента сопротивления дороги y
= f(Va), который в случае разгона автомобиля на ровной,
горизонтальной поверхности дороги численно равен коэффициенту сопротивления
качению:




y       = f + tga,                                                                      (16)




где a - угол подъема
дороги.


Суммарный коэффициент сопротивления дороги в
нашем случае равен коэффициенту сопротивления качения.


Полученные при расчетах динамического фактора
автомобиля данные заносим в таблицу 5.




Таблица 5
- Параметры динамического фактора автомобиля на 1,2,3,4-ой передачах





Передачи



Параметры



Частота
вращения коленчатого вала, об/мин











700



800



900



1000



1100



1200



1300



1400





I




, км/ч



7,5857133



8,669387



9,753059914



10,83673



11,92041



13,00408



14,08775



15,17143








Fw,
H



1,6649034



2,174568



2,752187225



3,397762



4,111292



4,892777



5,742218



6,659614








Di



0,3714106



0,375589



0,379577024



0,383373



0,386978



0,390392



0,393615



0,396646





II




, км/ч



13,893103



15,87783



17,86256042



19,84729



21,83202



23,81675



25,80148



27,78621








Fw,
H



5,5846334



7,294215



9,231741002



11,39721



13,79063



16,41198



19,26129



22,33853








Di



0,2025061



0,2047



0,206778024



0,20874



0,210586



0,212315



0,213928



0,215426





III




, км/ч



21,27034



24,30896



27,34758



30,3862



33,42482



36,46344



39,50206



42,54068








Fw,
H



13,090163



17,09736



21,63884087



26,71462



32,32469



38,46905



45,14771



52,36065








Di



0,1487667



0,150216



0,151557847



0,152791



0,153917



0,154934



0,155844



0,156645





IV




, км/ч



30,170695



34,48079



38,79089362



43,10099



47,41109



51,72119



56,03129



60,34139








Fw,
H



26,337031



34,39939



43,53672526



53,74904



65,03634



77,39862



90,83588



105,3481








Di



0,0917957



0,092361



0,092812638



0,093152



0,093378



0,093492



0,093492



0,09338





I




, км/ч



16,2551



17,33877



18,42245



19,50612



20,58979



21,67347



22,75714



23,84081








Fw,
H



7,644965



8,698271



9,819532



11,00875



12,26592



13,59105



14,98413



16,44517








Di



0,399486



0,402134



0,404592



0,406858



0,408933



0,410816



0,412508



0,414009





II




, км/ч



29,77093



31,75566



33,74039



35,72512



37,70985



39,69458



41,67931



43,66404








Fw,
H



25,64373



29,17686



32,93794



36,92696



41,14393



45,58884



50,2617



55,1625








Di



0,216807



0,218072



0,219221



0,220254



0,221171



0,221971



0,222656



0,223224





III




, км/ч



45,5793



48,61792



51,65654



54,69516



57,73378



60,7724



63,81102



66,84964








Fw,
H



60,10789



68,38942



77,20525



86,55536



96,43977



106,8585



117,8115



129,2988








Di



0,157338



0,157924



0,158401



0,15877



0,159031



0,159184



0,159229



0,159166





IV




, км/ч



64,65149



68,96159



73,27169



77,58179



81,89189



86,20199



90,51209



94,82218








Fw,
H



120,9353



137,5976



155,3347



174,1469



194,034



214,9962



237,0333



260,1454








Di



0,093155



0,092817



0,092366



0,091802



0,091126



0,090337



0,089434



0,088419





I




, км/ч



24,92449



26,00816



27,09183



28,17551



29,25918



30,34285



31,42653



32,5102








Fw,
H



17,97416



19,57111



21,23601



22,96887



24,76969



26,63845



28,57518



30,57986








Di



0,415319



0,416438



0,417365



0,418101



0,418645



0,418999



0,419161



0,419132





II




, км/ч



45,64877



47,63349



49,61822



51,60295



53,58768



55,57241



57,55714



59,54187








Fw,
H



60,29125



65,64794



71,23257



77,04515



83,08567



89,35414



95,85055



102,5749








Di



0,223676



0,224012



0,224232



0,224336



0,224324



0,224196



0,223951



0,223591





III




, км/ч



69,88826



72,92688



75,9655



79,00412



82,04274



85,08136



88,11998



91,1586








Fw,
H



141,3203



153,8762



166,9664



