Введение
Целями прохождения практики на Открытом Акционерном Обществе «Борисоглебский Ордена Трудового Красного знамени завод химического машиностроения» являются: ознакомление с деятельностью предприятия, анализ показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости.
В процессе практики следует выполнить следующие задачи:
·Изучить вопросы экономики и управления производством в современных условиях, опыт адаптации предприятия к работе в рыночных условиях;
·Получить знания и первичные навыки работы в качестве экономиста.
·Ознакомление с деятельностью предприятия, анализ показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости.
В соответствие с поставленными целями во время прохождения практики были решены следующие задачи:
исследован организационный статус деятельности объекта практики;
изучены основные задачи и направления деятельности объекта практики;
сравнить аналитический баланс предприятия;
проанализированы показатели ликвидности и платежеспособности;
определен тип финансовой устойчивости предприятия;
проведена оценка вероятности банкротства предприятия;
сделать выводы и предложения по результатам проведенного анализа.
При подготовке отчета использовались нормативно-правовые акты, научно-учебные пособия, материалы бухгалтерской отчетности ОАО «Борхиммаш».
кадровый экономический бухгалтерский баланс
1. Анализ экономики и управления производством на ОАО «Борхиммаш»
.1 Общая характеристика предприятия
Основной отраслью деятельности компании является тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение. Руководитель компании - Какорин Александр Николаевич. Компания ОАО «Борхиммаш», находится по адресу 397140, Россия, Воронежская область, Борисоглебск, улица Проходная, 4-А.
Открытое акционерное общество «Борисоглебский Ордена Трудового Красного знамени завод химического машиностроения» осуществляет разработку и производство: кожухотрубчатых теплообменников (с плавающей головкой, с U-образными трубами, с неподвижными трубными решетками); аппаратов воздушного охлаждения (малопоточных, зигзагообразных, высоковязких, блочно-модульного типа).
В 2008 году завод ОАО «Борхиммаш» спроектировал аппарат воздушного охлаждения типа Айсберг. Конструкция данного типа АВО была разработана впервые и отличается от аналогичного оборудования применением металлоконструкций с оцинкованным покрытием и поставляется в полной заводской готовности. Предлагает взаимовыгодное сотрудничество в вопросах проектирования и поставок оборудования для нефтегазоперерабатывающей и химической промышленности.
ОАО "Борхиммаш" ведет постоянную работу по сбыту оборудования в страны дальнего и ближнего зарубежья. Общий объем экспорта пока составляет от 4 % до 7 %. Бюро внешнеэкономических связей от имени предприятия поддерживает партнерские отношения и заключает договоры через "Техпромэкспорт". Рынок сбыта продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья постоянно расширяется.
Круг потребителей очень широк. Это предприятия металлургической, энергетической, химической, пищевой, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности. Партнерские отношения строятся на долгосрочной основе и взаимном доверии. А помогает предприятию разумная политика в области маркетинга и качества продукции, долгосрочные взаимоотношения с заказчиками.
Чтобы обеспечить качество выпускаемой продукции при ее проектировании, разработке, производстве, контроле, испытаниях, проводится опережающая подготовка кадров. Цель системы непрерывного профессионального обучения персонала - постоянное приведение уровня квалификации работников в соответствие с изменяющимися производственными условиями, формирование у них высокого профессионализма, обучение знаниям современных методов обеспечения качества продукции, владению необходимыми средствами, методиками, оборудованием и инструментом. Лучшие работники предприятия регулярно поощряются. Большое внимание уделяется привлечению на завод молодых кадров.
Основная цель создания торгового дома - расширение области маркетинговых исследований, освоение новых сегментов рынка оборудования, поставляемых материалов, создание максимальных удобств для заказчиков, системы комплексных услуг и т. д. Наличие своего торгового дома в Москве помогло приблизить маркетинговую политику к потребителю, дало возможность принимать более оперативные решения, расширить связи как с нашими заказчиками оборудования, так и поставщиками материалов. В последнее время торговый дом стал еще и своего рода управляющей компанией, поскольку все основные финансовые потоки идут через него. Введены новые схемы финансирования, инвестирования. Здесь рассматриваются все экономические аспекты деятельности предприятия.
Завод работает напрямую с поставщиками. Но есть дилеры, которые имеют определенные финансовые возможности, позволяющие получать либо товарные кредиты, либо брать продукцию с рассрочкой платежа. Для предприятия это очень важно. Ведь деятельность "Борхиммаша" зависит от многих факторов, например, от сезонных плановых остановок предприятий, с которыми работает. И от того, что бюджеты ряда компаний утверждаются только во втором, третьем кварталах года. Влияют на нашу деятельность и различные политические события, и изменение мировых цен на нефть, и другие факторы.
