Введение
С 04 июня 2012 г. по 29 июня 2012 г. я, Саковская Алена Сергеевна, проходила практику в Отделе уполномоченных участковых и по делам несовершеннолетних в МОМВД России по ЗАТО г. Большой Камень. За время прохождения учебно-ознакомительной практики мной была освоена работа помощника участкового. Я добросовестно и с интересом выполняла порученные мне задания. Ознакомилась с принципами работы ОУУП и ПДН, совместно с инспектором принимала участие в оформлении документов, участвовала в профилактическом рейде по охране общественного порядка, заполняла карточки на лиц, состоящих на учете в ОУУП и ПДН, заполняла паспорта административного участка, выезжала на место происшествия и т.д.
Целью прохождения практики является закрепление приобретенных знаний, в реальности увидеть работу участковых уполномоченных и иметь возможность трудоустройства в дальнейшем. Трудностей в прохождении учебно-ознакомительной практики не возникало, т.к. работники к которым я была закреплена, с охотой подсказывали, обучали, помогали в выполнении задания.
1. Профессия - участковый уполномоченный полиции
Участковый уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «О полиции», федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, приказами Министерства внутренних дел. [2, c.15]
Институт участковых уполномоченных полиции относится к числу старейших в системе органов внутренних дел. В научной и специальной литературе указывается, что участковый уполномоченный - это должностное лицо полиции общественной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории. [2, c.17]
Говоря более простым языком, от людей этой полицейской профессии, к которым граждане ежедневно обращаются за помощью по самым различным вопросам, во многом зависят имидж органов внутренних дел, их авторитет среди населения. И не случайно Министр внутренних дел России Рашид Гумарович Нургалиев отметил значимую роль службы участковых уполномоченных полиции, назвав ее фундаментом для органов внутренних дел и базой для создания полиции. Чтобы достойно представлять свою службу в новой, полицейской, системе, участковым уполномоченным полиции необходимо не только совершенствовать профессиональный уровень, следить за изменениями нормативной базы и своевременно применять свои знания в практической деятельности, но и усилить взаимодействие со всеми заинтересованными ведомствами, а также привести участковые пункты полиции в соответствие с требованиями современного законодательства.
При этом необходимо отметить, что и сам участковый уполномоченный как личность должен соответствовать набором своих профессионально важных качеств выбранной профессии. В наше быстро меняющееся время участковый - это не герой популярной кинокартины и не кумир миллионов. Он обычный городской или сельский житель. Как и многих, судьба не раз ставила его перед выбором. Он мог быть хорошим механиком или строителем, мог работать в следственном отделе или стать дознавателем, но почему-то стал участковым уполномоченным полиции. Почему? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Все дело в его личностных качествах, а также в том, что психологи называют "мотивацией на службу".
Каждый день участковый инспектор принимает на себя огромный поток информации, который носит, как правило, негативный характер. Многочисленные жалобы, нелицеприятные картины бытового пьянства, брошенные на произвол судьбы дети неблагополучных родителей, семейные скандалы - все это накладывает определенный отпечаток и на личность самого участкового, основной целью которого является помощь гражданам.
При этом сотрудникам приходится общаться с разнообразным контингентом граждан, и они должны иметь терпение, уметь выслушать каждого обратившегося, установить тонкий межличностный контакт. Всюду успеть, всем помочь - девиз участкового, а между тем есть еще и семья, которая желает чаще видеть дома сына, мужа, папу, жену. Семья, которая в праздники остается одна, которая лучше других знает и понимает слова "охрана общественного порядка" и "служба". Семья, которая не всегда может сдержать накопившееся раздражение.
В такой ситуации становится понятно, что участковым уполномоченным полиции может быть только сотрудник, обладающий высоким уровнем психического здоровья, мотивированным на помощь людям и, значит, на бескорыстное служение гражданам. В таких условиях организация мероприятий, направленных на предотвращение неблагоприятных последствий профессиональной деятельности, связанной с повышенным риском, и развитие профессионально важных качеств сотрудника - это приоритетная задача МВД России, которую министерство реализует посредством направленной работы психолога с участковыми уполномоченными полиции.
