Отчет по практике


Учетно-операционная работа в банке

Введение


Развитие российской экономики напрямую зависит от состояния банковской системы, финансирования и обслуживания предприятий коммерческими банками. Необходимой для этого предпосылкой является обеспечение устойчивого положения самих банков.

Практически с самого своего основания российские банки функционировали в критических экономических условиях на стихийно развивающемся финансовом рынке. С другой стороны быстрое развитие российского финансового рынка на фоне глобализации и интернационализации финансовых рынков делает его все более цивилизованным и подобным современным западным финансовым рынкам, которым присущи иные риски и кризисные ситуации, опыта, преодоления которых российские банки пока не накопили вследствие своего сравнительно непродолжительного существования.

Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью антикризисного подхода к управлению коммерческими банками и отсутствием комплексных и современных методик профилактики и преодоления кризисных явлений.

Целью написания данной работы является отчет по производственной практике, описание места прохождения практики, анализ его целей, функционирования, экономических результатов и т.д.

Целью прохождения практики является:

закрепление и углубление теоретических знаний по прослушанным за время обучения в университете дисциплинам;

знакомство с реальной практической работой банка;

приобретение навыков практической работы.

Задачами практики являются:

изучение организационной структуры базы практики, особенностей функционирования объекта, представление организационных структур в виде схем;

анализ функций банка;

изучение конкретной финансовой, производственной и другой деловой документации;

знакомство с вопросами техники безопасности и охраны окружающей среды.

При написании данной работы пользовались различные источники, такие как конкретная финансовая, производственная и другая деловая документация, средства массовой информации, Интернет и собственные наблюдения в ходе практики.


1. Организационная структура банка ОАО «ВТБ»


ВТБ был учрежден в 1990 году в форме закрытого акционерного общества с государственным участием в капитале. Он был создан в соответствии с решением Первого съезда народных депутатов РСФСР в целях обеспечения экономической основы суверенитета России в условиях дезинтеграции, а затем и распада СССР. ВТБ был призван обеспечить эффективное банковское обслуживание внешнеэкономических связей предприятий и организаций Российской Федерации. Датой рождения ВТБ является 17 октября 1990 г. - день, когда был зарегистрирован Устав Банка. После непродолжительного организационного периода, получив Генеральную лицензию на право совершения всех видов банковских операций в рублях и иностранной валюте, ВТБ начал свою деятельность. В 1998 г. Банк был преобразован в открытое акционерное общество. Главным акционером является Правительство РФ, доля которого составляет 99,9%.

Банк ВТБ и его дочерние банки (группа ВТБ или Группа) являются ведущей российской финансовой группой, предоставляющей широкий спектр банковских услуг в России, СНГ и Грузии, странах Западной Европы, Азии и Африки.

Основные направления бизнеса группы ВТБ представлены тремя блоками: корпоративным, розничным и инвестиционным.

В России Группа осуществляет банковские операции через один материнский (банк ВТБ) и пять дочерних банков, крупнейшими из которых являются ВТБ24, Банк Москвы и ТрансКредитБанк.

В октябре 2010 года Банк отметил свое 20-летие и сегодня стремительно развивается. Стратегия Группы 2010-2013 направлена на рост капитализации и существенное повышение эффективности бизнеса.

Приоритетной задачей ВТБ всегда являлось и остается предоставление банковских услуг высочайшего качества при обеспечении бесперебойного обслуживания клиентов. Выполнение этой задачи было обеспечено и в условиях финансового кризиса 1998 года, когда Внешторгбанк одним из немногих крупных российских банков продолжал полномасштабную банковскую деятельность и своевременно осуществлял все расчеты и платежи как по операциям своих клиентов, так и по собственным обязательствам перед вкладчиками и кредиторами, в том числе иностранными.

