Отчет по практике


Хозяйственная деятельность ОАО "Россельхозбанк"

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСУИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА

(ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)

Учетно - финансовый факультет

Кафедра финансов





ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ



Место прохождения производственной практики: Уссурийский филиал ОАО ,,Россельхозбанка,,

Стажировка проходила с 2 по 22 июля 2012 г.

Дата сдачи отчета:

Руководитель от кафедры: Уколов А.И.

Руководитель от предприятия: Жмако Г.И.

Исполнитель студент группы 304 Пичугина А.В.






Москва - 2012

Содержание


Введение

Глава 1. Общая характеристика ОАО «Россельхозбанк»

.1 История развития ОАО «Россельхозбанк»

.2 Организационная структура ОАО «Россельхозбанк».

Глава 2. Организация бухгалтерского учета в ОАО «Россельхозбанк»

.1 Порядок хранения документов в кредитных организациях

Глава 3. Организация процесса кредитования в ОАО «Россельхозбанк»

.1 Анализ показателей ОАО «Россельхозбанк»

Выводы и предложения

Список используемой литературы


Введение


За последние несколько лет в сельском хозяйстве произошли существенные экономические изменения. В результате аграрной реформы происходит переход от административных методов хозяйствования к преимущественно экономическим, рыночным, повышении самостоятельности сельскохозяйственных производителей.

В настоящее время в аграрном секторе складываются крайне неблагоприятные условия для обеспечения устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции и повышения его экономической эффективности. В этой связи велика роль кредитов, предоставляемых банками на развитие и поддержание сельскохозяйственных предприятий. Наиболее крупным банком в Российской Федерации на сегодняшний день, занимающимся непосредственно вопросами кредитования и оказания широкого спектра дополнительных услуг сельскохозяйственным предприятиям и гражданам, проживающим в сельской местности является ОАО «Россельхозбанк».

Как известно, практика является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и имеет своей задачей практическое закрепление теоретических знаний, полученных во время обучения, приобретение более глубоких практических навыков по специальности и профилю будущей работы, систематизацию и обобщение материалов, необходимых для написания бакалаврской работы.

Учебно-ознакомительная практика в Российском Сельскохозяйственном банке проходила с 2 июля по 22 июля, 2012 г.

Прохождение производственной практики включало в себя следующие цели и задачи.

Цели практики:

закрепление на практике теоретических знаний, полученных в процессе обучения;

овладение формами и методами финансовой работы;

сбор практического материала для написания отчета.

Задачи практики:

знакомство с организацией работы и функциями банка;

изучена работа специалиста в каждом отделе;

осуществлено знакомство с нормативными актами, инструктивными материалами, организацией документооборота, учета;

собран материал для составления отчета.

Руководителем практики от банка была начальник в отделе по работе с персоналом Жмако Г.И.

Мне был поставлен ряд задач, которые я должна была выполнить по мере прохождения практики. Исходя из этих задач, суть моей практики заключалась в следующем:

прохождение инструктажа по технике безопасности;

ознакомление с работой банка;

изучение нормативных документов, регламентирующих работу отдела организации физических лиц;

изучение системы документооборота;

сбора материала о деятельности банка;

составление описей документов;

составление и написание отчета о практике.

Глава 1. Общая характеристика ОАО «Россельхозбанк»


.1 История развития «Россельхозбанк»


Банки-центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, естественно, не будет стремления к созданию реального эффективного механизма.

ОАО «Россельхозбанк» - один из крупнейших банков в России. Созданный в 2000 году в целях развития национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора и сельских территорий Российской Федерации, сегодня это универсальный коммерческий банк, предоставляющий все виды банковских услуг и занимающий лидирующие позиции в финансировании агропромышленного комплекса России. 100% акций банка находятся в собственности государства.

ОАО «Россельхозбанк» имеет сеть в 78 филиалов и 1536 дополнительных офисов. Банк занимает четвертое место в банковской системе России по объему активов, входит в тройку лидеров рейтинга надежности крупнейших российских банков. Кредитный портфель банка на 1 июля 2011 года - 742,5 млрд. рублей.

Россельхозбанк обслуживает розничных и корпоративных клиентов, предлагая наряду с универсальными банковскими продуктами десятки специализированных программ для развития производства в области сельского хозяйства и смежных отраслей. Особое внимание уделяется программам кредитования малого и среднего бизнеса. Россельхозбанк является агентом Правительства Российской Федерации по выполнению федеральных целевых программ в аграрном комплексе.

Россельхозбанк занимает второе место в России по размеру филиальной сети. Свыше 1600 отделений работают во всех регионах страны, в том числе более половины в малых городах и сельских населенных пунктах. Представительства Банка открыты в Белоруссии, Казахстане, Таджикистане и Азербайджане.

Банк располагает широкой и оптимально сформированной корреспондентской сетью, насчитывающей более 100 иностранных банков-партнеров и позволяющей обеспечивать полный спектр услуг клиентам по международным расчетам и связанному кредитованию и совершать прочие межбанковские операции.

Руководствуясь целями создания Банка, современным представлением о его месте в банковской системе и целями государственной аграрной политики, миссия ОАО «Россельхозбанк» на перспективу состоит в следующем:

обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах;

всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России;

поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации.

Российский Сельскохозяйственный банк - государственный Агент для развития сектора сельского хозяйства. Его миссия состоит в том, чтобы осуществить правительственные финансы и кредитную политику в сельском хозяйстве и сельские районы в России.

