Введение
Исследование проблем развития и организации деятельности туристского предприятия и индустрии туризма в целом актуально по той причине, что туризм является одним из наиболее динамичных социально-экономических явлений современного мира. За стремительные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества туризм признан феноменом прошлого века.
В то же время, обладая большим туристским потенциалом, Беларусь занимает незначительное место на международном туристском рынке. В нашей стране только начинается процесс осознания той важной роли, которую туризм может и должен сыграть для развития экономики, а также валоризации, т.е. придания ценности культурному наследию.
Причиной сложившейся ситуации являются как экономические факторы, так и недостаточное число отечественных научных исследований по теории туризма, что привело к отсутствию стройной системы знаний в этой области.
Важнейшим направлением деятельности фирм, работающих в туристической сфере, являются продвижение турпродукта на рынок, реклама и реализация подготовленного турпакета.
Цель преддипломной практики состоит в том, чтобы сформировать профессиональные качества специалиста экономико-управленческого профиля для отрасли туризма в условиях трудового коллектива посредством проведения исследований функционирования и развития предприятия, предоставляющее необходимые туристские услуги, товары и работы, приобретение опыта выполнения отдельных видов работ в соответствии с получаемой специальностью.
Объектом прохождения практики и учебного исследования явилось КУП «Туристско-экскурсионный центр» «СолигорскТур», которое расположено по адресу: 223710, Республика Беларусь, Минская область, г. Солигорск ул. Козлова, 26.
Данное предприятие соответствует профилю специальности «Экономика и управление туристской индустрией».
Для достижения цели практики решались следующие задачи:
закрепить и углубить теоретические знания и умения, полученные при изучении специальных дисциплин, научиться применять их на практике для решения конкретных задач;
провести анализ экономических отношений, которые складываются в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг;
изучить хозяйственный механизм данного туристского предприятия;
определить способности управления экономическим потенциалом, финансовыми ресурсами, планирования, организации и оплаты труда туристского предприятия;
изучить законодательные акты и нормативные документы по туристской деятельности, инструкции, положения и другие документы, которыми руководствуются предприятие в своей деятельности;
приобретение практических навыков в организации процесса туристского предприятия и продукта, заключения договоров с партнёрами и потребителями, рекламы и продажи туристского продукта с использованием современных информационных технологий.
Информационной базой для исследования и написания отчёта послужили законодательные, нормативные акты, методические документы, специальная отечественная и зарубежная литература.
1. Организационно-экономическая характеристика производственного коммунального унитарного предприятия «Солигорский телевизионный канал»
.1 Краткая характеристика ПКУП «СТК»
Производственное коммунальное унитарное предприятие «Солигорский телевизионный канал» создано на базе государственного предприятия «Солигорский телевизионный канал», ранее зарегистрированного решением Минского областного исполнительного комитета от 15.02.1999 г., и является его правопреемником.
На основании решения Солигорского районного исполнительного комитета №1162 от 23.06.2009 г. производственное коммунальное унитарное предприятие «Солигорский телевизионный канал» реорганизовано путём присоединения к нему КУП «Туристско-экскурсионный центр» «Солигорск-Тур», зарегистрированного решением Минского областного исполнительного комитета №1064 от 15.11.2004 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №690313060.
Производственное коммунальное унитарное предприятие «Солигорский телевизионный канал» зарегистрировано решением Солигорского районного исполнительного комитета от 15.02.2010 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №600550508.
С 28.04.2011 по 13.05.2011 Орган по сертификации туристских и гостиничных услуг государственного учреждения «Национальное агентство по туризму» проводил проверку ПКУП «Солигорский телевизионный канал» на соответствие требованиям ГОСТ 28681.1-95, СТБ 1352. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
Форма собственности - районная коммунальная. Учредитель - Солигорский районный исполнительный комитет, находящийся по адресу: 223710, Республика Беларусь, Минская область, г. Солигорск ул. Козлова, 35.
Полное наименование предприятия-производственное коммунальное унитарное предприятие «Солигорский телевизионный канал».
Основной целью деятельности Предприятия является деятельность, направленная на создание и функционирование студии телевидения для осуществления телевизионного вещания по кабельным каналам и через эфирный передатчик. [23, c. 3]
Задачей деятельности туристического подразделения на предприятии является предоставление клиентам услуг и гарантия их прав в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О туризме», «О защите прав потребителей» и международными и государственными стандартами и нормами.
Уставный фонд Предприятия составляет 6242907 (Шесть миллионов двести сорок две тысячи девятьсот семь) белорусских рублей, из них неденежный вклад, согласно экспертного заключения №118/1-2000 от 12.10.2000 года, внесен в виде видеокамеры DVCAMSonyDSR - 200 AP, заводской номер 13220 стоимостью 6232907 рублей и денежный вклад в размере 10000 рублей. Внесение денежного вклада подтверждается банковскими документами. На момент государственной регистрации настоящей редакции Устава Уставный фонд сформирован в полном объеме. [23, с. 4]
Основной целью деятельности Предприятия является деятельность, направленная на создание и функционирование студии телевидения для осуществления телевизионного вещания по кабельным каналам и через эфирный передатчик в целях информирования населения города и района о деятельности предприятий, организаций и учреждений региона, отображения общественно-политических, социально-экономических и культурных аспектов жизни города, показа познавательных, художественных, развлекательных и других видеопрограмм.
В соответствии с целями деятельности и законодательством Республики Беларусь предметом деятельности Предприятия является осуществление следующих видов деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором видов деятельности ОКРБ 005-2006:
электросвязь (642);
- деятельность, связанная с кино- и видеофильмами (921);
деятельность в области радиовещания и телевидения (9220);
рекламная деятельность (7440);
копирование видеозаписей (22320);
физкультурно-оздоровительная деятельность (9304);
- сдача внаем собственного недвижимого имущества (70200);
полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области (222);
- розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (52);
- предоставление услуг ресторанами (5530);
предоставление услуг барами (5540).
Виды деятельности Предприятия, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии) по Декрету Президента Республики Беларусь 14.07.2003 №17:
9. Деятельность в области связи;
31. Издательская деятельность;
. Полиграфическая деятельность;
44. Розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание.
Предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством. [3, с. 4-5]
Имущество Предприятия является собственностью Солигорского района и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия Учредителя.
Имущество Предприятия составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе Предприятия.
Источниками формирования имущества являются:
доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;
доходы от ценных бумаг;
кредиты банков и других кредиторов;
капитальные вложения и дотации из бюджетов;
безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий, физических лиц;
иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.
Государство гарантирует защиту имущественных прав Предприятия, изъятия государством у Предприятия его основных фондов, оборотных средств и иного используемого им имущества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Убытки, причиненные Предприятию в результате нарушения его имущественных прав физическими и юридическими лицами, государственными органами возмещаются по решению суда.