К 2011 году в группе ВТБ сформирована система управления по модели «Стратегический холдинг», которая предусматривает:

·наличие единой стратегии развития компаний группы ВТБ;


·единый бренд;


·централизованное управление финансовой эффективностью и рисками;


·унифицированные системы контроля;


·координацию процессов планирования и отчетности;


·фокус взаимодействия на распространении лучших практик и выработку единых стандартов.


Действующая система управления предусматривает осуществление руководства по двум направлениям:

·административный менеджмент - управление дочерними компаниями в рамках организационной структуры группы ВТБ. Для осуществления административного менеджмента используется механизм корпоративного управления - реализация прав головного банка как основного акционера посредством участия его представителей в органах управления дочерних компаний;


·функциональное управление - координация по бизнес-направлениям и направлениям поддержки и контроля в рамках группы ВТБ в целом. Функциональная координация является дополнительным механизмом управления, обеспечивающим экспертную проработку управленческих решений на стадии их подготовки.


Основная цель стратегии развития системы управления в 2010-2013 гг. - модификация с учетом целей и задач нового этапа развития группы ВТБ, в том числе усиление роли продуктовых и бизнес-направлений.

Организационная структура группы ВТБ включая субхолдинг VTB Bank (Austria) AG и Vietnam-Russia Joint Venture Bank по состоянию на 29.06.2011.

Группа ВТБ - Банк, кредитные и финансовые организации, доля участия Банка в уставном / складочном капитале которых составляет более 50% от общего количества голосующих акций / долей и которые являются в соответствии с законодательством страны своей регистрации кредитными организациями (т.е. организациями, осуществляющими банковские операции) или финансовыми организациями (т.е. организациями, не являющимися кредитными и осуществляющие операции на рынке финансовых услуг).не входит в группу ВТБ, но ввиду значительного пакета акций, принадлежащего ВТБ, Банк оказывает на его деятельность существенное влияние.

С точки зрения степени интеграции в группе ВТБ используется модель «стратегического холдинга», предполагающая в первую очередь общее стратегическое видение, передачу концепций и лучших практик при ограниченном уровне интеграции и централизации процессов. В частности, модель управления предполагает наличие в группе ВТБ единой стратегии развития компаний, единый бренд, централизованное управление финансовой эффективностью и рисками, координацию процессов планирования и отчетности, фокус взаимодействия на распространении лучших практик и выработке единых стандартов.

В группе ВТБ действует матричная система управления, согласно которой управление осуществляется по двум направлениям:

1.Административное управление - управление дочерними компаниями как юридическими лицами в рамках организационной структуры группы ВТБ.


2.Функциональное управление - управление по бизнес-направлению и другим функциональным направлениям и деятельности в рамках группы ВТБ в целом.


ВТБ является одним из лидеров национального банковского сектора и занимает прочные конкурентные позиции на всех сегментах рынка банковских услуг. Главным акционером ВТБ с долей в 99,9% является Правительство РФ. Среди других его акционеров - ООО «Газэкспорт», Сбербанк РФ, ЗАО «Энергомашэкспорт», ОАО «Ингосстрах», Торгово-промышленная палата РФ. Размер уставного капитала ВТБ составляет 52,1 млрд. рублей.

ВТБ располагает одной из наиболее разветвленных среди российских банков корреспондентских сетей - свыше 1800 банков-корреспондентов в более чем 100 странах ближнего и дальнего зарубежья. Постоянно развивается межбанковское сотрудничество с ведущими финансовыми учреждениями стран - основных торговых партнеров России. На сегодняшний день соглашения о сотрудничестве подписаны с кредитными учреждениями Алжира, Бразилии, Вьетнама, Грузии, Израиля, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Малайзии, Польши, Украины и других стран.

ВТБ начал свою работу в Ростове-на-Дону в июле 1999 года. Сегодня, имея многочисленные дополнительные офисы по Ростовской области, банк является активным участником финансово-экономического рынка региона, внося существенный вклад в его комплексное развитие. Клиентская база насчитывает около 4000 корпоративных клиентов, представляющих все отрасли хозяйствования области.