С самого начала цель Российского Сельскохозяйственного банка была двойной: создать систему, которая предоставляет весь сельский доступ людей к полному диапазону банковских услуг и обеспечить результаты банковских операций, требуемые этим рынком, для оборотного капитала и долгосрочных капиталовложений. Чтобы сделать это, только Россельхозбанк за шесть лет построил широкую сеть по всей стране. Приблизительно 25 процентов населения России живут в сельских районах. Это показывает огромные возможности служить этому рынку и поспособствовать его росту.

История российского агрокредитования берет свое начало в XVIII веке, когда государство впервые предприняло попытку сформировать цивилизованную систему финансов по европейскому образцу. Открывшаяся в то время первая в России кредитная организация «Монетная контора» была учреждением, где представители дворянства и купечества могли получить ссуду. Важное начинание продолжила императрица Елизавета Петровна: её указом в 1754 году были открыты Дворянские Заёмные Банки на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Постепенно этот банк обзавелся большой сетью региональных представительств, которые открывались в крупных городах царской России - Москве, Петербурге, Киеве и других. Этот банк можно считать историческим прообразом современного ОАО «Россельхозбанк».

Определяющим для сельскохозяйственного кредитования в России стал 1882 год, когда начал свою работу Государственный крестьянский поземельный банк. В период с 1883 по 1895 год Государственный крестьянский поземельный банк выдал в общей сложности 15 тысяч ссуд, совокупный размер которых составил примерно 82 миллиона рублей. Схожую задачу, но применительно к иному слою населения, решал Государственный дворянский земельный банк. Основанный в 1885 году, он был призван поддержать дворянские имения, которые разорялись ввиду отмены крепостного права: крестьяне стали покидать деревню ради быстрого заработка на городских фабриках, и помещики оказались в сложном положении. Государственный крестьянский поземельный банк и Государственный дворянский земельный банк вместе формировали целостную систему сельского кредитования и землеустройства Российской Империи. На базе этой структуры был создан единый Государственный банк, с помощью которого государство проводило экономическую политику в национальном масштабе.В январе 1930 года формируются банки долгосрочных вложений, которые уже через год становятся функциональными подразделениями Государственного банка: Промбанк, Сельхозбанк, Всекобанк и Цекомбанк. В 1987 году в ходе «перестройки» происходит реформа банковской системы: из состава Государственного банка СССР выделяется Агропромбанк - специализированный банк, кредитующий только сельское хозяйство.

Конец 90-х был трудным периодом для сельского хозяйства - отрасль нуждалась в финансировании со стороны государства. После масштабного кризиса 1998 года необходимо было создавать банк только со 100% государственным участием - так можно было обеспечить новое становление системы сельскохозяйственного кредитования, реанимировать сельскую экономику и поддержать аграрный сектор.

марта 2000 года исполняющий обязанности Президента Российской Федерации Владимир Путин подписал Распоряжение №75-рп о создании Российского сельскохозяйственного банка - кредитной организации, на 100% принадлежащей государству. Глава государства поставил задачу сформировать на базе Россельхозбанка национальную кредитно-финансовую систему обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

ОАО «Россельхозбанк» начал активно развиваться с первого же дня своей работы. В июне 2000 года банк получил от Центрального банка России лицензию на осуществление банковской деятельности № 3349, а уже в сентябре Россельхозбанк приступил к обслуживанию клиентов и начал открывать корреспондентские счета. В декабре 2002 года банк приступил к осуществлению операций с денежными средствами физических лиц.

В 2006 году Россельхозбанк стал одним из ключевых участников Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», основной целью которого было развитие агропромышленного сектора российской экономики и обеспечение продовольственной безопасности страны. В ходе реализации нацпроекта в 2006 - 2007 гг. Россельхозбанк предоставил более 300 тысяч кредитов на общую сумму свыше 150 млрд. рублей.

В июле 2007 года Россельхозбанк расширил свою деятельность, получив Генеральную лицензию на осуществление банковских операций. Банк приступил к открытию своих зарубежных представительств.

В январе 2008 года стартовала пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Россельхозбанк стал одним из главных ее участников. В рамках госпрограммы банк решает ряд государственно значимых задач, в частности, задачу повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам.

В 2009 году Банк выполнил план по расширению своей сети по итогам года 45 филиалами Банка было открыто 100 внутренних структурных подразделений.

Основными видами предоставляемых услуг банком являются:

кредитование населения;

вклады;

денежные переводы и платежи;

операции с наличной иностранной валютой;

курсы иностранных валют;

операции с монетами из драгоценных металлов;

индивидуальные сейфовые ячейки.


.2 Организационная структура ОАО «Россельхозбанк»


Как уже было сказано выше, ОАО «Россельхозбанк» - универсальный банк, предоставляющий широкий спектр услуг для физических и юридических лиц, среди которых кредиты, вклады, денежные переводы Western Union, овердрафт, кредитование корпоративных клиентов, депозиты и другие банковские продукты.

Руководство ОАО «Россельхозбанк» состоит из Наблюдательного Совета и Правления.