Основным показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности Предприятия является прибыль.
Предприятие в установленном законодательством порядке обеспечивает отчисление части прибыли в областной бюджет.
Прибыль, остающаяся у Предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение и направляется в фонды Предприятия. Предприятие самостоятельно определяет порядок использования чистой прибыли.
Предприятие оказывает услуги туроператора по организации въездного, внутреннего туризма, услуги турагента. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
Основные туристические услуги подразделения ПКУП «СТК»:
консультационно-информационные услуги (предоставление информационных материалов, туристических схем, описаний маршрутов, объектов; услуги консалтинговые, включающие вопросы организации туризма, обеспечения безопасности на туристических маршрутах и другие);
услуги по организации проживания туристов;
услуги по организации питания;
услуги по сопровождению туристов на маршруте путешествия;
услуги по страхованию клиентов.
Для эффективной работы предприятия необходимы работники соответствующей квалификации и в количестве, достаточном для выполнения намеченной производственной программы [12, c. 87].
Источниками, формирования имущества Предприятия являются: денежные и не денежные вклады Учредителя; доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг; кредиты банков и других кредиторов; безвозмездные или благотворительные взносы; иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь [2, c. 85].
Предприятие уплачивает налоги в бюджет и пользуется льготами в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь. [3, c. 250].
Униформы, характерной для всего персонала предприятия не имеется, но существует определенный дресскод.
Все вышесказанное помогает реализации основной цели предприятия, которая направлена на получение прибыли, для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива, а также интересов участников.
1.2 Анализ и оценка технологии туристского обслуживания на туристическом подразделении ПКУП «СТК»
Основные направления деятельности фирмы ориентированы на отдых в Крыму, международный отдых, организационно-экскурсионную деятельность, индивидуальный туризм и отдых, а также индивидуальные туры.
При оценке качества предоставляемых услуг фирмой ПКУП «СТК» необходимо учитывать некоторые факторы.
Возникают ситуации, когда клиент не может определиться, куда конкретно он хочет поехать и, соответственно, какую турфирму выбрать или предложение может отсутствовать. Так, главная задача менеджеров компании приложить все усилия к стимулированию спроса на услуги своей компании, а именно активная реклама в СМИ и высокий уровень качества предоставляемых услуг.
Отличительной особенностью ПКУП «СТК» является то, что она не применяет активных мероприятий по стимулированию спроса на свои услуги. В настоящее время турфирма использует в качестве СМИ только прессу. Но с развитием технологий этого недостаточно, необходимо привлекать клиентов всеми возможными путями, особенно в период весенне-летнего сезона. Для этого необходимо доработать сайт турагентства, а затем создать интернет-рекламу [4, c. 215].
Как правило, люди сначала звонят по телефону фирмы, привлекшей их своей рекламой, прежде всего опубликованной в прессе.
Опытные менеджеры знают, что большинство продаж в наших агентствах происходит именно по телефону. Клиенты обзванивают фирмы с целью сравнить цены - предложения. Цена, конечно, имеет существенное значение, но клиент придет туда, где с ним лучше поговорили. Кроме того, не все люди подходят для такой работы. Именно поэтому в ПКУП «СТК» уделяется большое внимание этикету телефонных разговоров.
Все правила поведения с клиентом чётко прописаны и требуют безукоризненного выполнения. Со стороны руководства за невыполнение этих правил осуществляется наказание в виде штрафов, лишение премий, выговоров. Так, управление качеством обслуживания в этом направлении на ПКУП «СТК» проходит хорошо.
После оформления и полной оплаты тура, туристу выдаются: билеты, туристский договор, страховой полис, памятка, в которой указана вся информация о туре.
Большую роль играет и тактика обслуживания клиентов на этапах совершения заказа [5, c. 245].
На этом этапе необходимо овладеть вниманием клиента, вызвать у него интерес и желание приобрести определенный тур. Для этого обычно используются каталоги, наглядные рекламы, фотографии. В ПКУП «СТК» большое количество наглядных пособий. Увидев, что клиент заинтересованно выслушивает доводы о предлагаемой услуге менеджеру необходимо сосредоточить свое внимание на этой услуге. Большое значение имеет войти в контакт с посетителем. Для этого в ПКУП «СТК» есть все возможности, так как офис разделён на два кабинета, что не позволяет отвлекаться на других посетителей.
Установлению контакта способствует хорошее самочувствие работника, твердая убежденность в полезности, предлагаемой услуге, эмоциональная выразительность речи. Он всегда должен уметь «читать» выражение лиц клиентов и по их глазам судить о том, насколько они заинтересованы в предлагаемой услуге. Умение установить контакты с клиентами во много раз определяется индивидуально-психологическими особенностями работника. Посетителю нужно предлагать только то, что может ему понравиться, по мнению работника [6, c. 86].
В ПКУП «СТК» все специалисты высококвалифицированные. Они прошли специальные курсы этикета беседы с клиентом. Сотрудники тактично общаются с клиентом. Все предоставляемые услуги соответствуют государственным и международным стандартам.
.3 Организация маркетинговой деятельности ПКУП «СТК»
Маркетинговая деятельность - это деятельность по решению подразделением маркетинга стоящих перед ним практических задач в коммерческой компании (предприятии, фирме). Главной целью маркетинговой деятельности является обеспечение коммерческого успеха компании (предприятия, фирмы) и ее продуктов на рынке (см. маркетинг), что чаще всего достигается через увеличение объемов продаж в натуральном и денежном выражении. Однако в зависимости от конкретной ситуации в конкретной компании цели маркетинговой деятельности могут быть и другими.
Содержание маркетинговой деятельности заключается в поиске взаимовыгодного компромисса между потребностями потенциальных потребителей и производственными возможностями (а также ключевыми компетенциями) компании с учетом возможных действий конкурентов. Традиционно в маркетинге считается, что в маркетинговой деятельности необходимо отталкиваться именно от потребностей рынка, однако это не всегда справедливо. Маркетинговая деятельность может быть направлена как на изменение продуктов и бизнес-процессов компании для соответствия существующему спросу (повышение итоговой потребительной ценности), так и на создание, развитие либо изменение рыночного спроса (потребностей потенциальных потребителей). Но поскольку прямое управление спросом, в отличие от прямого управления продуктами и бизнес-процессами, чаще всего технически невозможно, поскольку подразумевает манипулирование сознанием и мотивацией конечных потребителей, то считается более разумным ориентироваться на существующий спрос (потребности) и подстраивать под него предложения компании. С другой стороны, практически невозможно создать инновационный для отрасли успешный продукт, ориентируясь на существующий рыночный спрос. При этом очевидным является то, что даже разработку инновационного продукта необходимо начинать с ответа на вопрос: какие потребители будут его приобретать и зачем они будут это делать?
