Содержание
Введение
. Анализ предметной области и финансово-экономической деятельности
.1 Общие сведения о предприятии
.2 Сведения об информационных системах и технологиях предприятия
.3 Анализ информационной безопасности на предприятии
.4 Анализ условий труда на рабочем месте
. Анализ бизнес-процесса «Склад»
.1 Модель AS-IS бизнес-процесса
.2 Модель TO-BE бизнес-процесса
.3 Анализ модели «Обработать товар». Выявленные недостатки и пути их устранения
Заключение
Список литературы
Введение
Местом прохождения практики является ООО «СемьЯ», входящая в состав группы компаний "ЭКС" В первое десятилетие предприятия группы работали в сфере оптовой торговли. С 1998 года компания открывает направление бизнеса по владению и управлению объектами коммерческой недвижимости.
В 2002 году группа ЭКС создает продуктовую розничную сеть «СемьЯ», которая становится одной из самых крупных и успешных сетей в Пермском крае. За 2002 год было открыто 14 магазинов под брендом «СемьЯ». За последующие десять лет «СемьЯ» вырастет до 30 магазинов, 24 из которых расположены в г. Перми, и 6 - в городах Пермского края: Березниках, Добрянке, Чусовом, Кунгуре.
В 2004 году группа компаний ЭКС открывает первый в Перми концептуальный торгово-развлекательный комплекс нового типа - ТРК «СемьЯ». Созданный при поддержке ведущих западных консалтинговых компаний, концептуальный торгово-развлекательный комплекс в центре города надолго останется региональным лидером, как по объему торговых площадей, так и по уровню арендаторов. Спустя 4 года после открытия первой очереди ТРК, запускается вторая очередь комплекса. Общая площадь ТРК увеличивается до 70 тысяч кв. метров.
В 2005 году группа компаний ЭКС создает в Перми сеть магазинов-дискаунтеров «ДИСКО».
В 2006 году "ЭКС" становится девелопером федерального уровня - группа проектирует ТРК «СемьЯ» в Уфе. К разработке концепции объекта ЭКС привлекает международные консалтинговые компании Jones Lang LaSale и Laguarda Low Architects.
«СемьЯ» в Уфе открылась в 2008 году. Для посетителей работают: продуктовый гипермаркет, более 100 бутиков, фуд-корт, ресторанный дворик в стиле Кано, детский развлекательный центр, 7-зальный кинотеатр. Общая площадь ТРК 72,3 тыс. кв.м.
В 2009 и 2010 годах компания наращивала присутствие в приоритетных для себя сегментах рынка. В рамках развития направления fashion retail в Перми открываются магазины Carlo Pazolini и Garage. Розничная сеть «СемьЯ» увеличивает число полноформатных супермаркетов в городах края. В 2010 году магазины «СемьЯ» открываются в Кунгуре.
Другая крупная акция 2011 года - сбор средств для маленьких пациентов областного онкогематологического центра. В 2011 году сеть «СемьЯ» при поддержке своих покупателей собрала 625 тысяч рублей, благодаря которым у ребят появилась возможность получить необходимое лечение и шанс на выздоровление.
В 2012 году главным проектом группы стал проект строительства и запуска обновленного блока «Б» ТРК «СемьЯ» в Перми. В конце года в блоке открылся обновленный продуктовый гипермаркет «СемьЯ» и новые торговые галереи.
1. Анализ предметной области и финансово-экономической деятельности
.1 Общие сведения о предприятии
Сеть супермаркетов «СемьЯ» - одна из лидирующих розничных сетей в Пермском крае. На сегодняшний день в составе «Семьи» 36 магазинов, 26 из которых расположены в г. Перми, и 10 - в городах Пермского края: Березниках, Добрянке, Чусовом, Кунгуре, Лысьве, Краснокамске. Владельцем бренда «СемьЯ» является Управляющая компания «ЭКС».
Миссия сети «СемьЯ»: Каждый день заботиться о своих покупателях и их семьях, предлагая свежий и разнообразный выбор товаров.
Магазины «СемьЯ» работают в форматах «супермаркет», «универсам» и «гипермаркет». В настоящее время сеть магазинов «СемьЯ» - это гарантия качества товаров, высокая культура обслуживания и удобство совершения покупок. Наши основные клиенты - люди, которые ценят удобство и комфорт совершения покупок и хотят тратить на это минимум времени.
