Введение
денежный учет кассовый расчетный
Цель практики по профилю специальности - овладение навыками работы в сфере бухгалтерской деятельности.
Основными задачами практики являются:
обеспечение готовности к выполнению профессиональных основных функций в соответствии с квалификационными требованиями;
расширении круга формируемых умений и навыков;
обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения;
развитие профессионального мышления;
приобретение умений и навыков по составлению и обработке бухгалтерской документации по кассовым операциям и операциям на расчетном счете;
обработка умений работы с нормативно-инструктивной базой ведения бухгалтерского учета и обработки учетных данных на персональных компьютерах;
проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности в должности бухгалтера;
сбор материала для подготовки к итоговой государственной аттестации.
Основные задачи стажировки:
профессиональная подготовка к самостоятельной трудовой деятельности будущего специалиста бухгалтерии;
привитие навыков самостоятельной работы по разрешению конкретных экономических ситуаций, которые возникают в хозяйственной деятельности предприятий;
- привитие навыков по оформлению первичных бухгалтерских документов, отражение этих документов в бухгалтерских регистрах.
В результате практики и стажировки студент должен овладеть следующим навыками:
- работа с нормативными документами по финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации и другими информационными источниками:
- в соответствие с законодательством учитывать кассовые и расчетные операции;
- уметь реализовывать права, обязанности и ответственность бухгалтера в конкретных условиях профессиональной деятельности;
использовать компьютерную технику в рабочем режиме пользователя.
1. Организационный план
.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Предприятие «Жемчужина - Центр» является обществом с ограниченной ответственность. Полное фирменное название общества: Общество с ограниченной ответственностью» Жемчужина - Центр». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке: ООО» Жемчужина - Центр». Место нахождения предприятия: Российская Федерация, Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, ул. Кирова, д. 10 «В».
Фирма была зарегистрирована 29 ноября 2007 года.
Предприятие было создано с целью более полного удовлетворения потребностей граждан в оказании стоматологических услуг. В данный момент основным занятием предприятия является оказание услуг в медицинской сфере, а так же с целью получения прибыли. На предприятии действует общая система налогообложения.
Уставный капитал общества состоит из номинальной стоимости долей его участников в размере 10 000 (десять тысяч) рублей. Размер вклада каждого участника соответствует номинальной стоимости его доли.
Номинальные доли участников
УчастникиНоминальная стоимость, руб.Размер доли, %Лесько Н.В.500050%Пугин Д.В.500050%Итого:10000100%
На момент государственной регистрации общества его уставный капитал оплачен денежными средствами в размере 100%. Учредителями ООО «Жемчужина - Центр» является Лесько Н.В. и Пугин Д.М., которые в долевом соглашение открыли данное предприятие и являются его учредителями. Лесько Н.В. так же является действующим работником предприятия, на должности директора.
.2 Организация бухгалтерского учета предприятия
Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
Структура бухгалтерской службы и численность работников бухгалтерии определяется штатным расписанием, внутренними правилами и должностными инструкциями предприятия.
Ответственными лицами за организацию и ведение бухгалтерского учета являются:
генеральный директор предприятия;
главный бухгалтер предприятия.
Бухгалтерский учет ведется на основе плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, утвержденных Приказом МФ РФ от 31.10.2000 №94н, и разработанного на основе него рабочего плана счетов предприятия, утвержденного в установленном порядке.
Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках. Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей.
Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, оформляются оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Документирование имущества, обязательств и иных факторов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений являются обязательными для всех работников предприятия.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся:
в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;
в ведомственных и отраслевых инструктивных нормативных документах - при отсутствии унифицированной формы.
Первичные учетные документы должны быть подписаны директором предприятия или лицами, которым предоставлено право подписи отдельных документов согласно приказу, утвержденному директором по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются директором и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными ими на то лицами.
Не принимаются к исполнению денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица.
Содержание хозяйственной операции, указанной в первичном документе, должно соответствовать ее наименованию в расчетных документах. Обращается особое внимание на правильное наименование как оказываемых, так и приобретаемых услуг, работ и товаров. При оплате услуг, работ и товаров, в стоимость которых включен налог на добавленную стоимость, в расчетных документах обязательно указывать сумму налога в абсолютном выражении.
Исправления в первичные документы могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускаются.
