МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО "Белорусский государственный экономический университет"
Кафедра налогов и налогообложения
ОТЧЕТ
о прохождении ознакомительной практики в ООО "Либрасофт"
Минск 2012
Содержание
Введение
1. Общая часть программы ознакомительной практики
.1 Характеристика ООО "Либрасофт"
.2 Характеристика реализуемого программного обеспечения
.3 Правовые основы функционирования предприятия
1.4 Организационно-управленческая структура предприятия
1.5 Организация делопроизводства в ООО "Либрасофт"
.6 Работа бухгалтерии предприятия
. Основные экономические показатели работы ООО "Либрасофт
.1 Производственно-хозяйственная деятельность компании
.2 Объемы производства и реализации оказываемых услуг
.3 Себестоимость оказываемых услуг
.4 Прибыль и рентабельность производства
.5 Производительность труда и заработная плата
.6 Финансовое состояние предприятия
Заключение
Список литературы
Введение
Основной целью прохождения практики является приобретение практических навыков работы по специальности и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.
В задачи практики входит предоставление характеристики компании ООО "Либрасофт" и изучение:
правовых основ создания, специфики деятельности предприятия;
особенностей функционирования предприятия, его местом и ролью в экономике Республики Беларусь;
- организационно-управленческой структуры организации;
- организации делопроизводства, контроля за поступлением, регистрацией и исполнением документов;
работы бухгалтерии предприятия, а также функциональных обязанностей работников предприятия.
Объект исследования - ООО "Либрасофт" - дистрибьютор ведущего российского разработчика средств информационной безопасности.
экономика делопроизводство регистрация документ
.Общая часть программы ознакомительной практики
.1 Характеристика ООО "Либрасофт"
Компания ООО "Либрасофт" является дистрибьютором компании SEARCHINFORM - ведущего российского разработчика средств информационной безопасности. Компания образовалась в 1995 году и сначала специализировалась на технологиях поиска, хранения и обработки информации. Сегодня компания является признанным лидером и экспертом на рынках информационной безопасности России и Беларуси. Продукция компании сертифицирована и отмечена рядом специализированных наград.
Основным продуктом компании на сегодняшний день является "Контур информационной безопасности SearchInform" - комплексное решение для защиты от утечек конфиденциальной информации и контроля информационных потоков в организациях.
Информационная безопасность организации - целенаправленная деятельность ее органов и должностных лиц с использованием разрешенных сил и средств по достижению состояния защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её нормальное функционирование и динамичное развитие. Основным средством для предотвращения утечек информации являются DLP (англ. Data Leak Prevention, DLP) - технологии предотвращения утечек конфиденциальной информации из информационной системы вовне, а также технические устройства (программные или программно-аппаратные) для такого предотвращения утечек. DLP-системы строятся на анализе потоков данных, пересекающих периметр защищаемой информационной системы. При детектировании в этом потоке конфиденциальной информации срабатывает активная компонента системы, и передача сообщения (пакета, потока, сессии) блокируется.
Программное решение "Контур информационной безопасности SearchInform" позволяет эффективно контролировать информационные потоки предприятия на всех уровнях - от компьютера отдельного пользователя до серверов локальной сети. Контролируются также все данные, уходящие в интернет.
Контур имеет модульную структуру, то есть заказчик может по своему выбору установить только часть компонентов. Все компоненты можно причислить к двум большим группам: суть работы первой - платформа SearchInform NetworkSniffer - в зеркалировании трафика, вторая же - SearchInform EndpointSniffer - задействует агентов, установленных на рабочих пользовательских станциях.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ КОМПАНИИ ООО "Либрасофт"
Принцип №1: "Мы идем навстречу нашим клиентам".
Чтобы быть ближе к нашим клиентам, помимо головного офиса в Москве, компания открыла филиалы в Москве, в Санкт-Петербурге, в Сибири, на Урале, в Поволжье, в Беларуси и Украине. В ближайшее время планируется открытие еще нескольких офисов в крупных российских городах. В центральном и региональных офисах компании на благо клиентов работают более 100 квалифицированных специалистов.
Принцип №2: "Мы всегда открыты для диалога".
Компания бесплатно устанавливает полнофункциональную версию "Контура информационной безопасности" для тестирования, и у каждого из потенциальных клиентов есть месяц, для того, чтобы испытать программный комплекс в действии и принять окончательное решение о его приобретении. Заинтересованным в продукте лицам даже не нужно приходить в офис компании, чтобы увидеть "Контур информационной безопасности" в действии. Достаточно зайти на сайт - www.searchinform.ru - и загрузить демонстрационную версию программного решения. Всю исчерпывающую информацию о "Контуре информационной безопасности" также можно найти на сайте, т.е. у потенциального клиента есть возможность принять самостоятельное решение, делать ли следующий шаг - позвонить менеджеру компании для получения дальнейшей консультации.
Принцип №3: "Мы - за индивидуальный подход к каждому клиенту".
Компания учитывает пожелания клиентов при разработке новых продуктов. Также компания использует гибкую систему расчета стоимости заказа, учитывая интересы всех групп клиентов. Им предлагаются различные варианты комплектации программного решения - при желании клиент покупает не весь "Контур информационной безопасности", а ряд его приложений (хотя, напомним, что защита информации любой организации должна быть комплексной). Среднее время установки программного комплекса SearchInform на подготовленную заказчиком платформу - всего два часа! Специалисты компании готовы в любую минуту проконсультировать потенциального клиента по телефону по всем вопросам касательно использования продукта, а также приехать и провести презентацию на месте. К тому же, проводятся регулярные он-лайн семинары для клиентов и всех заинтересованных лиц. С компанией и ее продуктами можно познакомиться и на тематических выставках, а также во время ежегодного роуд-шоу по информационной безопасности SearchInform по городам России, Украины и Беларуси - SearchInform Security Road Show.