Также под управлением сети находятся 5 дискаунтеров «Диско» в Индустриальном районе г. Перми.
Богатый выбор товаров - одно из основных преимуществ сети «СемьЯ». Особое внимание мы уделяем свежим и качественным товарам: хлебобулочным изделиям, молочным и мясным продуктам, овощам и фруктам, которые ежедневно пользуются спросом наших покупателей. Широкий выбор бакалеи, консервов, бытовой химии вместе с качественным обслуживанием делают Ваши покупки не только комплексными, но и чрезвычайно приятными.
Маркетинговая политика
В сети «СемьЯ» на постоянной основе проходят акции «Приятно купить!» и «Время низких цен», которые включают в себя наиболее востребованные бренды и товарные категории по очень привлекательным ценам. Также в сети проходят традиционно популярные среди наших покупателей сезонные акции, программы лояльности и совместные акции с поставщиками.
Организационная структура
Рис.1 «Организационная структура»
1.2 Сведения об информационных системах и технологиях предприятия
На схеме 2 отображена серверная ОС, в рамках которой функционирует два прикладных программных средства - веб-сервер Apache и СУБД MySQL.
Персональные компьютеры ООО «Семья» имеют следующую конфигурацию системы:
центральный процессор: Intel(R)Core(TM) 2Duo CPU E7500 2,93GHz;
оперативная память: 3,00 ГБ;
видеокарта: Radeon X1600 Series Secondary.
Рис. 2 Программная архитектура ООО «Семья»
Рис. 3 Техническая архитектура ИС ООО «Семья»
1.3 Анализ информационной безопасности на предприятии
Процесс глобализации информационно-телекоммуникационных комплексов, внедрение на ООО «Семья» информационных технологий, реализуемых преимущественно на аппаратно-программных средствах собственного производства, существенно обострили проблему зависимости качества процессов транспортирования информации, от возможных преднамеренных и непреднамеренных воздействий нарушителя на передаваемые данные пользователя, информацию управления и аппаратно-программные средства, обеспечивающие эти процессы.
Увеличение объемов хранимой и передаваемой информации приводят к наращиванию потенциальных возможностей нарушителя по несанкционированному доступу к информационной сфере ООО «Семья» и воздействию на процессы ее функционирования.
Усложнение применяемых технологий и процессов функционирования ООО «Семья» приводит к тому, что аппаратно-программные средства, используемые в ООО «Семья», объективно могут содержать ряд ошибок и недекларированных возможностей, которые могут быть использованы нарушителями.
Отсутствие в " ООО «Семья» необходимых средств защиты в условиях информационного противоборства делает компанию в целом уязвимой от возможных враждебных акций, недобросовестной конкуренции, а также криминальных и иных противоправных действий. Организационную структуру системы обеспечения информационной безопасности ООО «Семья» можно представить в виде, совокупности следующих уровней:
уровень 1 - Руководство организации;
уровень 2 - Подразделение ОИБ;
уровень 3 - Администраторы штатных и дополнительных средств защиты;
уровень 4 - Ответственные за ОИБ в подразделениях (на технологических участках);
уровень 5 - Конечные пользователи и обслуживающий персонал.
При разработке программного обеспечения в ООО «Семья» следуют основным стандартам, регламентирующим:
показатели качества программных средств;
жизненный цикл и технологический процесс создания критических комплексов программ, способствующие их высокому качеству и предотвращению непредумышленных дефектов;
тестирование программных средств для обнаружения и устранения дефектов программ и данных;
испытания и сертификацию программ для удостоверения достигнутого качества и безопасности их функционирования.
Таблица 1. Международные стандарты, направленные на обеспечение технологической безопасности
ISO 09126:1991. ИТ.Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.ISO 09000-3:1991.Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Ч. 3: Руководящие указания по применению ISO 09001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.ISO 12207:1995.Процессы жизненного цикла программных средств.ANSI/IEEE 829 - 1983.Документация при тестировании программ.ANSI/IEEE 1008 - 1986.Тестирование программных модулей и компонент ПС.ANSI/IEEE 1012 - 1986.Планирование проверки (оценки) (verification) и подтверждения достоверности (validation) программных средств.
