Отчет по практике


Государственный сберегательный банк Республики Таджикистан "Амонатбонк"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

РОССИЙСКО - ТАДЖИКСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»







ОТЧЕТ

О учебно - ознакомительной практике



Выполнила

студентка 2-го курса группы «Г»

очной формы обучений

по специальности «Экономика»

Ходжиакбарова Т.Р.

Руководитель практики

Маматкулов А.А.






Душанбе-2012г.


ВВЕДЕНИЕ


Учебная практика является важнейшей частью учебного процесса. Основной целью учебно-ознакомительной практики является сбор и аналитическая обработка материала, систематизация и закрепление знаний полученных в период обучения, а так же сбор данных необходимых для написания курсовой работы.

Для прохождения учебно-ознакомительной практики я выбрала ГСБ РТ «Амонатбонк», потому что он является успешным банком нашей страны, работает в сфере банковских услуг много лет. По моему мнению, ГСБ РТ «Амонатбонк» является лучшим местом для прохождения практики по специальности «бухгалтерский учет» так как там работают хорошие и квалифицированные специалисты, которые смогут помочь в обучение и понимание данной профессии.

Задачами учебной практики являются:

сбор данных о создании и развитии данной фирмы;

выявление основных видов деятельности банка;

ознакомление с организационной структурой и функциями управления на уровне банка;

изучение стиля руководства организацией;

рассмотреть перспективы дальнейшего развития банка;

подбор необходимых материалов для написания отчета о прохождении практики.

Целью прохождения практики являлось закрепление полученных теоретических знаний по всем дисциплинам, ознакомление с экономическими и финансовыми аспектами филиала № 7 «Амонатбонк» р. Шохмансур.



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ


В марте 1885 года в городе Худжанд начала свою деятельность первая на территории сегодняшнего Таджикистана ссудно-сберегательная касса. В декабре 1925 года - открылась первая Гострудсберскасса №1341 при Наркомфине ТАССР, а в 1926 году при почтово-телеграфной канторе - еще 4 кассы.

В 1927-28 годах сберегательные кассы появились во многих регионах республики, вкладчиками сберкасс числилось примерно 10-11% от общего числа жителей. В последующие годы наблюдался заметный рост числа вкладчиков и вкладов в сберкассы. Только за год и 10 месяцев 1957 года количество сберкасс по сравнению с 1954 годом увеличилось на 21 сберкассу, в республике их стало 340.

В октябре 1987 года Гострудсберскассы Таджикистана получили название : Таджикский Республиканский банк Сберегательного банка СССР. В январе 1992 года- на базе Таджикского Республиканского Сберегательного банка СССР был образован Сберегательный банк Республики Таджикистан.

В ноябре 1998 года Сберегательному банку Республики Таджикистан присвоен статус государственного банка и теперь он называется -Государственный сберегательный банк Республики Таджикистан «Амонатбонк».

Единственным учредителем банка является Правительство Республики Таджикистан в лице Министерства финансов Республики Таджикистан.

Сегодня, ГСБ РТ «Амонатбонк» имеет разветвленную сеть филиалов, расположенную на всей территории Республики Таджикистан. В состав банка входят 5 областных, 70 городских и районных отделений, а также 506 агентств и 142 пункта денежных переводов.

На сегодняшний день Банк обслуживает 5535 бюджетных организаций, 6385 внебюджетных организаций, 572 051 пенсионеров и 239 499 вкладчиков.

Банк стал участником Сообщества Всемирных Межбанковских Финансовых Телекоммуникаций и подключился к сети SWIFT. На Генеральной Ассамблее Всемирного Института Сберегательных Банков, проходившей в 2004 году в Брюсселе, «Амонатбонк» стал членом Всемирного Института Сберегательных Банков.