Маркетинговую деятельность можно условно разделить на 4 направления:
сбор маркетинговой информации о внешней и внутренней среде компании - маркетинговые исследования, конкурентная разведка и т.п.;
анализ маркетинговой информации и принятие маркетинговых решений (сегментирование и выбор целевых сегментов, оценка конкурентоспособности, позиционирование и т.п.);
планирование маркетинговых мероприятий (разработка маркетинговой стратегии и плана маркетинга);
формирование и реализация комплекса маркетинга. [11]
Это не последовательные этапы маркетинговой деятельности, как может показаться на первый взгляд, а именно взаимодополняющие направления. Например, в процессе разработки маркетинговой стратегии или анализа маркетинговой информации может возникнуть необходимость в проведении дополнительных исследований, а по результатам маркетинговых исследований могут вноситься коррективы непосредственно в элементы комплекса маркетинга без пересмотра маркетинговой стратегии и плана маркетинга. [13]
Реклама - самый действенный инструмент в попытках туристического предприятия донести информацию до своих клиентов, модифицировать их поведение, привлечь внимание к предлагаемым услугам, создать положительный имидж самого предприятия, показать его общественную значимость. [14]
Подразделение ПКУП «СТК» «Солигорсктур» единственная в городе Солигорске фирма, рекламирующая свои услуги по телевидению (отдельно реклама и бегущая строка с новинками услуг). Также реклама распространяется посредством радиовещания предприятия «Наше радио», в периодической печати Солигорского района «Лидер-пресс» и «Шахтёр».
По результатам анкетирования потребителей, наибольший эффект получен от телерекламы. На предприятии существует Журнал обзвона клиентов после их отдыха с целью получения отзыва об отдыхе, сервисе, выявления претензий.
Руководство предприятия, в зависимости от собственного осознания существующих в фирме реалий и способностей к их анализу, вырабатывает решение того или иного качества. Поэтому для руководителя, принимающего решение о дальнейшем развитии фирмы, наиболее важным аспектом жизнедеятельности предприятия выступает определение источников возможной прибыли предприятия, выбор одного или нескольких из них, концентрация на них основных усилий, анализ возможности их использования в ходе деятельности предприятия в той или иной форме и, как результат, планирование данного использования. [17]
Таким образом, в ПКУП «СТК» маркетинговая деятельность осуществляется практически по всем направлениям, но есть и некоторые недостатки - это издержки небольшого предприятия и того, что большинство услуг предприятие оказывает, выступая в качестве турагента. [9, c. 56].
1.4 Формы продажи туристического продукта и методы обслуживания потребителей в ПКУП «СТК»
экономический туристский управление
При планировании стратегии продвижения многие работники индустрии туризма воспринимают продвижение как некое дополнение к рекламе. В очень редких случаях применяются те или иные коммуникационные инструменты отдельно от маркетингового плана (каждый из них имеет свое место в плане), даже если они и преследуют разные цели. Часто реклама воспринимается как основное средство для достижения цели долгосрочном плане, а также для создания имиджа организации и его продукта, тогда как продвижение используется для выполнения краткосрочных задач, например, для избавления от текущих запасов. [19]
ПКУП «СТК» использует следующие методы продвижения турпродукта:
поощрения персонала компании с помощью различных методов: финансовых, путешествий и др.;
бонусов;
соревнований и конкуренции;
привлечение клиентов через: выпуск сувениров с символикой компании (календари, ручки);
путешествия, сопровождающиеся льготными покупками товаров и услуг).
Эти средства продвижения в основном предназначены для создания хорошего отношения клиентов к фирме и предлагаемому туристскому продукту, а также его запоминания, что может повысить ценность продукта.
Основным методом массовых продаж на предприятии является личная продажа. Компетентные менеджеры компании осуществляют индивидуальный подход к каждому клиенту. Процесс личной продажи состоит из ряда стадий: прием клиента и установление контакта; выявление потребностей клиента; представление продукта; преодоление возможных возражений или предложение иных турпродуктов; осуществление продажи; последующий контакт с клиентами.
Личная продажа - это единственный вид маркетинговых коммуникаций, непосредственно заканчивающийся продажей туруслуг [12, c. 250].
Документальное оформление взаимоотношений в ПКУП «СТК» происходит следующим образом:
для бронирования тура на основании паспортных данных и пожеланий туриста заполняется заявка, которая отправляться по факсу или по электронной почте туроператору. В последнее время все чаще заявки оформляются в системе online;
на основании заявки составляется предварительный договор с клиентом и обязательство, в котором клиент указывает, что в случае подтверждения заявки он обязуется оплатить полностью стоимость тура;
после подтверждения бронирования при оплате туристических услуг составляется типовой договор оказания туристических услуг, выдается памятка, страховой полис, билет на транспорт, в некоторые страны выдается фирменный ваучер оператора на заселение в отель. В комплект обязательных документов, выдаваемых клиенту, входит информационный листок, в котором содержится информация о правилах въезда в страну временного пребывания; условиях пребывания; таможенных правилах; обычаях местного населения; национальных и религиозных особенностях региона; религиозных святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа; состоянии окружающей среды; часовых поясах и климатических условиях на маршруте; факторах риска для здоровья исходя из климатических и природных условий; правилах личной безопасности; курсе валют и порядке их обмена; правилах аренды автомобиля, дорожного движения и парковки и др. [13, c. 50].
В обязательном порядке туристу предоставляются контактные телефоны предприятия, а также личный мобильный номер специалиста, оформившего его тур, чтобы турист не чувствовал себя покинутым и мог постоянно поддерживать связь с агентством. [23]
Важным элементом туристического обслуживания в ПКУП «СТК» является услуга «встречи-проводы». За день-два до начала тура специалист созванивается с туристом, уточняя еще раз всю информацию по выезду, и желает приятного путешествия. По возвращению специалист созванивается с туристом, чтобы узнать его мнение об отдыхе, или, как правило, туристы по просьбе специалиста сами приходят в офис с рассказом об отдыхе. Специалист принимает во внимание все положительные и отрицательные сведения туриста для более качественных продаж в будущем [20].
1.5 Элементы организации и процессы управления
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации [4, с. 201].
К управленческим кадрам на предприятии ПКУП «СТК» относятся руководители и специалисты.