Психологическое сопровождение осуществляется по всем основным направлениям и охватывает все этапы прохождения службы в органах внутренних дел: при поступлении на службу, вхождении в должность и адаптации к профессии, в течение всего периода службы, а также предусматривает психологическую подготовку перед уходом на заслуженный отдых.[8, c.45]
Очень важным моментом является морально-психологическое сопровождение деятельности участковых уполномоченных полиции на опорных пунктах. Следует сказать, что такая форма работы дает положительные результаты, потому что психолог имеет возможность присутствовать на приеме граждан. При необходимости участковым уполномоченным полиции даются рекомендации по эффективному общению, разрешению конфликтных ситуаций. И не секрет, что во многом именно от работы психолога зависит царящая на участковом пункте атмосфера. Доверие, благожелательность, сопереживание чужой беде, готовность помочь - такими качествами должен обладать участковый, и опытный психолог помогает ему в этом. [7, c.45]
Непосредственный контакт сотрудника с заявителем - та сфера, в которой психолог, как никто другой, может оказать помощь, посоветовать, научить, успокоить, сгладить углы "острых" ситуаций, предотвратить развитие конфликта. И в настоящее время присутствие психолога в часы приема граждан на участковых пунктах полиции стало регулярным.
Повышению качества профессиональной деятельности участковых уполномоченных полиции способствует достаточно широкий набор ролевых позиций при коммуникативном взаимодействии с гражданами. Соответственно сотрудников обучают приемам и правилам установления и поддержания психологического контакта, психотехнике бесконфликтного взаимодействия, правилам общения. Старшие участковые уполномоченные полиции получают рекомендации по организации работы с сотрудниками, включенными в группу углубленного психолого-педагогического внимания; их знакомят с методами работы по формированию благоприятного климата в коллективе.
Однако успех деятельности участкового зависит не только от совершенствования его морально-психологических качеств, но и от состояния его рабочего места. Именно в участковый пункт граждане приходят, чтобы решить возникшие проблемы, спросить совета, задать участковому имеющиеся вопросы, попросить помощи. Поэтому помещение участкового пункта полиции должно быть оборудовано и оснащено в соответствии с требованиями современного законодательства. Кроме того, оно должно быть по-человечески уютным, чтобы граждане, пришедшие на прием к участковому инспектору, чувствовали себя вполне комфортно.
Большое внимание уделяется и взаимодействию участковых с такими ведомствами, как Управление федеральной службы исполнения наказаний и Управление федеральной миграционной службы. Это позволяет вывести работу участковых на более высокий уровень, поскольку на каждом административном участке проживают такие категории граждан, как ранее судимые, состоящие на учете в органах внутренних дел, иностранные, а также лица без гражданства и др.[8, c.56]
В рамках данного направления деятельности участковые уполномоченные полиции проводят такие оперативно-профилактические мероприятия, как "Учет", "Рецидив", "Нелегал-2012", "Нелегальный мигрант", "Режим" и т. д.
При общении с гражданами участковый олицетворяет понятие "полиция" и, следовательно, формирует имидж органов внутренних дел города. И, наоборот, от того, какой имидж у полиции, зависит отношение населения к полицейским. Взаимосвязь очевидна. Таким образом, участковый уполномоченный полиции является важнейшим звеном системы органов правопорядка.
2. Порядок назначения и утверждения
Участковый уполномоченный полиции - должностное лицо полиции Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.
Должности участковых уполномоченных полиции являются должностями среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава (старшие участковые уполномоченные полиции) органов внутренних дел. Также предусматривается должность «помощник участкового уполномоченного полиции» младшего начальствующего состава органов внутренних дел, но по каким-то причинам в большинстве территориальных органов внутренних дел такие должности по штату отсутствуют.
Ранее в СССР и в Российской Федерации до 2000 года эта должность называлась участковый инспектор милиции. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 3. Основные направления деятельности участкового уполномоченного
Основными задачами участкового уполномоченного являются:
- обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;
- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
- предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений;
раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
Названные задачи предопределяют функции и основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции.
) Общая и индивидуальная профилактическая работа. Общая профилактическая работа участкового уполномоченного полиции предполагает осуществление широкого спектра мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Так, организационная форма профилактического воздействия на формирование правосознания граждан проживающих на административном участке, осуществляется путем информационного воздействия на сознание через средства массовой информации (кабельное телевидение, газеты, выпускаемые предприятиями и органами местного в трудовых коллективах, образовательных учреждениях, на сходах и собраниях жителей по вопросам охраны общественного порядка, разъяснения текущего законодательства, оказание помощи: в получении удостоверения личности (паспорта) лицам, не имеющим места жительства, в трудоустройстве, в лечении от алкоголизма, наркомании и др.
