Сравнение российских и американских геополитических теорий
План
1. Основные черты и особенности русской геополитической мысли конца 19 - нач. 20 в.
. Атлантизм как школа американской геополитики
. Геополитические модели мирового устройства в теориях и концепциях российских геополитиков
Литература
1. Основные черты и особенности русской геополитической мысли конца 19 - нач. 20 в.
Русская школа геополитики развивалась в нескольких направлениях.
- панславизм, имевший своим политическим истоком осознание южными и западными славянами необходимости союза с Россией для завоевания своей независимости. Н. Я. Данилевский с проектом всеславянской федерации с центрами в Москве и Константинополе («Россия и Европа», 1871).
-, русская географическая наука, которой не была безразлична судьба империи. Типичным представителем - В. П. Семенов-Тян-Шанский (1915). -концепция «могущественного территориального владения применительно к России»,
- российский большевизм, настаивавший на марксистской теории смены социально-экономических формаций путем мировой революции. Л. Д. Троцкий, создал теорию «перманентной революции» и пытался осуществить ее, направляя Красную Армию на Варшаву.
- геополитика евразийцев, возникшая в той среде русской эмиграции, кот. настаивала на исключительности и уникальности России. В представлении евразийства П. Н. Савицкого, Европа и Азия являют собой чисто географическое понятие.
В геополитическом смысле евразийский континент делиться на срединную империю Евразию, европейский мир и азиатский мир. Евразия в этническом отношении обр. в рез. сплава славянск.и тюркских народов.В конце XIX в. нач. первый из двух этапов творческого самоосознания геостратегического места России. Вклад внесли С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, А.П. Щапов, Б.Н. Чичерин, И.Л. Солоневич и др. Громадность территории России, ее малая заселенность, однообразие труда народа, постоянная угроза внешних нападений обусловили потребность в крепкой центральной власти.
В 1848-1849 гг. русские войска вступают в Австрию для подавления венгерской революции. Теорет. обоснование идей было предпринято в рамках российской геополитической версии панславизма Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885). Основное в концепции - идея славянского единства, отстаивания его независимости и самобытности. Он считал, что в мире должна появиться Всеславянская федерация- центр- Константинополе. Эта федерация вкл. два славянско-православных гос. - Российскую империю и королевство Болгарское, одно славяно-католическое - королевство Чехо-Мораво-Словацкое и югославское гос. соединяющее обе конфессии,- королевство Сербо-Хорвато-Славянское. Также королевство Румынское, королевство Эллинское и королевство Мадьярское. Концепция Н.Я. Данилевского отражала российские геополитическое амбиции на западном и юго-западном направлении, и так точно, что она была реализована в соцсодружестве европейских государств. К. Н. Леонтьева - «, что славянство есть, а общеславянской культуры нет». Т.е. этническая и лингвистическая близость славянских народов не основание, чтобы говорить об их культурном и характерном единстве. Евразийцы не преемники идей славянофилов. Связывая культуру с религией, славянофилы были правы. Но славянство, по мнению евразийцев, не определяет культуру России XIX-XX вв. Савицкий - « нет оснований говорить о славянском мире, его культуре как о русской культуре». Русская культура своеобразна. И в этом ее сильная сторона. Идеи К. Н. Леонтьева об органической связи Православной церкви с русской культурой и государственностью нашли развитие в программных документах евразийцев (Л.П. Карсавин).
В.П. Семенов-Тян-Шанский описыв. три слож. системы геопол. контроля под пространством. 1 - кольцеобразная - появ. на Средиземноморье в незап. времена: сухопутные владения державы - метрополии предс.. кольцо, кот. позв. контрол. внутреннее морское пространство. Замыкали в кольцо свои владения греки, карфагеняне, римляне, венецианцы, генуэзцы. Эта идея реал. сейчас блоком НАТО в Атлантике.2 - клочкообразная, или точечная, - примен. с эпохи Великих географических открытий. Порты, пункты, военные базы построены по морям и океанам в важных геог. точках планеты. Систему создав. португальцы, испанцы, голландцы, французы. Англичане, в XIX в. дополнили систему важными элементами государств-буферов. В XX в ее пытались реализовать СССР и США.3- геополитического контроля - континентальная. Владения господствующей державы охватывают территорию «от моря до моря.