Для защиты информации от внешних угроз в ООО «Семья» используется межсетевой экран - программный или аппаратный маршрутизатор, совмещённый с firewall. Эта система позволяет осуществлять фильтрацию пакетов данных.
В компании также имеются нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы такие как:
Регламент информационной безопасности:
- доступ сотрудников к служебной информации, составляющей коммерческую тайну;
- доступ к использованию программного обеспечения, сконфигурированного персонального под " ООО «Семья».
Регламенты использования сети Internet, электронной почты ООО «Семья».
.4 Анализ условий труда на рабочем месте
В помещении на работников офиса негативно действуют следующие физические факторы:
повышенная и пониженная температура воздуха;
повышенная и пониженная влажность воздуха;
недостаточная освещенность рабочего места;
повышенный уровень ионизирующего излучения;
повышенный уровень электромагнитных полей;
повышенный уровень статического электричества;
блеклость экрана дисплея.
К химически опасным факторам, относятся следующие: Возникновение, в результате ионизации воздуха при работе компьютера, активных частиц.
Биологические вредные производственные факторы в данном помещении отсутствуют.
К психологически вредным факторам, в течение его рабочей смены, относятся:
нервно - эмоциональные перегрузки;
умственное напряжение;
перенапряжение зрительного анализатора.
Электромагнитные поля, характеризующиеся напряженностями электрических и магнитных полей, наиболее вредны для организма человека. Основным источником этих проблем, связанных с охраной здоровья людей, использующих в своей работе автоматизированные информационные системы на основе персональных компьютеров, являются дисплеи (мониторы).
ПЭВМ являются источниками таких излучений как:
мягкого рентгеновского;
ультрафиолетового 200-400 нм;
видимого 400-700 нм,
ближнего инфракрасного 700-1050 нм;
радиочастотного 3 кГц-30 МГц;
электростатических полей;
Ультрафиолетовое излучение полезно в небольших количествах, но в больших дозах приводит к дерматиту кожи, головной боли, рези в глазах. Инфракрасное излучение приводит к перегреву тканей человека (особенно хрусталика глаза), повышению температуры тела. Уровни напряженности электростатических полей должны составлять не более 20 кВ/м. Поверхностный электростатический потенциал не должен превышать 500 В. При повышенном уровне напряженности полей следует сократить время работы за компьютером, делать пятнадцатиминутные перерывы в течении полутора часов работы и, конечно же, применять защитные экраны. Защитный экран, изготовляемый из мелкой сетки или стекла, собирает на себе электростатический заряд. Для снятия заряда экран монитора заземляют.
Производственная деятельность заставляет продолжительное время находиться в сидячем положении, которое является вынужденной позой, поэтому организм постоянно испытывает недостаток в подвижности и активной физической деятельности. При выполнении работы сидя большую роль играет плечевой пояс. Перемещение рук в пространстве влияет не только на работу мышц плечевого пояса и спины, но и на положение позвоночника, таза и даже ног.
Рис.4 - Схема рабочего места
а) вид спереди ; б)вид с верху ; в) вид с боку.
- стол; 2 - стул; 3 - подставка для ног; 4 - системный блок; 5 - монитор; 6 - клавиатура; 7 - принтер; 8 - лоток для бумаги; 9 - окно.
2. Анализ бизнес-процесса «Склад»
Рассмотрим процесс Деятельность склада, этот процесс представляет собой комплекс различных процессов.
Предприятие ООО «СемьЯ» является клиентом (покупателем) у Семьи-Логистики фруктов-овощей. Семья-Логистика в свою очередь является складом, процесс деятельности, которого описан ниже. Покупая продукцию у поставщиков Семья-Логистика получает продукцию на свой склад, где продает ее магазинам сети ООО «СемьЯ».
.1 Модель AS-IS бизнес-процесса
Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес - процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS «как есть») и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ «как должно быть»). Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы.