180,5908



194,7496



209,4426



224,6699



240,4316








Di



0,158995



0,158716



0,158329



0,157834



0,157231



0,15652



0,1557



0,154773





IV




, км/ч



99,13228



103,4424



107,7525



112,0626



116,3727



120,6828



124,9929



129,303








Fw,
H



284,3324



309,5945



335,9315



363,3435



391,8305



421,3925



452,0295



483,7414








Di



0,087291



0,08605



0,084697



0,08323



0,081651



0,079958



0,078153



0,076235





I




, км/ч



33,59387



34,67755



35,76122



36,84489



37,92857



39,01224



40,09591



41,17959








Fw,
H



32,65249



34,79308



37,00163



39,27813



41,62258



44,035



46,51536



49,06368








Di



0,418911



0,4185



0,417897



0,417102



0,416117



0,41494



0,413572



0,412012





II




, км/ч



61,5266



63,51133



65,49605



67,48078



69,46551



71,45024



73,43497



75,4197








Fw,
H



109,5272



116,7074



124,1156



131,7518



139,6158



147,7079



156,0278



164,5757








Di



0,223114



0,222521



0,221812



0,220987



0,220046



0,218988



0,217815



0,216525





III




, км/ч



94,19722



97,23584



100,2745



103,3131



106,3517



109,3903



112,4289



115,4676








Fw,
H



256,7275



273,5577



290,9222



308,821



327,2541



346,2215



365,7231



385,7591








Di



0,153738



0,152594



0,151343



0,149983



0,148516



0,14694



0,145257



0,143465





IV




, км/ч



133,6131



137,9232



142,2333



146,5434



150,8535



155,1636



159,4737



163,7838








Fw,
H



516,5283



550,3902



585,3271



621,3389



658,4258



696,5876



735,8244



776,1362








Di



0,074204



0,072061



0,069804



0,067435



0,064952



0,062357



0,059649



0,056828





I




, км/ч



42,26326



43,34693



44,43061



45,51428



46,59795



47,68163



48,7653



49,84897








Fw,
H



51,67996



54,36419



57,11638



59,93652



62,82462



65,78067



68,80468



71,89664








Di



0,410262



0,40832



0,406187



0,403862



0,401347



0,39864



0,395741



0,392652





II




, км/ч



77,40443



79,38916



81,37389



83,35862



85,34334



87,32807



89,3128



91,29753








Fw,
H



173,3516



182,3554



191,5871



201,0468



210,7344



220,65



230,7935



241,165








Di



0,21512



0,213598



0,21196



0,210206



0,208336



0,206349



0,204247



0,202029





III




, км/ч



118,5062



121,5448



124,5834



127,622



130,6607



133,6993



136,7379



139,7765








Fw,
H



406,3293



427,4339



449,0727



471,2459



493,9533



517,195



540,971



565,2813








Di



0,141565



0,139558



0,137442



0,135218



0,132886



0,130446



0,127898



0,125242





IV




, км/ч



168,0939



172,404



176,7141



181,0242



185,3343



189,6444



193,9545



198,2646








Fw,
H



817,523



859,9847



903,5214



948,1331



993,8198



1040,581



1088,418



1137,33








Di



0,053895



0,050848



0,047689



0,044416



0,041031



0,037533



0,033922



0,030199



























График динамического фактора показан на рисунке 6.

























Рис. 6
Динамический







4.4 Характеристика ускорений автомобиля




Характеристика ускорений - это зависимость
ускорений автомобиля от скорости ja i
= f(Va), [м/с2], при его разгоне на каждой передаче.


Указанные зависимости строим для случая разгона
полностью загруженного автомобиля, на ровной горизонтальной дороге с
асфальтобетонным покрытием. Величину ускорений при разгоне автомобилей
рассчитываем из выражения:




 , [м/с2]                                                                   (17)




y -
коэффициент суммарного дорожного сопротивления движения автомобиля по
асфальтобетонному покрытию (y
= f );


dвр -
коэффициент, учитывающий инерцию вращающихся масс при разгоне автомобиля.


Коэффициент
dвр
рассчитываем по формуле:




                                                            (18)





= 0,55 [кг/м2] - момент инерции маховика и разгоняющихся деталей
двигателя;



= 0,942 [кг/м2] - момент инерции колеса автомобиля;


n
= 4 - общее число колес автомобиля.


