Отчет по практике


Хозяйственная деятельность "ООО Енисей-Усинск" по разработке Западно-Сынатыского месторождения

Содержание


Введение

. Экономическая характеристика объекта

.1 Экономическая характеристика места расположения объекта

.2 Товарооборот, его структура

.3 Трудовые показатели

.4 Издержки обращения

.5 Доходы предприятия

. Организационно-технологическая характеристика деятельности предприятия

.1 Производственная структура предприятия

.2 Организация добычи, приемки и хранения товаров

.3 Организация ,хранение и транспортировка нефтепродуктов

.4 Организация дополнительных услуг

. Маркетинг

.1 Особенности изучения и формирования спроса и его прогнозирование

.2 Организация работы по обеспечению конкурентоспособности предприятия

.3 Виды рекламных мероприятий

. Менеджмент

.1 Изучение общих, частных и вспомогательных функций управления, применяемых на предприятии

.2 Ознакомление с кадровым составом предприятия, организацией подбора и расстановки кадров, с особенностями работы кадровой службы, аттестацией кадров, подготовкой и повышением квалификации кадров

.3 Определение вида организационной структуры управления предприятия

.4 Распределение функций отдельных подразделений и работников в структуре управления, количество и состав административно-управленческих работников

.5 Практическое применение различных методов управления

.6 Ознакомление с информационно-коммуникационными, организационно-распорядительными и контрольно-учетными операциями и работами в процессе управления

.7 Изучение информационных потоков на предприятии

.8 Этапы принятия важнейших управленческих решений, система контроля за ходом их выполнения

.10 Изучение производственной среды в целом и организации рабочего места руководителя предприятия или одного из подразделений

.11 Изучение стиля и культуры руководства

.12 Изучение организационного поведения

Выводы и предложения

Список использованной литературы



Введение


С по 2012 г. я проходила практику в «ООО Енисей».

«ООО Енисей» (г.Усинск) - это частное предприятие, основным видом деятельности которого является разработка и нефтедобыча на Западно-Сынатыское месторождение расположенное в Тимано-Печорской нефтегазовой провинции республики Коми .

Основными целями практики являлись:

закрепить и углубить теоретические знания;

изучить хозяйственную деятельность «ООО Енисей-Усинск»;

приобрести практический опыт экономической работы и навыков управления деятельностью предприятия нефтегазовой отрасли, а также овладеть методами экономического анализа на примере конкретного предприятия;

собрать статистические и другие информационные материалы для выполнения дипломной работы.


. Экономическая характеристика объекта


.1 Экономическая характеристика места расположения объекта


«ООО Енисей» расположено по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Карла-Маркса, 1.

«ООО Енисей » занимается нефтедобычей с 2001 разрабатывая Западно-Сынатыское месторождение с помощью дочернего подразделения Енисей_усинск. Нефть и газ месторождения добывается на месторождение ,а далее по магистральному нефт-газопроводу поставляется на НПЗ Усинск.


Экономика района деятельности:

нефтегазовая провинция.

Основными целями создания и деятельности «ООО Енисей» являются организация хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли в интересах участников Общества, а также на насыщение потребительского рынка товарами и услугами, производимыми или оказываемыми Обществом.

Видами деятельности «ООО Нестле Фуд» являются:

нефтедобыча;

газодобыча;

Если рассматривать торговое соседство, то можно сказать, что серьезными конкурентами у «ООО Енисей являются » , ЗАО Сургутнефтегаз, ЗАО КВС Интернешнл , АК «Транснефть».



1.2 Товарооборот, его структура


Продукция компании «ООО Енисей-Усинск» представлена в широчайшем ассортименте, среди которого:

. Нефть.

. Газ.

. Природный газ.

. Бензин.

. Дизельное топливо.

. Собственные магистральные нефтепроводы.

Потребителями «ООО Енисей-Усинск» являются атозаправочные Западной Сибири и Южного Урала.

На организацию процесса товародвижения «ООО Енисей-Усинск»оказывают влияние ряд факторов:

. Производственные факторы:

размещение производства, которое расположено в г. Усинск,;

специализация производства, а именно, «ООО Енисей-Усинск» занимается продажей собственного товара.

. Транспортные факторы.

В распоряжении «ООО Енисей_усинск» имеется своя автобаза состоящая из нефтевозов как, российских ,так и западный партнеров компании, вагон-цистерны ,которые находятся в лизинге у РЖД, нефтепроподы .

Технологическая цепь товародвижения «ООО Енисей-Усинск» представляет собой трехзвенную систему (рис. 11.).


ТРЕХЗВЕННАЯ СИСТЕМА



Рисунок 1.1 - Технологическая цепь товародвижения «ООО Енисей-Усинск»


«ООО Енисей-Усинск» в этой цепи занимает место добычи и переработки.

В «ООО Енисей-Усинск» применяется складская форма товароснабжения. Это связано, прежде всего, с тем, что товары данного предприятия представлены в сложном ассортименте.

Схема товародвижения в «ООО Енисей-Усинск» происходит без участия посреднических предприятий, а потому является простой (централизованной).

Важную роль в процессе товародвижения выполняет транспорт. Большое значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование.

Выбранные «ООО Енисей-Усинск» для организации товародвижения транспортные средства является достаточно удобными в применении. К тому же они обеспечивают: 1) сохранность груза; 2) своевременную доставку груза; 3) соблюдение правил загрузки и траспортирования; 4) применение прогрессивных технологий транспортирования; 5) механизацию погрузочно-разгрузочных средств.

Также товары в «ООО Енисей-Усинск» доставляются с помощью железнодорожного транспорта и автомобильного.