Построение модели ИС начинается с описания функционирования предприятия (системы) или отдельной ее части (в нашем случае это деятельность склада) в целом в виде контекстной диаграммы. На Рис.5 представлена контекстная диаграмма ИС «Склад»:
Рис.5. Контекстная диаграмма функционирования склада AS-IS
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах, необходимых для нормального функционирования склада:
Входы (слева)
·Данные о клиенте
·Счет клиента оплаченный
·Сопроводительные документы
Выходы (справа)
·Выходные документы
Механизмы и управление (сверху)
·Действующее законодательство
·Должностные инструкции
·Инструкции по охране труда и технике безопасности
Ресурсы
·Персонал склада
·Оборудование (складское и офисное)
·Информационные ресурсы
·Упаковщики
vФункционирование склада предполагает оказание услуг клиентам, то есть магазинам сети ООО «Семья». Клиент - тот объект, для которого, собственно, функционирует предприятие, а склад, в частности. Клиент оплачивает товар и обращается с оплаченным счетом на склад для получения товара, а также документов на товар.
Входом также являются данные о клиенте с сопроводительными документами. Для товара от поставщика это товарная накладная и счет-фактура, для возврата от клиента это акт порче продукции, либо возвратные документы (как от поставщика).
vДействующее законодательство и инструкции - регламентирующие правила, которыми управляется процесс функционирования склада.
В оказании услуг клиентам важнейшую функцию выполняют ресурсы. Персонал склада участвует во всех. Информационные ресурсы выполняют прямую функцию (обеспечение информацией о клиенте, поставщике, товаре и т.п.). Без материальных ресурсов (оборудование и расходные материалы) в настоящее время невозможно представить ни одно функционирующее предприятие.Name: Обработать товар: Модель описывает деятельность склада, а конкретно, выполняемые им функции:
·Принять товар
·Обработать товар
·Отправить на хранение
Рис.6. Диаграмма декомпозиции IDEF0. Обработать товар AS-IS
После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема, при необходимости, разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (см. Рис.6).
Весь процесс деятельности склада подразделяется на:
·Принять товар (Принятие товара по сопроводительным документам и передача его на хранение)
На данном этапе товар с сопроводительными документами поступает на склад и подвергается подсчету. Но, каким бы ни был результат подсчета товара (положительным либо отрицательным), он после этого вместе с сопроводительными документами передается на хранение.
·Обработать товар (Выдача скомплектованного товара клиенту, либо возврат поставщику)
Данный этап подразумевает отгрузку клиенту товара, скомплектованного по отгрузочным документам
·Отправить на хранение (Основная и самая сложная функция склада, подразумевает все остальные действия с товаром, не описанные выше, например, складирование, комплектование, оформление документации на товар, списание). Подлежит дальнейшей декомпозиции.
Рис.7 Диаграмма декомпозиции IDEF0 «Отправить на Хранение» AS-IS
Процесс хранения, в свою очередь подразделяется на:
·Сформировать отгрузочные документы (Согласно оплаченного счета от клиента)
На данном этапе формируются отгрузочные документы, а также документы, согласно которым будет произведено комиссионирование (комплектация) товара для дальнейшей отгрузки клиенту, либо возврата поставщику.
·Складировать товар (Непосредственное размещение товара на складе)
В зависимости от характера товара (прошел или не прошел приемку) товар размещается на соответствующем складе. Товар, не прошедший приемку размещается на возвратном складе, прошедший же - на оптимальном. На товар, размещенный на возвратном складе формируются возвратные документы. Подлежит дальнейшей декомпозиции.
В результате дальнейшего разбиения (декомпозиции) функции Складирование получаем конечную диаграмму декомпозиции (см. Рис.7)
·Скомплектовать товар (Комплектация товара согласно отгрузочных документов для дальнейшей выдачи клиенту, либо возврата поставщику)
На данном этапе, при комплектации товара производится внешний осмотр товара и выявляется брак, который, при его обнаружении, передается на списание
·Списать товар (Списание и дальнейшая передача на утилизацию брака).