Контроль за правильным оформлением первичных документов, соблюдением правил документооборота и технологии обработки учетной информации организуется бухгалтерией предприятия.
Хозяйственные сделки, заключаемые с другими контрагентами, оформляются договорами в письменном виде или другими заменяющими их документами, предусмотренными ГК РФ и законом «О бухгалтерском учете».
Договоры, связанные с осуществлением платежей и движением товарно-материальных ценностей, оформленные в надлежащем порядке, передаются в бухгалтерию до момента осуществления операции.
Факт оказания услуг или выполнения работ должен быть подтвержден соответствующими первичными документами.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии и бухгалтерские справки.
Ответственность за правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета несут лица, ответственные за ведение регистров в соответствии с распоряжением главного бухгалтера предприятия.
Регистры бухгалтерского учета составляются ежемесячно, изготавливаются на бумажных носителях информации.
Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета должно быть обосновано, и подтверждаться подписями лиц, внесших исправления, с указанием даты исправления.
Инвентаризация имущества и обязательств осуществляется в соответствии с законом «О бухгалтерском учете». Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждается директором.
Дополнительно к инвентаризации, производимой по графику, инвентаризация имущества и обязательств предприятия производится в следующих случаях:
при пересдаче имущества в аренду, при его выкупе и продаже;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации предприятия.
Результаты инвентаризации оформляются с использованием форм, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета на основании письменного распоряжения директора в следующем порядке:
излишек имущества приходуется по рыночной стоимости и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия;
недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения, сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты предприятия.
Списание просроченной дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется в соответствии с действующим законодательством и на основании проведенной инвентаризации и письменных распоряжений директора о списании задолженности с последующим составлением акта на ее списание.
Изменение учетной политики предприятия проводится в случаях:
изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета;
существенного изменения условий деятельности.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предприятия.
Учет основных средств ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.2001 г. №26н (ПБУ 6/01), с последующими изменениями и дополнениями.
Сроки полезного использования объектов основных средств определяются на дату ввода в эксплуатацию, исходя из ожидаемого срока использования объекта основных средств. В том случае, если предмет невозможно отнести ни к одной из амортизационных групп, организация вправе самостоятельно определить срок его полезного использования
2. Учет денежных средств
.1 Учет кассовых операций
Для приема, хранения и расходования наличных денег ООО «Жемчужина - центр» имеет кассу.
Размер сумм наличных денег в кассе организации ограничен лимитом, ежегодно устанавливаемым организацией самостоятельно согласно Положению ЦБ РФ от 12.10.11 №373-П). Лимит определяется по формуле:
Л=О6Р*Пс;
Л - это лимит остатка наличных;
О - объем выручки за расчетный период,
Р - расчетный период,
Пс - количество рабочих дней между днями сдачи наличности в банк. У ООО «Жемчужина-центр» 13 ноября был пик поступлений от выручки за год и дневная выручка составила 20000 рублей. Организация вправе взять за расчетный период этот рабочий день и установить Р=1. Лимит установлен в размере 60000 рублей (20000 руб./1 день*3 дня). Данный лимит утвержден приказом №1 (Приложение №1).
Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в кредитном учреждении.
За несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также накопление в кассах наличных денег сверх установленного лимита вводится штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. На руководителя организации, допустившей указанные нарушения, налагается административный штраф в размере 50-кратного установленного законодательством размера минимальной месячной оплаты труда.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций.
Касса принимает наличные деньги по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или уполномоченными на это лицами. При этом выдается квитанция, подписанная главным бухгалтером и кассиром, например получение наличных денежных средств из Банка на выплату заработной платы за апрель 2013 года (Приложение №2). Документальное оформление получения денежной наличности на выплату заработной платы представлено расходным кассовым ордером по унифицированной форме №КО-2, утвержденным постановлением Госкомстата России от 18.08.98 №88. (Приложение №3). Выдача заработной платы осуществляется на основании платежной ведомости (Приложение №4).
Отметим также, что при получении денег по чеку с расчетного счета выписывается приходный кассовый ордер, который регистрируется в журнале регистрации и на оборотной стороне корешка чека записываются номер и дата чека. Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки.
Наличные деньги выдаются по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.), на которые ставится специальный штамп, заменяющий реквизиты расходного кассового ордера.
