СОДЕРЖАНИЕ
1. Структура и краткая экономическая характеристика УП «ММЗ
им. С. И. Вавилова»
2. Использование производственного и кадрового потенциала
предприятия. Оценка использования кадрового потенциала
3. Организация работы предприятия
4. Политика ценообразования на предприятии
5. Прибыль и рентабельность предприятия
6. Финансы предприятия
7. Индивидуальное задание
Список использованных источников
1. СТРУКТУРА И КРАТКАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УП «ММЗ ИМ. С. И. ВАВИЛОВА»
УП «ММЗ им. С. И.
Вавилова» - крупное многопрофильное предприятие, специализирующееся в области
лазерных, оптико-электронных и оптико-механических приборов и систем. Они имеют
как военное назначение, так и гражданское (в медицине, космических
исследованиях, народном хозяйстве и в быту). УП «ММЗ им. С. И. Вавилова»
действует на основании Устава (приложение А).
Местонахождение
предприятия:
220023 г. Минск, ул. Макаенка, 23.
УП «ММЗ им. С. И.
Вавилова», основано в 1957 году, является одним из крупнейших предприятий
оптического приборостроения в Республике Беларусь. УП «ММЗ им. С. И. Вавилова»
располагает большим научно-техническим и производственным потенциалом в области
проектирования, изготовления и испытания высокоточных оптико-механических,
оптико-электронных приборов и систем. До 1989 года около 70% продукции
производилось для нужд военных ведомств. В то же время каждый четвертый
фотоаппарат, выпускавшийся в СНГ, имел марку БелОМО, в котором УП «ММЗ им. С.
И. Вавилова» является головным предприятием объединения.
Производственный потенциал
УП «ММЗ им. С. И. Вавилова» позволяет выпускать на уровне мировых образцов
следующую продукцию:
- измерительные,
наблюдательные приборы специального назначения;
- прицельную технику, в
том числе с использованием лазеров;
- изделия для машиностроения
и автомобилистов;
- осветительную
аппаратуру;
- товары народного
потребления.
Несколько этапов
конверсии первой половины 90-х годов, отсутствие спроса на изделия
производственно-технического характера, падение покупательского спроса
населения привело к почти полной замене номенклатуры производимой продукции и
разработке новой стратегии производства и ее реализации.
Основной целью, стоящей
перед УП «ММЗ им. С. И. Вавилова», является:
1. Стабильное
финансово-экономическое развитие предприятия.
2. Производство
высококачественной конкурентоспособной экспортоориентированной и
импортозамещающей продукции.
3. Повышение жизненного
уровня работников предприятия.
Основными задачами в
соответствии с поставленной целью являются:
- обновление
производственных мощностей;
- создание новой
современной конкурентоспособной продукции, обладающей высоким экспортным
потенциалам;
- увеличение ассортимента
и выпуск новой импортозамещающей продукции; расширение рынков сбыта, как в
ближнем, так и в дальнем зарубежье.
Основа рыночной политики
УП «ММЗ им. С. И. Вавилова» - экономическое развитие на основе выпуска
конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям мировых стандартов, выход
на мировой рынок с высококачественной и недорогой продукцией.
В каждом из региональных
рынков выделяются несколько типов потребительских рынков:
- рынок потребителей
спецтехники;
- рынок потребителей
изделий прицельной техники и наблюдательных приборов (условно: оптовый,
розничный, вторичный);
- рынок потребителей
продукции гражданского назначения;
- рынок потребителей
товаров народного потребления (условно: оптовый, розничный, вторичный);
- рынок потребителей
услуг (изготовление комплектации, передача документации).
Рынок стран СНГ (Россия,
Украина, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Армения,
Азербайджан). Характеризуется сильной зависимостью от политической и
экономической ситуации. Общий спад экономической активности, вызывающий и
падение платежеспособного спроса в частности, отрицательно влияет на динамику
развития рынков потребителей услуг и товаров народного потребления.
Положительная динамика проявляется на рынках потребителей специальной техники,
изделий прицельной техники и наблюдательных приборов (перевооружение,
модернизация).
Рынок стран Балтии
(Литва, Латвия Эстония).
Рынок, однозначно
ориентированный на потребление продукции, произведенной в странах Западной
Европы и Америки. Участие в военно-политическом блоке НАТО и использование его
стандартов накладывает большие ограничения на возможность экспорта спецтехники.
Присутствие на рынке потребителей изделий прицельной техники и наблюдательных
приборов большого количества мировых торговых марок создает высокий уровень
конкуренции, при котором помимо показателя цена/качество важное значение
приобретает уровень послепродажного обслуживания.
Существует возможность
экспорта на этот рынок приборов наблюдения и прицелов ночного видения низкой
ценовой категории, бытовой оптики, а также услуг.
Рынки государств дальнего
зарубежья.
Рынок стран Восточной
Европы.
Характерен быстрым
увеличением платежеспособного спроса. Возможна положительная динамика развития
всех типов потребительских рынков, в том числе рынка потребителей медицинской
техники при получении разрешения на использование в клинической практике каждой
конкретной страны предлагаемых к экспорту изделий. Участие многих стран этого
рынка в военно-политическом блоке НАТО и использование его стандартов
накладывает большие ограничения на возможность экспорта спецтехники. Однако,
ограниченность собственных ресурсов этих стран, подталкивают их к компромиссным
решениям при выборе поставщиков изделий прицельной техники и наблюдательных
приборов. Это подтверждает все увеличивающийся интерес к подобной продукции
производства БелОМО.
Присутствие на рынке
потребителей изделий прицельной техники и наблюдательных приборов большого
количества мировых торговых марок создает высокий уровень конкуренции, при
котором помимо показателя цена/качество важное значение приобретает уровень
послепродажного обслуживания.
Важнейшей характеристикой
рынка стран Восточной Европы является стремление к сохранению положительного
сальдо во внешнеторговых операциях. Поэтому увеличение доли предприятия на этом
рынке будет зависеть от перераспределения доли товарных групп в общем
фиксированном объеме экспорта белорусских производителей.
Рынок стран Западной
Европы.
Статичный рынок. Динамика
его развития на порядок ниже динамики рынка стран Восточной Европы. Практически
бесперспективен для экспорта специальной техники и изделий медицинской техники.
Весь объем экспорта составлен товарами народного потребления. Увеличение объема
экспорта происходит за счет увеличения товарной номенклатуры и применения
комплекса маркетинговых мер. Актуальным является экспорт услуг и создание
совместных производств.
Рынок региона Ближнего
Востока (ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Ливан).
Рынок региона Северной и
Центральной Африки (Ливия, Египет, Алжир, Ангола, Судан, Эфиопия, Сомали).
Рынок региона
Юго-Восточной Азии (Индонезия, Вьетнам, Индия, Пакистан).
В специфике работы очень
схожи между собой. Характерны положительной динамикой развития всех типов
потребительских рынков. Протекционистские меры правительств приводят к
постоянному увеличению объемов товарооборота.
Велик спрос на рынке
потребителей услуг. Огромна потребность в модернизации военной техники.
Существование в большинстве стран упрощенных процедур сертификации и разрешения
к использованию делает их самыми потенциальными для экспорта всех товарных
групп предприятия, услуг, технологий.
Основные требования
потребителей продукции.
В условиях рыночной
экономики удовлетворение запросов потребителей продукции, товаров, услуг
является важнейшим фактором успеха предприятия. Для анализа запросов
потребителей проводятся исследования рынка, которые осуществляются следующими
способами:
- анализ информации,
предоставленной маркетологами и менеджерами;
- участие в выставках и
ярмарках;
- анализ информации,
помещенной в каталогах, буклетах, журналах, прайс-листах, рекламно издательской
литературе;
- анализ информации СМИ,
по телефону, торговым точкам,
- отзывы потребителей
продукции о качестве и потребительских свойствах ее.
