Введение
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.
В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.
Производственная практика является важным этапом в становлении специалиста, поскольку позволяет применить полученные в процессе обучения знания в непосредственной деятельности, вскрыть сильные и слабые стороны в подготовке будущего специалиста. Практика, кроме того, позволяет проявить полученные теоретические и практические навыки, получить необходимый опыт, подкрепить имеющийся теоретический материал практическими навыками и примерами.
Цель практики: совершенствование личностных и профессиональных качеств в процессе профессиональной подготовки.
Задачи практики
Проанализировать направления работы социального учреждения по профилю деятельности.
Отработать различные междисциплинарные методики, технологии (социально-медицинские, социально-психологические, психолого-педагогические, социально-правовые), используемые в практической деятельности данного учреждения по оказанию помощи населению.
Научиться выбирать методики и технологии работы с клиентом и группой (семьей) в соответствии с ситуацией.
Отработать практические умения и навыки коммуникативного общения.
Отработать навыки посредничества при работе с различными организациями, службами, департаментами.
Развить навыки научно-исследовательской работы в условиях базового учреждения.
Научиться собирать, анализировать, обрабатывать материалы, имеющие научно-практическую ценность, которые могут быть впоследствии использованы для написания дипломной работы.
Отработать на практике приемы консультирования.
Научиться оформлять документацию (составлять резюме, письмо-представление, характеристику, должностную инструкцию, индивидуальную программу реабилитации).
Формировать профессиональную компетентность и гражданскую позицию будущего специалиста по социальной работе.
Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, с нормативно-правовыми документами.
1. Краткая характеристика учреждения
ГУ КЦ СО «Останкинский» - место прохождения практики.
Адрес Центра социального обслуживания: г. Москва, 2-ая Останкинская улица, дом 4.
Основная деятельность Центра по работе с населением направлена на социальную защиту различных категорий граждан:
многодетных семей;
пожилых людей, ветеранов и инвалидов;
граждан, пострадавших от политических репрессий;
участников и инвалидов, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, «Маяк», Семипалатинском ядерном полигоне и др.
Всего на учёте в Центре ГУ КЦ СО «Останкинский» по работе с населением состоит 65 категорий граждан.
ГУ КЦ СО «Останкинский» возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Директор организует работу центра и несет ответственность согласно действующему законодательству.
Возглавляют структурные подразделения центра заведующие, которые назначаются директором центра.
Структура и штатное расписание центра в пределах штатных нормативов утверждается директором по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом.
Директор по согласованию с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом может в пределах фонда заработной платы вводить другие должности в штат центра или дополнительные должности за счет привлеченных средств.
Цель деятельности центра по работе с населением ГУ КЦ СО «Останкинский» - способствовать реализации права семьи и детей на социальную защиту и материальную поддержку со стороны государства, содействовать укреплению статуса семьи как социального института, улучшению показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
Основными задачами центра являются:
выявление потребностей конкретных семей и детей в различных видах и формах социальной помощи;
комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем социально неблагополучных семей и детей, их социальный патронаж;
организация мероприятий по социальной реабилитации семей и отдельных граждан;
профилактика правонарушений в сфере семейных отношений и подростковой среде;
оказание услуг медико-социального, социально-педагогического, юридического характера;
оказание социальной поддержки семьям и детям в сложных жизненных ситуациях;
помощь в выявлении и реализации собственных возможностей по их преодолению;
сотрудничество с различными государственными, общественными, религиозными, коммерческими организациями, привлечение их к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей;
внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке.
Деятельность центра регламентируется уставом.
ГУ КЦСО «Останкинский» оказывает социальные услуги семьям и гражданам в случаях нищеты, сиротства, безнадзорности, безработицы, инвалидности, временной потери трудоспособности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, семейного неблагополучия, алкоголизма и наркомании, возвращения из мест лишения свободы, кризисной ситуации, стихийного или экологического бедствия, в других случаях, когда необходима социальная поддержка.
Связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления.
На основании деятельности учреждения мы предлагаем структуру.