Туристическую деятельность осуществляют 4 человека. Непосредственное руководство деятельностью предприятия осуществляет директор Рознерица Александр Алексеевич. Он распоряжается всеми средствами предприятия, контролирует и направляет деятельность всех подразделений. Ему подчинены функциональные отделы. Директор Предприятия несет ответственность за результаты работы Предприятия, соблюдение требований Устава, выполнение обязательств перед Учредителем и трудовым коллективом. Ответственность Директора перед Учредителем устанавливается в контракте. [25]
Начальник туристического отдела определяет перспективные направления деятельности отдела; разрабатывает текущие и перспективные планы его работы; организует поиск, сбор, анализ и систематизацию информации по туризму (справочники, каталоги и др.), географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран и др.; организует проведение маркетинговых исследований спроса и предложения на туристические услуги; планирует и участвует в проведении рекламных кампаний, презентаций, деловых переговоров с целью разработки и продвижения туристических программ; контролирует оформление технологических документов по предлагаемым туристско-экскурсионным маршрутам путешествий; контролирует надлежащее оказание туристских услуг в соответствии с договором; организует составление и своевременное предоставление отчётности и др.
.6 Организационные формы и структура управления организацией
Организационная структура управления представляет собой отражение существующей на предприятии линейной системы подчиненности (подотчетности), делегирования обязанностей и ответственности.
На основании штатного расписания составлена схема организационной структуры управления телевизионным каналом.
Не являясь определяющим фактором системы управления, организационная структура вместе с тем оказывает значительное влияние на успешность функционирования этой системы, отражаясь на скорости принятия решений, ответственности сотрудников, подотчетности сотрудников, возможности контроля их деятельности.
Существующая организационная структура анализировалась на основе фактически сложившегося разделения полномочий и ответственности, что имеет расхождение с зафиксированным в должностных инструкциях распределением. Поэтому при анализе организационной структуры во внимание принимались мнения руководящих и других сотрудников, данные анкетирования, а также личные наблюдения.
При анализе организационной структуры ПКУП «СТК» был принят во внимание тот факт, что эффективные структуры управления должны удовлетворять некоторым критериям. [23]
Каждый сотрудник должен иметь определенные функциональные обязанности и при делегировании обязанностей, необходимо обеспечивать подразделение достаточными ресурсами и полномочиями. Объединение работников в подразделения должно осуществляться на основе какого-либо принципа группировки (единство выполняемой функции, единство бизнес-процесса, единство клиента и др.). Каждая функция должна выполняться полностью в рамках одного подразделения или одним сотрудником, а результат выполнения функции или операции должен быть измерим и выражаться в конкретных показателях. [30]
В ПКУП «СТК» наблюдается отсутствие чёткого распределение обязанностей и их делегирование. А также существующая централизация управления является ещё одним тормозом дальнейшего развития.
Анализ существующей структуры проводился по трем направлениям: формальное наличие сотрудников, отвечающих за выполнение той или иной функции управления; выполнение существующими руководящими лицами функций управления, требующихся для успешной работы предприятия; существующие информационные и коммуникационные связи между всеми сотрудниками, включая подотчетность.
На предприятии не полностью выполняется ряд функций, таких как оперативное и стратегическое маркетинговое планирование, комплексное исследование, сбор и анализ внутренней и внешней маркетинговой информации, финансовое планирование. Например, средства, которые данное предприятие тратит на выплату зарплаты сотрудникам, не окупаются ни притоком клиентов, ни более эффективной работой. Это объясняется и недостаточной загруженностью специалистов.
Ряд функций выполняется не в полном объеме: кадровая работа; привлечение клиентов, отсутствие четкого разделения по уровням иерархии; размытость ряда функций между сотрудниками, нечеткие границы между функциями подразделений; отсутствие системы контроля [19].
1.7 Анализ конкурентной позиции и партнёров ПКУП «СТК»
Конкуренты - это фирмы, производящие аналогичный вашему товар и торгующие им на вашем целевом рынке.
Анализ деятельности конкурентов осуществляется: для выявления существующих и возможных товаров-конкурентов; определения настоящих и потенциальных конкурентов - производителей этих товаров: разработки прогнозов вероятной тактики и стратегии конкурентов. В результате анализа деятельности конкурентов фирма получает возможность понять, почему конкуренты действуют так, а не иначе, и выработать свою собственную стратегию.
Следует отметить, что в сфере маркетинга принято выделять три вида конкуренции: предметную, видовую и функциональную
Функциональная конкуренция возникает при удовлетворении конкретной потребности покупателя разнообразными товарами. [34]
Если предметная конкуренция более характерна для случаев массовых продаж, то для персональной продажи дорогостоящих товаров, уникальных устройств или при продажах организациям-потребителям чаще всего имеют место видовая и функциональная конкуренции. Данные виды конкуренции позволяют разрабатывать долгосрочные стратегии действия по завоеванию рынка потребителей на конкурентном поле.
Для выработки подобной стратегии следует начать с быстрого теста оценки конкурентов:
Видовая конкуренция возникает при удовлетворении потребности покупателя однообразными товарами, различающимися существенными характеристиками (например, автомобили с разной мощностью двигателя). При видовой конкуренции борьба между фирмами-конкурентами может осуществляться более разнообразными методами, чем при предметной конкуренции, так как количество инструментов воздействия на покупателя возрастает - товар обладает новыми характеристиками.
Предметная конкуренция возникает при предложении покупателю практически одинаковых товаров, различающихся, возможно, только качеством. Это наиболее сложный вид конкуренции для производящих и посреднических фирм. [36]
Действительно, товаром называется продукт, оснащенный рыночной атрибутикой (упаковка, товарная марка, средства продвижения). Таким образом, при предметной конкуренции на рынке соперничают между собой товары, полученные из конкретного основного продукта лишь с добавлением различной рыночной атрибутики, либо с различным качеством. [9, c. 85]
В городе Солигорске представлены следующие туристические организации:
ООО «Топ-Тур»
ООО «Полярис» Турагенство «НуайВояж»
ТУП «Вандроўнік»
ЧУП «БестТинТур»
ЧУП «Солигорское бюро путешествий»
СП «Алатан-Тур»
ДУП «Автобусный парк №1», РУП «Миноблавтотранс «
Станция юных туристов
«Грузовой автомобильный парк №3»
ОДО АНДРЕ-ТУР [33]
Туристическая организация «Солигорсктур» имеет ряд преимуществ перед конкурентами.
Для обслуживания потребителей на предприятии созданы комфортные условия: помещение для оказания услуг расположено на первом этаже и имеет рациональное оборудование, рекламная информация скомплектована по направлениям и турам и доступна для туристов. На предприятии есть постоянный доступ в Интернет, телефон, факс, множительная техника. В доступном для посетителей месте находятся информационно-справочные материалы: рекламные проспекты, каталоги, туристические путеводители, газеты по туризму.
Услуги предприятия «Солигорский телевизионный канал» являются доступными для любого слоя населения. Действует система скидок (на основании Положения о скидках) (ПРИЛОЖЕНИЕ Д). Помещение предприятия находится на центральной улице города (ул. Козлова), рядом с площадью Ленина. Для удобства клиентов возле офиса предприятия находится большая автомобильная стоянка. Это обеспечивает доступ к организации, как пешим потенциальным клиентам, так и автомобилистам.