Место нахождения ГСБ РТ «Амонатбонк»:

Республика Таджикистан, город Душанбе, улица Лохути-24

Место нахождение филиалов:

Филиал №02 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Душанбе

Филиал №03 ГСБ РТ "Амонатбонк" в 91 микрорайоне г. Душанбе

Филиал №04 ГСБ РТ "Амонатбонк" в р-не Сино г. Душанбе

Филиал №05 ГСБ РТ "Амонатбонк" в р-не Исмоили Сомони г. Душанбе

Филиал №06 ГСБ РТ "Амонатбонк" в р-не Фирдавси г. Душанбе

Филиал № 07 ГСБ РТ "Амонатбонк" в р-не Шохмансур г. Душанбе

Филиал №77 ГСБ РТ "Амонатбонк" в р-не Исмоили Сомони г. Душанбе

Филиал №08 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Нурек

Филиал №10 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Гиссар

Филиал №13 ГСБ РТ "Амонатбонк" в р-не Рудаки

Филиал №14 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Вахдат

Филиал №15 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Турсунзода

Филиал №16 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Файзабад

Филиал №17 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Яван

Филиал №18 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Шахринав

Филиал №19 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Рогун

Филиал №20 ГСБ РТ "Амонатбонк" в р-не Тоджикобод

Филиал №21 ГСБ РТ "Амонатбонк" в с. Тавилдара

Филиал №22 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Варзоб

Филиал №09 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Гарм

Филиал №11 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Джиргатал

Филиал №12 ГСБ РТ "Амонатбонк" в р-не Нуробод п. Дарбанд

Филиал №76 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Гарм

Филиал №56 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Куляб

Филиал №57 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Куляб

Филиал №58 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Восе

Филиал №60 ГСБ РТ "Амонатбонк" в р-не Хамадони

Филиал №61 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Фархор

Филиал №63 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Ленинградский Муминабадского р.

Филиал №65 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Шурообод

Филиал №64 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Ховалинг

Филиал №75 ГСБ РТ "Амонатбонк" в с. Бальджувон

Филиал №42 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Курган-Тюбе

Филиал №43 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Курган-Тюбе

Филиал №44 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Вахш

Филиал №45 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Колхозабад

Филиал №46 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Хочамастон р-на А.Чоми

Филиал №47 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Кумсангир р-на Дусти

Филиал №48 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Бахори р-на Носири Хисрав

Филиал №49 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Шаартуз

Филиал №50 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Сарбанд

Филиал №51 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Пяндж

Филиал №53 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Джиликуль

Филиал №54 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. И. Сомони р-на Бохтар

Филиал №55 ГСБ РТ "Амонатбонк" в р-не Хуросон

Филиал №59 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Дангара

Филиал №52 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Кабодиен

Филиал №62 ГСБ РТ "Амонатбонк" в р-не Темурмалик

Филиал №25 ГСБ РТ "Амонатбонк" в пгт. Айни

Филиал №34 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Пенджикент

Филиал №23 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Худжанд

Филиал №24 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Худжанд

Филиал №26 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Шайдон Аштского р-на

Филиал №27 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Ганчи

Филиал №28 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Зафарабад

Филиал №29 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Исфара

Филиал №30 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Канибадам

Филиал №31 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Кайраккум

Филиал №32 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Бустон Матчинского р-на

Филиал №33 ГСБ РТ "Амонатбонк" в р-не Спитамен

Филиал №35 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Пролетарск р-на Ч. Расулова

Филиал №36 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Истаравшан

Филиал №37 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Гафуров

Филиал №38 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Чкаловск

Филиал №39 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Табошар

Филиал №40 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Шахристан

Филиал №41 ГСБ РТ "Амонатбонк" в п. Мехрон р-на Кухистони Мастчо

Филиал №66 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Хорог

Филиал №67 ГСБ РТ "Амонатбонк" в г. Хорог

Филиал №69 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Ванч

Филиал №73 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Рошткала

Филиал №71 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Рушан

Филиал №68 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Калайхум

Филиал №74 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Шугнан

Филиал №70 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Мургаб

Филиал №72 ГСБ РТ "Амонатбонк" в селе Ишкашим

Сфера деятельности банка:

Расчетно-кассовое обслуживание

Обслуживание бюджетной сферы

Пенсионное обслуживание

Депозитные, вкладные операции и операции пластиковыми картами

Кредитование


Валютные операции

Операции с ценными бумагами

Денежные переводы

Прием коммунальных платежей и прочие виды услуг


2. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ


Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и так далее).


Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Республике Таджикистан. Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход таджикских банков на мировой уровень, а значит восстановление и укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране.