Организационная структура управления ГУ КЦ СО «Останкинский» представлена на рисунке 1.
Право на получение социальных услуг представляет собой часть социальных прав, в его осуществлении заинтересованы непосредственные потребители социальных услуг - отдельные категории граждан. Благодаря наличию права на получение социальных услуг и возможности реализовать его члены общества находятся в равных условиях.
Предоставление социальных услуг помогает достижению социальной сплоченности, стабильности общества, экономическому развитию и, следовательно, улучшению доступа к социальным правам. Нуждаемость в социальных услугах возрастает вследствие многих причин. В деятельности по обеспечению населения социальными услугами принципиальное значение имеют определение общественной потребности в услугах и отбор уязвимых групп населения, для которых получаемые услуги жизненно необходимы.
Рис. 1 - Структура муниципального учреждения ГУ КЦ СО «Останкинский»
Право на получение социальных услуг представляет собой часть социальных прав, в его осуществлении заинтересованы непосредственные потребители социальных услуг - отдельные категории граждан. Благодаря наличию права на получение социальных услуг и возможности реализовать его члены общества находятся в равных условиях.
Предоставление социальных услуг помогает достижению социальной сплоченности, стабильности общества, экономическому развитию и, следовательно, улучшению доступа к социальным правам. Нуждаемость в социальных услугах возрастает вследствие многих причин. В деятельности по обеспечению населения социальными услугами принципиальное значение имеют определение общественной потребности в услугах и отбор уязвимых групп населения, для которых получаемые услуги жизненно необходимы.
Формированию эффективной системы предоставления социальных услуг уделяется постоянное внимание в городе Москве.
Вместе с тем, нуждаемость населения в социальных услугах продолжает оставаться острой; значительное число граждан, которым они необходимы, не имеет возможности их получить.
Стратегическая цель деятельности управления социальной защиты населения администрации г. Москвы - развитие и усовершенствование существующей системы предоставления социальных услуг.
Перед управлением социальной защиты населения администрации города Москва оставлены задачи повышения доступности социальных услуг, качества и эффективности предоставляемых услуг для населения.
С учетом положений действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере предоставления социальных услуг, выделяется следующий блок задач, решением которых обеспечивается достижение цели настоящей Программы.
Удовлетворение потребностей жителей в социальных услугах по организации досуга пожилых граждан и организации мероприятий по работе с детьми, воспитывающимися в семьях с дисфункциональными нарушениями.
Изучение потребности населения в услугах учреждений. Внедрение новых моделей и технологий предоставления социальных услуг. Применение дифференцированного подхода к удовлетворению культурных потребностей граждан.
Разработка методики оценки качества предоставления бюджетных услуг учреждениями.
Обеспечение гарантий доступности и качества предоставления социальных услуг, в том числе: посредством расширения площадей центров по работе с населением и домов ветеранов на основе объективной оценки занимаемых площадей этих учреждений.
Улучшение качества предоставления услуг и повышение эффективности работы, в том числе: посредством укрепления материально-технической базы центров по работе с населением и домов ветеранов на основе объективной оценки материально - технической базы этих учреждений.
Обеспечение гарантий стабильности бюджетного финансирования центров по работе с населением и домов ветеранов на основе объективной оценки стоимости бюджетных услуг.
В рамках данной задачи предполагается определение стоимости бюджетных услуг на основе фактических затрат. Распределение бюджетных средств по получателям на основе фактически предоставляемых бюджетных услуг (количественный показатель). Проведение мониторинга фактических затрат.
Динамика численности малоимущего населения, состоящего представлена в табл. 1.
Таблица 1 - Динамика численности малоимущего населения ГУ КЦ СО «Останкинский»
2007 год2008 год2009 годВсего населенияИз них малоимущихВ % к общей численностиВсего населенияИз них малоимущихВ % к общей численностиВсего населенияИз них малоимущихВ % к общей численности580,4156,127583,5147,425578,1144,325%
В течение 2008 года количество малоимущих граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 4%.