Успеха в создании добились русские и американцы, Семенов-Тян-Шанский отметил ее главный недостаток: растянутость территории, резкие перепады в степени освоения центра (он хорошо развит) и периферии. Мечников - основа исторического развития -гидросферу.
Водные пути - синтезатор географ. усл. Влияли на человека больше, чем другие элементы географической среды. Учен.разделил чел. историю на три периода, каждый из которых был связан с водой. Основу цивилизаций - река, море, океан. Речной период - 4 древн. Цивилиз. (Египет на Ниле, Месопотамия на Тифе и Ефрате, Индия на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ). Период характеризуется - деспотизм и рабство. Морской (средиземноморский или средневековый) - начинается с основания Карфагена и закан. Правл. Карла Великого. Он харак. рабством, затем - подневольным трудом крепос. Океанический период нач. с открытия Америки несет уничтожение принуждения, свободу, равенство, братство.
Русская школа геополитики имеет неск.течений. Мощное- евразийское. "Евразийцы" - Н.С. Трубецкой, И.А. Ильин, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Г.Ф. Флоровский, Л.П. Карсавин и др. Объединяла идея о России как особом мире, оказал сильное влияние материк Евразия. Концепция разв. на основе почв.теории, введен геопол. термин "месторазвитие".- неповторимая географ. среда, в ней проис.становл. человека, и круп. челов. сообществ. Центр. Задач.- отстаивание самоб. основ росс.истории. Создателями евразийства -филолог и историк князь Н.С. Трубецкой), географ и геополитик П.Н. Савицкий, историк Г.В. Вернадский По Трубецкому- суть концепции: «наци. субстратом того государства, кот. наз.Российской империей, а теперь - СССР, - вся совокупность народов, насел. это государство, рассмат. как особая многонар.нация облад. особым национализмом. Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию - Евразией, ее национализм - евразийством». Физико- и культурно-географические особенности России создают 2центральные хар-ки росс. госуд. -имперский характер и великодержавность. Основная идея Савицкого - Россия - цивилизационное образование, определяемое через качество "срединности". "Срединность" России - основой ее исторической идентичности -самостоятельный мир, самостоятельная и особая духовно-историческая геополитическая реальность, которую Савицкий называет "Евразией".Это понятие обозначает не материк и не континент, но идею, отраженную в русском пространстве и русской культуре, историческую парадигму, особую цивилизацию.
В теории этногенеза «последнего евразийца» Л.Н. Гумилев (1912-1992), соед. законом. развития прир. и полит. систем. Доктрина Л.Н. Гумилева - на выводы истории, географии и естест. Он доказал - пассионарные толчки (микромутации, выз. появление пассионарного признака в популяции и прив. к возник. новых этн. систем в затронутых ею регионах) определяют ритмы Евразии, ее внутреннюю структуру. Евразия - один из центров, таких как Европа, Китай, Индия. Полицентризм - важ. общеметод. принц. евразийства в отличие от европоцентризма. Л. Н. Гумилев - распад СССР был связан с объективной логикой этногенеза. Его концепция - россияне, как суперэтнос (этнич. система, сост. из неск. этносов) переж. тяжелый момент в его жизни - фазовый переход от надлома к инерции. Это тяжелая фаза, которая харак.исчез.былого единства суперэтноса со знач. степенью вероятности его гибели. то, что мы переж. сейчас, европейцы пережили в конце XV - начале XVI в. Вывод Гумилева -мы как суперэтнос переж. этот период, то нам предстоит 500 лет «золотой осени», которая в Европ. истории нач. эпохой Возрождения. Это - спорный, но оригинальный подход к проблемам этногенеза и станов. государст. великороссов. По мнению Гумилева, великороссы - особый этнос, слож. под мощным воздействием пассионарного толчка. Этот сплав этносов мог образоваться как симбиоз, порожденный специфическим сочетанием Леса и Степи. Тесный союз Леса и Степи предопределил сущность цивилизации, культуры, стереотипов поведения великороссов. Этносы имеют системную природу.
2. Атлантизм как школа американской геополитики
Амер. исслед. во главу угла поставили поиск страт. районов, господство над которыми поним. как условие обеспечения нац. без. США. В зоне америк. страт. интересов - вся планета. Атлантистская линия в геополитике развивалась без всяких разрывов с классической англо-америк.традицией (Мэхэн, Маккиндер, Спикмен). По мере становления США мировой державой послевоенные геополитики-атлантисты лишь детализируют частные аспекты теории, развивая прикладные сферы. Основоп. модель «морской силы» и ее геополит. перспектив превр.из научных разработок отдельных военно-георафических школ в офиц. межд. политику США. Вместе с тем амер. геоп. порывают с учением Маккиндера о «геогр. инерции», чтобы опред. весь земной шар как сферу безопасности США. Американские последователи геоп. доктрины требовали господства США над всеми страт.районами планеты. Сост.часть амер. геоп. доктрины - учение о всеобщности амер. страт. интересов и о «необходимости» для Соед.Штатов баз, расп. . далеком расстоянии от амер. морских и сухопутных границ. Спец. чертой амер геополитики - борьба за мировое господство. Амер. геополитики, что география стала «глобальной», то есть охватывающей весь земной шар.
В середине 1980-х гг. один из стратегов НАТО, утверждал, что в геополитике ядерного сдерживания технология сменила географию по значению, т.е. оказалась настолько революционной в своем влиянии на географию, что практически сменила ее в качестве основного фактора геополитики.
С. Коэн разд. мир на геостратег. районы, характ. общностью хозяйства системы коммуникаций и идеологии, в свою очередь, подразд. на геопол. районы по признакам общности образа жизни,. Коэн выдв. гипотезу, - полит.отношения в новом мире будут строиться на основе связей между взаимозаменяемыми», блоками стран переменного состава. Коэн - «общим во многих из них является то, что «в основе геогр. мышления лежит простран. дифференциация. Диффер. полит. явлений в зависимости от места - суть полит. географии.
II типа регионов мирового масштаба: геостратегические и геополитические. 1- ориентированный на торговлю мир морских держав и евразийско-контин. мир. Выделения самос. региона стран Индийского океана, кот. возникнет на месте Британского содружества наций. Мир морских держав включает в себя Англию, США, Южную Америку, Карибский бассейн, прибрежные страны Европы, Магриб, Африку южнее Сахары, островную Азию и Океанию.
«Новые правые» являются одной из геоп. школ, сохранивших непрерывную связь с идеями довоенных немецких геополитиков-континенталистов. Это направление возникло во Франции в конце 1960-х гг. лидер этого движения - филос. Алена де Бенуа. Их труды - ценный вклад в развитие геополитики. Новые правые» - сторонники «органической демократии», язычники, германофилы, социалисты, модернисты и т.д. Основн. принц. идеологии «новых правых» был принцип «континентальной геополитики». Де Бенуа считал, что принцип централистского «государства-нации» исторически исчерпан и что будущее принадлежит только «Большим пространствам». Основа «Больших пространств» должны стать не только объединение разных Государств в прагматический политический блок, но вхождение этнических групп разных масштабов в единую «Федеральную Империю» на равных основаниях. Такая «Федеральная Империя» должна быть стратегически единой, а этнически дифференцированной. При этом стратегическое единство должно подкрепляться единством изначальной культуры. «Новые правые» считали, - народы Европы имеют общее индоевропейское происхождение, единый исток. Это принцип «общего прошлого». Обстоятельства современной эпохи, диктуют необходимость объединения .Т.о., народы Европы обречены на «общее будущее». Де Бенуа -вывод, что основным геоп. принципом должен стать тезис «Единая Европа ста флагов». Геоп. тезисы де Бенуа основ. на утверждении «континентальной судьбы Европы». В этом он полностью следует концепциям школы Хаусхофера. Из этого вытекает противопоставление «Европы» и «Запада».