Партнёр - слово заимствовано в середине 19 века в значении участника по отношению к другому участнику выступления, танца, игр. Во второй половине 20 века приобретает экономическое значение - деловой партнер, торговый партнер, участник совместной деятельности.
Этимология слова - французское partnaire, английское partner, однокоренное слово parcener - сонаследник от portion - доля, часть, порция, partition - разделение, распределение. Партнер - тот, с кем разделяю, сонаследую дело.
Партнер - базовое понятие для определения партнерства. Партнерство понимается и существует на двух уровнях. На первом уровне: партнерство - это зарегистрированная форма организации бизнеса нескольких физических или юридических лиц. На втором уровне: партнерство - это форма сотрудничества преимущественно юридических лиц, не закрепленная в учредительных документах, но поддерживаемая фактически. [33]
Содержание: организации совместной экономической деятельности. Основа: договор, которым регулируются права и обязанности партнеров, участие в общих расходах, распределение прибыли, раздел имущества. Обязательный признак партнера - вклад. Вклад - деловые связи, деловая репутация, деньги, имущество, профессиональные знания, навыки и умения, которые вносятся в общее дело. Денежная оценка вклада, если таковая необходима, производится по соглашению между партнерами.
Другие названия партнера - товарищ, пайщик (главным образом как физического лица). Виды партнеров - генеральный, лимитированный, старший, младший.
Генеральный партнер - партнер, несущий неограниченную ответственность по всем обязательствам. Неограниченная ответственность - отсутствие предела убытков, которые отдельное лицо может понести и которые оно по закону должно взять на себя. Другие названия генерального партнера - общий партнер. Лимитированный партнер - несет лимитированную (ограниченную) ответственность по обязательствам партнерства (в пределах вклада).
Формы партнерств - коммерческое, некоммерческое, полное, ограниченное, стратегическое. Коммерческое партнерство - основанная на членстве коммерческая организация, цель которой - получение прибыли. Некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, цель которой - содействие ее членам в достижении социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей. Полное партнерство - партнерство, члены которого несут как солидарную, так и общую ответственность. Ограниченное - партнерство, члены которого несут ограниченную ответственность.
Партнерство на втором уровне. Выступает как стратегическое партнерство - сотрудничество партнера с экономически значимым партнером, как правило, на уровне юридических лиц, то есть сотрудничество одной компании с более крупной и мощной в финансовом отношении компанией, которая может обеспечить ресурсы для достижения ее стратегических целей. [11]
ПКУП «СТК» сотрудничает с различными предприятиями по следующим направлениям:
по Беларуси с санаторием «Приозёрный», ГПУ «НП «Припятский», ЧСУП «ТК «Нарочь», ЗАО «Белорусский спутник»;
по Европе с ТЧУП «Экологиятур», ООО «Внешинтурист», ТКООО «Турлюкс»;
по направлению Украины с ООО «Компания Би-Тур» (также «Компания Би-Тур» предоставляет экскурсии выходного дня), ООО «Таврикатур»;
в Болгарию с ООО «Ростинг» и ТЧУП «Экологиятур»;
Турция, Египет, ОАЭ, Испания - TEZ TOUR LTD.
По транспорту с ЧУТП «Адриатранс», ЧТУП «РайТур» и ИП Руденя А.П. [33]
Подразделение «СТК» «Солигорсктур» в качестве туроператора разрабатывает многочисленные групповые экскурсии по Беларуси: «Минск-столица Республики Беларусь», «Архитектурные памятники Слонима и Жировичей», «Мемориальный комплекс «Хатынь», «Архитектурные памятники Мира и Несвижа» и многие другие.
1.8 Организация труда менеджера и управление персоналом
Необхолимо рассмотреть организацию труда начальника отдела ПКУП «СТК» так как эта должность на данном предприятии совмещает и должность менеджера по продажам [22].
Она осуществляется по следующим основным направлениям:
начальник отдела вместе с директором определяют уровень заработной платы и методы стимулирования труда;
начальник отдела определяет отдельные виды общей работы для каждого специалиста для достижения главной цели организации;
следит за техническим обеспечением труда;
следит за благоприятным режимом и условиями труда;
информирует о нововведениях в сфере туризма;
в ПКУП «СТК» начальник отдела лично занимается формированием и продажей туристического продукта - практически все вип-клиенты обслуживаются у нее.
Благодаря образованности и большому опыту в сфере туризма - 17 лет, надо отметить, что начальник отдела очень грамотно руководит кадрами. К ней всегда можно обратиться за советом и консультацией по любому вопросу, связанному с туристической деятельностью и получить на него исчерпывающий ответ [19].
Важное место в управлении организацией отводится управлению персоналом. Особую роль в этом играет специалист по кадровой работе. Он нанимает новых работников, оценивает работу персонала, способствует адаптации новых работников, осуществляет оформление кадровых документов, готовит приказы, распоряжения, материалы, отчеты, справки, доклады, предложения по кадровым вопросам.
В ПКУП «СТК» кадровой службы нет, так как предприятие не настолько велико, поэтому кадровыми вопросами занимаются начальник отдела ПКУП «СТК». Их кадровая работа сводится к следующему:
определение качественной и количественной потребности в персонале и формирование штатного расписания;
разработка правил внутреннего трудового распорядка;
разработка должностных инструкций персонала;
подбор персонала.
Предварительный отбор персонала в ПКУП «СТК» может осуществляться в форме предварительного собеседования, анализа анкеты или беседы по телефону [8, c. 150].
После окончания собеседования собранная информация анализируется и на основе этого принимается взвешенное решение. Выбранному кандидату делается предложение о найме. Прием на работу заканчивается подписанием трудового договора (контракта).
1.9 Принятие и реализация управленческих решений
Для выработки и принятия управленческих решений на предприятии вначале выявляются существующие проблемные ситуации, сложившиеся в работе и причины их возникновения. В ПКУП «СТК» данную работу выполняет начальник отдела. На втором этапе собирается необходимая информация, например, по изучению рынков сбыта, будущих конкурентов, по изучению спроса и предложения, по увеличению или снижению темпов продаж, с выделением преимуществ и недостатков по отдельным группам реализуемой продукции. Собранная информация выносится на обсуждение коллективом, уполномоченным участвовать в принятии решения. Далее совместно разрабатывается несколько возможных вариантов решения, с указанием ограничений (законодательных, финансовых), в пределах которых необходимо принять решение, указываются преимущества и недостатки каждого варианта решения, его возможные последствия [24]. На заключительном этапе в ПКУП «СТК» принимается то решение, которое принесет больший коммерческий или социальный эффект. Руководитель ПКУП «СТК» доводят информацию о принятом решении каждому из специалистов предприятия, ответственных за исполнение решения, о последовательности действий, которые необходимо выполнить в сложившейся ситуации и в конкретные сроки, определяют ресурсы и средства, которые могут использоваться. Таким образом, принятые решения отличаются рациональностью, последовательностью и обязательностью исполнения.