Рассмотрим динамику товарооборота «ООО Енисей-Усинск» (табл. 1.1).


Таблица 1.1 - Динамика оптового товарооборота «ООО Нестле Фуд» (руб.)

Показатели200920102011Абсол. отклонениеОтносит. отклонение2010201120102011Объем товарооборота256452128965213025684332000461163112,9117,9

Данные табл. 1.1 свидетельствуют о том, что в 2009 г. товарооборот вырос на 332000 руб. по сравнению с 2008 г., а в 2010 г. всего на 461163 руб., что говорит о росте его динамики. Прирост товарооборота получен за счет роста физического объема товарооборота.

Расчитаем средний темп роста и средний темп прироста товарооборота по формулам (1) и (2):


ТР = n-1? (ТО2005 / ТО2003) * 100, (1)

ТР = n-1? (ТО2005 / ТО2003) * 100 - 100, (2)


где: ТР - средний темп роста товарооборота;

ТПР - средний темп прироста товарооборота;

ТО - товарооборот соответствующих лет;

n - число лет в анализируемом периоде.

Получаем:

/2009 гг.

ТР = ?3025684 / 2564521 * 100 = 108,6%;

ТПР = ?3025684 / 2564521 * 100 - 100 = 8,6%;

/2009 гг.

ТР = ? 2896521 / 2564521 * 100 = 106,3%;

ТПР = ?2896521 / 2564521 * 100 - 100 = 6,3%.

Таким образом, за 2009-2011 гг. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия составил 108,6%, а средний темп прироста - 8,6%. За 2010-2009 гг. среднегодовой темп роста товарооборота равен 106,3%, в свою очередь, средний темп прироста 6,3%.

Средний темп прироста показывает, на сколько процентов изменился товарооборот 2011 г. (или 2010 г.) в сравнении с 2009 г. В «ООО Енисей-Усинск» видна тенденция увеличения товарооборота на 8,6%.

Рассмотрим структуру оборота по товарным группам (табл. 1.2).


Таблица 1.2. - Структура оборота по товарным группам за 2009-2010 гг.

Наименование2010 г.2011 г.Абс. изм.Структура оборота, %Темп роста, %2010 г.2011 г.Нефть435968,5519304,2143335,717,020,0132,8Газ795001,5811025,816024,331,028,0102,0Природный газ.179516,4347582,5168066,17,012,0193,6Бензин.282097,3405512,9123415,611,014,0143,7Дизельное топливо.102580,8115860,813280,04,04,0112,9

Оборот торговли по предприятию «ООО Енийсей-Усинск» в 2010 г. составил 2896521 руб., что на 332000 руб. больше, чем в 2009 г. При этом в разрезе товарных групп наблюдается значительная динамика увеличения показателей оборота бензина. Если в 2009 г. бензин в структуре товарооборота составлял 7,0%, то в 2010 г. - уже 12,0%. В тоже время снизился удельный вес дизельного топлива в структуре товарного оборота «ООО Енисей-Усинск» (с 23,0% до 15,0%). Также мы видим, что преобладающую долю в структуре товарооборота занимает сырая нефть.

Рассмотрим показатели структуры оборота по товарным группам за 2010- 2011 гг. (табл. 1.3).


Таблица 1.3. - Структура оборота по товарным группам за 2010-2011 гг.

Наименование2010 г.2011 г.Абс. изм.Структура оборота, %Темп роста, %2010 г.2011 г.Нефть519304,2574879,9-4424,320,019,099,2Газ811025,8605136,8-205889,028,020,074,6Природный газ.347582,5393338,945756,412,013,0113,2Бензин.405512,9484109,478596,514,016,0119,3Дизельное топливо.115860,8211797,895937,04,07,0182,8

Данные табл. 1.3 свидетельствуют об увеличении товарооборота предприятия. Существенные изменения в структуре оборота по товарным группам за рассматриваемый период произошли только по такой группе товаров как бензин. Если в 2010 г. товарооборот по данной группе товаров увеличился, то в 2011 г., - напротив, сократился. Их удельный вес в структуре товарооборота снизился.

Проведем анализ товарных запасов предприятия (табл. 1.4).


Таблица 1.4. - Состояние товарных запасов в объемных показателях

Наименование200920102011на началона конецна началона конецна началона конецТоварные запасы, руб.451236462012462012389562389562385410Средние ТЗ, руб.456624425787387486

Товарооборачиваемость - это один из важнейших показателей торговой деятельности, отражающий интенсивность работы организации, в частности «ООО Енисей-Усинск». Товарооборачиваемость измеряется скоростью товарного обращения в виде числа оборотов и времени обращения товаров в днях:

= ТО / ТЗсред, (3)


где: V - скорость товарного обращения;

ТЗсред - товарные запасы средние.

V2003 = 2564521 / 456624 = 5,62

V2004 = 2896521 / 425787 = 6,80

V2005 = 3025684 / 387486 = 7,81


Тоб = (ТЗсред * Тд) / ТО, (4)


где: Тоб - время обращения товаров в днях;

Тд - число дней в рассматриваемом периоде (365 дней).

Тоб2003 = (456624 * 365) / 2564521 = 64,9 дн.

Тоб2004 = (425787 * 365) / 2896521 = 53,7 дн.

Тоб2005 = (387486 * 365) / 3025684 = 46,7 дн.

Составим таблицу состояния товарных запасов в удельных показателях (табл. 1.5).


Таблица 1.5. - Состояние товарных запасов в удельных показателях

Наименование200920102011Товарооборот, руб.256452128965213025684Товарные запасы средние, руб.456624425787387486Коэффициент оборачиваемости в оборотах5,626,807,81Коэффициент оборачиваемости в днях64,953,746,7

Скорость товарного обращения показывает, сколько раз в течение года возобновлялся товарный запас. Из табл. 3 видно, что в течение трех лет скорость товарного обращения увеличилась с 5,62 в 2009 г. до 7,81 в 20011 г. Это означает, что оборачиваемость товаров и эффективность их использования повышается.