Банки, как коммерческие предприятия, возникли в связи с потребностями воспроизводства, кругооборота промышленного и торгового капитала. Разложение натурального хозяйства, рост торговли и товарного обмена резко повысили значение денежных расчетов и кредита. Переход к наемному труду в широких масштабах приводил к тому, что все большая часть доходов выплачивалась в денежной форме. Возник регулярный денежный оборот, организацию и техническое обслуживание которого банки взяли на себя. Банки сосредотачивают у себя огромные массы ссудного капитала путем привлечения свободных денежных средств фирм и правительственных учреждений, сбережений и доходов населения и предоставляют их в ссуду. По мере укрепления банков и превращения их в самостоятельную отрасль предпринимательства они выступают как совокупный кредитор

Банки - это предприятия, присущие любой нормально функционирующей экономической формации, занимающиеся кредитованием и финансированием промышленности и торговли за счет денежных капиталов, привлеченных в виде вкладов и путем выпуска собственных акций и облигаций.

Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. Банковская система включает Национальный банк, кредитные организации и их ассоциации. Такое толкование не случайно («система» от гр. system - целое, составленное из частей, соединение). Из этого же предположения о содержании системы исходит и немецкое законодательство, а также некоторые немецкие авторы. В одном из лучших немецких учебников «Банковское дело» под редакцией проф. X. Е. Бюшгена отмечается, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Национальный банк играет ведущую роль - роль банка банков.

Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает:

·совокупность элементов;


·достаточность элементов, образующих определенную целостность;


·взаимодействие элементов.



. ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ


По форме собственности выделяют - государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки.

По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов ограниченной ответственности.

По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

Эмиссионными являются все центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов.

Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией.

Коммерческие банки заняты всеми операциями, дозволенными банковским законодательством. Коммерческие банки составляют основное ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства.

По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др. В отличие от универсальных банков специализированные банки специализируются на определенных видах операций.

Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. В том и в другом случаях банки могут получить хорошую прибыль, и лишь клиенты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется более предпочтительной.

По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные.

По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные.

По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.

В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним относятся ссудо-сберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др.

Наличие в составе коммерческих банков кредитных организаций с небольшим уставным капиталом не укрепляет позиции банковской системы в целом. Практика показывает, что у банков с небольшой капитальной базой больше проблем с ликвидностью, развитием объема операций. Вместе с тем это не означает, что малые банки не должны работать на рынке. Напротив, мировая практика показывает, что малые банки могут успешно работать с малыми производственными структурами (чего избегают крупные банки, предпочитающие работать со средними и крупными клиентами). Малые банки, создаваемые в «складчину» мелкими товаропроизводителями, способны аккумулировать ресурсы там, куда не проникают банки с большой капитальной базой, зачастую оказывают больше финансовой поддержки в развитии регионов, мелкого и среднего бизнеса.

В банковской системе действуют также банки специального назначения и кредитные организации (не банки).

Банки специального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансирование определенных государственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, вытекающие из их статуса как банка.

Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка, они выполняют лишь отдельные операции, в связи с чем не получают от Центрального банка лицензию на осуществление совокупной банковской деятельности.

К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.

Важнейшим элементом банковской инфраструктуры выступает кадровое обеспечение. В Таджикистане существует сеть специальных высших учебных заведений, факультетов, техникумов, в которой подготавливаются кадры финансово-банковского профиля. Переподготовка кадров, повышение их квалификации сосредоточены в различных специальных коммерческих школах, курсах, а также учебных центрах, создаваемых при крупных банках.

Увеличение числа субъектов рыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставили перед банками и задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровня технического обслуживания при совершении банковских операций. Постепенно таджикская банковская система оснащается новыми средствами связи, обеспечивающими высокую скорость платежей и расчетов.

Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др. Банковская система не может существовать без банковского рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. В условиях экономического кризиса и инфляции аккумулировать крупные ресурсы для значительных инвестиций не представляется возможным.

Развитие новых видов услуг, связанных с кредитными карточками, электронными платежами, сдерживается недостаточно мощной технической базой таджикских банков.

Важным вопросом во внутренней среде организации является организационная структура управления. Организационная структура управления - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

кредит учет обменный операция


4. ОПЕРАЦИИ ПРОВОДИМЫЕ БАНКАМИ


ГСБ РТ « Амонтабонк» может осуществлять следующие виды банковских операций:

1)Кассовые операции - прием, выдача (расход) , пересчет, размен, обмен, сортировка и хранение банкнот ;


2)ссудные операции - предоставление кредитов;


)переводные операции - выполнение поручений по переводу денег;


)трастовые (доверительные) операции - управление деньгами в интересах и по поручению доверителя;


)форфейтинговые операции - оплата долгового обязательства покупателя товара (работ и услуг), путем покупки векселя без оборота на продавца;