ОАО «Борхиммаш» очень активно работает с научно-исследовательскими институтами, такими, как ВНИИ "Нефтемаш", НИИ "Ленхиммаш" и др. Сотрудничает с проектными институтами, которые работают с нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой отраслями. Такая совместная работа науки и производства необходима. Предприятие старается работать не на сегодняшний день, а на перспективу.
.2 Характеристика организационной структуры управления предприятием.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления (ОСУ) определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Генеральному директору непосредственно подчиняются:
. Заместитель генерального директора по экономике и финансам, который организует работу по лучшему использованию резервов производства, снижению материальных, трудовых, денежных затрат на производство продукции, улучшению постановки экономической работы и т. д.
В непосредственном подчинении заместителя генерального директора по экономике и финансам находятся следующие службы предприятия: планово-экономический отдел (ПЭО); бухгалтерия.
. Исполнительный директор - главный инженер, который отвечает за постановку всей работы по производству выпускаемой продукции, разрабатывает и проводит техническую политику на предприятии, обеспечивает развитие НТП, внедрение новых, более прогрессивных видов оборудования и технических процессов и т.д
. Заместитель исполнительного директора по производству - начальник производства, руководящий производственным отделом, группой материально-технического обеспечения (ГМТО), которая занимается своевременным обеспечением производства автомобильным и другими видами транспорта, необходимыми для обеспечения перевозок.
. Заместитель генерального директора по маркетингу, которому подчиняются служба маркетинга и отдел продаж.
. Начальник службы безопасности, которому подчиняются охрана, отдел кадров и канцелярия.
. Заместитель генерального директора по персоналу заведует отделом кадров и отделом организации и оплаты труда. Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не может достичь целей и выжить в конкурентной борьбе.
Производственная и экономическая деятельность предприятия определяет суть процесса функционирования каждого производственного подразделения. Результатом этого процесса является выпуск каждым из них продукции по заключенным договорам, реализация ее другим заказчикам и вовлечение полученных финансовых средств в новый процесс.
.3 Анализ кадрового состава предприятия.
В настоящее время на заводе работает 1200 чел. В структуре завода имеются службы: отдел маркетинга, коммерческие службы: ОМТС, ОВК, отдел сбыта; финансовые службы и т.д.; службы: главного инженера: конструкторский отдел - 30чел., технологический - 30 чел., инструментальный отдел, ремонтно-механический цех, инструментальный цех и другие подразделения.
Отделы завода и основные цеха возглавляют в основном руководители с высшим техническим образованием.
Главное назначение кадровой службы состоит в том, чтобы не только руководствоваться в осуществлении кадровой политики интересами предприятия, но и действовать с учетом трудового законодательства, реализации социальных программ, принятых как на федеральном, так и на территориальном уровне.
Функции, структура и задачи кадровой службы тесно связаны с характером развития экономики, пониманием руководством предприятия роли персонала в выполнении целей и задач, стоящих перед производством.
Перечень работ, связанных с обеспечением эффективного управления персоналом, имеет относительно стандартный вид для всех предприятий. Это значит, что их реализация является необходимым и достаточным условием реализации задач и функций управления. Рассмотрим структуру кадровой службы.
Сектор найма рабочей силы: планирование, набор, интервьюирование, тестирование, анализ внешнего рынка рабочей силы.
Центр подготовки и перспективного развития персонала: программы обучения и организации непрерывного образования, система профессионально-квалификационного продвижения.
Сектор стимулирования и оплаты труда: анализ и оценка работы, разработка тарифных отношений, тарифных сеток, анализ и увязка со всеми направлениями работы с кадрами, надзор за социальными компенсациями.
Сектор изучения и анализа кадров: изучение и анализ качества трудовой жизни, морально-психологического климата, внутрифирменных коммуникаций.
Сектор трудовых отношений: разработка и текущий контроль за выполнением положений коллективного договора.
Сектор охраны труда: мед. программы, курсы по охране труда, расследование несчастных случае, улучшений условий труда, спорт. работа.
Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не может достичь целей и выжить в конкурентной борьбе. Профессионально-квалификационный уровень работников предприятия достаточно высокий, позволяющий решать поставленные задачи.
1.4 Анализ деятельности экономических служб предприятия
Экономические службы предприятия представлены финансовым отделом, планово- экономическим отделом, а также централизованной бухгалтерией.
