Отчет по практике


Развитие произвольного внимания у дошкольников в процессе игровой деятельности

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра общей и профессиональной педагогики








ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Выполнил: Лазутина К.О.,

гр. ПО-501

Руководитель практики: к.п.н., доцент Курносова С. А.








Челябинск 2012

Содержание


Введение

Организация опытно - экспериментальной работы

Анализ и интерпретация опытно - экспериментальной работы

Заключение

Приложение

Литература


Введение


Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. Объектом внимания может быть все, что угодно, - предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов.

Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Действительно, проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде. Поэтому во многих учебниках психологии внимание и трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция. Однако сегодня оно все чаще начинает рассматриваться учеными едва ли не как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности. «Наличие у человека высших форм внимания, - пишет С.Л. Рубинштейн, - в конечном счете, означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших своих формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания».

Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, сегодня вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько либо долго удерживать внимание при решении учебных задач.

Дети чаще всего страдают от рассеянности, низкой устойчивости, малого объема, недостаточного развития своего внимания, что приводит к их дезадаптации, влияет на выполнение учебной и трудовой деятельности. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению, это главное условие осуществления познавательной деятельности. Именно поэтому вопросы развития внимания относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Таким образом, практическая значимость проблемы развития произвольного внимания дошкольников обусловили актуальность выбранной темы, определили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Тема работы «Развитие произвольного внимания у дошкольников в процессе игровой деятельности»

Объект исследования - произвольное внимание у дошкольников Предмет исследования - игровая деятельность как средство развития произвольного внимания у дошкольников

Цель - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс игровых упражнений как средство развития произвольного внимания дошкольников

Задачи производственной практики:

1)Выявить актуальный уровень проблемы произвольного внимания;


2)Разработать диагностический инструментарий по проблеме произвольного внимания;


)Провести констатирующий этап опытно-экспериментальной работы.


Методы исследования:

·Эксперимент


·Анализ результатов экспериментальной работы


·Метод математической статистики.


Методики исследования:

.Методика «Диагностика распределения и переключения внимания»


.Методика «дорисуй домики и листочки» (корректурная проба)


.Методика «Продуктивность внимания»


База исследования: Исследование проводилось на базе МБДОУ №360 г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 18 детей в возрасте 5-6 лет. Мы разделили их на контрольную и экспериментальную группы.


Организация опытно-экспериментальной работы


Критерий (др.-греч. ????????? - способность различения, средство суждения, мерило) - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.



КритерийПоказателиМетодика выявленияПереключение вниманияВысокий; Средний; Низкий.Методика «Диагностика распределения и переключения внимания»Концентрация и распределение вниманияВысокий; Средний; Низкий.Методика «Дорисуй домики и листочки» (корректурная проба)Устойчивость и продуктивность вниманияОчень высокий; Высокий; Средний; Низкий; Очень низкий.Методика «Продуктивность внимания»Таблица 1- Основания для выбора критериев



В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе была проведена диагностика произвольного внимания по методике «Диагностика распределения и переключения внимания». Результаты диагностики представлены в таблице 2 и на рис. 1.


ГруппаУровень переключения вниманияНизкийСреднийВысокийКонтрольная группа56%22%22%Экспериментальная группа78 %11 %11 %Таблица 2- Результаты диагностики уровня переключения внимания по методике «Диагностика распределения и переключения внимания» на констатирующем этапе эксперимента






В контрольной группе: высокий уровень переключения внимания показали 22% (2 чел.) и низкий уровень отмечен у 56% (5чел).

В экспериментальной группе: высокий уровень переключения внимания показали 11% (2 чел.), и низкие показатели у 78% (7 чел.).

Далее была проведена диагностика концентрации и распределения внимания по методике «Дорисуй домики и листочки». Результаты диагностики представлены в таблице 3 и на рис. 2.


ГруппаКонцентрация вниманияВысокийСреднийНизкийКонтрольная45%33%22%Экспериментальная78%22%0%ГруппаРаспределение вниманияВысокийСреднийНизкийКонтрольная78%22%-Экспериментальная45%33%22%Таблица 3 - Результаты диагностики концентрации и распределения внимания по методике «Дорисуй домики и листочки» (корректурная проба) на констатирующем этапе эксперимента.





