Содержание
Введение
. Краткая историческая справка
. Организационная структура ООО «Лигия»
. Характеристика производственной деятельности ООО «Лигия»
. Технико-экономические показатели ООО «Лигия»
. Анализ финансовой деятельности ООО «Лигия»
.1 Общая оценка финансового состояния
.2 Анализ финансовой устойчивости
.3 Финансовые результаты предприятия
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях формирования рыночных отношений, активизации конкуренции значительно повышается роль и значимость коммерческой деятельности. Поэтому необходимо четко и правильно позиционировать организацию на рынке, знать ее слабые и сильные стороны. Необходимо также постоянно изучать конъюнктуру рынка, налаживать хозяйственные связи с поставщиками и оптовыми покупателями; рационально формировать ассортимент товаров; управлять товарными запасами и всем процессом товародвижения на логистических принципах; грамотно вести переговоры с контрагентами; участвовать в ярмарках, торговых рынках; достойно представлять лицо торговой фирмы.
Целью отчета по практике является изучение производственного предприятия, анализ его технико-экономических показателей, оценка финансового состояния.
Задачами исследования являются рассмотрение конкретного предприятия, анализ его положения в отрасли, изучение динамики основных результатов деятельности.
Объектом отчета является общество с ограниченной ответственностью «Лигия».
Предметы исследования - финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Основными источниками являются учебники, учебные пособия, статьи в журналах, экономических газетах, конспекты лекций по ценообразованию, организации производства, управлению качеством продукции, менеджменту, практикумы по экономическому и финансовому анализу предприятия. В процессе анализа деятельности предприятия использовались следующие документы: Устав, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за 2006-2008 гг.
Отчет по практике имеет следующую структуру: в первой главе рассмотрено предприятие и его положение в отрасли электротехнической продукции; во второй главе рассмотрена организационная структура предприятия, проведен анализ связей в организации; в третьей части рассмотрена производственная и сбытовая деятельность предприятия; в четвертой части сделан анализ технико-экономических показателей предприятия; в пятой части проведен финансово-экономический анализ деятельности предприятия.
1. Краткая историческая справка
Полное фирменное наименование на русском языке - общество с ограниченной ответственностью «Лигия». Сокращенное наименование - ООО «Лигия».
Место нахождения: Чувашская Республика, пр. И. Яковлева, д. 5, расположено на территории завода «Электроприбор».
ООО «Лигия» является одним из крупнейших предприятий по производству электротехнической продукции в Чувашской Республике. Предприятие является дочерней организацией московской фирмы ЗАО «Лигия», которая была образована в 1995 г. Дочернее предприятие было зарегистрировано постановлением главы Калининской администрации города Чебоксары №150/4 от 14 мая 2002 г.
Основная сфера деятельности: производство и реализация электротехнической продукции.
Общество вправе осуществлять иные виды хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенные действующим законодательством и не противоречащие предмету и основным задачам деятельности ООО. ООО «Лигия» действует на основании части первой Гражданского кодекса РФ, настоящего устава и учредительного договора.
В первые годы работы предприятия был освоен выпуск 3 видов электротехнической продукции. В августе 2005 года запущена новая немецкая линия по производству комплектующего крепежа производительностью 24 тыс. метизов в час.
Инвестиционная политика предприятия, проводимая с 2002 по 2005 годы, была направлена на обновление оборудования. Стоимость этой программы оценивается в 5 млн. руб. За это время была проведена реконструкция и введены мощности в производственном цехе (фирма Штайнеккер, Германия).
С 2006 года ООО «Лигия» приступил к реконструкции с целью расширения производственных мощностей предприятия. Реализация данной программы рассчитана до 2012 года. Планируется, что за это время предприятие увеличит свои мощности в 2 раза.
Предприятие осуществляет оперативный учет своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном законом порядке и несет ответственность за ее достоверность (Приложения). Контроль финансово-хозяйственной деятельности осуществляют налоговые, финансовые государственные органы.
Основной рынок сбыта продукции - г. Чебоксары, города и районы Чувашской республики (70% всех продаж).
Возможные факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт продукции:
1.Агрессивная маркетинговая политика монополистов электротехнической индустрии.
2.Действия со стороны недобросовестных конкурентов.
.Неисполнение клиентами своих обязательств по оплате продукции.
.Производственные аварии.
Главная московская фирма ЗАО «Лигия» имеет филиалы в следующих городах: Самара, Орел, Ялуторовск, Саранск, Шадринск, Кемерово, Пермь, Омск, Чебоксары, Краснодар, Бекасово.
Направления деятельности и номенклатура продукции предприятия. Предмет деятельности - производство электротехнической продукции, расширение объемов продукции за счет поиска новых заказчиков, реализация продукции, освоение и внедрение в производство новых технологий.
Основные существующие и предполагаемые конкуренты общества: ОАО «ЧЭАЗ», ЗАО «ЗЭиМ», ОАО «ВНИИР» (по экономичному сегменту).
Перечень факторов конкурентоспособности общества с описанием степени их влияния на конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг): высокое качество выпускаемой продукции при конкурентной стоимости.
Основные виды деятельности Общества в соответствии с Уставом:
1)Производство электротехнической продукции;
2)Торгово-коммерческая деятельность;
3)Оказание транспортно - экспедиционных услуг по перевозке и организации хранения грузов;
)Строительство и эксплуатация складов, магазинов, отвечающих целям и задачам Общества;
)Предоставление в аренду складских помещений и связанных с ними услуг.
Реализация электротехнической продукции осуществляется: в фирменной торговле, в магазинах города и за пределами республики.
Электротехническая продукция, выпущенная ООО «Лигия», пользуются спросом за пределами республики: в Москве, Нижнем Новгороде, Тольятти, Ульяновске, Йошкар-Оле, Казани, Иваново, Набережных Челнах, Жигулевске.
В целях увеличения объема реализации электротехнической продукции существующие мощности загружены лишь на 60% и для ускорения оборачиваемости денежных средств руководство пошло на создание фирменных торговых точек.
Через дистрибьютора по Чувашии в 200,8 г. продано 39,2% (в 2007 г. - 40,2%) от общего объема продаж. Оптовой базой г. Йошкар-Ола обеспечено 2,6% общих продаж. Основной прирост достигнут за счет регионального рынка и прямых продаж - 37,2% от общего объема продано за пределами республики (в 2006 г. - 36,8%), и 21,0% реализован прямыми продажами (в 2006 г. - 20,7%).
Рис.1 Каналы сбыта электротехнической продукции ООО «Лигия» в 2009 г.
Активному продвижению продукции на региональных рынках способствовали: оптимизация дистрибьюторской сети, проведение рекламных кампаний (промоакции, рекламная поддержка, обеспечение пост материалами и т.д.), оснащение сбытовым оборудованием, рестайлинг.
Рис. 2 География региональных продаж электротехнической продукции ООО «Лигия» в 2009 г.
Специалисты ООО «Лигия» постоянно работают над обновлением ассортимента производимой продукции и в будущем рассчитывают добиваться новых успехов. Ассортимент продукции, выпускаемой ООО «Лигия», рассчитан на самого взыскательного клиента.
ООО «Лигия» - постоянный участник престижных региональных, московских и международных выставок - конкурсов электротехнической продукции. Высокое качество продукции неоднократно отмечалось на всероссийских, региональных, и международных выставках медалями и почетными дипломами.
2. Организационная структура ООО «Лигия»
Исполнительно-распорядительная деятельность ООО «Лигия» возложена на генерального директора Жукова А.Н. Права и обязанности директора определяются Уставом и Положением о директоре. Сроки и размер оплаты услуг директора определяются Положением о директоре и контрактом, заключаемым им с ООО «Лигия». К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью ООО «Лигия». Директор без доверенности действует от имени Общества.
Модель оргструктуры ООО «Лигия» является глобальной информацией для всей системы в целом. Структура управления рассматривается как необходимая форма реализации функций управления.
Организационная структура ООО «Лигия» - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.
