Отчет по практике


Малый бизнес в городе Абакане

Министерство образования и науки Российской Федерации













Отчет по практике







Выполнил: Присяжный Д.







Абакан 2009

Содержание


Введение

1. Значение и задачи малого бизнеса

2. Развитие малого предпринимательства

2.1 Развитие малого предпринимательства в России

2.2 Развитие малого предпринимательства в Республике Хакасия

3. Деятельность предприятий малого бизнеса

3.1 Экономическая характеристика деятельности малого бизнеса

3.2 Преимущества малого бизнеса

4. Виды малых предприятий

5. Экономическая деятельность малого предприятия

6. Государственная поддержка малого бизнеса

7. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления

8. Малый бизнес в г. Абакане

8.1 Мониторинг состояния малого бизнеса в г. Абакане

8.2 Мероприятия республиканских целевых программ

8.3 Задачи деятельности малого бизнеса в г. Абакане на 2009-2010 гг.

Заключение


Введение


Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий.

Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо акционированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции.

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности.

Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Целью данной работы является изучение особенностей малого бизнеса и предпринимательства в Республике Хакасия и городе Абакане.

Для достижения данной цели в работе решается ряд задач, а именно:

·Ознакомление с видами предприятий малого бизнеса;


·Изучение экономической деятельности предприятий малого бизнеса;


·Рассмотрение проблем малого бизнеса;


·Изучение перспектив развития предприятий малого бизнеса.


1. Значение и задачи малого бизнеса


Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо акционированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабности производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших складывающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно - технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:

·Близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;


·Производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;


·Исключение лишних звеньев управления и т.д.


Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики:

Развивается конкурентная среда;
Создаются дополнительные рабочие места;
Активнее идет структурная перестройка;
Расширяется потребительский сектор.



Развитие малого предпринимательства малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

малый бизнес целевая программа

2. Развитие малого предпринимательства


2.1 Развитие малого предпринимательства в России


Малое предпринимательство во многих развитых странах мира играет значительную роль. Результаты деятельности малых предприятий в ряде стран определяют темпы экономического развития, доля их в валовом национальном продукте достигает 70 %.

Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (см. таб. №1).



Таблица 1.

Этапы развития малого предпринимательства в России

№ п/пНормативный актДата принятияОсновное содержаниеПоследствия применения в экономике1. Закон СССР "О кооперации в СССР"26.08.1988г. Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов) Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы. 2. Положение об организации деятельности малых предприятий06.06 1988г. Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода. Началось создание в различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий. 3. Закон СССР "О предприятии в СССР"04.06. 1990г. Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности. Рост предприятий различных форм собственности. 4. Постановление Совета Министров СССР № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий"08.07. 1990г. Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок регистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др. Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании. 5. Постановление Совета Министров РСФСР 1991 № 406 "О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий"18.06. 1991г. Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России. Развитие малого бизнеса в стране. 6. Закон РСФСР "О налоге на прибыль предприятий и организаций"27.12. 1991г. Определены дополнительные льготы для малых предприятий. Усилена государственная поддержка малого бизнеса7. Постановление Совета Министров-Правительства РФ № 446 "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ. 11.05. 1993г. Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства. Эффективность работы малых предприятий8. ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ"12.05. 1995г. Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МПРазвитие и повышение эффективности деятельности МП9. ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"08.12. 1995г. Предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством РФ Федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организацийДальнейшее развитие малого бизнеса в стране.

2.2 Развитие малого предпринимательства в Республике Хакасия


Малое предпринимательство в Республике Хакасия начало свое развитие сравнительно недавно. Это молодой вид деятельности, которому с каждым годом все больше и больше уделяется внимание.



Таблица 2.