Документы на выдачу денег подписывают руководитель и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные. Если на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах имеется разрешающая подпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна. Выписываются приходные и расходные кассовые ордера бухгалтером общего или финансового отдела или главным бухгалтером.
Деньги по кассовым ордерам принимаются и выдаются только в день составления этих документов. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы не выдаются на руки лицам, вносящим или получающим деньги. Они передаются в кассу лицом, выписавшим документ. При выдаче денежных средств по доверенности она прилагается к расходному кассовому ордеру или ведомости на выдачу средств.
При завершении операции кассир обязан подписать расходный или приходный кассовые ордера вместе с приложенными к ним документами, погасить их штампом или надписью; приходные документы - «получено», расходные - «оплачено», с указанием числа, месяца, года. Все приходные и расходные кассовые ордера, а также заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных - кассовых ордеров и документу присваивается порядковый номер.
Журнал регистрации построен таким образом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств организацией, присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведенных кассиром операций.
Кассовая книга ведется кассиром. (Приложение №5). Каждая организация может иметь только одну кассовую книгу. Листы в книге нумеруются, прошнуровываются и опечатываются сургучной (обычно круглой) печатью организации. На последней странице книги делается надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано… страниц» и проставляются подписи руководителя и главного бухгалтера организации.
Для учета наличия и движения денежных средств организации используется активный счет 50 «Касса». Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег организации на начало месяца; оборот по дебету - поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными. Кассовые операции, записанные по кредиту счета 50, отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1.
К счету 50 открывают следующие субщета:
/1 - касса организации
/2 - операционная касса
/3 - денежные документы
2.2 Учет операций на расчетном счете
Безналичные расчеты не предполагают физического перемещения денег от одного предприятия к другому, равно как и перемещение их от одного банка к другому. Смысл безналичных расчетов заключается в списании сумм денег с одного расчетного счета на другой, в соответствии с документами, имеющими юридическую силу. Такая форма расчетов является более медленной, чем форма наличных расчетов, однако более надежной и безопасной. Кроме того, она позволяет легко осуществлять любой объем денежных платежей. Эта форма легко автоматизируется и скорость взаимных платежей с каждым годом увеличивается.
Основные расчеты между предприятиями проводятся при помощи расчетных счетов. Для открытия расчетного счета необходимо представить в банк следующие документы:
копии учредительных документов;
копии свидетельства о государственной регистрации предприятия;
справку о постановке на учет в налоговой инспекции;
справки о постановке на учет в фондах социального страхования и обеспечения;
карточки с образцами подписей должностных лиц, заверенные в установленном порядке.
Расчеты через расчетные счета осуществляются преимущественно на основе приказа предприятия-плательщика или на основе его согласия. Исключения составляют платежи банком по своей инициативе за просроченные ссуды и за проценты по ссудам, а также платежи по платежным требованиям и инкассовым поручениям организаций, предоставляющих предприятиям коммунальные услуги, обеспечивающих носителями энергии и связью. Кроме того, банки могут осуществлять платежи с расчетного счета предприятия без его согласия также по исполнительным листам судов, налоговых органов и других учреждений, которым законодательство или местные органы власти предоставляют такое право.
Операции по расчетному счету оформляются одной из следующих проводок:
Д 51 - К 50, 60, 62, 66, 67, 75, 76 - получено на расчетный счет;
Д 20, 26, 44, 50, 60, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 91 - К 51 - списано с расчетного счета.
Предприятие периодически получают из банка выписки из расчетного счета и в качестве приложения к ним документы, на основании которых идут зачисления или списания денежных средств. Операции в данных выписках кодируются специальными цифрами (от 01 до 13), которые и отражают характер перемещения денежных средств. Таблица условных кодов денежных операций с расчетного счета приведена ниже. При расшифровке записей следует иметь в виду, что выписка - это банковский документ, а, значит, стоящая в ее дебете цифра означает списание банком с расчетного счета фирмы, а стоящая в кредите - зачисление на расчетный счет.