Социальная поддержка различных возрастных групп. Исследования социально-демографического профиля бедности в России показывают, что риски и глубина бедности сильно дифференцированы для разных групп домохозяйств. Самому высокому риску бедности (около 80%) подвержены семьи с детьми, тогда как среди семей пенсионеров бедных менее трети и дефицит доходов в этой группе не столь значителен. Самый общий вывод, который напрашивается исходя из этих результатов: меры социальной поддержки для семей с детьми должны быть приоритетной частью в структуре социальных расходов.
Рассмотрим, каким образом в Центре распределяются средства на программы, адресованные следующим социально-демографическим (возрастным) группам:
детям и семьям с детьми;
молодежи;
гражданам пожилого возраста.
Важно отметить, что в некоторых статьях расходов невозможно однозначно определить, какова возрастная структура получателей этих мер социальной поддержки. Самые крупные и социально значимые из них - это «Субсидии на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на пассажирском транспорте» и «Расходы на реализацию мер социальной поддержки граждан по оплате ЖКУ». По этой причине мы были вынуждены исключить такие статьи расходов из дальнейшего анализа в этом пункте.
Структура расходования средств по возрастным группам получателей социальной поддержки в ГУ КЦ СО «Останкинский» в 2009 г. приведена в таблице 2 в двух вариантах: первый включает в себя все формы социальной поддержки (выплаты, социальные услуги и льготы), а второй - только денежные выплаты и натуральные льготы.
Таблица 2 - Структура расходования средств на меры социальной поддержки различных возрастных групп населения
Категории расходовСоотношение, %Выплаты, услуги и льготыВыплаты и льготыМеры социальной поддержки детей и семей с детьми26,84,9Меры социальной поддержки молодежи3,60,3Меры социальной поддержки пожилых людей18,014,9Всего по Программе100100
При рассмотрении всех трех форм социальной поддержки приоритетной социально-демографической группой являются дети и семьи с детьми. На меры их социальной защиты в 2008 г. было выделено более 125 млрд. руб., или свыше четверти всех средств, заложенных на реализацию Программы. На социальную поддержку пожилых людей расходуется в полтора раза меньше средств, чем на программы для детей (84 млрд. руб., или 18% всех расходов).
Однако следует иметь в виду, что в эти суммы включены не только программы социальных льгот и выплат, но предоставление социальных услуг, на которые уходит более 80% всех затрат поддержку детей и семей с детьми. Таким образом, основной формой социальной поддержки этой группы в Центре социального обслуживания является предоставление бесплатных услуг в дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях, содержание детей в интернатных учреждениях и детских домах, а также обеспечение их досуговой деятельности. В среднем на эти социальные услуги (без финансирования учреждений по внешкольной работе с детьми и коррекционных учреждений) расходуется около 90 тыс. руб. в год на 1 ребенка.
Если исключить из рассмотрения расходы на содержание учреждений социальной сферы и анализировать затраты только на выплаты и реализацию льгот, то соотношение возрастных групп становится противоположным. Доля расходов на программы для детей и семей с детьми снижается примерно в 5 раз, а главными получателями денежных выплат и натуральных льгот оказываются представители старшего поколения (15% расходов по Программе). Около 80% этих средств направляется на реализацию специальной программы поддержки доходов этой возрастной группы: к пенсиям неработающих и некоторых категорий работающих московских пенсионеров и инвалидов ежемесячно доплачивается сумма, гарантирующая им доходы не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (ПМ). В Программе 2008 г. установлено, что с 1 февраля 2008 г. общая сумма пенсии (пенсий) и ежемесячной компенсационной выплаты у малообеспеченных семей не может быть ниже 5 300 рублей.