Концепция атлантизма в конце 1980-х - начале 90-х гг. органично переросла в теорию мондиализма. Смысл мондиализма - утверждению неизб. полной ланетарной интеграции, перехода от национальных государств и культур к единому «униформному миру». Идеи были изложены бывшим в свое время госсекретарем США Г. Киссинджером и помощником президента США по национальной безопасности 3. Бжезинским. В центре их миропонимания - движение к единому миропорядку будет происходить в процессе имплантации западных ценностей в жизнь мирового сообщества под руководством США. Г. Киссинджер полагает, что международная система в XXI в. будет состоять по крайней мере из шести основных центров силы: США, Европы, Китая, Японии, России и, вероятно, Индии, а также множества средних и малых государств. «Шесть основных центров силы» Киссинджера принадлежат к 5 цивилизациям, и международная система в XXI в. будет обусловлена взаимодействием различных цивилизаций..Бжезинский в прошлом рассм.
СССР как препятствие на этом пути и предлагал изменить госп. в нем идеологию в социал-демок. духе и создать предпосылки для восстановления частной собственности и демокр. свобод. Для Запада - ввести частичное госуд. регулирование экономики, несколько ограничить свободу рынка и на этой основе попытаться соединить гуманистические ценности Запада и социальную этику коммунизма Востока. В последующем атлант.мир мог допустить СССР до управления планетой. Этим самым был бы обеспечен всеобщий мир и преодолены последствия холодной войны.
Э. Рубинстайн в начале 1990-х гг. считал, что в основу анализа геоп. ситуации на планете следует положить доминир.положение США., Он выделяет шесть основных геоп.регионов: Северная Америка (; Европа; Восточная Азия (Япония); Южная Азия (Индия); «Мусульманский полумесяц»; Евразия, где существует возможность, что господ. положение здесь займет Россия. Однако в последнем дестабилиз.фактором может выступить Китай, который, скорее всего, как он считает, вступит в коалицию с Россией и Ираном против США, Европы и Японии.
Впервые концепции геоэкономики были развиты историком Ф. Реригом, а популяризировал ее Ф. Бродель. Геоэкономика - это особая версия мондиалистской геополитики, рассматривает приоритетно не географические, культурные, идеологические, и т.д. факторы, составляющие суть геоп.подхода, но чисто эконом.реальность в ее отношении к пространству. Для геоэкономики не важно, какой народ проживает там-то и там-то, какова его история. Все сводится к тому, где располагаются центры мировых бирж, полезные ископаемые, информационные центры, крупные производства. Геоэкономика подходит к политической реальности так, как если бы «Мировое Правительство» и единое планетарное государство уже существовали.
На основе геоэкономического подхода Ж. Аттали выделяет три региона, которые в едином мире станут центрами новых экон. Пространств:
. Американское пространство, объединившее окончательно обе Америки в единую финансово-промышленную зону.
. Европейское пространство, возникшее после экономического объединения Европы.
. Тихоокеанский регион, зона «нового процветания».
Между этими тремя мондиалистскими пространствами не будет никаких особых различий Разница - чисто геогр. местор. наиболее разв.центров, которые будут структурировать вокруг себя менее развитые регионы, распо. в простр. близости. Такая концен. реструктуризация сможет осуществиться только в «конце истории». Цивилизационно-геополитический дуализм отменяется. Отсутствие противоположного атлантизму полюса ведет к переосмыслению пространства. Наступает эра геоэкономики.
Исход. позиция С. Хантингтона: в мире после «холодной войны» глобальная политика впервые в истории обрела многопол. характер и стала учитывать взаим. мн. цивил. Эти цивилизац. нах. в столкн. друг с другом. С. Хантингтон различает «горячие точки» на микроуровне, разделяющим ислам и его соседей с их православной, индуистской, африканской и западно-христианской традициями и на макроуровне, где основной водораздел проходит между Западом и всеми остальными. Наиболее острые конфликты между мусульманскими и азиатскими обществами, с одной стороны, и Западом - с другой. В основе усилив. конфликтов между Западом и остальным миром С. Хантингтон видит стремление в первую очередь США продвигать универсальную западную культуру тогда, когда возможности в этой области объективно сокращаются. Три проблемы, по мнению С. Хантингтона, являются определяющими в водоразделе между Западом и другими цивилизациями:1. усилия Запада по поддержанию своего военного превосходства,2.продвижение западных ценностей и институтов,3. защита культурной, социальной и этнической целостности западных обществ и соответствующая дискриминация в них эмигрантов и беженцев. С. Хантингтон считает, что западные народы должны всемерно укреплять стратегические позиции своей собственной цивилизации.