В современных условиях
конкуренции необходимо уделять внимание требованиям клиентов к продукции
предприятия. Основными требованиями покупателей продукции являются:
- улучшение эргономики
продукции (удобство и простота пользования, вес изделия, унификация
применения);
- улучшение качества
продукции (уменьшение бракованных систем и узлов, улучшение технических
характеристик, увеличение срока службы изделия);
- сокращение сроков
поставки продукции до потребителей;
- гарантийное и
послегарантийное обслуживание;
- улучшение дизайна
продукции и упаковки;
- доступная цена для
потребителя.
Выполнение этих условий
позволяет сделать продукцию предприятия конкурентоспособной, а, следовательно,
увеличить объемы продаж как на внутреннем, так и на внешних рынках.
В период 2002-2007 гг. УП
«ММЗ им. С. И. Вавилова» проводился ряд маркетинговых исследований по
номенклатуре выпускаемых изделий, объединенных в следующие товарные группы:
прицелы оптические и прицельные комплексы; коллиматорные прицелы; приборы и
прицелы ночного видения; приборы наблюдения; целеуказатели лазерные; фонари
подствольные, в том числе инфракрасные; дальномеры лазерные; коллиматоры
холодной пристрелки.
Конкуренты предприятия на
целевых рынках.
Рынки ближнего зарубежья:
1. Уральский
оптико-механический завод - прицелы оптические, прицельные системы с лазерным
дальномером, теодолиты оптико-механические;
2.
Научно-производственный комплекс «Фотоприбор» - прицелы оптические, глазки
дверные, компасы жидкостные «Сокол»;
3. Харьковский
машиностроительный завод «ФЭД» прицелы оптические, фотокамеры
4. Тамбовский завод
«Электроприбор» - прицелы оптические, лупы;
5. ПО «Новосибирский
приборостроительный завод» - монокуляры панкратические и универсальные,
монокуляры, трубы зрительные ночные, прицелы оптические;
6. Вологодский
оптико-механический завод - приборы ночного видения, прицелы оптические дневные
и ночные;
7. Загорский
оптико-механический завод - бинокуляры, лупы, монокуляры ночного видения,
прицелы охотничьи дневные и ночные;
8. АООТ «Ростовский
оптико-механический завод» - монокуляры ночного видения;
9. ОАО «Казанский
оптико-механический завод» - приборы ночного видения;
10. СКБ ТНВ - приборы
ночного видения, прицелы ночные, лазерные целеуказатели;
11. ОАО «Красногорский
завод им.С.А. Зверева» - прицелы оптические, ночные;
12. НПАО «Барс» - прицелы
коллиматорные, приборы ночного видения, лазерные целеуказатели.
Другие рынки:
1. «Умарекс», ФРГ -
прицелы оптические;
2. «Цейсс», ФРГ -
наблюдательные приборы;
3. STANO Components Inc,
США - прицелы, приборы наблюдения;
4. Vision International,
США - приборы наблюдения;
5. Excalibur Enterprises,
США - прицелы, приборы наблюдения;
6. LEA Inc. - приборы
наблюдения;
7. ITT ElectroOptical
Products Div - приборы наблюдения;
8. Varo Electron Devices,
США - прицелы ночные и др.
Оценка «технологического»
состояния конкурентов может быть сопоставлена с уровнем их разработок и
качеством выпускаемой ими продукции. Оценка финансового состояния конкурентов
весьма проблематична, так как даже косвенные данные, например, о долях рынка
стрелковой оптики этих предприятий, недоступны.
Планомерное увеличение
объемов сбыта продукции УП «ММЗ им. С. И. Вавилова» в мировом масштабе, как правило,
достигается организацией региональных представительств, действующих от имени
головного предприятия и поддерживающих местные дилерские сети. Эффективно
создание постоянно действующих выставок в рамках торговых домов Республики
Беларусь за рубежом.
Производственная
программа в 2008 г. УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» нацелена на насыщение рынков,
как в РБ, так и в странах дальнего и ближнего зарубежья товарами гражданского и
народного потребления отвечающими международным стандартам. Перспективное
направление - производство импортозамещающей продукции соответствующей по
качеству зарубежным аналогам, но не производящейся в РБ (узлы для большегрузных
автомобилей). Выпуск продукции энергосберегающего характера (счетчики газа,
осветительная аппаратура). Особое внимание в планируемом периоде уделяется на
выпуск экспортной, конкурентоспособной продукции (спец. техника, товары
гражданского назначения и ТНП) обеспечивающей поступление в РБ валютной
выручки. Благодаря своим производственно-технологическим возможностям и
инфраструктуре УП «ММЗ им. С. И. Вавилова» в настоящее время в состоянии
осваивать и выпускать сложные технические комплексы, надежно работающие в любых
условиях.
За последнее время на
предприятии проведена определенная работа по внедрению международных стандартов
ИСО серии 9000:
- испытательная
лаборатория аккредитована на право проведения испытаний сертифицируемой
продукции;
- аккредитована
метрологическая служба и получена лицензия на аттестацию и проверку средств
измерения;
- разработана политика
руководства в области обеспечения качества;
- со всеми специалистами
проводится учеба по изучению требований ИСО серии 9000.
В структуру УП «ММЗ им.
С.И. Вавилова» входит отдел гарантийного и технического обслуживания
выпускаемых изделий - ОГТО. На отдел в соответствии с КСУЭП и КР возложено
управление качеством на стадии эксплуатации, которое организовано в
соответствии со стандартами предприятия:
СТПАШ 2620-94
«Гарантийное обслуживание, организация гарантийного ремонта»;
СТПАШ 2626-84 «Порядок
восстановления изделий ПТН»;
СТПАШ 2656-85 «Порядок
рассмотрения рекламаций, восстановление изделий»;
СТПАШ 1040-27272-87
«Техническая подготовка ремонта, ТНП серийного производства».
В настоящее время
находятся на стадии разработки:
СТПАШ СК 4005-2001
«Система качества. Обслуживание. Обеспечение качества продукции на стадии
эксплуатации».
СТПАШ СК 4017-2001
«Система качества. Изделия общей техники. Рассмотрение рекламаций.
Восстановление изделий».
Для своевременного и
качественного гарантийного и послегарантийного обслуживания ТНП выпускаемых УП
«ММЗ им. С.И. Вавилова» заключены договора:
- по счетчикам расхода
газа с 12 организациями различных регионов РФ и 9 организациями РБ;
- по
сепараторам-маслообразователям и соковыжималкам-шинковкам с 1 организацией РФ;
- по дымомерам с 1
организацией РБ.
В период 2006-2008 гг.
планируется разработка и внедрение новых изделий по следующим направлениям:
1. Узлы пневматической
тормозной системы грузовых автомобилей (МАЗ, КАМАЗ) и пассажирских автобусов.
2. Совершенствование
конструкции и создание новых моделей бытовых счетчиков газа с целью снижения
материалоемкости и трудоемкости данного вида продукции.
3. Освоение производства
ряда типоразмеров ИК-излучателей и блоков управления к ним.
4. Освоение производства
новых моделей оптических прицелов, приборов наблюдения,
экспортно-ориентированных приборов ночного видения.
5. Модернизация
компрессоров хладоновых с целью расширения области их применения в холодильной
аппаратуре.
6. Освоение производства
систем больничных осветительных импортозамещающей направленности.
7. Развитие производства
и расширение номенклатуры энергосберегающих светильников различного назначения.
Освоение новых моделей
счетчиков газа и совершенствование выпускаемых направлено на закрепление
позиций УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» на рынке РФ и дальнейшее продвижение моделей
счетчиков на рынки республик Казахстан и Молдова.
Особенностью
материально-технического обеспечения предприятия является сложившаяся система
применения в производстве и планировании технически и экономически обоснованных
норм расхода сырья, материалов и покупных комплектующих изделий с
использованием автоматизированной системы управления. В данный период на
предприятии используется более 3,5 тысяч наименований сырья и материалов и 2,5
тысяч покупных комплектующих изделий. В условиях рыночной экономики резко
возрастает роль оперативного планирования материально-технического обеспечения.
