Отчет по практике


Организация производства и агротехника риса

ВВЕДЕНИЕ


Я проходил производственную практику во Всероссийском научно исследовательском институте риса в группе агробиологических исследований.

ВНИИ риса - государственное научное учреждение, входящие в состав Российской академии сельскохозяйственных наук. На территории страны институт является ведущим центром, осуществляющим научно-методическое обеспечение рисоводческой отросли АПК.

Основная научная и производительная база ВНИИ риса находиться в поселке Белозерном.

В состав института входят: селекционный центр, технологический центр, опытно-производственный участок, Поволжский опорный пункт, организация научного обслуживания.

В ходе моей работы были поставлены цели освоить биометрический анализ рисового зерна и ознакомиться с технологией возделывания затопляемого риса.

Ряд задач в моей производственной практике заключается в том:

? изучить методику закладки;

? проведение вегетационных и лабораторных опытов;

? освоить технику лабораторных работ;

? практически освоить метод биометрического анализа рисового зерна;

? освоить работу на лабораторном измерительном оборудование;

? изучить деятельность Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института риса.

биометрический возделывание затопляемый рис


1. Краткая характеристика предприятия


Всероссийский научный-исследовательский институт риса - одно из наиболее известных научных учреждений в системе Россельхозакадемии, с мощным исследовательским потенциалом и замечательными традициями. Здесь была сформулирована концепция отечественного рисоводство; сделаны наиболее крупные теоретические и практические разработки, заложившие фундамент отросли.

Высокопродуктивные сорта риса, выведенные селекционерами института, занимают в России более 80 процентов от посевной площади под этой культурой, их возделывают и в ряде зарубежных стран. В стенах института разработаны новые ресурсосберегающие технологии возделывания адаптированные к почвенно-климатическим условиям зон выращивания культуры. Все это позволило существенно повысить показатель средней урожайности культуры в стране, заполнить рисом отечественного производства значительную нишу на внутреннем зерновом рынке и таким образом упрочить продовольственную безопасность России.

Вклад ученых ВНИИ риса в развитие отечественного рисоводства огромен. Благодаря труду научных сотрудников ВНИИ риса за десятилетия создано более 80 сортов риса и несколько технологий возделывания культуры. Сейчас практически вся площадь рисовых оросительных систем в Краснодарском крае и других рисосеющих регионах страны занята сортами, выведенными селекционерами института.

В 1931 году в Краснодаре был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт рисового хозяйства. Три года спустя его реорганизовали во Всесоюзную, а в 1956 году - в Кубанскую рисовую опытную станцию. На базе последней в ноябре 1966 года был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт риса. В разные годы институт возглавляли: М.Г. Иванов, В.Б. Зайцев, Е.И. Ушаков, Н.Г. Климко, В.П. Доценко, А.П. Джулай, А.П. Сметанин, И.Т.Ефимов, Г.А. Романенко, Е.П. Алешин.

У истоков отечественной науки о рисе стояли академики Б.А. Шумаков и Б.А. Неунылов, профессора Е.Б. Величко, П.А. Витте, Г.Г. Гущин, А.П. Джулай, П.С. Ерыгин, В.Б. Зайцев, Н.Б. Натальин.

Современный этап развития рисоводства связан с именами и трудами ведущих ученых института: в области генетики и селекции риса - В.А. Дзюбы, А.П. Сметанина, В.Н. Шиловского, Г.Л. Зеленского, B.C. Ковалева, Н.В. Остапенко; физиологии и минерального питания риса - Е.П. Алешина, Э.Р. Авакян, Н.С. Тура, Н.В. Воробьева, М.А. Скаженника; семеноводства и семеноведения - А.И. Апрода, А.Н. Зинника; агрохимии и удобрения риса - В.Т. Рымаря, А.Х. Шеуджена, А.Г. Ладатко, В.Н. Паращенко; защиты растений от сорняков, вредителей и болезней - В.Д. Агаркова, А.С. Мырзина, А.И. Касьянова; гидротехники и мелиорации - В.А. Попова; механизации - М.И. Чеботарева; в области экономики и организации отрасли - Г.А. Романенко, В.Н. Положия и Е.М. Харитонова.

Надежды на дальнейшее развитие отрасли связаны с перспективными молодыми учеными: Ю.К. Гончаровой, Ж.М. Мухиной, И.И. Супруном, Н.Н. Малышевой, В.Я. Рубаном, В.А. Ладатко, С.Л. Похно.

Создание современной базы рисового комплекса страны и становление института в нем как ведущего научного центра в значительной мере принадлежит бывшему директору Г.А. Романенко. Геннадий Алексеевич Романенко возглавил ВНИИ риса в мае 1969 года. За короткий срок с его участием были решены многие организационно-технические вопросы, связанные со строительством комплекса зданий института, формированием коллектива исследователей.