Функции и структура управления ООО «Лигия» представляют две неразрывно взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого целого - организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.
Имущество предприятия составляют основные и оборотные средства, а также материальные ценности, стоимость которых отражается на балансе предприятия и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Источником формирования имущества предприятия являются доходы, полученные от реализации товаров, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности.
Эффективность работы предприятия существенно зависит от организационной формы, выбранной для управления им. Поэтому организационная структура должна соответствовать конкретному объекту управления (предприятию), его целям и условиям, в которых осуществляется функционирование объекта и управление им.
Структура управления определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними.
Сначала формируется производственная структура, а затем как производная от нее строится организационная структура управления предприятием.
Организационная структура управления предприятием - это целостная система элементов, связей и отношений между ними, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.
Организационная структура отражает выбранные миссию предприятия, ключевые цели, стратегию развития. Структура является носителем управленческих функций, строится с учетом принципов и методов управления.
Укрупнено определим состав, подчиненность, функции, главные взаимосвязи основных организационных подразделений, экономические, правовые границы деятельности, позволяющие разработать основные документы, регламентирующие структуру организации в целом.
Управление ООО «Лигия» осуществляется генеральным директором.
В составе ООО «Лигия» также имеются управляющие органы: зам. директора, коммерческий директор, экономическая и маркетинговая служба, на которые возлагаются определение долгосрочной стратегии, координация и технический контроль текущей деятельности завода. Все структурные звенья предприятия связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.
Структура предприятия - это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих хозяйственный единый объект.
Все звенья предприятия - функциональные отделы, лаборатории, управляющие органы - полностью соизмеряются с характеристиками производственных подразделений и создаются исключительно для обеспечения их нормальной эффективности работы.
На ООО «Лигия» действует функциональная структура управления. Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.
Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной.
Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
К преимуществам такой структуры можно отнести:
сокращение звеньев согласования
уменьшение дублирования работ
укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней
высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций
К недостаткам:
неоднозначное распределение ответственности
затруднённая коммуникация
длительная процедура принятия решений
Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.
Организационная структура основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними, реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обслуживание решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность - только первым руководителем единолично (рис.3).
Рис. 3 Организационная структура ООО «Лигия» в 2009 г.
Основу предприятия составляют люди, которые характеризуются определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия.
3. Характеристика производственной деятельности ООО «Лигия»
ООО «Лигия» в основном ориентируется на выпуске: аппарата управления оперативным током (АУОТ) 43,19%, преобразователя напряжения зарядно-подзарядного (ПНЗП) 15,40%, зарядного устройства (ЗУ-ТП) 10,66%, устройства бесперебойного питания (УБП) 14,22% и др.
Структура реализованной продукции за 2009 г. представлена на рис. 2.
Рис. 4 Структура реализованной продукции ООО «Лигия» за 2009 г.
В 2008 г. объем продаж продукции ООО «Лигия» составил 83775 тыс. руб. Анализ реализованной продукции представлен в табл. 1.
Таблица 1. Показатели объемов продаж ООО «Лигия» за 2007-2009 гг., тыс. руб.
Наименование продукции2007 г.2008г.2009г.Темп роста, %2009 /20082008 /2007Аппарат управления оперативным током243372904436185124,59119,34Преобразователи напряжения зарядно-подзарядные84951144812902112,70134,76Зарядное устройство 789875518929118,2595,61Устройство бесперебойного питания11098981211912121,4088,41Прочее97291029313847134,53105,80Итого:615576814883775122,93110,71
По данным табл. 1 видно, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. объем продаж увеличился на 22,93%, а в 2008 г. по сравнению 2007 г. - на 10,71%, в целом за анализируемый период 2007-2009 гг. - на 36,09%.
Продажа АУОТ (на 24,59%), ПНЗП (на 12,70%), ЗУ-ТП (на 18,25%), УБП (на 21,40%) в 2008 г. по сравнению с 2008 г. имеют тенденцию увеличения.
Производство прочих видов продукции увеличивается в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 34,53%. Это свидетельствует о расширении ассортимента и освоении выпуска новых видов продукции, что позволило предприятию завоевать новые рынки сбыта, привлечь большое число клиентов, поддерживать репутацию и т.п.
Динамика объема продаж в денежном выражении представлена на рис.5.
В соответствии с рис. 5 на протяжении анализируемого периода объем продаж неизменно рос. В 2009 г. он составил 83775 тыс. руб., что на 15627 тыс. руб. (22,93%) больше, чем в 2008 г. и на 242985 тыс. руб. больше, чем в 2007 г.
На 2010 г. планируется объем продаж 108144 тыс. руб. (на 29,09% больше, чем в 2009 г.), что позволит планировать рост прибыли до налогообложения как минимум на 6297 тыс. руб.
Рис. 5 Динамика объемов продаж ООО «Лигия» за 2007-2009 гг.
Годовой план производства на 2009 г. был утвержден в декабре 2009 г. Выполнение плана по укрупненной номенклатуре приведено в табл. 2.
Таблица 2. Анализ выполнения плана производства ООО «Лигия» за 2009 г., тыс. руб.
Наименование продукции2008 г.2009 г.Выполнения плана, %ФактПланФакт2009 г.200 г.Аппарат управления оперативным током290443589136185100,82119,60Преобразователи напряжения зарядно-подзарядные114481234612902104,50104,20Зарядное устройство 755185008929105,0598,02Устройство бесперебойного питания98121020011912116,7894,35Прочее102931192813847116,09108,60Итого:681487886583775106,23110,30
Анализируя табл. 2 можно отметить, что в целом план не только выполнялся, но по многим показателям даже перевыполнялся. Если сравнивать процент выполнения плана с 2008 г., то в целом план тоже выполнялся, а по некоторым позициям перевыполнялся значительно (УБП - на 16,78%, прочее (индикаторы напряжения, тумблеры, трансформаторы) - на 16,09%, что связано с резким возрастанием спроса на данную продукцию).
Бизнес компании основан на эффективном производстве, и в 2009 г. продолжилась работа над повышением качества производственных мощностей. При этом приоритет отдается внедрению самых современных технологий и оборудования с высокой степенью автоматизации, высокопроизводительным, которые способны существенно повысить качество продукции, эффективность производства, улучшить условия труда сотрудников, снизить воздействие на экологию.
4. Технико-экономические показатели ООО «Лигия»
В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.
Данная возможность основывается на точных, своевременных и экономически обоснованных расчетах технико-экономических показателей работы предприятия.
Анализ затрат на производство продукции ООО «Лигия». Издержки - затраты предприятия. Издержки бывают переменные и постоянные. Переменные издержки включают в себя материальные затраты, заработную плату производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды и коммерческие расходы. В данной курсовой работе все переменные издержки рассчитаны на одно изделие. С целью определения переменных издержек необходимо рассчитать величину отдельных статей и элементов затрат. Динамика себестоимости проданной продукции ООО «Лигия» за 2007-2009 гг. приведена на рис. 6.
В соответствии с рис. 6 себестоимость растет на протяжении анализируемого периода 2007-2009 гг., это связано в первую очередь с увеличением выпуска продукции, а также с ростом цен на ГСМ и повышением закупочных цен на комплектующие. Следует заметить, что если закупочные цены на комплектующие (болты, винты, саморезы и т.д.) за 2009 г. возросли в целом на 12%, то отпускные цены на готовую продукцию в среднем только на 10%. Это объясняется тем, что в целях удержания завоеванных позиций на рынках продаж, специалисты предприятия осторожно подходили к вопросу повышения отпускных цен на продукцию
Рис. 6 Динамика фактических затрат на производство ООО «Лигия» за 2007-2009 гг.
В табл. 3 представлена структура и динамика фактических затрат ООО «Лигия» на производство по элементам за 2006-2008 гг.: материальные затраты, затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, амортизация ОС и прочие затраты.