1.10 Стиль руководства в ПКУП «СТК» и управление конфликтами на предприятии
В какой-то мере стиль руководства формируется в зависимости от организации труда руководителя. Процесс управления состоит из следующих элементов: определение целей и осуществление функций управления; стиля управления; организации деятельности управления аппарат управления; обеспечение наиболее полного использования потенциала управления, его трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Большое воздействие на стиль управления оказывают условия организационно-распорядительной деятельности: пределы самостоятельности предприятий и органов управления, сбалансированность прав и обязанностей, строгая согласованность распорядительных действий [25].
Стиль управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации.
Начальник отдела ПКУП «СТК» обладает демократическим стилем руководства и это заметно в технологии принятия управленческих решений.
Можно сказать, что начальник рассматриваемого предприятия являет собой идеальный пример сочетания настоящего руководителя, способного принимать компетентные твердые решения и человека, способного всегда принять и понять чужую точку зрения на любой вопрос или проблему, касающихся работы и функционирования фирмы [20].
Итак, труд руководителя - это труд работника, занятого в аппарате управления. Личностно-деловые качества руководителя в значительной мере предопределяют его опыт и способности. К важнейшим качествам, которыми должен обладать управляющий, относятся управленческие способности и коммуникабельность, компетентность и организаторские способности. Важнейшими требованиями, предъявляемыми к руководителю, являются высокие морально-этические требования: доброжелательность, приветливость, справедливое отношение к персоналу, сдержанность и уравновешенность. Труд руководителя должен быть направлен на организацию работы персонала и на организацию личной работы. Организация работы коллектива предполагает умение директора определять цели деятельности предприятия, ставить задачи перед подчиненными, принимать правильные решения и обеспечивать их выполнение, а также использовать каждого работника на той работе, где он по своим личным наклонностям и деловым качествам может приносить наибольшую пользу фирме.
ПКУП «СТК» - это предприятие, работающее с клиентами, поэтому конфликтные ситуации между клиентами фирмы и специалистами не часто, но происходят [5, с. 114].
Конфликты в зависимости от их сложности могут разрешаться разными путями. Если конфликт несерьезный, то специалист может разрешить его своими усилиям. В случае возникновения серьезного конфликта, к его решению подключается руководство предприятия.
Начинается управление конфликтом, как правило, при помощи беседы, убеждения, разъяснения. Если эти способы преодоления конфликтов не помогают, то зачастую в ПКУП «СТК» конфликты с клиентами могут разрешаться с помощью материального возмещения или путем предложения скидки при покупке последующего тура - все зависит от рода конфликта.
2. Анализ экономических показателей хозяйственной деятельности ПКУП «СТК»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
Умение анализировать хозяйственную деятельность, реально оценивать финансовое состояние и на этой основе корректировать и планировать работу фирмы на внутреннем и внешнем рынке - необходимое условие высокой конкурентоспособности фирмы в сфере туристической деятельности [2, c. 163].
Анализ экономической деятельности туристского предприятия позволяет оценить финансовое состояние и перспективы развития экономической политики в целом [5, c. 105]. Это позволяет изменять и корректировать деятельность предприятия, чтобы поддерживать высокую конкурентоспособность на рынке туристских услуг. Поэтому для анализа были взяты 2010 г. (Приложение Е, Ж, И, К), 2011 г. (Приложение Л, М, Н) и 2012 г. (Приложение П, Р, С) финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия «Солигорский телевизионный канал». Данные за прошедшие три года приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1-Анализ показателей хозяйственной деятельности ПКУП «СТК»
Показатели20102011Отклонение (+;-)Темп роста к 20112012Отклонение (+;-)Темп роста к 2011Выручка от реализации услуг, млн. руб.50285965+937119%9710+3745163%Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов,)46535787+1134124%9361+3574162%Полная себестоимость реализации, млн. руб.36984584+886124%7615+3031166%Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб.9551203+248126%1746+543145%Внереализационные доходы, млн. руб.1933+14174%330100%Валовая прибыль, млн. руб.573878+305153%1123+245128%Чистая прибыль, млн. руб.315643+328204%798+155124%
Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, началом формирования прибыли является получeниe выручки от рeaлизaции услуг.
Именно прибыль создает гaрaнтии cущecтвовaния туриcтcкого предприятия, поскольку опрeдeляeт нaличиe зaинтeрecовaнноcти учрeдитeлeй в дaльнeйшeм вeдeнии прeдпринимaтeльcкой дeятeльноcти [1, c. 120]. Немаловажным фактором является и производительность труда.
Таблица 2.2 - Динамика основных абсолютных показателей хозяйственной деятельности ПКУП «СТК» в 2010-2012 гг.
201020112012Изменение (±)ПоказательФактОтчет за 2011Отчет за 20122011 к 20102012 к 2011руб.%руб.%Реализация услуг, руб.1948175539.977.332112.001.19+20.495.577105,2+72. 023.837180,2Полная себестоимость реализации, руб1814233431.671.49389.369.579+13.529.15974,6+57. 698.086182,2Прибыль (убыток) от реализации, руб.+ 1 33421+8.305.839+22631590+6.966.48520,1+14.325751172,5
Как видно из таблицы 2.2, финансовый результат 2011 г. (прибыль) выше, чем финансовый результат (прибыль) 2010 г. на 6.966.418 руб. и в 2012 г. - выше, чем в 2011 г. на 14.325.751 руб.
С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и выплатами. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие (эндогенные), так и не зависящие (экзогенные) от предприятия индустрии туризма. Из таблицы 2.2 видно, что динамика прибыли за последние три года увеличилась и «СТК» является прибыльным предприятием и по сравнению с 2010 годом значительно улучшило свои результаты.
2.2 Оценка использования экономического потенциала предприятия
Важнейшими показателями, характеризующими платежеспособность фирмы, являются коэффициенты ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности. Коэффициент ликвидности численно выражает отношение текущих активов к текущим пассивам. Подобное положение обусловливается не только простотой его расчета и доступностью необходимой для этого финансовой информации, но и содержательностью его интерпретации. В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса ПКУП «СТК» необходимо воспользоваться следующими показателями, которые содержатся в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Показатели финансового состояния ПКУП «СТК» 2012 г.
