Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Гомельский государственный дорожно-строительный колледж имени Ленинского комсомола Беларуси»
Отчет
по производственно-технологической практике на предприятии ДРСУ-113 г. Гомеля
Гомель 2011
1. Структура организации и обеспечение управления производственным процессом
Перспектива на ближайшие годы:
·развитие долговременных хозяйственных договоров;
·не допускать снижение объемов СМР, сохранять и организовывать новые рабочие места;
·постоянно работать над увеличением прибыли;
·снижать издержки строительно-монтажных работ и подсобного производства;
·своевременное обеспечение авансового финансирования прибылью, работай, заработной платой.
Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
Деятельностью организации является выпуск асфальтобетонных смесей, бетона, цементно-песчаных растворов, песко-цементных смесей, а также выполнение текущего ремонта, содержание автомобильных дорог и прочие работы.
2. Вид выпускаемой продукции, выполняемые работы, производственный план на текущий год
Продукция, выпускаемая на асфальтобетонном заводе (АБЗ), имеет следующее марки:
·Асфальтобетон ЩМБг;
·Асфальтобетон ЩМВг;
·Асфальтобетон Г;
·Асфальтобетон ЩКПг;
·Асфальтобетон ЩМПг;
·Асфальтобетон ЩМСц;
·Асфальтобетон на кубовидном щебне ЩМБ;
·Асфальтобетон на модифицированном ЩМСц;
битуме с добавкой ПАВ
·Асфальтобетон на модифицированном Б;
битуме с добавкой ПАВ
·Асфальтобетон на модифицированном СОМСх;
битуме с добавкой ПАВ
·Модифицированный битум;
·Бетон В-15;
·Бетон В-20;
·Бетон В-25;
·Бетон В-30;
·Бетон В-35;
·Цементно-песчаный раствор М-200;
·Песко-цементная смесь.
Производственный план на текущий год составляет 49 130,0 млн.р.:
§Текущий ремонт автомобильных дорог - 2 900 млн.р.;
§Содержание автомобильных дорог - 9 500 млн.р.;
§Прочие - 36 730 млн.р.
К прочим относятся сторонние организации, которые заказывают выполнение определенных видов работ по благоустройству различных объектов.
3. Производственные подразделения, участвующие в производственном процессе. Уровень технической оснащенности
Перечень технической оснащенности предприятия, участвующих в процессе работ:
·1 участок « Текущий ремонт и содержание автодорог, обслуживаемых ДРСУ»;
·2 участок «Строительство и капитальный ремонт автодорог и сооружений»;
·3 участок «Подрядные работы и подготовка производства»;
·4 участок «Асфальтобетонный завод»;
·Инженер по организации и безопасности движения;
·Инженер по охране труда;
·Лаборатория;
·Планово-производственный отдел;
·Сектор экономики, труда и заработной платы;
·Отдел главного механика;
·Отдел бухгалтерского учета;
·Сектор правовой и организационно кадровой работы;
·Зав. складом.
4. Обеспечение производственного процесса материалами и готовыми изделиями, условия хранения и контроль качества материалов
Доставка материала осуществляется железно - дорожным транспортом и автомобилями. Основные поставки продукции осуществляется с завода Глушкевичи Брестской области. Отсев поставляется с завода Микашевичи Брестской области. Поставка материала на асфальтобетонный завод зачастую осуществляется железно-дорожным транспортом.
Хранение материала производится на открытых промышленных складах. Модифицированный битум хранится в цистернах, к которым подведен подогрев, чтобы поддерживать постоянную температуру битума. Температура регулируется автоматически, при помощи компрессорных насосов. За этим следят варщики битума.
Контроль качества материалов осуществляется в производственной лаборатории на АБЗ, а также обеспечивает своевременное выявление несоответствий, причин их возникновения и принятие мер по их устранению и предупреждению.
Операционный контроль осуществляют производители работ, мастера и прорабы, персонал лаборатории и служба ОТ и КР, а также специалисты, занимающиеся контролем отдельных видов работ в соответствии со схемами операционного контроля на выполнение соответствующего вида работ и входящих в состав технологических карт или документальных процессов. Схемы рабочих контролей являются основным рабочим документом контроля качества работ для прорабов, мастеров и строительной лаборатории.
Ответственность за операционный контроль и оформление документов контроля качества несет в ГДРСУ - 113 главный инженер. На него возлагается:
·Организация операционного контроля качества на объектах;
·Обеспечение контрольно- измерительными инструментами и необходимой документацией;
·Обучение линейных ИТР осуществлению операционного контроля.