Время обращения отражает продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса до его реализации. По данным табл. 3 выявлено, что коэффициент оборачиваемости в днях уменьшился с 64,9 дней в 2009 г. до 46,7 дней в 2011 г., то свидетельствует об увеличении скорости оборачиваемости товаров.


1.3 Трудовые показатели


В «ООО Нестле Фуд» на сегодняшний день работает 361 человек. По должностям это выглядит следующим образом:

. водители.

. бурильщик.

. работник НПЗ.

. Аналитик.

. Промокоординатор.

. Торговый представитель.

В «ООО Енисей-Усинск» существует сдельно-премиальная система оплаты труда, при которой работник сверх заработков по сдельным расценкам получает премию, предусмотренную условиями премирования (бонусы).

Должностные оклады работников «ООО Енисей-Усинск» представлены в табл. 1.6.


Таблица 1.6. - Должностные оклады работников «ООО Енисей-Усинск» (руб.)

ДолжностьКол-во работниковСреднемесячная заработная плата на одного работника2009 год2010 год2011 годводители.98255002700030000бурильщик.106595206056062000работник НПЗ.107428004395044000Аналитик.7221502230022500Промокоординатор.5214002145021500Торговый представитель.33218002230022500

Рассмотрим динамику общего фонда заработной платы «ООО Енисей-Усинск» (табл. 1.7).


Таблица 1.7. - Динамика общего ФЗП «ООО Енисей-Усинск» (руб.)

Показатели200920102011Абсол. отклонениеОтносит. отклонение2011/20102011/20092011/20102011/2009ФЗП113097011540101167750123040136780117,6128,1

Данные табл. 1.5 свидетельствуют о том, что общий фонд заработной платы в 2010 г. по сравнению с 2009 г. вырос на 17,6%. В 2011 г. заработная плата еще возросла (по сравнению с 2009 г. прирост составил 28,1%).

Рассмотрим взаимосвязь товарооборота, численности и производительности труда. В анализе будем использовать среднесписочную численность работников.

Производительность труда - это экономическая категория, которая характеризует эффективность использования персонала предприятия. Это выработка на одного работника.

товарооборот кадры доход обращение

Таблица 1.8. - Данные о численности, производительности и оплате труда работников за 2009-2011 гг.

Показатели2009г.20010г.2011г.Абс. приростТемп роста, %2010/20112011/20092010/20112011/2009Товарооборот, тыс. руб.12564521128965211302568413320001461163112,9117,9Среднесписочная численность, чел.25825836133105,2105,2Производительность труда на 1 работника, тыс. руб.144215,9149940,0149601,415724,115385,5112,9112,2ФОТ, тыс. руб.113097011540101167750123040136780117,6128,1Ср. зарплата на 1 работника, тыс. руб.12258,112655,312750,01397,21491,9117,6121,7

Как показывают данные табл. 1.8, численность работников предприятия не оказала значительного влияния на рост товарооборота. Среднесписочная численность работников менялась незначительно.

Производительность труда на 1 работника в 20010 г. выросла на 15724,1 тыс. руб. по сравнению с 2009 г., а в 2011 г. прирост составил 15385,5 по сравнению с 2009 г.

Фонд оплаты труда в 2009 г. вырос на 123040 тыс. руб. (+17,6%), а в 2011 г. на 136780 тыс. руб. (+28,1%) по сравнению с 2009 г.). Заработная плата на 1 работника также возросла (в 2010 г. на 17,6%, а в 2011г. на 21,7% по сравнению с 2009 г.).

1.4 Издержки обращения


Издержки обращения представлены в табл. 1.9.


Таблица 1.9. - Издержки обращения «ООО Нестле Фуд» (руб.)

Издержки обращения2009 год2010 год2011 годруб.%руб.%руб.%Расходы на перевозки147340,914,2139010,39,1150268,711,7Расходы на оплату труда1130970,039,31154010,035,91167750,039,0ЕСН146232,413,9154365,512,7159215,813,8Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря128337,98,5119290,84,5122341,75,2Амортизация основных средств117669,55,3123148,95,4124919,55,8Расходы на ремонт113668,94,1135152,28,2122771,35,3Расходы на хранение,115335,84,6131722,713,4126638,16,2Расходы на рекламу1666,80,218573,72,019022,62,1Потери товаров в пределах норм17667,92,3110288,42,4110741,22,5Расходы на тару121003,46,3123148,95,4130075,37,0Прочие расходы14334,01,314286,91,016015,11,4Всего:1333387,01001428685,11001429647,2100

Данные, представленные в табл. 1.9, показывают, что наибольший удельный вес в структуре издержек обращения имеют расходы на оплату труда (в среднем 38,1%). Также значительную часть расходов составляют расходы на перевозки продукции (от 9,1% до 14,2%) и ЕСН (от 12,7% до 13,9%).

Наименьшую долю расходов составляют реклама (в среднем 1,4%) и товарные потери (около 2,4%). Остальные расходы в структуре издержек обращения имеют приблизительно равные доли, а их динамика невелика.

Рассмотрим общую динамику издержек обращения, для этого составим табл. 1.10.

Таблица 1.10. - Динамика издержек обращения (руб.)

Показатели200920102011Абсол. отклонениеОтносит. Отклонение2010/20092011/20092010/20092011/2009Издержки обращения1333387,01428685,11429647,2195298,1196260,2128,6128,9

Как свидетельствуют данные табл. 1.10, общая сумма издержек обращения, за рассматриваемый период, увеличилась на 28,9%.