Наибольший удельный вес 70% в структуре остатков по расчетным и текущим счетам занимают средства региональных клиентов, что свидетельствует о хорошей диверсификации клиентского портфеля и устойчивости ресурсной базы филиала к колебаниям остатков на счетах крупных клиентов. Срочные пассивы корпоративной клиентуры в равной пропорции распределены между клиентами крупного и среднего бизнеса. В результате применения новой модели за 1 квартал 2011 года кредитный портфель филиала по региональным клиентам увеличился на 50%.

Сотрудничество с предприятиями теплоэнергетики является одним из приоритетных направлений деятельности филиала.

Таким образом, филиал ВТБ в Ростова-на-Дону комплексно подходит к решению задач по достижению масштабных результатов в сегменте регионального бизнеса и построению мощной инфраструктуры обслуживания корпоративных клиентов. Комплексный подход, включающий в себя эффективные методики, автоматизированные процедуры, институт персональных менеджеров, расширение продуктового ряда и его настройку под потребности каждого клиента, активное консультирование и разработку схем кредитования - способствует решению задач, стоящих как перед конкретным предприятиями и организациями, так и в целом перед регионом.


2. Организация учетно-операционной работы в ОАО «ВТБ»


Основными задачами учетно-операционной работы являются:

- быстрое, четкое и качественное обслуживание клиентов банка;

своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности банка;

предупреждение возможности возникновения недостач, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей;

сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;

К учетно-операционной работе относятся:

открытие и ведение счетов клиентов банка;

прием и проверка правильности платежно-расчетных документов, поступающих от клиентов банка и служащих основанием для совершения расчетных операций по их поручению;

прием и проверка правильности кассовых документов, являющихся основанием для приема и выдачи наличных денег со счетов клиентов банка;

формирование и изготовление внутренних документов, являющихся основанием для совершения внутрибанковских операций;

контроль за своевременностью совершения платежей;

подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;

ведение регистров бухгалтерского учета;

подготовка информации и составление бухгалтерской отчетности.

Организация учетно-операционной работы в банке основывается:

на утвержденной приказом руководителя банка учетной политике;

на определенном учетной политикой банка и другими внутрибанковскими положениями порядке подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым в банке операциям, их отражения в регистрах бухгалтерского учета и составления в банке периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Разработанные процедуры должны учитывать возможные аспекты проведения наиболее сложных и ответственных операций и обеспечивать единообразный порядок подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым операциям и их отражения в регистрах бухгалтерского учета и отчетности как в головном банке, так и в его филиалах.

на выделении в организационной структуре банка в качестве самостоятельного подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета, бухгалтерии;

на объединенных в локальную вычислительную сеть банка средствах вычислительной техники для ведения учета и подготовки отчетности, использование которых должно способствовать в необходимой мере автоматизации выполнения всех учетно-операционных процедур, а также должно обеспечивать ежедневное сведение баланса и отражение в нем всех проведенных за день операций.

Организация бухгалтерской работы в банке

За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении операций ответственность несет руководитель кредитного учреждения. Руководители, в зависимости от объема учетной работы могут:

учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

увести в штат должность бухгалтера;

передать ведение бухгалтерского учета бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

вести бухгалтерский учет лично.

Обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер.

Бухгалтерские операции выполняют работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и других документов, а также отражением банковских операций по счетам бухучета. Все эти работники подчиняются в вопросах ведения бухучета главному бухгалтеру.

Организация работы строится на следующих принципах:

образуется единое бухгалтерское подразделение;

все работники объединяются в группы;

работникам предоставляются права ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемым операциям. За исключением операций, требующих дополнительного контроля.

Структура бухгалтерии коммерческого банка должна отвечать тем функциям, выполнение которых предусмотрено в Уставе банка. Их необходимый набор состоит из: расчетных, кассовых, кредитных, депозитных операций, операций с ценными бумагами и т.д. Для выполнения перечисленных операций в банке создаются отделы с аналогичными названиями.

