Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Отчёт
по педагогической
практике
специальность «Социальная педагогика»
квалификация - бакалавр
Красноярск 2012г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН работы
ВремяСобытияСодержаниеМесто проведенияОтметка о выполненииПознакомиться с программой практики.Участие в работе установочной конференции.На базе КГПУВыполненоРазработать проект собственной социально-педагогической деятельности с одной из категорий детей и их семьями.1.Провести диагностическое исследование и выявить причины возникновения нежелательной ситуации, в которую попал ребенок в семье, школе, коллективе. 2. Определить содержание социально-педагогической коррекции в отношении данной категории детей. 3. Разработать формы коррекции для конкретной категории детей. 4. Провести все мероприятия, предусмотренные разработанным проектом практики.МОУ Ильичевс-кая СОШВыполненоОбобщить полученные результаты.На базе КГПУВыполненоПодготовить и провести на заключительн. конференции тематическое выступление.На базе КГПУВыполнено
Сведения об учреждении
База учреждения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильичевская средняя общеобразовательная школа является бюджетным муниципальным образовательным учреждением. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом школы, Законом РФ «Об образовании», «Типового положения о средней общеобразовательной школе», нормативно-правовой документацией, приказами и распоряжениями выше стоящих организаций.
МОУ Ильичевская СОШ имеет Лицензию № 6554-л от 27 января 2012 года на право осуществления образовательной деятельности службы по контролю в области образования администрации Красноярского края.
Школа расположена в п. Ильичево Шушенского района, Красноярского края.
Ильичевская средняя школа была образованна 17 июня 1964 года. Первые годы занятия проходили в здании нынешнего детского дома. 25 октября 1971 г. школа отметила своё новоселье в новом здании, где находится и в настоящее время. За 43 года полную школу закончили 1904 ученика.
Основные направления деятельности учреждения.
Основными целями общеобразовательного учреждения является обеспечение развития творческого потенциала обучающихся и качественного обучения соответственно запросам личности ребёнка, общества, государства, формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Получение обучающимися среднего (полного) общего образования. Перед муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой №3 в 2011-2012, учебном году в рамках реализации национальной инициативы «Программы развития адаптивной школы на 2011-2012», были поставлены следующие задачи:
-формирование у учащихся целостной картины мира, нравственных основ с учетом глубоких знаний наук, изучаемых в школе;
-создание комфортной образовательной среды на основе индивидуальной работы с учащимися, формирование у них навыков самоконтроля как средства развития личности;
совершенствование методик для подготовки выпускников школы к Государственной итоговой аттестации;
использование новых педагогических технологий в предпрофильной подготовке и профильном обучении;
внедрение в учебный процесс новых элективных курсов;
расширение проектной деятельности учащихся по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов;
формирование нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению;
развитие ученического самоуправления.
Концепция развития учреждения
Школа работает в режиме функционирования в рамках «Программы развития адаптивной школы на 2011-2012 г».
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов Муниципального общеобразовательного учреждения Ильичевской средней общеобразовательной школы, которые диктуются социальным заказом со стороны государство на современном этапе.
Школа предполагает создание психологически комфортной, развивающей, оздоровляющей образовательной среды основывающейся на личностно-ориентированной воспитательной системе, обеспечивающей развитие ценностного (аксиологического), творческого (креативного) и коммуникативного потенциала каждого обучающегося на основе современного образования, сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства.
Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.
В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в выделенных приоритетах, а именно:
-личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), ее самооценка, развитие;
-гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе;
адаптация есть многоаспектное приспособление индивида к социальной среде обитания.
Виды адаптации: психологическая, социальная, технологическая, физиологическая, экономическая, бытовая, политическая, правовая, этнодемографическая, климатогеографическая.
Модель адаптивной школы - воспитательно-образовательное учреждение, которое «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды».
Кадровый состав, обязанности.
В школе преподают высококвалифицированные, опытные, с большим стажем работы учителя. Достаточный кадровый потенциал школы, стремление учителей к повышению профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые условия для развития и реализации учебно-воспитательного процесса.
В школе сложился профессионально компетентный и работоспособный педагогический коллектив. Из 46 педагогов школы 3 учителя имеют звание «Отличник просвещения РФ»; 14 педагогическим работникам присвоена высшая квалификационная категория; 24 учителя имеет I квалификационную категорию. За последние 3 года 5 педагогов отмечены отраслевыми наградами. 45 учителей отмечены грамотами УО, глав района, краевым агентством образования, законодательным собранием края. Коллектив школы стабильный, текучести кадров нет.
учителя награждёны значком «Отличник просвещения РФ», 3 - присвоено звание «Почетный работник образования РФ», 1 - «Заслуженный педагог Красноярского края». Двоим учителям: Изосимовой З.П. и Стиренко М.А. присвоено высокое звание «Заслуженный учитель РФ». 1 учитель отмечен за свой труд грамотой Министерства просвещения РФ. 2 учителя: Попкова Т.И и Трифонова А.Н. стали победителями краевого конкурса национального проекта «Образование».
Ежегодно педагоги школы повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации и переподготовки.