Наблюдательный Совет состоит из:

)Ломакин-Румянцев Илья Вадимович - руководитель Экспертного совета ОАО «Росгосстрах», Председатель Наблюдательного совета ОАО «Россельхозбанк»;


)Балло Анатолий Борисович -член Правления - заместитель Председателя Внешэкономбанка;


)Белова Анна Григорьевна-генеральный директор ООО «Центр новых и инновационных технологий СУЭК» (независимый директор);


)Кулькина Татьяна Борисовна-руководитель Секретариата Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации;


)Патрушев Дмитрий Николаевич-председатель Правления ОАО «Россельхозбанк»;


)Соболь Александр Иванович-заместитель Председателя Правления «Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) (независимый директор);


)Эскиндаров Михаил Абдурахманович-ректор ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (независимый директор).


Председателем Правления является Дмитрий Николаевич Патрушев.

Состав Правления:

)Патрушев Дмитрий Николаевич - председатель Правления;


)Листов Борис Павлович - член Правления, Первый заместитель Председателя Правления;


)Алякин Андрей Александрович - член Правления, Заместитель Председателя Правления;


)Кирина Виктория Владимировна - член Правления, Заместитель Председателя Правления;


)Лёвин Кирилл Юрьевич - член Правления, Заместитель Председателя Правления;


)Сергеев Дмитрий Геннадьевич - член Правления, Заместитель Председателя Правления;


)Смирнов Сергей Алексеевич - член Правления, Заместитель Председателя Правления;


)Шашкин Артем Владимирович - член Правления, Заместитель Председателя Правления.


Правление ОАО «Россельхозбанк» (далее - Банк) является коллегиальным исполнительным органом Банка. Членами Правления могут быть только лица, работающие в Банке на постоянной основе. Правление действует на основании Устава Банка и Положения о Правлении ОАО «Россельхозбанк». Права и обязанности членов Правления определяются законодательством Российской Федерации, Уставом Банка, Положением о Правлении Банка, а также договорами, заключенными от имени Банка Председателем Наблюдательного совета или иным лицом по уполномочию Наблюдательного совета.

К компетенции Правления относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Банка, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров и Наблюдательного совета Банка.

Правление Банка:

предварительно обсуждает вопросы, подлежащие рассмотрению общим собранием акционеров Банка и Наблюдательным советом Банка, подготавливает по ним необходимые документы;

организует выполнение решений общего собрания акционеров Банка и Наблюдательного совета Банка;

рассматривает и принимает решения по вопросам управления активами и пассивами Банка, организации и ведения расчетов, других банковских операций и сделок, определения полномочий по их совершению, осуществления внешнеэкономической деятельности, обеспечения внутрибанковского учета и контроля, сохранности имущества, повышения безопасности Банка и его клиентов и другим вопросам деятельности Банка;

предварительно рассматривает возможность выдачи кредитов, гарантийных обязательств, обязательств по авалированию векселей, окончательное решение по совершению которых принимает Наблюдательный совет Банка.

утверждает положения о филиалах и представительствах Банка, решает вопросы, связанные с осуществлением общего руководства работой филиалов и представительств Банка, а также с выполнением определенных законодательством Российской Федерации функций в отношении организаций, учредителем (участником, акционером) которых является Банк, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению Наблюдательного совета Банка;

утверждает перспективные планы развития, годовые бизнес-планы филиалов и отчеты о результатах деятельности;

утверждает смету расходов Банка на предстоящий год;

принимает решение об открытии (закрытии) дополнительных офисов, операционных офисов, кредитно-кассовых офисов, операционных касс вне кассового узла, передвижных пунктов кассовых операций, обменных пунктов, а также иных внутренних структурных подразделений, предусмотренных нормативными актами Банка России; утверждает типовые (примерные) положения о внутренних структурных подразделениях;

рассматривает вопросы контроля исполнения и обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в деятельности Банка, его филиалов и представительств;

принимает решение об участии и о прекращении участия Банка в других организациях, за исключением случаев, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров Банка;

организует работу по подбору, расстановке, подготовке персонала, утверждает кандидатуры руководящих работников Банка в соответствии с установленной номенклатурой;

определяет условия и порядок оплаты труда персонала Банка, его филиалов и представительств, а также представление дополнительных трудовых, социально-бытовых и иных льгот;

рассматривает материалы ревизий, проверок, по которым требуется вмешательство Правления, а также отчеты руководителей филиалов и представительств Банка и принимает по ним решения;

предварительно рассматривает годовой отчет, баланс и другие финансовые отчетные документы Банка;

рассматривает вопросы о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности работников Банка в случаях, когда это имеет существенное значение для интересов Банка, в установленном законодательством порядке;

определяет с учетом требований законодательства Российской Федерации перечень информации, составляющей коммерческую тайну Банка, режим коммерческой тайны, устанавливаемый в Банке, и ответственность за нарушение установленного режима коммерческой тайны;

утверждает организационную структуру Банка;

принимает решения о ведении Банком благотворительной, спонсорской и иной некоммерческой деятельности;

утверждает внутренние документы Банка по вопросам, относящимся к компетенции Правления Банка;

решает другие вопросы текущей деятельности Банка.

По факсимильному или письменному требованию члена Наблюдательного совета Правление в течение трех рабочих дней с даты получения соответствующего запроса обязано предоставить в факсимильной форме и в течение этого же срока направить по почте или вручить под роспись надлежащим образом заверенную копию протокола заседания Правления.

Копии протоколов, содержащие конфиденциальные сведения, направляются только спецсвязью или вручаются под роспись.