5. Наличие календарного плана работ. Принятые способы производства работ
Участок 1 «Текущий ремонт и содержание автомобильных дорог, обслуживаемых ДРСУ - 113» занимается содержанием и обслуживанием дорог. Содержание и обслуживание производится согласно технологическим картам и сроков строительства не имеет. Объем работ, как правило, небольшой. Составляется смета на определенную сумму под объемы выполняемых работ. Перевозка дорожных рабочих с их рабочим инструментом на объект осуществляется машиной «Газель». Численность работающих дорожных рабочих на участке на сегодняшний день составляет 22 человека. Допуск дорожных рабочих к объекту проходит после проведения вводного инструктажа по ТБ и ОТ, противопожарному минимуму, экологии на рабочем месте и выдачи средств индивидуальной защиты. Перед тем как преступить к работе мастер проводит первичный инструктаж на рабочем месте и регистрирует в журнале регистрации инструктажей, в котором дорожные рабочие должны отметить, что ознакомлены с ТБ. Первичный инструктаж проводится мастером дорожным ежедневно перед началом работы.
Мастер дорожный выдает наряд - задание дорожным рабочим, в котором отражено выполняемая работа по данному объекту и в конце рабочего дня проверяет качество выполненной работы и подсчитываются объемы выполненной работы. В конце месяца для начисления заработной платы дорожным рабочим мастер дорожный составляет наряд по выполненным объемам работ за месяц, а также табель учета использования рабочего времени и подсчета заработка. Все это передается в отдел труда и заработной платы для проверки документации составленной дорожным мастером, затем передается в бухгалтерию для окончательного расчета заработной платы.
производственный продукция качество изделие
6. Экономические показатели производственных подразделений
Таблица 6.1 Анализ технико-экономических показателей работы в ДРСУ-113
№ п/пНаименование показателейЕдиница измерения 2009 г. 2010 г.Темпы роста1234561Объем выполняемых работ соб. силами в ст. в. в т. ч. СМРтыс. руб. тыс. руб.32282065 2727447543142180 35423725134 1302Объем вып. работ в нат. выражении:строительство и реконструкциякм.0,550,84капитальный ремонткм.10,9030текущий ремонткм.32,55213,8383Численность работающихчел.2222361064Численность рабочихчел.1651751065Выработка на одного работающегот. р.1228581501011226Выработка на одного рабочегот. р.1653002024211227Фонд зарплаты работающихтыс. руб.385130054568001428Фонд зарплаты рабочихтыс. руб.267880038115001429Расход ФЗП на ед. вып. работ раб- щих 0,1410,15410910Расход ФЗП на ед. вып. работ рабочих0,0980,10811011Средняя з/п 1 раб- щегоруб.1418506190014113412Средняя з/п 1 рабочегоруб.1316364177900013513Соот-ния темпов роста сред. з/п к темпам роста выработки раб- щего -1 1214Соот-ния темпов роста сред. з/п к темпам роста выработки рабочего -4 1315Себестоимость вып. работтыс. руб.2247816232327079143,816Затраты на 1 руб. вып. объема работ0,8240,913110,717Стоим. основных прозв. фондов (без дорог)тыс. руб.208962882524273912118Степень износа осн. произв. фондов%42,344,110419Фондоотдача0,7660,7139320Фондовооруженность9412710696111421Материалоемкость продукции0,560,6010622Балансовая прибыльтыс.руб.512500029710005823Уровень рентаб-сти по балансовой прибыли%23,48,034,3
7. Техника безопасности
Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка.
Перед началом работ следует проверить исправность оборудования, инструмента; наличие и исправность защитных ограждений опасных мест механизмов, лестниц, настилов и другое.
На рабочем месте следует пользоваться оборудованием и инвентарем, необходимым для хранения инструмента и приспособлений, а также стеллажами и площадками для складирования материалов и заготовок, готовых изделий и отходов производства.
Во время работы необходимо правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, предохраняющие работающего от разных вредных и опасных воздействий.
Приступая к работе, надо застегнуть и заправить рабочую одежду так, чтобы не было развивающихся концов; обшлага рукавов должны быть застегнуты или обхвачены резинкой, волосы убраны под головной убор.
Следует выполнять только ту работу, которая поручена мастером, при условии соблюдения безопасных способов ее выполнения; при выполнении работы использовать способы и приемы, указанные мастером.
Запрещается выполнять распоряжения, если их выполнение противоречит требованиям техники безопасности или может привести к несчастному случаю.
При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:
·Ходить по пешеходным дорожкам, тротуарам;
·Переходить дорогу только в установленных местах;
·Передвигаться навстречу транспортному потоку машин.
8. Индивидуальное задание
Решение вопросов придорожного сервиса
Придорожный сервис представляет собой совокупность услуг, предлагаемых для тех, кто находится в пути. Автозаправочные станции, кафе, гостиницы, - все это так называемый придорожный сервис.
Более 1,6 тыс. объектов придорожного сервиса действует в Беларуси. Но чтобы они все стали рентабельными, необходимо наличие ряда условий, которых в Беларуси пока нет.
По данным департамента "Белавтодор" Министерства транспорта и коммуникаций, вдоль дорог республики находится 417 автозаправочных станций, 79 пунктов постоя, 34 мойки, 138 стоянок автотранспорта, 106 станций технического обслуживания, 448 предприятий торговли и 449 пунктов питания. Поэтому в департаменте полагают, что придорожный сервис развивается в необходимых темпах, и рынок насыщается этими услугами в достаточной степени.