Однако отмечается большая доля учителей пенсионного и предпенсионного возраста. Средний возраст всех педагогических работников составляет - 50 лет. В коллективе 23 работающих пенсионера, из них 12 - по выслуге, т.е. доля педагогов - пенсионеров составляет 44% от общего состава педагогических работников. Средний возраст педагогов - 49,6 лет. В ближайшее время будет остро стоять вопрос о комплектации школы новыми педагогическими кадрами.
Круг проблем, решаемых специалистами учреждения.
Ведущими направлениями воспитания в школе учащихся является гражданское, нравственное, здоровье сохраняющее, которые включают в себя следующие формы воспитывающей деятельности: тематические классные часы, КТД, минуты общения; экскурсии, походы; интеллектуальные игры: Брейн-ринг, Поле чудес, Счастливый случай, КВН; посещение музеев, ЦРБ, выставок; просмотр спектаклей, фильмов и их обсуждение; конференции, дебаты, деловые игры.
Школой предоставляется учащимся дополнительное образование по образовательным областям: спортивно-оздоровительное, техническое, художественно-эстетическое, краеведческое.
Кроме того, используются ОДИ с целью осознанного понимания и изменения собственной деятельности каждого педагога в рамках происходящих изменений в школе; взаимодействие педагога с учеником становится всё более субъективным; совершенствуется методическое мастерство педагогов через различные формы; программно - целевой подход становится ведущим в планировании работы школы; получает развитие общественной составляющей управления школы.
В школе содержание образования, обеспечивающее успешность учеников в обучении, воспитании и социализации, характеризуется следующими тенденциями: педагогический процесс становится личностно-ориентированным; в учебный процесс внедряются технологии максимально адаптированные к РУВ учащиеся: модульное обучение, грамоте А. Кушнира ИОСО, метод проектов, дифференцированное обучение; школа принимает участие в реализации федерального проекта «ИСО»; создаются условия для освоения компьютерной грамотности: оборудован класс с компьютерной техникой, есть интернет, 60% педагогов прошли курсовую подготовку; приоритет обучения знаниям заменяется на воспитание учащихся на уроке; повышается статус и эффективность качества воспитания в школе.
Однако изменение социально-экономических условий в стране неизменно влечет за собой изменение социального заказа общества системе образования.
Закон РФ «Об образовании» ставит во главу угла функционирование образовательного учреждения, интересы развития конкретной личности. Дети и их родители становятся главными заказчиками в этой сфере, на удовлетворение их потребностей должна быть направлена деятельность всех образовательных учреждений, что ведет к изменению акцентов в деятельности, поиску места в современном образовательном пространстве и побуждает администрацию школы рассматривать образовательное пространство микрорайона как систему управления развитием личности. А потому и необходимо создать пространство, в котором отдельно взятый ребенок может успешно реализовать свои умения и способности.
Деятельность школы в режиме социокультурного центра на основе сетевого взаимодействия и интеграции возможностей (кадровых, материально-технических, методических и т.д.) всех учреждений п. Ильичево должна разрешить многие серьезные социальные проблемы и задачи.
Адаптивная школа - это образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
Первостепенное значение в деятельности адаптивной школы приобретает опора на «сильные» стороны личности и создание на этой основе условий для выбора ребенком собственной позиции по отношению к осваиваемому им знанию, по отношению к другим людям, по отношению к себе. Тем самым в фокусе внимания адаптивной школы находятся не столько технологические аспекты деятельности, сколько личностные.
Для решения этих проблем и определена основная цель адаптивной школы - создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Для этого приоритетным в деятельности школы и каждого учителя становится ресурсный подход.
Социально-педагогическая категория, обращающихся в учреждение.
Социальный состав учащихся неоднородный: дети рабочих, служащих, интеллигенции, предпринимателей, безработных, есть дети из детского дома.
Графически, социальные категории учащихся в 1 половине учебного 2011-2012 гг. можно представить диаграммой (рисунок 1).
Рисунок 1 - Социальные категории учащихся
Социальный состав семей неоднородный, имеются следующие категории: малообеспеченные, многодетные, семьи с одним родителем, неблагополучные и т.д. Заслуживает внимания тот факт, что количество многодетных и малообеспеченных семей не уменьшено, следовательно, в семьях воспитываются сироты, опекаемые, инвалиды, которым оказывается социальная и педагогическая поддержка на высоком профессиональном уровне. В школе работают психолог, логопед (кандидат педагогических наук) социальный педагог.
Возрастной состав клиентов учреждения.
С начала года в школе обучается 510 учащихся, объединенных в 24 класса. Распределение по ступеням представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Количество учащихся по ступеням обучения в первой половине 2012 г.
Ступень школыКоличество классов за периодКоличество учащихсяI8200II8210III3100I ступень - начальная школа, продолжительность обучения 4 года (1-4 классы); II ступень - основная школа, продолжительность обучения 5 лет (5 9 классы); III ступень - старшая школа, продолжительность обучения 2 года (10-11 классы).
Количество детей, обучающихся в начальной и средней школе, увеличилось, по сравнению с прошлым годом, но общее количество учащихся старшей школы сократилось за счет уменьшения количества классов в старшей школе, что связано со снижением рождаемости в 1993-1994 годах.