Бухгалтерия - это структурное подразделение банка, которое возглавляет главный бухгалтер.

В обязанность главного бухгалтера, его заместителей и начальников отделов входит разработка должностных инструкций для бухгалтерских работников, с указанием закрепленных счетов и штампов, порядка введения и регистрации операций в книгах, журналах или передачи обработанных сведений на ВЦ (вычислительный центр) или на компьютерную систему.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц (кассиров и т.д.).

Организация документооборота в банке

Система документооборота, претендующая на интегрирующую роль в современном банке, должна: позволять интегрировать различные подразделения и организации в рамках одного бизнес-процесса; реализовывать стандартные, шаблонные бизнес-процессы; реализовывать гибкие, настраиваемые индивидуально процессы и маршруты.

В зависимости от принятой в банке схемы документооборота любой документ проходит те или иные стадии обработки:

. Дополнительный контроль документов.

Любой подготовленный документ всегда проходит стадию дополнительного контроля, маршрутизация которой определяется как действующей нормативно-законодательной базой, так и существующими в банке технологией обработки документов. Пройдя все необходимые стадии, документ попадет на контроль и исполнение ответственному исполнителю с правом единоличной подписи.

. Обработка документа.

В независимости от того, сколько и каких этапов проходит документ, его обработка предусматривает совершение окончательных действий по документу с формирование проводок по счетам в учете и записью документов в регистры и реестры. Лицо, обработавшее документ и несет ответственность за данный документ.

Организация документооборота в банке предусматривает определенные этапы обработки документов, служащих основанием для совершения операций по балансу банка.

Банковскую документацию образует совокупность документов, используемых банком для ведения учета и контроля.

Расчетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: Наименование документа, Номер расчетного документа, Дата его составления, Наименование банка плательщика, его условный номер по межбанковским расчетам, Наименование плательщика и номер его счета банке, Наименование получателя средств, номер его счета в банке, Номер банка получателя денежных средств, Наименование банка получателя, его корреспондентский счет, Назначение платежа, Сумма платежа. Первые экземпляры всех платежных документов заверяются оттиском печати предприятия и подписями главного бухгалтера предприятия. Исправление в документах не допускается. Все документы по месту их формирования подразделяются на банковские и клиентские документы. К банковским документам относятся - мемориальные кассовые ордера, распоряжения кредитного отдела, платежные поручения по межбанковским и межгосударственным расчетам, перечни документов к этим платежным поручениям. К клиентским документам относятся - платежные поручения, платежные требования, чеки, срочные обязательства по ссудам, заявление о выдаче ссуды. Все расчетные денежные документы по характеру отражаемых в них банковских операций подразделяются на:

) Мемориальные. 2) Кассовые приходные. 3) Внебалансовые. 4) Документы по межбанковским и межгосударственным расчетам.

Руководители банка обязаны проверять своевременность составления баланса и отчетности, осуществлять контроль за: своевременностью и полнотой зачисления средств на счета клиентов, использованием расчетно-кассовых документов по назначению, хранением и использованием печатей, штампов и бланков, чтобы исключить их утерю или использования в целях злоупотребления.


3. Документация, документооборот и порядок хранения в банке ОАО «ВТБ»


В банковской деятельности используются самые разные документы (директивные, юридические, плановые).

Документы, которые используются в учетно-операционной работе, относятся к особому виду банковских документов.

Учетно-операционные документы - это:

то, что является основанием для операции отражения в учете банка;

то, на основе чего совершаются бухгалтерские записи;

то, что подтверждает правильность совершенных операций и их отражения в учете.

В составе документов выделяют те, которые содержат эти записи (мемориальные документы), и те, которые раскрывают содержание этих записей, подтверждают их правильность и достоверность (первичные документы).

К числу мемориальных документов относятся расчетно-денежные документы, мемориальные документы, кассовые и внебалансовые ордера. Приложение 2.

