МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»
Институт экономики и управления
кафедра «Бухгалтерский учет и налогообложение»
ОТЧЕТ прохождения учебной практики
в Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области
Скудиной Марии Александровны
Руководитель практики: к.э.н . доцент Сысоева В.Н.
Начальник отдела регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками Гаврилова В.А.
ТАМБОВ 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика ИФНС России
.1 Права, обязанности и ответственность государственных ИФНС России
.2 Взаимоотношения налоговой инспекции с другими государственными органами
.3 Правовая и контрольная работа инспекции ФНС России
.4 Действующие нормативные материалы и документы
Глава 2. Налогообложение физических и юридических лиц
.1 Характеристика основных налогов уплачиваемых юридическими лицами
.2 Характеристика основных налогов уплачиваемых физическими лицами
.3 Организация учёта налоговых поступлений и других обязательных платежей
Глава 3. Характеристика Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области
.1 Характеристика и организационная структура Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области
.2 Задачи и функции Межрайонной инспекции ФНС №4 России по Тамбовской области
.3 Программный комплекс, используемый ИФНС -«ЭОД»
.4 Основные функции и задачи отдела регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками
Заключение
Список литературы
Введение
Данная работа представляет собой отчет о прохождении учебной практики в период с 1 апреля 2013 года по 14 апреля 2013 года в Межрайонной инспекция ФНС России №4 по Тамбовской области.
Учебная практика является необходимой частью подготовки высококвалифицированных специалистов в области налогообложения, проводится в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебным планом и является важнейшей частью высококвалифицированных специалистов.
Целью учебной практики является знакомство с основными характеристиками деятельности налоговых инспекций как органов налогового администрирования, изучение ее структуры, применение на практике знаний, полученных во время учебы, выработка навыков профессиональной подготовки, а также изучение материальной базы информационной службы организации: компьютерного оборудования, программного обеспечения, методов сбора и обработки получаемой информации, способ электронного получения и отправления корреспонденции.
Цель обусловила выполнение следующих задач:
закрепить теоретические знания;
- изучить права, обязанности и ответственность государственных инспекций ФНС России;
ознакомиться с организационной структурой Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Тамбовской области;
- изучить функции и задачи как налогового органа в целом, так и его отдельных подразделений;
освоить последовательность работ в инспекции ФНС России;
изучить правовую и контрольную работу инспекции ФНС России;
- изучить механизм расчета основных налогов, взимаемых с юридических и физических лиц;
изучить организацию учета налоговых поступлений и других обязательных платежей в бюджет;
изучить действующие инструктивные, нормативные и другие ведомственные материалы инспекции ФНС России, а также ее функции и структуру.
изучить методы использования компьютерной и вычислительной техники.
Данный отчет содержит материал, осваиваемый в течение практики. При сборе данного материала была использована экономическая и юридическая литература, а также различные документы налоговой инспекции.
Отчет состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе описываются права, обязанности и ответственность налоговых органов, их взаимоотношение с другими государственными органами.
Во второй главе рассказывается характеристики взимание налогов с юридических и физических лиц.
В третей главе раскрыта организационная структура Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Тамбовской области, определены функции и задачи каждого из отделов
В целом, структура Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Тамбовской области представляется оптимальной и достаточной для выполнения фискальных, контрольных и регулирующих функций, присущих Российской налоговой системе.
Глава 1. Общая характеристика ИФНС России
.1 Права, обязанности и ответственность государственных ИФНС России
Налоговые органы вправе:
- требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщиков документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
- проводить налоговые проверки в порядке , установленном НК РФ;
производить выемку документов у налогоплательщиков при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой;
приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке предусмотренном НК РФ;
осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, в случаях отказа налогоплательщика при налоговой проверке допустить должностных лиц налогового органа к осмотру его производственных, складских, торговых помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода;
требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке , которые установлены Налоговым кодексом;
требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):
) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;
) о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций , в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ.
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Налоговые органы обязаны:
- соблюдать законодательство о налогах и сборах;
осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов, а также представлять формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их заполнения;
сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
принимать решения о возврате налогоплательщикам сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке , предусмотренном НК РФ;
соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
направлять налогоплательщику, копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта;
по заявлению налогоплательщика выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика;
Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам и их представителям, не унижать их честь и достоинство.
Ответственность налоговых органов:
Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
.2 Взаимоотношения налоговой инспекции с другими государственными органами
В целях актуализации базы данных налоговая инспекция осуществляет взаимодействие с органами, обеспечивающими:
- регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства, месту пребывания, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации (паспортно-визовая служба);
- регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (органы ЗАГС);
- кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по Тамбовской области, территориальные органы ФГУ «Земельно-кадастровая палата»);
- регистрацию транспортных средств (органы ГИБДД, Гостехнадзора);
-государственный технический учет (Государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Тамбовской области, филиалы ГУПТИ);
- адвокатские палаты и нотариусы;
органы опеки и попечительства.