Глава 2. Организация бухгалтерского учета в ОАО «Россельхозбанк»


Бухгалтерский учет в коммерческих банках ведется на основании Закона "О банках и банковской деятельности", Закона "О Центральном банке РФ" (Банка России) и Закона "О бухгалтерском учете".

Правила ведения бухгалтерского учета и Счетный план утверждены приказами Банка России. Новые Правила и Счетный план введены в действие с 1 января 1998 г.

Бухгалтерский учет должен обеспечивать правильное, непрерывное и точное отражение в учете банковских операций с целью получения адекватной информации о состоянии банка: по составу имущества, активов и обязательств для принятия решений по эффективному руководству и управлению банком.

Бухгалтерский учет является основой контроля за экономным использованием финансовых ресурсов и имущества, снижению затрат банка, повышению доходности и рентабельности операций, приросту капитала, принятию своевременных мер по преодолению отрицательных явлений в финансово-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский учет в ОАО «Россельхозбанка» организован по мемориально-ордерной автоматизированной форме, то есть до группировки однородных операций по счетам они оформляются в мемориальных ордерах. В ордере указывается краткое содержание операции, сумма и корреспонденция счетов на уровне лицевых счетов (транзакция).

Мемориальный ордер может не составляться, если операция оформляется кассовыми или платежными документами, выписками из корреспондентских счетов, а также авансовыми отчетами и прочими первичными документами.

К мемориальным документам прикладываются первичные документы, которые послужили основанием для отражения информации о совершенных операциях.

Как правило, первичные документы, фиксирующие совершение операции, должны содержать достоверные данные и создаваться в момент совершения операции.

Первичные документы могут оформляться как на типовых бланках, так и на бланках специализированных форм.

К первичным документам относятся акты, справки, счета и другие документы, подтверждающие факт совершения операции.

Должностное лицо, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой операции и ее законность. Все первичные документы, поступившие в подразделение бухгалтерского учета банка, подлежат проверке как по форме, так и по содержанию, включая проверку законности операции и логическую увязку показателей.

Банки, являясь финансовым посредником, в соответствии с Законом "О банках и

банковской деятельности", осуществляют следующие основные виды операций:

)привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);


)размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;


)открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;


)осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;


)инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;


)купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (по отдельной лицензии);


)привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (по отдельной лицензии);


)выдача банковских гарантий;


)выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение


обязательств в денежной форме;

)приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;


)доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;


)осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;


)предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;


)лизинговые операции;


)оказание консультационных и информационных услуг.


Банк вправе осуществлять и другие операции в соответствии с действующим

законодательством. Перечень разрешенных операций определяется лицензией, выдаваемой кредитной организации Банком России.

Банку (кредитной организации) запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Условно банковские операции делятся на:

расчетные операции;

пассивные операции;

активные операции;

комиссионные операции;

собственные хозяйственные;

операции с ценными бумагами;

срочные операции;

доверительного управления;

прочие.

Все указанные виды операций подлежат бухгалтерскому учету.

Как правило, одна из основных задач банка - правильное и быстрое обслуживание клиентов.

Надлежащее соблюдение инструкций и других нормативных документов позволяет:

)своевременно и правильно вести работу с клиентами банка, находящимися на расчетно-кассовом обслуживании, отражать в учете проводимые банком операции;


)предупреждать возникновение ошибок и проведение незаконных операций, а также свести к минимуму неприятности от общения с Департаментом банковского надзора.


Все эти меры обеспечат банку стабильную и доходную работу в течении длительного времени.

Учетно-операционный аппарат в отдельных банках организуется по разному, исходя из сложившейся структуры управления банка и выполняемыми банком операциями.

Учетно-операционный аппарат банка состоит из работников, занятых оформлением, контролем расчетно-денежных документов и отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета.

Учетно-операционный аппарат возглавляется главным бухгалтером банка, действующим на основании Закона "О бухгалтерском учете" и Правил ведения бухгалтерского учета, Положения о главных бухгалтерах.

Обычно в банках главный бухгалтер имеет несколько заместителей, отвечающих за разные участки работы:

а) учет внутрихозяйственных операций банка;

б) операционный учет;

в) учет валютных операций;

г) учет ценных бумаг;

д) учет доходов, расходов и финансовых результатов, а также составление финансовой и налоговой отчетности.

Одной из основных задач главных бухгалтеров является методологическое обеспечение отражения в учете совершаемых банком операций, а также осуществление контрольных и аналитических функций, обеспечения обязательств банка.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю банка.

Главные бухгалтера могут и обязаны давать рекомендации по соответствию пассивов банка его активам, структуре доходов и расходов банка, повышению рентабельности проводимых операций.

Учетно-операционный аппарат банка работает по принципу ответственных исполнителей или операционных бригад. Конкретные обязанности работников учетно-операционного аппарата определяются главным бухгалтером банка.

Основные функции отделов бухгалтерского учета.

Отдел учета кассовых операций занимается оформлением и контролем кассовых документов. На отдел учета хозяйственных операций возлагаются функции оформления и контроля документов по учету основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), материалов, расчет заработной платы и некоторые другие. Отдел учета операций с инвалютой ведет учет операций с наличной и безналичной иностранной валютой по срочным и кассовым сделкам, отчетность по ведению открытой валютной позиции и др. Отдел учета ценных бумаг и вложений осуществляет учет приобретенных банком государственных и корпоративных ценных бумаг (включая векселя), участия банка в хозяйственной деятельности других организаций. Отдел отчетности и анализа подготавливает отчетность банка, проводит анализ финансовой деятельности банка ,его ликвидности и доходности операций.