Значения коэффициента dвр
и ускорений при разгоне автомобиля рассчитываем для каждой передачи в КПП.
Полученные при расчетах значения заносим в таблицу 6.







Таблица 6
- Значения ускорений, действующих при разгоне автомобиля





Передачи



Параметры



Частота
вращения коленчатого вала, об/мин











700



800



900



1000



1100



1200



1300



1400





I




, км/ч



7,5857133



8,669387



9,753059914



10,83673



11,92041



13,00408



14,08775



15,17143








Di



0,3714106



0,375589



0,379577024



0,383373



0,386978



0,390392



0,393615



0,396646








ψ1



0,0180518



0,018068



0,01808561



0,018106



0,018128



0,018152



0,018179



0,018207








Di
-
ψ1



0,3533588



0,357522



0,361491414



0,365268



0,36885



0,37224



0,375436



0,378439








ja
i , м/с2



2,5580815



2,588219



2,616955936



2,644293



2,67023



2,694768



2,717905



2,739642





II




, км/ч



13,893103



15,87783



17,86256042



19,84729



21,83202



23,81675



25,80148



27,78621








Di



0,2025061



0,2047



0,206778024



0,20874



0,210586



0,212315



0,213928



0,215426








ψ1



0,0181737



0,018227



0,018287164



0,018355



0,018429



0,018511



0,018599



0,018695








Di
-
ψ1



0,1843323



0,186473



0,18849086



0,190385



0,192157



0,193805



0,195329



0,196731








ja
i , м/с2



1,6129063



1,631639



1,649293242



1,66587



1,681368



1,695788



1,70913



1,721394





III




, км/ч



21,27034



24,30896



27,34758



30,3862



33,42482



36,46344



39,50206



42,54068








Di



0,1487667



0,150216



0,151557847



0,152791



0,153917



0,154934



0,155844



0,156645








ψ1



0,0184072



0,018532



0,018673101



0,018831



0,019005



0,019197



0,019404



0,019629








Di
-
ψ1



0,1303595



0,131684



0,132884746



0,13396



0,134911



0,135738



0,136439



0,137016








ja
i , м/с2



1,1955781



1,20773



1,218737974



1,228603



1,237325



1,244903



1,251338



1,25663





IV




, км/ч



30,170695



34,48079



38,79089362



43,10099



47,41109



51,72119



56,03129



60,34139








Di



0,0917957



0,092361



0,092812638



0,093152



0,093378



0,093492



0,093492



0,09338








ψ1



0,0188192



0,01907



0,01935426



0,019672



0,020023



0,020408



0,020826



0,021277








Di
-
ψ1



0,0729764



0,073291



0,073458378



0,07348



0,073355



0,073084



0,072667



0,072103








ja
i , м/с2



0,6864872



0,689442



0,691020821



0,691223



0,69005



0,6875



0,683574



0,678271







Продолжение таблицы 6





Передачи



Параметры



Частота
вращения коленчатого вала, об/мин











1500



1600



1700



1800



1900



2000



2100



2200





I




, км/ч



16,2551



17,33877



18,42245



19,50612



20,58979



21,67347



22,75714



23,84081








Di



0,399486



0,402134



0,404592



0,406858



0,408933



0,410816



0,412508



0,414009








ψ1



0,018238



0,018271



0,018305



0,018342



0,018382



0,018423



0,018466



0,018512








Di
-
ψ1



0,381248



0,383864



0,386286



0,388515



0,390551



0,392393



0,394042



0,395498








ja
i , м/с2



2,759979



2,778917



2,796454



2,812591



2,827328



2,840666



2,852603



2,86314





II




, км/ч



29,77093



31,75566



33,74039



35,72512



37,70985



39,69458



41,67931



43,66404








Di



0,216807



0,218072



0,219221



0,220254



0,221171



0,221971



0,222656



0,223224








ψ1



0,018798



0,018908



0,019025



0,019149



0,01928



0,019418



0,019563



0,019716








Di
-
ψ1



0,198009



0,199165



0,200196



0,201105



0,201891



0,202553



0,203092



0,203508








ja
i , м/с2



1,73258



1,742688



1,751717



1,759669



1,766542



1,772338



1,777055



1,780694





III




, км/ч



45,5793



48,61792



51,65654



54,69516



57,73378



60,7724