Финансовый отдел является самостоятельным структурным подразделением и подчиняться заместителю директора по экономике и финансам.
К задачам финансового отдела относятся:
·Организация финансовой деятельности предприятия, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами текущих затрат (приобретение канцтоваров, аренда, зарплата и т.д.) и инвестиций;
·Контроль за эффективным расходованием финансовых ресурсов, целевым использованием собственных и заемных средств;
·Содействие наиболее эффективному использованию оборотных фондов, инвестиций, товарно-материальных ценностей;
·Осуществление мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, доведение размеров собственных оборотных средств до обоснованных нормативов;
·Своевременное выполнение обязательств перед бюджетом, банками, другими субъектами хозяйствования, работниками общества, другими физическими лицами;
·Эффективное размещение временно свободных денежных средств;
·Оценка финансового состояния предприятия.
Финансист отслеживает все денежные поступления по предприятию за реализованные канцтовары и бумагу по группам (папки, ручки, карандаши, ластики и т.д.), тщательно изучает расходы, оценивает их целесообразность, на основе заявок на финансирование составляет План финансирования на определенный период, а также на основании Плана поступлений денежных средств составляет Бюджет движения денежных средств.
При решении возложенных задач и функций финансовый отдел взаимодействует:
со всеми структурными подразделениями предприятия;
с подразделениями отдела планирования и экономического анализа;
с экономическим отделом;
с внешними организациями.
Планово-экономический отдел также является самостоятельным структурным подразделением и подчиняться заместителю директора по экономике и финансам.
К основным задачам отдела относятся:
·Осуществление экономического планирования на предприятии, направленного на организацию рациональной торговой деятельности, выявление и использование резервов с целью достижения наибольшей экономической эффективности, постоянное совершенствование экономической работы.
·Формирование ценовой политики, проведение анализа и разработка предложений по цене на торгуемые канцтовары и бумагу.
·Осуществление анализа торгово-финансовой деятельности.
·Осуществление контроля исполнения приказов директора по вопросам планирования и соблюдения дисциплины ценообразования.
·Осуществление подготовки и предоставление статистической отчетности.
Централизованная бухгалтерия также относится к экономическим службам предприятия и возглавляется главным бухгалтером.
К основным задачам бухгалтерии относятся:
·Организация рационального бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
·Формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, полученных доходах и понесенных расходах;
·Обеспечение внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств;
·Организация действенного контроля за использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов и выявление резервов их рационального использования;
·Совершенствование методов и приемов бухгалтерского учета
.5 Анализ службы маркетинга
Деятельность службы маркетинга осуществляется по трем направлениям: перспективное планирование, управление и организация процесса продаж, аналитика.
Перспективному планированию развития предприятия способствуют:
·Анализ тенденции рынка и возможностей расширения сферы влияния на отраслевом рынке путем повышения производственного потенциала предприятия, в том числе за счет освоения новых видов продукции;
·Поиск потенциальных клиентов путем анализа новых и перспективных направлений развития нефтегазовой и других отраслей;
·Разработка эффективных путей увеличения рынка за счет расширения дилерской сети;
·Прогнозирование повышения спроса на продукцию ОАО «Борхиммаш» в связи с открытием новых нефтегазовых месторождений и прокладкой нефтегазотрубопроводов;
·Изучение возможностей предприятия в импортозамещения.
Управление и организация процесса продаж - это непосредственное ведение продаж и работа по сохранению и расширению клиентской базы; это ведение коммерческих переговоров, заключение договоров с заказчиками; это планирование рекламной и выставочной деятельности предприятия.
Аналитическая работа преследует цели своевременной коррекции текущей деятельности предприятия, обеспечение заводских служб и руководства объективной информацией о сегодняшнем состоянии рынка и положении на нем ОАО «Борхиммаш»:
·Мониторинг отечественного и зарубежного рынка сбыта и анализа положения на нем производимой предприятием продукции;
·Разработка текущих, краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития рынка и его емкости на основании изучения сегодняшних потребностей заказчиков в продукции, производимой предприятием;
·Участие в разработке планов реализации продукции и экспортной политики на различных сегментах целевого рынка;
·Текущий анализ информации по новым разработкам и внедрению в отраслях оборудования ведущих производителей, включая зарубежных.
.6 Информационные системы управления
Центр информационных технологий - подразделение, отвечающее за организацию движения информационных потоков на предприятии и работоспособность электронно-вычислительной техники, функционирование коммуникационного оборудования и локальных вычислительных сетей.