Головные функции операционного и бухгалтерского учета расчетных операций возлагается на операционный отдел. Отдел межфилиального учета отражает операции головного банка с филиалами.

Принципы бухгалтерского учета в банках приближены к действующим принципам учета по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Рассмотрим основные принципы постановки бухгалтерского учета в банке, которые определяет Банк России в ч. 1 Положения № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

)Непрерывность деятельности. Предполагается, что коммерческий банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем и не имеет предпосылок для ликвидации или совершения операций на невыгодных для себя условиях.


)Отражение доходов и расходов банка по методу начисления. Указанный принцип введен в действие 1 января 2008 г., до этого времени отражение доходов и расходов в банковском учете предполагало, что на соответствующие счета доходы будут отнесены только после их фактического поступления. Расходы отражались на счетах по учету расходов только после их фактического совершения. На сегодняшний день доходы должны отражаться в бухгалтерском учете на стадии их начисления в том периоде, за который они начислены.


)Постоянство правил бухгалтерского учета. Коммерческие банки должны руководствоваться в своей деятельности одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме возникновения случаев существенных перемен в своей деятельности, а также при изменении законодательства Российской Федерации, корректирующего деятельность коммерческих банков. В указанных случаях банк должен обеспечить сопоставимость показателей отчетности.


)Принцип осторожности. Активы и пассивы, доходы и расходы коммерческих банков должны отражаться в бухгалтерском учете с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить действующие риски на следующие периоды.


)Своевременность отражения операций. Операции в коммерческом банке в большинстве своем отражаются в день их совершения, за исключением случаев, специально оговоренных в нормативных актах Банка России. Этот принцип, безусловно, связан с тем, что коммерческий банк составляет бухгалтерский баланс по своим операциям за каждый рабочий день, чтобы обеспечить оперативность и исключить ошибки в выписках, выдаваемых клиентам банка.


)Раздельное отражение активов и пассивов банка. Это означает, что на уровне балансовых счетов первого порядка, то есть трехзначных счетов, в банковском учете существуют только активные или пассивные счета. Активы и пассивы оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.


)Преемственность входящего баланса. Это означает, что остатки средств на балансовых и внебалансовых счетах банковского учета на предыдущую отчетную дату должны соответствовать входящим остаткам на текущую дату. Следует отметить, что при смене руководителя коммерческого банка или главного бухгалтера банка, указанные остатки принимаются новым составом руководителей строго по акту, в котором отражаются факты несоответствия указанных по счетам остатков подтверждающим документам.


)Приоритет содержания над формой. Операции банка отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не в соответствии с их юридической формой.


)Принцип открытости. Указанный принцип означает, что отчетность банка должна быть понятной информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции банка.


Каждый банк разрабатывает и утверждает учетную политику, которая должна включать документы, отражающие особенности деятельности каждого банка, а также масштабность выполняемых банком операций, условия деятельности его филиалов и отделений. В соответствии с Положением № 302-П подлежат утверждению в составе учетной политики банка следующие документы: рабочий план счетов банка, формы первичных учетных документов, порядок расчетов банка со своими филиалами и отделениями, прочими структурными подразделениями, правила проведения учета отдельных банковских и хозяйственных операций, порядок проведения инвентаризации и методы оценки отдельных видов имущества и обязательств банка, порядок и случаи изменения стоимости основных средств в случае переоценки, модернизации, реконструкции объектов, способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов, порядок отнесения на расходы банка стоимости материальных запасов, порядок документооборота и технология обработки учетной информации, правила проведения контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями, которые разрабатываются для исключения ошибок, допущенных в отчетности банка, предоставляемой в учреждения Центрального Банка РФ на 1-е число каждого месяца.

Все документы учетной политики банка подтверждаются подписью руководителя банка.

За организацию бухгалтерского учета в коммерческом банке, законность выполняемых банком операций ответственность несет руководитель банка.

За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, за своевременное предоставление полной и достоверной отчетности ответственность несет главный бухгалтер банка.

агропромышленный кредитный финансовый банк

2.1Порядок хранения документов в кредитных организациях


Документы хранятся в банке в бумажной и электронной форме. Для кредитных организаций разработан и утвержден специальный примерный перечень документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Федеральной архивной службой 10.03.2000 г. (№ 10-2-1/65) и согласованный с Банком России.

Банк обязан хранить документы, подтверждающие получение доходов и расходов, а также подтверждение уплаты налогов в течение пяти лет.

К документам постоянного хранения относятся документы по личному составу сотрудников банка, которые передаются в государственные архивы.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

База данных лицевых счетов в компьютерном учете должна дублироваться, как минимум, на двух различных носителях, информация должна храниться в течение срока, установленного для хранения документов.

Бумажные документы хранятся в кладовой банка или в специальном архиве. Под архив выделяется специальное помещение. Доступ к архивным документам ограничен.

По истечении установленного срока хранения в архиве подготавливаются акты о выделении дел к уничтожению. При этом документы просматриваются полистно, чтобы избежать уничтожения документов, имеющих другой срок хранения.

