Брянский государственный университет имени акад. И.Г. Петровского
Социально-экономический институт
Финансово-экономический факультет
Кафедра «Финансы и кредит»
ОТЧЕТ
по преддипломной практике (на примере ООО «Продукты»)
Брянск 2013 г.
ВВЕДЕНИЕ
Целью практики является: практическое закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных в процессе освоения основной образовательной программы по специальности.
Задачи работы тесно связаны с поставленной целью:
Применение теоретических знаний и практических умений для анализа финансовых процессов, протекающих на объекте прохождения практики;
Освоение элементов профессиональной деятельности.
Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Продукты».
Провести оценку деятельности предприятия и анализ формирования финансовых результатов.
Определить направления оптимизации финансовых результатов и эффективности их использования на предприятии.
Объектом изучения является ООО «Продукты», занимающихся производством товаров народного потребления, организацией и осуществлением оптовой и розничной торговли.
Предметом послужило формирование комплекса знаний, умений и навыков, полученных в процессе освоения программы по специальности.
При написании данной работы использовались учредительные документы, бухгалтерская отчетность организации за анализируемый период.
Методологической базой работы являются: экономико-статистический метод, абстрактно-логический метод, расчетно-конструктивный метод, экономико-статистический метод и метод сравнения.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ПРОДУКТЫ»
Общество с ограниченной ответственностью «Продукты» , именуемое в дальнейшем «Общество», создано и действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998 года, Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзах) в РФ» №3081 от 19.06.1992 года и др. действующим законодательствам.
Место нахождения «Общества»: 242220, Брянская область, г. Трубчевск, ул. Уритского, дом 32. Место нахождения «Общества» определяется местом его государственной регистрации и нахождения исполнительного органа «Общества».
«Общество» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Срок деятельности общества неограничен.
Организационно-правовая форма «Общества» - общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности - частная.
Единственным участником (учредителем) «Общества» является Трубчевское районное потребительское общество (Трубчевское РайПО). Устав зарегистрирован администрацией Трубчевского района №166 от 06.04.1995 года, основной государственный регистрационный номер 1023202937801.
«Общество» имеет самостоятельный баланс, расчетные и др. счета в банках.
«Общество» является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Участники имеют предусмотренные законом и учредительными документами «Общества» обязательные права по отношению к «Обществу».
Участники не отвечают по обязательствам «Общества» и несут риск убытков, связанных с деятельностью «Общества», в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Целями деятельности «Общества» являются расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли.
Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Организация осуществляет оптовую, розничную торговлю, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков. Осуществляется производство и реализация продукции научного, промышленного, культурно-оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров.
Виды деятельности, для выполнения которых требуется отдельная лицензия, могут выполняться только после ее получения в установленном законодательством порядке.
Рассмотрим основные показатели деятельности ООО «Продукты» (Таблица 1). Информационной основой для проведения анализа послужили данные годовой бухгалтерской отчетности за 2010 - 2012гг. (Приложения 1-3).
Таблица 1 - Основные показатели деятельности ООО «Продукты» за 2010-2012 гг.
Показатели балансаСумма, тыс.руб.Темп прироста, %2010 г.2011 г.2012 г.2011 г к 2010 г.2012 г к 2011 г. руб. в %руб.в %Стоимость имущества (активы), руб.924874610573280159147801324534114,35341500150,52Стоимость основных средств, руб.150852016869923816284178472111,82129292226,22Выручка от продаж, руб.232055156769648986360783444909742,9 раза186642941,3 разаВаловая прибыль, руб.6502527161356252091328096330982484777655129,61Прибыль от продаж, руб.8655148507952305096-1471998,31454301270,93Прибыль до налогооблажения, руб.8185327960771999486-2245597,31203409251,17Чистая прибыль, тыс.руб.6591222230981247862-43602433,81024764559,33Фондоотдача, руб.15,440,122,6324,72,6 раза-17,470,6 разаФондоемкость,руб.0,060,020,04-0,0433,30,02220,95Среднегодовая численность работников, чел.585350-591,4-394,34Уровень средней заработной платы в месяц, руб. 6310761378571303120,6244103,21Фондовооруженность, руб./чел.2600931830763265821122,444495,7239,79Материалоемкость0,080,080,08000100,00Рентабельность продаж, %3,731,262,67-2,4733,71,41212,38
Из приведенных расчетов следует:
В 2011 году по сравнению с 2010 годом фондоотдача увеличилась в 2,6 раз, фондоемкость уменьшилась на 66,7 %, фондоворуженность увеличилась на 22,4%, материалоемкость не изменилась, рентабельность продаж уменьшилась на 66,3%. Изменение этих показателей произошло под влиянием следующих факторов: увеличения выручки от продаж в 2,9 раза, увеличения стоимости основных средств на 11,8 %, уменьшения чистой прибыли на 66,2 %.