Всего данную компенсационную выплату получают 2 млн. человек, что составляет 83% от общего количества малообеспеченных. На финансирование этой программы выделяются беспрецедентно большие суммы - более 55 млрд. руб. в 2009 г., что в 1,7 раза больше уровня финансирования 2008 г. Объем средств, направляемых на поддержку доходов неработающих, составляет 68% от суммы всех социальных выплат, заложенных в Программе 2009 г. Судя по охвату получателей и объему расходов бюджета, эта программа является одним из приоритетов социальной защиты населения
Наименьшую социальную поддержку получает молодежь: расходы на все формы социальной поддержки этой возрастной группы составляют только 3,6%. При этом около 80% всей суммы составляют расходы на содержание обучающихся в средних специальных учебных заведениях, в том числе выплата стипендий. Также к мерам по поддержке молодежи относятся дотации остронуждающимся студентам, оказание помощи вузам, материальная поддержка безработных выпускников ПТУ и ССУЗов, ищущих работу впервые. Однако средства, направляемые на эти программы, минимальны.
В соответствии с Порядком предоставления адресной социальной помощи малообеспеченным семьям в ГУ КЦ СО «Останкинский»а, адресная социальная помощь может быть оказана в виде:
Оплата различных социальных услуг:
Пребывание ребенка в детском дошкольном учреждении;
Молочные смеси ребенку в возрасте до 2-х лет;
Изготовление фотографий для оформления паспорта;
Услуги, связанные с выдачей паспорта;
Медицинский осмотр при поступлении на работу;
Скидка на оплату услуг бани;
Услуги санпропускника по профилактике педикулеза;
Обеды;
Денежные социальные пособия;
Льготы на оплату ЖКУ и проезд;
Субсидии на оплату ЖКУ;
Натуральной помощи продуктами;
Натуральной помощи промтоварами.
Таким образом, формированию эффективной системы предоставления социальных услуг малообеспеченным семьям уделяется постоянное внимание в ГУ КЦ СО «Останкинский». Основная цель деятельности центра заключается в следующем: способствовать реализации права семьи и детей на социальную защиту и материальную поддержку со стороны государства, содействовать укреплению статуса семьи как социального института, улучшению показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
. Нормативно-правовая база социальной работы
Вопросы правового обеспечения социальной защиты населения и современной системы социального обслуживания в России очень актуальны.
Смена политической ориентации государства и экономический кризис затронули все сферы жизнедеятельности общества. На протяжении ряда лет идёт устойчивое снижение жизненного уровня основной части населения. В особо тяжёлой ситуации оказались пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные семьи. Поэтому главной целью социальной политики нашего государства стало повышение уровня социальной защищённости личности и дальнейшее развитие, совершенствование социальной сферы. Способствовать этому призвана правовая база.
Нормативно - правовые акты, регламентирующие вопросы социальной защиты населения отражают три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации:группа - "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка", "Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей" и др.
ІІ группа - Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (15.02.95), "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (17.05.95) и др.
ІІІ группа - нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.
На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную адресную социальную помощь.
Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный закон РФ "О государственной социальной помощи", который был принят Государственной Думой 25 июля 1999 года[4]. Данный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной адресной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Закон "О государственной социальной помощи" закрепляет понятие государственной адресной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы.
Этот важнейший Федеральный закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания адресной социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной адресной социальной помощи относятся:
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной адресной социальной помощи;
разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной адресной социальной помощи на всей территории РФ;
формирование федерального бюджета в части расходов на оказание данного вида помощи;
установление видов государственной адресной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона " О государственной социальной помощи", данный закон вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом " О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Во исполнение федерального закона «О государственной социальной помощи»:
разработаны рекомендации по оценке уровня нуждаемости при реализации адресной социальной помощи от 17 марта 2000 г. № 85-СК;
разработано программное обеспечение организации социальной адресной помощи (автоматизированная система «Адресная социальная помощь).