Наименование показателяНа начало периодаНа момент установления неплатежеспоcобностиНорматив коэффициентаКоэффициент текущей ликвидности (К1):6,5005,250K1>=1,2Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2):0,9230,857K2>=0,15Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3):0,1430,190К3 =0,2Коэффициент оборачиваемости оборотных средств3,765,06Обор-ть оборотных средств повысилась
Таким образом, коэффициент текущей ликвидности превышает допустимый норматив. Это свидетельствует о нерациональной структуре капитала турфирмы ПКУП «СТК». Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составляет 0,857 на момент установления неплатежеспособности, он во много раз превышает уровень, что сказывается на устойчивом положении оборотных средств. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам. Этот коэффициент достиг 0,19, однако не приблизился к норме коэффициента - 0,85. Это свидетельствует о низкой способности предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам [8, c. 150].
Так, экономическая деятельность ПКУП «СТК» является стабильно положительной. Проанализировав баланс по 2010-2012 годам, видно, что предприятие повышает свою прибыль и имеет хорошую тенденцию развития. Объем реализованных услуг также растет. В рентабельности продаж сильных изменений не происходит. Производительность труда также растет, за счет роста объема реализованных услуг.
2.3 Оценка эффективности использования трудовых ресурсов
Анализ персонала организации - один из основных разделов анализа работы организации. Достаточная обеспеченность организации трудовыми ресурсами, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов производства. С целью анализа показателей по труду и заработной плате по ПКУП «СТК» необходимо изучить данные за 2010-2012 гг. (таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Анализ показателей по труду за 2010-2012 гг. в ПКУП «СТК»
Показатели2010 г.2011 г.Отклонение, +,-Темп роста2012 г.Отклонение, +,-Темп ростаВыручка от реализации продукции, млн. руб.50285965+937119%9710+3745163%Численность работающих, чел.6664-297%63-198%Производительность труда, млн. руб. (стр. 1/ стр. 2), млн. руб./ чел.76,293,2+17122%154,1+60,9165%Фонд оплаты труда, млн. руб.1410,41707,6+297,2121%3183,9+1476,3186%Средняя заработная плата в месяц, млн. руб./чел.1,7802,223+0,443125%4,212+1,989190%
Из таблицы видно, численность работников за последние три года изменилась в сторону уменьшения. Выручка от реализации в 2010 г. составила 5028 млн. руб., а производительность труда составила 76,2 млн. руб./ чел. В 2011 году численность работников уменьшилась на 2 единицы, но также возросла и выручка от реализации продукции (5965 млн. руб.). Производительность труда в 2011 году увеличилась и составила 93,2 млн. руб./чел. В 2012 году наблюдалась такая же тенденция, несмотря на то, что численность работников сократилась на 1 единицы. Производительность труда составила уже 154,1 млн. руб./ чел. Фонд оплаты труда увеличился на 1476,3 млн. руб., в результате чего увеличилась и заработная плата.
Таким образом, экономическая деятельность ПКУП «СТК» не является убыточной. И проанализировав отчет хозяйственной деятельности по 2010-2021 годам, видно, что уровень прибыли в 2010 г. и 2011 г. остаётся на одном уровне, а в 2012 чистая прибыль значительно увеличилась и имеет тенденции к дальнейшему увеличению.
2.4 Оценка эффективности использования основных фондов
Основные фонды - это часть производственных фондов, которая вещественно воплощена в средствах труда, сохраняет в течение длительного времени свою натуральную форму, переносит по частям свою стоимость на продукцию [3, с. 151]. Анализ эффективности использования основных фондов проведем в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Состояние основных средств и эффективность их использования по ПКУП «СТК» за 2010-2012 гг.
ПоказателиОтчёт за 2010 г.Отчёт за 2011 г.Отклонение к 2010Темп роста к 2010 г.Отчёт за 2012 г.Отклонение к 2011 г.Темп роста к 2011 г.1. Выручка от реализации продукции без налогов, млн. руб.50285965+937119%9710+37451632. Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.220100201008. Численность работников, чел.6664-296%63-198%3. Прибыль от реализации, млн. руб.9551203+248126%1746+543145%4. Фондоотдача3233+110362291875. Фондоемкость0,030,02-0,1660,01-0,01506. Фондовооруженность0,330,28-0,05840,280100
Как видно из таблицы 2.5, эффективность использования основных фондов увеличилась в 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., о чем свидетельствуют следующие тенденции: повышение фондоотдачи с 32 до 33; снижение фондоемкости с 0,03 до 0,02; снижение фондовооружённости с 0,33 до 0,28 млн. руб. Фондовооруженность в ПКУП «СТК» в 2011 году снизилась до 0,28, а в 2012 году осталась на том же показателе. Так на одного работника приходится 0,28 основных средств.
Таким образом, фондоотдача за 2010-2012 гг. значительно возросла при увеличении объема произведенной продукции, и на конец 2012 года составила 62 млн. руб. Фондоемкость за три последних года уменьшилась до 0,01. Это свидетельствует о неэффективном использовании фондов основных средств, а также незначительное их наличие. Фондовооруженность в ПКУП «СТК» в 2011 году снизилась до 0,28, а в 2012 году осталась на том же показателе. Так на одного работника приходится 0,28 основных средств.
Определение предельного уровня прибыли на полный сформированный турпродукт является важной проблемой в сфере туристского бизнеса, где жесткая конкуренция вынуждает использовать ценовые методы борьбы за клиентов [7, c. 220].
2.5 Анализ и оценка результатов хозяйственного и финансового состояния туристского предприятия ПКУП «СТК»
Определение предельного уровня прибыли на полный сформированный турпродукт является важной проблемой в сфере туристского бизнеса, где жесткая конкуренция вынуждает использовать ценовые методы борьбы за клиентов [21].
Рeнтaбeльноcть это отношeниe прибыли к зaтрaтaм, гдe в кaчecтвe прибыли можeт быль иcпользовaнa вeличинa бaлaнcовой, чиcтой прибыли, прибыли от рeaлизaции продукции, a тaкжe прибыли от рaзных видов дeятeльноcти прeдприятия. В знaмeнaтeлe в кaчecтвe зaтрaт могут быть иcпользовaны покaзaтeли cтоимоcти оcновных и оборотных фондов, выручки от рeaлизaции, ceбecтоимоcти продукции cобcтвeнного и зaeмного кaпитaлa и т.д.
По cтруктурe поcтроeния покaзaтeли рeнтaбeльноcти отноcятcя к кaчecтвeнным покaзaтeлям.
Прeдприятиe cчитaeтcя прибыльным, ecли в рeзультaтe своей деятельности, оно покрывает не только затраты на производство турпродукта, но и получает прибыль. В предыдущем подразделе мы показали, что выбранное для исследования предприятие является прибыльным.
Используя систему расчета показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности и данные бухгалтерской отчетности, рассчитаем в таблице 2.6 рентабельность продаж и рентабельность деятельности ПКУП «СТК».