Так как к показателям издержек обращения относят их абсолютную сумму, а абсолютная сумма издержек обращения определяется путем суммирования расходов по всем статьям, то таким показателем абсолютной суммы являются:

в 2009 г. - 1333387,0 руб.;

в 2010 г. - 1428685,1 руб.;

в 2011 г. - 1429647,2 руб.,

что составило 100% издержек «ООО Енисей-Усинск». Этот показатель характеризует, во что обходится предприятию товародвижение.

Абсолютная сумма издержек обращения тесно связана и зависит от абсолютной суммы товарооборота. Поэтому анализ расходов торгового предприятия необходимо увязывать с изучением товарооборота.

Исходя уже из известных по предыдущим расчетам данных сумма товарооборота «ООО Енисей-Усинск» составляет:

в 2009 г. - 12564521 руб.;

в 2010 г. - 12896521 руб.;

в 2011 г. - 13025684 руб.

Уровень издержек обращения рассчитывается как процентное отношение суммы издержек к объему товарооборота. Таким показателем в «ООО Енисей-Усинск» является: в 2009 г. - 13,0%; в 2010 г. - 14,8%; в 2011 г. - 14,2%. Этот показатель является одним из важнейших оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности предприятия. И на данном предприятии этот показатель не очень высокий. Однако и эти издержки, на мой взгляд, можно снизить.

Необходимо принимать во внимание факторы, влияющие на уровень издержек обращения, такие как зависящие и независящие от торгового предприятия. К факторам, напрямую связанным с деятельностью «ООО Енисей-Усинск» относятся:

состояние коммерческой деятельности и экономической работы;

использование собственного и заемного капиталов, торгово-технологического оборудования, площадей;

условия организации и оплаты труда работников;

товарооборачиваемость.

К факторам, которые не зависят от рассматриваемого предприятия, можно отнести:

изменение тарифов на перевозки товаров различными видами транспорта;

изменение процентных ставок за пользование банковским кредитом (если предприятия будет пользоваться услугами банковского кредитования);

изменения розничных цен, платы и др.

Факторы, зависящие и не зависящие от торгового предприятия, в совокупности определяются эффективностью затрат в торговле.

Экономия издержек обращения имеет важное значение для каждого отдельного торгового предприятия. Она выступает источником повышения доходности, роста фонда оплаты труда и т. д.


.5 Доходы предприятия


Прибыль предприятия в условиях рыночной экономики является основным показателем хозяйственной деятельности. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия.

Как свидетельствуют данные в 2010 г. произошло увеличение выручки от продаж на 12,9% по сравнению с аналогичным показателем 2009 г. В 2011г. объемы продаж также увеличились (по сравнению с 2009 г. на 17,9%, с 2004 г. 4,5%).

Увеличение выручки от продаж с увеличением физического объема продаж и ростом себестоимости продукции. Себестоимость продукции в целом за весь период выросла на 17,5%.

Коммерческие и управленческие, а также внереализационные расходы предприятия невелики, однако, имеют положительную динамику.

Чистая прибыль «ООО Енисей-Усинск» на 2011 г. составила 11078219 руб., что на 11,3% больше аналогичного показателя 2009 г.

Распределение доходов происходит по следующим направлениям (данные приблизительные):

переработка продукции - 70,0%;

закупка нового современного оборудования - 15,0%;

издержки обращения - 13,0%;

прочие (например, маркетинговые консультации, обучение и т.д.) - 2,0%.

В области ценообразования «ООО Енисей-Усинск» использует два вида цен:

. Оптовые цены, по которым предприятие реализует свою продукцию в большом объеме.

. Мелкооптовые цены, по которым предприятие реализует свою продукцию мелким оптом.

Разница между ценами составляет 10%.

«ООО Енисей-Усинск» в политике ценообразования им используется метод - «средние издержки плюс прибыль».


. Организационно-технологическая характеристика деятельности предприятия


2.1 Производственная структура предприятия


Производственной структуре предприятия «ООО Енисей-Усинск» представлена в Приложении 1.


2.2 Организация добычи, приемки и хранения товаров


Первым этапом технологического процесса складской переработки товаров является организация работ по поступлению и приемке товаров на НПЗ. Рациональная организация оперативных технологических процессов на НПЗ во многом зависит от равномерного поступления товаров от добывающих объектов. Это позволяет лучше использовать складскую площадь, оборудование и средства механизации.

Компания «ООО Енисей-Усинск» является представителем компании «Енисей» по Западной Сибири. Поэтому «ООО Енисей-Усинск» работает в одной сбытовой системе, где в договорах с потребителями продукции предусматриваются конкретные сроки, объемы поставки и штрафные санкции за нарушение этих условий на поставку товаров Западную Сибиоь.

Равномерному выполнению операций на НПЗ способствует составление календарных планов поступления сырой нефти , в которых указываются согласованные даты поступления. Также в планах указывают частоту поступления грузов на склады готовой продукции (Нефтебазы). Составление календарных планов позволяет заблаговременно определять перечень и последовательность работ, связанных с приемкой товаров.

«ООО Енисей-Усинск» проводит подготовительные мероприятия по приемке товаров на складе (Нефтебазе), а именно:

устанавливает места разгрузки транспортных средств, максимально приближенного к помещениям для хранения;

определяет необходимого количества обслуживающего персонала и распределение работы между ними;

проводит расчет требуемого количества и видов подъемно-транспортного оборудования и подготовка их к прибытию товаров;

заблаговременно определяет места хранения номеров нефтебаков и т.п. для хранения нефтепродуктов;

подготавливает документацию, связаннаю с оформлением приемки-сдачи товаров.