Первичные документы - это акты, справки, счета и другие документы, подтверждающие факт совершения операции, ее юридическую законность.

Первичные документы, как правило, прилагаются к мемориальным документам. В последних делается запись о прилагающихся первичных документах. В случае, если первичные документы сшиваются в отдельные сшивы, в мемориальных документах делается ссылка на дату и номер первичного документа, послужившего основанием для совершения проводки.

Все мемориальные документы с приложенными первичными документами, подтверждающие совершение банком операций за данный день, называются документами дня.

Совокупность мемориальных и первичных документов, используемых банком для ведения бухгалтерского учета и контроля, образует банковскую документацию.

Виды мемориальных банковских документов:

расчетные (поручения, требования, чеки, аккредитивы, платежные ордера, авизо, ордера-распоряжения кредитного отдела);

кассовые (объявления, денежные чеки, приходные, расходные ордера);

документы по внутрибанковским операциям (мемориальные ордера).

Расчетные, кассовые, кредитные и другие операции совершаются в банках и отражаются в бухгалтерском учете на основании расчетно-денежных документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями. Применение бланков не установленной формы или замена бланка одной формы другой формы может привести к неправильному отражению операций.

Совершение операций в кредитной организации может происходить на основании электронного платежного документа, а в случаях, установленных действующим законодательством и договором, - его бумажной копии, заверенной уполномоченным лицом. Электронные платежные документы должны содержать все реквизиты платежных документов, предусмотренные утвержденными форматами и нормативными актами Банка России. Бумажные копии электронных платежных документов, предназначенные для хранения в качестве оправдательных документов по совершенным операциям, а также подлежащие приложению к выпискам из счетов, заверяются штампами кредитной организации и подписями ее работников. В электронных платежных документах должен быть обеспечен аналог собственноручной подписи клиента.


Данные документов, раскрывающие их содержание, называются реквизитами. Требования к реквизитам документа содержатся в законе «О бухгалтерском учете».

Стандартные документы содержат следующие основные реквизиты:

дату документа (различается дата составления и дата исполнения документа: там, где не предполагается разрыв, - отметка, там, где предполагается разрыв, - отдельный реквизит);

номер документа;

наименование клиента (ИНН) и его банка (БИК);

наименование контрагента (ИНН) и его банка (БИК);

сумму (числом и прописью);

контировку - документы, служащие основанием для проводок, должны контироваться (иметь номера счетов по дебету и кредиту);

назначение платежа (содержание операции, а при необходимости - основание для ее совершения);

коды технической обработки;

подписи ответственных лиц клиента и оттиск его печати;

подписи работников банка, проверивших документ.

Должностное лицо банка, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой по нему бухгалтерской операции в банке. Работники банка, которые подписали какой-либо расчетно-денежный документ, не имея на то права, отвечают за этот проступок в дисциплинарном порядке, а при наличии в их действиях состава преступления привлекаются к уголовной ответственности. В таком же порядке несут ответственность работники банка, имеющие право подписи, в случае превышения ими своих полномочий.

Порядок осуществления документооборота и его графики разрабатываются банком самостоятельно и утверждаются руководителем банка.

Документооборот по расчетам между банками в банках и расчетно-кассовых центрах организуется в соответствии с Положениями «Об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации» и «Об организации расчетов между банками».


4. Информационное обеспечение учетно-операционной работы в банке ОАО «ВТБ»


Качественная стандартизация деятельности организации является одним из требований международных стандартов. Таким образом, важность и необходимость информационного обеспечения банковских технологий путем разработки внутренних нормативных документов очевидна.

Одним из направлений развития информационных технологий в банковских структурах является создание информационно-аналитических систем. С учетом того, что существует множество каналов услуг разного класса (системы «Клиент-Банк» и «Internet-банкинг» и др.), требующих наличия многих информационных баз данных, создание структурированного информационного поля в информационно-аналитических системах позволяет улучшить ориентирование в информационных базах данных и увеличить вероятность принятия верного решения.