Взаимодействие с финансовыми органами:
Взаимодействие с финансовыми органами осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 №410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов».
Налоговые инспекции представляют в финансовые органы информацию о начисленных, уплаченных налогах и суммах задолженности, а также сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и доходы местных бюджетов.
Финансовые органы представляют налоговым органам информацию о территориальных устройствах (объединении и создании) муниципальных образований и сведения о предоставленных льготах по региональным и местным налогами
Взаимодействие с федеральным казначейством
Взаимодействие с федеральным казначейством осуществляется согласно приказу ФНС России от 05.12.2008 №ММ-3-1/643@ «О порядке осуществления территориальными органами ФНС бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ».
Данным приказом на налоговые органы возложены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей; начисление пеней и штрафов; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов; принятие решения о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Управление федерального казначейства (далее - УФК) осуществляет учет поступлений доходов в бюджетную систему РФ и распределение поступивших сумм между бюджетами. УФК ежедневно направляет в Управление ФНС России по Тамбовской области файлы по поступлению сумм доходов, по которым налоговые органы являются администраторами доходов в бюджетную систему Российской Федерации. УФНС России по Тамбовской области обобщает полученные сведения и ежедневно направляет их в налоговые инспекции.
.3 Правовая и контрольная работа инспекции ФНС России
Налоговым кодексом установлены 2 вида налоговых проверок - камеральные и выездные.
Камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, в течение 3 месяцев со дня представления отчетности в налоговую инспекцию. Максимальный срок проведения камеральной проверки 3 месяца.
Выездные налоговые проверки являются инструментом контроля за соблюдением налогового законодательства. Выездные налоговые проверки проводятся налоговой инспекцией согласно утвержденного плана. Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. Выездной налоговой проверкой может быть охвачена деятельность налогоплательщика за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговым органом независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки может проводиться выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Выездная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам.
Налоговая инспекция осуществляет обслуживание налогоплательщиков - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые поставлены на налоговый учет в данной инспекции или проживают (физические лица) на территориях муниципальных образований, обслуживаемых инспекцией.
1.4 Действующие нормативные материалы и документы
Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов власти Тамбовской области и органов местного самоуправления Тамбовского района, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, правовыми актами Министерства, а также Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.
Следуя принципу, провозглашенному в ст. 15 Конституции Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает следующую систему налогового законодательства:
Налоговый кодекс;
Федеральные законы о налогах и сборах;
Законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации;
Нормативно правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.
Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. Его правовой статус определен в ст. 1 НК РФ.
Во-первых, Налоговый кодекс - единственный нормативно правовой акт, устанавливающий систему налогов.
Во-вторых, налоговый кодекс в системе актов законодательства имеет высшую юридическую силу. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.
Можно построить следующую схему иерархии актов, регулирующих налоговые отношения.
Схема
КонституцияМеждународные договорыНалоговый кодексФедеральные законыЗаконодательство субъектов Российской ФедерацииНормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления
Издание нормативных правовых актов органов исполнительной власти происходит двумя способами. В первом случаи орган исполнительной власти издает нормативно правовой акт исходя из необходимости и целесообразности в рамках установленной Конституцией или законом компетенции. Во втором - нормативный правовой акт исполнительной власти может появиться только в случае прямого указания закона.
Именно второй вариант был закреплен в налоговом кодексе Российской федерации, ст. 4 которого гласит: Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами не могут изменяться или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Налоговый кодекс, следуя нормам, закрепленным в Конституции РФ, серьезно ограничил правотворческую деятельность Президента в сфере налогообложения.
Акты Президента РФ, акты Правительства и акты органов исполнительной власти могут регулировать налоговые вопросы только в случаях, прямо определенных налоговым законодательством. Изданные же до вступления в силу Налогового кодекса нормативные акты Президента и Правительства, регулирующие налоговые отношения по вопросам, не урегулированным федеральными законами, продолжают действовать и применяться в части, не противоречащей Кодексу до введения в действие соответствующих законов (ст. 7 Федерального закона О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ).