В 2012 году по сравнению с 2011 годом фондоотдача уменьшилась в 0,6 раза, фондоемкость увеличилась на 20,95%, фондоворуженность увеличилась на 39,79%, материалоемкость осталась без изменений, рентабельность продаж увеличилась на 12,38%. Изменение этих показателей произошло под влиянием следующих факторов: увеличения выручки от продаж в 1,3 раза, увеличения стоимости основных средств на 26,22%, увеличения чистой прибыли на 59,33%.
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
Анализ уровня и динамики прибыли за 2010 - 2012гг. представлен в Таблице 2.
В 2011 г. по сравнению с 2010 гг. предприятие получило больше валовой прибыли на 9 633 098 руб. Это произошло в связи с тем, что выручка увеличилась на 44 490 974 руб., хотя было увеличение себестоимости на 34 857 876 руб. Прибыль от реализации уменьшилась на 14 719 руб. на фоне значительного увеличения себестоимости. Прочие расходы возрастают на 234 424 руб., на этом фоне происходит уменьшение прибыли до налогообложения на 22 455 руб. В итоге чистая прибыль сократилась на 436 024 руб. Такому значительному сокращению чистой прибыли также способствовало значительное увеличение прочих платежей, открытие нового кафе «Закусочная» и киоска «Лаванда».
Проведя анализ состава и динамики прибыли в 2011 - 2012 гг. можно сделать вывод:
В 2012 г. по сравнению с 2011 гг. предприятие получило больше валовой прибыли на 4 777 655 руб. Это обуславливается тем, что выручка от реализации увеличилась на 27,57% или на 18 664 294 руб., хотя было также увеличение себестоимости на 13 886 639 руб. или на 26,93%. В связи с увеличением себестоимости прибыль от реализации увеличилась на 70,93%. Прибыль до налогообложения увеличилась на 51,17% за счет увеличения прочих доходов. Чистая прибыль соответственно увеличилась на 59,33 % по сравнению с прошлым годом, несмотря на увеличение прочих расходов и платежей.
Таблица 2 - Анализ уровня и динамики прибыли за 2010 - 2012гг.
Показатели 2010год, руб.2011 год, руб.2012 год, руб.Отклонение2011 г. к 2010 г.2012 г. к 2011 г.тыс. руб.в %тыс. руб.в %Выручка от реализации2320551567696489863607834449097429218664294127,57Себестоимость реализованной продукции16702988515608646544750334857876308,713886639126,93Валовая прибыль6502527161356252091328096330982484777655129,61Коммерческие расходы5637013152848301860818496478172713323354121,74Прибыль от реализации8655148507952305096-1471998,31454301270,93Прочие доходы233234164214438403930981785,527419106,58Прочие расходы27945262369451144234424938,9188775171,95Прибыль (убыток) до налогообложения8185327960771999486-2245597,31203409251,17Прочее 159410572979751624413569359,4178645131,18Чистая прибыль (убыток)6591222230981247862-43602433,851024764559,33Таблица 3 - Исходные данные для анализа прибыли от реализации
Вид продукцииКоличество продукции (Q), ед.Цена (р), руб.Себестоимость (С), руб.Прибыль с единицы продукции (П), руб.Прибыль на весь объем, руб.2010 г.2011 г.2012 г.2010 г.2011 г.2012 г.2010 г.2011 г.2012 г.2010 г.2011 г.2012 г.2010 г.2011 г.2012 г.Сахар39603600385034,5039,8042,6031,4036,2038,503,103,604,1122761296015785Окорочка19781799164867,807376,5061,7063,5064,506,109,501212065,8017090,5019776Масло подсолнечное79272073061,607277,6056,0661,3365,405,5410,6712,24387,707682,408906Итого673061196228163,90184,80196,70149,16161,03168,4014,7423,7728,328729,5037732,9044467