Все документы по безналичным расчетам требуют очень тщательного и точного заполнения реквизитов, главными из которых являются:
наименование расчетного документа и код формы;
номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
вид платежа;
наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
6)наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
7)наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
назначение платежа;
сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами;
очередность платежа;
11) вид операции;
12) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Ряд документов по безналичным расчетам заполняется на пишущей машинке или с помощью персонального компьютера. Особое место в документах по безналичному расчету занимает банковская выписка. Это документ, который регулярно предоставляет банк своему клиенту. В ней отражаются все последние операции по поступлению и расходованию денег с расчетного счета предприятия. Все операции кодируются, поэтому их легко проверить. К выписке банк прилагает копии документов, на основании которых произведены операции.
ООО «Жемчужина - центр» имеет текущий расчетный счет в ОАО Сбербанк, через который осуществляет все безналичные расчеты с поставщиками и покупателями, а также перечисляет налоги.Обслуживание расчетного счета происходит на основании заключенного договора между ОАО Сбербанк и ООО «Жемчужина - центр».
Для сдачи излишних наличных денег из кассы предприятия на хранение в банк на имя представителя предприятия выписывается расходный кассовый ордер, по которому деньги изымаются из кассы. (Приложение №6). В банке представитель предприятия получает у оператора банка и заполняет специальный бланк «Объявление на взнос наличными» в одном экземпляре, состоящем из трех частей и представляет в банк. После проверки правильности заполнения объявления работником банка, наличные деньги сдаются непосредственно приходную кассу банка. Верхняя часть объявления остается в банке, а представителя банка выдается квитанция с печатью банка, которая прикладывается потом к расходному кассовому ордеру вместо отчета о направлении расхода. Третья часть возвращается на предприятие вместе с выпиской банка за тот день, когда будет зачислена на расчетный счет поступившая сумма.
Для получения денег из банка предприятие должно иметь чековую книжку, которую оно получает в банке по заявлению специальной формы. В заявлении указывается полностью фамилия, имя и отчество кассира и дается образец его подписи. Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью предприятия. После проверки правильности составления заявления в бухгалтерии банка оно передается в расходную кассу банка, где кассир под расписку на заявлении получает чековую книжку на 25 или 50 чеков. Если чековая книжка не получена в течение 30 дней. То она аннулируется.
ООО «Жемчужина - центр» при безналичных расчетах своими поставщиками использует следующие виды:
платежными поручениями;
платежными требованиями;
инкассовыми поручениями;
Платежные поручения оформляются на компьютере, при помощи данного вида расчетов предприятие погашает задолженность перед поставщиками, налоговыми органами, внебюджетными фондами.
Платежные требования выставляют на предприятие крупные организации в безакцептном порядке в счет погашения по оказанным услугам: связи, водоснабжения, электроэнергии и теплоснабжения. Между обслуживающим банком и ООО «Жемчужина - центр» заключено дополнительное соглашение о списание денежных с расчетного счета.
Инкассовые поручения в большинстве случаев выставляются налоговыми органами по списанию пеней по просроченным налогам и платежам в бюджет.
Бухгалтерский учет ведется в специализированной программе «Парус», где можно сформировать аналитические данные по дебету и кредиту счета 51 «Расчетный счет» в разрезе контрагентов, сумм и дат перечисления или поступления денежных средств на расчетный счет.
2.3 Учет расчетных операций
К расчетным операциям относятся:
расчеты с подотчетными лицами;
расчеты с поставщиками и подрядчиками;
расчеты с разными дебиторами и кредиторами.
К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.
На предъявленные, на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (10, 11, 15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.).
На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60.
Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов.
Помимо указанных расчетов на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые разницы, а также прекращение обязательств.
Выданные авансы учитывают по дебету счета 60 с кредита счетов учета денежных средств (51, 52 и др.).
В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.
При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств, а также другого имущества стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62.
Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 обособленно.
Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость. Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». Ставка НДС составляет 18%.
Счет 19 имеет следующие субсчета: 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»;
-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;
-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».
По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам организация-заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
По основным средствам и материально-производственным запасам после их принятия на учет сумма НДС, учтенная на счете 19, списывается с кредита этого счета в зависимости от направления использования приобретенных объектов в дебет счетов: 68 «Расчеты по налогам и сборам» - при производственном использовании; учета источников покрытия затрат на непроизводственные нужды (29, 91, 86) - при использовании на непроизводственные нужды; 91 «Прочие доходы и расходы» - при продаже этого имущества.