Кроме того, чтобы не допускать чрезмерного скопления транспортных средств в отдельные часы и обеспечивать их своевременную разгрузку «ООО Енисей-Усинск» планирует доставку товаров на нефтебазу в течение всего рабочего дня.

Поступление товаров» и их приемку регламентируют:

Гражданский кодекс РФ;

«Положение о поставках товаров потребления»;

стандарты (ГОСТы);

уставы отдельных видов транспорта и правила перевозки опасных грузов;

договорные обязательства.

Выделяют два вида приемки товара:

. Приемка товаров по количеству, которая предусматривает:

прием ;

перекачка в резервуар;

подсчет количества;

сверка с транспортными и сопроводительными документами.

. Приемка товаров по качеству, которая предусматривает:

перемещение товаров к рабочему месту сотрудников лаборатории по контролю-качеству нефтепродуктов;

непосредственная проверка качества товаров и их соответствия условиям договора.

Процесс хранения товаров начинается после приемки и перемещения товаров в нефтехранилище. Хранение товаров является одной из важнейших операций технологического процесса на нефтебазе. Условия хранения должны предотвращать ухудшение качества товаров, обеспечивать сохранность потребительских свойств товаров. Запасы товаров, хранящихся на нефтебазе, должны обеспечивать непрерывность и ритмичность их движения в сферу потребления.

Хранение и содержание товарных запасов на нефтебазах требует значительных финансовых затрат. Денежные средства, вложенные в товары, высвобождаются при продаже товаров и расчете с покупателями. Для ускорения товарооборачиваемости и быстрейшего получения денег время хранения товаров на нефтебазе должно быть сокращено до минимума. Целесообразность пребывания товаров на нефтебазе определяется потребительским спросом на товары. Количество товаров определяется конъюнктурой рынка.

Хранение товаров на нефтебазах «ООО Енисей-Усинск» предполагает выполнение следующих операций:

организация пространства;

размещение товаров;

создание необходимых условий хранения и охраны товаров;

организация учета товаров;

движение и перемещение товаров;

обеспечение возможности использования подъемно-транспортного оборудования.

Принятые по количеству и качеству товары перекачивают в зону хранения.

При размещении товаров на хранение проводят индексацию (кодирование).

При размещении товаров, на хранение учитывают сроки хранения товаров и специфику хранимых товаров. На нефтебазе используют несколько основных способов хранения товаров:

хранение товаров по принципу однородности;

раздельное хранение товаров повышенного и пониженного потребительского опроса.


2.3 Организация ,хранение и транспортировка нефтепродуктов


Комплектация товаров и отправка их потребителям - это заключительный этап складских операций. Товары с нефтебазы могут быть отпущены:

) по железной дороге для доставки в адрес покупателя;

) с помощью транспортно-экспедиционной организации, осуществляющей завоз нефтепродуктов на АЗС;

) непосредственно покупателю для вывоза их собственными транспортными средствами.

«ООО Енисей-Усинск» в основном использует все способы отпуска товаров с нефтебаз.

К основным операциям по отпуску с нефтебазы относятся:

оформление продажи;

откачка;

перемещение товаров в зону комплектования заказа;

погрузка автотранспорта, железнодорожных вагонов.

В «ООО Енисей-Усинск» существуют два метода отборки товаров:

индивидуальный (для одного покупателя);

комплексный (для группы покупателей).

Нефтебаза является основной составной частью предприятия. Он функционирует под общим руководством коммерческого (торгового) отдела предприятия. Структура складского аппарата и численность его работников зависят от:

вида нефтебазы;

объема товарооборота;

ассортимента товаров;

объема и сложности складских операций.

Разделение труда работников нефтебаз осуществляется по основным функциям, выполняемым на нефтебазах. Функции нефтебаз:

управление;

коммерческая работа;

технологические процессы и операции с товарами;

техническое обслуживание рабочих мест и торгово-технологического оборудования;

общетехническое обслуживание здания и процессов (освещение, отопление, энергетика, охрана);

прочие работы (ремонтные, строительные).

Выполнением каждой функции занимаются определенные работники. Функциональное и пооперационное разделение труда характеризуется значительным разнообразием и требует кооперации труда.

Разделение труда предполагает разграничение деятельности работников в процессе совместного труда. На нефтебазах такое разграничение позволяет обеспечивать правильную расстановку работников в соответствии с функциями нефтебаз и квалификацией работников. Определяется потребная численность отдельных категорий работников. Устанавливается четкая ответственность каждого исполнителя за порученное дело. Разделение труда предусматривает совместное участие в одном или разных, но связанных между собой трудовых процессах. Это обеспечивает наибольшую согласованность действий отдельных работников или их групп.

Задача разделения труда - равномерная нагрузка работников в течение рабочего дня (месяца и т.д.) при нормальной напряженности труда и в соответствии с квалификацией работников.

Кооперация труда - объединение трудовой деятельности работников для осуществления всего трудового процесса. Кооперация предусматривает объединение работников в производственные бригады. Это способствует повышению работоспособности и развитию творческой инициативы работников. Члены бригады несут коллективную ответственность за результаты труда и сохранность материальных ценностей.

Рассмотрим разделение и кооперацию труда на нефтебазе по основным функциям:

. Управление:

административно-управленческий персонал;

функциональные отделы и подразделения складов оптового предприятия.

. Коммерческая работа:

заправщики;

работники.

. Технологические процессы и операции с товарами:

кладовщики;

водители подъемно-транспортных механизмов;

грузчики.


2.4 Организация дополнительных услуг


Дополнительные услуги «ООО Енисей-Усинск» не оказывает.