Средняя наполняемость классов на протяжении последних трех лет стабильна и держится на уровне 25 человек.
Большое внимание в своей работе педагогический коллектив уделяет сохранению контингента учащихся. Основная причина - смена места жительства учащегося, переселение в городскую местность по причине минимального количества рабочих мест.
Особенности социальной инфраструктуры микрорайона.
Школа предоставляет широкий спектр образовательных услуг, профессионально осуществляет гражданское воспитание детей и молодёжи, устанавливает партнёрские отношения с каждой семьёй своих учеников, со всеми родителями, которые составляют значительное число членов окружающего сообщества и с социальными партнёрами поселения.
Именно поэтому школа становится социально-воспитательным центром в поселке Ильичево.
Помимо школы, в поселке находятся такие упреждения образования и культуры, как Профессиональные училища (№ 28 и № 44), сельскохозяйственный колледж, сельскохозяйственный колледж, Досуговый центр, кинотеатр, детский сад, культурно-административный центр администрация), спортивная площадка, библиотека, детский дом. Центральная районная больница
В поселке имеется парковая зона, естественный водоем.
Помимо, есть предприятия - Управляющая компания, почтовой отделение, Птицефабрика.
В поселке имеется кафе с гостиницей.
Современный телекоммуникационный комплекс поселка обеспечивает подключение каждого дома к интернет-каналам, ТВ.
Жилая зона представлена, основном, частным сектором - одноэтажными домами, в основном с печным отоплением, и централизованным.
Итак, образовательная программа школы п. Ильичево формируется с учетом складывающихся динамичных социально-экономических и социокультурных сельских условий, традиций, насущных потребностей, наличных потенциалов, приоритетов и перспектив развития территориального сообщества, семьи и личности.
Трудности и проблемы в работе социального педагога.
В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это: оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту); организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта); влияние на человека.
Процесс влияния на человека - это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. В школе их немного, однако, каждый требует определенного подхода. А также это дети одарённые.
Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.
Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе. Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А этот вопрос стоит остро в современных условиях, и эта проблема сегодня актуальна.
Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.
Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом: изучает семью; помогает семьям в кризисных ситуациях; помогает в оздоровлении среды; помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды; защищает интересы ребёнка; налаживает контакты.
Проблема в работе состоит в том, что статистические данные по социальным проблемам и неблагополучным ситуациям, касающимся детей как России, так и в п. Ильичево, неутешительны. Например, рост числа детей-инвалидов, малообеспеченных семей - все это результаты современного экономического и политического кризиса в стране.
Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения страны.
Отсутствие государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности.
Особый разговор о здоровье подростков. Это раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни.
Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения.
К числу проблем в работе педагога и факторов, отрицательно влияющие на здоровье ребенка, можно отнести и современную систему образования. В детском саду наблюдается переуплотнение групп, отсутствие нужной мебели, не полная комплектация персонала по причине низкой заработной платы. Школы требуют дополнительного финансирования. Не хватает оборудования, средств для проведения оздоровительных мероприятий для детей-инвалидов.
Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения.
Сфера интересов детей и подростков.
Сейчас, существенной причиной увеличения бесконтрольности родителей является продолжающееся ухудшение материального уровня российской семьи, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием детей, пьянство и аморальный образ жизни, увеличение числа разводов и количества неполных семей. Дополнительными факторами детской безнадзорности, помимо неблагополучия семей, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья.
Рост различных проявлений девиантного поведения подростков ставит перед обществом и педагогами Ильической школы решение основных задач:
поиск форм, методов, технологий работы с дезадаптированными подростками;
концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и на предупреждение отклонений от социальных норм, то есть, устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на действия и поступки подростка.
В МОУ Ильичевская СОШ существую различные кружки и клубы, направленные на восстановление здоровье, повышение творческого потенциала и работа против девиантного поведения подростков.
Так, согласно I ступени развития, в школе работают кружки «Очумелые ручки», «Здоровячок», «Гимнастика».
Согласно II ступени развития, в школе существуют спортивные секции - баскетбол, волейбол, гимнастика, кружки - рисование, поэтический.
Согласно III ступени развития, осуществляют работу кружки - эстрадный, танцевальный, спортивных танцев.
Кроме того, учащиеся школы ежегодно участвуют в различных конкурсах и соревнованиях разных уровней, в т.ч. общероссийских.