Немалый вклад в развитие кубанского рисоводства внесли и руководители производственных предприятий Кубани: П.Т. Бадран, А.И. Гаманенко, Н.И. Горовой, А.А. Котивец, Л.Г. Курячий, А.И. Майстренко, Н.М. Мариненко, И.В. Марковский, И.К. Петрусенко, А.Г. Темчура, Н.Н. Тимофеев, Б.Г. Фоменко, В.И. Черушев.

В наши дни славные традиции кубанских рисоводов продолжают руководители рисоводческих хозяйств: В.В. Прокопенко, В.В. Аношенков, П.Я. Кирий, С.В. Кизинек, Л.Ф. Максименко и В.А. Шевцов.

ВНИИ риса является государственным научным учреждением, входящим в состав Российской академии сельскохозяйственных наук. На территории России институт остается единственным центром, осуществляющим научно-методическое обеспечение рисоводческой отрасли АПК страны.

Основная научная и производительная база ВНИИ риса находиться в поселке Белозерном.

В состав института входят:

?селекционный центр;

?сехнологический центр;

?опытно-производственный участок;

?Федеральное государственное унитарное предприятие рисоводческий племенной завод «Красноармейский» им. А.И. Майстренко;

?Федеральное государственное унитарное элитно-семеноводческое предприятие «Красное»;

?Поволжский опорный пункт.

Структура института состоит: руководство института; ученый совет; Селекционный центр; технологический центр; аспирантура; научная библиотека (Рисунок 1).

Ученый совет является основным координирующим органом научной и научно-производственной деятельности института. Возглавляет ученый совет директор института, академик Россельхозакадемии Е.М. Харитонов, его заместитель ? доктор сельскохозяйственных наук В.С. Ковалев, ученый секретарь - кандидат биологических наук Л.В. Есаулова.

Состав ученого совета утвержден президиумом Российской академии сельскохозяйственных наук. В настоящее время в составе ученого совета 23 человека, среди них - известные ученые-рисоводы, руководители структурных подразделений института, высококвалифицированные специалисты, а так же директора опытно-производственных предприятий.




Рисунок 1?Структура ВНИИ риса


Состав ученого совета утвержден президиумом Российской академии сельскохозяйственных наук. В настоящее время в составе ученого совета 23 человека, среди них - известные ученые-рисоводы, руководители структурных подразделений института, высококвалифицированные специалисты, а так же директора опытно-производственных предприятий.

На заседаниях ученого совета рассматриваются вопросы, связанные с основными направлениями научной и производственно-хозяйственной деятельности института, утверждаются планы научно-исследовательской работы, подготовки кадров, сотрудничества с другими научными учреждениями, материально-технического и финансового обеспечения выполняемых работ. Ученый совет утверждает отчеты о результатах научно-исследовательской деятельности ВНИИ риса, рассматривает планы мероприятий по внедрению достижений отраслевой науки в сельскохозяйственное производство.

Селекционный центр состоит из отдела селекции, лаборатории исходного материала, лаборатория семеноводства и семеноведенья, лаборатории физиологии и биохимии, лаборатории биотехнологии и молекулярной биологии, лаборатории генетики, лаборатории качества.

Центром разработаны:

?приемы ускорения селекционного процесса;

?методы подбора исходного материала, родительских пар для использования в гибридизационных программах путем анализа базы данных генетических ресурсов риса;

?методы оценки исходного материала и сортов риса на качество зерна и крупы;

?методика ранней диагностики форм, адаптированных к абиотическим стрессам, основанная на контроле вклада генетических систем;

? способы и методы определения отзывчивости сортов риса на уровень минерального питания;

? система семеноводства, включающая производство;

? элитных и репродукционных семян риса;

? система мер борьбы с краснозерными формами риса;

? эффективные технологии переработки риса-зерна, обеспечивающие получение высококачественной крупы;

Технологический центр состоит:

? отдела научно-технической политики, экономического анализа и региональных проблем рисоводство;

? лаборатории агрохимии и почвоведения;

? лаборатории защиты риса;

? лаборатории сортовой агротехники и паспортизации сортов риса;

? группа технологии возделывания риса и сопутствующих культур рисового севооборота;

? группа мелиорации и орошаемого земледелия;

? группа экологии и мониторинга рисовых агроландшафтов;

? отдела овощекартофелеводства;

? группа физико-химических исследований;

? группа искусственного климата и обслуживания лабораторного оборудования;

? группа агробиологических исследований.