Планирование объемов
закупок сырья, материалов и покупных комплектующих изделий, выполняемое отделом
материального нормирования, планирования и мобилизационной подготовки завода,
включает в себя:
- разработку
подетально-пооперационных норм расхода ТМЦ по всей установленной номенклатуре
продукции и видам работ;
- расчет потребности в
ТМЦ на планируемый период по плану выпуска изделий;
- анализ объемов закупок
с учетом потребности, остатков на складах и в кладовых предприятия, транзитных
норм поставки ТМЦ;
- формирование плана
материально-технического обеспечения предприятия.
Работа требует
постоянного изучения конъюнктуры рынка и анализа цен приобретаемых ТМЦ. Для
повышения конкурентоспособности предприятия и снижения затрат на закупку
материалов, выбор основного и альтернативного поставщика осуществляется на
конкурсной основе.
В процессе проведения
конкурсов (процедур запроса ценовых предложений) конкурсная комиссия
рассматривает поступившие ей предложения, - проводит квалификационный отбор
участников конкурса и выбор поставщиков. После принятия решения о выборе
поставщиков, отдел материального снабжения или отдел внешней комплектации
заключают договора на закупку ТМЦ.
В целях повышения
экономической эффективности закупок металлопродукции, исключения
необоснованного посредничества в соответствии с Программой централизованных
закупок, предприятие участвует в биржевых торгах и закупает материалы в
открытом акционерном обществе «Белорусская универсальная товарная биржа», у
основных поставщиков-организаций, входящих в состав Белорусского концерна по
материальным ресурсам («Белресурсы»), а так же производит закупки у
производителей.
В период 2008 г.
продолжится поиск новых направлений производства продукции, в том числе
поисково-экспериментальные и опытно-конструкторские работы по созданию
счетчиков газа на базе электронных методов определения расхода, создание
компрессоров, работающих на перспективных хладонах, нагревателей на базе
источников типа КГМ и КГТ, позисторных нагревателей, специальных осветительных
приборов для учебных классов и т.п.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА
Численность работающих на
УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2007 г. составила 2939 чел., за 2006 г. численность
работников составила 2901 чел. По своим должностным обязанностям весь персонал
подразделяется на управленческий персонал (руководители), инженерно-технические
работники (специалисты), служащие и рабочие.
Данные о возрастном и образовательном уровне работников УП
«ММЗ им. С.И. Вавилова» приведены на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1. Возрастной уровень работников УП
«ММЗ им. С.И. Вавилова»по состоянию на 01.01.2007г.
Рисунок 2. Образовательный уровень работников УП
«ММЗ им. С.И. Вавилова» по состоянию на 01.01.2007г.
Начисление заработной
платы на УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» производится в соответствии с действующими
Постановлениями Кабинета Совета Министров Республики Беларусь и единым
тарифно-квалификационным справочником.
Одним из важнейших
условий успешной работы любого предприятия является постоянный состав
работающих. Поэтому при анализе выполнения трудовых показателей целесообразно
изучать изменения численности состава работающих, которые обычно осуществляются
путем определения оборота рабочей силы, то есть изменения ее численности,
интенсивность которого характеризуется коэффициентом оборота, определением
текучести рабочей силы, интенсивность которой характеризуется коэффициентом
текучести. Среди экстенсивных факторов важное место занимает сокращение
текучести персонала и создания стабильных трудовых коллективов.
Для характеристики движения рабочей силы УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» рассчитаем
и проанализируем динамику коэффициентов движения рабочей силы:
1) коэффициент по приему
рабочих (Кпр):
;
2) коэффициент по
увольнению рабочих (Кув):
;
3) коэффициент текучести
кадров (Ктек):
;
4) коэффициент общего
оборота рабочей силы (Коб):
.
2006 год:
2007 год:
Данные о текучести кадров
УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» приведены в таблице 1.
Таблица 1. Данные о текучести кадров УП «ММЗ
им. С.И. Вавилова»
Показатели
2006 год
2007 год
Отклонение
1. Среднесписочная численность работников
2901
2939
+38
2. Принято работников
460
459
-1
3. Уволено работников
498
507
+9
4. Коэффициенты
- по приему
0,159
0,156
-0,003
- по увольнению
0,172
0,173
+0,001
- стабильности кадров
0,162
0,165
+0,003
- текучести кадров
0,33
0,329
-0,001
Как видно из таблицы 1,
не все коэффициенты движения рабочей силы имеют положительную динамику.
Коэффициент по приему снизился в динамике на 0,003. Положительной тенденцией в
движении кадров УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» в отчетном периоде является снижение
коэффициента текучести кадров. Коэффициент текучести кадров за 2007 г. составил
0,329 и снизился на 0,001. Коэффициент стабильности кадров увеличился на 0,003.
Проведем анализ
показателей по труду и заработной плате УП «ММЗ им. С.И. Вавилова», для чего
составим таблицу 2.
Таблица 2. Анализ показателей по труду и заработной плате УП «ММЗ им.
С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг.
Показатель
2006 г.
2007 г.
Отклонение (+/-)
Темп роста, %
Среднесписочная численность работников, чел.
2901
2939
+38
101,3
Фонд заработной платы, млн. руб.
20163,1
25657,5
+5494,4
127,2
Выручка от реализации, млн. руб.
63296
82297
+19001
130,0
Фонд заработной платы в % к выручке
31,86
31,18
-0,68
-
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.
579,2
727,5
+148,3
125,6
Производительность труда, млн. руб.
21,82
28,0
+6,18
128,3
Фонд заработной платы УП
«ММЗ им. С.И. Вавилова» увеличился по сравнению с 2006 г. на 5494,4 млн. руб.
(или на 27,2 %), среднемесячная заработная плата увеличилась на 148,3 тыс. руб.
(или на 25,6 %). Изменение фонда заработной платы работников обеспечено ростом
средней зарплаты. В связи с ростом выручки произошел рост производительности
труда на 6,18 млн. руб. или на 28,3 %.
Эффективная работа
предприятия возможна в том случае, если темпы роста производительности труда
опережают темпы роста средней заработной платы. УП «ММЗ им. С.И. Вавилова»
имеет благоприятную тенденцию опережения роста производительности труда (128,3 %)
по сравнению с ростом средней заработной платы (125,6 %).
Коэффициент
опережения равен:
Коп
= Игв / Исз = 1,283 / 1,256 = 1,022.
Для
определения суммы экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда заработной платы в
связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и
его оплаты, воспользуемся следующей формулой:
Э =
ФЗП2007 × (Исз - Игв ) / Исз.
Э = 25657,5 млн. руб. × (1,256 - 1,283) / 1,256 = -551,55 млн. руб.
Таким образом, наблюдается экономия фонда
заработной платы УП «ММЗ
им. С.И. Вавилова» за 2007 г. на сумму 551,55
млн. руб.
Важной задачей анализа является
определение эффективности использования фонда заработной платы (таблица 3).
Таблица 3. Анализ показателей эффективности использования фонда
заработной платы УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг.
Показатель
2006 г.
2007 г.
Отклонение (+/-)
Темп роста, %
1. Выручка на рубль ФЗП
3,14
3,21
+0,07
102,2
2. Прибыль
на рубль ФЗП
0,12
0,08
-0,04
66,7
3. ФЗП
на 1 работника
6,95
8,73
+1,78
125,6
4. Выручка на 1 работника
21,82
28,0
+6,18
128,3
5. Интегральный показатель эффективности использования ФЗП
0,61
0,51
-0,1
83,6
6. Соотношение темпов роста производительности труда и
средней заработной платы
-
1,022
-
-
7. Уровень фонда заработной платы в % к выручке
31,86
31,18
-0,68
-
Результаты расчетов
показывают, что показатель стимулирования выручки увеличился на 2,2 %,
показатель стимулирования прибыли снизился на 33,3 %. Показатель материальной
заинтересованности работников увеличился на 25,6 %. Следует отметить, что
интегральный показатель эффективности использования фонда заработной платы
снизился на 0,1 или на 16,4 %.
