Введение
патриотический воспитание департамент молодежный
В период с 18 февраля по 14 апреля 2013 года я проходил преддипломную практику в Департаменте молодежной политики Оренбургской области.
За период практики ознакомился с работой Учреждения регионального агентства молодежных программ и проектов, программой практики и индивидуальным заданием.
Актуальность изучения объекта и предмета исследования определяется заключается в остроте проблемы гражданского и патриотического воспитания молодых людей Российской Федерации.
Цель преддипломной практики - раскрытие сути государственной политики в развитии областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011-2015 годы».
Исходя из поставленной цели, определяется ряд взаимосвязанных задач:
рассмотреть современное состояние патриотического воспитания в Оренбургской области;
охарактеризовать деятельность Департамента молодежной политики Оренбургской области;
изучить нормативно-правовую базу основ жилищной политики в РФ и Оренбургской области;
провести анализ проблемы патриотического воспитания в Оренбургской области;
проанализировать процесс реализации областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011-2015 годы».
Заключение и предложения по совершенствованию механизмов патриотического воспитания .
Объект исследования - деятельность Департамента молодежной политики Оренбургской области и его Учреждения регионального агентства молодежных программ и проектов.
Предмет исследования - это проблемы совершенствования государственной молодежной политики, направленной на воспитание молодых граждан.
Глава 1. Теоретические основы деятельности Департамента молодежной политики Оренбургской области
.1 Актуальные формы военно-патриотического воспитания в сфере молодежной политики
Вопрос формирования у молодежи гражданственности, патриотизма и нравственности является одним из приоритетных направлений деятельности департамента молодежной политики Оренбургской области.
Военно-патриотическое воспитание один из мощнейших факторов формирования молодых россиян призвано решить две важнейшие задачи:
Работа по патриотическому воспитанию молодежи ведется по трем основным направлениям:
проведение комплекса военно-спортивных мероприятий;
поддержка патриотических инициатив молодежных и детских общественных объединений;
поддержка поискового движения.
С целью подготовки молодежи к военной службе, повышения авторитета Российской армии, министерством ежегодно проводится комплекс мероприятий, в который входят:
военно-спортивные соревнования «Зарница» в них ежегодно принимают участие около 5 000 мальчишек и девчонок в возрасте 14-16 лет. В программу соревнований входят военная и физическая подготовка, военно-историческая викторина по истории Отечества, рапорт о Вахте Памяти, в которой ребята рассказывают об организации патриотической деятельности в учебном заведении, наличии программ патриотической направленности, результатах поисковой, краеведческой работы, благоустройстве памятников воинской славы и мест захоронения военнослужащих, шефской помощь ветеранам войны и труда;
соревнования для допризывной молодежи, в том числе:
спартакиада допризывной молодежи для юношей в возрасте 17-18 лет, в программу входят соревнования по военной и физической подготовке, необходимой для службы в рядах Вооруженных сил РФ (Впервые была проведении подгруппа казачьих, кадетских классов Оренбургской области);
месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвященный Дню защитников Отечества, в рамках которого проходит целый ряд мероприятий: это и «Уроки мужества и славы России», встречи с ветеранами, посещение воинских соединений и прочее. Центральным мероприятием месячника являются военно-спортивные соревнования «А ну-ка, парни!». В них принимают участие молодые люди в возрасте 16-18 лет.
В области выстроена система проведения военно-спортивных соревнований.
Соревнования проводятся по территориальному принципу в три этапа:
. Муниципальные (школы);
. Зональные;
. Финальные.
Благодаря этому проводимые соревнования для допризывной молодежи охватываю более 68 000 человек.
Традиционно военно-спортивные соревнования районного, зонального и особенно областного уровня проводятся на базе лучших воинских соединений области. Возможность знакомства с армейским бытом, общение с солдатами-срочниками, контрактниками, офицерами позволяют, в том числе и психологически подготовить ребят к службе в армии.
Активно ведется работа по поддержке патриотических инициатив молодежных и детских объединений.
Стали ежегодными, проводимые совместно с общественными объединениями акции: «Обелиск», «Это нужно не мертвым - это нужно живым» по благоустройству могил, монументов, братских захоронений участников Великой Отечественной войны; «Дорогами добра», «Снежный десант» оказанию помощи ветеранам; «Георгиевская ленточка»; «Памяти павших, во славу живых», проведены памятные мероприятия, приуроченные ко дню начала Великой Отечественной войны - областной автопробег, «По мирному городу в полной тишине», «Свеча Памяти».
Приоритетным направлением остается вовлечение молодежи в добровольческую деятельность.
В настоящее время добровольческое движение становится полем для самореализации личности, способствует формированию активной жизненной позиции молодежи, воспитанию качеств, необходимых гражданину-патриоту.
Оренбургская область занимает 1 место в рейтинге регионов Российской Федерации по развитию добровольческого движения и объединяет 35 429 волонтера. Членами молодежных и детских общественных организаций являются более 133 тысяч молодых людей.