Существует список документов в банке, которые являются документами постоянного хранения:

документы органов управления банка и внутренние нормативные документы (правила и инструкции, разработанные банком);

документы о приеме и передаче отделений и филиалов;

документы ревизий и проверок;

отчетные документы банка;

материалы проверок контролирующих органов;

отчеты о контрольно-ревизионной работе;

отчеты о финансово-хозяйственной деятельности банка;

отчеты, балансы и документы к ним;

бухгалтерские отчеты;

отчеты о кассовой работе и инкассации;

лицевые счета о формировании уставного капитала;

условия выпуска собственных ценных бумаг;

акты об отводе земельных участков;

индивидуальные проекты на строения и здания;

книги и журналы с оттисками печатей и штампов;

документы аварийных комиссий;

книга регистрации лицевых счетов юридических лиц;

карточка учета вкладчиков;

отчеты об открытии валютных счетов;

статистические отчеты о ведении валютной позиции.

При изъятии банковских документов организациями, имеющими на то право, банки должны скопировать изымаемые документы. Главный бухгалтер должен заверить копии. На копиях документов главный бухгалтер ставит отметку: «Копия. Документ изъят».

Вместо подлинных документов в сшив помещаются копии, а в дело помещается акт об изъятии документов.

Глава 3. Организация процесса кредитования в ОАО «Россельхозбанк»


Кредиты предоставляются физическим лицам - гражданам Российской Федерации в возрасте от 18 лет при условии, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения 75 лет. При предоставлении Заемщику кредита в сумме, не превышающей 100 долларов США (или рублевого эквивалента этой суммы), и на срок, не более 6 месяцев, максимальный возрастной ценз не устанавливается.

При обращении клиента в Банк за получением кредита уполномоченный сотрудник кредитующего подразделения (далее - кредитный инспектор) выясняет у клиента цель, на которую испрашивается кредит, разъясняет ему условия и порядок предоставления кредита, знакомит с перечнем документов, необходимых для получения кредита, также предоставляет заявление на получение кредита.

Срок рассмотрения вопроса о предоставлении кредита зависит от вида кредита и его суммы, но не должен превышать от момента предоставления полного пакета документов до принятия решения 15 календарных дней - по кредитам на неотложные нужды и 1 месяца - по кредитам на приобретение недвижимости.

Заявление клиента регистрируется кредитным инспектором в журнале учета заявлений; на заявлении проставляются дата регистрации и регистрационный номер.

С паспорта (удостоверения личности) и других документов, подлежащих возврату клиенту, снимаются ксерокопии. На копиях, сделанных кредитным инспектором или сверенных им с подлинными документами, делается отметка копия верна за подписью инспектора.


На оборотной стороне заявления или отдельном листе кредитный инспектор составляет перечень принятых документов и копий.

Далее кредитный инспектор производит проверку предоставленных клиентом документов и сведений, указанных в документах и анкете; определяет платежеспособность клиента и максимально возможный размер кредита.

При проверке сведений кредитный инспектор выясняет с помощью единой базы данных кредитную историю Заемщика и размер задолженности по ранее полученным кредитам; направляет запросы в учреждения, предоставлявшие ему ранее кредиты.

Кредитующее подразделение направляет пакет документов юридической службе и службе безопасности Банка.

Юридическая служба анализирует представленные документы с точки зрения правильности оформления и соответствия действующему законодательству.

Служба безопасности проводит проверку паспортных данных (данных удостоверения личности), места жительства, места работы Заемщика и сведений, указанных в анкете.

По результатам проверки и анализа документов юридическая служба и служба безопасности составляют письменные заключения, которые передаются в кредитующее подразделение.

В случае принятия в залог объектов недвижимости, транспортных средств и другого имущества кредитующее подразделение привлекает к работе по установлению оценочной стоимости этого имущества специалиста Банка по вопросам недвижимости или дочернее предприятие. По результатам оценки специалист (эксперт предприятия) составляет экспертное заключение, которое передается в кредитующее подразделение.

Оценка и возможность приема в обеспечение по кредитному договору ценных бумаг определяется отделом ценных бумаг Банка. По результатам оценки составляется экспертное заключение, которое отдел ценных бумаг передает кредитующему подразделению.

Кредитующее подразделение направляет заявление, анкету, копии ценных бумаг и сертификатов акций, а также выписку из реестра акционеров в отдел по работе с ценными бумагами для оценки ценных бумаг и выдачи заключения о возможности их приема в качестве обеспечения.

По результатам проверки составляется заключение, которое отдел по работе с ценными бумагами передает кредитующему подразделению.

Заключение должно содержать следующую информацию:

заключение о возможности приема ценных бумаг в качестве обеспечения;

заключение о возможных сроках предоставления кредита.

Кредитный инспектор определяет платежеспособность Заемщика на основании справки с места работы о доходах и размере удержания, а также данных анкеты (кроме кредита под заклад ценных бумаг, по нему оценка платежеспособности заемщика не производится).

Справка должна содержать следующую информацию:

полное наименование организации, выдавшей справку, ее почтовый адрес, телефон и банковские реквизиты;

продолжительность постоянной работы Заемщика в данной организации;

настоящая должность Заемщика (кем работает);

среднемесячный доход за последние шесть месяцев;

среднемесячные удержания за последние шесть месяцев с расшифровкой по видам.

Справка выдается администрацией предприятия, учреждения, организации по месту работы (установлении пенсии) ссудозаемщика в одном экземпляре и предоставляется последним в кредитующее подразделение.