В таблице 4 приведены коэффициенты эффективности
использования фонда заработной платы УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг.
Таблица 4. Коэффициенты эффективности использования фонда заработной
платы УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг.
Коэффициенты
Расчет
1. Отношение индекса выручки к индексу ФЗП
1,3 / 1,272
= 1,022
2. Отношение индекса выручки на одного работника к индексу
ФЗП
1,283 / 1,272
= 1,009
3. Отношение индекса ФЗП к индексу численности
1,272 / 1,013 = 1,256
4. Отношение индекса прибыли к индексу ФЗП
0,783
/ 1,272 = 0,616
Из данных таблицы 4
видно, что из 4 коэффициентов эффективности использования фонда заработной
платы только один коэффициент ниже 1, таким образом, использование фонда
заработной платы УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» можно признать эффективным.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ
В УП «ММЗ им. С.И.
Вавилова» финансовая работа возлагается на главного бухгалтера, зам. главного
бухгалтера и бухгалтера.
Бухгалтерия УП «ММЗ им.
С.И. Вавилова» занимается начислением и выдачей заработной платы работникам,
начислением и отчислением налоговых выплат, начислением амортизационных
отчислений, заполнением и предоставлением в соответствующие органы
бухгалтерских отчетов и документации строгой отчетности, составление
бухгалтерского баланса, проведение инвентаризации и т. д.
Основными задачами
являются:
1) обеспечение денежными
средствами текущих затрат;
2) выполнение
обязательств перед бюджетом, банками и занятыми работниками.
На главного бухгалтера
также возлагаются следующие задачи:
1) содействие наиболее
эффективному использованию основных производственных фондов,
товарно-материальных ценностей;
2) осуществление мер по
ускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечение их сохранности,
доведению размеров собственных оборотных средств до экономически обоснованных
нормативов;
3) контроль за
правильностью организации финансовых отношений.
Функциями главного
бухгалтера являются:
1) планирование;
2) организация расчетов с
поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями;
3) организация
материального стимулирования, разработка систем премирования;
4) выполнение
обязательств перед бюджетом, оптимизация налогообложения;
5) страхование.
Главный бухгалтер
заботится о постоянном наличии средств, необходимых для текущей деятельности
предприятия, следит за их поступлением и расходованием. В своей работе он
опирается на метод наличных средств (кассовый) при определении фондов денежных
средств.
Бухгалтерский учет
осуществляется с помощью компьютерной программы «1С: Бухгалтерия». Также в
отделе производиться расчет технико-экономических показателей (рентабельность,
износ основных средств, выручка, прибыль, затраты и т.д.).
Информационное
обеспечение управления осуществляется посредствам приказов и указаний директора,
также информация, необходимая для деятельности Общества, берется из
периодической литературы и Интернета.
Документооборот УП «ММЗ
им. С.И. Вавилова» ведется в соответствии с законодательством. В Обществе
используют следующие виды организационно-распорядительной документации:
- Устав;
- штатное расписание;
- правила внутреннего
трудового распорядка;
- приказы по основной
деятельности, личному составу;
- решения по деятельности
Общества.
Также используется
справочно-информационная документация: заявления; справки; объяснительные
записки; докладные записки; акты; письма.
Процесс подбора и приема
кадров осуществляет сам директор с применением следующей кадровой документации:
- заявления (о приеме,
переводе, увольнении);
- приказы по личному
составу;
- личная карточка форма №
Т-2;
- личный листок по учету
кадров;
- трудовые книжки;
- автобиографии
работников.
Трудовые отношения
нанимателя и работника в УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» регулируются
законодательством на основании заключения трудового контракта.
В состав
автоматизированной системы обработки экономической информации УП «ММЗ им. С.И.
Вавилова» входят:
1) техническое
обеспечение: сервер,
обеспечивающий работу внутренней сети, которая состоит из нескольких
компьютеров (компьютеры NTT с
процессором Intell Pentium 4), сканеры, для сканирования необходимых документов,
принтеры для распечатки документов, ксерокс, модем, обеспечивающий выход в Internet;
2) системное программное
обеспечение: операционная система Windows XP и Windows 2000;
3) сетевое обеспечение: внутренняя
сеть, так как вся информация хранится в электронном виде, обмен информацией
происходит с помощью внутренней и внешней электронной почты; отделы предприятия
сотрудничают между собой при помощи внутренней сети, для повышения качества,
быстроты, эффективности работы, а также для большей информационной
безопасности;
4) средства организации
баз данных: базы данных разработаны в Access, так как в Access имеются все
необходимые для работы инструменты и возможности, и для создания необходимых
баз данных и работы с ними не нужны более сложные программы. В Microsoft Access
поддерживаются два способа создания базы данных. Имеется возможность создать
пустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы, отчеты и другие
объекты. Этот способ является наиболее гибким, но требует отдельного
определения каждого элемента базы данных. Можно также воспользоваться мастером
баз данных для создания всех необходимых таблиц, форм и отчетов для базы данных
выбранного типа. Это простейший способ начального создания базы данных.
В обоих случаях созданную
базу данных можно в любое время изменить и расширить;
5) прикладное программное
обеспечение: почтовая программа Lotus Notes для приема
заявок в электронном виде и для обмена необходимой информацией между
подразделениями;
6) информационное
обеспечение: информация необходимая для работы сотрудника хранится на
компьютере - рабочем месте на специальном диске, защищенным паролем, также она
дублируется на сервере; результат работы сотрудников и архивы информации
хранятся на сервере. Если сотруднику необходимо получить какую-либо информацию
он обращается к серверу, или непосредственно к тому, у кого есть эта
информация. Информация выдается по внутренней электронной почте. Источниками
информации являются нормативно-справочная документация.
Для обеспечения наиболее
эффективной работы УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» на ЭВМ необходимо установить в
качестве ОС Windows XP (на файловый сервер). Windows XP - это многопользовательская, многозадачная, многопоточная,
32-х разрядная ОС, имеющая свой графический, пользовательский интерфейс.
Отличительными чертами этой ОС являются:
- приоритетная
многозадачность;
- поддержка
мультипроцессорных компьютеров: поддержка работы в сети;
- возможность работы па
различных компьютерных платформах;
- поддержка файловых
систем и приложений для других ОС;
- защищенность;
- надежность и
отказоустойчивость;
- модульность;
- возможность
использования "национальной версии".
Кроме того, следует
заметить, что в отличие от ранних версий Windows (таких как Windows for Workgroups и Windows 95), XP -
это законченная ОС, а не надстройка над DOS.
К сервисному ПО можно
отнести:
1) программы технического
компьютера (например, Speedisk из пакета Norton Utilities);
2) антивирусные программы
(Касперский);
3) программы - архиваторы
(WinZip, WinRar, ARJ);
4) программы обслуживания
дисков (MS DOS: Format,
Fdisk, ChkDisk и др.), для обслуживания файловой системы на диске (NDD, Calibrate. Unerase) и установки параметров конфигурации ПК (Setup, Atsetup и др.).
Требования к
информационному обеспечению:
1. Корректность
информации, что обеспечит её однозначное восприятие.
2. Полезность информации,
то есть она должна содействовать достижению поставленных целей.
3. Оперативность, которая
должна отражать актуальность информации для необходимых расчетов и принятия
решений.
4. Точность информации,
то есть она не должна содержать искажений с тем, чтобы не было рисков на основе
неточной информации принять неправильное решение.
5. Достоверность
определяется свойством информации отражать реально существующие объекты.
6. Устойчивость
информации - её способность реагировать на изменения данных без нарушения
необходимой точности.
7. Достаточность
информации - содержит минимальный объём сведений для принятия целесообразных
решений.
Внемашинное
информационное обеспечение включает в себя внемашинную базу и средства ее
ведения. Внемашинная информационная база состоит из документов
нормативно-справочной документации и другой условно-постоянной информации
(справочники по продукции, каталоги производителей, поставщиков, сборник
нормативных документов по приемке товаров по качеству и количеству, по хранению
товара, по реализации товара, отчеты о работе склада).