Таблица 4 - Расчет влияния цены и себестоимости на прибыль с единицы продукции
Вид продукциир, руб.?р, руб.С, руб.?С, руб.П, руб.?П, руб.Изменение2011 г. к 2010 г.2012 г. к 2011 г.2010 г.2011 г.2012 г.2011 г. к 2010 г.2012 г. к 2011 г.2010 г.2011 г.2012 г.2011 г. к 2010 г.2012 г. к 2011 г.2010 г.2011 г.2012 г.2011 г. к 2010 г.2012 г. к 2011 г.РСРССахар34,5039,8042,65,302,831,4036,2038,504,802,33,103,604,10,500,5+5,30-4,80+2,8-2,3Окорочка67,807376,505,203,561,7063,5064,501,8016,109,50123,402,5+5,20-1,80+3,5-1Масло подсолнечное61,607277,6010,405,656,0661,3365,405,274,075,5410,6712,25,131,53+10,40-5,27+5,6-4,07Итого163,90184,80196,7020,9011,90149,16161,03168,4011,877,3714,7423,7728,39,034,53+20,90-11,87+11,90-7,37Проведя анализ влияния цены и себестоимости на прибыль с единицы продукции за 2010 - 2012 гг. можно сделать вывод:
В 2011 г. по сравнению с 2010 г. прибыль от реализации единицы продукции увеличилась на 9,03 руб. по всем видам продукции в связи с тем, что было увеличение цены на 20,90 руб., несмотря на увеличение себестоимости на 11,87 руб. Положительное влияние на прибыль оказал опережающий рост цен по сравнению с ростом себестоимости продукции.
В 2012 г. по сравнению с 2011 г. прибыль от реализации единицы продукции увеличилась на 4,53 руб. по всем видам продукции в связи с тем, что было увеличение цены на 11,90 руб., несмотря на увеличение себестоимости на 7,37 руб. Положительное влияние на прибыль оказал опережающий рост цен по сравнению с ростом себестоимости продукции, обусловленный опережающим ростом цен на готовую продукцию по сравнению с ростом цен на ресурсы.
В Таблице 5 предоставлены данные для расчета влияния структурных сдвигов на изменение среднего уровня цены, себестоимости и прибыли.
Изменение среднего уровня цен, себестоимости и прибыли под влиянием структурных сдвигов в 2010 - 2011 гг.:
руб.;
руб.;
руб.
Таблица 5 - Данные для расчета влияния структурных сдвигов на изменение среднего уровня цены, себестоимости и прибыли
Вид продукцииУдельный вес продукции (Di) , %?Diр, руб., руб.С, руб.?С, руб.П, руб.?П, руб.2010 г.2011 г.2012 г.2011 г. к 2010 г.2012 г. к 2011 г.2010 г.2011 г.2012 г.2011 г. к 2010 г.2012 г. к 2011 г.2010 г.2011 г.2012 г.2011 г. к 2010 г.2012 г. к 2011 г.2010 г.2011 г.2012 г.2011 г. к 2010 г.2012 г. к 2011 г.Сахар6263641134,539,842,65,32,831,436,238,54,82,33,13,64,10,50,5Окорочка282726-1-167,87376,55,23,561,763,564,51,816,19,5123,42,5Масло подсолнечное1010100061,67277,610,45,656,0661,3365,45,274,075,5410,6712,25,131,53Итого10010010000163,9184,8196,720,911,9149,16161,03168,411,877,3714,7423,7728,39,034,53Влияние структурных сдвигов на изменение среднего уровня цен и себестоимости в 2010 - 2011 гг.:
руб.
руб.
руб.
Изменение прибыли на единицу продукции равно алгебраической сумме влияния среднего уровня цен и себестоимости, скорректированных на фактическую структуру реализации:
руб.
Таким образом, на изменение прибыли на единицу продукции оказали влияние следующие факторы:
структурные сдвиги реализации: +0,09 руб.;
уровень цен по видам продукции: +5,78 руб.;
себестоимость единицы продукции по видам изделий: +4,04 руб.