"Контур информационной безопасности SearchInform" используется в более чем 600 организациях России, Украины, Беларуси, Казахстана и Латвии. Только в 2011 году клиентами SearchInform стали более 200 компаний из разных отраслей - от банковского дела до машиностроения. Среди наших крупнейших клиентов - ВТБ 24, Газпромнефть, Лукойл-Информ, МТТ, Промсвязьбанк, Главгосэкспертиза России и многие другие. Многие из ранее существующих клиентов SearchInform либо увеличили количество лицензий в связи с ростом их организаций, либо расширили перечень контролируемых каналов.
1.2 Характеристика реализуемого программного обеспечения
Информация сегодня является одним из критически важных факторов успеха деятельности любой организации. Средняя стоимость одной утечки информации в мире составляет около 2,7 млн. долларов. "Контур информационной безопасности SearchInform" позволит вам эффективно защитить свой бизнес от убытков, связанных с утечками информации.
"Контур информационной безопасности SearchInform" позволяет выявлять утечки конфиденциальной информации и персональных данных через электронную почту; ICQ; голосовые и текстовые сообщения Skype, посты на форумах или комментарии в блогах; внешние устройства (USB/CD); FTP; файл-серверы; ноутбуки, в том числе отключенные от корпоративной сети; документы, отправляемые на печать; а также появление конфиденциальной информации на компьютерах пользователей. Ответственные сотрудники оперативно оповещаются о нарушениях политики безопасности. Расширенные поисковые возможности позволяют эффективно защищать конфиденциальные данные при минимальных трудозатратах на анализ информационных потоков.
Контур информационной безопасности SearchInform имеет клиент-серверную архитектуру. КИБ состоит из 2 серверных консолей SearchInform NetworkSniffer и SearchInform EndpointSniffer, а также 10 клиентских частей.
SearchInform NetworkSniffer - платформа для перехвата данных на уровне зеркалируемого трафика, т.е. NetworkSniffer обрабатывает трафик, не влияя на работу корпоративной сети.
Перехватываются данные, пересылаемые пользователями по популярным сетевым протоколам и каналам (SMTP, POP3, IMAP, HTTP, HTTPs, MAPI, ICQ, Jabber, MSN) на уровне локальной сети. Платформа включает в себя следующие продукты:
SearchInform MailSniffer, позволяющий перехватывать всю входящую и исходящую электронную почту;
SearchInform IMSniffer - сообщения интернет-пейджеров (ICQ, QIP, MSN, Jabber), а также отслеживать общение в популярных социальных сетях;
SearchInform HTTPSniffer - информацию, отправляемую на интернет-форумы, блоги и прочие веб-сервисы.
SearchInform EndpointSniffer - платформа для перехвата трафика через агенты. Дополнительно позволяет контролировать сотрудника, находящегося за пределами корпоративной сети - ведь работник может свободно передать конфиденциальные данные с ноутбука третьим лицам. SearchInform EndpointSniffer собирает отправленные данные и передает их для анализа отделу ИБ, как только лэптоп снова окажется в корпоративной сети.
Агенты SearchInform EndpointSniffer позволяют перехватывать:
SearchInform DeviceSniffer - информацию, записываемую на различные внешние устройства (например, USB-флешки, CD/DVD диски, внешние винчестеры);
SearchInform FTPSniffer - информацию, передаваемую по FTP-соединению;
SearchInform HTTPSniffer - данные, отправляемые с веб-форм при помощи браузеров;
SearchInform IMSniffer - сообщения интернет-пейджеров (ICQ, QIP, MSN, Jabber), а также отслеживать общение в популярных социальных сетях;
- SearchInform MailSniffer - всю входящую и исходящую электронную почту;
SearchInform PrintSniffer - содержимое документов, отправленных на печать;
SearchInform SkypeSniffer - голосовые и текстовые сообщения скайпа.
А также контролировать и отслеживать:
SearchInform FileSniffer - операции с файлами, хранящимися на серверах и в общих сетевых ресурсах.
SearchInform MonitorSniffer - информацию, отображаемую на мониторах пользователей.
Сервер индексации рабочих станций позволяет в режиме реального времени отслеживать появление конфиденциальной информации на компьютерах пользователей, общедоступных сетевых ресурсах и в других местах, для этого не предназначенных.
Также имеется SearchInform AlertCenter - "мозговой центр" всей системы безопасности. Опрашивает все модули и, при наличии в перехваченной информации определенных ключевых слов, фраз или фрагментов текста, немедленно оповещает об этом офицеров безопасности. Здесь создаются политики информационной безопасности, применяемые к данным, передаваемым через е-mail, ICQ, голосовые и текстовые сообщения скайпа, посты на форумах и в блогах, внешние устройства (USB/CD), в документах, отправляемых на печать.
Для идентификации конфиденциальной информации можно использовать методы:
§Поиск по ключевым словам и фразам с учетом морфологии, синонимов и расстояния между словами фразы;
§Поиск с использованием целого текста или текстового фрагмента в качестве запроса (поиск похожих);
§Запросы с цифровыми отпечатками - сравнение всех перехваченных документов с набором контрольных документов;
§Поиск по атрибутам сообщений и файлов: дата, размер, тип документа, пользователь домена, адреса электронной почты и другие формальные признаки документов;
§Поиск документов, защищенных паролем;
§Сложные запросы - комбинирование нескольких простых запросов при помощи логических операторов;
§Запросы с регулярными выражениями - поиск информации не по точному значению, а по форме данных (последовательность и тип символов);
§Использование синонимических рядов;
§Распознавание текста графических документов;
§Поиск документов с умышленно измененным расширением.