Для осуществления внутрибанковского контроля директор ОАО «ВТБ» утверждает разработанный главным бухгалтером план последующих проверок учетно-операционной работы отдела бухгалтерского учета и операционного отдела «ОАО «ВТБ» на каждый квартал года. Осуществляется проверка мемориальных документов по валютным операциям, проверка начисления процентов по депозитам физических лиц, проверка своевременности перечисления сальдо документов и коммунальных платежей, проверка внутрибанковских документов, проверка правильности ведения налогового учета, проверка кассовых документов и правильности отражения по символам кассовых оборотов, проверка учета денежных книг в карточках образцов подписей, проверка правильности хранения и использования в работе печатей и штампов и т.д.

Для выполнения денежно-расчетных операций используется определенная документация а именно:

Объявление на внесение наличности;

Приходный кассовый ордер;

Расходный кассовый ордер;

Аккредитив;

Платежное поручение;

Мемориальный ордер;

Денежный чек.

Расчеты с помощью системы «Операционный день»

Программно-технический комплекс «Операционный день» применяется для оперативного ведения клиентом своих счетов в ЗАО «ВТБ24» и обмена технологической информацией. Система» Операционный день " является составной частью программы автоматизации банковской деятельности и источником поступления расчетных документов через системы автоматизации банка к системе электронных платежей или внутренней платежной системы и состоит из клиентской и банковской части.

Клиентская часть системы «Операционный день» обеспечивает автоматическое ведение текущего состояния счета клиента в банке. Электронные расчетные документы, представляемые клиентом в банк, должны соответствовать формату платежных документов системы электронных платежей с указанием электронных цифровых подписей ответственных лиц плательщика.

Банковская часть системы «Операционный день» обеспечивает проверку приведенных электронных подписей каждом электронном расчетному документу клиента и по платежному файлу.

Электронный расчетный документ имеет такие же реквизиты (например, платежное поручение), как и на бумажном носителе, кроме подписи клиента, который формируется в электронном виде и предусматривается в договоре, заключенном между банком и клиентом.

В конце дня по каждому отдельному клиенту формируется реестр принятых документов по системе «Операционный день», печатается и подшивается в документы дня.

Открытие счета

Для открытия карточного счета в ЗАО «ВТБ24» и получения карточки необходимо предоставить Банку следующие документы:

. заявление-анкету;

. копию документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, заменяющего), заверенную нотариально или сотрудником банка;

. копию свидетельства о присвоении идентификационного кода плательщика налогов, заверенную нотариально или сотрудником банка;

. копию заграничного паспорта (при наличии), заверенную нотариально или сотрудником банка;

При оформлении открытия счета в банке клиент также подписывает:

. договор об открытии и обслуживании карточного счета;

. правила пользования картой;

. тарифы на обслуживание;

. карточку с образцами подписей.

К лицевым счетам относят все счета низшего уровня, предназначенные для учета расчетов с физическими и юридическими лицами, включая финансовые, кредитные учреждения, а также органы государственной власти, в том числе и внутрибанковские счета, такие, как счета доходов, расходов, прибыли и убытков.

В памяти компьютера по лицевому счету хранится большее количество реквизитов, чем это отображается в выписке.

Данные по операциям лицевого счета должны быть доступны в течение года, а по завершении года, после проведения заключительных оборотов и получения всех отчетов, могут быть переписаны в архив. В связи с тем что количество операций по счетам различно, целесообразно хранить общие данные по лицевому счету и данные по операциям в разных файлах базы данных.

В упомянутых «Правилах ведения бухгалтерского учета» приведены также рекомендации по кодированию лицевых счетов.

Такую структуру кодовое обозначение лицевого счета имеет для корреспондентских, расчетных, текущих, кредитных счетов, счетов просроченных кредитов и процентов, а также некоторых других счетов. Некоторые счета могут иметь отличительные особенности в кодировании, например, в бюджетных счетах из семи последних разрядов первые три используются для кодирования символа бюджетной отчетности.