Центром разработаны:

?принципы конструирования высокопродуктивных адаптивно-ландшафтных систем земледелия для культуры риса;

? инженерные ирригационные рисовые системы с коэффициентом земельного использования 0,82?0,85;

?методы повышения эффективности рисовых оросительных систем;

?теоретические основы и примы повышения плодородия рисовых почв;

?комплексная система мер по обеспечению экологической безопасности зоны рисосеяния и прилегающих территорий;

?эффективные схемы севооборотов и системы обработки почвы с применением многооперационных, энерго- и ресурсосберегающих технологий;

? системы применения органических, макро- и микроудобрений, химических мелиорантов, регуляторов роста, модификаторов удобрений и других агрохимикатов;

?комплексная экологически безопасная энергосберегающая система защиты риса от сорняков, болезней и вредителей, обеспечивающая сохранение биологического урожая, предупреждение его интоксикации;

?система специализированных машин и орудий.

Группа агробиологических исследований создана в 2008 году.

Основные направления работы группы агробиологических исследований:

? разработка технологических регламентов, способствующие повышению продуктивности и устойчивости земледелия в рисоводстве;

? разработка теоретических основ и технологических приемов биологизации и экологизации земледелия в рисоводстве;

? совершенствование приемов эффективного использования фиторегуляторов в технологии возделывания риса, обеспечивающих повышение продуктивности и устойчивости растений к абиотическим и биотическим стрессам;

? изучение влияния экологических факторов и элементов агротехники на мезоструктуру фотосинтетического аппарата, газообмен листа и оптическое свойства ценоза риса.

Сотрудники группы являются соавторами четырех монографий, трех сборников рекомендаций, имеют восемь авторских свидетельств и четыре патента на изобретения.


2. Индивидуальная деятельность


За период прохождения производственной практики в группе агробиологических исследований отдела земледелия Государственного научного учреждения Всероссийской научно-исследовательский институт риса с 17 июля по 14 августа 2012г, Я ознакомился с технологией возделывания затопляемого риса, освоил технику лабораторных работ, методику закладки и проведения вегетационных и лабораторных опытов. В процессе моей производственной практике я практически освоил методы биометрического анализа растений, технологической оценки зерна, а так же работа на лабораторном измерительном оборудовании. Так же мной было изучено морфология затопляемого риса, методика определения SiO?, техника безопасности в химической лаборатории.


В настоящее время разработаны и освоены следующие варианты технологий возделывания затопляемого риса:

?возделывание риса с многооперационной обработкой почвы (интенсивная);

?возделывание риса с минимальной обработкой почвы (энергосберегающая);

?возделывание риса с ранним посевом и заделкой семян на глубину 3?5 см;

?возделывание риса с обработкой и планировкой почвы по воде;

?возделывание риса без применения гербицидов (природоохранная);

?возделывание риса без применения пестицидов (природоохранная);

По своим технико-экономическим и агротехническим показателям эти технологии соответствуют современным требованиям.

Технологиями предусматривается возделывание риса на современных инженерных оросительных системах, в севообороте с люцерной, промежуточными и парозанимающими культурами, использование высокоурожайных, устойчивых к полеганию сортов, обеспечение растений элементами минерального питания с учетом степени засоления и солонцеватости почв, дробное внесение азотных удобрений в период вегетации на основе данных почвенной и листовой динамики, защиту растений от сорняков, вредителей и болезней, основанную на экономических порогах вредоносности и агротехнических приемов, применения регуляторов созревания зерна. Возделывание риса с многооперационной обработкой почвы предусматривает посев семян среднеспелых и среднепозднеспелых сортов на глубину 0,5?1,5 см, широкое использование минеральных удобрений и химических средств защиты растений от сорняков, вредителей и болезней.

Мной был применен метод определения физических свойств семян. К основным физическим свойствам семян относятся: размеры, крупность, выравненность, вес 1000 семян, натурный удельный вес (плотность).

Линейные размеры семян определяют двумя способами: измерением (микрометром, штангенциркулем) и просеиванием навески зерна на ситах с отверстиями различного сечения и формы.

В лаборатории агробиологии имелось 82 вида образца рисового зерна, мне предоставила возможность изучить эти образцы с помощью метода определения физических свойств семян.

Для моей работы предоставили электронные весы, микрометр, персональный компьютер с установленной программой (Winseedls) для сканера. Для начала я взвесил по 10г образца каждого вида зерна при помощи электронных весов и рассыпал по пронумерованным алюминиевым бюксам.

Также мне институт предоставил возможность работать на аппарате, который обрушивает рис, отделяет зерновку от рисовой шелухи. После обрушения образцов риса я определял ширину и длину зерновки на сканере EPSON.

После этого я измерял толщину зерновки при помощи микрометра.

