Введение
Ознакомительную практику я проходил в администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района.
Местное самоуправление - один из важнейших институтов демократического общества. С деятельностью местных органов власти неизбежно сталкивается каждый гражданин и, разумеется, каждый специалист в области управления. Местное самоуправление в России находится в процессе становления, его законодательная база еще недостаточна и несовершенна, экономические и финансовые ресурсы крайне ограничены. Но особенно нуждается местная власть в квалифицированных кадрах, которые способны эффективно управлять в рыночной среде муниципальной собственностью, включая землю и другие природные ресурсы, муниципальными финансами, муниципальными предприятиями и учреждениями, объектами городской инфраструктуры и социальной сферы, разрабатывать и реализовывать муниципальные программы развития, а также привлекать к этой работе все слои населения, общественные объединения граждан.
Основными целями прохождения практики являются:
систематизация и углубление знаний в области государственного и муниципального управления;
формирование практических навыков по решению задач управления;
сбор практической информации для выполнения отчета по прохождения ознакомительной практики.
В соответствии с поставленными целями задачами прохождения ознакомительной практики являются:
общее знакомство с администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района;
изучение работы администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района;
изучить историю создания и развития муниципального образования.
изучить историю развития системы органов управления в данном муниципальном образовании.
изучить системе органов местного самоуправления: представительный орган муниципального образования; Глава муниципального образования; местная администрация (исполнительно распорядительный орган муниципального образования); контрольный орган муниципального образования; иные органы местного самоуправления. Нормативные и рекомендательные материалы по формированию органов местного самоуправления.
1. Общая характеристика администрации
1.1 Краткая историческая справка, основные этапы развития
государственное муниципальное управление администрация
Апшеронский район Краснодарского края был образован как Апшеронско-Хадыженский район 2 июня 1924 года с центром в станице Апшеронской. 8 октября 1924 года район переименован в Хадыженский с центром в станице Хадыженской. Переименование 31 декабря 1925 года района в Тверской повлекло перенос административного центра в станицу Тверскую. Впоследствии 29 февраля 1928 года район переименован в Апшеронский с центром в станице Апшеронской. В связи с упразднением района 21 октября 1935 года его территория подчинена Нефтегорскому городскому совету. Как Апшеронский, район вновь образован 16 августа 1940 года, а 23 октября 1947 года районному центру станице Апшеронской присвоен статус города. 1 февраля 1963 года район преобразован в промышленный, а 12 января 1965 года вновь стал административным районом.
Муниципальное образование Апшеронский район расположено в предгорье Юго-Западных отрогов Большого Кавказского Хребта на территории Краснодарского края и граничит с территориями следующих муниципальных образований Краснодарского края: на севере - с Белореченским районом, на юге - с городом Сочи, на юго-западе - с Туапсинским районом, на западе - с городом Горячий Ключ, а также на востоке - с Майкопским районом Республики Адыгея. Общая площадь Апшеронского района Краснодарского края составляет 2443 кв. км.
. День района отмечается ежегодно - в сентябре.
. Муниципальное образование Апшеронский район наделен статусом муниципального района Законом Краснодарского края от 2 июля 2004 года №747-КЗ «Об установлении границ муниципального образования Апшеронский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений - и установлении их границ».
. Муниципальное образование Апшеронский район с административным центром город Апшеронск имеет в своем составе муниципальные образования:
Апшеронское городское поселение (город Апшеронск, хутор Зазулин, хутор Спасов, хутор Цуревский) с административным центром город Апшеронск;
Хадыженское городское поселение (город Хадыженск, хутор Красная Горка, хутор Папоротный, хутор Травалёв) с административным центром город Хадыженск;
Нефтегорское городское поселение (поселок городского типа Нефтегорск, станица Нефтяная, хутор Николаенко, хутор Подольский) с административным центром посёлок городского типа Нефтегорск;
Кабардинское сельское поселение (станица Кабардинская, поселок Асфальтовая Гора) с административным центром станица Кабардинская;
Кубанское сельское поселение (станица Кубанская, село Вперёд, поселок Ерик, хутор Заречный, хутор Калинина, хутор Малько) с административным центром станица Кубанская;
Куринское сельское поселение (станица Куринская, хутор Городок, поселок Станционный, хутор Старый Куринский) с административным центром станица Куринская;
Мезмайское сельское поселение (поселок Мезмай, станица Темнолесская) с административным центром посёлок Мезмай;
Нижегородское сельское поселение (станица Нижегородская, хутор Гуамка, хутор Красный Дагестан) с административным центром станица Нижегородская;
Новополянское сельское поселение (поселок Новые Поляны, хутор Годовников, хутор Горный Луч, станица Самурская, станица Ширванская, поселок Ширванская Водокачка) с административным центром посёлок Новые Поляны;
Отдаленное сельское поселение (поселок Отдалённый, хутор Верхние Тубы, поселок Новый Режет, поселок Режет, село Тубы) с административным центром посёлок Отдалённый;
Тверское сельское поселение (станица Тверская, хутор Акредасов, хутор Елинский, хутор Захаров, станица Лесогорская, станица Линейная, село Осиновское) с административным центром станица Тверская;
Черниговское сельское поселение (село Черниговское, хутор Армянский, хутор Десятый Километр, хутор Кушинка, село Пригорное) с административным центром село Черниговское.