)лизинговые;


)факторинговые операции - приобретение права требования платежа покупателя товара с принятием риска неплатежа;


)сейфовые операции - услуги по хранению ценных бумаг, документов, ценностей, и сдачу в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений;


)клиринговые операции - сбор, сверка, сортировка, подтверждение платежей, а также проведения их взаиморасчетов;


)прием депозитов юридических и физических лиц;


)открытие и ведение текущих счетов клиентов, корреспондентских счетов банков и небанковских финансовых организаций;


)посреднические операции на рынке ценных бумаг;


)операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;


)в иностранной валюте:


а) прием депозитов юридических и физических лиц;

б) открытие и ведение текущих и корреспондентских счетов;

в) организация обменных пунктов, обменные операции иностранной валюты (купля и продажа иностранной валюты);

г) выдача кредитов.

д) переводные денежные и расчетные операции

Банковские услуги прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида .выполняемых ими операций:

) депозитные операции;

) кредитные операции;

) расчетные операции.

Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной операции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безопасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали помещать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.

Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция однако не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).

Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товаро-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк.

Рассмотренные три типа банковских операций называют традиционными банковскими операциями. Оттенок традиционности они приобретают прежде всего в том смысле, что исторически, на протяжении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли "старые" банкирские дома, выполняют и современные большие и малые банки.


. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР


Линейная структура. Линейная структура управления является простейшей, сущность которой состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом - руководителем, получающий официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность . Другими словами все функции управления и подчинения сосредотачиваются у руководителя, создается вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных .

Функциональная структура. Функциональная структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что при сохранении единоначалия по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, разработки которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления .

Линейно-функциональная структура. Основу структуры составляет «шахматный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.) . Структура предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений.

Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решения, вступающих в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями.

Линейно-штабная структура. Дальнейшим развитием и модификацией линейно-функциональной структуры является линейно-штабная структура, суть которой заключается в том, что функциональные руководители получают в свое распоряжение развитые обособленные функциональные подразделения (финансовое управление, управление снабжения и т.д.), которые могут самостоятельно вести работу с производственными подразделениями, в том числе и на коммерческой основе.

Дивизиональная структура. Первые разработки концепции и начало внедрения дивизиональных структур управления относятся в 20-м годам, а пик их промышленного использования приходится на 60-70-е годы ХХ века.

Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупные организации, которые в рамках гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставляя им оперативную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.д.

Матричная структура. Структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному руководителю, функциональной службы, представляющей персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта, наделенного полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством

В зависимости от правовой формы деятельности банка его управление осуществляется советом банка и собранием учредителей. Банки, уставный фонд которых формируется на паях, могут быть образованы как общества с ограниченной ответственностью. При этом паевые взносы учредителей могут быть в виде денег, имущества и других материальных активов. Акционерные коммерческие банки формируют свой уставный фонд за счет выпуска акций.

Исполнительным органом банка, руководящим всей текущей деятельностью, выступает правление, возглавляемое Председателем . Правление определяет структуру аппарата и функции всех его подразделений, отделов, секторов, департаментов, управлений и т.д.


. ПРОИЗВОДСВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ


Функция производства отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну функцию.

Планирование - это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Существует три основных типа планирования.

Стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.

Тактическое планирование (средний уровень) - это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

Оперативное планирование (низший уровень) - это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов.

В самом общем виде контроль можно представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Контроль - одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений функции контроля. Одна из них - контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.

Эффективное сочетание различных видов контроля с учетом параметров внешней и внутренней среды - залог успешного функционирования организации.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

К числу таких теорий относят теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга.

Система стимулирования - это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей.

Стимулы делятся на материальные и нематериальные.

Материальные, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).

Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, доп. отпуск). Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу

. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КРЕДИТА


Кредит( от лат.creditum-«верю, доверяю»; «долг, ссуда»)- экономическая категория.

Под кредитом как экономической категорией понимаются экономические(денежные) отношения, связанные с размещением временно свободных денежных средств на условиях срочности, платности, возвратности.

Движение стоимости в денежной форме при кредите является двусторонним и возвратным.