Иерархическая лестница подзаконных нормативных правовых актов в сфере налогообложения выстраивается в соответствии с объектом компетенции и положением государственного органа, издавшего акт, в системе органов государственной власти и выглядит следующим образом:
указы Президента в случаях, предусмотренных законом;
указы Президента, принятые до вступления в силу Налогового кодекса РФ, действующей в части, не противоречащей Налоговому кодексу, до издания соответствующего закона;
постановления Правительства в случаях, предусмотренных законом;
постановления Правительства, принятые до вступления в силу Налогового кодекса РФ, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу, до издания соответствующего закона;
нормативные правовые акты налоговых и иных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законом;
нормативные правовые акты налоговых и иных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу Налогового кодекса РФ, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу.
Современная система нормативных правовых актов России чрезвычайно сложна и объемна. При этом в настоящее время российское законодательство динамично развивается: появляются новые отрасли, а существующие подвергаются серьезной переработки.
Налоговая инспекция по Тамбовской области руководствуются следующим перечнем нормативных документов:
Конституция Российской Федерации
закон Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003-1 (ред. от 29.06.2012) «О налогах на имущество физических лиц»;
- закон Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1(ред. от 30.12.2012, с изм. от 30.01.2013) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- закон Российской Федерации от 26.10.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча»;
закон Тамбовской области от 28.11.2002 № 69-З «О транспортном налоге в Тамбовской области»;
постановление администрации Тамбовской области от 30.11.2007 № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» в редакции постановления администрации Тамбовской области от 26.02.2009 № 188 («О внесении изменений в приложения № 1, 2 к постановлению № 1311);
- постановление администрации Тамбовской области от 29.06.2010 № 771 «Об утверждении поправочного коэффициента для уточнения оценки строений, принадлежащих гражданам на праве собственности в Тамбовской области, на 2011 год»;
- постановление администрации Тамбовской области от 29.07.2009 № 891 «Об утверждении поправочного коэффициента для уточнения оценки строений, принадлежащих гражданам на праве собственности в Тамбовской области, на 2010 год»;
решения представительных органов местного самоуправления об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципальных образований;
решения представительных органов местного самоуправления об установлении земельного налога на территории муниципальных образований.
Глава 2. Налогообложение физических и юридических лиц
.1 Характеристика основных налогов уплачиваемых юридическими лицами
налоговый орган платеж юридический
Группа налогов, уплачиваемых организациями, многочисленны. Между тем не все входящие в нее налоги имеют одинаковое значение, как для самих налогоплательщиков, так и для бюджета.
Налог на прибыль является прямым, личным налогом, основанным на принципе резидентства. Резидентами, уплачивающими налог с прибыли, полученной как в России, так и за рубежом, являются юридические лица, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Иностранные юридические лица уплачивают в России налог на прибыль, полученную от деятельности через постоянное представительство.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением случаев. При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.
Налог на имущество
У нерезидентов налогом облагается имущество, расположенное на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). Взимание НДС построено на территориальном принципе: налогообложению подлежат как резиденты так и нерезиденты, совершающие на территории Российской Федерации операции, признаваемые объектами налогообложения.
Добавленная стоимость не является объектом налогообложения. Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реализации товаров (работ, услуг). Иными словами, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров; передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от видов товаров. Закон устанавливает несколько ставок налога: нулевую, стандартную, пониженную и расчетную. Пониженная ставка применяется при налогообложении основных продовольственных товаров и товаров детского ассортимента по перечню, установленному в Налоговом кодексе.
По ставке 0% налогообложение производиться при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; работ (услуг), связанных с перевозкой через таможенную территорию РФ товаров, а также другие товары (работы, услуги).
Налогообложение производиться по налоговой ставке 10% при реализации: продовольственных товаров; товаров для детей; медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
По ставке 18% будут облагаться следующие операции: услуги по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжно продукции; редакционные и издательские работы (услуги), связанные с производством периодических печатных изданий и книжной продукции; услуги по размещению рекламы.
Акциз - косвенный Налогоплательщиками акциза признаются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК кодексом РФ.
Объектами акцизов являются факты реализации (передачи) налогоплательщиком подакцизных товаров, а также импорт подакцизных товаров. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида подакцизного товара.
Земельный налог - поимущественный налог рентного типа. Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
По всем землям предельная ставка предусматривается в размере 1,5%. По сельхозземлям, землям, занятым под жилые строения, а также по землям, используемым подсобными хозяйствами для целей садоводства и огородничества, предельная ставка - 0,3% от кадастровой стоимости земли.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков можно узнать на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Налоговая декларация по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения".
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - прямой Предметом налогообложения являются полезные ископаемые перечень, которых установлен в Налоговом кодексе: уголь, торф, товарные руды, сырье редких металлов, природные алмазы, хлористый натрий (соль), минеральные воды и т.д.
Налоговой базой выступает стоимость добытых полезных ископаемых, оцениваемая самими налогоплательщиками одним из установленных способов. Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам каждого налогового.