SearchInform ReportCenter - позволяет собирать статистику по активности пользователей и инцидентам, связанным с нарушениями политики безопасности, и представлять ее в виде отчетов.
Каждый из отчетов может формироваться как для всех протоколов передачи данных одновременно, так и для каждого из них в отдельности, что позволит сотрудникам, отвечающим за информационную безопасность, быстрее и точнее анализировать данные о возможных инцидентах.
При проведении служебного расследования инцидента можно легко проследить активность пользователя, как с сотрудниками компании, так и с внешними контактами по различным каналам связи - в приложении реализовано схематичное отображение взаимосвязей между контактирующими.
Контур информационной безопасности компании SearchInform разработан с учетом специфики работы крупных компаний и обладает рядом достоинств:
1.Простота внедрения Программный комплекс SearchInform можно проинсталлировать всего за несколько часов. Клиент может обойтись силами своих IT-специалистов. В этой ситуации отпадает необходимость предоставлять внутренние документы компании сотрудникам компании-разработчика.
2.Сохранение существующей структуры локальной сети Внедрение системы не влияет на функционирование существующих информационных систем внутри компании.
.Комплексность решения Позволяет контролировать все каналы утечки информации, а многокомпонентная структура позволяет выбрать только необходимые модули.
.Единственное решение, которое позволяет наиболее полно контролировать информацию, передаваемую через Skype (голосовые и текстовые сообщения, файлы)
.Контроль ноутбуков Позволяет выявить утечку информации через ноутбуки, используемые сотрудниками вне корпоративной сети (например, дома или в командировках).
.Полная интеграция с доменной структурой Windows
.Функция "поиск похожих" Позволяет собственными силами быстро и гибко настроить систему оповещения, не привлекая для этого сторонних специалистов. При этом для эффективной защиты конфиденциальных данных необходимы минимальные трудозатраты на анализ информационных потоков.
.Отслеживание и визуализация связей между сотрудниками Можно регулярно выявлять и анализировать связи сотрудников друг с другом и с внешними адресатами для более удобной работы и оперативного проведения внутренних расследований.
.Разграничение прав доступа к информации Дает возможность настройки прав доступа к перехваченной информации.
.Контроль содержимого рабочих станций и общедоступных сетевых ресурсов Позволяет отслеживать появление конфиденциальной информации в местах, для этого не предназначенных.
.Срез по активностям сотрудника для оперативной работы Отследив факт утечки информации по одному каналу, есть возможность просмотреть все активности пользователя по всем каналам.
.Создание архива перехваченной информации Позволяет восстановить последовательность событий в прошлом.
.Прозрачность ценовой политики и стоимости финального внедрения
.Бесплатная пробная версия Предоставляется на 30 дней для проведения полномасштабного тестирования программ в реальных условиях.
На сегодняшний день "Контур информационной безопасности SearchInform" признанный лидер на рынках информационной безопасности России и стран СНГ. Данное решение используются в многих крупных организациях, работающих в самых разных отраслях - от банковского дела до машиностроения. Работа продуктов SearchInform на тысячах компьютеров красноречиво свидетельствует о доверии пользователей к ним.
.3 Правовые основы функционирования предприятия
Общество с ограниченной ответственностью "Либрасофт" (именуемое в дальнейшем - "Общество"), создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О хозяйственных обществах", иными законодательными актами и актами законодательства Республики Беларусь.
Место нахождения ООО "Либрасофт": РБ, 220040, г. Минск, ул. Тиражная, 86. ООО "Либрасофт" (далее - ООО, Общество) является юридическим лицом, основанным на частной форме собственности, может от своего имени приобретать имущественные или личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь фирменный знак, печать и штампы со своим наименованием и другие реквизиты юридического лица.
В своей работе ООО руководствуется ГК РБ, Законом Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", другим действующим законодательством РБ, Уставом ООО и другими документами, регламентирующими деятельность ООО, а также решениями органов управления ООО.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, акционеры несут ответственность по обязательствам Общества в пределах стоимости принадлежащих им акций лишь в случаях, предусмотренных законодательством.
Срок действия Общества не ограничен.
Для обозначения своей продукции Общество может разрабатывать и использовать собственный товарный знак в порядке, установленном законодательством. Общество имеет право в установленном законодательством порядке использовать товарные знаки иных лиц.
Общество имеет право создавать унитарные предприятия, открывать филиалы и представительства в Республике Беларусь и за ее пределами, участвовать в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществах и товариществах, а также в объединениях и в иных юридических лицах.
Общество осуществляет внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Общество вправе самостоятельно определять конкретные направления своей деятельности в зависимости от конъюнктуры рынка.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Обществом после получения соответствующей лицензии.
Общество ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в установленном порядке, предоставляет данные в налоговую инспекцию и несет ответственность за их достоверность. Отчет о финансово-хозяйственной деятельности Общества представляется налоговой инспекции.
Прибыль Общества является основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности Общества. Прибыль Общества используется на уплату налогов и иных платежей в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Директор подотчетен по всем вопросам своей деятельности.
Директор:
осуществляет текущее руководство деятельностью общества, обеспечивает выполнение решений общего собрания акционеров;
без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами;
распоряжается имуществом и денежными средствами общества;
заключает все виды хозяйственных договоров, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета;
принимает на работу и увольняет работников;
решает другие вопросы.
1.4 Организационно-управленческая структура предприятия
Организационно-управленческая структура ООО "Либрасофт" является линейно-функциональной и представлена на рисунке 1. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат.
Рисунок 1 - Организационная структура предприятия
В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя (директора). Свои решения они проводят в жизнь либо через руководителя отдела, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих служебных исполнителей.