Банковский кредит - одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений, объектом которых выступает процесс передачи в ссуду непосредственно денежных средств. Предоставляется исключительно специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от центрального банка. В роли заемщика могут выступать только юридические лица, инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение. Доход по этой форме кредита поступает в виде ссудного процента или банковского процента, ставка которого определяется по соглашению сторон с учетом ее средней нормы на данный период и конкретных условий кредитования. Классифицируется по ряду базовых признаков.

Краткосрочные ссуды, предоставляемые, как правило, на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств у заемщика. Совокупность подобных операций образует автономный сегмент рынка ссудных капиталов - денежный рынок. Средний срок погашения по этому виду кредита обычно не превышает 6 (шести) месяцев. Наиболее активно применяются краткосрочные ссуды на фондовом рынке, в торговле и сфере услуг, в режиме межбанковского кредитования.

В современных отечественных условиях краткосрочные кредиты, получившие однозначно доминирующий характер на рынке ссудных капиталов, характеризуется следующими отличительными признаками:

более короткими сроками, обычно не превышающими одного месяца;
ставкой процента, обратно пропорциональной сроку возврата ссуды;
обслуживанием в основном сферы обращения, так как недоступны из-за цен для структур производственного характера.



Среднесрочные ссуды, предоставляемые на срок до 1(одного) года (в отечественных условиях - до 3-6 месяцев) на цели как производственного, так и чисто коммерческого характера. Наибольшее распространение получили в аграрном секторе и малого бизнеса, а также при кредитовании инновационных процессов со средними объемами требуемых инвестиций.

Долгосрочные ссуды, используемые, как правило, в инвестиционных целях. Как и среднесрочные ссуды, они обслуживают движение основных средств, отличаясь большими объемами передаваемых кредитных ресурсов. Применяются при кредитовании реконструкции, технического перевооружения, нового строительства на предприятиях всех сфер деятельности. Особое развитие получили в капитальном строительстве, топливно-энергетическом комплексе, сырьевых отраслях экономики. Средний срок их погашения обычно от трех до пяти лет, но может достигать 25 и более лет, особенно при получении соответствующих финансовых гарантий со стороны государства.


8. КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР В ГСБ РТ «Амонатбонк»


Он состоит из самого договора и из графика погашения, как неотъемлемая часть кредитного договора. В программе есть два вида кредитного договора:

Двухсторонний, который заключается, в том случае, когда заемщик сам выступает в качестве залогодателя.

Трехсторонний, который заключается, если третье лицо и/или заемщик предоставляют залог. Так как в таком случае будет заключен 3-х сторонний кредитный договор, который подпишет и залогодатель тоже, мы должны быть уверенны в том, что он знаком с условиями кредитного договора.

·При получении кредита в ГСБ РТ «Амонатбонк» заемщик обязуется выполнять все условия кредитного договора, т.е возвратность, платность, срочность, а также;


·В случае если «Заемщик» в течении 60 дней после получения кредита не предоставит подтверждающие документы по целевому использованию кредита или не создаст условия для проведения проверки целевого использования кредита в этом случае ГСБ РТ «Амонатбонк» имеет право считать, что сумма кредита использована не по целевому назначению и применить к «Заемщику» штрафные санкции.


·В случае если «Заемщик» использовал кредит не поцелевому назначению, то он уплатит ГСБ РТ «Амонатбонк» штраф в размере 25% от суммы неиспользованного кредита.


·ГСБ РТ «Амонатбонк» может в случае увеличения процентной ставки со стороны Национального банка Таджикистана, при условии выдачи кредита за счет централизованных ресурсов, процентная ставка за использование кредита увеличивается в одностороннем порядке и письменном виде извещает клиента.


·Начисление процентов производится после официального извещения «Заемщика»


·«Заемщика» имеет право досрочно погасить сумму основного долга и процентов по нему.


·В случае если со стороны «Заемщика» поступит заявление о продлении срока кредита, то процентная ставка по кредиту увеличивается в размере 12 процентов годовых.


·«Заемщик» должен ежемесячно не позднее 26 числа каждого месяца произвести оплату процентов по кредиту, согласно настоящего договора.(в случае неуплаты в установленный срок он обязуется в письменном виде предоставить информацию в ГСБ РТ «Амонатбонк» с указанием причины несвоевременной уплаты процентов).


·В случае несвоевременной уплаты процентов, согласно данного договора,


«Заемщик» обязан уплатить штраф за каждый день в размере 0,2 % от

суммы начисленных, но неизысканных процентов.