Водный налог - налог, уплачиваемый организациями, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.
Объект налогообложения водным налогом - пользование водными объектами:
забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в пределах установленных лимитов водо использования.
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Плательщиками государственной признаются: организации; физические лица.
2.2 Характеристика основных налогов уплачиваемых физическими лицами
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации.
При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.
Налоговая ставка устанавливается в размере 13%. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:
стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 ст. 217 НК;
процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК;
суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 ст. 212 НК.
Налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:
в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%;
от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной п.1 ст. 224 НК, процентная доля налоговой базы. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 210 НК исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных руб. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.
Налог на имущество физических лиц - местный налог, взимаемый на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 (ред. от 27.07.2010)"О налогах на имущество физических лиц".
Суммы налога зачисляются в местный бюджет по месту происхождения (регистрации) объекта обложения. Налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, расположенных в одном муниципальном образовании.
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются граждане, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Объектом налогообложения имущества физических лиц является имущество.
Закон предусматривает как полное, так и частичное освобождение граждан от налогов на имущество физических лиц.
Налог не уплачивается с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м. Транспортный налог - налог Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного
2.3 Организация учёта налоговых поступлений и других обязательных платежей
Учет поступивших сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет в лицевых счетах ведется на основании платежных документов, представленных уполномоченным органом по исполнению бюджета:
-документов о поступлении налогов и других обязательных платежах в бюджет, в том числе по поступлениям в республиканский и местные бюджеты;
-платежных поручений налогоплательщиков (налоговых агентов);
-платежных поручений налоговых органов на проведение зачета и возврата излишне или ошибочно зачисленных налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов;
-платежных поручений налоговых органов по проведенным зачетам, возвратам налога на добавленную стоимость;
-инкассовых распоряжений о взыскании налоговой задолженности.
Поступившие суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет отражаются в лицевых счетах по кодам классификации доходов бюджета по признаку РНН (БИН/ИИН (при наличии)) налогоплательщика автоматически указывается
-даты проведения записи;
-номера и даты платежного документа;
-даты списания налогов и других обязательных платежей с банковского счета налогоплательщика (налогового агента), даты внесения наличных денег и даты осуществления платежа через банкоматы и иные электронные устройства;
-даты зачисления налогов и других обязательных платежей в бюджет;
-суммы налога (платежа), пеней, штрафов;
-при зачете - кода классификации доходов бюджета, на который производится зачет.
Запись в лицевые счета о поступивших сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет производится в день получения платежных документов от уполномоченного органа по исполнению бюджета.
Для налогоплательщика датой исполнения налогового обязательства, которая отражается в лицевом счете, считается:
-дата акцепта платежного поручения банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, в уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет - при осуществлении безналичного платежа;
-дата внесения налогоплательщиком (налоговым агентом) денег в банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, уполномоченные государственные органы - в случае уплаты их в бюджет наличными;
-дата осуществления платежа через банкоматы и иные электронные устройства;
-дата проведения зачета.
Кроме того, в лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) во всех вышеуказанных случаях исполнения налоговых обязательств дополнительно указывается дата зачисления платежа в бюджет, подтверждаемая ежедневными отчетами уполномоченного органа по исполнению бюджета.
В случаях, когда в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование уплата налогов и платежей в бюджет произведена в иностранной валюте, в лицевом счете указывается поступившая сумма в бюджет в национальной валюте, подтверждаемая отчетами уполномоченного органа по исполнению бюджета после реконвертации иностранной валюты в национальную валюту.
При получении платежных документов из уполномоченного органа по исполнению бюджета должностное лицо, ответственное за ведение учета, должен проверить:
-соответствие сумм в платежных документах суммам, указанным в документах уполномоченного органа по исполнению бюджета;
-правильность зачисления налогов и других обязательных платежей на соответствующие коды классификации доходов бюджета и распределения уплаченных сумм налогов (платежей), пеней и штрафов.
В случае установления расхождений и выявления факта ошибки после завершения сверки, должностное лицо, ответственное за ведение учета, составляет протокол о причинах возникновения ошибочно уплаченной суммы налога, другого обязательного платежа в бюджет (далее - протокол по ошибкам).
В протоколе по ошибкам указывается дата и номер платежного документа, сумма, код бюджетной классификации, на который зачислена сумма, причина ошибки, документ - обоснование или ссылка на законодательство Республики Казахстан с указанием кода бюджетной классификации, на который следовало зачислить указанную сумму.
Протокол по ошибкам утверждается руководителем структурного подразделения, осуществляющего ведение учета.