Данный закон в существующем виде не может обеспечить решение задачи оказания государственной адресной социальной помощи малоимущим. Основной причиной бездействия указанного закона является то, что он оказался не в состоянии обеспечить концентрацию бюджетных ресурсов всех уровней на оказании помощи наиболее нуждающейся части населения. Закон основывается на принципе гарантированного прожиточного минимума для всего населения страны и предполагает оказание адресной социальной помощи в размере разницы между среднедушевым доходом и величиной прожиточного минимума всем малоимущим семьям и одиноким гражданам независимо от причин их малообеспеченности, что противоречит ч. 2 ст. 6 данного закона. Кроме того, в действующем законе предусмотрена возможность применения единственного механизма оценки нуждаемости, который основывается исключительно на проверке и учете только денежных доходов, а не на данных о реальном потреблении граждан. Однако значительную часть доходов население получает в натуральной форме, которая остается неучтенной. Закон не предусматривает возможности применения косвенных методов оценки нуждаемости, которые были апробированы в ряде регионов Российской Федерации и продемонстрировали позитивные результаты, в соответствии с которыми многие домохозяйства, официальные душевые доходы которых не превышают прожиточного минимума, не являются бедными по показателю потенциальных потребительских расходов.
Положение закона о размере предоставляемой государственной адресной социальной помощи, которая не может превышать разницу между фактическим денежным и/или натуральным доходом семьи заявителя и суммой установленных в регионе прожиточных минимумов всех членов семьи заявителя (ст. 11), в регионах однозначно интерпретируется как безусловное доведение государственной адресной социальной помощи до величины прожиточного минимума. Вследствие указанных недостатков в действующем Законе необоснованно расширяется круг получателей государственной адресной социальной помощи и завышается объем выплат социальной помощи.
Несмотря на указанные недостатки, закон О государственной социальной помощи впервые предоставляет возможность определить тех лиц, которые испытывают острую потребность в получении социальной адресной помощи. Тем самым делается первый шаг на пути перехода от принципа категориальности в оказании адресной социальной помощи к осуществлению адресного принципа на основе оценки материальной обеспеченности. Однако даже ряд новых для законодательства положений не спасет закон от бездействия в силу своих расплывчатых и неопределенных формулировок.
Следующим законодательным актом, который регулирует оказание государственной социальной адресной помощи, является Федеральный закон "О прожиточном минимуме в РФ".
Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан нашей страны.
Федеральный закон "О прожиточном минимуме в РФ" регулирует следующие вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок её установления, величина прожиточного минимума, периодичность её исчисления и порядок установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной адресной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации. В целях реализации данного закона приняты:
Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ «О порядке разработки методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ»;
Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ;
Постановление Правительства РФ «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам по РФ»;
Необходимо также выделить ещё один немаловажный документ Правительства РФ, Постановление «О перечне видов доходов , учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» от 20 августа 2003г. № 512. Данное постановление определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной адресной социальной помощи. Данное постановление имеет огромное значение, так как определяет за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего человека за необходимый расчётный период, следует отметить, что оно заменило Постановление Правительства РФ «О порядке расчета среднего дохода малоимущих семей и одиноко проживающих граждан для предоставления им социальной помощи» от 22 февраля 2000 г. №152.
Издание нового постановления своеобразно дополняет Федеральный закон РФ " О государственной социальной помощи" и является более усовершенствованным по сравнению с предыдущим. Постановление внесёт необходимую ясность как для органов социальной защиты населения, так и для граждан обращающихся в эти органы за необходимой помощью. Оно было принято во исполнение Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"[15, с.37-38].
3. Деятельность отдела Сопровождения семьи и детей ГУ КЦСО «Останкинский»
социальная работа семья сопровождение
Отделение сопровождения семьи и детей в ГУ КЦСО «Останкинский». функционируют с 2004 года. Цель его деятельности - оказание социально-педагогической и социально-психологической помощи дисфункциональным семьям.
Категории семей - полные, неполные, одинокие отцы и матери, семьи с детьми-инвалидами, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних родителей, замещающие семьи, семьи, в которых один из родителей находится в местах лишения свободы или розыске.