Договор о залоге

Обеспечение кредита бывает в двух основных формах: заклад (Золото/украшения) и залог (Имущество, Оборудование, Товары в обороте, Недвижимость, Автотранспортные средства).

Заклад золота/украшений (договор залога ценностей)

·Заложенное золото/украшения передаются на хранение в кассу банка.


·Заклад вернется залогодателю после полного выполнения всех обязательств по кредитному договору.


Залог - остается во владении залогодателя

Имущество

Заложенное имущество остается во владении залогодателя, т.е. залогодатель может дальше

·пользоваться данными предметами.


·Однако залогодатель не имеет право продавать или переуступать данные предметы.


·Залогодатель не может изменить место расположение данных предметов, они должны оставаться по адресу указанному в договоре о залоге


Товар в обороте

·Заложенное имущество также остается во владении залогодателя.


·То есть залогодатель может дальше пользоваться данными предметами.


·Залогодатель имеет право продавать или переуступать данные предметы с условием, что общая стоимость товаров в обороте не снизится ниже суммы, которая указанна в договоре о залоге, т.е. продавая товар, залогодатель должен приобрести новый товар или заменить его другим товаром, таким образом, восполняя общую стоимость товаров в обороте, на данную. Сумму.


·Залогодатель не может изменить месторасположение данных предметов, они должны оставаться по адресу указанному в договоре о залоге.


Недвижимость

·Заложенное имущество остается во владении залогодателя.


·То есть залогодатель может дальше пользоваться данными предметами.


·Однако залогодатель не имеет право продавать или переуступать предмет залога.


·Залог недвижимости оформляется нотариально и регистрируется в Министерстве Юстиции


Ко всем договорам о залоге имеется соответствующие приложения. Это в основном акт оценки закладываемого имущества, копия паспорта залогодателя, копия паспорта супруга и залогодателя и копия паспорта свидетеля

Ниже указываются приложения для каждого отдельного вида залога. Так же указанно, какие документы должны обязательно храниться в кредитной папке:

Недвижимость

·Договор о залоге (нотариус)


·Акт оценки банк - клиент


·Паспорт залогодателя


·Справка МБТИ


·Техпаспорт


·Документ, подтверждающий собственность


·Регистрация Минюста


·Внебалансовый ордер


Золото/украшения

·Договор о залоге


·Акт оценки ювелира


·Акт оценки банк - клиент


·Акт приема-передачи в кассу


·Паспорт залогодателя


·Паспорт свидетеля


·Паспорт супругами


Имущество/оборудование

·Договор о залоге


·Акт оценки банк - клиент


·Паспорт залогодателя


·Паспорт свидетеля


·Паспорт супругами


Товар в обороте

·Договор о залоге


·Акт оценки банк - клиент


·Паспорт залогодателя


·Паспорт свидетеля


·Паспорт супругами


Виды договоров о залоге

Залог может быть предоставлен:

1.Только самим заемщиком


2.Только третьем лицом


.Или как третья возможность частично самым заемщиком и частично третьим лицом.


Гарантийное письмо

Подписывая гарантийное письмо/договор поручительства, гарантор обязуется действовать банку при возврате денег и обращении взыскания залога, если у заемщика возникают проблемы с погашением/возвращением кредита. Так же гарантор возлагает на себя - обязанности по возврату кредита банку.

Гарантор, это:

·Лицо, которое доверяет нашему клиенту


·Лицо, готовое поручиться за нашего клиента


·Лицо, тесно связанное с нашим клиентом (сосед, партнер, поставщик)


·Лицо, которое имеет влияние на нашего клиента


Но, гарантором не может выступать лицо, проживающее в том же домашнем хозяйстве, что и заемщик. Так же гарантором не может выступать лицо, которое имеет задолженность по кредиту в программе, или же имеет задолженности перед другими кредиторами.


. КРЕДИТНАЯ ЗАЯВКА И ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КРЕДИТА В ГСБ РТ «АМОНАТБОНК»


До принятия решения на выдачу кредита, кредитная заявка клиента должна пройти следующие этапы рассмотрения:

ознакомление клиента с порядком кредитования;

поступление кредитной заявки заявителя;

проведение финансового анализа;

рассмотрение обеспечения и оценка залога;

подготовка предложения или отказа на выдачу кредита.