Зачет, возврат ошибочно уплаченной суммы налога, другого обязательного платежа в бюджет, штрафов, пеней производится не позднее тридцати календарных дней со дня обнаружения факта ошибочной уплаты на основании протокола по ошибкам.
Глава 3. Характеристика Межрайонной инспекция ФНС России №4 по Тамбовской области
.1 Общая характеристика и организационная структура Межрайонной инспекция ФНС России №4 по Тамбовской области
Межрайонная инспекция ФНС России №4 России по Тамбовской области была образована путем слияния Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Тамбовской области и Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Тамбовской области в соответствии с Приказом ФНС России от 31.01.2011 №ММВ-7-4/99 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области».
Данная государственная налоговая служба располагается по адресу: г. Тамбов, ул.З. Космодемьянской, д.12. Имеет обособленные территориальные подразделения в г. Котовске, р.п. Токаревка и Токаревском районе, а также в Жердевском, Знаменском и Мордовском районах.
Инспекцию возглавляет начальник (Пучкова Тамара Михайловна), назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Управления ФНС Тамбовской области, также есть два заместителя.
Начальник Инспекции:
- организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции;
распределяет обязанности между своими заместителями;
представляет на утверждение в Управление структуру Инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание;
утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях Инспекции и должностные инструкции ее работников;
издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции;
назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников Инспекции;
представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;
решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Инспекции;
привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников Инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Структура Межрайонной инспекции ФНС России №4 России по Тамбовской области включает в себя целый ряд отделов:
1) Правовой отдел;
) Отдел регистрации, учета и работы с налогоплательщиками;
) Отдел информатизации;
) Отдел камеральных налоговых проверок №1;
) Отдел выездных налоговых проверок;
) Отдел учета, отчетности и урегулирования задолженности;
) Отдел общего обеспечения;
) Отдел камеральных налоговых проверок№2;
) Отдел предпроверочного анализа и истребования документов;
) Отдел кадров и безопасности;
) Отдел налогового аудита.
) Отдел ввода и обработки данных.
Далее рассмотрим каждый отдел подробнее.
1)Правовой отдел.
В качестве главной задачи отдела выступает защита государственных интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
К основным функциям необходимо отнести:
проведение правовой экспертизы документов, подготавливаемых в инспекции;
оказание правовой помощи отделам инспекции;
обеспечение производства по делам об административных правонарушениях;
получение и рассмотрение проекта решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;
согласование (визирование) материалов налоговых проверок, направляемых в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
2) Отдел регистрации, учета и работы с налогоплательщиками.
К задачам данного отдела относятся:
проведение приема, подготовки и выдачи документов по государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учету налогоплательщиков;
проведение контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами, а также органами, на которые законодательно возложены обязанности предъявлять сведения в налоговые органы, законодательства о государственной регистрации юридических лиц и о налогах и сборах.
К функциям отдела следует отнести:
прием и регистрация налоговых деклараций, деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, взносов, других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
предоставление информации о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по запросам налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сверка расчетов;
прием и обработка сведений о доходах физических лиц;
информирование налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование о действующем законодательстве о налогах, сборах, взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, взаимодействие со средствами массовой информации.
3) Отдел информатизации.
Задачами отдела информационных технологий выступают:
внедрение и сопровождение ведомственных прикладных программных средств;
обучение и консультирование пользователей ведомственных программных средств;
администрирование сетевых ресурсов и телекоммуникационного оборудования.
В качестве основных функций отдела информационных технологий выступают:
организация антивирусной защиты;
администрирование ресурсов базы данных ИФНС;
обеспечение резервного копирования баз данных и программных средств;
обеспечение работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения;
запуск регламентных технологических процессов электронной обработки данных.
4) Отдел камеральных налоговых проверок №1.
Задачами отдела камеральных проверок являются:
осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела;
проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков;
отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок
Основными функциями выступают:
исчисление физическим лицам имущественных налогов, транспортного и земельного налогов; осуществление других функций работниками отдела камеральных проверок;
мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов;
сопоставления показателей представленной отчетности и косвенной информации из внутренних и внешних источников;
анализ эффективности по результатам проведенных выездных налоговых проверок.
5) Отдел выездных налоговых проверок.
Основными задачами отдела выездных проверок выступают:
проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
планирование выездных налоговых проверок;
осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.
К функциям отдела выездных проверок относятся:
подготовка к выездной налоговой проверке, оформление результатов, осуществление иных функций отдела, связанных с выездной налоговой проверкой.
проведение контрольных мероприятий в отношении органов, организаций, осуществляющих юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина;
6) Отдел учета, отчетности урегулирования задолженности. Задачами данного отдела являются:
мониторинг состояния, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;
анализ, планирование (прогнозирование) поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;
зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени;
реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц;
проверка материалов о состоянии расчетов с бюджетной системой Российской Федерации при реорганизации и ликвидации организаций.