Итого: 9,91 руб.
Увеличение прибыли с единицы реализованной продукции на 9,03 руб. обусловлено повышением себестоимости выпускаемой продукции на 11,87 руб.
Изменение среднего уровня цен, себестоимости и прибыли под влиянием структурных сдвигов в 2011 - 2012 гг.:
руб.;
руб.;
руб.
Влияние структурных сдвигов на изменение среднего уровня цен и себестоимости в 2011 - 2012 гг.:
руб.
руб.
руб.
Изменение прибыли на единицу продукции равно алгебраической сумме влияния среднего уровня цен и себестоимости, скорректированных на фактическую структуру реализации:
руб.
Таким образом, на изменение прибыли на единицу продукции оказали влияние следующие факторы:
структурные сдвиги реализации: +0,13 руб.;
уровень цен по видам продукции: +3,26 руб.;
себестоимость единицы продукции по видам изделий: +2,14 руб.
Итого: 5,53 руб.
Увеличение прибыли с единицы реализованной продукции на 4,53 руб. обусловлено повышением себестоимости выпускаемой продукции на 7,37 руб.
Таблица 6 - Совокупное влияние факторов на прибыль в 2010-2011 гг.
ФакторРазмер влияния, руб.РасчетКоличество реализованной продукции Q-14523,47(6119-6730)*23,77Структура реализованной продукции+550,71+0,09*6119Средний уровень цен+35367,825,78*6119Себестоимость+24720,764,04*6119Итого+46115,82-
Проведя анализ совокупного влияния факторов на прибыль за 2010 - 2011 гг. (Таблица 6) можно сделать следующий вывод:
Уменьшение физического объема реализации оказывает отрицательное влияние на величину прибыли в размере 14523,47 руб., в результате увеличения средней цены реализации совокупное влияние объема реализованной продукции положительно и составляет 20844,35 руб. (35367,82-14523,47). Проведя анализ совокупного влияния факторов на прибыль за 2011 - 2012 гг. (Таблица 7) можно сделать следующий вывод:
Увеличение физического объема реализации оказывает положительное влияние на величину прибыли в размере 3084,7 руб., в результате увеличения средней цены реализации совокупное влияние объема реализованной продукции положительно и составляет 17218,58 руб. (20303,28-3084,7).
Таблица 7 - Совокупное влияние факторов на прибыль в 2011 - 2012 гг.
ФакторРазмер влияния, руб.РасчетКоличество реализованной продукции Q3084,7(6228-6119)*28,3Структура реализованной продукции809,64+0,13*6228Средний уровень цен20303,283,26*6228Себестоимость13327,922,14*6228Итого37525,54-
Таблица 8 - Расчетные данные к таблице 9 « Результаты факторного анализа прибыли от реализации»
ПоказательРасчетРезультат, руб.Выручка за 2010 г.163,90*67301103047Выручка за 2011 г.184,80*61191130791,2Выручка за 2012 г.196,70*62281225047,6Полная себестоимость за 2010 г.149,16*67301003846,8Полная себестоимость за 2011 г.161,03*6119985342,57Полная себестоимость за 2012 г.168,40*62281048795,2Прибыль от реализации за 2010 г.1103047-1003846,899200,2Прибыль от реализации за 2011 г.1130791,2-985342,57145448,6Прибыль от реализации за 2012 г.1225047,6-1048795,2176252,4
Таблица 9 - Результаты факторного анализа прибыли от реализации
Показатель2010 г.2011 г.2012 г.Отклонение (+;-)2011 г. к 2010 г.2012 г. к 2011 г.Выручка от реализации N11030471130791,21225047,627744,294256,4Полная себестоимость С1003846,8985342,571048795,2-18504,263452,63Прибыль от реализации П99200,2145448,6176252,446248,430803,8
Проведя факторный анализ прибыли от реализации за 2010 - 2012 гг. можно сделать следующие выводы:
В 2011 г. по сравнению с 2010 г. прибыль от реализации увеличилась на 46248,4 руб. за счет увеличения выручки на 27744,2 руб. и уменьшения себестоимости на 18504,2 руб.