Кредитная заявка должна включать в себя перечень обязательных документов, наличие которых делает возможным ее принятие к рассмотрению. В этой связи, начальной ступенью организации кредитных взаимоотношений с клиентом является его контакт с уполномоченным сотрудником операционного подразделения банка, который в соответствии с закрепленными за ним функциональными обязанностями, по мере поступления соответствующего устного или письменного обращения, предоставляет необходимые информационно-консультационные услуги.

Перечень обязательных документов для получения кредита физическим лицам в ГСБ РТ «Амонатбонк»:

1)Заявление потенциального заемщика на получение кредита - по произвольной форме, с изложением сути обращения.


2)Анкета.


)Копия паспорта, удостоверяющая личность физического лица, обратившегося за кредитом.


)Описание предлагаемого банку залогового или иного обеспечения под запрашиваемый кредит.


)Копия свидетельства соответствующего налогового органа о присвоении клиенту банка ИНН.


Перечень обязательных документов для получения кредита предпринимателям в ГСБ РТ «Амонатбонк»:

1)Заявление потенциального заемщика на получение кредита - по произвольной форме, с изложением сути обращения.


2)Бизнес-план клиента, описывающей в комплексе его коммерческую деятельность, в том числе в той части, на ведение которой запрашивается кредит банка - по произвольной форме, отвечающего требованиям к подобного рода документам.


)Копия патента.


)Анкета.


)Описание предлагаемого банку залогового или иного обеспечения под запрашиваемый кредит.


)Справка с налогового органа об отсутствии долга перед бюджетом.


)Копия свидетельства соответствующего налогового органа о присвоении клиенту банка ИНН.


)Справка МБТИ для залога.


Перечень обязательных документов для получения кредита юридическим лицам в ГСБ РТ «Амонатбонк»:

1)Заявление потенциального заемщика на получение кредита - по произвольной форме, с изложением сути обращения.


2)Финансовый отчет с отметкой об учете в налогового органе, баланс и отчет о прибылях и недостатках, информация об обороте денежных средствах(Cash Flow) в конце прошлого года, а также на дату последнего отчета.


)Копия учредительных документов(копии, заверенные в нотариальных конторах)


)Копия справки из налогового органа о том, что неимеется задолжность перед государственном бюджетом.


)Копия паспорта, удостоверяющая личность руководителя юридического лица и главного бухгалтера( при сравнении с подлинником, в копии паспорта клиент должен указать наличие имеющихся других паспортов)


)Бизнес-план клиента, описывающей в комплексе его коммерческую деятельность, в том числе в той части, на ведение которой запрашивается кредит банка - по произвольной форме, отвечающего требованиям к подобного рода документам.


)Анкета, в котором заемщик(клиент) должен указать основные данные о себе и предприятие(учреждение),которое он возглавляет.


)Составной прогноз оборота основных денежных средств клиента(заемщика) (приложение №6)


)Описание предлагаемого банку залогового или иного обеспечения под запрашиваемый кредит.


)Технический паспорт и документы определяющие право на собственность.


В момент приема кредитной заявки, кредитный работник банка проводит проверку полноту её укомплектованности обязательными документами, а также их надлежащее оформление (наличие и сверка подписей, печатей, дат и т.п.).

При этом, на данной стадии, кредитный работник не обязан изучать суть изложенной в документации информации.

В случае, если при проверке обнаруживается недоукомплектованность кредитной заявки, то есть обнаруживается отсутствие в нем одного или нескольких обязательных документов, то кредитный работник отказывает клиенту в приеме документов, при необходимости по требованию клиента письменно аргументировав свой отказ.

В случае, если кредитный работник при приеме кредитный заявки от клиента удостоверился, что она полностью укомплектована надлежащим образом оформленными документами, то он проставляет соответствующую запись на сопроводительном письме клиента и передает весь пакет полученных документов в канцелярию банка для регистрации в книге входящей документации и ознакомления с ними руководителя операционного подразделения банка.


.ОБМЕННЫЕ ПУНКТЫ


Обменными пунктами - называются рабочие места сотрудника банка, которому поручается произвести куплю и продажу иностранной валюты частным лицам. Обменные пункты должны быть созданы в соответствии с техническими требованиями Национального банка Таджикистана с тем, чтобы они обеспечивали сохранность денежной наличности, бланков строгой отчетности и тайны работы с клиентами (кто купил, кто продал). Указанные технические требования охватывают вопросы начиная от внешнего дизайна обменных пунктов - обменных кабинок, кончая условием работы обменщиков - специалистов банка.