Услуги, оказываемые отделениями сопровождения семьи и детей: - консультирование родителей по вопросам решения семейных проблем;
социально-педагогический патронаж;
социально-психологический патронаж;
диагностика внутрисемейных и внутриличностных проблем;
оказание психологической помощи детям и родителям;
содействие в лечении от алкогольной зависимости;
содействие в прохождении медицинского обследования и лечения
содействие в восстановлении и оформлении личных документов;
выявление детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помещении в государственные учреждения;
помощь в оформлении ребенка в детский сад;
содействие в трудоустройстве родителей;
оказание материальной помощи;
содействие в получении гарантированных государством льгот и пособий;
содействие в получении социальных услуг (социально-экономических, социально-бытовых, социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских) и т.д.
Основные показатели деятельности отделения сопровождения малообеспеченных семей и детей представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели деятельности отделения сопровождения в ГУ КЦ СО «Останкинский»
Показатель200720082009Кол-во семейКол-во детей Кол-во семейКол-во детей Кол-во семейКол-во детей Количество семей (с детьми), состоящих на учете200222281314218412512186Количество семей (с детьми), поставленных на учет229366178316152294Количество семей (с детьми), состоящих на патронаже461859438805366690Количество семей (с детьми), снятых с патронажа по достижению положительных результатов71118149256176282Количество семей (с детьми), снятых с патронажа по другим причинам165287951764688Количество семей (с детьми), снятых с учета по достижению положительных результатов5691295453109206Количество семей (с детьми), снятых с учета по другим причинам 110181 485998140 267
Также представим эти данные на рисунке 2.
Рис. 2 - Показатели деятельности отделения сопровождения по социальной работе с малообеспеченными семьями 2007-2009 г.
В 2007 году на учете в 5 отделениях сопровождения семей с детьми состояло 2002 семьи, в которых воспитывалось 2228 детей. 697 семей (1264 детей) получили услуги патронажа. Эффективность работы (количество семей, снятых с патронажа по достижению положительных результатов) составила 30%.
В 2008 году на учете в 5 отделениях сопровождение семей с детьми состояло 1314 семей, в которых воспитывался 2184 ребенок.685 семей (1237 детей) получили услуги патронажа. Эффективность работы (количество семей, снятых с патронажа по достижению положительных результатов) составила 61%.
В 2009 году на учете состоит 1251 семья (2186 детей). Снижение количества неблагополучных семей, состоящих на учете в центрах, в сравнении с 2007 годом составило 38 %.
Услуги патронажа в 2007 г. получили 697 семей (1264 ребенка), в 2009г. - 589 семей (1750 детей).
Количество семей, снятых с учета по достижению положительного результата, увеличилось с 56 в 2007 до 109 в 2009 году.
Приведенная статистика свидетельствует об эффективности работы отделений сопровождения семьи и детей. Наблюдается снижение количества малообеспеченных семей, воспитывающих детей. Отмечается положительная динамика результативности работы отделений.
Другой формой оказания социально-педагогических и социально-психологических услуг населению является оказание помощи детям в возрасте 4-7 лет, не посещающих ДОУ и воспитывающихся в семьях с дисфункциональными нарушениями. Цель работы отделения - оказание психолого-педагогической помощи детям в возрасте 4-7 лет, воспитывающимся в семьях с дисфункциональными нарушениями и имеющими проблемы в психоречевом развитии.
Одним из основных направлений деятельности управления социальной защиты населения является забота о детях из малообеспеченных семей.
На учете в Отделении сопровождения в ГУ КЦ СО «Останкинский». состоят 4180 семей, получающих ежемесячное пособие на 523 детей. За 1-е полугодие 2009 г. выплачено 7714,4 тыс. руб.
146 многодетных семей получили пособий в общей сумме 440,3 тыс. руб. на 293 детей.
322 одиноким матерям выплачено пособие на 373 детей, всего выплачено 112,9 тыс. руб.
164 беременным женщинам и женщинам на второго ребенка в возрасте до 1 года выплачено пособие в сумме 806,4 тыс. руб.
216 получателям выплачивается пособие на третьего и последующих детей в возрасте до 16 лет. В 1-м полугодии 2008г. выплачено 806,4 тыс. руб.
Единовременное пособие на рождение третьего ребенка в размере 10 тыс. руб. выплачено 12 семьям на сумму 120,0 тыс. руб.