В 2009 г. общие затраты составили 79990 тыс. руб., что больше по сравнению с 2008 г. на 19,59% и с 2007 г. на 37,28%. Это связано с увеличением выпуска и реализации электротехнической продукции. По данным таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре затрат на производство принадлежит материальным затратам (82,22% в 2009 г.). Затраты на оплату труда в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличиваются на 20,91%, это связано с тем, что за данный период численность работников имела тенденцию увеличения, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 17,36% за счет того, что произошло увеличение заработной платы работников.
Таблица 3. Структура и динамика фактических затрат на производство продукции ООО «Лигия» по элементам, тыс. руб.
Показатели2007 г.2008 г.2009 г.Темп роста 2009 к 200,%Темп роста 2008 к 2007,%ФактУд. вес, %ФактУд. вес, %ФактУд. вес, %Материальные затраты4801482,405538482,806576982,22118,75115,35Затраты на оплату труда611610,50717810,73867910,85120,91117,36Отчисления на социальные нужды21493,6925223,7730493,81120,90117,36Амортизация3950,684270,645140,64120,37108,10Прочие затраты15922,7313782,0619792,47143,6186,56Итого:582661006688910079990100119,59114,80
Амортизация основных средств имеет наименьший удельный вес, так в 2009 и 2008 г. он равен 0,64% от общей суммы затрат на производство. Прочие затраты в 2009 г. составили 1979 тыс. руб., что больше по сравнению с 2008 г. на 601 тыс. руб., и меньше в 2008 г. на 13,44% по сравнению с 2007 г. (на 214 тыс. руб.).
Представим структуру затрат за 2009 г. на рис. 7:
Рис. 7 Структура затрат по элементам на производство продукции в 2009 г.
Анализ внеоборотных активов. Внеоборотные активы - собственные средства фирм, изъятые ими из хозяйственного оборота, но отражаемые в бухгалтерском балансе. К внеоборотным активам относят отвлеченные средства, текущие изъятия оборотных средств, основные средства, переданные филиалам и подразделениям. Анализ внеоборотных активов ООО «Лигия» представлен на табл. 4.
Таблица 4. Структура внеоборотных активов ООО «Лигия» за 2007-2009 гг.
Наименование показателя2007 г.2008 г.2009 г.Темп роста, %тыс. руб.Уд. вес, %тыс. руб.Уд. вес, %тыс. руб.Уд. вес, %2009 /2008200 /2007Нематериальные активы120,02160,02---133,33Основные средства6208092,776460096,606384988,0298,84104,06Незавершенное строительство12111,8118502,7736925,09199,57152,77Долгосрочные финансовые вложения35005,2390,0150006,8955555,560,26Отложенные налоговые активы940,143820,57---406,38Прочие внеоборотные активы200,03140,02---70,00Итого:669171006687110072541100108,4899,93
По данным табл. 4 видно, что величина внеоборотных активов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 8,48%, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшилась на 0,07% (в целом за анализируемый период произошло увеличение на 8,40%). Уменьшение стоимости основных средств в 2009 г. по сравнению с 2008 г. наблюдается за счет проведения переоценки.
В структуре внеоборотных активов (табл. 4) преобладают основные средства, их удельный вес понижается с 96,60% в 2008 г. до 88,02% в 2009 г., что отрицательно может сказаться на предприятии в будущем при таком же понижении, т.к. наличие основных средств - свидетельство надежности и долгосрочности бизнеса. Организация в 2008 г. имеет совсем незначительные по сумме долгосрочные финансовые вложения 9 тыс. руб., хотя данный показатель в 2007 г. составил 3500 тыс. руб. и в 2009 г. - 5000 тыс. руб., что принесет предприятию в будущем дополнительный доход от вложения финансовых активов.
Отложенные налоговые активы ООО «Лигия» в 2009 г. отсутствуют, на что постоянный контроль и анализ отложенных налоговых обязательств со стороны руководства. Предприятие имеет незавершенное строительство на протяжении анализируемого периода. Незавершенное строительство за анализируемый период возрастает (на 204,82%): в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 99,57%, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 52,77%, это связано с тем, что предприятие планирует увеличение производственных мощностей. В 2010 г. планируется снижение значения данного показателя до 1344 тыс. руб.
Анализ производственных ресурсов. Производственные ресурсы предприятия - те ресурсы предприятия, которые используются в процессе производства. Все ресурсы являются не бесплатными, ограниченными и редкими.
Закон ограниченности ресурсов: экономические ресурсы недостаточны по своему объему производительности для полного удовлетворения всех потребностей при данном уровне развития; их применение в одной сфере исключает возможность одновременного их использования в другой.
Основные производственные фонды представляют собой средства труда, участвующие в процессе производства длительное время и сохраняющие при этом свою натуральную форму. Стоимость их переносится на готовую продукцию частями, по мере утраты потребительской стоимости.
ОПФ образуют активную и пассивную части основных производственных фондов. К активной части относятся передаточные устройства, машины и оборудование, к пассивной - здания, сооружения, транспортные средства, которые непосредственно не участвуют в процессе производства, но являются необходимым его условием.
Соотношение между отдельными группами и частями основных производственных фондов характеризует их структуру, имеющую важное значение в организации производства. Наиболее эффективна та структура, где больше удельный вес активной части.
На структуру основных производственных фондов влияют такие факторы, как специализация и концентрация производства, особенности производственного процесса, уровень механизации и автоматизации, географическое размещение предприятия и др.
Структура ОПФ и ее изменение представлена в табл. 5.
Таблица 5. Изменение структуры ОПФ ООО «Лигия» за 2007-2009 гг., тыс. руб.
Состав основных фондов2007 г.2008 г.2009 г.Темп роста, %СуммаУд. вес, %СуммаУд. вес, %СуммаУд. вес, %2009 /20082008/ 2007Всего, в т.ч.:62080100646001006384910098,84104,06Пассивная часть ОПФ (здания и сооружения)27315441938030185162995,5470,95Активная часть ОПФ (машины и оборудование)347655645220704533371100,25130,07
Приведенные в табл. 5 данные показывают, что в течение 2009 г. в структуре ОПФ снизилась доля пассивной части на 4,46%, в то время как активной увеличилась на 0,25%, что является положительным показателем деятельности предприятия, поскольку повышение эффективности производства в первую очередь зависит от более высоких темпов развития активной части ОПФ.
Показатели состояния основных средств во многом определяют будущее состояние производственного потенциала организации. В табл. 6 отражена динамика показателей состояния и движения основных средств.
Таблица 6. Динамика показателей движения основных средств ООО «Лигия» за 2007-2009 гг.
Показатель2007 г.2008 г.2009 г.Отклонения (+/-)2009 к 2008 2008 к 2007 Стоимость ОС на начало периода, тыс. руб.659176208062795715-3837Стоимость ОС на конец периода, тыс. руб.620806460063849-7512520Сумма прироста, тыс. руб.-383725201054-14666357Стоимость поступивших ОС, тыс. руб.445044710988-3945950403Стоимость выбывших ОС, тыс. руб.5880181479386124-4066Срок обновления ОС, лет11165-10Коэффициент прироста ОС-0,0020,040,02-0,020,042Коэффициент обновления ОС0,090,780,17-0,610,69Коэффициент выбытия ОС0,0010,0290,1260,0970,028
Данные табл. 6 показывают, что за отчетный год техническое состояние основных средств несколько улучшилось, коэффициент обновления в 2009 г. составил 0,17. Коэффициент выбытия также повысился в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и составил 0,126, это связано с тем, что устаревшее оборудование было заменено новым. Коэффициент прироста основных средств в 2009 г. уменьшается и по сравнению с 2008 г. возрос на 0,02, по сравнению с 2008 г. уменьшился на 0,02, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - увеличивается на 0,042. Это связано с заменой устаревшего оборудования. Срок обновления основных средств в 2009 г. составил 6 лет, хотя данный показатель в 2008 г. был равен 1 году, а в 2007 г. - 11 лет. Все это отражает положительную динамику, и говорит о том, что руководство предприятия уделяет должное внимание обновлению оборудования и его модернизации.