Диаграмма складировать товар, в свою очередь подразделяется на:
·Складировать на оптимальный склад (При поступлении товара, принятого в соответствии с приходными документами)
На данном этапе производится непосредственное складирование поступившего товара на оптимальный склад и передача соответствующих приходных документов для заведения товара в базу (в отделе снабжения)
·Складировать на возвратный склад (При поступлении товара, не принятого в соответствии с приходными документами)
На данном этапе производится непосредственное складирование поступившего товара на возвратный склад, и передача несоответствующих приходных документов для заведения товара в базу (в отделе снабжения)
·Сформировать возвратные документы (Формирование и передача документов на комплектование товара для возврата поставщику)
Рис.8. Диаграмма декомпозиции IDEF0. «Складировать товар»AS-IS.
2.2 Модель TO-BE бизнес-процесса
Рис.9.Контекстная диаграмма функционирования склада TO-BE.
Рис.10. Диаграмма декомпозиции IDEF0. Склад TO-BE
Рис.11. Диаграмма декомпозиции IDEF0. «Хранение» TO-BE
Рис.12. Диаграмма декомпозиции IDEF0. «Складирование»TO-BЕ
2.3 Анализ модели «Обработать товар». Выявленные недостатки и пути их устранения
модель бизнес склад товар
Существенным недостатком модели «Обработать товар» является скорость обработки информации. То есть информация о приходе и расходе товара, при его выгрузке и отгрузке. Необходимость поиска карточек на товар, для составления документов о приходе - расходе товара, вручную.
Для устранения недостатка:
vприменен ТСД - Терминал Сбора Данных.
Обычно терминалы сбора данных используются для снижения совокупной стоимости собственности, что достигается за счет снижения расходов при развертывании большинства решений, за счет упрощения администрирования системы, а также повышения надежности комплекса в целом. Встроенный в терминал сканер кодов считывает данные о товаре, содержащиеся в штрих-коде и записывает их в память терминала сбора. Пользуясь клавишами терминала сбора данных, можно ввести важную дополнительную информацию, например, количество учитываемого товара.
Для последующего удобного использования для обработки накопленной информации терминалы сбора данных можно легко подключать через интерфейсный кабель к компьютерам, кассовым аппаратам или к этикеточным принтерам.
vИнформационные ресурсы, в данном случае штрих-код, предоставляющий информацию о товаре, что способствует автоматическому формированию списка необходимых товаров.
Заключение
Отношение к информационным технологиям со стороны собственников и руководителей бизнеса неоднозначно. Для одних это мода, которой надо следовать только потому, что это современно, для других это престиж и одно из средств повышения стоимости активов предприятия. Но еще больше таких предпринимателей (особенно в малом и среднем бизнесе), для кого информационные технологии представляют исключительно головную боль и неоправданные дополнительные расходы. Один из руководителей небольшой розничной сети магазинов искренне хвастался, как он «отказался» от автоматизации: заменил кассовые терминалы обычными кассовыми аппаратами, сэкономил на программистах и, главное, стал «спать спокойно» - компьютерные сбои остались в прошлом.
Использование информационных технологий для управления предприятием делает любую компанию более конкурентоспособной за счет повышения ее управляемости и адаптируемости к изменениям рыночной конъюнктуры.
Подобная автоматизация позволяет повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на основе единого банка данных.
Снизить расходы на ведение дел за счет автоматизации процессов обработки информации, регламентации и упрощения доступа сотрудников компании к нужной информации. Изменить характер труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях. Обеспечить надежный учет и контроль поступлений и расходования денежных средств на всех уровнях управления. Руководителям среднего и нижнего звеньев анализировать деятельность своих подразделений и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов.
Повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями, филиалами и центральным аппаратом. Гарантировать полную безопасность и целостность данных на всех этапах обработки информации.
Список литературы
1.Гончаров А.Ю. ACCESS 2003. Самоучитель с примерами
2.Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных, 6-е изд.: Пер. с англ. - К., М., СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2009. - 848 с.
3.Золина З. М., Измерова Н. Ф., «Руководство по физиологии труда» - Минск : Медицина, 2003 г.
4.Смирнова, Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем. Учебник/ Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов: под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 512 с.
5.Хомоненко А.Д. Циганков В.М. Базы данных: Учебник для вузов /Под ред. А.Д. Хомоненко. - М.: Корона, 2008. - 421 с.
6.Шевчук, И.С. Проектирование информационных систем. Практикум. Часть 1. -Пермь: ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2011. - 148 с.