Единовременное пособие при рождении в семье ребенка в размере 8 860 руб. выплачено 108 безработным гражданам в сумме 722,2 тыс. руб.
В Отделении сопровождения в ГУ КЦ СО «Останкинский». на учете состоят 152 многодетных семьи, в которых воспитывается 448 детей, 238 семей одиноких матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. Специалистами Отдела сопровождения проведена соответствующая работа с вышеуказанной категорией населения по выявлению в них детей-подростков, выяснению их занятости общественно-полезной деятельностью. Под особый контроль берутся неблагополучные семьи и семьи, оказавшиеся в экстремальных ситуациях. Им оказывается материальная и психолого-педагогическая помощь, выделялись продуктовые наборы, вещи, бывшие в употреблении. В течение полугодия 2009г. 65 семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказана помощь продуктами питания и вещами, бывшими в употреблении. Специалистами Отдела сопровождения Центра была оформлена 181 социальная карта беременных, с каждой женщиной была проведена профилактическая беседа о здоровье матери и ребенка, обследованы жилищно-бытовые условия каждой семьи, из них 1 женщина поставлена на учет как социально-неблагополучная. 57 малообеспеченным семьям в течение всего периода были выданы справки в учебные учреждения для получения социальной стипендии.
В целях предупреждения и распространения алкоголизма, оздоровления и сохранения человеческого потенциала района, специалисты Отдела сопровождения в ГУ КЦ СО «Останкинский». продолжают работать с межведомственной программой на 2005-2010 гг. помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В текущем полугодии пролечено от алкогольной зависимости 9 человек. Каждая семья поставлена на особый контроль.
По путевкам Министерства здравоохранения и социального развития отдохнули и поправили свое здоровье в течение всего периода 99 детей, из них 20 детей в лагерях.
семьям выдана беспроцентная возвратная ссуда на создание личного подсобного хозяйства на общую сумму 3000 руб.
Многодетной семье Волковой Т.П. за счет средств приобретены электрическая плита и электрический чайник на общую сумму 10000 руб.
многодетных семей получили льготный кредит в размере по 30 тыс. руб. каждая на улучшение жилищных условий за счет средств областного бюджета.
Таким образом, отделение сопровождении семьи в ГУ КЦ СО «Останкинский». проводит оказание социально-педагогической и социально-психологической помощи малообеспеченным семьям.. В 2009 по результатам работы отделения произошло снижение количества неблагополучных семей, состоящих на учете в центрах, в сравнении с 2007 годом составило 38%. Специалистами отдела сопровождения оказывается помощь малообеспеченным в денежном выражении (оформление на получение различного вида пособий), продуктами питания и вещами, бывшими в употреблении. Специалистами Отдела сопровождения Центра была оформлена 181 социальная карта беременных, с каждой женщиной была проведена профилактическая беседа о здоровье матери и ребенка, обследованы жилищно-бытовые условия каждой семьи.
Заключение
Таким образом, исходя из поставленных во введении задач можно сделать следующие выводы:
Формированию эффективной системы предоставления социальных услуг уделяется постоянное внимание в ГУ КЦ СО «Останкинский».
Основная цель деятельности ГУ КЦ СО «Останкинский» заключается в следующем: способствовать реализации права семьи и детей на социальную защиту и материальную поддержку со стороны государства, содействовать укреплению статуса семьи как социального института, улучшению показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
Отделение сопровождении семьи Центра проводит оказание социально-педагогической и социально-психологической помощи малообеспеченным семьям К основным направлениям деятельности Отделения сопровождения ГУ КЦ СО «Останкинский». относится: социально-педагогический патронаж; социально-психологический патронаж; оказание психологической помощи детям и родителям; содействие в прохождении медицинского обследования и лечения помощь в оформлении ребенка в детский сад; содействие в трудоустройстве родителей; оказание материальной помощи; содействие в получении гарантированных государством льгот и пособий; содействие в получении социальных услуг (социально-экономических, социально-бытовых, социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских) и т.д.