«___»_______________2012 г. Студент______________________
Анализ должностных инструкций сотрудников
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильичевская средняя общеобразовательная школа
КритерииСоциальный педагогСоциальный работникСпециалист по социальной работеПедагог- воспитательПсихологСравнительный анализО С Н О В Н Е Д О К У М Е Н Т ЫЗаконы РФ Постановления и решения и федеральных органов по вопросам образования Трудовое и семейного законод-во Нормативные акты учреждения Правила и нормы гигиены труда Правила трудового распорядка Должностная инструкцияЗаконы РФ Постановления и решения и федеральных органов по вопросам образования Трудовое и семейное законод-во Нормативные акты учреждения Правила и нормы гигиены труда Правила трудового распорядка Должностная инструкцияЗаконы РФ Нормативные правовые акты, методические документы в области социального обслуживания граждан, семьи охраны материнст. и детства,нормы семейного, трудового, законод-ва, Внутренние нормативные документы учреждения Должностная инструкцияЗаконы РФ Постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов по вопросам образования Документы в области психологии Правила и нормы трудового распорядка Должностная инструкцияЗаконы РФ Постановления и решения Правительства РФ и фед.органов управления по вопросам образования; Нормативы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоох-ия, профориент-и, занятости труда, Консульта. Документы Внутренние документы Должностная инструкцияАнализ показал, что в деятельности представленных профессий особенно важны законодательные акты, а именно в области права, семьи. Кроме того, неотъемлемы такие документы, как должностная инструкция, внутренние нормативные акты. Исходя из решаемых задач, привлечена дополнительная професс.лит-ра Н А П Р А В Л. Д Е Я Т Л Ь Н.Обеспечение нормального, безболезненного включения ребенка в обществоФункционал широк Работа с семьей - одно из приоритетных направлений его деятельности. Оказание социально-психологической помощи семье и детямСодействие в создании нормальных условий для человека; выявление проблем в социуме устранение и смягчение личных и общественных конфликтов развитие способностей коммуникатив-тиОбучение и воспитание обучающихся с учетом специфики предмета и возраста Содействие социализации обучающихся, формированию культурыСохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обученияНаправления деятельности профессионалов во многом схожи, и направлены, прежде всего, на воспитание детей и их нормальное положение в социумеГ Р У П П Ы Д О Л Ж Н О С Т. О Б Я З А Н Н О С Т Е ЙКомплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности Выявляет интересы и потребности, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между личностью обучающихся учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств Определяет задачи, методы социально-педагогической работы Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности Осуществляет работу по трудоустройству и патронату, обеспечению жильем, и пр. Взаимодействует с разными органами в оказании помощи обучающимся Оказывает консультацион. социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам др. учрежденийВыявляет нетрудоспособн. граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке Информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных услуг Осуществляет социальный патронаж Ведет необходимую документациюВыявление в курируемом микрорайоне (округе) семьи нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого- педагогической, иной помощи, Охрана нравственного, физического и психического здоровья и осуществление их патронажа Установление причины возникших трудностей, конфликтных ситуаций Содействие интеграции деятельности различных общественных организаций по оказанию социально-экономической помощи Проведение работы по пропаганде здорового образа жизни Оказание помощи в семейном воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие социального окружения Выявление и оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и лечебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Представление материалов и документов для иска о лишении родительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства. Участие в работе по созданию центров социальной помощи Организация работы по адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободыОсуществляет присмотр за вверенными в соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей Следит за состоянием и укреплением здоровья ребенка в группе, Совместно с медперсоналом проводит мероприятия, способств. укреплению здоровья, развитию детей Планирует и осуществляет воспитательно-образоват. Изучает индив. способности, склонности и интересы детей. Использует результаты изучения в педагогической деятельности Обеспечивает выполнение режима дня и сетки занятий Осуществляет наблюдение за поведением в адапт. период адаптации Ведет работу с родителями по вопросам воспит.детей Проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями. Готовит праздники, организует досуг детей. Проходит медицинский осмотр Выполняет требования связанные с работой и охраной жизни и здоровья детей. Ведет документацию Повышает квалификацию и пед. уровень Участвует в педсоветах Проводит родительские собрания, участвует в праздниках. Выполняет трудовую дисциплину и правила распорядка. Обеспечивает санитарно-гигиенический режим в группеСпособствует гармонизации социальной сферы Осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения дезадаптации. Определяет факторы, препятств. развитию личности Проводит диагностику Составляет психолого-педагогические заключения по материалам работ Участвует в планировании коррекционных программ Осуществляет психологич. поддержку одаренных Определяет степень отклонений Формирует психологичес. культуру Консультирует по вопросам развития учрежденияАнализ показал, что для всех категорий важны - воспитание и обучение, однако, больше пунктов обязанностей в должностной специалиста по соц. работе и педагога -воспитателя. Специалист по социальной работе ведет патронаж, пропаганду, опеке и попечительства, особое внимание заслуживает то, что он работает со слабозащищенными слоями - подростки из воспитательных мест, дети-инвалиды, плохообеспечиваемые - здесь необходимы знания законодательства, в связи с этим расширен круг должностных. Воспитатель ведет работу с детьми в области воспитания, данный процесс связан со многими вопросами в области здоровья, обучения и пр., отсюда - количество требований от педагога-воспитателяП Р А В АИмеет право:В пределах компетенции от имени школы устанавливать деловые отношения с различными учреждениями в целях помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни. Вносить на рассмотрение предложения по улучшению деятельности и совершенств. методов работы Давать в рамках полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся Требовать создания условий для выполнения обязанностей. Принимать решения в пределах своей компетенцииИмеет право: Вносить предложения по совершенствов. работы, связанной с должностной инструкцией обязанностями Знакомиться с документами и информацией, необходимыми для выполнения обязанностей. Повышать квалификацию Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих обязанностейИмеет право: Получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности Вносить предложения руководителю по совершен. работы, связанной с инструкцией . Требовать оказание содействия в исполнении профессион. обязанностей Повышать квалификацию На все предусмотрен. социальные гарантии. Иные права, предусмотренные трудовым законодат-вом.Имеет право: Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, Выбирать и использовать методики обучения и воспитания Повышать квалификацию Давать обучающимся во время занятий распоряжения, относящиеся к организации занятийИмеет право: Знакомиться с проектами решений руководства касающихся его деятельности. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности Давать в рамках полномочий распоряжения педагогам и обучающимся Требовать от руководства создания условий для выполнения обязанностей. Принимать решения в пределах своей компетенцииО Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т ЬЗа невыполнение выполнение должностных обязанностей. За несоблюдение инструкций, приказов по сохранению конфиденциаль. информации. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, дисциплины, правил техники безопасности и противопожарнойЗа неисполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией За причинение материального ущерба и морального ущерба в пределах законодательства За невыполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренныхдолжностной инструкцией, - в пределах, определенных ТК За причинение материального ущерба работодателю - в пределах За правонар-я в процессе деятельностиНесет персональную ответствен-сть за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении Несет ответствен-сть за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией За невыполнение и халатное выполнение должностных обязанностей. За несоблю-е х инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденц. Информации За нарушение правил внутреннего распорядка, дисциплины, правил ОБЖАнализ показал, что все несут ответственность за невыполнение или ненадл. Выполнение обязанностей, а также за неразглашение конфиденц. информации, ответственность подкреплена законодательством и отражена в должностных обязанностяхО Т Ч Е Т Н О С Т ЬГодовой аналитический отчет Отчеты по проводимым мониторингам Планы на полугодие, год Предложения по перспективам развитияПредоставление отчетности по каждому подопечному Отчет по окончании учебного года Планы на год, квартал Социально-педагогические характеристики школьного микросоциума; медико-психолого- педагогические характеристики подопечных (они относятся к числу документов для внутреннего пользования,не подлеж.огласке); Перспективный план работы на год, полугодиеГодовой аналитический отчет Отчеты по проводимым мониторингам Планы на полугодие, год Предложения по перспективам развитияОтчеты, основанные на основных нормативных документах Министерства образования РФ (Положение о службе практической психологии) Отчетность о нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи О проведении консилиумов Заключения по работе с каждым клиентом - учащимся образовательного учрежденияАнализ показал, что сотрудники всех категорий должны представлять отчеты об исполненной работе, сроки - устанавливаются учреждением, в основном - 1 год, полугодие, квартал Однако, наиболее объемна работа в этом плане психолога, который согласно своей специфике предоставляет отчетность по консилиумам, заключения по работе с категориями социума
Перечень документации социального педагога
Форма документаСодержание и цельПериодичность составленияСоциальный паспорт Списки обучающихся по категориям Карточка индивидуального изучения подростков, состоящих на учете в колледже и ОДН Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей Программы реабилитации неблагополучной семьи Протоколы советов профилактики Журнал записи о проведенных рейдах Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях обучающимися Статистический отчет Материалы о летней занятости обучающихся, нуждающихся в социальной помощи Материалы выступлений на совещаниях, семинарах, собраниях, классных часах и т.д. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена. Журнал посещений уроков Журнал учета оказанной помощи Учет мер по социальной защите детей из социально-неблагополучных семей Проекты или программы по актуальным направлениям работы Методические материалы для классных руководителей, родителей Составление планов текущей работыДля координации работы; обозначение приоритетных направлений и этапов деятельности Формируются по категориям: из многодетных семей, из малообеспеченных семей, из неблагополучных семей, дети-инвалиды, опекаемые дети, подростки, состоящие на внутришкольном учете, подростки, состоящие на учете в ПДН ОП, списки детей из детского дома. Все списки необходимо формировать с максимальной полной информацией, это необходимо для систематизации этапов работы с данными категориями, в дальнейшем - для отчетности Разработана в целях организации индивидуальной работы с учащимися, находящимися в состоянии школьной дезадаптации и требующими повышенного внимания. Постановке на педагогический учет подлежат дети и подростки с проблемами Деятельность основывается на принципах законности, демократизма гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и индивидуального подхода к коррекции несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Для проведения мероприятия в области социальной поддержки, с целью выявления новых семей, нуждающихся в обеспечении и поддержке В целях планирования и осуществления профилактической работы с неблагополучной семьёй в соответствии с планом мероприятий; с семьёй, находящейся в социально-опасном положении, в соответствии с программой реабилитации, комплексно Составляются как отчетность и анализ проведенной работы, для создания перспектив дальнейшей работы, и принятия решений по стогам предыдущей. Цель - исполнение решений в сроки, утвержденные советом Для составления отчетности о проделанной работе, с результатами посещений, далее - все указывается в карточки учащегося. Цель - проведение работы - беседа, предупреждение, текущая ситуация Аналитическая отчетность, в целях выяснения обстоятельств, способствовавших их совершению, а также для разъяснений в дальнейшем нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, работе в области исправления подростков Для статистики преступлений. В целях получения цифровых данных РОВД о количестве случаев преступлений, дат совершения преступления, правонарушения, впервые или повторно совершивших их, выяснения, состоял ли на учете в школе или в ПДН на момент совершения преступления или правонарушения, категория семьи, чем занят обучающийся во внеурочное время В целях получения данных о летней занятости, с дальнейшей работой в этой области. Здесь идет работа с категориями: дети из малообеспеченных семей и неблагополучных семей, дети инвалиды, дети опекаемые, обучающиеся «группы риска» Отчетность. Аналитика. Собирается материал для дальнейшего развития направления воспитательного процесса, в целях недопущения пробелов в работе. Аналитика тем консультации. Служит для учета обращений родителей, преподавателей, обучающихся. В целях разрешения поставленных ими проблем Анализ посещений. Цель - наблюдение за поведением учащихся, оценка их деятельности Статистика. Рассмотрение возможных перспектив реальной помощи, учет недостатков при работе Аналитический и отчетный материал. Цель - выявить затраты ресурсные и моральные, улучшение работы в дальнейшем В целях помощи незащищенным слоям населения, решения проблем по направлениям, анализ ситуаций, перспективы развития Для процесса преподавания, в целях решения проблем социальной жизни и снятия конфликтов в межличностных отношениях В целях определения основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполненияЗа три предшеств. года Ежегодно Заполняется при постановке и снятии с учета 1 раз в год По мере возникновения необходимости, при выявлении неблагополучных семей После проведения заседания Совета По мере проведения посещений, после каждого посещения 1 раз в год 1 раз в год 1 раз в год По мере проведения мероприятий Заполняется по мере проведения консультаций Заполняется после посещений Заполняется по мере оказания помощи 1 раз в год Отчеты по программам после окончания или проведения 1 раз в год 1 раз в год, в полугодие
Помимо специальной литературы, педагогом используется и другая справочно-методическая литература, а именно:
1.Конвенция ООН «О правах ребенка», М.Риор,2005.
2.Семейный кодекс РФ, М. Эксмо, 2004.
.«Социальный педагог - введение в должность», Каро, СПб, 2004.
.Ф.А. Мустаева «Основы социальной педагогики», Акад. Проект, М., 2001.
.«Методика и технологии работы социального педагога» 2-е изд., ред. М.А.Палагузовой, Л.В.Мардахаева, Академия, М., 2004.
.«Неклассическое воспитание», О.С. Газман, Новый учебник, М., 2003.
.«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы», Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, Коллег Элизир Уэллс, Великобритания, 1992.
.Роже Перрон «Трудный ребенок: что делать?», 6-е изд., «Питер», СПб, 2004.
.«Психология неблагополучной семьи», В.М. Целуйко, «Владос», М., 2004.
10.«Возрастная психология» - конспект лекций. О.О. Петрова, Т.В. Умнова, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2004.
11.«Организация профилактики наркомании в системе образования» - сборник нормативно-правовых документов. СПб, 2004.
Паспорт проекта социально-педагогической деятельности
Полное наименование«Решение социальных проблем в развитии ребенка» Муниципального общеобразовательного бюджетного Ильической Средней образовательной школыОснования для внедрения и разработки программыНеобходимость разработки данной Программы основана на растущей потребности школьников «группы риска», детей с социально-эмоциональными проблемами в вовлечение их в учебный процесс и выбору адекватных стратегий поведения в различных социальных ситуацияхПериод и этапы реализации программыРазработка текста программы, ее обсуждение и экспертиза, обсуждение окончательного варианта программы. Подготовка необходимого обеспечения ресурсов (трудовых и материальных), необходимых для выполнения основного этапа программы. Выполнение мероприятий Программы, направленных решение социальных проблем ребенка Подведение итогов и анализ результатов реализации Программы.Цель программыРазработка и реализация эффективной модели, обеспечивающей правильный выбор учащимся стратегии поведения в социальной средеОсновные задачи, мероприятия программыРазработать модель, способствующей формированию личностной и социальной культуры и адаптации в социальной среде школьников «группы риска», детей с социально-эмоциональными проблемами. Разработать и внедрить ряд подпроектов, отвечающих задачам внедряемой программы.Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программыПоложительная динамика в поведении школьников, более быстрая адаптация их, вовлечение в школьный процесс. Успешная социализация учащихся в образовательном пространстве школы.Е-mailschool2-ilichevo@cross-edu.ruЮридический адресп. Ильичево Шушенского района, Красноярского края, ао адресу улица Мостовая, 3. Контактный телефон: 8 (391-39) 3-59-09Постановление об утвержденииРешение педагогического совета МОУ Ильичевская СОШ №__ (протокол № ___ от « »_______ 2011 года)Система организации контроля за выполнениемПодготовка ежегодного доклада директора МОУ Ильичевская СОШ «Решение социальных проблем в развитии ребенка», Публичный доклад.