Одна из главных задач администрации Сущевского сельского поселения сегодня - это увеличение собственных доходов с тем, чтобы направить их на развитие территории поселения. Для этого, в частности, администрации работает над привлечением на территории малого бизнеса.
Сегодня - это:
деревообрабатывающее предприятие с выпуском облицовочной доски, поддонов и т.д.
предприятие по выпуску дверей, оконных блоков по современной технологии
предприятие по добыче песчано-гравийной смеси
предприятие по выращиванию картофеля
В ближайшем будущем - открытие пилорамы с предприятием деревообработки, открытие российско-финского предприятия по производству жилых и дачных домов, предприятие по выпуску строительных блоков.
Городская администрация активно ведет работу по созданию условий для досуга молодежи и пожилых людей.
1.2 Правовой статус и территориальное деление Апшеронского городского поселения
Апшеронское городское поселение - муниципальное образование, наделенное Законом Краснодарского края статусом городского поселения, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Наименование Апшеронское городское поселение Апшеронского района Краснодарского края используется в качестве равнозначного официальному наименованию муниципального образования.
Местное самоуправление в муниципальном образовании Апшеронский район осуществляется в границах муниципального образования Апшеронский район, установленных Законом Краснодарского края от 2 июля 2004 года №747-КЗ «Об установлении границ муниципального образования Апшеронский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений - и установлении их границ».
. Изменение границ муниципального образования Апшеронский район осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Краснодарского края, федеральных органов государственной власти.
Изменение границ не допускается без учета мнения населения муниципального образования Апшеронский район.
Изменение границ муниципального образования Апшеронский район осуществляется законом Краснодарского края
1.3 Система органов местного самоуправления
Местное самоуправление в поселении - форма осуществления населением своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав (Основной закон)Краснодарского края, законы и иные нормативные правовые акты Краснодарского края, Устав Апшеронского района, в состав которого входит поселение, муниципальные правовые акты муниципального оброзования по вопросам местного значения межпоселенческого характера, Устав Апшеронского городского поселения, решения принятые на местных референдумах поселения, муниципальные правовые акты поселения.
По вопросам местного значения население поселения непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Краснодарского края, принимаются муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами, законами Краснодарского края. В систему муниципальных правовых актов входят:
) Устав поселения;
) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа поселения;
) правовые акты главы поселения и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Структура органов местного самоуправления Апшеронского городского поселения
Структуру органов местного самоуправления поселения составляют:
Представительный орган муниципального образования - Совет депутатов Апшеронского городского поселения Апшеронского района;
Глава муниципального образования - глава Апшеронского городского поселения Апшеронского
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - Апшеронского городского поселения Апшеронского;
Контрольный орган муниципального образования - контрольно-ревизионная комиссия Апшеронского городского поселения Апшеронского (далее - контрольно-ревизионная комиссия).
Представительный орган муниципального образования (совет депутатов): Совет депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых населением поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в многомандатных избирательных округах сроком на 5 лет. Совет депутатов приступает к исполнению своих полномочий на после избрания, не менее 2/3 от установленного численного состава Совета депутатов. Заседание Совета депутатов правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от избранного состава Совета депутатов. Заседания Совета депутатов проводятся не реже одного раза в три месяца. Вновь избранный Совет депутатов собирается на первое заседание не позднее 30 дней со дня избрания Совета депутатов в правомочном составе. Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Краснодарского края, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории поселения государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Совет депутатов принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности Совета депутатов, а также порядок принятия решений. Совет депутатов самостоятельно определяет свою структуру и может иметь аппарат специалистов. Совет депутатов возглавляет Глава поселения, который исполняет полномочия председателя совета депутатов городского поселения. Глава поселения руководит работой Совета, организует процесс подготовки и принятия решений Совета, подписывает решения Совета и распоряжения по вопросам организации работы Совета. Из числа депутатов Совета депутатов на срок его полномочий тайным голосованием избирается заместитель председателя Совета депутатов. Порядок избрания заместителя председателя Совета депутатов определяется Регламентом Совета депутатов. Заместитель председателя Совета депутатов исполняет обязанности председателя Совета в полном объеме в его отсутствие либо по его поручению. Из числа депутатов Совета депутатов на срок его полномочий могут создаваться постоянные комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции Совета депутатов. Совет депутатов в целях осуществления контроля вправе создавать временные комиссии, которые могут быть образованы по предложению группы депутатов, численностью не менее одной трети от установленной численности депутатов Совета депутатов. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комиссий определяются Регламентом Совета депутатов.