Площадь кабин должна быть не менее 4 квадратных метров, высота не менее 2.5 метров, кабины должны быть обеспечены средствами пожарной сигнализации, тревогой и телефонной связью, в кабине должны быть установлены сейф для хранения денег, счетно-вычислительная техника, средств определения подлинности иностранных валют и т.д.

Пригодности обменных пунктов для работы по обмену валют устанавливаются соответствующие управления НБТ, Изучив представленные документы коммерческий банк для получения разрешения на организацию этой работы и регистрацию пунктов обмена. В НБТ для получения такого разрешения коммерческие банки должны представить, кроме справки о технической готовности помещения обменного пункта, справку - объективку на работника обменного пункта.

Количество обменных пунктов в регионе функционирования банка определяется наличием и масштабами спроса на такие операции, имея в виду, что обменные пункты имеют право работать только с физическими лицами, резидентами и не резидентам . Они могут покупать и продавать за наличные сомони наличную иностранную валюту, обменивать одну иностранную валюту на другую, разменивать иностранную валюту, заменять неплатёжную валюту на платежную. Какими из этих операций могут заниматься пункты обмена, определяется в приказе руководителя головного банка об их открытии. Филиалам банков разрешение заниматься валютно-обменными операциями также дает головной банк.

Курс покупки и продажи иностранной валюты, кросс-курс обмена(соотношение курса одной иностранной валюты к драгой) определяется обменными пунктами самостоятельно, исходя из рыночного спроса, и этот курс может отличаться от учетного курса, установленного НБТ. Список зарегистрированных обменных пунктов и любые изменения в этом списке должны быть сообщены НБТ без задержек.

Обменные пункты должны иметь вывеску на государственном и английском языках. На видном месте должен быть вывешен стенд, где будут указаны курсы продажи и покупки валют, режим работы пункта, сведения о работнике пункта, о принадлежности пункта банку, о видах валютно-обменных операций и т.д.

Банк заключает договор с работниками обменного пункта о полной их индивидуальной материальной ответственности. За каждым обменным пунктом закрепляется специальный штамп с указанием наименования банка - владельца пункта и номер сертификата НБТ о регистрации данного пункта.

Все операции, совершенные обменными пунктами, отражаются в бухгалтерском учете банка в тот же день, операции, совершенные в выходные дни банка, отражаются в его учете утром следующего дня.

Каждой валюте и каждому обменному пункту открывается аналитический лицевой счет.

Аналитический учет обменных операций ведется в разрезе каждой валюты и каждого обменного пункта.

Обменные пункты для организации работы в начале рабочего дня получают в своем банке (Головном банке или его филиале, имеющем лицензию на совершение валютных операций) аванс денежной наличности преимущественно в сомони. При выдаче аванса банк:

1.Записывает эту наличность в кассовый журнал ф 155 - в подотчет работнику обменного пункта. В этом случае остаток подотчетной суммы должен быть возвращен до закрытия кассы заведующему кассой или старшему кассиру (от кого получил аванс). Для тех обменных пунктов, которые работают допоздна, в банках открываются вечерние кассы.


2.Аванс кассовой наличности, выданный работнику обменного пункта, проводится по счету 15515 «Счета к получению» проводкой


Д-т 15515 «Счета к получению»

К-т 10101 «Кассовая наличность - национальная валюта»

Выдача наличности работнику обменного пункта производится согласно его заявлению на аванс с разрешительной визой руководителя учреждения банка расходным кассовым ордером. Выданный аванс записывается в лицевом счете работника обменного пункта.

В течении дня операции обменного пункта по продаже иностранной валюты в наличные сомони и наоборот записываются в реестре, который открывается по каждой валюте (дол. США, евро, японские иены и т.д.). Если обменный пункт в течение дня меняет курс продажи валют или курс ее покупки, то необходимо закрыть реестр по данной валюте и открыть новый реестр.

На основании отчетов обменных пунктов учреждение банка составляет сводный отчет, который представляется в НБТ ежедневно.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что коммерческие банки сегодня - основная составная часть кредитно- финансовой системы любой страны. Кредитные системы развитых стран имеют различную структуру, но характерно то, что есть и общие черты: во всех развитых странах существуют двухступенчатые банковские системы - Центральный (национальный) и коммерческие банки. Что касается коммерческих банков, то они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков, проходящих через коммерческие банки

Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в Таджикистане новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.