Вычисленное по выбранному алгоритму значение ключа записывается в кодовое обозначение лицевого счета по соответствующему разряду. При вводе кодового обозначения лицевого счета в компьютер он рассчитывает значение ключа по этому алгоритму и сравнивает с введенным значением ключа. При их несовпадении выдается сообщение об ошибке.


5. Формы отчетности кредитной организации - банка ОАО «ВТБ»

банк документооборот операционный кредитный

Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Банки ежемесячно должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов. Раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты обязательно должен проверять внешний аудитор.

Огромный объем сведений содержится в банковской бухгалтерской отчетности, которой называют совокупность бухгалтерской информации о финансово-хозяйственной деятельности банка соответствующего содержания и назначения, представленной на определенную дату.

Различают периодическую и годовую отчетность.

Годовая отчетность (форма 404,639,812,906,907,908) охватывает содержание, объем и результаты работы банка за отчетный год.

Отчетность (если рассматривать ее с позиции пользователей) подразделяется на официальную (внешнюю) и управленческую (внутреннюю) так же, как и бухгалтерский учет.

В состав годового отчета российских коммерческих банков включаются следующие формы: бухгалтерский баланс в виде оборотной ведомости (по остаткам на конец года с учетом заключительных оборотов); отчет о прибылях и убытках; данные об использовании прибыли и фондов, из нее создаваемых; расчет резерва под возможные потери по ссудам; размер собственного капитала банка; сведения о кредитной, ресурсной политике банка, его внешнеэкономической деятельности, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях; отчет о состоянии внутреннего контроля в банке; пояснительная записка. Годовой отчет банка подается в ЦБ РФ.

Кроме финансовой отчетности ежемесячно рассчитываются и представляются в Банк России экономические нормативы деятельности банка. Сведения, характеризующие кредитный портфель банка, подаются ежеквартально в ЦБ РФ. Отчет о результатах расходования предприятиями, учреждениями, организациями средств на потребление ежеквартально направляется в Управление денежного обращения ЦБ РФ. Отчет о кассовых оборотах составляется ежемесячно и каждые 5 дней и представляется в РКЦ ЦБ РФ. Он содержит статьи прихода и расхода средств из касс банка, балансовую строку и контрольный арифметический итог.

Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов, детальное исследование которых и выявление не возвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены лишь во время инспектирования на месте. От качества активов в значительной степени зависит доход банка, поэтому сомнительные или безнадежные кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд.


6. Аналитическая работа в Банке ОАО «ВТБ»


Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия, организации на производство и реализацию продукции (работ и услуг).


Себестоимость работы Банка ВТБ24 с одним клиентом к концу 2012 года должна снизиться вдвое.

ВТБ планирует к концу 2012 года увеличить до более 75% долю клиентских транзакций по типовым операциям физических лиц через дистанционные каналы обслуживания по сравнению с 60% в настоящее время.

ВТБ стремится увеличить количество продаваемых банком продуктов одному клиенту. Так, если в 2010 году на одного клиента приходилось порядка 1,8 продукта, а в 2011 году этот показатель приближается к 2,5, то к концу 2012 года банк рассчитывает продавать одному клиенту 3-3,5 продукта.


В этой связи Банк расширяет сеть банкоматов, работает над улучшением интерфейса каналов дистанционного обслуживания клиентов. В частности, в 2012 году ВТБ планирует предоставить своим клиентам возможность осуществлять через Интернет-банк все услуги, которые банк в настоящее время предоставляет клиентам в отделениях.

Кроме того, ВТБ работает над созданием специальных программ для работы со своими услугами через Интернет с помощью мобильных телефонов.

ВТБ24 также расширяет сеть банкоматов. Так, если в настоящее время их число приближается к 5 тыс., то к концу 2012 года банк планирует увеличить их число до порядка 10 тысяч.