Для учета различных расчетных отношений с другими предприятиями, организациями, отдельными лицами используют активно-пассивный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
К счету 76 могут быть открыты следующие субсчета: 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»; 76/2 «Расчеты по претензиям»;
/3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;
/4 «Расчеты по депонированным суммам» и др.
На субсчете 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражают расчеты по страхованию имущества и персонала организации, в котором организация выступает страхователем.
На субсчете 76/2 «Расчеты по претензиям» отражают расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и
другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.
На субсчете 76/3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитывают расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.
На субсчете 76/4 «Расчеты по депонированным суммам» учитывают расчеты с работниками организации по не выплаченным в установленный срок суммам из-за неявки получателей.
Аналитический учет по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» ведут по каждому дебитору и кредитору. Сальдо по счету 76 определяют по оборотной ведомости по аналитическим счетам счета 76.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 обособленно.
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций.
Расходы по проезду к месту командировки и обратно и оплата найма жилого помещения оплачиваются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами (с учетом установленных ограничений на использование соответствующего транспорта).
Подотчетные суммы учитывают на активном синтетическом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают по дебету счета 71 и кредиту счета 50 «Касса» на основании расходного кассового ордера (Приложение №7). Расходный кассовый ордер выписывается на основании заявления подотчетного лица, подписанного генеральным директором. (Приложение №8).
Расходы, оплаченные из подотчетных сумм, списывают с кредита счета 71 в дебет счетов 10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. в зависимости от характера расходов. Возвращенные в кассу остатки неиспользованных сумм списывают с подотчетных лиц в дебет счета 50 «Касса». Аналитический учет расходов с подотчетными лицами ведут по каждой авансовой выдаче.
Аналитический учет по счету 71 ведут по каждой сумме, выданной под отчет.
3. Организация кассовой работы
.1 Обязанности кассира
Кассир осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность. Оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов. Ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу. Сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком. Составляет кассовую отчетность.
Для надлежащего выполнения должностных обязанностей должен
знать: руководящие и нормативные документы (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.п.), касающиеся ведения кассовых операций; формы кассовых и банковских документов; правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; порядок оформления приходных и расходных документов; лимиты остатков кассовой наличности, установленной для организации; правила обеспечения их сохранности; порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности; правила эксплуатации электронно-вычислительной техники; основы организации труда; законодательство о труде и охране труда РФ; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. С кассиром обязательно заключают договор о полной материальной ответственности.
3.2 Применение контрольно-кассовой машины
При наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт при продаже товаров (работ, услуг) все организации и индивидуальные предприниматели должны использовать контрольно-кассовую технику. Такое требование установлено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 №54-ФЗ (далее - Закон №54-ФЗ).
Статьей 7 Закона №54-ФЗ функции по контролю за применением ККТ в первую очередь возложены на налоговые органы. При этом в полномочия налоговиков, согласно пункту 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ, - входит:
контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона №54-ФЗ;
контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проверка документов, связанных с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники,
получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, воз-никающим при проведении проверок;
проверка выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
наложение штрафных санкций за нарушение требований Закона №54-ФЗ.
.3 Проверка банком соблюдения порядка ведения кассовых операций
С отменой Положения Банка России от 5 января 1998 года №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» уходят в прошлое и проверки банками юридических лиц на предмет соблюдения Порядка ведения кассовых операций. Ведь именно на основании п. 2.14 данного документа, банки ранее проводили проверки, в пункте 2.14 Положения 14-П было сказано: «2.14. Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с рекомендациями, изложенными в Приложении 7».
В свою очередь, Положение 14-П базировалось на нормах отмененного Указа Президента РФ от 14.06.1992 №622 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения», а также неотмененного пока Указа Президента РФ от 25 июля 1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». В Указе Президента РФ от 25 июля 1996 г. №1095 дано определение государственного финансового контроля и названы лица, обязанные проводить такой контроль (в том числе - Центральный банк РФ, фактически делегировавший свои функции финансового контроля в области проверки ведения кассовых операций у юридических лиц коммерческим банкам, не имеющим никаких прав по привлечению проверяемых субъектов к ответственности).