Индивидуальная профилактическая работа включает в себя выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, их учет, систематическое наблюдение за поведением и образом жизни таких лиц и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений.
2) Организация и осуществление охраны общественного порядка. При выполнении данной функции участковый уполномоченный должен не только взаимодействовать с патрульно-постовыми нарядами полиции, дружинами, иными силами общественности, осуществлять с ними регулярное патрулирование, обучать формам и методам работы, контролировать их деятельность, но и координировать усилия всех сил, которые участвуют в охране порядка на обслуживаемом участке.
Он постоянно докладывает руководству и дежурному по ОВД об изменении криминогенной обстановки, вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке патрульных нарядов милиции, при необходимости, по согласованию с руководством, а в его отсутствие с дежурным по ОВД, осуществляет маневрирование нарядами на территории своего участка. Мероприятия по охране общественного порядка включают в себя и другие функции.
3) Участие в раскрытии и расследовании преступлений. Нормативные акты относят к функциям участкового уполномоченного полиции оказание помощи в расследовании преступлений. В случае обнаружения на административном участке преступления по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, он самостоятельно проводит комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством неотложных следственных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
При обнаружении на участке преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, он обязан принять меры к охране места происшествия, выявлению свидетелей, оказанию помощи потерпевшим, установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств. В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделений криминальной полиции участковый уполномоченный самостоятельно проводит предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.
) Взаимодействие с общественностью. Осуществление данной функции, прежде всего, обусловлено тем, что одному, без опоры на население и общественность, участковому уполномоченному чрезвычайно сложно выполнять все свои обязанности. Поэтому тем, насколько он умело опирается на население, помощь общественности, во многом определяется его успех и вклад в охрану порядка, предупреждение и раскрытие преступлений. Во многих регионах России функционируют общественные пункты охраны порядка, хотя они и находятся в трудном материальном положении. В них участковый уполномоченный является заместителем председателя Совета общественного пункта или руководителем одной из его секций. Это дает ему возможность играть в Совете организующую роль и обеспечивать единство действий милиции и общественности в профилактике правонарушений.
Весьма весома помощь участковым уполномоченным полиции со стороны внештатных сотрудников полиции. В связи с этим в сельской местности участковым уполномоченным желательно иметь внештатного сотрудника в каждом населенном пункте, а также на объектах (предприятиях, учреждениях) с наиболее сложной оперативной обстановкой. Повышению его авторитета способствует организация регулярного приема населения не только участковым уполномоченным, но и руководством органов внутренних дел, прокурорскими работниками, депутатами. Инструкция определяет, что прием должен осуществляться не реже трех раз в неделю в удобное для населения время. Участковый уполномоченный обязан не реже одного раза в полугодие отчитываться о проделанной работе перед населением обслуживаемого участка.
4Учет и отчетность в работе
Учет и отчетность в работе участкового уполномоченного полиции - это два слагаемых, которые существенно помогают ему в организации своей работы, видеть пробелы и недоработки, а также совершенствовать свою деятельность.
В соответствии с инструкцией участковый уполномоченный полиции обязан вести следующую документацию:
. Паспорт на обслуживаемый административный участок и паспорта на жилые дома.
. Рабочую тетрадь.
. Контрольные карточки (на профилактируемых лиц).
. Дела административного надзора.
.Документацию в отношении граждан, привлеченных участковым уполномоченным к сотрудничеству с полицией, которая хранится в ОВД.
Пока в практике работы не изжиты случаи формализма, бумаготворчества, бюрократии и иные явления. В этой связи МВД России взяло курс на решительное искоренение и ограждение участковых уполномоченных от выполнения несвойственных функций и ненужного бумаготворчества. В настоящее время ведение не предусмотренной МВД России документации (журналы отработки жилого массива, фотоальбомы подучетных лиц) допускается лишь тогда, когда сам участковый уполномоченный считает это необходимым. Ему предоставлено право самостоятельно направлять ряд запросов в учреждения, предприятия, организации и давать ответы по существу их обращений.
В связи с использованием автоматизированных систем ведение картотечных учетов в настоящее время ограничено. Участковый уполномоченный заполняет карточки на следующие категории профилактируемых лиц:
состоящих под административным надзором органов внутренних дел;
в отношении которых, исходя из предыдущих судимостей, может быть установлен административный надзор;
осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, а также к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Важной формой контроля за деятельностью участкового уполномоченного являются его отчеты о проделанной работе перед жителями обслуживаемого участка и перед начальником органа внутренних дел или начальником полиции общественной безопасности.
Немаловажным инструментом регулирования организации деятельности участкового уполномоченного выступают критерии оценки его работы. Именно они позволяют использовать человеческий фактор, сориентированный на достижение положительных конечных результатов. В современных условиях необходим выбор новых оптимальных критериев и систем оценок деятельности участковых уполномоченных, главным образом стимулирующих эффективность их работы. Вокруг этой проблемы на протяжении ряда лет идут дискуссии ученых и практиков.
Но ясно одно, для того, чтобы оценить их работу, необходимо её измерить. Предлагается масса показателей, как правило, количественного характера, с помощью которых измеряется объем, качество и эффективность труда участковых уполномоченных. Например, в систему оценок закладываются три группы показателей, характеризующих:
а) нагрузку участковых уполномоченных;
б) качество работы;
в) эффективность работы;
Эти показатели определяются с помощью специальной таблицы, которая построена с учетом затрат рабочего времени на выполнение различных видов работ. Существует и «балльная» система оценки. В расчет принимаются промежуточные показатели:
Количество лиц, взятых под административный надзор, направленных в специальные учреждения полиции, количество протоколов, составленных об административных правонарушениях. Предлагаемые критерии оценки приемлемы, но не всегда сориентированы на конечные результаты работы, на реальное оздоровление обстановки. Поэтому, чтобы избежать критики руководства в бездеятельности, участковый уполномоченный в погоне за показателями вынужден там, где можно ограничиться замечанием, предупреждением, составлять протокол.
В настоящее время ведомственные нормативные акты МВД России в качестве главных критериев оценки работы участкового уполномоченного рассматривают его авторитет, уважение со стороны населения. Результаты работы участкового уполномоченного должны оцениваться по мнению граждан, проживающих на территории участка, по следующим данным:
. Реальному состоянию общественного порядка на участке;
. Личному вкладу в предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
. Своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан;
. Уровню личной исполнительной дисциплины и состоянию законности в оперативно-служебной деятельности;
С учетом названных критериев начальник ОВД, его заместитель (начальник МОБ) по результатам работы за год определяют лучшего участкового уполномоченного полиции.
Заключение
Я проходила учебно-ознакомительную практику в МОМВД России по ЗАТО г. Большой Камень и на РО Приморского края в Отделе участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних в период с 04.06.2012г. по 29.06.2012 г.
Руководителем практики был назначен и.о. начальника полиции МО МВД России по ЗАТО и на РО ПК подполковник милиции Ю.Н. Московченко.
Участковый уполномоченный полиции является представителем полиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел. Реализация органами внутренних дел мер, направленных на коренное улучшение деятельности ОУУП, способствовали определенному повышению их роли в предупреждении правонарушений и борьбе с преступностью, но вместе с тем, коренного улучшения деятельности участковых уполномоченных полиции не достигнуто. Возросли возможности использования автоматизированных информационно-поисковых и адресно-справочных баз данных, что повышает уровень их упреждающего влияния на криминогенные процессы в местах проживания населения.
В ряде субъектов РФ приостановлена работа по доведению численности данной категории сотрудников органов внутренних дел до установленных нормативов, развитию контрактной формы приема на службу и увеличению количества их помощников. Не хватает сотрудников для более качественного исполнения работы участковыми уполномоченными полиции.
По-прежнему крайне медленно решаются вопросы материально-технического и социально-бытового обеспечения участковых уполномоченных полиции.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.
. Закон РФ « О полиции » от 01.03.2011 Г.
. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»
. Указ Президента РФ №1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 14 июня 1993 года.
. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 959 «О мерах по усилению общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктах РФ».
. Административная деятельность органов внутренних дел. Учебное пособие. Особенная часть./ Под общей редакцией профессора В.И. Попова, профессора А.Я. Минина, - М.: МосУ МВД России, 2005 год.
Основная литература
7.Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. - М., БЭК, 2007
8.Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учеб. Пособие. - М. Изд-во ЭКСМО, РАП, 2008
.Мушининский В.О. Гражданское право: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2002