Содержание
Введение
1. Нормативно-правовая обеспечение инвестиционной безопасности Ленинградской области
. Гарантии безопасности инвестиций в Ленинградской области
. Управление, структура и функции комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
. Проблемы и угрозы инвестиционной безопасности в Ленинградской области
. Показатели оценки инвестиционной безопасности Ленинградской области и стратегия развития инвестиционной политики региона
Заключение
Учебники, монографии, периодические издания
Введение
Наиболее важным экономическим ресурсом региона - являются инвестиции. Наряду с трудовыми, природными и информационными, инвестиционные ресурсы являются наиболее мобильными и перспективными.
В последнее время для Ленинградской области, как и для многих регионов России, значительно возросла потребность в инвестиционных средствах, как в натуральном, так и денежном выражении. Реализация планов и программ социально-экономического развития Ленинградской области требует решения проблемы инвестиций. Обычно используются государственные субсидии, дотации, субвенции (субсидии целевого назначения), специальные фонды целевых государственных общефедеральных программ. Однако рассчитывать только на федеральный бюджет - политика весьма близорукая. Необходимо формировать фонд развития за счет источников регионального бюджета и других финансовых ресурсов (сбережений населения, иностранного капитала и др.). Привлечение инвестиций в страну, область, край всегда означает оживление экономики во всех ее проявлениях.
Благоприятствие в притоке финансовых ресурсов зависит от множества факторов:
ожидаемая норма прибыли;
процентная ставка;
конкуренция;
технологии;
политическая ситуация;
экономика;
законодательная база и др.
Ленинградская область в последние годы остается одним из регионов-лидеров по привлечению иностранных и отечественных инвестиций, особенно в производственную сферу. Но наряду с динамичным инвестиционным развитием возникают трудности, с которыми сталкиваются инвесторы.
Целью данной работы является выявление особенностей инвестиционной политики Ленинградской области, а также проблем и угроз инвестиционной безопасности Ленинградской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить государственное регулирование данного комплекса, а также нормативно - правовые документы;
проанализировать современное состояние инвестиционной деятельности Ленинградской области и выявить угрозы инвестиционной безопасности;
определить перспективу развития инвестиционной деятельности Ленинградской области.
Информационной базой для написания отчета по учебной практики послужили учебники, научные монографии, научные статьи, нормативно-правовые документы и ресурсы Internet.
1. Нормативно-правовая обеспечение инвестиционной безопасности Ленинградской области
Инвесторам, реализующим проекты на территории Ленинградской области, создаются необходимые условия для успешного ведения бизнеса. Принятый в 1997 году областной закон
Рисунок 1 - Динамика затрат на исследования и разработки (млн. рублей) Ленинградской области
Особое значение в формировании научно-технического и инновационного потенциала играют высшие учебные заведения Ленинградской области, в которых обучаются более 25 тыс. студентов:
. Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина» - обучается около 16 тысяч студентов, аспирантов и докторантов. Подготовка студентов проводится по 42 специальностям высшего профессионального образования, 36 направлениям подготовки бакалавров, 33 направлениям подготовки магистров и 23 программам подготовки специалистов среднего профессионального образования по государственным образовательным стандартам второго поколения;
. Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», г. Гатчина - обучается около 4 тысяч студентов по 12 специальностям высшего профессионального образования, 12 направлениям подготовки бакалавров, 2 направлениям подготовки магистров, 7 специальностям среднего профессионального образования и 12 специальностям начального профессионального образования на 4 факультетах высшего профессионального образования и 4 факультетах среднего и начального профессионального образования.
Инновационный путь развития, отвечающий общемировым тенденциям, требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Несмотря на известные трудности реформирования отечественной науки, научные организации Ленинградской области сохранили высокопрофессиональные научные кадры.
С целью развития фундаментальных и прикладных научных исследований, сохранения научного потенциала, а также поддержки ведущих и молодых ученых региона учреждены:
40 именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области;
научная премия Губернатора Ленинградской области и Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук за заслуги в развитии науки и техники в Ленинградской области по номинациям «За достижения в области высоких технологий», «За достижения в области фундаментальных исследований»;
премия Губернатора Ленинградской области и Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук для молодых ученых за лучшую научно-исследовательскую работу по трем степеням;
премия «Изобретатель Ленинградской области»
научная премия имени А.М.Финкельштейна «За достижения в области прикладной астрономии».