Осуществление функций управления производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях предприятия, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, методологическими документами системы.
Функции и задачи по организации и управлению производством на ООО "Либрасофт" закреплены соответствующими положениями за конкретными подразделениями и должностными инструкциями их руководителей.
Директор: организует всю работу и несет полную ответственность за деятельность компании; распоряжается имуществом и средствами в пределах прав, определенных контрактом; открывает в банках расчетные и другие счета, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников компании; руководит всеми отделами компании.
Бухгалтерия отражает на счетах бухгалтерского учета все осуществленные хозяйственные операции, предоставляет оперативной информации о финансовом состоянии фирмы, определяет направлений и принятие решения о расходовании средств с рублевых и валютных счетов фирмы, составляет в установленные сроки бухгалтерской отчетности и предоставляет ее в соответствующие органы, проводит экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
Отдел продаж корпоративным клиентам осуществляет поиск новых клиентов, проведение переговоров с клиентами, оформление и заключение договоров, подготовка тендерной документации, участие в тендерах, развитие долгосрочных отношений и проведения обучения для клиентов.
Отдел технического сопровождения обеспечивает техническую поддержку клиентам круглосуточно по городским и мобильным телефонам, а также по электронной почте. Круглосуточная поддержка позволяет решать возникающие у клиентов вопросы в самые минимальные сроки и удобное для клиентов время.
Отдел разработки программного обеспечения занимается непосредственно разработкой Контура информационной безопасности, расширением его функциональных возможностей, в том числе и по желанию клиентов.
Для успешного развития компании действует Call-центр, занимающийся разработкой механизма максимально достоверной, надежной и ненавязчивой обратной связи с клиентами. Расширяет базу клиентов компании, приглашает на онлайн презентации продукта и сообщает о выходе новых модулей "Контура информационной безопасности".
.5 Организация делопроизводства на ООО "Либрасофт"
Документационное обеспечение управления - деятельность, охватывающая организацию документирования и управления документацией в процессе реализации функций учреждения, организации и предприятия.
Правильно и рационально организованный документооборот повышает эффективность работы аппарата управления организации.
В целях упорядочения документооборота, сокращения количества и повышения качества документов, создания условий применения современных технических средств обработки документной информации, повышения эффективности работы аппарата управления, установлены и закреплены единые требования к организации работы со всеми документами в организациях.
Необходимо отметить, что основу правильной организации работы с документами составляет четкое разделение функций и вытекающих из них обязанностей между работниками предприятия. Точное знание обязанностей повышает ответственность каждого работника и в тоже время исключает дублирование операций при работе с документами.
Анализируя документооборот Компании за последние 3 года, была выявлена тенденция к его росту. В документационном обеспечении Компании выделяют три группы документов:
- поступающие (входящие);
- отправляемые (исходящие);
- внутренние.
Стабильное увеличение объема документооборота связано, прежде всего, с расширением организационной структуры компании за счет образования новых отделов, постоянным возрастанием количества работников.
Наиболее распространенной входящей корреспонденцией являются письма по вопросам делового сотрудничества. Поступает большое количество писем по вопросам проведения различных совещаний и конференций.
Исходящие документы - это официальные документы, отправляемые из учреждения. Исходящие документы, создающиеся в процессе деятельности Компании, оформляются на бланках и имеют установленный состав и порядок расположения реквизитов.
Внутренний документ - это официальный документ, не выходящий за пределы организации, подготовившей его. Внутренние документы Компании по формам и назначению можно разделить на 3 группы:
организационные документы, которые регламентируют деятельностьКомпании ( инструкции и т.п.);
распорядительные документы, издаваемые директором;
информационно-справочные документы, создаваемые для решения оперативных вопросов (докладные и служебные записки, акты, справки и т.д.).
Учитывая постоянный рост количества персонала, отделов, филиалов, можно сказать, что количество внутренних документов возрастает.
Необходимо отметить, что при внутренней переписке сотрудники Компании используют два вида документов - докладные и служебные записки. Служебная записка - документ, широко использующийся при сообщении и передаче информации от одного сотрудника Компании другому, но в существующую официальную классификацию этот документ не входит. Для этой функции существует докладная записка, при помощи которой происходит информирование руководителя о нештатных ситуациях, нарушениях правил внутреннего трудового распорядка и т.д. Эти два документа по своему содержанию и оформлению идентичны, и представляется нецелесообразным введение в управленческую практику еще одного вида документов того же целевого назначения, что и докладная записка
.6 Работа бухгалтерии предприятия
Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется в соответствии с учетной политикой, сформированной согласно законодательству Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации.
Под учетной политикой организации понимается совокупность используемых организацией способов ведения бухгалтерского учета, расчета налогов и иных платежей.
Руководство бухгалтерским учетом ООО "Либрасофт" возлагается на главного бухгалтера. Указания и распоряжения главного бухгалтера по вопросам соблюдения правил ведения учета, оформления и представления для учета необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников предприятия.
Все проекты договоров со сторонними организациями и другими субъектами хозяйствования по вопросам, связанным с осуществлением расчетов между сторонами, в обязательном порядке согласовываются с главным бухгалтером.
Организацию и ведение сводного учета затрат на производство, калькулирование фактической себестоимости продукции, составление и представление сводной бухгалтерской отчетности по предприятию обеспечивает главный бухгалтер.