. Маркетинг


3.1 Особенности изучения и формирования спроса и его прогнозирование


Компании при изучении состояния спроса на свои товары и задачи маркетинга приходится решать следующим образом в зависимости от конкретного состояния на те или иные услуги компании.

. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его.

Задача маркетинга ? проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативные отношения рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.


. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему.

Задача маркетинга ? отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.


. Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг.

Задача маркетинга ? оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.


. Падающий спрос. В своей деятельности сталкивается с падением спроса на один или несколько своих товаров. В этом случае они анализируют причины падения конъюнктуры и определяют, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации.

Задача маркетинга ? обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара.


. Нерегулярный спрос. Когда сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик.

Задача маркетинга ? изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.


. Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом.

Задача маркетинга ? поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.


. Чрезмерный спрос. Иногда на некоторые товары и услуги уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Тогда компания прибегает к демаркетингу, а именно, изыскивают способы временного или постоянного снижения спроса. При общем демаркетинге стремятся сбить чрезмерный спрос, прибегая к таким мерам, как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и сокращение сервиса. При выборочном демаркетинге стремятся сократить уровень спроса на тех участках рынка, которые менее доходны или требуют меньше сервисных услуг. Цель демаркетинга ? не ликвидировать спрос, а всего лишь снизить его уровень.


Прогнозирование спроса в компании осуществляется путем анализа уже имеющейся информации (бухгалтерский баланс, рост продаж, увеличение или уменьшение количества клиентов и т. д.) этим в компании занимаются аналитики.



.2 Организация работы по обеспечению конкурентоспособности предприятия


Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование новых потребностей. С ними связаны тенденции роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.

Для того чтобы в наиболее короткие сроки с минимальными вложениями выйти на намеченные рыночные рубежи, многие компании сосредоточивают свои усилия на трех главных направлениях:

) комплексная автоматизация производственных процессов;

) совершенствование форм и методов управления, включая организацию производства и развитие технологической базы;

) развитие кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, активности и лояльности каждого работника.

Именно такая концентрация ресурсов считается наиболее перспективной для того, чтобы создать адаптивные производственные системы нового поколения.

Процесс модификации организационных структур управления, конкретных форм и методов руководства производственно-сбытовыми операциями по сути дела уже начался и развивается по ряду направлений, в числе которых можно отметить следующие:

. Осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. Для этого в рамках крупнейших компаний уже созданы или создаются полуавтономные или автономные структурные единицы (отделения), полностью отвечающие за прибыли и убытки. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. Каждое отделение полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями, включая аналогичные самостоятельные подразделения своей компании.

В относительно же небольшом центральном органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями.

. Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация деятельности. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынки новых изделий и технологий и действующих на принципах «рискового финансирования».

Широкое распространение среди крупных компаний получило создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке.

Эти предприятия могут создаваться как самостоятельные, так и по соглашению с другими компаниями, как бы на «кооперативных» началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм.

. Дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого принимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций компании среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.


3.3 Виды рекламных мероприятий


В своей деятельности «ООО Енисей-Усинск» использует все три вида рекламы.

Информативная реклама преобладает в основном на этапе ведения товара/услуги на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса.

Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса.

Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости, для того чтобы заставить потребителя вспоминать о товаре/услуге. Цель дорогих объявлений компании «ООО Енисей-Усинск» в специализированных журналах - напомнить людям о своей компании, а вовсе не в том, чтобы проинформировать или убедить их. Сродни есть так называемая подкрепляющая реклама, которая стремится уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора.

Виды и задачи рекламы «ООО Енисей-Усинск» (табл. 3.1).


Таблица 3.1

Виды и задачи рекламы

Вид рекламыЗадачи рекламыИнформативнаяРассказ рынку о новинке или о новых применениях существующего товара + Информирование рынка об изменении цены + Описание оказываемых услуг + Исправление неправильных представлений или рассеяние опасений потребителя + Формирование образа фирмыУвещевательнаяФормирование предпочтения к марке + Поощрение к переключению на вашу марку + Изменение восприятия потребителем свойств товара + Убеждение потребителя совершить покупку не откладывая + Убеждение потребителя в необходимости принять коммивояжераНапоминающаяНапоминание потребителям о том, что товар может потребоваться им в ближайшем будущем + Напоминание потребителям о том, где можно купить товар + Удержание товара в памяти потребителей в периоды межсезонья + Поддержание осведомленности о товаре на высшем уровне

«ООО Енисей Усинск» размещает рекламу в прессе (газетах и специализированных изданиях), на телевидении, наружную рекламу. Проводит мероприятия стимулирующие спрос, такие как семплинг, акции и розыгрыши и т.д.



4. Менеджмент


4.1 Изучение общих, частных и вспомогательных функций управления, применяемых на предприятии


Основные функции управления «ОО Енисей Усинск»:

) постановка задачи;

) планирование и прогнозирование;

) координация и принятие решений;

) мотивация;

) контроль.


4.2 Ознакомление с кадровым составом предприятия, организацией подбора и расстановки кадров, с особенностями работы кадровой службы, аттестацией кадров, подготовкой и повышением квалификации кадров


В «ООО Енисей Усинск» планирование трудовых ресурсов начинается со стратегического плана, который разрабатывается в результате оценки рыночных возможностей, конкурентной обстановки, политики правительства и широкого спектра других внешних факторов, которые сопоставляются с положительными и отрицательными сторонами деятельности организации. Исходя из этого формируется кадровый состав компании.

Набор персонала в «ООО Нестле Фуд» проводится по следующему плану:

характеристика работы;

квалификационные требования (к исполнению определенной работы);

реклама;

заявление о поступлении на работу;

сокращенный список;

соответствующие тесты и собеседование;

выбор кандидата.