В 2012 г. по сравнению с 2011 г. прибыль от реализации увеличилась на 30803,8 руб. за счет увеличения выручки на94256,4 руб., несмотря на увеличение себестоимости на 63452,63 руб. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.
Таблица 10 - Показатели рентабельности предприятия в 2010-2012 гг., руб.
Показатель2010201120122011 к 20102012 к 20111. Выручка от реализации продукции23205515676964898636078344490974186642942. Себестоимость реализованной продукции16702988515608646544750334857876138866393. Прибыль от реализации8655148507952305096-1471914543014. Чистая прибыль6591222230981247862-43602410247645. Средняя стоимость основных фондов1649460168699246628793753229758876. Средняя стоимость оборотных фондов7599286888628811251901128700223656137. Рентабельность основных фондов (стр.4:стр.5*100),%4013,226,8-26,813,68. Рентабельность оборотных фондов (стр.4:стр.6*100),%8,72,511,1-6,28,69. Рентабельность продукции (стр.4:стр.2*100),%40,51,9-3,51,410. Рентабельность чистой прибыли (стр.4:стр.1)*100,%2,80,31,4-2,51,111. Рентабельность продаж, %3,731,262,67-2,471,41
Проведя анализ показателей рентабельности можно сказать что:
В 2011 году все показатели сократились в связи с резким уменьшением чистой прибыли на 436024 руб.
В 2012 году все показатели увеличились за счет повышения стоимости основных фондов на 2975887 руб. при увеличении чистой прибыли на 1024764 руб., что повлекло за собой увеличение рентабельности основных фондов на 13,6 %. Рентабельность оборотных фондов повысилась на 8,6 % в связи с резким увеличением прибыли, на что даже не повлияло увеличение оборотных фондов на 2365613 руб. Рентабельность продукции повысилась на 1,4 % из-за увеличения прибыли, на данный результат повышение себестоимости на 13886639 руб. не повлияло. Рентабельность чистой прибыли увеличилась на 1,1 % в связи с увеличением чистой прибыли на фоне увеличения выручки на 18664294 руб.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ООО «ПРОДУКТЫ»
рентабельность предприятие финансовый результат
В условиях рыночной экономики каждый хозяйствующий субъект, стремится занять устойчивое положение на рынке. Для исправления сложившейся ситуации на предприятии и для более эффективной работы в дальнейшем, руководству предприятия следует принять меры по наращиванию собственного капитала, это приведет к получению минимальной прибыли, т.к. прибыль создаст базу для самофинансирования, будет являться источником погашения обязательств предприятия перед банком и другими кредиторами, что позволит уменьшить краткосрочные обязательства.
На изменение прибыли повлияли следующие факторы: себестоимость, разновидность оказываемых услуг, объем реализации, цена.
Для повышения эффективности производства предприятию очень важно, чтобы была четко отработанная налоговая политика, а налоги должны быть четкими и стабильными. Именно стабильность приведет к увеличению прибыли (дохода) предприятия. Следовательно, необходимо совершенствование налоговой политики.
Таким образом, для увеличения положительного результата на предприятии предлагается разработать следующие мероприятия:
. Основными источниками увеличение суммы прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, за счет экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта.
. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.
. Проведение культурно - массовых мероприятий, организация банкетных залов, дней рождений, свадеб - с целью привлечения большого количества посетителей.
. Улучшать качество оказываемых услуг, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятия заказчиками услуг.
. Осуществить ряд необходимых мероприятий по модернизации производства, а именно приобретение нового оборудования.
. Так же не последнюю роль занимает увеличение объема выполняемых услуг за счет более полного использования производственных мощностей предприятия.
. Финансово-экономическим службам организации необходимо продолжить работу по анализу и инвентаризации расчетов с дебиторами. Период нахождения средств в расчетах можно сократить при предоставлении покупателям авансов. Можно также установить определенные условия кредитования дебиторов.
Следует отметить, что одним из условий эффективности работы предприятия, то есть повышения ее рентабельности является расширение рынка сбыта продукции, осуществляемое, если это удается, за счет снижения цены товара при сохранении или даже повышении качества. Во всяком случае, в условиях конкуренции предприятие не стремится повышать цены на свою продукцию. При относительной неизменности цен на потребляемые ресурсы роль цены в увеличении доходности невелика.