Бухгалтерская отчетность - завершающий этап учетного процесса на предприятии. В бухгалтерскую отчетность включаются данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
При изучении организации учета в ООО "Либрасофт" выявлено, что организация финансово устойчива. Бухгалтерский учет и отчетность ведутся в соответствии с планом счетов и инструкцией по его применению. В соответствии с Трудовым Кодексом в организации имеются должностные инструкции на каждого сотрудника, в т.ч. работников бухгалтерии с указанием обязанностей. Отчеты по налогам и сборам, а так же статистическая отчетность в ООО "Либрасофт" подавалась в контролирующие органы своевременно.
2. Основные экономические показатели работы ООО "Либрасофт"
2.1 Производственно-хозяйственная деятельность компании
Таблица 2.1 - Основные экономические показатели работы ООО "Либрасофт"
Показатели2009 г.2010 г.2011 г.Темп ростаТемп ростаОбъем оказываемых услуг, тыс. р.4168135889235828965179213,34325,73Численность работающих, чел.121831150172,22Фонд заработной платы, тыс.р.115200259200781200225301,38Средняя заработная плата работника, тыс. р.80012002100150175Себестоимость оказываемых услуг, тыс. р.4006284793362623592354198,02297,37Прибыль, тыс. р.1618519587325372825592,35560,41Рентабельность, %4,0412,0822,77299,01188,52
По данным таблицы 2.1 видно, что происходит постоянный рост объема указанных услуг. Рост в 2010 г. произошел за счет увеличения количества покупателей, тем самым увеличением объема оказанных услуг. А прирост на 225,73% в 2011 г. имеет две причины: во-первых, укрепление позиций на белорусском рынке, во-вторых, в этом году были очень высокий уровень инфляции белорусского рубля, тем самым укрепив позиции доллара, а оплата услуг компании производится в долларах США.
Также имеется тенденция к постоянному росту фонда заработной платы, как за счет постоянного прироста численность, так и за счет увеличения средней заработной платы.
Происходит увеличение себестоимости оказанных услуг темп роста к 2010 г. составил 198,02% и 297,37% в 2011г., что в свою очередь ниже темпов роста объема оказанных услуг за аналогичные периоды, что приводит к постоянному росту прибыли и рентабельности.
2.2 Объемы производства и реализации оказываемых услуг
Объем продукции (работ, услуг) один из важнейших показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Измерение производства и реализации продукции (работ, услуг) осуществляется при помощи натуральных и условно-натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по стоимости.
Натуральные показатели объема производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.п.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
В условиях рыночной экономики показатели объемов производства и реализации продукции приобретают первостепенное значение. Количество выпущенной и реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг определяется материально-технической базой предприятия, его организационно-техническим уровнем, эффективностью использования производственных ресурсов. В свою очередь объем продукции (работ, услуг), влияет на все другие стороны деятельности - себестоимость и рентабельность продукции, (выполняемых работ, оказываемых услуг), финансовое состояние предприятия.
Основными задачами экономического анализа объема производства и реализации продукции на предприятии являются:
- оценка степени выполнения плана по основным показателям - объем, структура, качество продукции (работ, услуг) и динамики производства и реализации продукции, (выполняемых робот, оказываемых услуг);
- определение влияния основных факторов на изменение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции (работ, услуг);
- разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.
Таблица 2.2 - Плановые и фактические объемы работ, оказываемых услуг в сопоставимых ценах, тыс. р.
Виды оказываемых услуг2009 г.Выполнение, %2010 г.Выполнение, %2011 г.Выполнение, %ПланФактПланФактПланФактSearchInform MailSniffer
Рисунок 2- Плановые и фактические объемы услуг в сопоставимых ценах
Оценка выполнения плана основывается на сопоставлении планового и фактического объема оказываемых услуг.
Выполнение плана ( - %) оказываемых услуг рассчитано по формуле
=?100,(2.1)
где Ф - сумма фактически оказанных услуг;
- плановое задание оказываемых услуг.
Данные таблицы 2.2 показывают, что план оказываемых услуг в 2009 г. организацией был выполнен на 159,49 %, в 2010 году на 95,68 %, в 2011 году 143,68%. По мере развития ООО "Либрасофт" структура услуг изменяется с учетом потребностей рынка и возможностей имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента оказываемых услуг включает в себя следующие основные моменты:
-определение текущих и перспективных потребностей пользователей;
-оценку уровня конкурентоспособности оказываемых услуг;
оценку экономической эффективности и степени риска изменения структуре услуг.
Изменение структуры услуг (производства) оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость услуг (продукции), прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогих услуг (продукции) то объемы в стоимостном выражении возрастают, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельных и соответственно при уменьшении доли низкорентабельных услуг (продукции).
Таблица 2.3 - Данные об изменении ассортимента и структуры оказываемых услуг, тыс. р.
Виды оказываемых услугОбъемы услуг, тыс. р.Структура услуг, %2009 г.2010 г.2011 г.2009 г.2010 г.2011 г.SearchInform MailSniffer
Рисунок 3 - Изменение ассортимента и структуры оказываемых услуг
Структура услуг (продукции, работ) - это соотношение удельного веса отдельных видов услуг, в общем объеме оказываемых услуг.
Увеличение объема оказываемых услуг по одним видам и сокращение по другим видам услуг приводит к изменению ее структуры, то есть соотношения отдельных услуг в общем их объеме.
2.3 Себестоимость оказываемых услуг
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции (работ, услуг) и выработать мероприятия по их освоению.
Объектами анализа себестоимости оказываемых услуг (продукции) являются следующие показатели:
- абсолютная сумма операционных затрат в целом и по элементам;
издержкоемкость услуг (продукции);
себестоимость отдельных видов услуг (изделий);
отдельные статьи затрат;
затраты по центрам ответственности.
Анализ себестоимости товарной продукции включает в себя общую оценку выполнения плана, сметы затрат на производство, себестоимости продукции по калькуляционным статьям, а также каждой статьи калькуляции.