Этапы развития малого предпринимательства в Хакасии

№ п/пНормативный актДата принятияОсновное содержаниеПоследствия применения в экономике1. Постановление Правительства Республики Хакасия "О предоставлении государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия"26.08.2004 г. № 228Рассмотрен порядок инвестирования в сферу малого предпринимательстваРост числа малых предприятий2. Закон Республики Хакасия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия"30.06.2004 г. № 38Рассмотрен порядок инвестирования в сферу малого предпринимательстваРост числа малых предприятий3. Постановление Правительства Республики Хакасия "Об организации проведения консультационной и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства"28.04.2005 г. №125Определен порядок проведения консультационных и организационных работРазвитие и повышение эффективности деятельности МП4. Постановление Правительства РХ "О проведении мониторинга малого предпринимательства в РХ"28.04 2005 г. №124Определен порядок мониторинга в сфере малого предпринимательстваУпорядочение деятельности предприятий5. Закон РХ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента"25.09.2006 г. №44-ЗРХВведен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Рост числа малых предприятий. 6. Постановление Правительства РХ "О координационном совете по малому предпринимательству РХ"24.04.2006 г. №101Создание координационного советаВозможность получения консультаций субъектами малых предприятий. 7. Постановление Правительства РХ "Об имущественном составе залогового фонда РХ"28.03.2006 г. №70Определено имущество предприятия и порядок его залогаУпорядочение деятельности предприятий8. Постановление Правительства РХ "Об утверждении Положения об Инвестиционном фонде РХ"25.01.2006 г. №04Определен порядок создания Инвестиционного фонда РХВозможность вложения денежных средств в развитие предприятий малого бизнеса9. ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"24.07.2007 г. №209Определены направления развития малого предпринимательстваЭффективность работы малых предприятий10. Постановление Правительства РХ "О республиканской целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в РХ" на 2008 г. "27.09.2007 г. №308Определены направления развития малого предпринимательстваЭффективность работы малых предприятий11. Постановление Правительства РХ "Об утверждении Положения о порядке субсидирования лизингополучателям части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей при осуществлении инвестиционной деятельности на территории РХ"16.06.2008 г. №187Порядок возмещение затрат на лизинговые операцииУвеличение количество заключенных договоров лизинга3. Деятельность предприятий малого бизнеса


3.1 Экономическая характеристика деятельности малого бизнеса


Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.

В России малое предпринимательство получило развитие после принятия в 1991 г. Закона о собственности, которые предоставил предпринимателям право на создание малых предприятий, основанных на различных формах собственности и осуществляющих любые виды деятельности, не запрещенные законодательством.

В соответствии с Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 12 мая 1995 г. к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

В промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
В сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60;
Оптовой торговле - 50;
В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30;
В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.



Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80-90 случаях из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.

В начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.

Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

Выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
Выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
Создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.



Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода крынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий:

внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах;
способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей.



В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяет конечный результат экономических решений.


3.2 Преимущества малого бизнеса


Малое предпринимательство имеет ряд преимуществ, к которым относятся:

доступность многим гражданам по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал;
возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;
создание новых рабочих мест;
небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями и, как следствие, более низкие накладные расходы.



Кроме того, важным преимуществом малого предпринимательства является гибкость, возможность быстро реагировать на изменения рыночного спроса. В современных условиях малые предприятия проявляют более эффективную деятельность на товарных рынках по сравнению с крупными и средними. Так, например, они осваивают инновационные виды продукции для занятия высокодоходных рыночных ниш, концентрируют ресурсы на максимально прибыльных товарах, а также охраняют позиции на завоеванных рынках путем расширения ассортимента.

К преимуществам деятельности малых предприятий относится также их государственная поддержка, которая предусмотрена Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

4. Виды малых предприятий


В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.

Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.


Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных предприятий, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.


Эксплеренты. Предприятий этой группы - так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.


5. Экономическая деятельность малого предприятия


Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия - планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договора, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - по государственным ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные сета. При условии соблюдения установленных правил, малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно - правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

6. Государственная поддержка малого бизнеса


Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса. В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2-3 млрд. долл. У нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась, в основном, к системе налоговых льгот на прибыль.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды.

В России также существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Малые предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

Заслуживает серьезного внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90 % заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.

Как уже говорилось выше, государственная поддержка малых предприятий предусмотрена Законом РФ " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Государственная поддержка заключается в праве малых предприятий на:

Упрощенный порядок регистрации, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности (в основном предусмотрено предоставление информации для решения вопросов налогообложения);
Ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов;
Списание дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет;
Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства. Соответствующая разница должна компенсироваться кредитными организациями за счет фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, которые осуществляют кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами на основе законодательства Российской Федерации и законодательств субъектов Российской Федерации. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитными организациями и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.



7. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления


Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

Основная проблема малых предприятий - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей "от получки до получки", не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы про постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

8. Малый бизнес в г. Абакане


8.1 Мониторинг состояния малого бизнеса в г. Абакане


Малый бизнес республики обладает большими потенциальными возможностями для роста производства товаров и услуг, играет важную роль в решении экономических и социальных задач - увеличение валового регионального продукта и налоговой базы, создание новых рабочих мест, насыщение потребительского рынка товарами и услугами.


Мониторинг состояния малого предпринимательства за 2008 год, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.04.2005 № 124 "О проведении мониторинга малого предпринимательства в Республике Хакасия" по ряду основных экономических показателей, представлен в таблице 2.


Таблица 2.

Обследуемые показатели по малому предпринимательству2007 г. (факт) 2008 г. (факт) 2008 г. в сравнен. С 2007 г. Количество малых предприятий Количество действующих индивидуальных предпринимателей, (ед.) 2417 147762379 16880-38 +2104Отраслевая структура, (ед.): промышленность с/х, охота и лесное хозяйство из них лесное хозяйство строительство транспорт и связь торговля и общественное питание прочие 411 136 51 292 149 837 592 378 119 47 294 148 855 585 33 17 4 +2 1 +18 7Доля отгруженных товаров собственного производства, (%) 8,910,3+1,4Оборот МП, (млн. руб.), всего, в т. ч.: оборот МП - с/х, охота и лесное хозяйство из них лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области оборот МП - промышленность оборот МП - строительство12751,3 106,7 67,2 1734,6 2404,617838,1 162,6 95,8 2658,7 3301,6+5086,8 +55,9 +28,6 +924,1 +897Оборот розничной торговли, (млн. руб.) 2211,5 3390,8 +1179,3Объем поступлений налогов на совокупный доход, в консолидированный бюджет РХ, (млн. руб.) 392,8 477,3 +84,5Доля занятых в сфере малого предпринимательства от общей численности, работающих в экономике, (%) Экономически активное население, занятое в экономике, (тыс. чел.) Среднесписочная численность работников МП (без учета совместителей), (тыс. чел.) Количество действующих индивидуальных предпринимателей (в т. ч. глав крестьянских (фермерских) хозяйств, на конец года), (тыс. чел.) 17 242,8 26,8 14,8 20,8 246,5 34,4 16,9 +3,7 +3,7 +7,6 +2,1

В республике в настоящее время функционирует 2379 предприятий малого бизнеса. 16 880 индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских фермерских хозяйств).

Наблюдается незначительное снижение числа малых предприятий по итогам 2008 года в сравнении с 2007-годом, что объясняется, прежде всего, тем, что ряд малых предприятий теряют статус субъекта малого предпринимательства, вследствие их корпоративного слияния с крупным бизнесом, а также сменой вида деятельности. Несмотря на незначительное снижение общего количества малых предприятий республики наблюдается рост числа малых предприятий по отраслям, за счет таких секторов экономики: как строительство 0.7%. торговля и общественное питание 2,2%.

Численность работающих на малых предприятиях (без учета внешних совместителей) за 2007 год составила 34 402 человека, рост 28,6 % по сравнению с 2008 годом (26754 человек).

Доля занятых в сфере малого предпринимательства от общей численности работающих в экономике составила 20,8 %, т.е. из 246,5 тыс. экономически активного населения занятого в экономике, 51,3 тыс. человек осуществляют деятельность в сфере малого бизнеса.


Изменение количественных показателей развития малого предпринимательства оказывает влияние на отраслевую структуру. Сложившаяся ещё в период становления малого бизнеса отраслевая структура, в последние несколько лет практически не изменилась, наиболее привлекательной для предпринимателей по-прежнему остается непроизводственная сфера, особенно сфера торговли и общественного питания, доля которой по данным 2008 года составила 35,9 % от общего количества малых предприятий республики и увеличилась на 1,3 % в сравнении с 2007 годом.

Наблюдается увеличение доли строительных предприятий на 0,3 % и прочих на 0,1 % в общем количестве малых предприятий.

По информации Хакасстата за 2008 год произошел рост (в сопоставимых ценах) показателя отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малых предприятий, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, который составил 35,1%. в том числе по видам экономической деятельности:

промышленность составила 2 085,3 млн. рублей, рост 56,7%;

строительство составило 3057,0 млн. рублей, рост 26,3 %, в сравнении с 2007 годом.

Доля отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малых предприятий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу организаций на конец 2008 года составила 10,3 %.