Глава муниципального образования: Глава поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава поселения избирается гражданами, проживающими на территории поселения и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе относительного большинства сроком на 5 лет. Полномочия главы поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы поселения. Порядок проведения выборов главы поселения определяется федеральным законом, законом Костромской области. Глава поселения возглавляет администрацию поселения и исполняет полномочия председателя Совета депутатов. Глава поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов поселения, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края, а также иные правовые акты в соответствии с его компетенцией. Постановления и иные правовые акты главы поселения, изданные в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Глава поселения не вправе заниматься предпринимательской, а также другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. На главу поселения распространяются гарантии и ограничения, предусмотренные ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Гарантии прав главы поселения при привлечении его к ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении него иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении главы поселения, занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных или служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливается федеральными законами. Глава поселения в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и представительному органу поселения. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
Администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления поселения, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края. Администрацией поселения руководит глава поселения на принципах единоначалия. Администрация поселения осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Краснодарского края, Уставом и нормативными правовыми актами муниципального района по вопросам местного значения межпоселенческого характера, решениями Совета депутатов, постановлениями главы поселения, Положением об администрации поселения. Структура администрации поселения утверждается Советом депутатов поселения по представлению главы поселения. Структуру администрации поселения составляют глава поселения, его заместитель, структурные подразделения, специалисты администрации. Заместитель главы администрации назначается на должность главой поселения:
осуществляет функции по руководству администрацией в соответствии с распределением обязанностей, установленным главой поселения;
осуществляет полномочия по руководству администрацией в случае отсутствия главы поселения, в том числе, когда глава поселения не может исполнять свои обязанности.
Контрольно- ревизионная комиссия поселения является контрольным органом поселения. Контрольно- ревизионная комиссия образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Формируется Советом депутатов поселения. Порядок формирования, полномочия, порядок работы и другие вопросы деятельности Контрольно-ревизионной комиссии определяются Положением о контрольно-ревизионной комиссии поселения, утверждаемым Советом депутатов поселения. Руководитель контрольно-ревизионной комиссии назначается на должность и освобождается от должности Советом депутатов и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о контрольно - ревизионной комиссии. Результаты проверок, осуществляемых контрольно-ревизионной комиссией поселения, подлежат опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольно-ревизионную комиссию поселения по ее требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
2. Изучение работы администрации Апшеронского городского поселения
2.1 Внутренняя среда администрации
В администрации поселения персонал состоит из: главы муниципального образования, занимающий выборную муниципальную должность; муниципальных служащих; вспомогательного и технического персонала. Наименование должности и размер оклада, доплаты за стажевые, надбавки за ОУМС, сложность и напряженность, за секретность, стимулирующего характера, дополнительные поощрения и премия устанавливаются штатным расписанием. Штатное расписание для каждой организации подведомственной администрации Апшеронского городского поселения составляется отдельно (администрации Сущевского сельского поселения (см. Приложение №1), Культурно - досугового Центра, детских садов и т.д.). Так на пример в штатном расписании Культурно - досугового Центра указан еще и разряд каждого сотрудника (см. Приложение №2). Штатное расписание администрации поселения, фонд оплаты труда утверждается главой администрации поселения в пределах средств, определенных в бюджете поселения на обеспечение функционирования органов местного самоуправления.
Работа муниципальных служащих строится на основании Регламента администрации поселения, инструкции по делопроизводству в администрации поселения, правил внутреннего трудового распорядка, положений о структурных подразделениях администрации поселения и (или) должностных инструкций (должностные обязанностей) муниципальных служащих, иных положений, определяющих порядок работы по отдельным сферам деятельности. Регламент администрации поселения, Инструкция по делопроизводству в администрации поселения, правила внутреннего трудового распорядка, положения о самостоятельных структурных подразделениях и (или) должностные инструкции (должностные обязанности) утверждаются главой администрации поселения.
Предельные нормативы оплаты труда персонала администрации Апшеронского городского поселения устанавливаются в соответствии с законом Краснодарского края «О предельных нормативах оплаты труда депутатов, членов выборных и иных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Предельные нормативы определяют уровень, выше которого должностные оклады не могут быть установлены.
Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Муниципальным служащим Сущевского сельского поселения является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет исполняющий в порядке, определенном Уставом поселения и Положением в соответствии с федеральными законами и законами Костромской области, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы на постоянной профессиональной основе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Каждый муниципальный служащий несет ответственность за выполнение обязанностей по замещаемой должности в соответствии с действующим законодательством и положением о структурном подразделении и (или) должностной инструкцией (должностными обязанностями), трудовым договором.
В администрации поселения устанавливается пятидневная рабочая неделя с восьмичасовым рабочим днем. Начало рабочего дня с 8,30 часов, перерыв на обед с 12 часов по 13 часов, окончание 17,30 часов. Накануне предпраздничных общевыходных дней рабочий день сокращается на один час. В соответствии с законодательством о муниципальной службе, распоряжением главы администрации поселения муниципальному служащему может быть установлен ненормированный рабочий день или индивидуальный график работы. Ведение табеля учета рабочего времени осуществляет специалист администрации. Муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Муниципальным служащим устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск следующей продолжительности:
младшие муниципальные должности - 30 календарных дней;
старшие муниципальные должности - 31 календарный день;
ведущие муниципальные должности - 32 календарных дня;
главные муниципальные должности - 33 календарных дня;
высшие муниципальные должности - 34 календарных дня.
Работа по подбору и расстановке кадров ведется в администрации в соответствии Регламентом, федеральным и областным законодательством о труде и о муниципальной службе. Кадровая работа включает в себя:
) формирование кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы;
) подготовку предложений о реализации положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе и внесение указанных предложений главе администрации;
) организацию подготовки проектов актов местного самоуправления поселения, связанных с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность муниципальной службы, освобождением от замещаемой должности муниципальной службы, увольнением муниципального служащего с муниципальной службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений администрации;
) ведение трудовых книжек муниципальных служащих;
) ведение личных дел муниципальных служащих;
) ведение реестра муниципальных служащих в администрации;
) организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы и включение муниципальных служащих в кадровый резерв;
) организацию и обеспечение проведения аттестации муниципальных служащих;
) организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов муниципальных служащих;
) организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки муниципальных служащих;
) формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;
) обеспечение должностного роста муниципальных служащих;
) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу;
) организацию проведения служебных проверок;
) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения муниципальными служащими ограничений, установленных федеральными законами;
Основные направления кадровой работы в администрации (планы переподготовки и повышения квалификации кадров, проведение аттестации, формирование и обучение резерва кадров и т.п.) определяет глава администрации поселения. Организационную работу с кадрами осуществляет специалист, закрепленный за этим направлением, который:
осуществляет оформление документов о приеме на работу, перемещении и увольнении сотрудников администрации;
формирует банк данных о руководящих работниках и специалистах для замещения вакансий и включения в резерв на продвижение по службе;
организует подготовку и переподготовку муниципальных служащих;
ведет личные дела муниципальных служащих
Контроль за надлежащей организацией кадровой работы осуществляется главой администрации поселения. Прием на работу и увольнение муниципальных служащих осуществляет глава администрации поселения на условия трудового договора. Прием на работу служащих, перемещение на другую должность и увольнение оформляется распоряжением главы администрации поселения. Прием и увольнение технических работников производится в соответствии с трудовым законодательством. Распоряжения о приеме, перемещении, увольнении каждого служащего объявляются ему под роспись.
3. Коммуникации администрации
Для эффективной работы администрации поселения используются различные виды техники и технологий.
Фактически на каждом рабочем месте установлен компьютер, его мощность и возможности определяются кругом выполняемых конкретным работником задач. Для хранения информации в электронном виде в администрации Апшеронского городского поселения используется система «Парус», она была создана именно для данных организации. Эта программа предназначена для хранения информации о:
наличие и состояние муниципального имущества
учет земельных участков (план земельного участка, площадь, качество почвенного покрова и т.д.)
архив деловой документации (договора, заявления, выписки и т.д.)
реестр учета граждан (прописка, паспорта, свидетельства выдаваемые администрацией)
и иная информация.
Для ведения бухгалтерского учета в администрации используется 1С «Бухгалтерия». Для юридической консультации и обзора изменений в законодательстве применяется программа «Консультант плюс», она обновляется постоянно через Интернет. Их всего выше сказано видно, что техническая оснащенность администрации находиться на должном уровне. Это способствует улучшению и более эффективному управлению.
Заключение
При прохождении практики я изучила теоретические и практические основы организации органов местного самоуправления:
функции и полномочия
правовые основы местного самоуправления
территориальное деление
Получила практические навыки по организации планирования работы администрации.
Список использованных источников:
1. Устав муниципального образования Апшеронского городского поселение Апшеронского района Краснодарского края, от 17 ноября 2005 года.
2. Положение о муниципальной службе в Апшеронском городском поселении.
3. Регламент Администрации Апшеронского городского поселение Апшеронского района Краснодарского края.