Справки не выдаются:

рабочим и служащим, проработавшим на данном предприятии (учреждении, организации) менее 1 года, кроме рабочих и служащих переведенных на другую работу в порядке перевода.

при наличии удержаний по исполнительным листам или другим исполнительным документам составляющих 50 % заработной платы, пенсии, стипендии.

подлежащим увольнению по разным причинам.

Справка предоставляется за подписями руководителя и главного бухгалтера организации, скрепленными печатью.

Фамилия руководителя предприятия, учреждения, организации и главного бухгалтера указывается полностью. Справка заполняется одним цветом чернил, исправления не допускаются.

Руководители и главные бухгалтера предприятий, учреждений, организаций несут персональную ответственность за нарушение установленного порядка выдачи справки для получения ссуды.

Для лиц, работающих в коммерческих структурах, помимо справки о доходах необходимо предоставить из банка с указанием банковских реквизитов предприятия: дата открытия расчетного счета предприятия и является ли он действующим на дату предоставления заявки.

При рассмотрении дохода Заемщика, его поручителя для решения вопроса о возможности выдачи кредита необходимо учитывать:

доходы, получаемые гражданами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы;

доходы от предпринимательской деятельности и другие постоянные источники дохода;

в исключительных случаях, по усмотрению Банка в расчет платежеспособности Заемщика могут быть включены доходы, получаемые не только по месту работы, но и совокупный доход семьи.

При расчете платежеспособности из дохода вычитаются все обязательные платежи, указанные в справке и анкете (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам, сумма обязательств по предоставленным поручительствам, выплаты в погашение стоимости приобретенных в рассрочку товаров и др.). Для этой цели каждое обязательство по предоставленному поручительству принимается в размере 50% среднемесячного платежа по соответствующему основному обязательству.

ОАО «Россельхозбанк» предоставляет следующие виды кредитов:

на развитие личного подсобного хозяйства;

под залог приобретаемой техники и/или оборудования;

надежный клиент;

сельская ипотека;

потребительский кредит;

газификация жилья на селе;

инженерные коммуникации;

образовательный кредит;

ипотека по стандартам АИЖК;

садовод.


.1 Анализ показателей ОАО «Россельхозбанк»


За 2011 год величина чистых активов Банка увеличилась на 370,7 млрд руб., или на 36,6%, и по состоянию на 1 января 2012 года составила 1 384,2 млрд руб. Объем собственных средств Банка в соответствии с формой отчетности 0409806 «Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)» увеличился на 40,5 млрд руб. (на 41,3%) - до 138,6 млрд руб.

В структуре активов Банка устойчиво преобладает чистая ссудная задолженность, доля которой по состоянию на 1 января 2012 года составляет 80,2% от общего объема активов Банка. Доля средств в кредитных организациях по состоянию на 1 января 2012 года составила 3,6% от величины активов Банка, доля средств в Банке России - 2,3%, денежных средств - 1,4%, чистых вложений в ценные бумаги - 9,5%, основных средств, нематериальных активов и материальных запасов - 1,4%.

В структуре процентных доходов Банка традиционно преобладают доходы по кредитам юридическим и физическим лицам, доля которых в 2011 году составила 86,9%. Сократилась доля доходов от межбанковского кредитования (с 10,1% в 2010 году до 8,2% в 2011 году). Доля доходов от операций с ценными бумагами составила 4,9% против 2,8% в 2010 году. В структуре процентных расходов в связи с ростом клиентской базы увеличилась доля расходов по привлеченным средствам юридических и физических лиц (с 54,0% в 2010 году до 62,4% в 2011 году) при снижении доли средств, привлеченных на межбанковском рынке (с 31,8 до 24,4%) и за счет выпуска долговых обязательств (с 14,1 до 13,2%). По операциям с иностранной валютой (включая чистые доходы от ее переоценки) в 2011 году сложился положительный результат в размере 1,2 млрд руб. против отрицательного результата (в размере 0,1 млрд руб.) в 2010 году.

Чистый доход Банка после вычета резервов составил в 2011 году 35,2 млрд руб. и увеличился на 7,8 млрд руб. (на 28,7%) по сравнению с 2010 годом.

Основные направления кредитной поддержки Банком российского АПК обусловлены его активным участием в реализации Госпрограммы. За 2011 год Банком выдано более 168 тыс. кредитов АПК на общую сумму 409,0 млрд руб., что на 24,4% больше, чем в 2010 году. На долю краткосрочных кредитов пришлось 63,0% всего объема выдачи. К концу отчетного года доля АПК в кредитном портфеле Банка составила 75,9%. В рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства в 2011 году сложились следующие пропорции выдачи кредитов: 83,4% (341,2 млрд руб.) было выдано предприятиям и организациям АПК; 7,9% (32,1 млрд руб.) - гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство; 7,4% (30,3 млрд руб.) - крестьянским (фермерским) хозяйствам; 1,3% (5,4 млрд руб.) - сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

К 1 января 2012 года 55,6% кредитных вложений в АПК было сформировано за счет кредитов организациям - сельскохозяйственным товаропроизводителям. Доля кредитов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, составила 8,5%, крестьянским (фермерским) хозяйствам - 6,1%. В структуре вложений в АПК на кредиты предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности приходится 12,9%, предприятиям, обслуживающим АПК, -- 10,0%.