В 2007 году на учете в 5 отделениях сопровождения семей с детьми состояло 2002 семьи, в которых воспитывалось 2228 детей. 697 семей (1264 детей) получили услуги патронажа. Эффективность работы (количество семей, снятых с патронажа по достижению положительных результатов) составила 30%.
В 2008 году на учете в 5 отделениях сопровождение семей с детьми состояло 1314 семей, в которых воспитывался 2184 ребенок.685 семей (1237 детей) получили услуги патронажа. Эффективность работы (количество семей, снятых с патронажа по достижению положительных результатов) составила 61%.
В 2009 по результатам работы отделения произошло снижение количества неблагополучных семей, состоящих на учете в центрах, в сравнении с 2007 годом составило 38%. Специалистами отдела сопровождения оказывается помощь малообеспеченным в денежном выражении (оформление на получение различного вида пособий), продуктами питания и вещами, бывшими в употреблении. Специалистами Отдела сопровождения Центра была оформлена 181 социальная карта беременных, с каждой женщиной была проведена профилактическая беседа о здоровье матери и ребенка, обследованы жилищно-бытовые условия каждой семьи.
В целях совершенствования направлений работы Центра по работе с малообеспеченными семьями, необходимо, оказывать расширить спектр предоставляемых видов социальной помощи малообеспеченным семьям, в центре следует проводить «Дни открытых дверей» для родителей малообеспеченных семей, организовывать для них индивидуальные беседы и групповые дискуссии со специалистами. Необходимо также создание в Центре на базе существующих ПЭВМ локальных и интегрированных вычислительных сетей, которые позволят осуществлять контроль исполнения документов, по социальной работе с малообеспеченными семьями исключая бумажные носители информации (регистрационные и учетные карточки).
Список использованных источников и литературы
1.Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). - М.: Виктория Плюс, 2006. - 48 с.
2.Государственной социальной помощи. Федеральный закон от 25 июля 1999г (ред. от 28.04.2009) // Российская газета, 1999, №43, 21 июля.
.О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (с изменениями от 25 декабря 2008) // Российская газета. - 2006 г. - № 297.
.О мерах по социальной поддержке многодетных семей. Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. № 431(от 25.02.2003) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 19. - ст. 1044.
.О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи. Постановление Правительства РФ от 20 08.2003 г. (ред. от 01.12.2007)// »//Собрание законодательства РФ.- 2003.- № 512.
.Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации.- Федеральный закон от 15 ноября 1995г (ред. от 23.07.2008)// Собрание законодательства РФ, 1995.
.Васильев, В. Малоимущим руку помощи/ В. Васильев // Человек и труд.-2008.- №7. - С. 14-16.
.Володин Н. Опыт адресной поддержки/ Н. Володин // Человек и труд.-2004.- №4. - С. 3.
.Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учебное пособие / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2007. - 176 с.
.Голенко Е.Н. Право социального обеспечения: Учебник / Е.И. Голонко, В.И. Ковалева. - М.: Норма, 2005. - 283 с.
.Горелов А.А. Социология: Учебник / А.А. Горелов. - М.: Эксмо, 2006. - 496 с.
.Гуляев С.В. Социальная политика в условиях рынка: Уч. пособие, 2-ое издание переработ. и дополненное/ С.В. Гуляев.- М: ЮНИТИ, 2006. -303 с.
.Денисов Н. Социальная политика: цели, принципы, механизмы реализации / Н. Денисов // Экономист. - 2007. -№ 11. - С. 6-8.
.Долотин Б. Обеспечить реальную адресную помощь / Б. Долотин // Социальное обеспечение.- 2005.- №11. - С. 12.
.Долотин Б. Пути реформирования / Б. Долотин // Социальное обеспечение.- 2004.- № 11. - С. 5.
.Тетерский, С.В. Введение в социальную работу. - М.: Академический проект, 2006. - 494 с.
.Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - М.: Дашков и К0, 2004. - 608 с.
.Якушев, А.В. Социальная защита. Социальная работа / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2007. - 271 с.