Банк планирует удвоить клиентскую базу к 2013 году, при этом за счет перевода клиентов на дистанционные каналы обслуживания ВТБ планирует улучшить показатель cost/income. Банк планирует снизить этот показатель к концу 2012 года на несколько процентных пунктов.


Заключение


Итак, наблюдается тенденция снижения общей рентабельности. Доходность активов составляла 0,67 руб. при дальнейшем уменьшении до 0,22 руб., но в 2010 году положение улучшилось и данный показатель составил 0,7 руб. Отдача же каждого вложенного рубля собственного капитала составляла и 1,64 и 7,9 в 2010 и в 2011 гг. соответственно. В анализируемый период руководству банка следовало оценить колеблющиеся показатели доходности, пересмотреть свою политику по привлечению ресурсов. Для дальнейшего развития и бесперебойной работы банк принял соответствующие мероприятия и повысил показатели доходности, несмотря на кризисную ситуацию.

Из вышесказанного следует, что Банк ВТБ занимает достаточно устойчивые позиции на рынке банковских услуг. Выходя на рынки кредита, покупая и продавая ценные бумаги, предоставляя клиентам разнообразные услуги, Банк ВТБ должен постоянно контролировать состояние своих пассивов, следить за наличием свободных ресурсов, сроками востребования депозитов, стоимостью привлекаемых капиталов. Если приток ресурсов замедляется, банк должен пересмотреть свою политику в области активных операций. Связь между активными и пассивными операциями банка чрезвычайно сложна. Если возрастет стоимость ресурсов, прибыль снизится и в результате банку будет необходим поиск более выгодных сфер вложения капитала. Поэтому необходима четкая координация всех сфер банковской деятельности. При этом надо соблюдать основные принципы:

-не направлять все ресурсы в однотипные операции или ограниченному числу заемщиков;


-ограничивать средне- и долгосрочные кредиты тогда, когда большая часть привлеченных средств носит в основном краткосрочный характер;


использовать значительную часть краткосрочных вкладов для вложений, так как у банка всегда остается определенная сумма средств для ежедневных выплат.

Итак, для поддержания стабильности и устойчивых позиций на рынке банковских услуг руководству Банка ВТБ необходимо более тщательно отслеживать складывающуюся конъюнктуру рынка и более гибко и оперативно реагировать на ее изменения.


Список литературы


1.Федеральный закон от 28.09.2010 №243-ФЗ «О бухгалтерском учете»;


.Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: «ПРИОР», 2010.


3.Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. - М.: Логос, 2009.


4.Анализ хозяйственной деятельности. / Под ред. Белобородовой В.А. - М.: Финансы и статистика, 2010.


5.Гиляровская Л.И. Экономический анализ: Учебник для вузов-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.


6.Горелый В.И. Учет и экономический анализ деятельности коммерческих банков. - М.: ГУ ВШЭ, 2009;


7.Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. - М.: Проспект, 2009.


.Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2008.


9.Кравченко Л.И. Анализ финансового состояния предприятия. - Минск: ПКФ «Экаунт», 2010.


.Любушин Н.П., Лещева В.Б. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для ВУЗов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010.


11.Переверзева Л.В. Оценка финансового состояния предприятия по критериям банкротства (несостоятельности): Учеб. Пособие - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2010.


.Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005.


.Смирницкий Е.К. Экономические показатели бизнеса: Справочно-методологическое пособие. - М.: Экзамен, 2010.


.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009.


15.Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности / Бухгалтерский учет. 2009 г.


.Щербаков В.В. О необходимости использования экономического анализа во внутрибанковском контроле // Бухгалтерия и банки. - 2010. - №4.


17.Бухгалтерский баланс ОАО Банк ВТБ в г. Ростов-на-Дону на 01.01.2011;


.Сведения об обязательных нормативах ОАО Банк ВТБ редакция 01.01.2010, последние изменения 01.01.2012;


19.Устав ОАО Банк ВТБ в г. Ростов-на - Дону


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.