Такой показатель, как оборот малых предприятий, за 2008 год представлен следующим образом:

оборот малых предприятий, всего 17838.1 млн. рублей, по отношению к предыдущему году произошел рост (в сопоставимых ценах) 27,1 %, в том числе по видам экономической деятельности:

промышленность - 2658.7 млн. рублей, рост 39 %;

строительство - 3301,6 млн. рублей, рост 19,9%.

За 2008 год объем поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет составил 477,3 млн. рублей, рост - 21,5 %.

Сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории Хакасии. Основное число предприятий находится в республиканском центре (64 %), а также в городах Черногорске (13 %), Саяногорске (10 %). В связи с более развитой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства и созданием благоприятных условий для развития бизнеса, наблюдается тенденция перемещения малых предприятий из муниципальных образований районов в городские округа.

Возможность повышения эффективности деятельности малого бизнеса неразрывно связана с инвестициями в данный сектор экономики. Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) на малых предприятиях по факту 2008 года составили 268 364 тыс. рублей, за аналогичный период 2007 года 103 974,5 тыс. рублей, темп роста в сопоставимых иенах - 234,4 %. Инвестиции в разрезе городов и районов республики представлены - следующим образом: г. Абакан 182043.3 тыс. рублей, г. Черногорск 31592,0 тыс. рублей, г. Саяногорск 31077,1 тыс. рублей, на остальные муниципальные образования 23651,6 тыс. рублей. Таким образом, наибольшую долю (около 68 %) в общем объеме инвестиций на малых предприятиях составляют средства предприятий, расположенных в республиканской столице.

8.2 Мероприятия республиканских целевых программ


Развитие и поступательный рост показателей малого бизнеса зависит от конструктивного взаимодействия органов власти и субъектов малого предпринимательства. Механизмы такого взаимодействия определяются в комплексных мероприятиях республиканских целевых программ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия".

В рамках реализации программных мероприятий за 2008 год проведена следующая работа. С целью анализа инфраструктуры поддержки малого предпринимательства совместно с ООО "Центр инноваций" проведено социологическое обследование по теме: "Состояние рынка кредитной потребительской кооперации в Республике Хакасия". Определено количество действующих кредитных потребительских кооперативов и потребительских обществ республики, общий объем, размер и процентная ставка займов, выдаваемых субъектам малого предпринимательства, проведено анкетирование обозначенных предприятий, определены основные источники привлечения кредитных ресурсов.

В целях повышения профессионализма и уровня оказываемых услуг в швейной отрасли службы быта, Ремесленной палатой Республики Хакасия при официальной поддержке Госкомитета проведен первый открытый республиканский конкурс модельеров и конструкторов одежды "Ателье - 2008".

Для обеспечения консультационной и информационной поддержки субъектов малого бизнеса совместно с ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова" проведены научные семинары на тему: "Инновационные технологии дизайна костюма: теория и практика", "Вопросы правовой деятельности субъектов малого предпринимательства (регистрация, налогообложение)", "Психология профессиональной деятельности субъектов малого предпринимательства".

В целях поддержки молодежного движения в сфере малого предпринимательства, содействия обеспечению кадровой политики в швейной отрасли службы быта 16 мая 2007 года в республике прошел пятый открытый конкурс молодых дизайнеров одежды "Студенческая мода - 2007".

В результате проведённого конкурсного отбора проектов по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия в 2008 году ГОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова реализован проект "Развитие деятельности бизнес - центра по поддержке малого предпринимательства Хакасского государственного университета".

В 2008 году на базе бизнес-центра 75 субъектам малого предпринимательства оказаны образовательные услуги по вопросам развития малого бизнеса, на условиях софинансирования за счёт средств предусмотренных на реализацию республиканской целевой программы.

С целью повышения конкурентоспособности продукции малого бизнеса республики, расширения географии поставок, предприятия малого бизнеса в составе официальной делегации Республики Хакасия приняли участие в Кузбасской международной неделе предпринимательства и бизнеса в г. Кемерово, в "Сибирском форуме деловых слуг. Предпринимательство Сибири. Договор 2007" в г. Красноярске.

По итогам мероприятий дипломами и золотыми медалями награждены все участники от Республики Хакасия.