63,81102



66,84964








Di



0,157338



0,157924



0,158401



0,15877



0,159031



0,159184



0,159229



0,159166








ψ1



0,01987



0,020127



0,020402



0,020692



0,021



0,021324



0,021665



0,022022








Di
-
ψ1



0,137469



0,137796



0,137999



0,138078



0,138031



0,13786



0,137565



0,137144








ja
i , м/с2



1,260778



1,263783



1,265645



1,266363



1,265939



1,26437



1,261659



1,257804





IV




, км/ч



64,65149



68,96159



73,27169



77,58179



81,89189



86,20199



90,51209



94,82218








Di



0,093155



0,092817



0,092366



0,091802



0,091126



0,090337



0,089434



0,088419








ψ1



0,021762



0,02228



0,022832



0,023417



0,024036



0,024688



0,025373



0,026092








Di
-
ψ1



0,071393



0,070537



0,069534



0,068385



0,06709



0,065649



0,064061



0,062327








ja
i , м/с2



0,671593



0,663538



0,654107



0,6433



0,631116



0,617556



0,602621



0,586309





Передачи



Параметры



Частота
вращения коленчатого вала, об/мин











2300



2400



2500



2600



2700



2800



2900



3000





I



Vа , км/ч



24,92449



26,00816



27,09183



28,17551



29,25918



30,34285



31,42653



32,5102








Di



0,415319



0,416438



0,417365



0,418101



0,418645



0,418999



0,419161



0,419132








ψ1



0,018559



0,018609



0,018661



0,018714



0,01877



0,018829



0,018889



0,018951








Di - ψ1



0,39676



0,397829



0,398704



0,399386



0,399875



0,40017



0,400272



0,40018








ja i
, м/с2



2,872278



2,880015



2,886352



2,89129



2,894827



2,896964



2,897702



2,897039





II



Vа , км/ч



45,64877



47,63349



49,61822



51,60295



53,58768



55,57241



57,55714



59,54187








Di



0,223676



0,224012



0,224232



0,224336



0,224324



0,224196



0,223951



0,223591








ψ1



0,019875



0,020042



0,020216



0,020397



0,020584



0,020779



0,020982



0,021191








Di - ψ1



0,203801



0,20397



0,204017



0,20394



0,20374



0,203416



0,20297



0,2024








ja i
, м/с2



1,783255



1,784738



1,785143



1,78447



1,782719



1,77989



1,775982



1,770997





III



Vа , км/ч



69,88826



72,92688



75,9655



79,00412



82,04274



85,08136



88,11998



91,1586








Di



0,158995



0,158716



0,158329



0,157834



0,157231



0,15652



0,1557



0,154773








ψ1



0,022396



0,022786



0,023194



0,023617



0,024058



0,024515



0,024989



0,025479








Di - ψ1



0,136599



0,13593



0,135135



0,134216



0,133173



0,132005



0,130712



0,129294








ja i
, м/с2



1,252806



1,246665



1,23938



1,230952



1,22138



1,210666



1,198808



1,185806





IV



Vа , км/ч



99,13228



103,4424



107,7525



112,0626



116,3727



120,6828



124,9929



129,303








Di



0,087291



0,08605



0,084697



0,08323



0,081651



0,079958



0,078153



0,076235








ψ1



0,026844



0,02763



0,02845



0,029302



0,030188



0,031108



0,032061



0,033047








Di - ψ1



0,060447



0,05842



0,056247



0,053928



0,051462



0,048851



0,046092



0,043188








ja i
, м/с2



0,56862



0,549556



0,529115



0,507298



0,484105



0,459535



0,43359



0,406268







Продолжение таблицы 6





Передачи



Параметры



Частота
вращения коленчатого вала, об/мин











3100



3200



3300



3400



3500



3600



3700



3800





I




, км/ч



33,59387



34,67755



35,76122



36,84489



37,92857



39,01224



40,09591



41,17959








Di



0,418911



0,4185



0,417897



0,417102



0,416117



0,41494



0,413572



0,412012








ψ1



0,019016



0,019082



0,019151



0,019222



0,019295



0,01937



0,019447



0,019526








Di
-
ψ1



0,399896



0,399417



0,398746



0,39788



0,396822



0,39557



0,394125



0,392486








ja
i , м/с2



2,894976



2,891514



2,886651