В области проводится конкурс команд волонтеров «Лучшие из лучших», целью которого является развитие волонтерского движения в Оренбургской области и вовлечение молодежи в социально активную жизнь. Ежемесячно ребята получают задания, в том числе и задания направленные на оказание помощи и поддержки ветеранам, труженикам тыла.
В 2012 года молодежь Оренбуржья присоединилась к реализации всероссийского проекта направленного на создание единого Интернет видео архива воспоминаний участников Великой Отечественной войны. Молодые люди, вооружившись камерой и следуя единому вопроснику, встречались с ветеранами - участниками Великой Отечественной войны и записывали интервью - воспоминания. Целью данного проекта является не допустить фальсификации истории и создании архива правдивых воспоминаний для подрастающего поколения.
В настоящий момент более 40 молодыми людьми были проведены встречи и записаны интервью с 43 ветеранами. Сейчас на сайте «41-45.SU», доступно к просмотру 7 интервью, с участием: Беленко В.А., Робежко А.А., Лысак М.П., Махиянова Р.Р., Ледяева М.И., Фёдорова В.Н., Бунина Г.Ф.
Отправлены на сайт и находятся на модерации 18 роликов, интервью с участием остальных ветеранов находятся в обработке.
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне стартует еще один Всероссийский проект «Социальные фотохроники Великой Отечественной войны», направленный на сохранение памяти бесценного достояния российского народа, которое может быть в значительной мере утеряно в ближайшие годы, создание универсальной электронной базы данных, с помощью которой возможно повысить эффективность и качество патриотического воспитания молодежи, укрепить и развить межпоколенческие связи. Проект рассчитан на широкий круг участников: учащихся школ и их родителей, студентов, ветеранов, пенсионеров, детей войны и т.д. На единый Интернет сайт выкладываются фотографии военных лет с краткими комментариями о том, кто изображен, что делал в этот период, фронтовой путь и т. д.
Реализация данного проекта не возможна без активного участия ветеранских организаций.
Еще одной формой работы с молодежью, которая в настоящий момент и активно развивается, являются Студенческие трудовые отряды. В настоящий момент действуют 131 отряд, которые объединяют 2570 молодых людей, занятых в педагогических, строительных, сервисных отрядах, проводников ж/д, охраны правопорядка.
Считаем необходимым для организации грамотной работы бойцов отрядов охраны правопорядка привлечь ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов с целью консультирования и обучения.
Одной из основ гражданско-патриотического и духовно - нравственного воспитания было и остается воспитание молодежи на примере стойкости и героизма, проявленного советским народом в годы Великой Отечественной войны
В этой связи особое внимание Департамент уделяет поддержке поисковых отрядов и объединений области по участию во Всероссийских «Вахтах Памяти», проводимых с целью поиска и захоронения останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Одной из основных задач Департамент молодежной политики, спорта и туризма считает активизацию поискового молодежного движения в Оренбургской области. На настоящий момент в 8 муниципальных образованиях Оренбургской области созданы поисковые отряды, клубы, объединения:
-«Поисковый отряд «Уралец» г. Новотроицк
-Поисковый отряд «Память» Новосергиевский район
-Военно-патриотический поисковый клуб «Патриот» Пономарёвский район
-Военно-поисковый отряд «Бугурусланский» Бугурусланский район
-Поисковый отряд «Орск-Яик» г. Орск
-Поисковый отряд «Патриот» Александровский район
-Поисковый отряд «Верность» Соль-Илецкого района
-Поисковый отряд «Гамаюн» г. Новотроицк
-Военно - патриотический поисковый клуб «Патриот» г. Оренбург
Департамент молодежной политики оказывает организационную и финансовую помощь поисковым отрядам по участию в экспедициях. Ежегодно в апреле и августе поисковые отряды принимают участие в экспедициях по поиску и захоронению останков воинов, погибших в годы ВОВ. В апрельской экспедиции принимают участие более взрослые и опытные бойцы поисковых объединений. Это связано со сложными погодными условиями ведь экспедиция проходит в период с 25 апреля по 9 мая. Также Всероссийская «Вахта Памяти» проводится в августе, в ней принимают участие и начинающие поисковики в возрасте от 14 лет, и старшеклассники, и студенты. В 2012 году во Всероссийской «Вахте Памяти» приняли участие более 100 бойцов поисковых отрядов и объединений области. .
В 2012 году в Оренбургской области впервые был проведен конкурс социальных проектов для некоммерческих организаций, в котором приняла участие и военно-патриотическая поисковая общественная организация, которая представила проект, направленный на поддержке поискового движения в Оренбургской области и по результатам получила 600 000 рублей на эти цели: 300,0 тыс. руб. - средства областного бюджета, 300 000 тыс. руб. - средства федерального бюджета. Всего же в 2012 году поисковые отряды Оренбургской области из областного бюджета получили 450 000 рублей.
Не мало важным моментом является то, что молодые люди, занимающиеся поиском и захоронением останков погибших при защите Отечества, к моменту призыва в армию подготовлены к службе нравственно, физически и психологически, имеют навыки выживания в полевых условиях и обращения со специальной техникой, имеют представление о дисциплине и правилах взаимоотношения в коллективе.
Работа поискового движения в нашем обществе является делом государственной важности и не может быть прервана или перенесена на более поздний срок. Время неумолимо, и все меньше становится очевидцев военных лет, оказывающих незаменимую помощь в поиске утерянных могил и не погребенных останков воинов. Все меньше шансов найти наших солдат, установить имена погибших.
Итак, в заключении дальнейшее взаимодействие министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области и Ветеранских организаций области видим в следующем:
привлечение ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов для организации высококвалифицированного судейства по военно-прикладным видам состязаний при проведении военно-спортивных соревнований разных уровней;
привлечение в качестве консультантов, студенческих отрядов охраны правопорядка, ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов
привлечение членов ветеранских организаций для реализации Всероссийских проектов «Наша Общая Победа», «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны», действующих на территории Оренбургской области.
.2Общая характеристика деятельности Департамента молодежной политики Оренбургской области
Департамент молодежной политики Оренбургской области (далее - Департамент) создан в соответствии с Уставом Оренбургской области, Законом Оренбургской области от 16 ноября 2005 года № 2706/470-III-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области", указом Губернатора Оренбургской области от 9 июля 2012 года № 425-ук "О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 05.07.2010 № 128-ук".
Департамент является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим реализацию государственной молодежной политики в целях создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития Оренбургской области.
Департамент обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, смету, лицевые счета в органах федерального казначейства и министерстве финансов Оренбургской области, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, бланки и штампы, приобретенное и переданное ему в установленном порядке имущество.
Департамент является правопреемником, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области в части полномочий по государственному управлению, реализации государственной молодежной политики в области.
Финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете. Финансирование расходов в части реализации переданных Российской Федерацией полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Местонахождение Департамента: 460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, д. 64, ком. 807.
Основные задачи Департамента:
принимать решения по вопросам развития и совершенствования молодежной политики на территории области;
содействовать, в том числе совместно с органами местного самоуправления, работе государственных, муниципальных учреждений и общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, включая учреждения дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования по месту жительства молодежи;
заключать в установленном порядке с федеральными органами власти, органами исполнительной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными формированиями соглашения о сотрудничестве в области молодежной политики;
привлекать в установленном порядке, в том числе на договорной основе, для разработки прогнозов, программ и решения других вопросов в сфере молодежной политики работников научно-исследовательских институтов, лабораторий и организаций;
проводить конгрессы, конференции, совещания, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Департамента;
назначать на должность, освобождать от должности, привлекать к дисциплинарной ответственности руководителей государственных учреждений области, находящихся в ведении Департамента, производить стимулирующие и премиальные выплаты за счет средств, предусмотренных на эти цели руководителям учреждений;
утверждать порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности областных государственных учреждений, находящихся в ведении Департамента, анализировать и осуществлять контроль достижения показателей эффективности их деятельности, целевого расходования финансовых средств, соблюдения этими учреждениями требований действующего законодательства;
получать от подведомственных учреждений, муниципальных органов управления молодежной политикой данные статистической отчетности;
создавать научные советы, консультативные и иные советы (комиссии, рабочие группы, коллегии) для решения проблем в сфере молодежной политики;
осуществлять финансовое и материальное обеспечение участия делегаций области в международных, всероссийских и окружных комплексных мероприятиях;
проводить смотры-конкурсы и иные мероприятия между организациями, учреждениями, объединениями, муниципальными образованиями и иными организациями независимо от организационно-правовой формы для определения лучших физических и юридических лиц в сфере молодежной политики, поощрять победителей мероприятий;
разрабатывать и осуществлять меры по совершенствованию социальной защиты и охраны труда работников Департамента и находящихся в его ведении учреждений;
размещать в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в сфере молодежной политики;
в пределах своей компетенции осуществлять сотрудничество с зарубежными физическими и юридическими лицами по вопросам реализации молодежной политики;
создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленных сферах деятельности, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области образовывать межведомственные комиссии, временные творческие коллективы, рабочие и экспертные группы по проблемам молодежной политики, в том числе на договорной основе;
владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным в установленном порядке за Департаментом.
Департамент возглавляет директор (далее - директор), осуществляющий руководство на принципах единоначалия, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций.
Директор:
организует работу Департамента, руководит его деятельностью, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций;
действует без доверенности от имени Департамента, наделяет полномочиями заместителей и других работников Департамента, подписывает приказы Департамента, дает указания, обязательные для исполнения государственными гражданскими служащими и иными работниками Департамента;
присутствует на заседаниях Правительства Оренбургской области, совещаниях иных органов исполнительной власти области по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
по поручению Губернатора Оренбургской области представляет Оренбургскую область и выступает в установленном порядке от ее имени в отношениях с федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации в области молодежной политики;
заключает договоры и соглашения по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, выдает доверенности;
в соответствии с федеральным и областным законодательством обеспечивает своевременное представление информации для подготовки проекта закона Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год, установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением областного бюджета, обеспечивает целевое и эффективное использование выделенных в распоряжение Департамента бюджетных средств;
утверждает штатное расписание Департамента в соответствии со структурой, установленными предельной численностью и фондом оплаты труда, а также расходы на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, обеспечивает подбор кадров, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и социальную защиту государственных гражданских служащих и работников Департамента;
утверждает должностные регламенты государственных гражданских служащих и должностные инструкции работников Департамента, не являющихся государственными гражданскими служащими, а также иные правовые акты внутреннего пользования;
является представителем нанимателя, назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников Департамента, принимает на работу и увольняет руководителей государственных учреждений, подведомственных Департаменту;
представляет в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и нормативными правовыми актами Оренбургской области, особо отличившихся государственных гражданских служащих и работников Департамента к награждению государственными и ведомственными наградами, наградами Оренбургской области;
решает вопросы о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности работников Департамента и руководителей подведомственных областных государственных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
проводит личный прием граждан, определяет порядок и несет персональную ответственность за организацию приема и рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам, входящим в его компетенцию;
решает в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Оренбургской области о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Департаменте;
организует мероприятия по обеспечению соблюдения государственной и служебной тайны;
решает в установленном порядке вопросы командирования работников Департамента;
осуществляет иные полномочия, вытекающие из задач, стоящих перед Департаментом и определенных настоящим Положением.
В отсутствие директора его обязанности выполняет один из заместителей директора в соответствии с приказом.
При Департаменте создается совещательный орган - коллегия. Состав коллегии утверждается приказом Департамента. В состав коллегии по должности входит директор, который является ее председателем.
Заседания коллегии оформляются протоколами и решениями.
.3Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию в РФ и Оренбургской области
Патриотическое воспитание граждан в российском законодательстве понимается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Основные законодательные акты РФ по вопросу патриотического воспитания молодежи:
.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122) - завершена;
.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422) - является продолжением предыдущей Государственной программы.
.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
.Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 «О днях воинской славы (победных днях) России» (с изменениями от 22 августа 2004 г.);
.Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
.Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 «О рекомендациях Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»;
.Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
.Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ».
.Письмо Министерства образования РФ от 02.04.02г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
Данные программы предусматривают выработку и принятие в каждом из субъектов федерации собственных программ, ориентированных на внутреннюю специфику. Основной целью государственных программ является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Актуальные задачи патриотического воспитания в РФ: продолжение создания системы патриотического воспитания; продолжение совершенствования нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; расширение привлечения к участию в патриотическом воспитании научных учреждений, общественных организаций (объединений), трудовых коллективов, отдельных граждан; повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превращение их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения; проведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
Сферы деятельности по патриотическому воспитанию граждан РФ
Деятельность по патриотическому воспитанию граждан может быть разделена на следующие сферы:
. Военно-патриотическая;
воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества.
. Научно-образовательная
обогащение содержания патриотического воспитания;
усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники применительно к каждой специальности;
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы, учитывающей российскую специфику;
развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания;
проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и других категорий граждан Российской Федерации;
проведение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности, а так же разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России;
разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан Российской Федерации.
. Духовно-религиозная (Не регламентируется законодательно, так как церковь отделена от государства).
Глава 2. Анализ деятельности Департамента молодежной политики Оренбургской области
.1 Характеристика и основные мероприятия по реализации Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011-2015 годы»
Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности и государства, одним из важнейших элементов общественного сознания - фактором сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.
Содержание процесса патриотического воспитания составляет деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и стремления служить Отечеству, защищать его от врагов, подготовки к общественной жизни и производительному труду.
В Оренбургской области за многие годы накоплен большой опыт патриотического воспитания не только молодежи, но и всех категорий населения. В этой работе активно принимают участие органы исполнительной власти области и местного самоуправления, ветеранские и общественные организации, средства массовой информации.
В Оренбургской области работают патриотические (в том числе военно-патриотические) клубы, организации и объединения. Ежегодно проводятся месячники оборонно-массовой и спортивной работы, посвященные Дню защитника Отечества, стали традиционными дни воинской славы, дни призывника, в учебных заведениях проходят уроки мужества, встречи с ветеранами войн и военных конфликтов, проводятся спортивные соревнования, экспедиции, сборы, форумы, молодежные проекты, спартакиады, военно-спортивная игра «Зарница», «Школа безопасности», слеты военно-патриотических и военно-спортивных клубов, в музеях постоянно экспонируются выставки патриотической тематики, в школах ежегодно проходят смотры-конкурсы комнат и музеев боевой славы. Детские библиотеки Оренбургской области осуществляют воспитание детей и подростков в процессе ежедневного библиотечного обслуживания.
Мероприятия в связи с празднованием 75-летия Оренбургской области, 265-летия Оренбургской губернии, 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов придали новый импульс в повышении качества и эффективности проводимой работы по патриотическому воспитанию граждан.
В то же время для совершенствования системы и процесса патриотического воспитания необходимо вести дальнейшую плановую работу по решению ряда проблем, в том числе в области материально-технического обеспечения воспитательной базы, своевременной проработки законодательных вопросов патриотического воспитания, преодоления дефицита профессиональных кадров для ведения работы по патриотическому воспитанию граждан, более активное участие в работе по патриотическому воспитанию граждан средств массовой информации.
Эффективность патриотического воспитания в значительной степени зависит от совершенствования работы постоянно действующего областного межведомственного координационного совета и областного методического центра патриотического воспитания граждан. Программа должна обеспечить проведение единой политики в области патриотического воспитания.
Программа «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011-2015 годы» предполагает совместную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического характера и призвана придать ей дальнейшую динамику.
Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания граждан Оренбургской области, усиление работы органов государственной власти Оренбургской области, учреждений и организаций, органов местного самоуправления, общественных объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и на этой основе сохранение общественной стабильности в Оренбургской области.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
формирование комплекса организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;
совершенствование традиционных форм патриотического воспитания, сохранение и приумножение традиций старшего поколения;
активизация работы по популяризации государственной символики Российской Федерации и Оренбургской области;
создание благоприятных условий для подготовки молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
повышение эффективности форм и методов патриотической работы с использованием современных информационных и Интернет-ресурсов.
Срок действия Программы - 2011-2015 годы.
Основными целевыми индикаторами и показателями, характеризующими исполнение Программы, станут:
количество массовых мероприятий, проводимых по патриотическому воспитанию;
количество учащейся молодежи, принимающее участие в массовых мероприятиях по патриотическому воспитанию;
количество молодежи допризывного возраста, участвующих в мероприятиях патриотической направленности.
Перечень мероприятий Программы
Реализация Программы позволит совершенствовать систему патриотического воспитания граждан Оренбургской области.
Основные программные мероприятия предусматривают:
совершенствование системы патриотического воспитания граждан Оренбургской области (организационно-методические меры совершенствования процесса патриотического воспитания граждан);
организацию патриотического воспитания граждан в ходе подготовки и проведения мероприятий, посвященных юбилейным и другим памятным событиям истории России (работа по патриотическому воспитанию граждан в ходе подготовки празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, работа по патриотическому воспитанию граждан в связи с другими памятными датами и событиями истории России);
использование государственных символов Российской Федерации в патриотическом воспитании граждан;
подготовку допризывной молодежи Оренбургской области к военной службе;
совершенствование информационного обеспечения процесса патриотического воспитания граждан. (Таблица 1.)
.2 Отчет о реализации областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011-2015 годы» за 2012 год
Вопрос формирования у молодежи гражданственности, патриотизма и нравственности является одним из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики.
Работа по патриотическому воспитанию молодежи в рамках программы «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области» ведется по двум основным направлениям:
проведение комплекса военно-спортивных мероприятий;
поддержка поискового движения.
С целью подготовки молодежи к военной службе, повышения авторитета Российской армии, министерством ежегодно проводится комплекс мероприятий, в который входят:
военно-спортивные соревнования «Зарница» в них ежегодно принимают участие около 5 000 мальчишек и девчонок в возрасте 14-16 лет. В программу соревнований входят военная и физическая подготовка, военно-историческая викторина по истории Отечества, рапорт о Вахте Памяти, в котором ребята рассказывают об организации патриотической деятельности в учебном заведении, наличии программ патриотической направленности, результатах поисковой, краеведческой работы, благоустройстве памятников воинской славы и мест захоронения военнослужащих, шефской помощи ветеранам войны и труда.
Победителями финала соревнований стали:
I место - Красногвардейский район;
II место - г. Сорочинск;
III место - Первомайский район.
месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвященный Дню защитников Отечества, в рамках которого проходит целый ряд мероприятий: это и «Уроки мужества и славы России», встречи с ветеранами, посещение воинских соединений и прочее. Центральным мероприятием месячника являются военно-спортивные соревнования «А ну-ка, парни!». В них принимают участие более 2 200 молодых людей в возрасте 16-18 лет.
Победителями финала соревнований стали:
I место - Красногвардейский район;
II место - г. Сорочинск;
III место - г. Бугуруслан.
Одной из основ гражданско-патриотического и духовно - нравственного воспитания было и остается воспитание молодежи на примере стойкости и героизма, проявленного советским народом в годы Великой Отечественной войны
В этой связи особое внимание уделяется поддержке поисковых отрядов и объединений области по участию во Всероссийских «Вахтах Памяти», проводимых с целью поиска и захоронения останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Одной из основных задач 2012 году являлось активизация поискового молодежного движения в Оренбургской области. На настоящий момент в 8 муниципальных образованиях Оренбургской области созданы поисковые отряды, клубы, объединения:
-«Поисковый отряд «Уралец» г. Новотроицк
-Поисковый отряд «Память» Новосергиевский район
-Военно - патриотический поисковый клуб «Патриот» Пономарёвский район
-Военно - поисковый отряд «Бугурусланский» Бугурусланский район
-Поисковый отряд «Орск - Яик» г. Орск
-Поисковый отряд «Патриот» Александровский район
-Поисковый отряд «Верность» Соль-Илецкого района
-Поисковый отряд «Гамаюн» г. Новотроицк
-Военно - патриотический поисковый клуб «Патриот» г. Оренбург
Ежегодно в апреле и августе поисковые отряды принимают участие в экспедициях по поиску и захоронению останков воинов, погибших в годы ВОВ. В апрельской экспедиции принимают участие более взрослые и опытные бойцы поисковых объединений. Это связано со сложными погодными условиями ведь экспедиция проходит в период с 25 апреля по 9 мая. Также Всероссийская «Вахта Памяти» проводится в августе, в ней принимают участие и начинающие поисковики в возрасте от 14 лет, и старшеклассники, и студенты.
В «Вахте Памяти - 2012», проводимой на территории Смоленской, Волгоградской, Новгородской, Ленинградской областей приняли участие 154 бойца из 8 поисковых отрядов области. За время экспедиции обнаружены и подняты останки 138 бойцов РККА и 34 медальон 5 из которых прочитаны на месте, часть медальонов переданы на экспертизу, часть безвозвратно утеряны.
Всего за более чем 20 лет существования поискового движения в области обнаружены и захоронены останки более 1738 советских солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Установлены имена 99 воинов, в том числе 31-го оренбуржца.
Всего в 2012 году поисковые отряды Оренбургской области из областного бюджета получили 450 000 рублей из них 150 000 рублей - средства областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011-2015 годы».
На реализацию 3 программных мероприятий министерству молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области было доведено 550,0 тыс. руб. было использовано 547,8 тыс. руб., что составляет 99,6 %. Данные мероприятия были проведены в соответствии с календарным планом, в них приняли участие боле 7300 молодых людей.
Заключение и предложения по совершенствованию гражданско-патриотического воспитания
Проведя анализ работы Программ по гражданско - патриотическому воспитанию, мы выявили следующее: Проводимая государственными институтами работа по патриотическому воспитанию граждан осуществляется еще недостаточно целенаправленно, системно и комплексно. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
1. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов государственной власти, общественных объединений в сфере патриотического воспитания граждан.
. Функция координации деятельности всех государственных институтов, общественных объединений по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации не закреплена за каким-либо одним органом в структуре федеральной исполнительной власти.В вопросе патриотического воспитания молодежи необходимо обратить внимание на следующие три основных блока:
. Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания. Государственной программой предусматривается система мер по координации деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания. При этом основной задачей является создание механизмов такой координации, разработка его действенного нормативно-правового обеспечения, выработка научно обоснованных критериев оценки эффективности деятельности организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания на общегосударственном и региональных уровнях. Анализ реализации государственной программы показал, что сегодня преобладает военно-патриотическое направление. Большая часть работы ведется через влиятельные общественные организации, такие как Российский организационный комитет «Победа», Межрегиональная детско-юношеская общественная организация содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация Витязей», включающая в себя несколько тысяч отделений по всей стране. Признавая важность военно-патриотического направления с точки зрения воспитания готовности к выполнению гражданами обязанностей по защите Отечества, следует учитывать, что, во-первых, на современном этапе Россия постепенно переходит к комплектованию своих Вооруженных Сил на профессиональной основе; во-вторых, излишняя милитаризация молодежи не способствует формированию имиджа России, привлекательного с точки зрения мирового сообщества.
. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании. В целях регламентации использования государственных символов России в патриотическом воспитании в рамках существующей государственной программы предусматривается целый ряд мер. В то же время, ввиду несовершенства действующего законодательства, существуют определенные сложности по использованию государственных символов РФ в пропагандистских целях (выпуск и распространение соответствующей атрибутики, использование Государственного флага РФ гражданами, и др.). Все эти вопросы требуют тщательной законодательной проработки в соответствии с интересами патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации.
.Взаимодействие государства со СМИ в вопросе популяризации патриотизма
По существующей государственной программе системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
·формирование государственного заказа на производство продукции патриотической направленности организациями культуры, искусства и средствами массовой информации, создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма;
·поддержка и содействие расширению патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства;
·противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства;
·содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания;
·обеспечение работникам средств массовой информации доступа к информационным ресурсам архивов, музеев, библиотек для подготовки материалов по патриотическому воспитанию.
Однако на сегодняшний день недостаточно сформированы механизмы экспертизы соответствующей продукции, ее оценки с точки зрения соответствия задачам государственного патриотического воспитания, и связанного с такой оценкой распределения выделяемых средств в соответствии с нуждами Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан.Рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания молодежи в РФ:
·Перспективы совершенствования работы по патриотическому воспитанию молодежи видятся в создании системы взаимоотношений с общественными организациями через совместные проекты, программы, соглашения - как на федеральном уровне, так и на местном.
·Представляется целесообразным разработка и принятие Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации».
·Необходимо законодательно закрепить функцию координации деятельности всех государственных институтов и общественных объединений по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации за определенной структурой Правительства Российской Федерации (департамент или управление).
·В деятельности по патриотическому воспитанию молодежи необходимо делать акцент на воспитании чувства гордости за свою страну и любви к ней, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7 ФКЗ) Российская газета. - № 7. - 21.01.2009.
. Об образовании : Федеральный Закон N 3266-1 от 10. 07.1992 (ред. от 12.11. 2012) // РГ. - № 13. - 1996.
. О днях воинской славы и памятных датах России: Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ (ред. от 01.04.2012) // РГ. - № 52. -1995.
. О рекомендациях «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» : письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16.
. Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ : письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626.
. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы : Пост. Правит. РФ от 5 окт. 2010 г. № 795 : офиц. текст: по состоянию на 01 дек. 2011 г. - М. : Юрист, 2011. - 87 с.
. Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011- 2015 годы : Пост. Правит. Оренб. обл. от 14 сентября 2010 г. N 647-пп : [Электронный ресурс] :
Приложение № 1
Приложение
к постановлению
Правительства области
от ______________ № _______
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ»
Паспорт Программы
Основание для разработки Программыраспоряжение Губернатора Оренбургской области от 12.04.2010 № 120-р «О создании рабочей группы по разработке областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011-2015 годы»Цель Программы совершенствование системы патриотического воспитания граждан Оренбургской области, усиление работы органов государственной власти Оренбургской области, учреждений и организаций, органов местного самоуправления, общественных объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и на этой основе сохранение общественной стабильности в Оренбургской областиЗадачи Программы формирование комплекса организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания; совершенствование традиционных форм патриотического воспитания, сохранение и приумножение традиций старшего поколения; активизация работы по популяризации государственной символики России и Оренбургской области; создание благоприятных условий для подготовки молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил России; повышение эффективности форм и методов патриотической работы с использованием современных информационных и Интернет-ресурсовВажнейшие целевые индикаторы Программыколичество массовых мероприятий, проводимых по патриотическому воспитанию; количество учащейся молодежи, принимающее участие в массовых мероприятиях по патриотическому воспитанию; количество молодежи допризывного возраста, участвующих в мероприятиях патриотической направленностиСрок реализации Программы2011 - 2015 годыОбъемы и источники финансирования Программы объем финансирования из областного бюджета на реализацию Программу составляет 38 800,0 тыс.рублей, в том числе: прочие расходы - 38 800,0 тыс.рублей.Ожидаемые конечные результаты реализации Программы высокая степень готовности граждан Оренбургской области к выполнению своего гражданского и патриотического долга, подъем политической и правовой культуры граждан, положительная динамика роста патриотизма граждан области, укрепление социально-экономической и политической обстановки в области.Организация управления и системы контроля за исполнением Программы контроль и управление за ходом выполнения Программы осуществляет министерство образования Оренбургской области
Список сокращений
МОминистерство образования Оренбургской областиММПС и Тминистерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской областиМКО и ВСминистерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской областиминсоцразвития министерство социального развития Оренбургской области
1.Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности и государства, одним из важнейших элементов общественного сознания - фактором сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.
Содержание процесса патриотического воспитания составляет деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и стремления служить Отечеству, защищать его от врагов, подготовки к общественной жизни и производительному труду.
В Оренбургской области за многие годы накоплен большой опыт патриотического воспитания не только молодежи, но и всех категорий населения. В этой работе активно принимают участие органы исполнительной власти области и местного самоуправления, ветеранские и общественные организации, средства массовой информации.
В Оренбургской области работают патриотические (в том числе военно-патриотические) клубы, организации и объединения. Ежегодно проводятся месячники оборонно-массовой и спортивной работы, посвященные Дню защитника Отечества, стали традиционными дни воинской славы, дни призывника, в учебных заведениях проходят уроки мужества, встречи с ветеранами войн и военных конфликтов, проводятся спортивные соревнования, экспедиции, сборы, форумы, молодежные проекты, спартакиады, военно-спортивная игра «Зарница», «Школа безопасности», слеты военно-патриотических и военно-спортивных клубов, в музеях постоянно экспонируются выставки патриотической тематики, в школах ежегодно проходят смотры-конкурсы комнат и музеев боевой славы. Детские библиотеки Оренбургской области осуществляют воспитание детей и подростков в процессе ежедневного библиотечного обслуживания.
Мероприятия в связи с празднованием 75-летия Оренбургской области, 265-летия Оренбургской губернии, 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов придали новый импульс в повышении качества и эффективности проводимой работы по патриотическому воспитанию граждан.
В то же время для совершенствования системы и процесса патриотического воспитания необходимо вести дальнейшую плановую работу по решению ряда проблем, в том числе в области материально-технического обеспечения воспитательной базы, своевременной проработки законодательных вопросов патриотического воспитания, преодоления дефицита профессиональных кадров для ведения работы по патриотическому воспитанию граждан, более активное участие в работе по патриотическому воспитанию граждан средств массовой информации.
Эффективность патриотического воспитания в значительной степени зависит от совершенствования работы постоянно действующего областного межведомственного координационного совета и областного методического центра патриотического воспитания граждан. Программа должна обеспечить проведение единой политики в области патриотического воспитания.
Программа «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011 - 2015 годы» предполагает совместную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического характера и призвана придать ей дальнейшую динамику.
. Основные цели и задачи с указанием сроков и этапов реализации Программы, целевых индикаторов и показателей
Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания граждан Оренбургской области, усиление работы органов государственной власти Оренбургской области, учреждений и организаций, органов местного самоуправления, общественных объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и на этой основе сохранение общественной стабильности в Оренбургской области.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
формирование комплекса организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;
совершенствование традиционных форм патриотического воспитания, сохранение и приумножение традиций старшего поколения;
активизация работы по популяризации государственной символики Российской Федерации и Оренбургской области;
создание благоприятных условий для подготовки молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
повышение эффективности форм и методов патриотической работы с использованием современных информационных и Интернет-ресурсов.
Срок действия Программы - 2011 - 2015 годы.
Основными целевыми индикаторами и показателями, характеризующими исполнение Программы, станут:
количество массовых мероприятий, проводимых по патриотическому воспитанию;
количество учащейся молодежи, принимающее участие в массовых мероприятиях по патриотическому воспитанию;
количество молодежи допризывного возраста, участвующих в мероприятиях патриотической направленности.
Перечень мероприятий Программы
Реализация Программы позволит совершенствовать систему патриотического воспитания граждан Оренбургской области.
Основные программные мероприятия предусматривают:
совершенствование системы патриотического воспитания граждан Оренбургской области (организационно-методические меры совершенствования процесса патриотического воспитания граждан);
организацию патриотического воспитания граждан в ходе подготовки и проведения мероприятий, посвященных юбилейным и другим памятным событиям истории России (работа по патриотическому воспитанию граждан в ходе подготовки празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, работа по патриотическому воспитанию граждан в связи с другими памятными датами и событиями истории России);
использование государственных символов Российской Федерации в патриотическом воспитании граждан;
подготовку допризывной молодежи Оренбургской области к военной службе;
совершенствование информационного обеспечения процесса патриотического воспитания граждан.
.Ресурсное обеспечение Программы
Выполнение мероприятий Программы предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета. На реализацию мероприятий необходимо 38 800,0 тыс.рублей, в том числе: прочие расходы - 38 800,0 тыс.рублей.
Объем финансирования по направлениям расходов приведен в приложении № 4 к настоящей Программе.
4.Механизм реализации мероприятий Программы
Механизм реализации программных мероприятий осуществляется в рамках действующей нормативно-правовой базы.
Исполнители работ определяются по результатам конкурсов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В ходе исполнения мероприятий (фестивалей, конкурсов, смотров, спартакиад, игр, соревнований и форумов), по итогам проведения которых может быть предусмотрено награждение участников, размеры и порядок расходования призовых фондов определяются приказами государственных заказчиков Программы, являющихся исполнителями указанных мероприятий.
Спорные вопросы, возникающие в процессе реализации Программы, разрешаются в соответствии с действующим законодательством.
.Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Координацию деятельности по реализации мероприятий областной Программы осуществляет министерство образования. Министр образования является руководителем Программы и несет ответственность за реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на её выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы министерство образования ежеквартально представляет в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли отчеты о ходе выполнения программных мероприятий.
В конце года министерство образования предоставляет доклад, содержащий сведения о результатах Программы, а также достижении индикаторов и показателей эффективности Программы.
Организационное, информационное и методическое обеспечение работы областного межведомственного совета по патриотическому воспитанию граждан осуществляет Областной методический центр по патриотическому воспитанию граждан Оренбургской области. Государственный заказчик-координатор Программы размещает в сети Интернет Программу и информацию о ходе её реализации.
Общественные организации, объединения, творческие союзы содействуют реализации Программы, а также активному участию граждан в мероприятиях патриотической направленности.
. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Реализация основных положений Программы, в рамках конкретных мероприятий позволит решить ряд проблем воспитательного, социального и духовного плана. Благодаря развитию у граждан важнейших качеств, таких, как социальная зрелость, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, милосердие, значительно повысится их готовность к активному участию в основных сферах социально-значимой деятельности.
В результате осуществления Программы ожидается:
в социально-идеологической сфере - формирование позитивного духовно-нравственного облика гражданина, снижение степени идеологического противостояния представителей различных общественно-политических объединений, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы национальных конфессий;
в социально-экономической сфере - обеспечение заинтересованности общества в развитии экономики региона и на этой основе снижение социальной напряженности, поддержание общественной и экономической стабильности;
в области укрепления обороноспособности страны - стремление молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, готовность граждан к защите Отечества;
в экологической сфере - повышение социально-экологической компетенции граждан, привлечение внимания к проблемам сохранения природного и культурного наследия малой родины - Оренбуржья.
В количественном выражении:
увеличение количества массовых мероприятий, проводимых по патриотическому воспитанию, до 207 мероприятий;
увеличение количества учащейся молодежи, принимающее участие в массовых мероприятиях по патриотическому воспитанию, до 18000 человек;
увеличение количества молодежи допризывного возраста, участвующих в мероприятиях патриотической направленности, до 15450 человек.
Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание граждан будут способствовать успешному решению задач, стоящих перед обществом.