ОАО «Россельхозбанк» по приоритетным направлениям деятельности Банка

Одним из основных направлений корпоративного кредитования в Банке является финансирование сезонных полевых работ. На эти цели в 2011 году Банком выдано 150,45 млрд руб. Принятые Банком системные меры, направленные на повышение доступности кредитов для проведения сезонных полевых работ (включая снижение процентных ставок, сокращение сроков принятия решений, снижение требований по обеспечению, а также разработку специального, адаптированного к потребностям сельхозтоваропроизводителей порядка кредитования), обеспечили повышение объемов финансирования сезонных полевых работ в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 24,4%, или на 29,51 млрд руб.

Банк успешно реализует специальные программы кредитования корпоративных заемщиков на приобретение сельскохозяйственной техники и/или оборудования. В 2011 году на указанные цели выдано 42,70 млрд руб., что на 19,38 млрд руб., или 83,1%, превышает по-

казатель 2010 года. Важным направлением деятельности Банка в рамках реализации

Госпрограммы является финансирование инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих(в том числе птицеводческих) комплексов. В 2011 году по данному направлению было выдано 27,60 млрд руб. кредитов. На приобретение сельскохозяйственных животных за прошедший год Банком предоставлено 7,31 млрд руб. кредитных средств, что на 1,18 млрд руб., или 19,2%, выше значения 2010 года (6,13 млрд руб.).

Всего с 2006 по 2011 год - в период реализации Приоритетного национального проекта, трансформировавшегося в последующем в Государственную программу развития сельского хозяйства, - Банк оказал кредитную поддержку предприятиям, организациям и КФХ в реализации 2653 инвестиционных проектов, касающихся строительства, реконструкции и модернизации животноводческих и птицеводческих комплексов (ферм), с общим объемом финансирования 188,2 млрд руб. Из общего количества объектов, финансируемых Банком (2653), по состоянию на 1 января 2012 года в эксплуатацию введено 1740 производственных объектов, в том числе 139 объектов - в прошедшем году. За прошедший год гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, было выдано более 133 тыс. кредитов на сумму 32,1 млрд руб., что на 59,7% превышает показатель 2010 года.

Крестьянским (фермерским) хозяйствам в 2011 году было предоставлено 10,2 тыс. кредитов объемом 30,3 млрд руб. (на 62,8% больше объемов выдачи за 2010 год).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 года № 580 «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» с 2005 года Банк выполняет функции агента Правительства РФ по финансированию государственных закупочных интервенций на рынке зерна.

Выводы и предложения


За время прохождения производственной практики были выполнены все поставленные цели и задачи практики, а также все поручения, данные мне руководителями практики. Я ознакомилась с организационной структурой банка, направлениями деятельности, задачами и функциями операционного управления.

Приобрела некоторые практические навыки, а также смогла применить знания, полученные в процессе обучения, такие как:

правильное оформление платежных документов.

знание структуры банка, направление его деятельности.

Которые позволили мне в процессе практики решить следующий комплекс задач:

изучение нормативных документов, регламентирующих работу дополнительного офиса;

проверка соответствия расчетного документа установленной форме бланка;

полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов;

соответствия подписей и оттиска печати получателя средств образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати;

идентичности всех экземпляров расчетного документа;

изучение системы документооборота.

В процессе прохождения производственной практики мы расширили свои представления о банковской деятельности, узнали, что банк относится к числу наиболее динамично развивающихся российских кредитных организаций, входит к числу ведущих банков по показателям роста капитала, размера активов, объема выданных кредитов и надежности.

Предложения по улучшению деятельности ОАО ,, Россельхозбанк,,

Оптимизация операционных функций

Развитие автоматизированных систем

модернизация и развитие автоматизированных систем ОАО ,,Россельхозбанк,, с ориентацией на клиента, «индустриализация» бизнес-процессов, развитие удаленных каналов и расширение спектра услуг.

Внедрение комплексной системы развития персонала

Развитие инфраструктуры национальной кредитно- финансовой системы АПК Формирование и развитие национальной кредитно-финансовой системы АПК является одним из условий эффективного функционирования Банка как финансового агента Правительства Российской Федерации по организации финансирования и кредитования сельскохозяйственного производства, переработки сельскохозяйственной продукции. Роль Банка в развитии национальной кредитно-финансовой системы АПК заключается в методологическом обеспечении развития различных инфраструктурных институтов рынка, в частности, в сфере земельной ипотеки, системы потребительской кредитной кооперации и других институтов

обеспечить сельским жителям и мелким хозяйствам большую доступность к кредитно-финансовым ресурсам, в т.ч. содействуя созданию сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

Список используемой литературы


1)Белацкий Е.Р. Проблемы управления кредитными рисками //ЕКО 1997 №5;


)Беляков А.В., Ломакина Е.В. Кредитный риск: оценка, анализ, управление // Финансы и кредит. 2000. №9 (69);


)Кабушкин С.Н. Классификация и факторы банковского кредитного риска // Вестник Ассоциации Белорусских Банков.2000. №29;


)Лаврушина О.И. Банковское дело: Учебник / О.И. Лаврушина - М. :Финансы и статистика, 2008.- 765 с.;


)Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 1998 год;


)Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие. //Мн., МИСАНТА, 2003 год;


)Питер С. Роуз. Банковский мненеджмент.// М.: Дело. 1995 год;


)Эдвардс Б. Руководство по кредитному менеджменту // Под ред. Б.Эдвардса - М. :Инфра-М. 1996 год;


9)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.