Одно из важнейших подразделений центра - бюро развития и сопровождения информационных технологий. Специалисты бюро занимаются разработкой и сопровождением программного обеспечения, позволяющего организовать оперативный контроль исполнения различных бизнес-процессов предприятия. Так, силами бюро в настоящее время разрабатывается программа , которая позволит получить полную информацию о ходе исполнения всех заказов в режиме on-line в любой момент времени.
На предприятии организована достаточно мощная компьютерная поддержка, все рабочие места специалистов полностью автоматизированы. Автоматизация основных административных отделов предприятия предусматривает возможность компьютерного набора текстов внутренней и внешней документации, подготовка и создание чертежей продукции, ведение бухгалтерской отчетности, кадровой политики. На предприятии организована локальная сеть. Все группы пользователей сети имеют выход в Интернет и свой почтовый ящик: Email.
2. Анализ динамики состава и структуры имущества и источников финансовых ресурсов организации
.1 Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса
Таблица 1 -Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса
Наименование показателяЗначение показателяИзменение20092010Абсолютное, тыс. р.К изменению баланса, %12345Актив1.Внеоборотные активыНематериальные активы164134-30-18,29Основные средства91 51988 688-2831-3,09Незавершенное строительство4 91828 13223214472,02Долгосрочные финансовые вложения324304-20-6,17Отложенные налоговые активы2 3639 8297466315,95Итого по разделу 199 288127 08727799282.Оборотные активыЗапасы122 439626 303503 864411,52В том числе сырье, материалы62 055128 64166586107,30затраты в незавершенном производств25183179 322154139612,08готовая продукция30918316 379285461923,28расходы будущих периодов42831 961-2322-54,21Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям1 5042 04954536,24Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)217106390 66017355479,94В том числе покупатели и заказчики187925278 6459072048,27Денежные средства1 67715 66913992834,35Итого по разделу 23427261 034 681691955201,9Баланс4420141 161 768719754100Пассив3.Капитал и резервыУставный капитал10210200Добавочный капитал58 58858 58800Резервный капитал5500Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами5500Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)62 70467 1724 4687,13Итого по разделу 3121 399125 8674 4683,684 Долгосрочные обязательстваЗаймы и кредиты-16 56716 567-Отложенные налоговые обязательства4 80013 5918 791183,15Итого по разделу 44 80030 15825358528,295 Краткосрочные обязательстваЗаймы и кредиты49 68176 41826 73753,82Кредиторская задолженность266 120929 317663197249,21перед поставщиками и подрядчиками200 702105 910-94792-47,23перед персоналом 6 7689 084231634,22перед государственными внебюджетными фондами5 6713 573-2098-37по налогам и сборам20 18124 260407920,21Прочие кредиторы32 799786 4907536912297,90Доходы будущих периодов138-5-38,46Итого по разделу 5315 8151 005 743689928218,46Баланс442 0141 161 768719754100
Из таблицы 1 видно, что общая стоимость имущества организации увеличилась за отчетный год на 691955тыс. руб. Оборотные активы увеличились за период больше, чем внеоборотные.
Наблюдается довольно значительный рост дебиторской задолженности на 173554 тыс. руб., или 79,94%. Это означает отвлечение части текущих активов на кредитование потребителей готовой продукции, товаров, работ и услуг организации, дочерних предприятий и прочих дебиторов, что свидетельствует о фактической иммобилизации этой части оборотных средств из производственного процесса.
Увеличение стоимости пассивов за отчетный период на 689928тыс. руб., или 218,46%, обусловлено, главным образом, возрастанием собственных средств. Рост собственных средств произошел за счет роста нераспределенной прибыли в сумме 4468тыс. руб. Уставный, добавочный и резервный капитал не изменились.