Рис.2 - Результаты диагностики концентрации внимания по методике «Дорисуй домики и листочки» (корректурная проба) на констатирующем этапе эксперимента




Рис.3 - Результаты диагностики распределения внимания по методике «Дорисуй домики и листочки» (корректурная проба) на констатирующем этапе эксперимента


В контрольной группе: высокий уровень концентрации внимания показали 45%, а высокий уровень распределения внимания 78% детей группы, низкий уровень концентрации внимания отмечен у 22% и низкий уровень распределения внимания у детей не выявлен.

В экспериментальной группе: высокий уровень концентрации внимания показали 78% детей группы, высокий уровень распределения внимания отмечен у 45% детей и низкие показатели распределения внимания показали 22%, а низкий уровень концентрации внимания не выявлен.

Далее была проведена диагностика по Методике «Продуктивность внимания». Результаты диагностики представлены в таблице 4.


УровеньКонтрольнаяЭкспериментальнаяОчень высокий0%0%Высокий11%11%Средний35%22%Низкий11%56%Очень низкий44%11%Таблица 4 - Результаты диагностики устойчивости и продуктивности внимания по методике «Продуктивность внимания»





Рис. 4 - Результаты диагностики уровня устойчивости и продуктивности внимания по методике «Продуктивность внимания»


Как в контрольной, так и в экспериментальной группе очень высокий показатель выявлен не был, высокий показатель в обоих группах диагностирован у 11% детей, низкий уровень в контрольной группе показали 11%, а в экспериментальной 56% учащихся и очень низкие показатели выявлены в контрольной группе у 44% , а в экспериментальной у 11% дошкольников.


Анализ и интерпретация опытно-экспериментальной работы.


Формирующий эксперимент - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Он позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, но через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко применяется в отечественной психологии (с конца 30-х гг.) при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием особенно эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Программа формирующего эксперимента:

Занятие 1.

·Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания:


. Игры на поиск отличий

. Задания на поиск предмета по его тени

. Задания на нахождение у изображенной группы предметов общего признака

Занятие 2.

·Упражнения на развитие избирательности внимания: упражнения на нахождение и выделение разных классов предметов


Занятие 3.

·Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания:


. Упражнение «Угадайка»

Занятие 4.

·Упражнения на повышение уровня распределения внимания


Занятие 5.

·Упражнения, направленные на формирование устойчивости внимания



Заключение

психический внимание концентрация продуктивность

Опытно - экспериментальная работа проводилась поэтапно.

На первом этапе организации опытно-экспериментальной работы произошло знакомство с детьми подготовительной группы МБДОУ № 360. Была проведена беседа с педагогом - психологом данного заведения. После этого была составлена психолого-педагогическая характеристика группы.

На втором этапе проводилась диагностика обеих групп с помощью следующих методик: Методика «Диагностика распределения и переключения внимания», методика «дорисуй домики и листочки» (корректурная проба) и методика «Продуктивность внимания».

На третьем этапе была произведена интерпретация результатов диагностики, которые были обобщены и занесены в таблицы. С помощью математической статистики было выявлено, что статистически значимых различий между контрольной и экспериментальной группами нет.


Приложение 1


Методика «Диагностика распределения и переключения внимания»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки распределения и переключения внимания ребенка 5-6 лет. Перед началом выполнения задания ребенку показывают стимульный материал и объясняют как с ним работать.

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок. Ты знаешь, как называются эти фигуры? Художник спрятал их в своем рисунке, а тебе нужно найти и проставить в них указанные знаки, представленные в образце. Фигуры могут быть большими и маленькими, могут по-разному располагаться на рисунке.

Ты можешь работать, как тебе захочется, главное - будь очень внимательным. И еще одно: работать нужно быстро, так как я буду следить за стрелкой часов, и когда оно закончится, я скажу «стоп» и ты должен будешь остановиться, договорились? Ты все понял? Начали!»

На выполнение задания отводится 5 минут. Исследователь по окончании фиксирует результаты в бланк ответов.

Оценка результатов: Показатель распределения и переключения внимания определяется по формуле:

=C-n/t,


Где S - показатель распределения и переключения внимания;

t - затраченное на выполнение задания время;

C - количество отмеченных элементов в бланке со стимулом;

n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками являются пропущенные фигуры или неправильно поставленные знаки.




Стимульный материал


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.