Внемашинные
информационные базы формируются на основе различных средств массовой
информации, нормативных справочников, информации от партнеров. Организация и
ведение этих баз осуществляется посредством системы классификации и кодирования
товаров, посредством унифицированных форм системы документации.
Внутримашинное
информационное обеспечение включает внутримашинную информационную базу и
средства организации ее введения. Внутримашинная информационная база включает в
себя нормативно-справочные данные, которые создаются при первоначальной
загрузке и периодически пополняются (сведения о конкурентной продукции, о поставщиках,
покупателях, о технике проведения нововведений и хранении продукции, обобщенные
отчеты деятельности, затраты по введению новой аппаратуры, расширению штата
сотрудников, ремонту; сравнительный анализ за несколько лет, предложения по
улучшению состояния предприятия, учет доходов персонала, расходов на
транспортировку товара и т.д.).
В УП «ММЗ им. С.И.
Вавилова» используется система централизованной обработки информации. В таких
системах чаще всего используются пакетный и интерактивный режимы.
Экономические задачи,
решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
1) алгоритм решения
задачи формализован, процесс её решения не требует вмешательства человека:
2) имеется большой объём
входных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных
носителях;
3) расчёт выполняется для
большинства записей входных файлов;
4) большое время решения
задачи обусловлено большими объёмами данных;
5) регламентность, то
есть задачи решаются с заданной периодичностью.
При
интерактивном режиме пользователь имеет непосредственный доступ к одной ЭВМ или
к вычислительному комплексу, работающему как одна ЭВМ под управлением одной
операционной системы. В этом случае достаточно просто организовать работу
пользователей с общей базой, упрощается контроль целостности данных, их
хранение и восстановление.
4. ПОЛИТИКА
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Процесс формирования
промышленным предприятием цен на свои товары включает, как минимум, шесть
этапов:
1. Постановка задач
ценообразования.
2. Определение спроса.
3. Оценка издержек
производства.
4. Проведение анализа цен
и товаров конкурентов.
5. Выбор метода
установления цен.
6. Определение
окончательной цены и правил ее будущих изменений.
Характеристика подходов и
методов ценообразования приведена в таблице 5.
Таблица 5. Характеристики подходов и методов
ценообразования
Подходы и методы
Краткая характеристика подходов
1
2
1. Установление цены на основе себестоимости
1.1. Метод "себестоимость плюс прибыль"
1.2. Метод анализа контрольной точки
Производитель определяет цену товара, исходя из его
себестоимости. Условием применения подхода является стабильность
себестоимости во времени или ее небольшое изменение. Главный недостаток
заключается в том, что при определении цены не учитывается уровень спроса на товар
2. Установление цены на основе прибыли
2.1. Метод максимизации прибыли
2.1. Сопоставление валового дохода с валовыми издержками
2.1.2. Сопоставление предельного дохода с предельными
издержками
2.2. Метод целевой прибыли
2.3. Метод целевой рентабельности продаж
2.4. Метод целевой рентабельности инвестиций
Для достижения желаемого уровня прибыли рассчитывается
баланс валового (предельного) дохода и валовых (предельных) издержек. Целевая
прибыль может быть определена либо путем ее прямого расчета, либо путем ее
максимизации. Прямое определение целевой прибыли может быть выражено
рентабельностью продаж или рентабельностью инвестиций
3. Установление цены на основе оценки спроса
3.1. Метод анализа коэффициента эластичности
Цена товара определяется исходя из спроса на товар
Уровень цены на товар ставиться в зависимость от изменения
спроса. Высокая цена устанавливается, когда спрос относительно велик, а
низкая цена - когда спрос снижается. В этом подходе издержки рассматриваются
лишь как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар
продаваться по установленной цене, обеспечивая прибыль, или
нет
4. Установление цены на основе потребительной стоимости
4.1. Метод прямого определения цены
4.2. Метод определения потребительной стоимости
4.3. Диагностический метод
При формировании цены руководствуются оценкой покупательной
потребительной стоимости товара
Оценки потребителей выражены, как правило, в баллах или
процентах. Издержки рассматриваются как вспомогательный показатель,
учитываемый при обеспечении положительного хозяйственного результата
Подход применяется при внедрении на рынок нового товара
5. Установление цены с учетом цен конкурентов
5.1. Метод анализа технического уровня изделий –
конкурентов
В основу подхода положены цены конкурентов. Незначительное
внимание уделяется собственным издержкам и спросу. При назначении цен в
первую очередь учитывается качество товаров
6. Установление цены на основе параметрического ряда
изделий
6.1. Метод удельных показателей
6.2. Метод структурной аналогии
6.3. Метод корреляционно- регрессионного анализа
Основы подхода составляют количественные зависимости между
затратами или ценами и потребительными свойства продукции, входящей в
параметрический ряд. Параметрический ряд – группа товаров, которые однородны
по конструкции и технологии изготовления, имеют одинаковое функциональное
назначение
В принятии решения о
ценах при постановке задач ценообразования определяющими являются:
- затраты на производство
и реализацию продукции;
- максимальная цена,
которую готов заплатить потребитель;
- уровень цен на
конкурирующие товары, влияние конкурентов.
Исходя из этого, можно
выделить три основные стратегии ценообразования:
- установление низких цен
(затраты плюс нормальная прибыль);
- стратегия исчерпания
(“снятия сливок”);
- стратегия
приспособления к рыночной цене (следование за лидером).
Сравнительные данные по
продукции собственного производства УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» и производства
конкурентов (на примере газовых счетчиков) приведены в таблице 6.
Таблица 6. Сравнительные цены производителей
счетчиков газа
Производитель
G-1,6
G-2,5
G-4
G-6
ОАО Электроприбор» г. Воронеж
685,00
685,00
685,00
ЗАО «Газдевайс» г. Москва
710,00
710,00
710,00
1160,00
ФГУП «Точмаш» г. Владимир
696,20
696,20
696,20
-
ГК «Сигнал» г. Энгельс
-
720,00
720,00
1150,00
Премагаз Словакия
1450 (штамповка, термокомпенсатор)
ОАО «Новогрудский з-д газовой апаратуры»
873,20
1032,5
СП «Бэмкромгаз» Г. Брест
740,00
740,00
867,00
Gallus Gl,6; G2,5; G4, Франция
925,00
925,00
925,00
Metrix G6, Польша
1080,00
Бетар, г.Чистополь
1100,00
СП ООО «Газ Сузан Армения»
789,86
813,65
934,18
УП «ММЗ им СИ. Вавилова
861,40
861,40
1160,00
1160,00
Цены на счетчики газа указаны в рублях РФ с учетом НДС
Преимущества УП «ММЗ им.
С.И. Вавилова» перед конкурентами: в отдельных случаях преимуществами счетчиков
газа являются качество продукции и дизайн.
5. ПРИБЫЛЬ И
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
На основании данных
отчета о прибылях и убытках (приложение Б) проведем анализ основных показателей
хозяйственной деятельности УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг. (таблица
7).
Таблица 7. Основные показатели деятельности УП
«ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг.
Показатели
2006г.,
млн. руб.
2007г.,
млн. руб.