Аттестация персонала в «ООО Енисей Усинск» проводится ежегодно, при этом на карьерный рост влияют торговые показатели каждого участника. На основе полученных данных выявляется степень соответствия сотрудника занимаемой должности.

Переподготовка кадров проводится каждые 3 года или же в зависимости от степени необходимости.


4.3 Определение вида организационной структуры управления предприятия


Организационная структура управления представляет собой функциональную организацию по дивизионному принципу.


.4 Распределение функций отдельных подразделений и работников в структуре управления, количество и состав административно-управленческих работников


Рассмотрим разделение и кооперацию труда на НПЗ по основным функциям:

. Управление:

административно-управленческий персонал;

функциональные отделы и подразделения складов оптового предприятия.

Возглавляет НПЗ директор. Он несет ответственность за сохранность материальных ценностей и состояние товарных запасов. Директор обеспечивает механизацию операций, сокращение товарных потерь, соблюдение правил техники безопасности, пожарную и сторожевую охрану.

.

. Технологические процессы и операции с товарами:

работники НПЗ

водители подъемно-транспортных механизмов;

грузчики.


4.5 Практическое применение различных методов управления


В компании «ООО Енисей Усинск» применяют следующие методы управления:

экономические (премии, надбавки, бонусы и т.д.);

организационно-распорядительные (установление планов);

социально-психологические (отпуска, походы на концерты, путевки).


.6 Ознакомление с информационно-коммуникационными, организационно-распорядительными и контрольно-учетными операциями и работами в процессе управления


В компании «ООО Енисей Усинск» вся информация поступает оперативно и используется максимально наилучшим образом благодаря круглосуточному телефону и Интернету, которое способствует принятию новых заказов а также пожеланий и претензий.


4.7 Изучение информационных потоков на предприятии


Организационные, распорядительные, справочно-распорядительные документы, а также документы по личному составу и др. документы в компании доводятся до всех сотрудников. Этот процесс осуществляется в письменном виде и направляется каждому сотруднику лично компанией. Также еженедельно проводятся собрания где доводятся самые новые сведения.

Такие действия компании позволяют своим сотрудникам иметь самую свежую информацию, что положительно сказывается на взаимоотношения внутри коллектива, вселяя уверенность и располагая к себе сотрудника.


4.8 Этапы принятия важнейших управленческих решений, система контроля за ходом их выполнения


Все важнейшие управленческие решения принимаются на основе имеющейся в распоряжении руководства информации путем соотнесения ее с планом. План нужен для того, чтобы руководство компании могло сравнить то, что фактически происходит, с тем, что должно происходить.

Основными элементами контроля являются:

) план;

) сопоставление;

) значительные отклонения;

) распределение во времени;

) принятие решений;

) стоимость.

Умение вовремя принять правильные управленческие решения характеризуют данную компанию и отличают ее от многих других компаний, находящихся на российском рынке.


4.10 Изучение производственной среды в целом и организации рабочего места руководителя предприятия или одного из подразделений


Нефтеперабатывающая компания не может существовать без НПЗ и нефтебаз. Во многом структура аппарата и численность его работников зависят от:

) вида;

) объема;

) ассортимента;

) объема и сложности операций.

Разделение труда работников осуществляется по основным функциям. К функции НПЗ и нефтебаз:

) управление;

) коммерческая работа;

) технологические процессы и операции с товарами;

) техническое обслуживание рабочих мест и технологического оборудования;

) общетехническое обслуживание здания и процессов (освещение, отопление, энергетика, охрана);

) прочие работы (ремонтные, строительные).

Выполнением каждой функции занимаются определенные работники, имеющие право заниматься этим делом.


4.11 Изучение стиля и культуры руководства


В своей работе компания придерживается принципа «цель - результат». Перед каждым сотрудником ставится определенная цель (план на конкретный период). По окончании периода руководство выносит сое заключение о работе сотрудника. Недаром у ППП бонусы приравнены к окладу. Это является большим стимулом к достижению поставленного плана.

Корпоративная культура в компании выстроена на высоком уровне. Каждый сотрудник чувствует себя частью компании и пытается произвести хорошее впечатление.

Большое значение придают таким критериям как: естественная обстановка, корпоративная литература, отношение к клиентам, история, мобильность, что говорят о компании.



.12 Изучение организационного поведения


«ООО Енисей Усинск» внимательно изучает поведение своих сотрудников оценивая их по следующим параметрам:

статус;

надежность;

чувство принадлежности;

соперник;

признание;

власть;

независимость;

достижения.

Исходя из полученных данных на основе исследования поведения сотрудников руководство компании выбирает ту или иную модель поведения с конкретным сотрудником. Вырабатывая механизмы воздействия на сотрудника (мотивируя к труду) и делегируя (поднимая планку по плану) больший объем работы или наиболее сложную работу.


Выводы и предложения


В завершении работы можно сделать следующие выводы:

. Продукция «ООО Енисей Усинск», реализуемая на рынке Западной Сибири и Урала, представлена в широком ассортименте.

. Товародвижение на предприятии происходит через трехзвенную систему.

. С 2009 г. по 2011 г. товарооборот увеличился на 17,9% и составил 13025684 руб. Время обращения товаров сегодня составляет 46,7 дней.

. На предприятии работает 361 человек. Фонд заработной платы составляет 1167750 руб. и за рассматриваемый период имеет положительную динамику. Так с 2009 г. по 2011 г. произошло увеличение фонда заработной платы на 28,1%.