К функциям данного отдела относятся:
формирование информационного ресурса «Расчеты с бюджетом; взаимодействие с органами федерального казначейства и органами, исполняющими бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований;
открытие и закрытие карточек расчетов с бюджетом местного уровня после изменения места постановки на учет, завершения мероприятий по реорганизации или ликвидации организаций и внесении изменений и дополнений в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
работа с невыясненными поступлениями и разрешение проблемных ситуаций с начислением пени;
взыскание налога и сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в кредитных организациях налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации и имущества налогоплательщика.
7) Отдел общего обеспечения. Основными задачами отдела являются:
организация и обеспечение единой системы делопроизводства и документооборота в Инспекции;
обеспечение автоматизированного учета и контроля за прохождением, исполнением и оформлением документов в установленные сроки;
организация работы архива.
Основными функциями отдела являются:
обеспечение приема, учета и регистрации входящей и исходящей корреспонденции;
обработка и распределение поступающих документов, систематический анализ исполнения документов и поручений в Инспекции и ряд других функций.
8) Отдел камеральных налоговых проверок№2.
К задачам отдела относятся:
- проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков;
осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела;
отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.
К функциям данного отдела относятся:
проведение камеральных налоговых проверок деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и др. лиц, в том числе сдающих имущество в аренду;
исчисление имущественных налогов с физических лиц, налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, земельного налога с физических лиц, транспортного налога с физических лиц, а также подготовка налоговых уведомлений и формирование платежных документов на уплату указанных налогов;
передача в правовой отдел материалов камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.
9) Отдел предпроверочного анализа и истребования документов.
К основным задачам данного отдела относятся:
анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с целью включения в план выездных налоговых проверок;
формирование ежеквартального плана выездных налоговых проверок;
исполнение поручения об истребовании документов налоговых органов.
10) Отдел кадров и безопасности занимается:
работой по подбору, расстановке и воспитанию кадров;
ведению кадрового делопроизводства и воинского учета. Отдел кадров также обеспечивает своевременность присвоения сотрудникам инспекции классных чинов и размеров доплат за выслугу лет, контроль за трудовой дисциплиной и использованием рабочего времени. В ряде случаев на отдел кадров возлагается также работа по обеспечению неразглашения сведений, составляющих налоговую тайну и безопасности инспекции и ее сотрудников.
) Отдел налогового аудита. Следует отметить, что первоочередной задачей налогового аудита выступает рассмотрение жалоб и проведение мероприятий налогового контроля. В качестве основных функций данного отдела выделяют:
проведение подготовки по запросу Инспекции заключений по жалобам; - рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов по актам выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных данной инспекцией, по результатам, рассмотрения которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.
12) Отдел ввода и обработки данных.
В качестве основных функций выступают ввод данных:
по государственной регистрации юридических лиц и учету налогоплательщиков; - налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, бухгалтерской отчетности;
деклараций о доходах и имуществе государственных служащих, специальных деклараций об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества.
Перечисленные отделы являются основополагающими, без которых невозможно представить работу налоговой системы нашей страны.
3.2 Задачи и функции Межрайонной инспекция ФНС России №4 по Тамбовской области
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 России по Тамбовской области является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС по Тамбовской области.
Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.
Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. В интересах защиты экономических интересов государства налоговые органы должны обладать широкими полномочиями, но в интересах прав налогоплательщиков эти полномочия должны быть строго регламентированы законами.
К задачам Инспекции относятся:
1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей.
. Контроль за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле.
. Организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.
. На Инспекцию могут быть возложены иные задачи в рамках предоставленной ей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.
Основными функциями Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области являются:
. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственный налогов и иных обязательных платежей.
. Бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборов, о законодательстве о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
. Обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков и на его основе ведение территориального раздела Единого государственного реестра налогоплательщиков.
. Составление, анализ и представление в установленном порядке в Управление налоговую отчетность по формам, утверждаемым Министерством.
. Ведение регистрации налогоплательщиков.
. Осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пений и штрафов.
. Проведение совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
. Привлечение к административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также граждан в случаях, установленных законодательством РФ.
. Информирование соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
. Проведение работ по подбору и расстановке кадров работников Инспекции и осуществление мероприятия по их профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.
. Осуществление управления находящегося в ее ведении государственном имуществе.
. Ведение делопроизводства, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности.
Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
3.3 Программный комплекс, используемый ИФНС -«ЭОД»
В целях автоматизации процессов налогового администрирования юридических и физических лиц в инспекции используется программный комплекс «Система электронной обработки данных» - далее Система ЭОД.
База данных Системы ЭОД и основные программы обработки расположены на сервере инспекции. Персональные компьютеры пользователей подключены к серверу по локальной вычислительной сети (ЛВС).
На пользовательские компьютеры установлена специальная программа, обеспечивающая доступ и работу с базой данных Системы ЭОД. Данная программа называется «Универсальное рабочее место» - далее УРМ.
Установку и сопровождение Системы ЭОД на сервере и пользовательских компьютерах осуществляет системный администратор инспекции.
Для разграничения прав доступа и организации типовых рабочих мест специалистов инспекции определены функциональные роли. В каждой функциональной роли в Системе ЭОД определен перечень документов и режимов с разным уровнем доступа к ним, например - просмотр, редактирование, удаление.
Ввод и корректировка всей информации в системе ЭОД осуществляется на основании первичных документов. Входящие и исходящие документы проходят регистрацию - фиксируется системный номер, дата ввода и ФИО инспектора, осуществившего регистрацию. При работе в Системе ЭОД фамилия пользователя определяется на основе имени и пароля, с которым инспектор вошел в ЛВС инспекции. Это позволяет контролировать и анализировать все процессы налогового администрирования как по каждому инспектору, так и по инспекции в целом.
Для актуализации базы данных (например, расчет пени, фиксированное сальдо), ее корректировки и формирования документов, предназначенных для печати и последующей рассылки налогоплательщикам, в Системе ЭОД используются специальные программы - «Технологические процессы». Создание, составление расписания запуска и обработка результатов прохождения технологических процессов в инспекции осуществляется под руководством ответственного технолога.
Документы, которые необходимо распечатать в присутствии плательщика, например, выходные формы по лицевым счетам, выводятся на принтер по месту формирования.
.4 Основные функции и задачи отдела регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками
Учебная практика проходила непосредственно в отделе регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками. Отдел регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками является самостоятельным структурным подразделением Межрайонной ФНС России №4 России по Тамбовской области.
Цель создания и функционирования отдела являются контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях, о подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков.
В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Федеральной налоговой службы, иными нормативно-правовыми актами. В ходе осуществления функций, возложенных на отдел, работники отдела руководствуются обязательными для исполнения положениями, инструкциями, стандартами документоведения, делопроизводства и правилами по вопросам архивного дела.
Положение, структура и штат отдела утверждаются начальником Инспекции. Сотрудники отдела выполняют возложенные на них функции в соответствии с установленным распределением обязанностей согласно должностным регламентам.
Основные задачи отдела:
.Проведение приема регистрации и оперативной передачи на обработку в соответствующие подразделения Инспекции документов от организации и физических лиц.
.Выдача налогоплатещикам документов по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции.
.Осуществление в установленном порядке регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе.
.Инфомирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой РФ.
.Организаия персонального и публичного информирования налогоплательщиков о действующем законодательстве РФ.
.Осуществление взаимодействия со средствами массовой информации и с общественностью.
Основные функции отдела:
.Проведение приема налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ и бухгалтерской отчетности на бумажных и электронных носителях.
.Проведение приема сведений о доходах физических лиц по налогу на доходы физических лиц от налоговых агентов и их обработку.
.Проведение приема других документов, представленных организациями и физическими лицами.
.Проведение приема электронных носителей записи от налогоплательщиков и выдача программных продуктов, предназначенных для налогоплательщиков.
.Проведение приема заявлений о проставлении отметок на счетах-фактурах, счетов-фактур и их копий, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами
.Осуществление визуального контроля налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, представленных на бумажных носителях.
.Осуществление входного контроля налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, представленных на электронных носителях записи.
.Проведение регистрации представленных документов, фиксации соответствия представленных документов установленным требованиям.
.Проведение сортировки принимаемых документов, формирование пачек (их регистрация) и оперативная передача их в соответствующие подразделения Инспекции.
.Выдача лицам, совершающим операции с нефтепродуктами, счетов-фактур с отметкой Инспекции или отказом о предоставлении отметки.
.Выдача налогоплательщиками по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции.
.Информирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой РФ.
.Провдение сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
.Персональное и публичное информирование по сдаче деклараций и иных документов, уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, а также другим вопросам общего характера.
.Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков - юридических лиц.
.Осуществление взаимодействия с отделами Инспекции с целью привлечения специалистов для участия в информационно-разъяснительной работе с налогоплательщиками.
.Подготовка ответов на письменные запросы налогоплательщиков.
.Регулярное проведение инструктивных совещаний и тематических семинаров с налогоплательщиками по применению законодательства РФ.