Отклонение от прошлого периода
в стоимостном выражении
в %
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг
63296
82297
+19001
130,0
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции,
товаров, работ, услуг
6777
7660
+883
113,0
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за
минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)
56519
74637
+18118
132,1
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг
50840
70018
+19178
137,7
Управленческие расходы
-
-
-
-
Расходы на реализацию
1508
2013
+505
133,5
Прибыль (убыток) от реализации
4171
2606
-1565
62,5
Операционные доходы
27370
35991
+8621
131,5
Операционные расходы
26436
34251
+7815
129,6
Прибыль (убыток) от совместной деятельности
-
-
-
-
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов
934
1740
+806
186,3
Внереализационные доходы
694
397
-297
57,2
Внереализационные расходы
3296
2782
-514
84,4
Сумма источников собственных средств, направленных на
покрытие убытков
-
-
-
-
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов
-2602
-2385
+217
-
Прибыль (убыток) за отчетный период
2503
1961
-542
78,3
Налог и сборы, производимые из прибыли
1861
1809
-52
97,2
Расходы и платежи из прибыли
11
6
-5
54,5
Сумма льгот по налогу на прибыль
-
-
-
-
Прибыль (убыток) к распределению
631
146
-485
23,1
По сравнению с 2006 г. в 2007 г. произошло увеличение выручки
от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 18118 млн. руб. (или на 32,1 %),
себестоимости реализованных товаров, работ, услуг (на 19178 млн. руб. или на 37,7
%), расходов на реализацию на 505 млн. руб. или 33,5 %. Прибыль от реализации УП
«ММЗ им. С.И. Вавилова» снизилась по сравнению с 2006 г. на 1565 млн. руб.
Операционные доходы выросли на 8621 млн. руб., операционные
расходы - на 7815 млн. руб. Прибыль от операционных доходов и расходов
увеличилась по сравнению с 2006 г. на 806 млн. руб. Внереализационные доходы
сократились на 297 млн. руб., внереализационные расходы - на 514 млн. руб. Убыток
от внереализационных доходов и расходов уменьшился по сравнению с 2006 г. на 217
млн. руб.
Подводя итог в целом, следует отметить, что результатами
финансовой деятельности УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» за 2006-2007 гг. является
прибыль, по сравнению с 2006 годом она снизилась на 542 млн. руб., темп роста
составил 78,3 %. Налоги и сборы, производимые из прибыли снизились на 52 млн.
руб., а расходы и платежи из прибыли - на 5 млн. руб. Нераспределенная прибыль сократилась
на 485 млн. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Для оценки эффективности
деятельности УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» проведем анализ показателей
рентабельности.
1) рентабельность оборота
(продаж):
На 01.01.2007 г.:
На 01.01.2008 г.:
2) рентабельность текущих
затрат:
На 01.01.2007 г.:
На 01.01.2008 г.:
3) рентабельность
совокупных активов:
На 01.01.2007 г.:
На 01.01.2008 г.:
4) рентабельность
оборотных средств:
На 01.01.2007 г.:
На 01.01.2008 г.:
5) рентабельность
собственного капитала:
На 01.01.2007 г.:
На 01.01.2008 г.:
6) рентабельность средств
на оплату труда:
На 01.01.2007 г.:
На 01.01.2008 г.:
Результаты расчетов
свидетельствуют о значительном снижении рентабельности деятельности УП «ММЗ им.
С.И. Вавилова» в 2007 г. по сравнению с 2006 г.
Снижение прибыли от
реализации и рост выручки от реализации привели к снижению рентабельности
оборота на 3,42 % (3,17 % - 6,59 %). В 2007 году показатель рентабельности
текущих затрат снизился на 4,48 % (3,72 % - 8,2 %) по сравнению с 2006 г., это
свидетельствует об ухудшении эффективности деятельности УП «ММЗ им. С.И.
Вавилова».
Для показателя
рентабельности совокупных активов также характерна тенденция спада, по
сравнению с 2006 г. данный показатель в 2007 г. снизился на 0,73 % (1,69 % - 2,42
%). Отрицательным моментом является и тот факт, что за 2006-2007 гг. снижение
характерно и для показателя рентабельности оборотных средств на 1,47 % (4,18 % -
5,65 %). Все это свидетельствует об ухудшении использования средств УП «ММЗ им.
С.И. Вавилова».
В 2007 году
рентабельности собственного капитала снизилась на 0,82 % (1,91 % - 2,73 %) к
уровню 2006 г., это связано с тем, что темп роста прибыли УП «ММЗ им. С.И.
Вавилова» ниже темпа роста собственного капитала.
Анализ рентабельности
фонда заработной платы показал, что за 2007 г. данный показатель снизился по
сравнению с 2006 г. на 4,77 % (7,64 % -
- 12,41 %). Это
объясняется тем, что темп роста фонда заработной платы превысил темп роста
прибыли.
Таким образом,
приведенный выше анализ показателей рентабельности свидетельствует об ухудшении
деятельности УП «ММЗ им. С.И. Вавилова», поскольку в 2007 году все рассчитанные
показатели рентабельности имеют тенденцию снижения по сравнению с 2006 г.
6. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Произведем анализ
финансового состояния УП
«ММЗ им. С.И. Вавилова» за
2006-2007 гг. на основании бухгалтерского баланса (приложении В). Анализ
финансового состояния начнем с изучения состава и структуры имущества (таблица 8).
Таблица 8. Анализ активов УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» по состоянию на 1 января 2007 г.
Наименование статей
На 01.01.2007 г.
На 01.01.2008 г.
Изменения (+/-)
Темп изменения, %
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
Всего активов
103369
100,0
115848
100,0
+12479
-
112,1
1.Внеоборотные активы
59074
57,1
68902
59,5
+9828
+2,4
116,4
1.1.основные средства
58233
56,2
68683
59,2
+10450
+3,0
117,9
1.2.нематер. активы
11
0,1
9
0,1
-2
-
81,8
1.3.вложения во внеоборотные активы
830
0,8
210
0,2
-620
-0,6
25,3
2.Оборотные активы
44295
42,9
46946
40,5
+2651
-2,4
106,0
2.1.запасы и затраты
10788
10,4
17551
15,2
+6763
+4,8
162,7
2.2. налоги по приобретенным ценностям
1197
1,2
2348
2,0
+1151
+0,8
196,2
2.3.готовая продукция
16104
15,6
11139
9,6
-4965
-6,0
69,2
2.4.товары отгруженные, выполненные работы, оказанные
услуги
8227
8,0
10280
8,8
+2053
+0,8
125,0
2.5.дебиторская задолженность
4627
4,5
3542
3,1
+1085
-1,4
76,6
2.6.финансовые вложения
1482
1,4
1489
1,3
+7
-0,1
100,5
2.7.денежные средства
1870
1,8
597
0,5
-1273
-1,3
31,9
Анализируя структуру
актива баланса УП «ММЗ
им. С.И. Вавилова» следует
отметить, что на конец отчетного периода общая стоимость имущества составила 115848
млн. руб. и по отношению к началу отчетного периода увеличилась на 12,1 %.
Основную долю в общей сумме активов на 01.01.2008 г. занимают внеоборотные
активы. Сумма внеоборотных активов на 01.01.2008 г. составила 68902 млн. руб.,
на 01.01.2007 г. составляла 59074 млн. руб., удельный вес на конец отчетного
периода увеличился на 2,4% (с 57,1 % до 59,5 %). В структуре внеоборотных
активов на 01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г. основную долю занимали основные
средства (их сумма увеличилась на 10450 млн. руб., а удельный вес в общей сумме
актива баланса вырос на 3,0 %).
По сравнению с 2006 годом
произошло снижение удельного веса оборотных активов на 2,4 %. Их сумма на конец
отчетного периода составила 46946 млн. руб. В структуре оборотных активов на 01.01.2007 г. и на
01.01.2008 г. основная доля принадлежит запасам и затратам, готовой продукции,
товарам отгруженным, выполненным работам, оказанным услугам. Дебиторская
задолженность УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» по сравнению с 2006 г. выросла на 1085
млн. руб., финансовые вложения - на 7 млн. руб., а денежные средства
сократились на 1273 млн. руб.
На основе бухгалтерского
баланса УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» проведем анализ пассива бухгалтерского
баланса (таблица 9).
Таблица 9. Анализ структуры пассива бухгалтерского
баланса УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» по состоянию на 1 января 2008 г. и влияния
основных разделов баланса на пополнение его активной части
Наименование статей
На 01.01.2007 г.
На 01.01.2008 г.
Изменения (+/-)
Темп изменения, %
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
сумма, млн. руб.