2,880388



2,872726



2,863663



2,853201



2,841338





II




, км/ч



61,5266



63,51133



65,49605



67,48078



69,46551



71,45024



73,43497



75,4197








Di



0,223114



0,222521



0,221812



0,220987



0,220046



0,218988



0,217815



0,216525








ψ1



0,021407



0,02163



0,021861



0,022098



0,022343



0,022595



0,022853



0,023119








Di
-
ψ1



0,201707



0,200891



0,199951



0,198889



0,197703



0,196394



0,194962



0,193406








ja
i , м/с2



1,764933



1,757791



1,749572



1,740274



1,729898



1,718444



1,705912



1,692301





III




, км/ч



94,19722



97,23584



100,2745



103,3131



106,3517



109,3903



112,4289



115,4676








Di



0,153738



0,152594



0,151343



0,149983



0,148516



0,14694



0,145257



0,143465








ψ1



0,025986



0,026509



0,027049



0,027606



0,02818



0,02877



0,029376



0,029999








Di
-
ψ1



0,127752



0,126085



0,124293



0,122377



0,120336



0,118171



0,11588



0,113465








ja
i , м/с2



1,171662



1,156374



1,139942



1,122368



1,10365



1,083789



1,062784



1,040636





IV




, км/ч



133,6131



137,9232



142,2333



146,5434



150,8535



155,1636



159,4737



163,7838








Di



0,074204



0,072061



0,069804



0,067435



0,064952



0,062357



0,059649



0,056828








ψ1



0,034067



0,035121



0,036207



0,037327



0,038481



0,039668



0,040889



0,042143








Di
-
ψ1



0,040137



0,03694



0,033597



0,030107



0,026471



0,022689



0,018761



0,014686








ja
i , м/с2



0,37757



0,347496



0,316045



0,283219



0,249016



0,213436



0,176481



0,13815







4.5 Характеристика времени разгона автомобиля




Характеристика разгона представляет собой
зависимость времени t = f(Va), [c] разгона полностью загруженного
автомобиля, на отрезке ровного горизонтального шоссе с асфальтобетонным
покрытием. При определении времени разгона воспользуемся графиком зависимости ja
i
= f(Va).


Время движения автомобиля, при котором его
скорость возрастает на величину DVi,
определяется по закону равноускоренного движения:




 , [c]                                                            (19)




Величину
интервала скоростей DVi
выбираем равной 5 км/час. При этом ускорение движения автомобиля на интервале
скоростей интегрирования равно полусумме ускорений в начале и конце интервала.


Суммарное
время разгона автомобиля на заданной передаче от минимальной скорости Va
min до максимальной скорости Va max находим суммированием
времени разгона на интервалах:




 , [c]                                                                             (20)




q
- общее число интервалов.


Время
переключения передач принимаем 1 сек., а скорость движения автомобиля -
постоянной.


Полученные при расчетах данные заносим в таблицу
8.




Таблица 8 - Значения времени разгона автомобиля







Параметры



Значения





V,
[км/ч]



0



5



10



15



20



25



30



35



40





∆Vi,
[км/ч]



5



5



5



5



5



5



5



5



5





ji-1,
[м/с2]



0



2,49



2,62



2,73



2,82



2,87



2,9



2,89



2,85





ji,
[м/с2]



2,49



2,62



2,73



2,82



2,87



2,9



2,89



2,85



2,78





∆t,
[с]



1,115573405



0,5435964



0,519211



0,500500501



0,488186



0,481417



0,479754



0,483933



0,493389





t,
[с]



0



1,6591698



2,178381



2,678881139



3,167067



3,648484



4,128239



4,612172



5,105561









Продолжение таблицы 8







Параметры



Значения





V,
[км/ч]



45



50



55



60



65



70



75



80



85





∆Vi,
[км/ч]



5



5



5



5



5



5



5



5



5





ji-1,
[м/с2]



2,78



2,69



2,57



2,42



2,22



1,72



1,69



1,66



1,61





ji,
[м/с2]



2,69



2,57



2,42



2,22



1,72



1,69



1,66



1,61



1,56





∆t,
[с]



0,50782



0,528095



0,556669



0,598659



0,70502



0,814598



0,829187



0,849473



0,876271





t,
[с]