Для измерения микрометром образцы зерна перемешивают на делители и выделяют навеску 10г. Ее высыпают на разборную доску и после отделения всех примесей разравнивают и отбирают подряд по 100- 50 зерен. Замеры микрометром позволяют установить толщину с точностью до 0,01мм. По всем трем показателям необходимо вывести средние размеры (средняя арифметическая), а также пределы колебания размеров.

После все данные вносятся для удобства в таблицу и находится среднее арифметическое (Таблица 1).

Мной также был изучен вегетационный метод в селекционной практике, может быть применен в том случае, когда необходимо: детально расчленить и выявить значение отдельных факторов роста, сохранить по возможности все растения, транспортировать их в период вегетации, создать условия для детального и легко осуществимого наблюдения за поведением растений. Этот метод применяют для выращивания гибридов первого поколения и родительской форм, для получения 2?3-х урожаев в год, а также в опытах по изучению биологических особенностей растений, при проведении цито-генетических исследований.

Постановка вегетационных опытов возможна с использованием сосудов емкостью 6?12 литров и лизиметров различных конструкций и типов. Сосуды могут быть различными как по размеру, объему, так и материалу, из которого они изготовлены. Обычно используют стеклянные, эмалированные, пластмассовые, гончарные, металлические сосуды. ВНИИ риса использует в основном металлические сосуды. Из металлических наиболее долговечными и удобными являются сосуды из очинкованного железа. Снаружи их желательно покрывать краской, а внутри - битумным лаком или кузбасслаком [Козьмина, 1976, c 89].

Не редко в качестве сосудов используют ведра цилиндрической или конической формы. Предпочтение следует отдавать последним, так как в верхней части они имеют больший диаметр, что позволяет выращивать больше растений или увеличивать площадь питания каждого. Кроме того в таких сосудах меньше растений затеняются стенками.

Селекционные опыты в конечном счете имеют целью создание сортов, приспособленных именно к данным естественным условиям, и поэтому полевой опыт является основным во всех селекционных работах.

Так же я участвовал в уходах опытных образцов и в сортовой прополки. Задачей сортовой прополки на семенных участках является удаление из посевов риса растений других сортов и сорнополевых форм. Последние представлены краснозерными и белозерными разновидностями, особенностью которых является осыпаемость метелок и сильное поражение пирикуляриозов. Засорение ими посевов районированных сортов приводит к снижению урожая и ухудшению качества товарного зерна.




Таблица 1 -Толщина риса 6-и образцов



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


За период прохождения производственной практики в группе агробиологических исследований отдела земледелия Государственного научного учреждения Всероссийской научно-исследовательский институт риса с 17 июля по 14 августа 2012г, Я ознакомился с технологией возделывания затопляемого риса в Краснодарском крае.

Освоил технику лабораторных работ во Всероссийском научно- исследовательском институте риса.

Методику закладки и проведения вегетационных и лабораторных опытов я изучил и освоил практически.

В процессе моей производственной практике я практически освоил методы биометрического анализа растений, технологической оценки зерна, а так же работал на лабораторном измерительном оборудовании.

Так же я участвовал за уходом опытных образцов и в сортовой прополки на опытных посевах затопляемого риса.

Ознакомился с основной деятельностью ВННИ риса.

Всероссийский научно-исследовательский институт риса:

?проводит научно-исследовательскую работу в области рисоводства;

?координирует научно-исследовательские работы и осуществляет методическое руководство сетью опытных учреждений в России;

?пропагандирует и внедряет в производство достижения науки;

?осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров для отрасли.

Рис - это «визитная карточка» Кубани. Сейчас наш край стабильно производит более 80 процентов всего риса страны, причем растет не только валовый объем зерна этой культуры, но и повышается его качество.

Всероссийский научный-исследовательский институт риса - одно из наиболее известных научных учреждений в системе Россельхозакадемии, с мощным исследовательским потенциалом и замечательными традициями.

Здесь была сформулирована концепция отечественного рисоводство; сделаны наиболее крупные теоретические и практические разработки, заложившие фундамент отросли.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Всероссийский научно-исследовательский институт риса. г. Краснодар. 2011.

Авокян К.М. Лодатко А.Г. Бочко Т.Ф. Система рисоводства Краснодарского края. М.: ВНИИ риса, 2006. С 63. С 174.

Джулай А.П. Опыт возделывания риса на Кубани. Краснодар, Кн. изд-во, 1958. С 47.

Оськин А.И. и Радин Ю. П. Комплексная механизация возделывания риса. М., «Колос», 1971.C 134.

Козьмина Е. П. Рис и его качество 1976. С 89.

Косенко И. С. Достижения в области изучения сорных растений риса в СССР. ? «Труды Краснодарского института пищевой промышленности», Краснодар, 1965, вып. 7. С 66.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.