уд. вес, %
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Источники собственных средств
91686
88,7
102796
88,7
+11110
-
112,1
1.1. уставный фонд
277
0,3
277
0,2
-
-0,1
100,0
1.2. резервный фонд
1318
1,3
1340
1,2
+22
-0,1
101,7
1.3. добавочный фонд
66016
63,9
78320
67,6
+12304
+3,7
118,6
1.4. нераспределенная прибыль
22576
21,8
21847
18,9
-729
-2,9
96,7
1.5. целевое финансирование
1499
1,4
1012
0,8
-487
-0,6
67,5
2. Доходы и расходы
425
0,4
-364
-0,3
-789
-0,7
-
2.1. резервы предстоящих расходов
351
0,4
450
0,4
+99
-
128,2
2.2. расходы будущих
-11
-0,1
-869
-0,8
-858
-0,7
-
периодов
2.3. доходы будущих периодов
85
0,1
55
0,1
-30
-
64,7
3. Расчеты,
в том числе:
11258
10,9
13416
11,6
+2158
+0,7
119,2
3.1. краткосрочные кредиты и займы
1353
1,4
4871
4,2
+3518
+2,8
360,0
3.2. долгосрочные кредиты и займы
-
-
-
-
-
-
-
3.3. кредиторская задолженность
5839
5,6
6376
5,5
+537
-0,1
109,2
3.4. прочие виды обязательств
4066
3,9
2169
1,9
-1897
-2,0
53,3
4. Баланс
103369
100,0
115848
100,0
+12479
-
112,1
Анализируя данные таблицы
9, следует отметить увеличение собственных средств УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» на
11110 млн. руб. или на 12,1 %, расчеты УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» увеличились
на 2158 млн. руб. или 19,2 %, а доходы и расходы сократились на 789 млн. руб.
Анализ структуры пассива УП
«ММЗ им. С.И. Вавилова» показывает, что основную долю в общей сумме пассива
занимают собственные средства, удельный вес в структуре пассива баланса на
конец отчетного периода не изменился по сравнению с 01.01.2007 г. Среди
собственных средств основной удельный вес занимает добавочный фонд, сумма
увеличилась на 12304 млн. руб.
Удельный вес доходов и
расходов уменьшился на 0,7 %. Резервы предстоящих расходов увеличились на 99
млн. руб., доходы будущих периодов сократились на 30 млн. руб.
Удельный вес расчетов
вырос на 0,7 %. Расчеты УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» представлены в основном кредиторской
задолженностью. На 01.01.2007 г. кредиторская задолженность составляла 5839
млн. руб., а на конец периода - 6376 млн. руб., рост составил 537 млн. руб. или
9,2 %. Краткосрочные кредиты и займы увеличились на 3518 млн. руб., а прочие
виды обязательств снизились на 1897 млн. руб.
Для оценки структуры
баланса и платежеспособности УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» рассмотрим следующие
коэффициенты ликвидности, приведенные в таблице 10.
Таблица 10. Коэффициенты текущей ликвидности и
обеспеченности собственными оборотными средствами УП «ММЗ им. С.И. Вавилова»
Наименование показателя
На 01.01.2007 г.
На 01.01.2008 г.
Норматив
Коэффициент текущей ликвидности
К1=стр.290/(стр.790-стр.720)
3,935
3,499
К1³1,0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными
средствами
К2=(стр.590+стр.690-стр.190)/стр.290
0,746
0,714
К2³0,1
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
К3=стр.790/стр.390 или стр.890
0,109
0,116
К3£0,85
Коэффициент абсолютной ликвидности
Кабс=(стр.260+стр.270 баланса)/
/(стр.790-стр.720 баланса)
0,298
0,155
Кабс³0,2
Коэффициент текущей
ликвидности:
На 01.01.2007 г.:
44295 / 11258 = 3,935
На 01.01.2008 г.:
46946 / 13416 = 3,499
Рисунок 3. Коэффициент текущей ликвидности, К1
Коэффициент текущей
ликвидности на начало и конец отчетного периодов имеет значение выше
нормативного, это свидетельствует о том, что УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» обеспечено
собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и
своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент
обеспеченности собственными оборотными средствами:
На 01.01.2007 г.:
(91686 + 425 - 59074) /
44295 = 0,746
На 01.01.2008 г.:
(102796 - 364 - 68902) / 46946
= 0,714
Рисунок 4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными
средствами, К2
Коэффициент
обеспеченности собственными оборотными средствами на начало и конец отчетного
периода соответствует нормативу, это свидетельствует о том, что у УП «ММЗ им.
С.И. Вавилова» достаточно собственных оборотных средств для ведения
хозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченности
финансовых обязательств активами:
На 01.01.2007 г.:
11258 / 103369 = 0,109
На 01.01.2008 г.:
13416 / 115848 = 0,116
Значение данного
коэффициента соответствует нормативу, то есть УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» способно
рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Рисунок 5. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами,
К3
Коэффициент абсолютной
ликвидности:
На 01.01.2007 г.:
(1482 + 1870) / 11258 =
0,298
На 01.01.2008 г.:
(1489 + 597) / 13416 =
0,155
Рисунок 6. Коэффициент абсолютной ликвидности, Кабс
Значения коэффициента
абсолютной ликвидности на 01.01.2007 г. соответствует нормативу, а на 01.01.2008
г. не соответствует нормативу. Коэффициент абсолютной ликвидности - это норма
денежных резервов. Приведенные выше расчеты свидетельствуют о том, что на
01.01.2008 г. у УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» нет гарантии погашения долгов.
Таким образом, анализ
платежеспособности и ликвидности показал, что УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» обеспечено
собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и
своевременного погашения срочных обязательств, у УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» достаточно
собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и
обеспечения финансовой устойчивости, предприятие способно рассчитаться по своим
финансовым обязательствам после реализации активов, однако у УП «ММЗ им. С.И.
Вавилова» на 01.01.2008 г. нет гарантии погашения долгов.
7. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
ЗАДАНИЕ
Для осуществления
управления предприятием, его службами и структурными подразделениями
разработана и утверждена Генеральным директором структура управления. Структура
определяет иерархию подчиненности, исключает дублирование управленческих
функций и промежуточные звенья управления. Структура управления УП «ММЗ им.
С.И. Вавилова» приведена в приложении Г.
Управление УП «ММЗ им.
С.И. Вавилова» осуществляется в соответствии с действующим законодательством и
Уставом предприятия на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и
собственника имущества. Сочетание и согласованность интересов трудового
коллектива и собственника имущества предприятия реализуется через Совет
предприятия. Совет предприятия решает отнесенные к его компетенции вопросы
коллегиально на своих заседаниях. Заседание собирается по мере необходимости.
Совет предприятия правомочен решать вопрос в присутствии не менее 2/3 его
членов.
Руководителем УП «ММЗ им.
С.И. Вавилова» является генеральный директор. Генеральный директор
самостоятельно решает все вопросы деятельности объединения, за исключением
отнесенных действующим законодательством РБ к компетенции собственника, общего
собрания (конференции) трудового коллектива и Совета предприятия. Генеральный
директор действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех
предприятиях, учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами
завода в пределах прав, установленных собственником.
Коммерческий директор
отвечает за организацию сбыта продукции и внешнеторговой деятельности,
возглавляет и осуществляет сбытовую политику, обеспечивает изучение и анализ
конъюнктуры рынка, разрабатывает долгосрочную стратегию маркетинга, определяет
программу деятельности по формированию спроса и стимулированию сбыта.
Технический директор
проводит техническую политику, определяет основные направления в области
технической подготовки производства, реконструкции и технического
перевооружения производственных мощностей, разрабатывает перспективные
направления развития объединения, координирует проведение работ по внедрению
новой техники и технологии.
Финансовый директор
осуществляет анализ и планирование экономической и финансовой деятельности
предприятия, координирует политику в области ценообразования, учета и снижения
затрат на производство и реализацию продукции, инвестиций на освоение новых
изделий и техническое перевооружение, контролирует разработку и выполнение
финансовых планов, целевого использования ресурсов, организует и совершенствует
систему стимулирования труда.