5,613381



6,141476



6,698145



7,296804



8,001823



8,816421



9,645608



10,49508



11,37135





V,
[км/ч]



90



95



100



105



110



115



120



125



130





∆Vi,
[км/ч]



5



5



5



5



5



5



5



5



5





ji-1,
[м/с2]



1,56



1,5



1,42



1,36



1,28



1,19



1,1



0,96



0,92





ji,
[м/с2]



1,5



1,42



1,36



1,28



1,19



1,1



0,96



0,92



0,87





∆t,
[с]



0,907771



0,951294



0,999201



1,052189



1,124606



1,213003



1,348436



1,477541



1,551831





t,
[с]



12,27912



13,23042



14,22962



15,28181



16,40641



17,61942



18,96785



20,44539



21,99722





V,
[км/ч]



135



140



145



150



155



160



165



170



175





∆Vi,
[км/ч]



5



5



5



5



5



5



5



5



5





ji-1,
[м/с2]



0,87



0,82



0,77



0,71



0,22



0,17



0,12



0,08



0,02





ji,
[м/с2]



0,82



0,77



0,71



0,22



0,17



0,12



0,08



0,02



0





∆t,
[с]



1,643655



1,74703



1,876877



2,986858



7,122507



9,578544



13,88889



27,77778



138,8889





t,
[с]



23,64088



25,38791



27,26479



30,25164



37,37415



46,9527



60,84158



88,61936



227,5083









Характеристика разгона автомобиля по времени
показана на рисунке 7.



























Рис. 7
Характеристика времени разгона







5.
Конструкторская часть




При диагностировании АТС на тяговом стенде
существует проблема неверного определения тяговых качеств из-за наступления
момента проскальзывания ведущих колес по поверхности ролика, в момент, когда
сила тяги на колесе превосходит силу сцепления шин с поверхностью нагружающего
ролика. Не смотря на то, что проскальзывание при проведении испытаний
фиксируется оценить реальные тяговые качества автомобиля практически
невозможно. На исход испытания также влияет очень большое количество факторов,
таких как температурный режим покрышек автомобиля, давление воздуха в шинах и
т.д.


В современных стендах определение тяговых
качеств осуществляется не с поверхности колеса, а непосредственно с осей колес.


Примером является стенд Dynapack 4022 4WD. Отбор
мощности на этом роторном стенде производится непосредственно с осей колес.
Отсутствие проскальзываний дает наиболее стабильные результаты замеров,
возможность отловить самые тонкие нюансы вплоть до влияния на мощность вязкости
моторного масла, что вкупе с наличием дополнительных датчиков -
давления/разрежения на впуске, газоанализатора делает этот стенд наилучшим для
тонких настроек. Недостаток - то, что снятие колес и установка автомобиля на
стенд занимают больше времени - около 1,5 часа.


Чтобы избавится от проблемы проскальзывания
колес автомобиля на роликах стенда, нужно обеспечить жесткую связь оси колеса с
роликами стенда. Это возможно осуществить с помощью дополнительных опор, на
которых будут закреплены валы, соединяющиеся с ведущей осью автомобиля, и
цепной передачей с роликами стенда. Валы дополнительных опор должны соединяться
с осью колеса через телескопическую муфту для испытания автомобилей с разной
колеей ведущих колес. Для подъема и удержания автомобиля в момент испытания в
конструкции стенда должно быть предусмотрено подъемное устройство.


Модернизированная схема стенда с отбором
мощности непосредственно с осей ведущих колес представлена на рисунке 8.



























Рис. 8.
Схема модернизированного стенда







Список использованных источников




1.
Автоматические коробки передач. - Харитонов
С.А.


2.
Автоматические коробки передач автомобилей TOYOTA.
Том 2. - М.: Автодата - Легион, 2006. - 250с.


3.
Автомобильные датчики, реле и переключатели. Литвиненко В.В. Майструк А.П.


4.
Быков А.В., Алексеев В.М. Методические указания к выполнению курсовой работы по
курсу «Теория эксплуатационных свойств автомобиля» - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - 36.


5.
Как превратить персональный компьютер в измерительный комплекс. Пер. с фр.
/
П. Гель. - М.: «ДМК», 1999. - 144с.


6.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации тягового стенда К467М.


7.
Ресурсы Интернет: www.drom.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.