Присуждение именных научных стипендий и премий направлено на активизацию наиболее актуальных перспективных научных исследований, поднятие престижа научной деятельности и привлечение молодежи.
В настоящее время на базе крупных научных организаций региона формируются центры по поддержке инновационной деятельности. В этих центрах предприятиям малого и среднего бизнеса оказываются услуги по научно-технической экспертизе, правовой защите инновационных разработок и по внедрению инновационных разработок в предпринимательский сектор экономики.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 21.03.2006 г. №75 «Об организации проведения ежегодного конкурса на соискание звания «Лучшее инновационное предприятие Ленинградской области» учрежден ежегодный конкурс, который проводится по двум номинациям «Лучшее инновационное предприятие Ленинградской области», «Лучшее малое инновационное предприятие Ленинградской области».
Начиная с 2010 года, в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 13.11.2010 г. № 293 «Об организации конкурса «Разработка значимого инновационного проекта и его реализация в промышленном секторе экономики Ленинградской области» ежегодно проводится конкурс «Разработка значимого инновационного проекта и его реализация в промышленном секторе экономики Ленинградской области».
Областным законом Ленинградской области от 25.11.2003 г. №98-оз «О налоге на имущество организаций» освобождены от уплаты налога на имущество научные организации, имеющие государственный заказ на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также научные организации Российской академии наук и других академий наук, имеющие государственный статус.
В целях эффективного использования научно-технического потенциала, повышения конкурентоспособности продукции, постановлением Правительством Ленинградской области от 16.09.2009 г. №345 (с изменением от 01.11.2011 г. № 358) утверждена долгосрочная целевая программа «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы».
Основными задачами программы являются - создание экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития региона. Координатором программы является комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.
Сохранение и развитие интеллектуального потенциала научно-исследовательских и проектных организаций, возрастающая инновационная активность малого бизнеса, интенсивный рост промышленного производства, последовательная инвестиционная политика Правительства Ленинградской области создают условия для формирования устойчивой региональной инновационной системы и повышения конкурентоспособности региональной инновационной продукции.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.04.2011г. № 111 «Об оказании поддержки на конкурсной основе субъектам инновационной деятельности в получении патентов, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей» определен порядок предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности на компенсацию части затрат, связанных с получением патентов и заключением лицензионных договоров.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 06.06.2011г. № 168 «Об оказании государственной поддержки субъектам инновационной деятельности Ленинградской области» определены правила предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области на возмещение части затрат, связанных с увеличением объема отгруженных инновационных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.
Результатом проводимой экономической политики и привлечения инвесторов, обладающих передовыми технологиями, является увеличение объема выпуска инновационной продукции
инвестиционный безопасность экономический стратегия
Таблица 2 - Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг), (млн. рублей)
20012002200320042005200620072008200920102011Объем отгруженной иннов. продукции (работ, услуг)949906491639915796103349345594996016000
Рисунок 2 - Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг), (млн. рублей)
Ленинградская область в 2011 году одержала победу в открытом конкурсе по отбору проектов создания нанотехнологических центров, проводимых ОАО «Роснано».
В целях реализации проекта создания Северо-Западного нанотехнологического центра (СЗНЦ) на территории города Гатчина будет построен технопарк с особым статусом, обеспечивающим проекту льготные условия ведения хозяйственной деятельности для размещения стартап компаний.
Создание Северо-Западного нанотехнологического центра на территории Ленинградской области придаст новый импульс развитию деятельности по коммерциализации нанотехнологий и разработок региона, и оказания инфраструктурной поддержки их трансфера в промышленность и на рынок.
Таким образом, в Ленинградской области созданы предпосылки для развития инновационной деятельности и привлечения предприятий малого, среднего и крупного бизнеса в наукоемкие отрасли экономики региона.