Степень (эффективность) использования ОПФ характеризуется показателями фондоотдачи и фондоемкости, которые отражены в табл. 7.
Таблица 7. Эффективность использования ОПФ ООО «Лигия» за 2007-2009 гг.
Показатель2007 г.2008 г.2009 г.Отклонения (+/-)2009 к 20082008 к 2007Выручка, тыс. руб.615576814883775156276591Остаточная стоимость основных средств, тыс. руб.106754115387115469828633Чистая прибыль, тыс. руб.261212892422322934-1323Фондоемкость, руб./руб.1,731,691,38-0,31-0,04Фондоотдача, руб./руб.0,580,590,730,130,01Фондорентабельность, руб./руб.0,020,010,210,20-0,01
По данным табл. 7 показатель фондоотдача, отражающий количество продукции в денежном выражении, приходящейся на 1 рубль основных фондов, увеличился по сравнению с 2008 г. на 0,13 и составил в 2009 г. 0,73 рублей на 1 рубль ОПФ, что соответственно отразилось на фондоемкости, которая является обратным показателю фондоотдача, в 2008 г. снизилась на 0,31 руб. и составила 1,38 руб. Фондорентабельность в 2009 г. увеличилась по сравнению с 2007 г. на 0,20 руб., а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшилась на 0,01%.
Анализ трудовых ресурсов и производительности труда. Рациональное использование персонала предприятия - непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов. Для целей анализа весь персонал следует разделить на промышленно-производственный и непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу (ППП) относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия, а к непромышленному персоналу относят работников учреждений культуры, общественного питания, медицины и пр., принадлежащих предприятию.
Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда.
Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции или выполненных работ и затрат рабочего времени. От уровня производительности труда зависят темпы развития промышленного производства, увеличение заработной платы и доходов, размеры снижения себестоимости продукции. Повышение производительности труда путем механизации и автоматизации труда, внедрения новой техники и технологии практически не имеет границ. Поэтому целью анализа производительности труда является выявление возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда, более рационального использования работающих и их рабочего времени. Исходя из указанных целей выделяют, следующие задачи статистического изучения производительности труда в промышленности:
) измерение уровня производительности труда;
) изучение выполнения плана и динамики производительности труда;
) определение степени выполнения норм выработки рабочими;
) анализ уровня и динамики производительности труда - изучение факторов производительности труда и выявления резервов ее дальнейшего повышения;
) анализ взаимосвязи производительности труда с другими экономическими показателями, характеризующими результаты работы предприятия.
Обеспеченность ООО «Лигия» трудовыми ресурсами представлена в табл. 8.
Данные табл. 8 и рис. 8 показывают, что среднесписочная численность работающих в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 13 человек, в 2008 г.по сравнению с 2007 г. на увеличилась на 22 человека. Увеличение численности персонала в 2008 г. связано с тем, что компания планирует увеличение производства продукции.
Таблица 8. Обеспеченность предприятия персоналом ООО «Лигия» за 2007-2009 гг., чел.
Показатели2007 г.2008 г.2009 г.Изменение (+,-)Чел.Уд. вес, %Чел.Уд. вес, %Чел.Уд. вес, %2009 к 20082008 к 2007Среднесписочная численность работающих, чел. - всего в т.ч.3521003741003871001322Основное производство27578,1328776,7430177,781412Торговля 7721,888723,268622,22-110
Увеличилась доля основных производственных работников в общей структуре персонала в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 14 человек, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. наблюдается увеличение на 12 человек. Динамика численности рабочих в торговле имеет ярко выраженную тенденцию увеличения на 9 человек за 2007-2009 гг.
Динамика численности в ООО «Лигия» работающих за анализируемый период представлена на рис. 8:
Рис. 8 Динамика и структура средней списочной численности ООО «Лигия» за 2007 -2009 гг.
В структуре персонала (рис.8 и табл. 8) преобладают работники основного производства, причем их удельный вес возрастает с 78,13% до 77,78% за анализируемый период.
Обеспеченность кадрами зависит от их движения в течение анализируемого периода и характеризуется следующими коэффициентами: оборота по приему, оборота по выбытию, общего оборота, сменяемости кадров, текучести кадров и другими. Здесь важное внимание следует уделить причинам увольнения работников (по собственному желанию, сокращение кадров, из-за нарушений трудовой дисциплины и др.).
Динамика показателей движения рабочих кадров ООО «Лигия» приведена в табл. 9:
Таблица 9. Динамика показателей движения рабочих кадров ООО «Лигия» за 2007-2009 гг.
Показатели2009 г.2008 г.2007 г.Отклонение, (+,-)2009 г. к 2008 г.2008 г. к 2007 г.Среднесписочная численность работающих, чел.3523743871322Принято работающих, чел.183027-312Выбыло работающих, чел.781461Коэффициенты: 00Оборота по приему0,050,080,07-0,010,03Оборота по выбытию 0,020,020,040,010Общего оборота0,070,100,1100,03
Согласно данным в табл. 9 коэффициент оборота по выбытию не опережает коэффициент оборота по приему за анализируемый период. Коэффициент общего оборота остается на неизменном уровне в 2009 г. и составляет 11%.
Анализ производительности труда и заработной платы заключается в расчете соответствующих показателей темпов роста производительности труда и заработной платы. Результаты расчетов представлены в табл. 10.
Таблица 10. Уровень и динамика производительности труда и средней заработной платы работников ООО «Лигия» за 2007-2009 гг.
ПоказателиГодТемп роста, %2007200820092009 г./2008 г.2008 г./2007 г.Среднесписочная численность, чел.352374387103,48106,25Среднемесячная зарплата одного работающего, руб.7782909811067121,64116,91Выпуск продукции, тыс. руб.61552809137885134,87456,39Производительность труда, тыс. руб./чел.17,4975,1197,89130,33429,55
Данные табл. 10 свидетельствуют о том, что уровень средней заработной платы увеличился в 2009 г. до 11067 тыс. руб., что на 21,64% больше, чем в 2008 г. В компании нет работников, получающих зарплату при полном рабочем дне ниже прожиточного минимума. Производительность труда работающих выросла с 17,49 тыс. руб. до 97,89 тыс. руб. за анализируемый период. Темпы роста производительности труда (30,33%) опережают темпы роста заработной платы (21,64%), что свидетельствует об эффективном использовании трудовых ресурсов. Увеличение производительности труда произошло за счет внедрения и применения средств автоматизации в процесс производства.
Порядок материального стимулирования определен Положением «Об оплате труда и премирования работников ООО «Лигия». На предприятии используется материальное и моральное стимулирование в виде премий, вознаграждений, оплачиваемого ежегодного отпуска и материальной помощи к ежегодному отпуску, награждений почетными грамотами. В 2009 г. почетными грамотами предприятия награждено 88 человек, в 2008 г. - 73 человека, в 2007 г. - 82 человека.
Средний возраст работников в 2009 г. составил сорок один год. Говоря о возрастном составе, необходимо отметить, что увеличилась численность молодых специалистов в возрасте от двадцати пяти лет до тридцати лет, которые являются основой дальнейшего развития ООО «Лигия».
5. Анализ финансовой деятельности ООО «Лигия»
.1 Общая оценка финансового состояния
Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.
Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
Финансовое состояние предприятия может быть, устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Об устойчивом финансовом состоянии предприятия свидетельствует его способность полностью и в срок производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, без серьёзных последствий переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность, а отсутствие перечисленных качеств с большой вероятностью говорит о неустойчивости финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность непосредственно зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это благоприятно влияет на финансовое положение предприятия, и, наоборот, из-за недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Наличие и состав оборотных средств ООО «Лигия» приведены в табл.11.
Таблица 11. Состав и наличие оборотных средств ООО «Лигия» за 2007-2009 гг., тыс. руб.