Анализ затрат на рубль товарной продукции включает в себя оценку выполнения плана по затратам на рубль товарной продукции, а также изменение затрат в разрезе групп расходов по сравнению с предшествующим периодом и планом.
При анализе себестоимости важнейших видов изделий определяется размер абсолютных отклонений от плановой себестоимости, изучается структура по калькуляционным статьям и проводится анализ рентабельности.
Таблица 2.4 - Затраты на оказываемые услуги
Сумма, тыс. р.Структура затрат, %2009 г.2010 г.2011 г.2009 г.2010 г.2011 г.Оплата труда1152002160007812002,882,723,31Отчисления на социальные нужды39168734402656080,980,931,25Материальные затраты330742169458631973264582,5587,5583,64Прочие затраты544495698323280140013,598,811,8Себестоимость оказываемых услуг4006284793362623592354100100100В том числепеременные расходы240377047604751637686859,96069,41постоянные расходы16025143173151721548640,14030,58
Как видно из таблицы 2.6 материальные затраты ООО "Либрасофт" в 2010 г. и 2011 г значительно выросли. Рост произошел особенно по материальным затратам в 2010 г., но в 2011 г. удалось снизить данную статью затрат в процентном соотношении. Увеличилась сумма переменных затрат, что в свою очередь уменьшило сумму постоянных затрат. Изменилась несколько и структура затрат: доля заработной платы и отчисления на социальные нужды увеличились, за счет увеличения количества персонала и увеличения средней заработной платы.
Планирование и учет себестоимости на ООО "Либрасофт" ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Группировка затрат по элементам (затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы на электроэнергию, арендная плата и т.д.) необходима для того, чтобы изучить трудоемкость, энергоемкость, фондоемкость, материалоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Например, если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда.
Группировка затрат по статьям калькуляции (назначению) указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов услуг и работ в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Различают также постоянные и переменные затраты. Постоянные затраты не зависят от динамики объема оказываемых услуг. Это амортизация, арендная плата, заработная плата обслуживающего персонала по должностным окладам, расходы связанные с управлением и организацией производства и т.д. Переменные затраты зависят от объема оказываемых услуг. В основном это прямые затраты ресурсов на электроэнергию, пиринговые каналы связи (набор административно-технических правил взаимодействия автономной системы этого провайдера с другими сетями).
С учетом специфики работы ООО "Либрасофт", многие затраты являются условно-переменными и условно-постоянными. К ним относятся, затраты на ремонт оборудования, затраты на рекламу, затраты на электроэнергию и т.д. Поэтому с целью более точного их разделения на постоянные и переменные устанавливается коэффициент зависимости определенного вида затрат от объема оказываемых услуг. Например в месяц общая сумма затрат на каналы связи составила 112620 тыс. р., а коэффициент зависимости данного вида затрат от объема оказываемых услуг - 0,7. Следовательно 78834 тыс. р. можно отнести к переменной, а 33786 тыс. р. к постоянной части затрат.
Аналогичные расчеты делаются и по другим статьям затрат, после чего определяется общая сумма постоянных и переменных расходов, что очень важно при анализе и прогнозировании себестоимости оказываемых услуг, прибыли и рентабельности, определении безубыточности объема продаж, зоны безопасности предприятия и т.д.
Плановую смету ежемесячных затрат на выполняемые работы и оказываемые услуги представим в таблице.
Таблица 2.5 - Плановая смета ежемесячных затрат на выполняемые работы
Наименование статей расходовПлановая себестоимость по текущим нормамтыс. р.доля, %Затраты на оплату труда, всего180001,99Обязательные отчисления от средств направляемых на оплату труда (34 %)61200,68Расходы на командировки и перемещения 23400,26Набор, подготовка и переподготовка кадров10500,12Амортизационные отчисления от стоимости основных средств665287,36Амортизация по нематериальным активам215282,38Эксплуатация, совершенствование оборудования 900009,96Совершенствование ПО26968829,84Севирсное обеспечение11262012,46Внедрение, инсталяция890349,85Стратегические исследования 464405,14Испытания, опыты, исследования36000,4Оплата услуг сторонних организаций, включая оплату консультаций и экспертиз проводимых сторонними организациями21000,23Общехозяйственные расходы360003,98Прочие производственные расходы144001,59Производственная себестоимость77944886,25Плановые накопления (10 %)779458,62Расходы на реализацию работ, услуг - всего464045,13В том числе:маркетинговые исследования164041,81расходы на рекламу300003,32Полная себестоимость903797
2.4 Прибыль и рентабельность производства
Конечным положительным финансовым результатом хозяйственной деятельности любого предприятия является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом.
Таблица 2.6 - Анализ прибыли и рентабельности за 2009-2011 гг.
Показатели2009 г.2010 г.2011 г.Темп прироста, %Темп прироста, %Объем оказываемых услуг, тыс. руб.416815889235828965179113,34225,73Себестоимость оказываемых услуг, тыс. р.400628479336262359235498,02197,37Прибыль, тыс. р.1618519587325372825492,35460,41Рентабельность, %4,0412,0822,77199,0188,52
Рисунок 4 - Анализ темпов прироста прибыли и рентабельности за 2009 - 2011 гг.
Показатель прибыли определен как разность от объема оказываемых услуг (основной вид деятельности) и общей себестоимостью оказываемых услуг:
2009 г.: 4168135 - 4006284 = 161851
2010 г.: 8892358 - 7933626 = 958732
2011 г.: 28965179-23592354=5372825
В условиях рынка прибыль является важнейшим источником расширения производства, совершенствования его технологии, модернизации оборудования, пополнения оборотных средств, стимулирования коллектива за достигнутые им результаты деятельности и др. Количественно она представляет собой разность между совокупными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода.