В настоящий момент к объектам придорожного сервиса предъявляются очень высокие требования. В первую очередь они касаются следующих условий размещения объектов: объект не должен стоять на дороге или на обочине, должен размещаться не ближе 50 метров от кромки проезжей части, а на дорогах первой категории - размещаться с двух сторон. На автомобильных дорогах с разделительной полосой предусматривается обязательное освещение участка автомобильной дороги, прилегающего к объекту, в пределах переходно-скоростных дорог. Кроме того, к объекту предъявляются и эстетические требования. Например, если это объект торговли или общепита, то он должен быть хорошо оформлен и обеспечен всеми удобствами.
Значительным преимуществом при строительстве объектов придорожного сервиса в департаменте называют упрощение процедуры при отводе земли. Также определены и льготы для желающих открыть объекты такого сервиса: освобождение от возмещения сельскохозяйственных и лесохозяйственных потерь при выделении земельного участка, возможность предоставления льготных кредитов, а также налоговые льготы.
Что касается возможных иностранных инвестиций в данную сферу, то зарубежный бизнес сюда не слишком спешит, говорят в "Белавтодоре". При оценке бизнес-проекта по строительству (созданию) объекта придорожного сервиса наиболее определяющим фактором является интенсивность движения транспортных средств. По мировым методикам рентабельным бизнес считается, когда интенсивность движения составляет более 7 тыс. автомобилей в сутки. В Беларуси такой уровень отмечен только на трассе М1. Вторым фактором является менталитет белорусских граждан, которые не привыкли пользоваться услугами придорожного сервиса.
И все же сеть объектов придорожного сервиса расширяется. Кроме 15 ранее запланированных, почти 50 объектов придорожного сервиса планируется дополнительно организовать в Витебской области. Мероприятия были разработаны в дополнение к генеральной схеме развития сервиса на республиканских автомобильных дорогах и утверждены Министерством транспорта и коммуникаций согласно госпрограмме "Дороги Беларуси".
Для привлечения инвесторов, в том числе зарубежных разворачивается широкая рекламно-информационная кампания с участием как местных органов власти, так и ведомств и организаций, заинтересованных в развитии такого вида услуг. Заранее планируются работы по отводу и подготовке земельных участков для строительства объектов. Кроме того, предполагается проведение круглых столов во всех районах области по вопросам развития придорожного сервиса с привлечением потенциальных инвесторов. Потенциал области в сфере придорожного сервиса продвигают также с помощью ресурсов сети Интернет и на организуемых в регионе презентациях, выставках, туристических конкурсах и конференциях.
Кроме того, разрабатываются модельные бизнес-планы создания объектов придорожного сервиса для потенциальных инвесторов.
В данное время придорожный сервис Беларуси оставляет желать лучшего: потребность в автозаправочных станциях покрыта на 60%, в объектах, осуществляемых продажу продуктов питания - на 55%, в охраняемых стоянках - на 50%.
Имеет ли смысл развитие придорожного сервиса в Беларуси? Начнем с того, что Беларусь - страна, привлекающая туристов, в том числе, иностранных, своей естественной природой: необычайно красивыми озерами, уникальными лесами, своеобразием животного мира. Наша страна представляет определенный интерес для иностранных граждан, уставших от высокотехнологичных курортов и стремящихся к естественной красоте.
Имеет ли это значение для нас? Безусловно: туристы готовы платить, а данный факт - залог успешного развития бизнеса. Проблема, главным образом заключается, в отсутствии белорусского придорожного сервиса как такового.
Нормативная база
К основным нормативным документам, регулирующим вопросы организации придорожного сервиса, можно отнести:
. Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
. «Положение о порядке размещения, архитектурного оформления и оборудования объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования», утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1326 «О некоторых вопросах размещения объектов придорожного сервиса».
. Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса».
. «Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2010 года», утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 октября 2008 г. №104.
Заключение
Основными приоритетами развития придорожного сервиса в Беларуси являются:
. Стабильность и постоянство существующей нормативно-правовой базы, которая создает условия для эффективной работы местных исполнительных и распорядительных органов и организаций Государственного комитета по имуществу при выделении земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса, так как только прозрачность и неизменность правил осуществления хозяйственной деятельности предприятий и предсказуемость ситуации на рынке оказания услуг придорожного сервиса, позволят привлечь дополнительное количество инвесторов в эту сферу.
. Повышение качества работы с потенциальными инвесторами специалистов всех государственных организаций, задействованных в процедуре выделения земельных участков.
. Привлечение в сферу придорожного сервиса иностранных компаний с их опытом и высочайшими стандартами обслуживания в целях создания конкуренции, и как результат повышению качества оказываемых услуг.
. Информирование автоперевозчиков и других пользователей автодорог о существующей сервисной инфраструктуре, а также разъяснения и рекомендации по планированию размещения новых объектов придорожного сервиса.