Для местных товаропроизводителей в республике проведен конкурс "Лучшие товары и услуги Республики Хакасия", в котором приняли участие 62 предприятия и представлены были около 80 наименований продукции. По итогам проведенного конкурса обладателями дипломов стали 40 видов продукции, предлагаемой 39 предприятиями, 21 предприятие - участника конкурса отмечены благодарственными письмами.

предприятия с 38 заявками представлены на федеральный этап Конкурса в рамках Программы "100 лучших товаров России", дипломантами которого стали 25 предприятий, лауреатами - 12 предприятий.

В честь празднования 300-летия добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства, с целью повышения престижа предприятий торговли и общественного питания, проведён республиканский конкурс "Лучшее предприятие торговли и общественного питания Республики Хакасия".

При участии Госкомитета в целях поддержки трудовой и предпринимательской инициативы в сфере народных художественных промыслов проведён Второй республиканский фестиваль народных промыслов "Чон Узы - Народный умелец", активное участие в фестивале приняли порядка 130 участников из городов и районов республики и юга Красноярского края, Республики Тыва.

В рамках мероприятия "Проведение конференций, семинаров, рабочих встреч и "круглых столов", подготовка материалов в СМИ по проблемам малого предпринимательства, формам и методам его поддержки, пропаганде передового опыта по ведению бизнеса" ООО "Консультационной службой "Налоги. Бизнес. Право" подготовлены методические пособия: "Организация бизнеса в Республике Хакасия: путеводитель для предпринимателей и руководителей фирм" и "Трудовые отношения в свете нового трудового законодательства".

С целью обеспечения финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках реализации республиканской целевой программы впервые осуществлялось субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства по уплате процентов по кредитам и займам кредитных потребительских кооперативов потребительских обществ, по разработке бизнес-планов, по оплате работ (услуг) по мероприятиям, связанным с необходимыми для экспорта товаров (сертификация и др.), участию в международных выставках, ярмарках. В результате отбора проектов 6 субъектам малого предпринимательства возмещены затраты по следующим направлениям: участие в международной выставке обуви в г. Москве; разработки бизнес-. планов по темам: "Создание комплекса по оказанию туристических услуг и развитию народных промыслов" и "Расширение производства и увеличение продаж изделий из кожевенного и мехового сырья"; экспорте папоротника - "Орляка" в Японию; сертификация продукции для дальнейшей её реализации, проценты по кредиту на приобретение оборудования.


8.3 Задачи деятельности малого бизнеса в г. Абакане на 2009-2010 гг.


С целью эффективного развития малого предпринимательства в республике на 2009-2010 годы планируется продолжить работу по решению следующих задач:

. Дальнейшее совершенствование правовых и экономических условий развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и численность занятых в секторе малого и среднего бизнеса.

. Продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональный, межрегиональный и международный рынок, с целью повышения конкурентоспособности продукции предприятий малого и среднего бизнеса республики, расширение географии её поставок.

. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по поддержке малого и среднего предпринимательства.

. Совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе поддержка муниципальных программ и отдельных мероприятий.

В рамках республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия" на 2008 год планируется осуществление государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде: нормативно-правовой; информационной; консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде субсидирования (компенсации) части затрат; развития и повышения эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в виде поддержки муниципальных программ и (или) комплексных мероприятий.

Работа в данных направлениях позволит достичь в сфере малого предпринимательства в 2009 году следующих результатов:

количество вновь образованных субъектов малого и среднего предпринимательства составит 895 ед.;

количество вновь принятого населения в сектор малого и среднего бизнеса составит около 1,0 тыс. человек;

рост объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малых и средних предприятий составит 645,1 млн. рублей;

рост объёма поступления налогов на совокупный доход в консолидированных бюджет Республики Хакасия составит 56 266,0 тыс. рублей.

Заключение


Подводя итоги проделанной работы, нужно сказать, что малый бизнес в Республике Хакасия и в частности городе Абакане выполняет следующие задачи:

происходит стимулирование и интеграция научной, инновационной и предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия;

осуществляется содействие в развитии благоприятной рыночной конъюнктуры в Республике Хакасия;

обеспечивается развитие инновационного направления экономических процессов в Республике Хакасия;

создается и укрепляется связь между малым и средним бизнесом и другими секторами экономики, а также межрегиональных связей, в том числе с Республикой Тыва Республикой Алтай;

осуществляется взаимодействие с государственными и муниципальными структурами поддержки малого бизнеса, коммерческими банками.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.