Показатель рентабельности рассчитан как отношение общей прибыли от реализации услуг к полной себестоимости оказываемых услуг
(161851/4006284)100 = 4,04
(958732/7933626)100 = 12,08
(5372825/23592354)100=22,77
Показатель рентабельности более полно, чем прибыль, идентифицирует окончательные результаты хозяйствования, потому что его величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Его используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Данные таблицы 2.9 показывают, что прибыль от основного вида деятельности в 2010 году составила 958732 тыс. р и в 2011году 5372825 тыс. р.. Темп ее прироста 2010 г к предыдущему году, за счет внедрения высокотехнологического оборудования, достиг 492,35 % и темп прироста 2011 года составил 460,41%, что свидетельствует стабильном развитии компании. На изменение общей прибыли оказывают влияние многие факторы. Количественно измерить можно факторы первого, второго и третьего порядков.
К факторам первого порядка относятся изменения:
прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
прибыль от операционных доходов и расходов;
прибыль от внереализационных доходов и расходов
Факторы формирования прибыли отчетного периода в обобщенном виде характеризует структурно-логическая модель показанная на рисунке 3. Факторами второго порядка являются факторы, влияющие на прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прибыль (убыток) от операционных и внереализационных доходов и расходов.
Влияние факторов первого порядка на прибыль отчетного периода рассчитывается путем сравнения соответствующих фактических и плановых (прогнозных) данных.
2.5 Производительность труда и заработной платы
В состав расходов на оплату труда (фонд заработной платы) включены выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из должностных окладов и контрактов в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда.
Таблица 2.7- Показатели фонда заработной платы
Показатель2009 г.2010 г.2011 г.Темп приростаТемп прироста, %Численность работающих, чел.1218315072,22Фонд заработной платы, тыс. р.11520021600078120087,5201,38Средняя заработная плата работника, тыс. р.800120021005075
Как видно из таблицы 2.11, численность работающих в 2010 г. увеличилась на 6 человек или на 50 % по сравнению с прошлым годом и в 2011 г. численность персонала увеличилась на 13 человек или на 72,22%. За этот же период средняя заработная плата работника выросла на 50 % и 75%, темп прироста фонда заработной платы составил 87,5 % и 201,38%. Рост фонда заработной платы, произошел за счет увеличения численности работников, повышения должностных окладов работников предприятия в связи с инфляцией.
Состояние использование персонала предприятия характеризуется данными приведенными в таблице 2.8.
Таблица 2.8- Использование персонала предприятия
Показатель2010 г.2011 г.Отклонение планфактОт 2010 г.от планаСреднегодовая численность работников, чел.183131+3-Отработано за год одним работником:дней210220215+5-5часов163817491688+50-61Средняя продолжительность рабочего дня, ч7,87,957,85+0,05-0,10Фонд рабочего времени, ч393125247050640+13158-1830
Фонд рабочего времени зависит от численности работников, количества отработанных дней одним работником в среднем за год и средней продолжительности рабочего дня.
В 2010 г. фонд рабочего времени составил 39312 часов, за аналогичный период 2011 г. - 50640 часов. Рост фонда рабочего времени на 11328 часа, прежде всего, связан с увеличением численности работников предприятия (+13 чел.) и увеличением количества отработанных дней одним работником (+5). Вместе с тем, в компании недостаточно полно используется персонал. В среднем одним работником отработано по 215 дней, вместо 220, в связи с чем сверхплановые целодневные потери рабочего времени составили на одного работника 5 дней, - на всех 155 дней или 1240 часов. Внутрисменные потери рабочего времени составили 0,10 часа, а за все отработанные дни всеми работниками 644 часа.
Общие потери рабочего времени составили 2474 часов. А поскольку фактический фонд рабочего времени включает в себя и сверхурочно отработанные часы (482 ч), если их учесть, то реальные потери рабочего времени составят - 3438 часов, или 13,1 %.
2.6 Финансовое состояния предприятия
Финансовое состояние предприятия с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями ликвидности и платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами. Краткосрочная задолженность предприятия, обособленная в отдельном разделе пассива баланса, погашается различными способами, в частности, обеспечением такой задолженности могут выступать любые активы предприятия, в том числе и внеоборотные. Вместе с тем очевидно, что ситуация, когда, к примеру, часть основных средств продается для того, чтобы расплатится по краткосрочным обязательствам, является ненормальной. Именно поэтому, говоря о ликвидности и платежеспособности предприятия как о характеристиках его текущего финансового состояния и оценивая, в частности, его потенциальные возможности расплатиться с кредиторами по текущим операциям, вполне логично сопоставить оборотные активы и краткосрочные пассивы.
Структура актива баланса ОО "Либрасофт" на протяжении анализируемого периода была достаточно однородна: колебания в сторону роста или снижения доли внеоборотных или текущих активов не составляли более 1-2 %. Так, доля внеоборотных активов в структуре имущества Филиала составляла более 90%, а доля оборотных активов сохранялась примерно на уровне 7-9%. Отмечен ежегодный рост имущества в целом (валюты баланса) в абсолютном выражении, темп роста составлял 123-126%.
Таким образом, имущество предприятия сформировано преимущественно за счет внеоборотных активов. В структуре постоянных активов более 90 % занимают собственные основные средства, незначительный удельный вес - незавершенные капитальные вложения и нематериальные активы. ООО "Либрасофт" относится к предприятиям, одной из характеристик которых является высокая фондоемкость, поэтому такая структура является оптимальной.
Анализ структуры пассива бухгалтерского баланса показывает, что за период анализа наблюдается тенденция роста доли добавочного фонда. Таким образом, необходимо отметить, что свою производственную и текущую деятельность ООО "Либрасофт" финансирует за счет собственных средств.