Инвесторам, реализующим проекты на территории Ленинградской области, создаются все необходимые условия для успешного ведения бизнеса. Принятый в 1997 году областной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области» по праву считается одним из наиболее прозрачных и понятных для иностранного и российского инвестора. В нем определен комплекс мер государственной поддержки и защиты инвесторов, осуществляющих на территории Ленинградской области инвестирование в развитие обрабатывающих производств, сельского хозяйства и рыболовства, добычи полезных ископаемых, деятельности гостиниц, строительства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, транспорта и связи. С момента принятия этого закона между Ленинградской областью и инвесторами заключено около 160 договоров.
Показателем качества работы областного Правительства с инвесторами является, прежде всего, готовность присутствующих на территории Ленинградской области инвесторов и дальше развивать свои предприятия. Так, например, компания «Нокиан Тайерс» открывает второй завод по производству шин рядом со своим первым заводом во Всеволожске. 50% продукции уже экспортируется в страны дальнего зарубежья - по сути, мы стали для компании основной производственной площадкой: в Ленинградской области выпускается больше продукции, чем на заводе в Финляндии.
На территории Ленобласти также введен режим наибольшего благоприятствования, включающий существенные налоговые льготы в отношении имущества и прибыли, он предоставляется инвесторам на весь срок окупаемости инвестиций и на двухлетний период после окупаемости инвестиционного проекта. Практика применения положений областного закона о господдержке инвесторов показывает, что экономическая выгода режима наибольшего благоприятствования очевидна как для инвесторов, так и для области. Ведь именно благодаря областному законодательству в Ленинградскую область пришли такие стратегически важные иностранные инвесторы, как «Филип Моррис», «Катерпиллар», «Форд Мотор Компани» и многие другие. В большинстве случаях, как, например, с «Нокиан Тайерс», «Мется Ботниа АБ», «Рока Санитарио С.А.», принятие решения о размещении на территории Ленинградской области тесно увязывалось с подписанием инвестиционного договора.
Важно и то, что государственная поддержка хозяйствующим субъектам может осуществляться также в форме предоставления государственных гарантий Ленинградской области.
Активная инвестиционная политика, проводимая Правительством Ленинградской области и направленная на эффективное использование имеющегося потенциала, позволяет привлекать в регион значительные инвестиции, создавать десятки новых предприятий и обеспечивать постоянный рост объемов налоговых поступлений в бюджет. Основным результатом этой деятельности стало создание устойчивой базы для экономического роста региона - постоянное развитие новых промышленных предприятий, новых технологий, и, что очень важно, фактическое отсутствие безработицы.
В структуре инвестиций сегодня преобладают инвестиции российских компаний. Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций занимают инвестиции в развитие промышленного производства и транспорта. Но Ленинградская область привлекательна также и для иностранных инвесторов. За 2011 год в экономику региона поступило иностранных инвестиций в сумме 740,9 млн долларов США, из них 566,9 млн долларов США (76,5%) - прямые иностранные инвестиции.
Инвестиции, поступившие из основных стран-инвесторов, 2011 год (млн долларов США/ %):
Всего: 740,9 млн долларов США,
Кипр - 340,0 млн долларов США (45,9%),
Финляндия - 168,7 млн долларов США (22,8%),
США - 56,5 млн долларов США (7,6%),
Дания - 55,8 млн долларов США (7,5%),
Нидерланды - 28,1 млн долларов США (3,8%),
Германия - 22,4 млн долларов США,
Австрия - 19,1 млн долларов США (2,6%).
В 2012-2014 годах намечается рост объемов российских и иностранных инвестиций в развитие экономики и социальной сферы области.
Достигнутые результаты сформировали надежную базу и условия для дальнейшего развития промышленного потенциала области в перспективе. Правительство Ленинградской области будет оперативно реагировать на любые изменения, происходящие в промышленном комплексе, и принимать действенные меры по стабилизации и стимулированию развития данного сектора экономики.
Основное внимание будет направлено на мониторинг деятельности субъектов промышленной деятельности в целях совершенствования региональной промышленной политики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспечение роста производительности труда при соблюдении безопасных условий труда и экологической безопасности производства; увеличение доходов бюджетов всех уровней; внедрение импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий, не уступающих мировым стандартам качества.
Заключение
Устойчивое развитие региональной экономики невозможно без грамотных инвестиций.