.Обеспечение налогоплательщиков необходимой информацией для правильного оформления платежных документов и зачисления на бюджетные счета налоговых платежей.
.Взаимодействие со СМИ, общественными организациями, органами исполнительной власти в рамках проводимых информационно-разъяснительных мероприятий по утвержденным программам Управления.
.Организация и проведение в рамках работы, проводимой Управлением, мероприятий, способствующих формированию позитивного отношения налог налогоплательщиков к налоговым органам.
.Организация публикаций сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными
.Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.
.Проведение регистрации, снятие с учета и другие работы по учету ККТ в денежных расчетах с населением.
.Подготовка информационных материалов для руководства Инспекции по вопросам, находящимся в компетенции отдела.
.Участие в профессиональной подготовке и переподготовке кадров, проведение совещаний, семинаров по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
.Государственная регистрация юридических лиц, в том числе принятие решения о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в государственной регистрации.
.Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.
.Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИНН/ КПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете.
.Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.
.Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.
.Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).
.Координация работы по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц.
.Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебные органы о ликвидации юридического лица или признания недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
.Формирование для публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными.
.Предоставление сведений из ЕГРЮЛ, в том числе копий документов, содержащихся в регистрационном деле, а также предоставление сведений из ЕГРН.
.Участие в подготовке ответов на письменные запросы по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учете налогоплательщиков.
.Регистрация договоров коммерческой концессии.
.Работа с информацией об открытии( закрытии) банковских счетов налогоплательщиков, поступающей из банков и от налогоплательщиков.
.Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.
Полномочия отдела
.Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:
вносить руководству Инспекции предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
по указанию руководителя Инспекции в пределах сферы своей деятельности и компетенции представлять отдел в Управлении;
вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
готовить проекты приказов и других документов по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
давать заключения по проектам документов, представленным на заключение другими отделами Инспекции;
запрашивать и получать от отделов Инспекции рекомендации, предложения и заключения по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
работать с документами отделов Инспекции для выполнения возложенных на отдел задач;
осуществлять иные права, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
.Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы инспекции.
.Структура отдела и численность его сотрудников устанавливаются, исходя из утвержденной структуры и численности работников Инспекции.
Заключение
В ходе прохождения мною учебной практики и написании данной работы была изучена деятельность налоговой инспекции, на примере Межрайонной ФНС России №4 по Тамбовской области, руководствующейся Конституцией РФ, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами и иными законодательными актами, указами, распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Подводя итоги практической работы, можно сделать соответствующие выводы. Так в третей главе, удалось получить довольно четкое представление об организационной структуре Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области. Включает в себя 12 отделов, каждый из которых осуществляет определенные задачи и функции: правовой отдел; отдел регистрации, учета и работы с налогоплательщиками; отдел информатизации; отдел камеральных налоговых проверок №1; отдел выездных налоговых проверок; отдел учета, отчетности и урегулирования задолженности; отдел общего обеспечения; отдел камеральных налоговых проверок №2; отдел предпроверочного анализа и истребования документов;
отдел кадров и безопасности; отдел налогового аудита; отдел ввода и обработки данных.
Были изучены права и обязанности налоговой инспекции, ее функции и задачи. Также я ознакомилась с работой Отдела регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками, где непосредственно проходила учебная практика.
В целом работу Межрайонной ФНС России №4 по Тамбовской области можно оценить с положительной стороны. Об этом свидетельствует следующее:
между работниками, четко распределены обязанности и это свидетельствует об оперативности и продуктивности работы;
коллектив инспекции относится к налогоплательщикам вежливо, доходчиво объясняя заполнение документов и деклараций.
Таким образом, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально- экономические параметры страны.
За время прохождения практики, я приобрела практические навыки работы в налоговых органах, закрепила и углубила свои теоретические знания области налогообложения, что способствовало развитию умения работы с налогоплательщиками и практическому умению работы с документами.
Считаю, прохождение производственной практики успешным. Уверена, что полученные практические навыки пригодятся мне в будущей работе по специальности.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Правовая система «Консультант плюс».
.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: по сост. на 1 марта 2012 года. - М.: ООО «Рид Групп», 2012. - 832 с.
.Положение об отделе регистрации, учёте и работы с налогоплательщиками Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области.
Учебники, монографии, учебные пособия:
.Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г. «Налогообложение юридических и физических лиц», Издательский дом «Бизнес-пресса», 2011. - 232 с.
.Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. «Налогообложение юридических и физических лиц». - М.: Экзамен, 2012. - 448 с.
Электронные ресурсы:
6.Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
.Управление Федеральной Налоговой Службой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.r68.nalog.ru
.Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: