МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
Отчет по учебной практике
Владивосток 2013
Введение
Я прошла практику в Детском саду № 22 задачей для меня было - формирование общего представления о психологической службе учреждения и теоретическое и практическое ознакомление с профессиональными функциями, должностными обязанностями и спецификой деятельности психолога, а также используемыми им психологическими методами и технологиями.
Задачи учебной практики:
Познакомиться с организационной структурой учреждения;
Наблюдать за деятельностью психолога в организации и выявить особенности работы системы психологической службы;
Изучить профессиональные функции и должностные обязанности психолога;
Проанализировать содержание, формы и методы работы психолога;
Изучить систему диагностики, используемой психологом в данном учреждении;
Подготовить и провести мероприятие с психологическим содержанием (время, форму, содержание и методы согласовать с психологом и руководителем практики).
Основная часть
Я проходила практику в детском саду № 22, где внимательно наблюдала за деятельностью психолога и изучала психологию поведения детей возрастом до 1,5 -3лет. Основные направления деятельности этой организации - формирование ребёнка как существо социальное, развитие в них основных навыков и умений, физическая сохранность. Детский сад готов встречать своих воспитанников с 7:45. Клиентами организации в большей степени являются дети различных возрастных категорий, начиная с года и до 6-7 лет.
Задачи психолога в организации
Задачи психолога заключаются в следующем:
Создание условий для формирования у детей: самопознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности.
Проведение профилактики дезадаптации детей в школе, создание условий для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе.
Предупреждение возможных неблагополучий в психологическом развитии и становлении личности каждого ребенка в ходе работы воспитателя и в процессе воспитания детей родителями.
Во время прохождения практики, у меня сформировалось такое впечатление, что психолог в детском саду ответственен почти за всё, на его плечи большей частью ложится работа с родителями, общение со всеми воспитанниками, установление крепкой связи внутри коллектива. Но и это далеко не весь список его задач, который он должен выполнять чуть ли-не ежедневно. Основным и возможно одним из самых простых его заданий является формирование и сохранение благоприятного рабочего климата в обоих коллективах, как среди сотрудников, так и среди детей. В каждой группе есть дети, которые отклоняются от нормы, они либо одарены, либо же наоборот отстают в развитии, и они требуют особого внимания со стороны работников, психолог должен окружить их поддержкой для более комфортного уровня развития и взросления.
Какова позиция психолога в коллективе?
В коллективе этот человек строит фундамент отношений между детьми и садиком.
Психологический климат в коллективе и роль психолога в его формировании
Итак, побыв в детском учреждении некоторое время, я определила его психологический климат. Он благоприятный, а конкретней:
Преобладает положительный фон в настроении, дети редко конфликтуют, свободно выражают свои эмоции, активны.
Малыши свободно выполняют свои потребности, имеют достаточно игрушек.
Так же они проявляют симпатию друг к другу, не дерутся, пытаются научиться коллективной деятельности (например игра в мяч).
Некоторые дети объединились в маленькие дружеские группки. Хотя иногда присутствует и аутсайдер, обычно это ребёнок, которого нечаянно толкнули или обидели, он сидит в стороне и не учувствует в общих делах, но это происходит не долго, и через 10 минут он снова увлеченно играет с другими.
Для отдыха у детей есть отдельная комната, где они могут поспать или посидеть в тишине, но этой комнатой они пользуются крайне редко. Режим дня рассчитан для общения, еды и отдыха, дети не стеснены.
Воспитатель внимателен, играет с детьми и читает им книги. Иногда он учит их рисовать, что очень радует воспитанников. Так же он выводит ребят на прогулку на свежий воздух.
Малыши пока ещё равнодушны к неудачам или удачам своих соседей, он не злорадствуют над промахами других, но и не радуются маленьким победам. Наверно дело в возрасте и недостаточном знакомстве их друг с другом. Но они пытаются играть вместе, хотя пока ещё не очень большими группами, и получают от этого положительные эмоции. 7 Посещение детского садика нравится почти всем, но есть дети которые предпочитают семейный круг общения и сад посещают вынужденно.
Воспитателем детей является приятная женщина 30 лет, она не повышает голос на малышей, внимательна, умеет занять ребёнка чем-нибудь интересным. Дети очень любят этого воспитателя и уже привязались к ней. Наличие такого работника тоже может говорить о том, что в коллективе царит благоприятный добрый климат.
Формированию климата в коллективе
Коллектив сформировался довольно давно и все за это время успели привыкнуть друг к другу, но при всем этом некоторая доля работы психолога во всем этом ощущается. Для поднятия работоспособности применяются некоторые тренинги и методики позволяющие снять излишнее напряжение и вернуться к работе в хорошем расположении духа. Что, несомненно, способствует повышению работоспособности.
Основные направления деятельности психолога
Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, рассказывает, что отсутствие этих умений может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в немедленной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Поэтому для малыша нужно создать такие условия, в которых его самостоятельность и автономность могут развиваться. Например, следует предусмотреть, чтобы предметы одежды имели удобные застежки, обувь можно было надеть без особых усилий, носовой платок был доступен ребенку и т. д.
Примерные темы консультаций и выступлений:
"Режим дня. Зачем он нужен".
"Как узнать свои вещи".
"О привычках полезных и вредных" Так же педагог-психолог знакомит воспитателей с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей, обеспечивает необходимым диагностическим инструментарием для изучения личностного роста малышей.
Для решения этой задачи используются такие формы работы, которые подразумевают практическое участие воспитателей: деловые игры, семинары-практикумы, тренинги. Для создания творческой атмосферы проводятся занимательные викторины, например "Бывает ли психология мужской или женской?". Подбор научно-популярных статей по определенной тематике, проведение с педагогами проективных тестов, как правило, вызывает интерес, побуждает изучать общие закономерности психической жизни человека и проецировать их на работу с детьми. Стиль работы этого психолога - консультация, включающая в себя: рисуночные техники, игры, проигрывание реальных ситуаций на игрушках, лепку из пластилина или глины, аппликацию и др. формы творчества, полная свобода действий, и рекомендации родителям, то есть этот стиль полностью соответствует интересам ребёнка. Ведь дети не выносят скучных разговоров, да и не всегда могут определить есть ли у них проблемы в обществе или жизни в целом. Например, Соня (о ней упоминалось ранее), во время занятий с психологом рисовала очень замысловатые рисунки - большие круги, закрашенные разными карандашами, цвета были настолько яркими, что рябило в глазах. Психолог сказала, что судя по яркости, Соня очень эмоциональный человек, любит получать информацию, общаться, но круги означают некую зацикленнность на себе.
Объём работы психолога в день, неделю, месяц. Распорядок работы психолога
Разные тренинги, различные мероприятия, индивидуальные беседы разбивают на разные недели, чтобы не было авралов, всё протекает плавно, вытекая одно из другого. Но при всём при этом работы остается очень много, большая часть эта рутинная бумажная работа, целью которой является зафиксировать все полученные данные.
Сама практическая работа может длиться 10 минут, а вот на её описание уйдет минут 30-40.
Объём работы психолога будет зависеть от различных факторов, например, от времени года, летом большинство детей остаются дома или уезжают к бабушкам, а зимой все дети посещают д/сад, следовательно, и количество клиентов у психолога будет варьироваться.
В среднем в месяц проходит около 8 тренингов (по 2 тренинга в месяц на одну группу), и с периодичностью раз в два месяца происходят тренинги для сотрудников. К этому еще можно прибавить занятость психолога на родительских собраниях и при индивидуальных занятиях, суммируя всё это вместе можно примерно представить его ежемесячную занятость.
Распорядок работы у психолога:
Распорядок работы психолога довольно разнообразен, он, как и воспитатель должен постоянно развиваться, заниматься самообразованием. Так же он имеет возможность регулировать свою деятельность и деятельность своих коллег, если их работа не дает нужно результата. Создание и использование новых методик в своей работе. Беседы. Написание отчётов и протоколов. Всё это составляет ежедневный водоворот в работе психолога.
Формирование запроса на работу
Формирование запроса на работу психолога происходит тремя путями:
. наблюдение психолога,
. запрос от родителей,
. запрос от воспитателей,
. наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности,
. диагностика возрастных показателей развития и адекватность поведения в данной конкретной ситуации.
Позже происходит анализ данных и по этим результатам некоторые дети попадают на прием к психологу. Такой способ выборки связан с тем, что дети крайне редко могут опознать, а тем более описать свои проблемы. Запрос может поступить от педагога или же от родителя, которые могли заметить какие - либо изменения в поведении, эмоциях, реакциях и с этим обратились за помощью.
Основные документы в деятельности психолога.
Документация психолога
Педагоги - психологи, работающие в образовательных учреждениях, ведут учет проводимой работы по следующим формам:
План работы педагога-психолога образовательного учреждения.
Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.
Журнал консультаций психолога.
Журнал учета групповых форм работы.
Карта психолога - медико-социальной помощи ребенку.
Программа работы педагога - психолога с группой.
Коррекционная работа.
Программа коррекционно-развивающих занятий.
Требования к авторским программам.
Аналитический отчет о работе педагога - психолога.
Протоколы методик о каждом испытуемом.
Методы работы психолога в данной организации
Особое внимание можно уделить программам и методам работ. Программа подразумевает собой график комплекса развивающих занятий, которые должны привести к желаемому эффекту (в нашем случае развитию ребёнка умственно и физически). А методы работы психолога, это как раз те занятия, которые включены в программу, то есть игры и тесты. Вот некоторые из компьютерных игр. [10]1.0 Интегратор движений глаз [11]
Программа, помогающая освободиться от тревоги, страха, тягостных мыслей с помощью несложных глазодвигательных упражнений.
Капли здоровья для болеющих детей [12]
Психологическая игра с суггестивным (внушающим) компонентом, ориентированная на помощь детям в излечении от телесных заболеваний.
Аура леса [13]
Помогает справиться со стрессом, погружает в небольшой транс. Дети, слышат звуки птиц и зверей стараются понять кем они были изданы, этот процесс вызывает у них интерес.
А вот требующие физического участия ребёнка:
Игра с палочкой
Эта игра развивает координацию действий ребенка, его умение сосредоточить внимание. Для игры понадобится палочка длиной около полуметра и диаметром такого размера, который бы позволил охватить палочку детской ручке. Когда малыш лежит, нужно дать ему палочку, чтобы он зацепился за нее ручками. Потом палочку нужно постепенно поднять вверх, так чтобы вместе с ней поднимался и ребенок, пока не встанет на ножки. Те, кто помладше, могут из положения лежа, подняться в сидячее положение. Если потянуть палочку, то ребенок будет на ней подтягиваться. Лучше играть, если ребенок находится на надёжной поверхности.
Развивающие кубики Никитина.
Кубики Никитина могут превращаться в домик, птичку, бабочку и кораблик. Из них можно построить башню, грибок и машину.
В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь
Кубики Никитина. Способствуют развитию: мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей, необходимых для школьного обучения навыков, абстрактного мышления.
Игра "Необычный оркестр"
Цель: развитие слухового восприятия
Необходимо: 6 желтых контейнеров из-под киндер сюрприза и несколько видов сыпучего материала (рис, гречка, фасоль, макароны мелкие, песок, бусинки и т.д.)
Важно в парные контейнеры насыпать одинаковое количество содержимого, чтобы звук в точности совпадал. Но звучание одной пары от остальных должно существенно отличаться. Один набор нужно отдать малышу, а другой оставить у себя.
Взрослому следует потрясти любым контейнером, а ребенку выбрать из своего набора точно такой же по звучанию. Увеличивайте количество контейнеров. Придумайте интересные названия своим инструментам: шумелка, бамбешка, звучалка и другие.
Форма планов и отчётов психолога о работе
Форма планов и отчётов довольно кратка, поскольку доступ к информации иногда необходимо получать в довольно сжатые сроки. Но при своей краткости отчёты должны вмешать в себя максимум информации. Психолог проводит большое количество различных по назначению методик. Диагностика способностей детей проходит два раза в год в сентябре и мае. Чаще всего родители находятся рядом, что бы была возможность понять способности и выявить трудности которые возникают у ребёнка.
При просмотре материала за месяц было просмотрено около пятнадцати отчётов, из них девять (8 - среди детей, 1 - среди сотрудников) это отчёты с тренингов их результаты, 6 отчётов о результатах бесед тет-а-тет с воспитанниками. По объёму отчетная документация составила около 30-40 листов.
Анализ результатов деятельности
Главным оценочным критерием в работе психолога является результат. Анализ работы происходит путём сопоставления данных за определенный период. Например, 1 сентября 2011 года Маша И. продемонстрировала, что она может запомнить шесть кличек животных за минуту, а при использование таких - то методик к 1 мая 2011 года она может 10 кличек за тоже время. Вот эта разница в четыре слова и является основным показателем успешной работы педагогического коллектива. И так же по беседам с родителями и педагогами, которые описывают положительные тенденции развития у ребёнка. Ну или же при неудачном исходе - отрицательные.
Список литературы
психолог детский сад план
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Международ пед. академия, 2007.- 237 с.
. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.:РПАД, 2009.-191 с.
. Козлова С.А., Катаева Л.И. Мой мир. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 224 с.
. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 160 с.
. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2005. - 240 с.
. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб: Речь, 2001. - 157 с.
. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.
. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2009.-233 с.
. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Учебное пособие для студентов высших и спец. учеб, заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 448 с.
10.
. www.twirpx.com
. www.psyterra.narod.ru
. www.softportal.com