Главная цель проводимой в Ленинградской области инвестиционной политики - стимулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики, повышение конкурентоспособности, инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, деловых и финансовых структур, привлечение прямых инвестиций как российских, так и иностранных, и решение на этой основе наиболее важных проблем и задач социально-экономического развития региона, в полной мере обеспечивающих экономическую безопасность.
В настоящее время Ленинградская область обладает значительным научно-техническим потенциалом, основу которого составляет академическая и вузовская наука, отраслевые НИИ, научные подразделения промышленных и агропромышленных предприятий, научно-образовательные и технико-внедренческие центры.
Привлечение отечественных и иностранных инвестиций - закономерный результат действия целого ряда факторов. Это выгодное географическое и геополитическое положение региона; развитая транспортная инфраструктура и логистические возможности; энергоизбыточность; действенное региональное законодательство в области инвестиционной деятельности; развитая инфраструктура поддержки инвестиционных проектов на всех этапах реализации; нацеленность на реконструкцию и модернизацию действующих предприятий, повышающие их инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.
Развитие получили практически все направления экономики, построены крупные предприятия, такие как завод дорожно-строительной техники, фабрика по производству сигарет, завод по расфасовке растворимого кофе, предприятие по производству гофрокартона, автомобильный завод и др. Успешно развивается транспортная инфраструктура, портовые комплексы в Усть-Луге, Высоцке и Приморске, трубопроводный транспорт.
Учебники, монографии, периодические издания
1.Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях)» от 29 апреля 1996 г. № 608 // Справ.-прав. система «Кон-сультантПлюс».
.Постановление Правительства Ленинградской области от 27.12.2004 N 318 «Об утверждении Положения о комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области».
.Постановление Правительства Ленинградской области от 17.06.2011 N 181 «О программе улучшения инвестиционного климата в Ленинградской области на 2011-2014 годы»
.Областной закон «О государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области» (Принят законодательным собранием Ленинградской области 8 июля 1997 года)
.Андреев А.В., Плучевская Э.В., Борисова Л.М. и др. Основы региональной экономики. - М.: КноРус., 2009. - 336 с.
.Водянова В.В. Экономическая безопасность. Системное представление: моногр. М.: ГУУ, 2010. С. 38.
.Дергачев В.А. Регионоведение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 463 с.
.Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея. М.: Наука, 2005. С. 104.
.Дорошенко И.В. Региональная экономика и размещение производительных сил. Благовест, 2006. - 152 с.
.Захватова . Н.М. Инвестиционно - экономическая безопасность регионов // ЭПОС. № 3 (43). _ 2010. - 0,5 п.л.
.Захватова Н.М. Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность регионов России // Научные труды преподавателей МАЭП: Выпуск № 20. - М.: МАЭП, 2009,- 0,5п.л.
.Захватова Н.М. Угрозы инвестиционной безопасности регионов Российской Федерации. // Сборник трудов молодых ученых МАЭП. Выпуск №12. - М.: МАЭП, 2009,- 0,7п.л.
.Зубченко Л.А. Инвестиционный процесс в России: состояние и перспективы // Экономические и социальные проблемы России. 2001. № 3. С. 11.
.Игнатов В.Г. Регионоведение: экономика и управление. - М.: Март, 2004. - 528 с.
.Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 584 с.
.Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А. Региональная экономика и управление. - Спб.: ПитерЮг, - 2008. - 288 с.
.Кондратьев В.Б., Куренков Ю.В., Варнавский В.Г. и др. Особенности инвестиционной модели развития России. М.: Наука, 2005. 309 с.
.Национальная экономика. Под ред. П.В. Савченко. - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005. - 813 с.
.Новицкий Н.А. Переход на инновационный путь развития - основа стратегии экономической безопасности // Экономическая безопасность России: общий курс / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. С. 162.
.Программа развития конкуренции в Ленинградской области в 2010-2012 годах.
.Региональная экономика. Под ред. В.И. Видяпина и M.B. Степанова. - М: ИНФРА-М, 2007.-666 с.
.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 394.
.Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. 2007. № 6. С. 36.
.Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
25.Центральная база статистических данных // Федеральная служба государственной статистики. URL: . cgi#1 (дата обращения: 15.09.2012).
.Юсупов К.Н., Таймасов А.Р., Янгиров А.В. и др., Региональная экономика. - М.: КноРус, 2008. - 232 с.