Геоп. порядок, сложив. в результате II мир/войны и узаконенный межд. дог. распался. Межд.-пол.мысль все еще остается пленником двухполюсного миропорядка. Появились новые центры, с котор. они призваны разделить власть и влияние. Следует отметить Японию и новые индустриальные страны, а также Китай (в сочетании с перспективой экономической великодержавности) и Индию. Все большее число стран и регионов перестают быть простыми статистами в грандиозной геополитической игре традиционного "концерта" великих держав или служить пассивной ареной их соперничества за сферы влияния. Они способны самостоятельно проводить собственную политику, нередко противоречащую стратегии своих бывших патронов. Теряет смысл ставшее привычным разделение мира на так называемые три мира, само понятие "третий мир". Что касается новых инд. стран, то ряды их с каждым годом растут. Тенденция к неуклонному возрастанию веса и влияния малых стран, обладающих серьезным научно-техническим и финансовым потенциалом.
Биполярный мир окончательно распался, а новый многополярный мир находится в процессе формирования. В нем может выбрать собственный путь развития каждый народ, каждая страна, каждый отдельно взятый человек. Этот мир предполагает нац.-госуд., расово-этнический и иные формы плюрализма.
Важ. особенн. Совр. мира - разрешение проблемы единого пространства-времени. В этом контексте особое значение имело развитие транспорта и средств коммуникации. Кардинально изменяются соотношения между центром и периферией, хартлендом и римлендом, морскими и континентальными народами или странами. Ныне мировое сообщество представляет собой единую систему со своими особыми системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Следует отметить, что именно в последние несколько десятилетий международная система приобрела действительно всемирный, всепланетарный характер.
3. Геополитические модели мирового устройства в теориях и концепциях российских геополитиков
геополитика панславизм большевизм атлантизм
В современной российской дискуссии по поводу места страны в глобальной геополитике три основных направления: 1) атлантическое; 2) отход от прочных связей с Западом и выбор «восточной альтернативы»; 3) балансирование между Востоком и Западом, использование преимуществ от связи с теми и другими при сохранении российской самобытности. Наиболее основательно разработанной в отечественной науке является концепция неоевразийства. А.Г. Дугин считает, - однополюсный мир должен измениться в сторону новой биполярности, Евразия смогла бы обрести перспективу подлинной геопол.суверенности. каждый народ и каждый геополитический блок смог бы выбирать собственную систему ценностей. Одно из разновидностей «неоевразийства» - представители национальной идеократии имперского континентального масштаба. В их исследованиях Россия - это ось геоп. «большого пространства». Ее задача и миссия - создание империи евразийского социализма. Либеральную экономику, они считают признаками атлантизма. Эта школа неоевразийцев понимает Европу как континентальную силу, Иран - как союзника России. Другое течение неоевразийства поддерживает и развивает идеи, призванные воссоздать экономическое взаимодействие бывших республик СССР (Н. Назарбаев, Г. Зюганов, В. Жириновский). Представители русской националистической геополитической школы (В. Аксючиц, Н. Павлов, представителей РПЦ-полагают, что геоп. союз с тюрками и мусульманами опасен для русского народа и приведет к его растворению в евразийском «котле».Западническая геополитическая школа сформировалась на рубеже 80-х - 90-х гг. XX в- реализована в «доктрине Козырева», основа- два мифа:1. что Запад в ответ на уход России из Цент.Европы обеспечит финансир. ее эконом. возрождения; 2.-, что заимств.западные модели либер. демократии быстро приживутся на российской почве .В н.в. в связи с очевидным провалом «доктрины Козырева» представители этого направления эволюционировали в сторону умеренно-патриотических взглядов и сформировали так называемую консенсусную геополитическую модель. Гласит: рекомендуется избегать крайних, опасных для будущего России концепций русского национализма, неоевразийства и западничества. Ориентация на геоп. самос..страны, реализм и прагматизм внешней политики и эффективно использовать имеющиеся в России возможности для влияния на глоб.геоп. ситуацию (Г.Явлинский, А. Чубайс) На фоне этих трех направлений российской геополитической мысли оригинальными представляются взгляды В.Л. Цымбурского - современного российского философа и культуролога, который определил выбранную им область исследований как «цивилизационную геополитику».