Перечень основных мероприятий проекта
№ ппПроектные мероприятияИсполн. мероприятияОжидаемые результатыПолучены результатыУровень 1 Организационные мероприятия1Ведение карты индивидуального сопровождения школьникаСоциальн. педагог, классн. руковод-льДетальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощиВыявляются условия для выявления детей «группы риска», и факторов, для оказания помощи тем, кто в ней нуждается2Индивидуальное сопровождение ребенкаСоциальн. педагог, классн. руковод-ль, родители, друзьяПроведение диагностики сути проблемы. Поиск методов и ресурсов, которые могут решить проблему. Обсуждение вариантов решения проблемы и выбор пути решения.Выявляются неблагоприятные факторов, для оказания помощи ребенку, проводится диагностика, нарабатыв. опыт педагогич. составом3Оценка действийСоциальн. педагог, классн. руковод-ль, родители, друзьяВыделение этапов оценки: промежуточной, которая позволяет выявить общую целесообразность плана решения проблемы и итоговой, которая позволяет оценить, приобрел ли школьник опыт решения проблем.Укрепляется уверенность в своих силах в процессе дальнейшего развития.Уровень 2 Практические мероприятия1Разработка социального паспорта классаКлассный препод-льПозволит скорректировать дальнейшую работу в области оказания помощиОпыт в дальнейшей работе2Подготовка анкетыСоциальн. педагогВыявление проблемВыбор инструментов3Разработка плана индивидуального сопровождения школьникаКлассный препод-ль, социальн. педагогПозволит провести мероприятия: оказание мат.помощи, консультирование родителей, обращение в социальные службы, психологическая поддержкаОказание помощи в нужном направленииУровень 3 Профилактические мероприятия1Внедрение популярных и социально-значимых форм, методов, методик и технологий работы с детьми в сфере свободного времени.Классный препод-ль, социальн. педагогПрофилактические мероприятия позволят занять свободное время ребенка в целях недопущения негативных проблемПрофилактика позволит оградить школьника от проблем в будущем периоде2Проведение концертно-конкурсных программ, викторин, массовых праздников и культурно-досуговых мероприятий3Социально-благотворительная деятельность4Спортивно-оздоровительная деятельность в каникулярной период
Отчет о выполнении проекта социально-педагогической деятельности
Стратегией является изучение Программы, которая базируется как программа по оказание материальной помощи, консультированию родителей, обращении в социальные службы, психологической поддержке школьника.
Ход реализации проекта.
Проект включает в себя три основных уровня:
. Организационные мероприятия. На данном этапе выявляются условия для выявления детей «группы риска», и факторов, для оказания помощи тем, кто в ней нуждается. Выявляются неблагоприятные факторов, для оказания помощи ребенку, проводится диагностика, нарабатыв. опыт педагогическим составом. В результате - укрепляется уверенность в своих силах в процессе дальнейшего развития.
. Практические мероприятия. Проводятся мероприятия: оказание материальной помощи, консультирование родителей, обращение в социальные службы, психологическая поддержка. Ведется оказание помощи в нужном направлении.
. Профилактические мероприятия. Профилактические мероприятия позволят занять свободное время ребенка в целях недопущения негативных проблем. Профилактика позволит оградить школьника от проблем.
Реализация программы показала, что главное в том, чтобы помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывалась на разных уровнях: помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель); специалисты других организаций и служб города.
Успехи заключались в том, что были открыты дополнительные знания в области освоения данной программы. Преимущества направлений достижений цели - в их социальной необходимости, а также значимости для учащихся, а именно - для школьников «группы риска».
В принципе, трудностей при сборе материалов не возникло, однако, объем информации достаточно велик и занял много времени для изучения.
Результат - положительный.
Роль - помощь в проведении бесед со школьниками, проведении занятий в каникулярное время. При следующем участии в подобных программах отдам предпочтение систематизации материалов для подробного и детального изучения на практике.
Характеристика студента-практиканта факультета педагогики и психологии детства, курс 4, профиль «социальная педагогика»
Практика проводилась в МБОУ Ильичевская средняя общеобразовательная школа.
Специалист-методист: ________________________________
Мотивация деятельности
Творческая активностьС желаниемБезразличный+
Отношение к труду
Ищет дополнительную работуВыполняет повседневные порученияНуждается в постоянном контроле+
Социальные отношения
Глубоко заинтересованныйЗаинтересованныйБезразличныйНедружественный+
Социальная приспособляемость
Включает в деятельность окружающихВсе делает самТерпеливыйИзбегает общения+
Надежность
Человек, которому можно доверятьЛегко поддающийся искушениямНенадежный+
Ответственность
Всегда принимает ответственность на себяИзбегаетНикогда не принимает ответственность+
Эмоциональная зрелость (самоконтроль)
СтабильнаяХорошо сбалансированнаяСредняяНиже среднегоНестабильная+
Понимание детей
ОтличноеХорошееСреднееСлабоеПлохое+
Понимание взрослых
ОтличноеХорошееСреднееСлабоеПлохое+
Способность принимать руководство
ОтличноеХорошееСреднееСлабоеПлохое+
Способность наблюдать
ОтличноеХорошееСреднееСлабоеПлохое+
Наиболее встречающиеся трудности
Планирование работыВзаимоотношения сруководствомколлегамидетьмиродителямиПостан-ка «соц. диагноза»Прогноз-ие процесса воспитанияРешение особых ситуацийОказание индивид. помощи детямОрганиз.я коллект. делПрименен. Современ. социально-педагог. технологий++++++
Оценка профессиональной деятельности
ОтличноХорошоУдовлетворительно+
Справка с места прохождения практики
Справка дана студентке ____________________ в том, что она проходила педагогическую практику в МОУ Ильичевская СОШ на рабочем месте социального педагога с «____» ____ 2012 по «___» ____2012 г.