Наименование2007 г.2008 г.2009 г.Отклонения (+/-)Темп роста, %СуммаУд. вес, %СуммаУд. вес, %СуммаУд. вес, %2009 к 20082008 к 20072009 /20082008 /2007Запасы, в т.ч.4436152,076365751,093112049,26-325371929648,89143,50-сырье, материалы и др. ценности23578-26768-22145--4623319082,73113,53-ГП и товары для перепродажи20001-36308-8067--282411630722,22181,53-расходы будущих периодов782-782-908-1260156,28100,00Дебиторская задолженность3845945,155796046,522243735,51-355231950138,71150,71Краткосрочные финансовые вложения----923414,629234---Денежные средства23682,7829872,393860,61-260161912,92126,14Итого:8518810012460410063177100-614273941650,70146,27
Как видно из табл. 11 оборотные средства в целом уменьшились на 49,30% в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и составили 63177 тыс. руб. Данный показатель в 200 г. составлял 124604 тыс. руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 46,27%.
Запасы уменьшились в 2009 г. на 51,11% по сравнению с 2008 г., увеличились на 43,50% в 2008 г. по сравнению с 2007 г. В 2009 г. готовая продукция и товары для перепродажи достигают значения 8067 тыс. руб., в 2008 г. этот показатель составлял 36308 тыс. руб. и в 2007 г. - 20001 тыс. руб.
Также значителен удельный вес сырья и материалов от общих запасов, который в 2009 г. равен 22145 тыс. руб., в 2008 г. - 26768 тыс. руб. и в 2007 г 23578 тыс. руб. В 2009 г. наблюдается уменьшение доли сырья и материалов на по сравнению с 2008 г. на 17,27%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - увеличение на 13,53%. Все это связано с внедрением политики предприятия - минимум товаров и запасов на складах. Расходы будущих периодов занимают незначительную часть в стоимости запасов. В 2009 г. наблюдается их увеличение по сравнению с 2008 г. на 56,28%, а в 2008 г. и 2007 г. данный показатель составляет одинаковое значение и равен 782 тыс. руб.
Уменьшилась дебиторская задолженность в 2009 г. на 61,29% от уровня 2008 г., в 2008 г. - увеличилась на 50,71% от уровня 2007 г. Уменьшение дебиторской задолженности связано с изменением политики предприятия продажи товаров в кредит. Денежные средства уменьшились в 2009 г. на 87,08% от уровня 2008 г. и на 83,70% от уровня 2007 г., а в 2008 г. увеличились на 26,14% от уровня 2007 г.
В 2007 г. появились краткосрочные финансовые вложения, которые составили 9234 тыс. руб., что связано с решением руководства предприятия наращивания денежных средств в краткосрочном периоде.
Показатели эффективности использования оборотных средств представлены в табл. 12.
Таблица 12. Показатели эффективности использования оборотных средств ООО «Лигия» за 2007-2009 гг.
Показатели2007 г.2008 г.2009 г.Отклонение (+,-)2009 к 20082008 к 2007Коэффициент оборачиваемости оборотных средств6,005,1911,466,27-0,81Коэффициент закрепления оборотных средств0,170,190,09-0,100,02Продолжительность 1 оборота средств в днях60,9970,2731,84-38,439,28
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, как видно по данным табл. 12, увеличился в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в 2,2 раза, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшился в 0,9 раза. Увеличение коэффициента в 2009 г. до 11,46 оборотов в год свидетельствует о положительной динамике движения средств.
Коэффициент закрепления оборотных средств, т.е. уровень оборотных средств на 1 руб. реализованной продукции, имеет отрицательное изменение, т.к. наблюдается его понижение. Продолжительность 1 оборота средств также уменьшается на 0,10 в 2009 г. по сравнению с 2008 г., что является положительным для предприятия.
Таблица 13. Анализ дебиторской задолженности за период 2007-2009 гг. ООО «Лигия»
Наименование показателя2007 г.2008 г.2009 г.Темп роста, %СуммаУд. вес, %СуммаУд. вес, %СуммаУд. вес, %2009 /20082008 /2007Покупатели и заказчики3726296,895683098,052243787,2439,48152,51Прочие дебиторы2110,552530,4414675,71579,84119,91Авансы выданные9862,568771,5118147,05206,8488,95Итого:38459100579601002571810044,37150,71
По табл. 13 можно судить о снижении дебиторской задолженности в 2008 г. до 25718 тыс. руб. (на 55,36%) по сравнению с 2007 г., хотя в 2007 г. наблюдалось увеличение по сравнению с 2006 г. на 50,71%. Это связано с изменением политики ООО «Лигия» продажи товаров в кредит, что положительно влияет на деятельность предприятия.
В структуре дебиторской задолженности преобладает задолженность покупателей и заказчиков (87,24%), а авансы выданные (7,05%) и прочие дебиторы (5,71%) составляют незначительную долю. При этом наблюдается увеличение удельного веса авансов выданных, что свидетельствует об ухудшении для организации условий расчетов с поставщиками и другими контрагентами (организация увеличивает предварительную оплату за поставляемое сырье). Хотя в 2008 г. по сравнению с 2007 г. наблюдается обратная тенденция, что благоприятно сказывалось на деятельности предприятия. В 2010 г. планируется снижение данного показателя примерно на 50%.
Таблица 14. Анализ кредиторской задолженности ООО «Лигия» за 2007-2009 гг., тыс. руб.
Наименование показателя2007 г.2008 г.2009 г.Темп роста, %СуммаУд. вес, %СуммаУд. вес, %СуммаУд. вес, %2009 /20082008 /2007Поставщики и подрядчики1853767,032332566,241926277,8282,58125,83Персонал449816,27558515,86271210,9648,56124,17Налоги и сборы7882,85541015,3621068,5138,93686,55Бюджет и внебюджетные фонды351512,715861,665132,0787,5416,67Прочие кредиторы3151,143090,881590,6451,4698,10Итого:27653100352151002475210070,29127,35
Данные табл. 14 отражают снижение кредиторской задолженности в 2009 г., что оказывает положительное влияние на финансовое состояние организации. Уменьшение кредиторской задолженности в 2008 г. по сравнению с 2008 г. произошло на 29,71%. А в 2008 г. по сравнению с 2007 г. наблюдается увеличение на 27,35%.
Анализ задолженностей организации позволяет определить ее позицию с точки зрения коммерческого кредитования.
Общее представление о динамике и соотношении дебиторской и кредиторской задолженностей дает график (рис. 9).
По рис. 9 наблюдается резкий рост дебиторской задолженности в 2008 г., который ведет к замедлению оборачиваемости оборотных средств, что в свою очередь, обязательно сказывается на росте кредиторской задолженности и ухудшения финансового состояния предприятия. В 2009 г. кредиторская и дебиторская задолженности уменьшаются, что благоприятно влияет на финансовое состояние предприятия.
Рис. 9 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженностей ООО «Лигия» за 2007-2009 гг.
Анализ деловой активности представлен коэффициентами оборачиваемости, показателями длительности оборота и коэффициентами закрепления (табл. 15); при расчете показателей оборачиваемости сопоставляются показатели стоимости активов и выручки (расходов), при этом значения активов взяты в среднегодовой оценке.
Показатели деловой активности в целом имеют ярко выраженную положительную динамику: оборачиваемость активов выросла с 3,47 до 5,48 раз в год. В этой связи наблюдается значительный рост конкурентоспособности продукции и увеличение объема реализации. Это позволяет сделать вывод о достаточно эффективном менеджменте организации.
Коэффициенты закрепления, которые используются в прогнозном анализе, показывают, что увеличение объема реализации продукции приведет к необходимости формирования запасов в размере 5 копеек на каждый рубль себестоимости проданных товаров и потребности в денежных средствах для кредитования клиентов в размере 3 копеек на каждый рубль выручки.
Анализ деловой активности представлен в таблице 15.
Таблица 15. Анализ деловой активности ООО «Лигия» за 2007-2009 гг.