Таблица 2 - Вертикальный анализ бухгалтерского баланса
Наименование показателяАбсолютное тыс. р.Относительное %Изменение по структуре 20092010200920102010/09Актив1.Внеоборотные активыНематериальные активы1641340,040,01-0,03Основные средства91 51988 68820,717,63-13,08Незавершенное строительство4 91828 1321,112,421,31Долгосрочные финансовые вложения3243040,070,03-0,04Отложенные налоговые активы2 3639 8290,530,850,32Итого по разделу 199 288127 08722,4610,94-11,522.Оборотные активыЗапасы122 439626 30327,7053,9126,21В том числе сырье, материалы62 055128 64114,0411,07-2,97затраты в незавершенном производстве25183179 3225,7015,449,74готовая продукция30918316 3796,9927,2320,24расходы будущих периодов42831 9610,970,17-0,8Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям1 5042 0490,340,18-0,16Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)217106390 66049,1233,63-15,49В том числе покупатели и заказчики187925278 64542,5223,98-18,54Денежные средства1 67715 6690,381,350,97Итого по разделу 23427261 034 68177,5489,0611,52Баланс4420141 161 7681001000Пассив3.Капитал и резервыУставный капитал1021020,020,020Добавочный капитал58 58858 58811,3713,251,88Резервный капитал550,000,000Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами550,000,000Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)62 70467 17212,2514,191,94Итого по разделу 3121 399125 86723,6427,463,824 Долгосрочные обязательстваЗаймы и кредиты-16 5671,431,43Отложенные налоговые обязательства4 80013 5911,0859381,170,084062Итого по разделу 44 80030 1581,0859382,601,5140625 Краткосрочные обязательстваЗаймы и кредиты49 68176 41811,246,58-4,66Кредиторская задолженность266 120929 31760,2179,9919,78перед поставщиками и подрядчиками200 702105 91045,419,12-36,29перед персоналом 6 7689 0841,530,78-0,75перед государственными внебюджетными фондами5 6713 5731,280,31-0,97по налогам и сборам20 18124 2604,572,09-2,48Прочие кредиторы32 799786 4907,4267,7060,28Доходы будущих периодов1380,000,000Итого по разделу 5315 8151 005 74371,4586,5715,12Баланс442 0141 161 7681001000
Оборотные активы занимают в имуществе больший удельный вес, чем внеоборотные. За отчетный год их удельный вес увеличился на 11,52пункта, что свидетельствует о формировании более мобильной структуры активов.
2.2.2Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Под ликвидностью организации понимается ее способность покрывать свои обязательства активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность означает безусловную платежеспособность организации и предполагает постоянное равенство между ее активами.
Платежеспособность организации является внешним признаком ее финансовой устойчивости и обусловлена степенью обеспеченности оборотных активов долгосрочными источниками. Она определяется возможностью организации своевременно погасить свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами. Анализ платежеспособности необходим не только самой организации с целью оценки и прогнозирования ее дальнейшей финансовой деятельности, но и ее внешним партнерам и потенциальным инвесторам.
Таблица 3- Расчет излишка и дефицита ликвидных активов, обязательств ОАО «Борхиммаш»
Наименование показателяСпособ расчетаОбозначениеГоды200920101. Наиболее ликвидные активыс. 250 + с. 260А11677156692. Быстро реализуемые активыс. 240 + с. 270А22171063906603. Медленно реализуемые активыс. 210 + с. 220 + с. 230 - с. 216А31181566263914. Труднореализуемые активыс. 190А4992881270875. Наиболее срочные пассивыс. 620 + с. 630 + с. 660П12661219293176. Краткосрочные пассивыс. 610П249681764187. Долгосрочные пассивыс. 590П34800301588. Постоянные пассивыс. 490 + с. 640 + с. 650 - с. 216П41171161239149. Соотношение (А1 - П1)-264444-91364810. Соотношение (А2 - П2)16742531424211. Соотношение (А3 - П3)11335659623312. Соотношение (П4 - А4)17828-3173
Исходя из данной таблицы, имеем случай, когда неравенство системы имеет противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса не является абсолютной. Это соотношение можно увидеть в таблице 4.
Таблица 4- Соотношение активов и пассивов баланса
Реальные значенияСоотношение активов и пассивов баланса20092010123А1 > П1 А2 > П2 А3 > П3 А4 49681; 119660 >4800 ; 99288 76418 ; 626391 > 30158 ; 127087 > 123914
Таблица 5 - Анализ показателей ликвидности
Статьи баланса и коэффициенты ликвидностиНормальные ограниченияГода2009201012341. Денежные средства1677156692. Краткосрочные финансовые вложения--3. Итого денежных средств и ценных бумаг1677156694. Краткосрочная дебиторская задолженность2171063906605. Итого: денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности(с. 3 + с. 4)2187834063296.Запасы (за минусом расходов будущих периодов) 1181566263917. Итого: ликвидных средств(с. 5 + с. 6)33693910327208. Краткосрочные кредиты и займы49681764189. Кредиторская задолженность 26612192931710. Итого: краткосрочных обязательств315815100573511. Коэффициент абсолютной ликвидности(с. 3 / с. 10)0,2-0,250,0050,01612. Коэффициент критической ликвидности(с. 5 / с. 10)0,7-0,80,70,413. Коэффициент текущей ликвидности (с. 7 / с. 10)1-21,071,0314. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств(с. 6 / с. 10)0,5-0,70,40,6
Коэффициент абсолютной ликвидности не соответствует требуемому значению, это говорит о том, что в ближайшее время предприятие не может погасить текущую краткосрочную задолженность за счет имеющихся у него денежных средств.