Во время практики студентом была проведена работа по ознакомлению с основным содержанием работы учреждения и службы социальной помощи и поддержки ребенка, а также с особенностями профессиональной деятельности специалистов различного профиля, работающих в данных учреждениях.За время практики студентка показала себя трудолюбивым, добросовестным, в целом, знающим свое дело работником.
Оценка работы в период практики - отлично.
Руководитель предприятия ________________ __________
(Ф.И.О.) (подпись)
М.П.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Тема: «Решение социальных проблем в развитии ребенка»
Основной задачей специалистов в области проекта является то, что с момента выявления проблем ребенка, необходим полный контроль за процессом его развития, выявление проблем в ходе диагностики или получении сигналов о наличии трудностей в результате обращения учеников, учителей, родителей.
Карта индивидуального сопровождения заводится на детей «группы риска» и пополняется данными диагностики, проводимой на определенных этапах обучения.
Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.
Помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на уровнях: помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель); специалисты других организаций и служб города.
Задача специалистов на этапе сопровождения детей заключается в организации и координации усилий всех заинтересованных лиц, направленных на преодоление проблемы. Сопровождение может быть направлено на основного носителя проблемы, на кого-либо из его окружения, на всю систему в целом.
Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов: проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей; информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему; обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения; оказание первичной помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах реализации плана действий.
Методы сопровождения: диагностический, информационный, проектировочный, консультативный.
Этапы процесса сопровождения: диагностика сущности проблемы; построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей; реализация программы; анализ качества программы индивидуального сопровождения.
Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, определение ее носителей и потенциальных возможностей решения.
Сбор информации предполагает поиск различных источников информации о возможных в данной ситуации путях преодоления проблемы. На этом этапе преподаватели обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения, выявляют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности. На данном этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок/подросток. Стимулирование самостоятельной активности носителя проблемы - одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения школьника.
На этапе разработки программы сопровождения в результате анализа полученной информации о путях и способах решения проблемы, создаются условия для осознания проблемы самим сопровождаемым, распределяются обязанности по реализации плана действий, определяется последовательность шагов, уточняются сроки исполнения и возможность корректировки программы.
На этапе реализации программы особенно важной является первичная помощь ребенку/подростку, всем участникам проблемной ситуации в реализации плана действий со стороны специалистов-преподавателей. Необходимо фиксировать любые, даже минимальные, успехи на пути к поставленной цели.
Оценочные этапы. Сопровождение предполагает выделение двух этапов оценки: промежуточной, которая позволяет выявить общую целесообразность выбранного плана решения проблемы и итоговой, которая позволяет оценить, приобрел ли сопровождаемый опыт решения подобных проблем. Этот этап может стать заключительным в отношении программы индивидуального сопровождения, а может стать стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и решения проблем, типичных для значительных групп учащихся.
Содержание данной программы включает в себя обучение подростка самостоятельному осознанному выбору адекватных стратегий поведения в различных социальных ситуациях. Основной метод, используемый в работе по данным программам - сопровождение становления и саморазвития личности учащегося, которое предполагает:
1)обучение поиску альтернативных вариантов решения любой проблемы (выбора в отношении употребления или неупотребления алкоголя, наркотиков, курения; совершения или несовершения правонарушений и т.д.)
2)обучение осознанному самостоятельному выбору позитивного варианта решения любой проблемы.
Программой заложено пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения. Необходимо:
. Установить и сохранить отношения взаимного уважения.
. Определить цель или причину негативного поведения подростка.
. Помочь подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.
. Создать ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.
. Поощрив ученика, предоставьте ему возможность: совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство; объединить его усилия с усилиями других и признать, что совместным трудом можно добиться большего; принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов; сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия; научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.
Выявление и сопровождение учащихся «группы риска».
В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.
Существует ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:
. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.
. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.
. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).
Взаимодействие классного руководителя, учителей, социального педагога обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе, миграции и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития.
После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов.
Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации: беседа с учителями и с классным руководителем; беседа с родителями; изучение особенностей развития; сбор информации о состоянии здоровья совместно с медицинским работником; изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем; изучение особенностей коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса); анализ социального портрета класса.
Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения в случаях: наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение); появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.); пропуска без уважительных причин; употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ; кризисной ситуации в семье; резкого ухудшения состояния здоровья; в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.
На основе анализа полученной информации социальный педагог, и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».
Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.
Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:
1.взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим, умение управлять своими эмоциями;
2.организацию досуга подростка;
3.помощь в преодолении учебных затруднений;
4.помощь в профессиональном самоопределении;
5.сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
6.организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
7.обращение в городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
8.защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.
Итак, задача, стоящая перед классным руководителем и социальным педагогом в данной области - как предупреждение попадания ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска», так и работа по оказании помощи школьникам, попавшим в трудную социальную ситуацию.