ПоказателиГодыОтклонение (+/-)2007200820092009 /20082008 /2007Коэффициент оборачиваемости запасов10,59,318,7+ 9,4-1,2Длительность оборота запасов, дни34,739,219,5- 19,7+4,5Коэффициент закрепления запасов0,100,110,05- 0,06+0,01Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, дни13,611,429,6+ 18,2-2,2Длительность оборота дебиторской задолженности, дни26,932,012,3- 19,7+5,1Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности19,716,823,6+ 6,8-2,9Длительность оборота кредиторской задолженности, дни18,521,715,5- 6,2+,32
Исходя из данных табл. 15, можно сделать вывод о том, что снижение дебиторской задолженности ведет к ускорению оборачиваемости оборотных средств, что в свою очередь, обязательно сказывается на снижении кредиторской задолженности и улучшении финансового состояния предприятия. В 2009 г. кредиторская задолженность снизилась по сравнению с 2008 г. на 10463 тыс. руб. и составила в конце 2009 г. 24752 тыс. руб. Длительность оборота запасов в 2007 г. составил 34,7 дня, тогда как в 2008 г. этот показатель составил 19,5 дня, это позволяет сделать вывод о замораживании оборотных средств и эффективности их использования.
5.2 Анализ финансовой устойчивости
Организация и управление финансовой устойчивостью являются важнейшим аспектом работы финансово-экономической службы предприятия и включают целый ряд организационных мероприятий, охватывающих планирование, оперативное управление, а также создание гибкой организационной структуры управления всего предприятия и его подразделений. При этом широко используются такие методы управления, как регламентирование, регулирование и инструктирование. Особое внимание уделяется разработке положений о структурных подразделениях предприятия, должностных обязанностей сотрудников и движения информационных потоков в разбивке по срокам, ответственным лицам и показателям.
Рассчитанные коэффициенты представлены в табл. 16.
Таблица 16. Коэффициенты платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости ООО «Лигия» за период 2007-2009 гг.
КоэффициентыНорматив2007г.2008г.2009г.Общая ликвидность>10,820,781,19Абсолютная ликвидность>0,20,0480,0340,38Промежуточная ликвидность>0,70,100,080,77Текущая ликвидность>11,030,822,01Коэффициент автономии>0,50,530,470,78Коэффициент финансовой устойчивости>0,750,670,550,82Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага)0,10,190,190,53Обеспеченность оборотных активов собственными оборотными и приравненными к ним средствами>0,60,430,310,62Маневренность собственного капитала>0,10,210,270,33Степень платежеспособности общая, срок погашения всех обязательств в месяцах1,932,370,5Степень платежеспособности по кредитам и займам, срок погашения кредитов и займов, мес.1,281,550,1Степень платежеспособности по кредиторской задолженности, мес.0,650,820,4
Коэффициенты автономии и финансовой устойчивости находятся на низком для производственного предприятия уровне в 2007-2008 гг., при этом в 2008 г. они улучшаются. Коэффициент автономии свидетельствует о том, что бизнес финансируется собственными источниками всего в 2009 г. на 78%, в 2008 г. на 47%, в 2007 г. на 53%., остальное - в основном краткосрочная задолженность. Такая структура финансирования может привести к потере бизнеса через механизм банкротства.
Оборотные активы приблизительно на 19% обеспечены собственными оборотными средствами в 2007-2009 гг., в 2009 г. - на 53%. Если бы оставшиеся 47% оборотных активов финансировались устойчивыми источниками, то такой уровень обеспеченности собственными оборотными средствами можно было бы признать удовлетворительным.
Мобильность бизнеса достаточно низкая, коэффициент маневренности собственного капитала не превышает 40%, но наблюдается тенденция роста (на 12% по сравнению с 2007 г.).
Таблица 17. Показатели деловой активности ООО «Лигия» за период 2007-2009 гг.
Показатели2007 г.2008 г.2009 г.Коэффициент оборачиваемости активов3,473,415,48длительность оборота активов, дни105,06107,0766,59Коэффициент оборачиваемости оборотных средств6,005,1911,46длительность оборота оборотных активов, дни60,8370,2731,84Коэффициент оборачиваемости запасов10,018,8818,73длительность оборота запасов, дни36,4841,1019,49коэффициент закрепления запасов0,100,110,05Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности13,5711,4429,62длительность оборота дебиторской задолженности, дни26,9031,9012,32коэффициент закрепления дебиторской задолженности0,080,090,03Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности19,6616,8324,55длительность оборота запасов, дни18,5721,6915,50коэффициент закрепления запасов0,0510,0600,042
Показатели ликвидности находятся на уровне ниже нормативного (особенно неудовлетворительное положение с коэффициентом промежуточной ликвидности). Хотя в 2008 г. наблюдается их резкое улучшение. Коэффициент текущей ликвидности имеет более стабильную динамику и вполне приемлемый уровень.
Анализ соотношений обязательств с финансовыми результатами организации показывает, что к концу анализируемого периода положение вполне удовлетворительное, в динамике наблюдается резкие изменения, как в лучшую, так и в худшую сторону.
5.3 Финансовые результаты предприятия
затрата прибыль ликвидность рентабельность
Анализ показателей прибыли и рентабельности. Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.
Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена в табл. 18.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.
Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Таблица 18. Анализ прибыли от обычной деятельности ООО «Лигия» за 2007-2009 гг., тыс. руб.
Наименование показателя2007 г.2008 г.2009 г.Выручка (нетто) от продажи61 57768 14883775Себестоимость реализации, управленческие и коммерческие расходы57 84966 88979990Прибыль (убыток) от продаж5091 2593785Прибыль (убыток) до налогообложения4941 2893896Налог на прибыль119309935Чистая прибыль отчетного периода3759802961
Качество прибыли достаточно высоко, потому что, во-первых, она стабильно возрастает, без колебаний и спадов, во-вторых, прибыль сформирована за счет основной деятельности, то есть производства и продажи товаров, а удельный вес операционного и внереализационного результата невелик. Кроме того, анализ статьи «расходы будущих периодов», которая зачастую используется организациями для корректировки финансовых результатов, показывает, что этим приемом для увеличения прибыли организация не пользуется. В анализируемой организации имеют место два фактора, снижающие качество прибыли - это высокий удельный вес прочих расходов в структуре расходов и большой финансовый рычаг, связанный со значительным удельным весом внешних источников финансирования.
Операционный и внереализационный результат несколько снижают величину прибыли; основные составляющие операционного результата, как показывает анализ, это результат от реализации материалов и налоговые платежи.
Результаты расчета показателей рентабельности, представленные в табл. 19, свидетельствуют о достаточно высокой привлекательности анализируемой организации «Лигия» с точки зрения отдачи на вложенные средства. Особого внимания заслуживают три показателя: во-первых, показатель рентабельности продаж, назначение которого оценивать выгодность производимой продукции, во-вторых, рентабельность активов, по которой можно судить о кредитоспособности организации.
В целом показатели, оценивающие рентабельность организации, за исключением рентабельности продаж, демонстрируют положительную динамику. Важнейший показатель, используемый для оценки инвестиционной привлекательности бизнеса рентабельность собственного капитала - увеличился за анализируемый период с 16,72% в 2007 г. до 22,42% в 2009 г. (+5,7). Уровень рентабельности 22,42%, превышающий среднюю банковскую процентную ставку, свидетельствует о том, что организация является выгодным объектом для инвестирования.
Таблица 19. Показатели рентабельности ООО «Лигия» за 2007-2009 гг.
ПоказателиГодыОтклонение, (+,-)2007 200820092009/2008200/2007Рентабельность продаж (маржа) (ROS), руб.0,070,060,03-0,03-0,01Коэффициент затрат на производство0,880,890,77-0,12+0,01Коэффициент управленческих и коммерческих затрат0,050,040,15+0,11-0,01Рентабельность основной деятельности, %0,030,020,04+0,02-0,01Рентабельность активов, %13,7411,1725,68+14,51-2,57Рентабельность капитала собственного (ROE),%16,7214,2122,42+8,21-2,51Коэффициент роста (в % прироста)37,5247,8764,56+16,69+10,35Период окупаемости собственного капитала, лет4,225,174,46-0,71+0,95
Рентабельность продаж или валовая маржа имеет тенденцию повышения и понижения за исследуемые годы, этот показатель, отражавший степень конкурентоспособности продукции, возрос на 0,76% в 2007 г., уменьшился на 0,58% в 2008 г. Коэффициент затрат на производство, не учитывающий управленческие и коммерческие расходы, практически остаётся на одном уровне (с 0,90 до 0,88 в 2007 г., до 0,89 в 2008 г.).