Заместитель генерального
директора по материально-техническому снабжению и комплектации отвечает за
обеспечение производства сырьем и материалами, оборудованием и транспортом.
Заместитель генерального
директора по качеству руководит Политикой завода по обеспечению качества
продукции, руководит развитием и совершенствованием системы качества в
соответствии с международными стандартами ИСО, обеспечивает функционирование
системы качества.
Заместитель генерального
директора по кадрам, режиму, гражданской обороне и социальным вопросам
обеспечивает комплектование подразделений завода кадрами руководителей,
специалистов, служащих и рабочих, организует учет, подготовку и переподготовку
кадров, координирует работу штаба Гражданской обороны, организует работу по
поддержке социально-психологического климата в коллективе.
Заместитель финансового
директора - главный бухгалтер руководит организацией бухгалтерского учета и
отчетностью финансово-хозяйственной деятельности завода, осуществляет контроль
за финансовыми, кредитными и расчетными операциями.
Вышеназванные
руководители имеют в своем подчинении соответствующие функциональные
подразделения, которые обеспечивают выполнение руководством своих функциональных
и должностных обязанностей.
В условиях конкуренции на
рынке возрастает роль маркетинговых служб предприятия. Для обеспечения успешной
конкурентной борьбы предлагается использовать ряд мер: повышение качества
продукции, снижение цен на продукцию в сравнении с ценами конкурентов (по
крайней мере, на первом этапе - для завоевания рынка), более широкое
использование рекламы на новых рынках, использование услуг маркетинговых фирм,
которые помогли бы продвижению продукции предприятия на новые рынки, а также
участие в выставках. Также эффективными являются следующие меры: повышение
известности и престижа марки и производителя, установление большего, нежели у
конкурентов, гарантийного срока, дешевый ремонт, повышение требований к дизайну
и оформлению готовой продукции.
В процессе изменения
объемов производства, номенклатуры продукции, в связи с возложением на
структурные подразделения дополнительных задач и функций руководством
предприятия и вышестоящими организациями структура постоянно совершенствуется.
Структура предприятия
разработана с целью эффективного его функционирования. Основной
производственной единицей является цех основного производства. Цехи основного
производства (заготовительный, литейный, штамповочный, механические, сборочные)
организованы по технологической специализации - то есть выполняют определенные
технологические процессы (операции). В процессе функционирования производства
происходит углубление технологической специализации цехов.
С целью обеспечения
основного производства материалами, комплектующими изделиями, инструментом,
организации сбыта продукции, разработки и внедрения в производство новых
изделий, техпроцессов, обеспечения работы оборудования на предприятии
организованы вспомогательные цехи (ремонтный, транспортный, сантехнический и
др.); функциональные службы и отделы (планово-экономический, финансовый,
организации труда и заработной платы и др.).
С учетом изменения
требований рынка, необходимостью систематического повышения эффективности
работы, структуры предприятия постоянно изменяются и совершенствуются.
При переходе экономики на
рыночные отношения расширились и изменились функции отделов сбыта,
материально-технического, финансового и других отделов.
В целях повышения
эффективности работы предприятия структура управления изменялась:
- были организованы новые
структурные подразделения: отдел комплексной торговли и поставок, отдел
внешнеэкономических связей, магазин, торговый центр, торговый дом;
- упразднились
подразделения, которые утратили свою актуальность в сфере деятельности
предприятия или объединились с другими.
Так,
ремонтно-строительное производство было присоединено к деревообрабатывающему
участку. В результате чего был оборудован ремонтно-строительный
деревообрабатывающий цех.
Отдел экономического
анализа и структурных преобразований присоединен к планово-экономическому
отделу. Конструкторские отделы преобразованы в службу главного технолога.
Управление предприятием
строится на линейно-функциональной системе. Сущность ее заключается в том, что
основные направления производственно-хозяйственной деятельности предприятия
(экономическое, техническое, социальное, коммерческое) возглавляют заместители
генерального директора. Во главе каждого функционального подразделения стоит
руководитель, который полностью отвечает за все стороны его работы.
Основные направления
совершенствования системы управления:
- повышение научного
уровня планирования, контроля, отчетности и анализа;
- совершенствование
организационной структуры управления, в том числе путем исключения лишних
звеньев;
- совершенствование
экономических стимулов, нацеленных на конечный результат деятельности
предприятия.
Структурные и
организационные формы руководства работой предприятия и входящих в него
подразделений созданы до начала перестройки в народном хозяйстве и в значительной
мере являются сдерживающим фактором в работе предприятия.
Особенности системы
управления промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны с
изменением ориентирования в их деятельности. Основными экономическими целями УП
«ММЗ им. С.И. Вавилова» в рыночных условиях являются повышение эффективности
производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение
потребностей коллектива.
Внедрение рыночных
отношений выдвигает на первый этап повышение заинтересованности производственных
подразделений в создании и оперативности освоения конкурентоспособной
продукции, повышение эффективности использования производственного и
научно-технического потенциала, расширение предпринимательства, оперативное
регулирование доходов работников предприятия, гибкое реагирование на колебания
рыночного спроса цен на ресурсы и продукцию в зависимости от складывающихся
конкретных обстоятельств.
В этих условиях назрела
необходимость использования более гибких организационных форм, которые бы позволили
своевременно реагировать на требования изменяющихся условий хозяйствования,
укрепить материальную заинтересованность коллективов и руководителей в конечных
результатах их деятельности. Эти условия могут быть наиболее успешно
осуществлены при частичной децентрализации управления и предоставления
самостоятельности подразделениям.
Для решения вышеуказанных
задач планируется создать в составе УП «ММЗ им. С.И. Вавилова» обособленные
подразделения:
- на базе спортивного
комплекса и двух платных автомобильных стоянок;
- на базе двух цехов
основного производства, выпускающих соковыжималки, маслобойки, светильники и
нестандартное оборудование;
- без права юридического
лица с выделенным отдельным балансом и включением его в сводный баланс УП «ММЗ
им. С.И. Вавилова».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л. Л. Ермолович. – Мн.:
Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 576 с.
2. Аникеев И.М., Аникеева И.С. Основы
финансового аудита. – Мн.: Белмаркет, 1995. – 80 с.
3. Гончаров В. И. Технология и
инструменты эффективного управления предприятием. – Мн.: НИУ, 2000. – 160 с.
4.
Ильин А. И.,
Синица Л. М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.:
ООО «Новое знание», 2000. – 728 с.
5.
Кивачук В. С.
Оздоровление предприятия: экономический анализ - Мн.: Амалфея, 2002. – 384 с.
6.
Производственный
менеджмент. Управление предприятием: Учеб. пособие / С. А. Пелих, А. И. Гоев,
М. И. Плотницкий и др.; Под ред. проф. С. А. Пелиха. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 555
с.
7.
Раицкий К. А.
Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
«Дашков и К», 2002. – 1012 с.
8.
Романовский В. М.
и др. Финансы предприятий – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. – 528
с.
9.
Савицкая Г. В.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. – Мн.: Новое
знание, 2002. – 704 с.
10.
Савицкая Г. В.
Экономический анализ: Учеб. - 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – 640
с.
11.
Суша Г. З.
Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 384 с.
12.
Ткачук М. И.,
Киреева Е. Ф. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – Мн.:
Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 416 с.
13.
Финансы
предприятий: Учебник / Л. Г. Колпина, Т. Н. Кондратьева, А. А. Лапко; Под ред.
Л. Г. Колпиной. – 2-е изд., дораб. и доп. - Мн.: Выш. шк., 2004. – 336 с.
14.
Хрипач В. Я. и
др. Экономика предприятия. – Мн.: Экономпресс, 2001. – 464 с.
15.
Шидловская М. С.
Финансовый контроль и аудит: Учеб. пособие - Мн.: Вышэйшая школа, 2001. – 495
с.
16.
Экономика
предприятия: Учеб. пособие / В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич и др. –
2-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004 – 672 с.