После отмены Положения 14-П у коммерческих банков фактически не остается никаких правовых оснований для продолжения проверок субъектов предпринимательской деятельности, включая юридических лиц, на предмет соблюдения порядка ведения кассовых операций. И хотя в Законе РФ «О налоговых органах в Российской Федерации» нет прямых полномочий налоговиков проверять кассовые операции юридических лиц на предмет соблюдения Положения 373-П, велика вероятность, что они это будут делать (вместо банков), даже не имея на то специальных полномочий. Ведь дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.1 КоАП РФ, рассматривают налоговые органы (п. 1 ст. 23.5 КоАП РФ), они же составляют и протоколы о выявленных нарушениях (п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). Причем поводом к возбуждению дела может быть непосредственное обнаружение данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Непосредственное обнаружение нарушения Порядка ведения кассовых операций может быть произведено, например, в ходе проверочных мероприятий применения ККТ, на что у налоговиков имеются необходимые полномочия. Следует отметить, что суды нередко поддерживали налоговые органы, подтверждая их право на проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций в организациях даже в отсутствие специальных полномочий (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.11.2007 №А79-2803/2007, Определение ВАС РФ от 05.03.2008 №264/08).
Так что и юридическим лицам необходимо ориентироваться на то, что нарушения нового Порядка ведения кассовых операций у них будут пытаться находить налоговики параллельно с иными контрольными мероприятиями (например, в сфере применения ККТ) с целью привлечения к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ. Это полностью подтверждает принятый недавно Приказ Минфина РФ от 17.10.2011 №133н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей», где в рамках контроля за полнотой учета выручки налоговым органам предписано истребовать у проверяемых субъектов приходные и расходные кассовые ордера, кассовую книгу, распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег и пр.
Коммерческие банки перестанут заниматься несвойственной им в нормальном деловом мире функцией - проверками своих клиентов на предмет исполнения нормативных требований Банка России при осуществлении кассовых операций.
Заключение
Практический опыт дает закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при освоении специальных дисциплин.
При прохождении практики, по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», у меня сформировались системные навыки профессиональных знаний и умений, самостоятельной работы в области кассовых и расчетных операций предприятия.
Также я приобрела практический опыт на основе изучения бухгалтерской деятельности предприятия ООО «Жемчужина - Центр» и оформила отчет, который включил в себя:
описания по каждому разделу кассовых и расчетных операций;
оформленную документацию (первичные документы).
По каждой теме рабочей программы мной описаны теоретические методики ведения кассовых и расчетных операций, которые закреплены примерами.
В отчете перечислена первичная документация, используемая при учете кассовых операций, которая является приложением к данному отчету.
В данном отчете проанализированы сущность и основные принципы ведения кассовых и расчетных операций, что может служить пособием для освоения данного материала, а также подготовкой к практической деятельности на предприятии.
Список используемой литературы
Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», принят Государственной Думой 23.02.1996 г.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, приказ Минфина РФ от 24.07.98 г. №34н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), приказ Минфина РФ от 09.12.98 г., №60н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), приказ Минфина РФ от 20.12.94 г. №167.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которого выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95), приказ Минфина РФ от 13.06.95f. №50н
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/97), приказ Минфина РФ от 03.09.97 г. №65н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), приказ Минфина РФ от 15.06.98 г. №24н.
Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98), приказ Минфина РФ от 25.11.98 г. №57н.
Положение по бухгалтерскому учету «Событие после отчетной даты» (ПБУ 7/98), приказ Минфина РФ от 25.11.98 г. №56н.
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99), приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), приказ Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н.
План счетов бухгалтерского учета.
Таможенный кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Банк В.Р. Бухгалтерский учет в условиях рынка. Астрахань, 2003.542 с.
Бухгалтерский учет: Учебник / Безруких П.С., Ивашкевич В.Б., Кондраков Н.П. и др. - М., 2006. - 576 с.
Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 464 с.
Ю. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. - М.: Юрист, 2003. 396 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2003. - 640 с.
Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. 2-е изд., перер. и доп. - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2003. - 336 с.
Козлова Е.П., Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Раланина. Бухгалтерский учет: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001 г. - 573 с.
Кутер М. Бухучет: основы теории: Учебное пособие. М., 2002. - 412 с.
Лебедев О. Основы бухгалтерии: Учебное пособие. М., 2004. - 159 с.
Наумова Н.А. Основы бухучета: Учебное пособие для вузов. М., 2003. 856 с.