Коэффициент роста, который кроме прибыльности организации зависит и от дивидендной политики, проводимой собственниками (чем больше прибыли они оставляют в организации в качестве нераспределенной, тем коэффициент роста больше), показывает значительный потенциал дальнейшего развития бизнеса. На конец анализируемого периода он достигает 64,56%, а это значит, что при прочих благоприятных условиях бизнес может расти именно с таким темпом.
Период окупаемости собственного капитала в 2009 г. достиг значения 4,46 года, что является вполне приемлемым сроком окупаемости для капитала, вложенного в производственный сектор экономики.
Анализ основного капитала ООО «Лигия». Основной капитал - это вложения средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, нематериальные активы и т.д. Состав и динамика основного капитала представлена в табл. 20.
Таблица 20. Состав и динамика основного капитала ООО «Лигия» за 2007-2009 гг., тыс. руб.
Средства производстваГодТемп роста, %200720082009ФактУд. вес, %ФактУд. вес, %ФактУд. вес, %2009 /2008200 /2007Основные средства6208092,776460096,606384988,0298,84104,06Долгосрочные финансовые вложения35005,2390,0150006,8955555,560,26Незавершенное строительство12111,8118502,7736925,09199,57152,77Нематериальные активы120,02160,02---133,33Прочие внеоборотные активы200,03140,02---70,00Отложенные налоговые активы940,143820,57---406,38Итого:669171006687110072541100108,4899,93
Данные табл. 20 свидетельствуют о том, что большую долю в структуре основного капитала занимают основные средства, которые, на конец 2009 г., составили 63849 тыс. руб. (в течение анализируемого периода увеличились на 2,85%). В 2009 г. наблюдается незначительное уменьшение основных средств (на 1,16%).
Сумма долгосрочных финансовых вложений в 2009 г. составила 5000 тыс. руб., хотя в 2007 г. (0,01%) имеет незначительную долю, а в 2007 г. -3500 тыс. руб. Незавершенное строительство, хотя и имеет небольшой объем (3692 тыс. руб. в 2009 г.), но продолжает расти (на 249,29% за 2007-2009 гг.), что может отрицательно сказаться на деятельности предприятия. Отложенные налоговые активы также возрастают в 2008 г., дальнейший рост которых исключен в 2009 г. Нематериальные активы имеют место только в 2008 г. (16 тыс. руб.). Прочие внеоборотные активы за анализируемый период имеют отрицательную динамику, сокращение произошло на 48,1% в 2008 г., а в 2009 г. - отсутствуют.
Также капитал - это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности. Формируется капитал как за счет собственных (внутренних), так и за счет заемных (внешних) источников (табл. 21).
Таблица 21. Анализ динамики и структуры источников капитала ООО «Лигия» за 2007-2009 гг., тыс. руб.
Источник капиталаГодИзменения (+,-)200720082009СуммаУд. вес, %ФактУд. вес, %ФактУд. вес, %ФактУд. вес, %2009 к 20082008 к 20072009 к 20082008 к 2007Собственный капитал7955352,969148047,0210802477,72+16544+28471+30,7+24,75Заемный капитал7061847,0410306952,983097522,28-72094-39683-30,7-24,75Итого:150211100194549100138999100-55550-11212--
В структуре источников капитала (табл. 1.21 и рис. 10) в 2007-200 гг. преобладает заемный капитал, сумма которого в 2007 г. увеличилась на 32451 тыс. руб. по сравнению с 2007 г., что свидетельствовало о повышении степени финансовой зависимости предприятия от кредиторов. В 2009 г. наблюдается резкое снижение заемного капитала на 69,95%. Собственный капитал составляет 77,72% от суммы всего капитала предприятия, что свидетельствует о благоприятной политике предприятия в сфере формирования основного капитала.
Рис. 10 Динамика структуры капитала ООО «Лигия» за 2007-2009 гг.
Далее детально рассмотрен состав собственного и заемного капитала (табл. 21) и (табл. 22).
Данные, приведенные в табл. 22, показывают изменения в размере и структуре собственного капитала: значительно увеличилась сумма и доля нераспределенной прибыли при одновременном снижении удельного веса уставного (0,1%), добавочного (10,89%) и резервного (0,63%) капитала за 2007-2009 г. Общая сумма собственного капитала увеличилась на 28471 тыс. руб. за анализируемый период.
По данным табл. 23 можно отметить снижение доли заемного капитала в 2009 г. на 61065 тыс. руб. в сравнении с 2008 г., что приводит к повышению финансовой устойчивости организации. Основную долю заемного капитала составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. задолженность перед поставщиками и подрядчиками снизилась на 4063 тыс. руб. и составила 19262 тыс. руб. За 2009 г. сумма заёмных средств уменьшилась на 64567 тыс. руб. и составила 8 тыс. руб. Задолженность перед бюджетом снизилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 73 тыс. руб. и составила 513 тыс. руб., а по сравнению с 2007 г. снижение произошло на 275 тыс. руб.
Таблица 22. Динамика структуры собственного капитала ООО «Лигия» за 2007-2009 гг., тыс. руб.
Источник капиталаГодИзменения (+/-)20072008 2009 СуммаУд. вес, %ФактУд. вес, %ФактУд. вес, %ФактУд. вес, %2009 к 20082008 к 20072009 к 20082008 к 2007Уставный капитал2750,352750,302750,25100100-0,05-0,05Добавочный капитал3286841,323286835,933286830,43100100-5,50-5,39Резервный капитал19022,3919022,0819021,76100100-0,32-0,31Собственные акции, выкупленные у акционеров--5050,55-- -505--0,55-Нераспределенная прибыль4450855,955694062,247297967,56+16039+28471+5,32+6,29Итого:7955310091480100108024100+16544+28471--
Таблица 23. Динамика структуры заемного капитала ООО «Лигия» за 2007-2009 гг., тыс. руб.
Источник капиталаГодИзменения (+/-)200720082009СуммаУд. вес, %ФактУд. вес, %ФактУд. вес, %ФактУд. вес, %2009 к 20082008 к 20072009 к 20082008 к 2007Отложенные налоговые обязательства11072,0228083,05589119,023083170115,971,03Займы и кредиты2571646,955354658,1880,03-5353827830-58,1511,23Кредиторская задолженность в т.ч.:2765350,483521538,262475279,91-10463756241,65-12,22- поставщики и подрядчики18537-23325-19262--40634788--- задолженность перед персоналом организации4498-5585-2712--28731087--- задолженность перед государственными внебюджетными фондами788-586-513--73-202--- задолженность по налогам и сборам3515-5410-2106--33041895--- прочие кредиторы315-309-159--150-6--Задолженность перед участниками по выплате доходов2650,484610,503161,02-1451960,520,02Доходы будущих периодов340,06100,0180,03-2-240,02-0,05Итого:547751009204010030975100-6106537265--
Заключение
ООО «Лигия» является одним из крупнейших предприятий по производству электротехнической продукции в Чувашской Республике. Предприятие является дочерней организацией московской фирмы «Полистоун», которая была образована в 1995 г. Основной целью деятельности ООО «Лигия» является получение прибыли. ООО «Лигия» имеет филиалы в следующих городах: Самара, Орел, Ялуторовск, Саранск, Шадринск, Кемерово, Пермь, Омск, Чебоксары, Краснодар, Бекасово.
Структура управления определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними. На ООО «Лигия» действует отделенческая структура управления (по производственным отделениям). Эта структура использует элементы программно-целевого управления.