Коэффициент критической ликвидности в 2010г. равен оптимальному значению и говорит о том, что предприятие может погасить свои краткосрочные обязательства.
Коэффициент текущей ликвидности соответствует нормальному ограничению и показывает, что доля текущих долговых обязательств может быть немедленно погашена за счет денежных средств и их эквивалентов.
.2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия
Финансовая устойчивость - это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. Действительно, в результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние может оставаться неизменным либо улучшиться или ухудшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, является как бы «возмутителем» определенного состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные затраты позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия и повышению его устойчивости.
Выделяются четыре основных типа финансовой устойчивости:
Таблица 6- Типы финансовой устойчивости
Тип финансовой устойчивостиТрехмерный показательИспользуемые источники покрытия затратАбсолютная финансовая устойчивостьS = (1,1,1)Собственные оборотные средстваНормальная финансовая устойчивостьS = (0,1,1)Собственные оборотные средства плюс долгосрочные кредитыНеустойчивое финансовое состояниеS = (0,0,1)Собственные оборотные средства плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты и займыКризисное финансовое состояниеS = (0,0,0)-
Абсолютные показатели финансовой устойчивости показаны в таблице 7.
Таблица 7 - Абсолютные показатели финансовой устойчивости предприятия
Наименование показателяОбозначение2009201012341.Источники формирования собственных средств (капитал и резервы)ИСС1213991258672.Внеоборотные активыВОА992881270873.Наличие собственных оборотных средств (с. 1- с. 2)СОС22111-12204.Долгосрочные обязательства ДКЗ4800301585.Наличие собственных и долгосрочных источников формирование оборотных средств - чистый оборотный капитал (с. 3 + с. 4)СДИ26911289386.Краткосрочные кредиты и займы ККЗ31581510057437.Общая величина основных источников средств (с. 5 - с. 6)ОИ-288904-9768058.Общая сумма запасовЗ1224396263039. Излишек (+) недостаток (-) собственных оборотных средств (с. 3 - с. 8)СОС-1003286258310. Излишек (+) недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников покрытия запасов (с. 5 - с. 8)СДИ-95528-59736511.Излишек (+) недостаток (-) общей величины основных источников финансирования запасов (с. 7 - с. 8)ОИЗ-411343-160310812.Трехфакторная модель типа финансовой устойчивостиСОС; СДИ; ОИЗ(0,0,0)(1,0,0)
Трехфакторная модель типов финансовой устойчивости показала, что предприятия ОАО «Борхиммаш» имеет кризисное финансовое состояние при котором предприятие зависит от заемных источников финансирования собственного капитала.
Таблица 8 - Относительные показатели финансовой устойчивости
Наименование коэффициентаСпособ расчета20092010Коэффициент финансовой независимости (КФН)КФН = СК / ВБ,0,270,12Коэффициент задолженности (КЗ)Кз = ЗК / СК, где ЗК - заемный капитал2,648,23Коэффициент финансирования (Кфин.)Кфин. = СК / ЗК 0,380,12Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кобесп.)Кобесп. = СОС/ОА, где СОС - собственные оборотные средства; ОА - оборотные активы0,06-0,001Коэффициент маневренности (Км)Км = СОС/СК,0,18-0,01Коэффициент финансовой напряженности (Кф.напр.)Кф.напр. = ЗК/ВБ0,730,89Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов (Кс)Кс = ОА/ВОА, где ОА - оборотные активы; ВОА - внеоборотные активы3,458,14Коэффициент имущества производственного назначения (Кипн)Кинп = (ВОА + З) / А, З - запасы; А - общий объем активов0,500,65
Коэффициент финансовой независимости указал на финансовую зависимость от внешних источников (коэффициент при рекомендуемом 0,5) в 2009 году фактически составил 0,27 , в 2010 г. - 0,12, однако наметилась тенденция уменьшения данного коэффициента.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами снизился по сравнению с 2009 и составляет на -0,001.
Доля собственных средств в составе собственного капитала снизилась по сравнению с 2009г. и составляет -0,01
Коэффициент финансовой напряженности показывает зависимость предприятия от внешних источников и этот показатель увеличился в 2010 г. и составляет 0,89
.2.4 Анализ деловой активности предприятии
Деловая активность предприятий является одним из центральных факторов эффективности рыночной экономики. Критерии ее оценки нередко сводятся в литературе к характеристике финансового состояния предприятий.
Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.
Для анализа деловой активности рассчитаем финансовые коэффициенты, которые отразим в таблице 9.
Условные обозначения:- стоимость внеоборотных активов;
В - итог баланса;- величина оборотных активов;- величина запасов и затрат;- дебиторская задолженность;- кредиторская задолженность;
ИС - величина собственного капитала резервов.
Приведенные в таблице 9 финансовые коэффициенты деловой активности дали возможность оценить деловую активность предприятия.
Таблица 9 - Система показателей деловой активности предприятия
ПоказательСпособ расчета20092010КомментарийВыручка от реализации (V)с.010(ф2)964 858907 794-Фондоотдача производственных фондов (Ф)V : F9,727,14Показывает, сколько на 1 руб. стоимости необоротных активов реализовано продукцииКоэффициент общей оборачиваемости капитала (ОК)V : В2,180,78Показывает скорость оборота всех средств предприятияКоэффициент оборачиваемости оборотных средств (ООБ)V : R2,820,88Отражает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия Срок оборота дебиторской задолженности (СД/З)365 : ОД/З82,21157,33Продолжительность одного оборота. Снижение - благоприятная тенденцияКоэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (ОД/З)V : ra4,442,32При ускорении оборачиваемости происходит улучшение расчетов с дебиторамиСрок оборота материальных средств (СМ.СР)365 : ОМ.СР46,32251,82Продолжительность оборота материальных средств за отчетный периодКоэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (ОК/З)V : rp3,630,98Показывает скорость оборота задолженности предприятияПродолжительность оборота кредиторской задолженности (СК/З)365 : ОК/З100,55372,45Показывает период, за который предприятие покрывает срочную задолженностьКоэффициент оборачиваемости собственного капитала (ОСК)V : ИС7,957,21Отражает активность собственных средств Продолжительность операционного цикла (ЦО)СД/З+ СМ.СР128,53409,15Время нахождения ресурсов в материальных средствах и дебиторской задолженностиПродолжительность финансового цикла (ЦФ)ЦО - СК/З27,9836,7Время, в течение которого финансовые ресурсы отвлечены из оборота
Банкротство является результатом кризисного развития предприятия, когда оно проходит путь от эпизодической до хронической неплатежеспособности перед кредиторами. Предпосылки банкротства возникают внутри предприятия, в том числе в структуре его капитала, доля заемных средств превышает 50 % от общего объема.
Существует много методов определения вероятности банкротства. Одним из них является модель Альтмана. Исходя из этой модели, проведем оценку банкротства на ОАО «Борхиммаш»
Оценка вероятности банкротства по пятифакторной модели Альтмана, определяется по формуле:
= 1,2К1 + 1,4К2 + 3,3К3 + 0,6К4 + 1,0К5(1)
Произведем расчет вероятности банкротства за период с 2009-2010 гг. Расчеты показателей оценки вероятности банкротства показаны в таблице 10.
Таблица 10 - Оценка вероятности банкротства
Наименование показателяГоды200920101. Текущие активы (оборотные активы)34272610346812. Величина суммы активов44201411617683. Величина заемного капитала (сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств)32061510359014. Нераспределенная (реинвестированная) прибыль62704671725. Прибыль до налогообложения528358056. Величина рыночной стоимости собственного капитала (чистые активы)62704671727. Объем продаж (выручка)9648589077948. К1 (п.1 / п2)0,780,899. К2 (п.4 / п.2)0,140,0610. К3 (п.5 / п.2)0,020,00411. К4 (п.6 / п.3)0,200,0612. К5 (п.7 / п.2)2,180,7813. Значение3,4982,30514. Оценка значений: 2,7, вероятность банкротства невеликаZ =Z =
Z = (1,2*0,81)+ (1,4*0,12) +( 3,3*0,02) +( 0,6*0,16) + (1,0*1,50) =2,802= (1,2*0,89)+ (1,4*0,06) +( 3,3*0,004) +( 0,6*0,06) + (1,0*0,78) =2,305
Как показывают данные таблицы 10 за период с 2009-2010 гг., вероятность банкротства невелика.
.2.5 Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.
Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия
КоэффициентСпособ расчета20092010Отклонение2010/09Рентабельность активов по прибыли до налогообложения с.140(ф2):с.3001,201,06-0,14Рентабельность активов по чистой прибыли с.190(ф2):с.3000,810,38-0,43Рентабельность продаж с.050 (ф2):с.010 (ф2)3,004,631,63Рентабельность собственного капитала с.140(ф2):с.4904,359,755,4
Рентабельность собственного капитала показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.
Рентабельность продаж показывает долю прибыли предприятия в каждом заработанном рубле.
Рентабельность активов показывает, сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации, т. е. способность активов компании порождать прибыль.
Заключение
В ходе прохождения практики для реализации поставленных задач была изучена история ОАО «Борхиммаш», цели, задачи, характеристика предприятия.
Была собрана общая информация о производственном процессе на предприятии, внедрении нового оборудования, численность и квалификация рабочих и служащих, показатели производства, ассортимент продукции, организация производственно-сбытовой деятельности, инфраструктура.
Были рассчитаны основные показатели анализа для выявления текущего состояния предприятия.
В целях повышения имиджа ОАО «Борхиммаш» рекомендую интенсивней заняться рекламой: на сайтах, частая реклама по телевизионным каналам, на листовках…
В качестве мер улучшения финансового и экономического состояния предприятия предлагаю антикризисную стратегию деятельности предприятия и ее обоснования, которое предполагает выявление критического объема производства, выручки от реализации, постоянных затрат, цены реализации, то есть анализ безубыточности производства, а также оптимизацию прибыли, издержек и объема производства. На основе выбранной стратегии строился план маркетинговых мероприятий и реструктуризация производства с расчетом их результативности.
План маркетинга включает следующие разделы:
. Свод контрольных показателей (были выбраны на уровне оптимальных);
. Изложение текущей маркетинговой ситуации;
. Перечень опасностей и возможностей;
. Перечень задач и проблем;
. Стратегии маркетинга;
. Программу действий; бюджет маркетинга;
. Контроль за исполнением намеченного.
Основная цель выработки плана маркетинга - это увеличение объема сбытовой деятельности, которая бы увеличила объем собственных оборотных средств и, как следствие, ликвидность и платежеспособность предприятия.
В скором будущем грозит вторая волна кризиса. В качестве защитных мер в антикризисной стратегии предприятия рекомендую выбрать реструктуризацию производства, а именно: сокращение нерентабельных цехов и участков вспомогательного хозяйства, что приведет к снижению издержек на внутреннюю продукцию и позволит увеличить объем производства, при этом рентабельность основной деятельности должно возрасти.
Источник использованной литературы
1.Баканов М.И. Теория экономического анализа. Учебник для вузов. / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет Под ред. М. И. Баканова/ - М.: Финансы и статистика. 2006. - 535 с.
2.Баринов, В. А. Бизнес-планирование [Текст]: Учебное пособие для студ. вузов (гриф МО). - М.: Форум; ИНФРА - М, 2003. - 272 с.
3.Бернстайн Л.А., Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ./Научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И.И.Елисеева. Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов - М.: Финансы и Статистика, 2002. - 259 с.
4.Большаков С.В. Финансы предприятия: теория и практика. Учебник. - М.: Книжный мир, 2005. - 18с.
.Бочаров В.В. Финансовый анализ. - С.-Пб.: Питер, 2008. - 117с.
.Гиляровская Л. Т., Лысенко Д. В., Ендовицкий Д. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: "Проспект", 2007. - 360 с.
.Гиляровская Л.Т., Ендовицкая А.В. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций. - М.: "ЮНИТИ", 2007. - 159 с.
8.Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л. В. Донцова.- 6-е издание, перераб., и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. - 368
9.Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика. - М.: "Бизнес-Пресса", 2006. - 301 с.
.Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005 г. - 361с.
.Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: "Финансы и статистика", 2006. - 559 с.
12.Максютов, А. А. Бизнес-план предприятия: финансовый бюджет [Текст]: учебно-практическое пособие. - М.: Приор-издат, 2003.- 96 с. - Библиогр.: с.96.
13.Пелих, А. С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес [Текст]: учебно-практическое пособие. - М.: Ось -89, 2002. - 96 с. - Библиогр.: с. 92.
.Сборник бизнес-планов с рекомендациями и комментариями [Текст]: Учебно-методическое пособие для студ. вузов (гриф УМО) / Попов В. М, Ляпунов С. И., Зверев Л. А., Молодик С. Г..; под ред. В. М. Попова; С. И. Ляпунова, -5-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2004. - 336 с.
15.Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом. - М. Интел-Синтез, 2005. - 218с
.Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. - М.: ИНФРА - М., 2006. - 390с.