. Возросла прибыль предприятия (всего за период на 23,5%). Однако, в динамике выросли и издержки предприятия: в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 28,6%, а в 2011 г. - на 28,9%.

. «ООО Енисей Усинск» использует прогрессивные технологии. Доставка товара осуществляется авто- и железнодорожным транспортом. При осуществлении транспортно-экспедиционных операций предприятие руководствуется всеми необходимыми нормативно-правовыми документами.

7. В «ООО Енисей Усинск» преобразование товарных потоков на нефтебазах происходит двумя путями.

8. В области маркетинга осуществляет следующие виды деятельности: проведение рекламной компании, изучение конъюнктуры рынка.

. В области управления предприятием используется: стимулирование персонала, повышение его квалификации, ежегодная аттестация персонала и т.д.

В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности «ООО Енисей Усинск» можно предложить следующее:

. Расширять рынок сбыта продукции.

. Повышать производительность труда работников предприятия за счет установления значительных премиальных выплат.

. Обучать работников предприятия работе с новыми видами техники .


Список использованной литературы


1.Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. Ефимовой О.В., Мельник М.В. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2009.


2.Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента. - М.: Омега-Л, 2009.


.Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. - М.: Финансы, 2008.


.Бахрамов Ю. М., Глухов В. В. Финансовый менеджмент - СПб.: Питер, 2011.


.Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. - СПб.: Питер, 2008.


.Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы. - СПб.: Питер, 2009.


.Ван Хорн Джеймс К., Вахович Джон, М., Основы финансового менеджмента, 12-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2007.


.Гаврилова А.Г. Финансовый менеджмент. - М.: Кно-Рус, 2008.


.Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Белоглазовой Г. Н. - М.: Высшее образование, 2009.


.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. 2-е изд.- М.: Дело и сервис.- 2004.- 336 с.


.Казакова Н.А. Предпосылки становления новой экономической специальности - аналитика.- Экономический анализ: теория и практика.- 2008.- №7.


.Карасева И.М., Ревякина М.А. Финансовый менеджмент: уч. пособие/ под ред. Ю.П. Анискина.- М.: Омега-Л, 2009.


13.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2008.


14.Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. - М.: Финансы и статистика, 2010.


.Колб Р.В., Родригес Р. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: Издательство «Финпресс», 2006.


.Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.


.Радионов Р.А. Финансовый менеджмент. Нормирование и управление оборотными средствами предприятия. - М.: Компания «Спутник +», 2010.


18.Рогова Е. М., Ткаченко Е. А., Соболев Ревенко П. Финансовая бухгалтения/ П. Ревенко, Б. Вольфман, Т. Киселева - М.:ИНФРА-М, 2009.


.Скамай Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятий / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина.- М.: ИНФРА-М, 2009.


24.Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Теория и практика. 2-е изд. - М.: Проспект, 2010.


25.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: Новое знание, 2006.


.Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. Издание 3. - М.: КНОРУС, 2011.


.Финансовый менеджмент / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2007.


.Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. д. э. н. проф. А. М. Ковалевой. - М.: ИНФРА - М, 2009.


.Финансы. Учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, 2010.


30.Финансовый менеджмент: Учебное пособие. / Под ред. проф. Е.И. Шохина.- М.:ИД ФБК-Пресс,2009.


.Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2010.


.Финансы предприятий: Учебник /Под ред. проф. П.Н. Шуляка. -М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2010.


.Черевко А.С. Эффективность работы предприятия: Монография / А. С.Черевко, С.Е. Евдошенко. - Челябинск, 2008.


.Черевко А.С. Финансово-экономическая эффективность предприятия: оценка, диагностика: Сборник индивидуальных заданий / УрСЭИ АтиСО.- Челябинск, 2009.


.Черевко А.С. Оценка и диагностика финансового состояния предприятия: методика и критерии принятия управленческих решений: Учебно-наглядное пособие в помощь дипломнику / А.С. Черевко, О.В. Овчинникова, Е.В. Стокоз, А.В. Черепанов; УрСЭИ АтиСО - Челябинск, 2010.



Приложение 1


ДНЕВНИК

Производственно-профессиональной и преддипломной практики студента специальности

Студент:______________________________________________________

С по 2012 г.


ДатаСодержание работыЗамечания руководителя и подписьИзучение экономической характеристики места расположения объекта практикиИзучение товарооборота и его структурыАнализ трудовых показателей предприятияИзучение и анализ издержек производства и обращения «ООО Енисей Усинск»Анализ доходов предприятияИзучение организационно-технологической деятельности предприятияИзучение маркетинговой деятельности предприятияИзучение управленческой деятельности предприятияСоставление отчета по практике


Приложение 2


Отзыв-характеристика на работу студента

ФИО с 2012 . по 2010г. проходила практику в «ООО Енисей-Усинск» под руководством ФИО.

За время прохождения практики студентка проявила себя как грамотный, ответственный работник. Она с интересом выполняла порученную ей работу, проявляла инициативу в решении возникающих проблем.

В ходе практики ФИО была изучена хозяйственная деятельность предприятия, управленческая и маркетинговая работа. Ею были изучены: товарооборот и доходы предприятия; издержки обращения; трудовые показатели; организационно-технологическая деятельность предприятия; маркетинговые и управленческие аспекты деятельности «ООО Енисей Усинск».

ФИО за время работы продемонстрировала глубокий уровень теоретической и практической подготовки в области управления и экономики.

В результате изученного материала студентка самостоятельно разработала направления развития предприятия по расширению рынка сбыта, повышению производительности труда и т. д. Предложенные рекомендации вполне применимы в деятельности «ООО Енисей Усинск» и будут способствовать росту эффективности работы предприятия.

Рекомендуемая оценка «отлично».

Должность ФИО


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.