Экон. наука, выделяет пять направлений глобализации: финансовая глобализация, становление глобальных МНК, регионализация экономики, интенсификация мировой торговли и тенденция к конвергенции. Географы выделяют два феномена глобализации: 1- «глокализацию», - создание систем контроля и управления, способных совместить централизацию с локальными экон. интерес.; 2- образование «экономических архипелагов. Сущ. различные трактовки глобализации. Сторонники реалистской парадигмы понимают ее в духе «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон); как результат победы Запада во главе с США в холодной войне против СССР и закономерный процесс распространения гегемонии единственной сверхдержавы на остальной мир (Г. Киссинджер); наконец, как геополитическое переустройство мира, включающее, в частности, пересмотр политики союзов, когда принадлежность к одному и тому же региону играет важную, но уже не первостепенную роль (Ф. Сашвальд). Неолибералы рассматривают глобализацию как «конец истории» (Ф. Фукуяма), окончательную победу и распространение на весь мир западных ценностей - рыночной экономики, плюралистической демократии, индивидуальных прав и свобод человека; как все более широкое распространение во взаимодействиях государств норм международного права (М. Закер); как процесс постепенного преодоления государствами своих узкоэгоистических национальных интересов и становления «сообщества цивилизованных стран», являющегося результатом взаимопроникновения национальных экономик, интернационализации финансов, усиления роли крупнейших ТНК в мировой экономике, роста непосредственной конкуренции предприятий и фирм, независимо от их национальной принадлежности (Р. Липшуц). Неомарксисты считают, что термин «глобализация» означает не что иное, как целенаправленную стратегию монополистического капитала и американского империализма, имеющую целью окончательное закрепление экономического неравенства в мире и эксплуатацию «периферийных» и «полуферийных» регионов и государств крупнейшими монополиями «мирового центра» (Р. Кокс); как понятие, заменяющее термин «империализм», содержанием которого является политика мирового капитализма, направленная на подчинение мира потребностям своего собственного развития (С. Амин). Согласно А.П. Федотову, создателю глобалистики, глобализация - процесс планетного объединения всех сфер человеческой деятельности, охватывающий производство, технологию, торговлю, культуру, политические и государственные институты, и направляемый мировым финансовым капиталом, мировыми банками. Процесс глобализации направляется детищем мирового капитализма, он отражает интересы капитала. Умножение капитала углубляет расслоение богатых и бедных и напряженность между ними.
В основе современного полицентризма лежит - распадение мира на сопернич. зоны преим. внутренней экономической интеграции, значительно более тесной, чем между зонами, как глобального, так и регионального уровня. Западные исследователи нередко говорят о возрождении после холодной войны феномена "экономического национализма" вопреки всем рациональным соображениям. Экон. интересы не только разъединяют, но - в случае их совпадения - и соединяют, вынуждают идти на переговоры, уступки, Происходит частичное взаимопроник. экономик различных зон, в т.ч. в результате встречных потоков инвестиций.. Экономическая зона (за исключением АСЕАН) сос. культ. общность. Общность является необходимой предпосылкой для выхода интеграции за экономические рамки (ЕС). Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры. Распространение на весь мир западных (прежде всего - американских) стандартов поведения, образа жизни. Негативные моменты глобализации кроются в возможности утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.
Литература
1.Кузнецов В.Н. Мироустройство XXI: мировоззрение, миропорядок. Опыт гуманитарно-социологического исследования / Под общ. ред. В.Н. Кузнецова; Журнал «Безопасность Евразии», Кафедра социологии безопасности Социального факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. : Книга и бизнес, 2007. - 679 с.
.Кузнецова А.В. Необходимость и возможность теории мироустройства XXI в. //Власть. - 2009. - №5. - С. 42-45
.Миньяр-Белоручев К. В. Мировая геополитика. - М.: «Проспект-АП», 2006 - 400 с.
.Панченко, М. Неклассические парадигмы изучения миропорядка //Власть. - 2009. - №4. - С. 121-127
.Судорогин, О. Новая роль информационного пространства в XXI веке //Власть. - 2009. - №1. - С. 27-33
.Тихонравов, Ю.В. Геополитика - М.: ИНФРА-М, 2008. - 269 с.