Заемный капитал в структуре баланса занимает незначительный удельный вес - не более 5-7% в структуре капитала.
Анализ структуры заемного капитала показал, что в период с 2009 по 2011 г. наблюдается сокращение доли краткосрочных кредитов банков на 49 %.
Степень зависимости предприятия от заемных средств отражает коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Он показывает, сколько заемных средств привлечено на рубль собственных и насколько каждый рубль долга подкреплен собственным капиталом. Значения данного коэффициента за 2009-2011 гг. свидетельствуют о том, что у анализируемого предприятия практически отсутствует зависимость от внешних источников финансирования.
Коэффициент финансовой независимости (отношение собственного капитала к общей величине капитала предприятия) характеризует стабильность структуры капитала и обеспеченность собственными источниками формирования. Этот коэффициент желательно поддерживать на достаточно высоком уровне (»0,6). Динамика данного коэффициента показывает, что состояние финансов предприятия и структуры капитала характеризуется тенденцией роста устойчивости и финансовой независимости таблице 2.16.
Таблица 2.9 - Динамика коэффициентов структуры капитала
Наименование показателя01.01.0901.01.1001.01.11Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 0,930,950,92Коэффициент финансовой независимости0,070,050,08
Показатели ликвидности и платежеспособности представлены в таблице 2.10. Они характеризуют способность предприятия погашать краткосрочные обязательства оборотными активами. Чем выше покрытие обязательств за счет быстрореализуемых активов, тем устойчивее финансовое положение предприятия.
Таблица 2.10 - Показатели ликвидности и платежеспособности
Наименование показателяНорматив01.01.0901.01.1001.01.11Коэффициент текущей ликвидности ³ 1,11,351,261,2Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами³ 0,150,260,210,20Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами£ 0,850,070,060,08
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяет границу безопасности для любого возможного снижения рыночной стоимости текущих активов, вызванными непредвиденными обстоятельствами, способными приостановить или сократить приток денежных средств. Значение коэффициента текущей ликвидности компании на протяжении анализируемого периода было значительно выше нормативного. На 01.01.2009 значение коэффициента текущей ликвидности составило 1,35 при нормативном значении 1,1.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. На протяжении анализируемого периода значение этого коэффициента было также выше нормативного. Это свидетельствует о том, что процесс производства в необходимой мере обеспечен собственным оборотным капиталом.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность предприятия рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Значение этого коэффициента находилось в рамках норматива на протяжении всего анализируемого периода (£0,85).
Анализ указанных коэффициентов ООО "Либрасофт" свидетельствует о том, что по состоянию на 01.01.12 структуру баланса компании следует признать удовлетворительной.
Заключение
Компания ООО "Либрасофт" - дистрибьютор ведущего российского разработчика средств информационной безопасности. Основным продуктом компании на сегодняшний день является "Контур информационной безопасности SearchInform" - комплексное решение для защиты от утечек конфиденциальной информации и контроля информационных потоков в организациях
"Контур информационной безопасности SearchInform" позволяет:
·выявлять и предотвращать утечки конфиденциальной информации через:
§сообщения по е-mail и в ICQ (передаваемых по защищенным протоколам);
§голосовые и текстовые сообщения Skype;
§посты на форумах или комментарии в блогах;
§внешние устройства (USB/CD/DVD);
§документы, отправляемые на печать,
а также отслеживать появление конфиденциальной информации на компьютерах пользователей;
·контролировать рабочие ноутбуки сотрудников во время командировок;
·получать графы взаимосвязей между сотрудниками и внешними адресатами для поиска инсайдеров
В результате проведенной аналитической работы можно сделать следующие выводы:
Компания ООО "Либрасофт" эффективно работает на протяжении всего анализируемого периода, так темп роста прибыли составляют более 500%, а уровень прироста рентабельности 299% к 2010 г. и 188,52% к 2011 г.
На существующем рынке информационной безопасности DLP- систем, компания занимает лидирующие позиции на протяжении всего периода (сравнение производится в первую очередь по количеству крупных клиентов и общее количество клиентов, по финансовому состоянию и по техническим характеристикам).
В процессе практики были закреплены теоретических знаний по специальности и приобретены практические навыки работы. При прохождении ознакомительной практики были изучены структура организации, состав входной и выходной документации, процесс обработки информации. Ознакомилась с функциональными обязанностями бухгалтерии предприятия и выполнила все задачи, поставленные при написании отчета.
Список литературы
.Программа учебной практики : учеб.-метод. пособие / Г.М. Корженевская, Е.А. Гуз -Мн, 2009. - 10
.Аксенов, А. П. Нематериальные активы : структуры, оценка, управление : учеб.-метод. пособие / А. П. Аксенов.- М. : Финансы и статистика, 2007.- 192 с.
.Анализ финансовой отчетности : учеб. пособие для вузов / под ред. М. А. Вахрушиной, Н. С. Пласковой. - М. : Вузовский учеб., 2007. - 367 с.
.Балашевич, М.И. Малый бизнес : отечественный и зарубежный опыт. - Минск : 2005.110 с.
5.Романовский В. М. и др. Финансы предприятий - СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2000. - 528 с.
6.Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2002. - 704 с.
.Суша Г. З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2003. - 384 с.
.Финансы предприятий: Учебное пособие / Н. Е. Заяц и др.; Под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. - 2-е изд. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 528 с.
.Хрипач В. Я. и др. Экономика предприятия. - Мн.: Экономпресс, 2001. - 464 с.
.Экономика предприятия: Учеб. пособие / В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич и др. - М.: Новое знание, 2003. - 677 с.