ООО «Лигия» в основном ориентируется на выпуске: аппарата управления оперативным током (АУОТ) 43,19%, преобразователя напряжения зарядно-подзарядного (ПНЗП) 15,40%, зарядного устройства (ЗУ-ТП) 10,66%, устройства бесперебойного питания (УБП) 14,22% и др.
На основе обобщения и систематизации материала отчета можно сделать ряд выводов:
. На протяжении анализируемого периода объем продаж неизменно рос. В 2009 г. он составил 83775 тыс. руб., что на 15627 тыс. руб. (22,93%) больше, чем в 2008 г. и на 242985 тыс. руб. больше, чем в 2007 г.
. Себестоимость растет на протяжении анализируемого периода 2007-2009 гг., это связано в первую очередь с увеличением выпуска продукции, а также с ростом цен на ГСМ и повышением закупочных цен на комплектующие. В 2009 г. общие затраты составили 79990 тыс. руб., что больше по сравнению с 2008 г. на 19,59% и с 2007 г. на 37,28%. Это связано с увеличением выпуска и реализации электротехнической продукции.
. Величина внеоборотных активов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 8,48%, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшилась на 0,07% (в целом за анализируемый период произошло увеличение на 8,40%). Уменьшение стоимости основных средств в 2009 г. по сравнению с 2008 г. наблюдается за счет проведения переоценки.
. В течение 2009 г. в структуре ОПФ снизилась доля пассивной части на 4,46%, в то время как активной увеличилась на 0,25%, что является положительным показателем деятельности предприятия, поскольку повышение эффективности производства в первую очередь зависит от более высоких темпов развития активной части ОПФ. Фондоотдача, отражающий количество продукции в денежном выражении, приходящейся на 1 рубль основных фондов, увеличился по сравнению с 2008 г. на 0,13 и составил в 2009 г. 0,73 рублей на 1 рубль ОПФ, что соответственно отразилось на фондоемкости, которая является обратным показателю фондоотдача, в 2009 г. снизилась на 0,31 руб. и составила 1,38 руб. Фондорентабельность в 2009 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 0,20 руб., а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшилась на 0,01%.
. Среднесписочная численность работающих в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 13 человек, в 2008 г.по сравнению с 2007 г. на увеличилась на 22 человека. Увеличение численности персонала в 2009 г. связано с тем, что компания планирует увеличение производства продукции. Увеличилась доля основных производственных работников в общей структуре персонала в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 14 человек, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. наблюдается увеличение на 12 человек. Динамика численности рабочих в торговле имеет ярко выраженную тенденцию увеличения на 9 человек за 2007-2009 гг.
. Оборотные средства в целом уменьшились на 49,30% в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и составили 63177 тыс. руб. Данный показатель в 2008 г. составлял 124604 тыс. руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 46,27%. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, как видно по данным табл. 12, увеличился в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в 2,2 раза, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшился в 0,9 раза. Увеличение коэффициента в 2009 г. до 11,46 оборотов в год свидетельствует о положительной динамике движения средств.
7. Наблюдается резкий рост дебиторской задолженности в 2008 г., который ведет к замедлению оборачиваемости оборотных средств, что в свою очередь, обязательно сказывается на росте кредиторской задолженности и ухудшения финансового состояния предприятия. В 2009 г. кредиторская и дебиторская задолженности уменьшаются, что благоприятно влияет на финансовое состояние предприятия.
8. Коэффициенты автономии и финансовой устойчивости находятся на низком для производственного предприятия уровне в 2007-2008 гг., при этом в 2009 г. они улучшаются. Коэффициент автономии свидетельствует о том, что бизнес финансируется собственными источниками всего в 2009 г. на 78%, в 2008 г. на 47%, в 2007 г. на 53%., остальное - в основном краткосрочная задолженность. Такая структура финансирования может привести к потере бизнеса через механизм банкротства
. Мобильность бизнеса достаточно низкая, коэффициент маневренности собственного капитала не превышает 40%, но наблюдается тенденция роста (на 12% по сравнению с 2007 г.).
10. Качество прибыли достаточно высоко, потому что, во-первых, она стабильно возрастает, без колебаний и спадов, во-вторых, прибыль сформирована за счет основной деятельности, то есть производства и продажи товаров, а удельный вес операционного и внереализационного результата невелик. Кроме того, анализ статьи «расходы будущих периодов», которая зачастую используется организациями для корректировки финансовых результатов, показывает, что этим приемом для увеличения прибыли организация не пользуется. В анализируемой организации имеют место два фактора, снижающие качество прибыли - это высокий удельный вес прочих расходов в структуре расходов и большой финансовый рычаг, связанный со значительным удельным весом внешних источников финансирования.
. Рентабельность продаж или валовая маржа имеет тенденцию повышения и понижения за исследуемые годы, этот показатель, отражавший степень конкурентоспособности продукции, возрос на 0,76% в 2007 г., уменьшился на 0,58% в 2008 г. Коэффициент затрат на производство, не учитывающий управленческие и коммерческие расходы, практически остаётся на одном уровне (с 0,90 до 0,88 в 2007 г., до 0,89 в 2008 г.).
Список литературы
1.Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие, М.: «Дело и сервис», 2006. - 453 с.
2.Анализ хозяйственной деятельности в промышленности, под ред. В.И. Стражева, Мн.: Выш. шк., 2006. - 384 с.
.Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ, М.: «ДИС», 2007. - 368 с.
.Бондарь Е. Бухгалтерский учет основных средств: на что обратить внимание // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». - 2010. - №6.
.Веденина Е.Л. Анализ обновленного ПБУ 6/01 «Учет основных средств» // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. - 2010 г. - №4.
.Верещагин С.А., Сазонтов С.Б. Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет. - М.: Информцентр ХХI века, 2005. 288 с.
.Грузинов А.Б. Экономика предприятия и предпринимательства. М; Софит, 2006. - 411 с.
.Губин, В. Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / В. Е. Губин, О. В. Губина. - М. : Форум ; ИНФРА-М, 2006. - 335 с. - (Профессиональное образование)
.Ионова А. Ф. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева. - М. : Бух. учет, 2008. - 311 с. : ил. - (Библиотека журнала "Бухгалтерский учет")
.Калькуляция себестоимости продукции в промышленности: Учеб. пособие/ Под ред. Проф. В.А. Белобородовой. - М.; Финансы и статистика, 2005. - 275 с.
.Канке А. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. - М. : Форум ; ИНФРА-М, 2007 - (Профессиональное образование)
.Любушин А.В. Анализ производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 514 с.
.Мельник, М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие / М. В. Мельник, Е. Б. Герасимова. - М. : Форум, 2007. - 620 с.
.Молибог, Т. А. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации : учебное пособие / Т. А. Молибог, Ю. И. Молибог. - М. : Владос, 2007. - 318 с.
.Оценка бизнеса: Учебник /Под ред. А.Г.Грязновой, М.А. Федотовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Финансы и статистика, 2008. - 288 с.
.Раицкий, К.А. Экономика предприятия / К.А. Раицкий: Учебник для вузов по экон. спец. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издат. дом. "Дашков и К", 2009. - 1012 с.
.Розанова Н.М., Шаститко А.Е. Основы экономического выбора. - М; ТЕИС, 2006. - 390 с.
.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 512 с. - (Высшее образование).
19.Стратегия развития предприятия: Учебное пособие для вузов / В. А. Горемыкин ; Н. В. Нестерова. - 2-е изд., испр. - М. : Дашков и К', 2008. - 593 с.
20.Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2009. - 508 с.
21.Титов В. И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / В. И. Титов. - М. : Дашков и К', 2009. - 349 с.
22.Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: ЭКМОС, 2007. - 509 с.
.Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: Учебник / А.М. Фридман. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 628 с.
.Чернов В.Л. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М.И. Баканова. - М: Финансы и статистика, 2008. - 411 с.
.Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2007. - 368 с.
.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА, 2010. - 407 с.
.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. Н.А. Сафронова. - М; Юристъ, 2009. - 512 с.