Таблица 2.6 - Показатели рентабельности ПКУП «СТК» за 2010-2012 гг.
ПоказательОтчёт за 2010 годОтчёт за 2011 годОтклонение 2011 к 2010Темп роста к 2010Отчёт за 2012 годОтклонение 2012 к 2011Темп роста к 2011Рентабельность продукции25,8%26,2%+0,4101%22,9%-3,387,4Рентабельность продаж18,9%20,1%1,2106%18%- 2,189%
Для экономического анализа проводится анализ финансового состояния туристской фирмы, которое является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений фирмы и поэтому охватывает всю ее хозяйственную деятельность, предполагает использование ряда абсолютных и относительных показателей, объединенных в несколько групп, иллюстрирующих: 1) динамику состава и структуры имущества; 2) динамику структуры и состава финансовых ресурсов фирмы; 3) финансовую устойчивость компании. [12, с. 98]
Согласно полученным данным можно сделать вывод о том, что турпредприятие имеет положительную тенденцию по увеличению рентабельности продаж туристских продуктов и эффективности работы предприятия в целом, однако рентабельность затрат за 2011 год снизилась на 0,6% в связи с ростом себестоимости.
Таким образом, сделав анализ некоторых данных, можно сказать, что ПКУП «СТК» является платежеспособным и прибыльным, есть тенденции к дальнейшему развитию и увеличению прибыли.
Данные анализа показывают, что в 2010 г. увеличились показатели прибыли предприятия. Чистая прибыль в динамике увеличилась на 11,9 млн. руб. В 2012 г. прибыль от реализации ПКУП «СТК» составила 1746 млн. руб. и по отношению к 2011 г. увеличилась на 155 млн. руб., также произошло изменение и остальных показателей.
2.6 Оценка перспектив дальнейшего развития предприятия
ПКУП «СТК» больше внимания уделяет привлечению новых клиентов, так как непрерывное увеличение числа потребителей является абсолютным законом для каждого предпринимателя. Однако турагентству важно иметь также постоянных посетителей. По результатам зарубежных исследований, приобретение нового клиента стоит в несколько раз дороже, чем сохранение уже имеющегося. Зачастую, даже более низкие цены конкурентов не могут изменить решение постоянного клиента воспользоваться предложением «своей» фирмы, о качестве услуг которой у него сложилось высокое мнение. Более того, довольный потребитель способствует привлечению новых клиентов: родственников, друзей. Поведение фирмы, направленное на сохранение существующих клиентов, резко повышает ее прибыльность, а соответственно и рентабельность. Поведение фирмы на рынке в качестве продавца определяется уровнем ее конкурентоспособности. Известно, что чем более фирма конкурентоспособна, тем более она рентабельна. Фирма не может рассчитывать на успех, удовлетворяя только стандартные запросы потребителей, при условии, что конкуренты могут делать то же самое не хуже. Турфирма «СолигорскТур» должна получить конкурентное преимущество, то есть наделить свой товар свойством, которое делает его более привлекательным для потребителей, чем схожий товар конкурента [22].
Конкурентное преимущество на рынке достигается двумя основными способами: снижением цен или дифференциацией производства. Рост требований к качеству услуги, дифференциация спроса ставят перед предприятием сложную проблему - найти оптимальное соотношение между низкой ценой и разнообразием предлагаемых услуг. В одном случае успеха можно достигнуть путем снижения издержек, а соответственно и цен. Производство и реализация товара должны обходится предприятию дешевле, чем его конкурентам. В другом случае предприятие может предложить услуги, способные лучше удовлетворить запросы потребителей, но требующие более высоких затрат.
При повышении рентабельности предприятия туризма необходимо учитывать специфику туристического продукта, т.к. туристическая услуга имеет достаточно сложную калькуляцию, в которую входит доставка туриста, размещение, питание, экскурсии, медицинские страховки и т.д. При этом необходимо учитывать особенности потребительского спроса, цели и интересы самого потребителя услуг. Перед предприятиями стоит сложная проблема - найти оптимальное соотношение между низкой ценой и разнообразием предлагаемых услуг.
Также одним из путей повышения рентабельности предприятия туризма является широкое использование компьютерных технологий, помогающих ему вести документооборот, бухгалтерский учет и рекламную и сбытовую деятельность.
2.7 Прогнозирование основных показателей хозяйственной деятельности ПКУП «СТК»
В ПКУП «СТК» на текущий год планируются следующие показатели исходя из результатов хозяйственной деятельности предыдущих периодов:
выручка от реализации продукции без налогов - 9361 млн. руб.;
себестоимость производства и реализации продукции - 7615 млн. руб.;
расходы на реализацию - 1523 млн. руб.
Важным для предприятия является также определение точки безубыточности.
BEP=FC/(СП/В)
где BEP - точка безубыточности, FC - сумма постоянных затрат, СП - сумма покрытия, В-выручка.
В течение 2012 года выручка ПКУП «СТК» составила 4680 млн. руб., себестоимость реализованных товаров, работ, услуг + расходы на реализацию - 7750 млн. руб., в том числе постоянные затраты - 1560 млн. руб., а переменные - 3120 млн. руб.
Рассчитаем точку безубыточности для ПКУП «СТК»:
Сумма покрытия определяется как разница между выручкой от реализации и переменными затратами.
Следовательно, сумма покрытия ПКУП «СТК»:
СП=В-З =4680-1560=3120 млн. руб.
Тогда точка безубыточности будет равна:=1560/(3120/4680)= 2228 млн. руб.
Таким образом, при выручке от реализации 2228 млн. руб., ПКУП «СТК» не получает ни прибыли, ни убытков, но покрывает затраты. А для того, чтобы получать прибыль выручка от реализации ПКУП «СТК» должна превышать данную сумму, при меньшей же выручке предприятие будет получать убытки.
Таким образом, ПКУП «СТК» в 2011 году сработал менее эффективно, так как не были увеличены масштабы деятельности предприятия. Это привело к спаду показателей прибыли и уменьшению эффективности использования имеющихся ресурсов.
Показатели платежеспособности находятся на уровне нормативных значений показателей. Однако у предприятия недостаточно собственных средств для покрытия обязательств. Об этом свидетельствуют значения следующих показателей: коэффициент автономии находится на уровне ниже нормативного; коэффициент финансовой зависимости превышает норматив.
Турфирма «СолигорскТур» должна получить конкурентное преимущество, то есть наделить свой товар свойством, которое делает его более привлекательным для потребителей, чем схожий товар конкурента.
При выручке от реализации 23,5 млн. руб. ПКУП «СТК» не получает ни прибыли, ни убытков, но покрывает затраты. А для того, чтобы получать прибыль выручка от реализации ПКУП «СТК» должна превышать данную сумму, при меньшей же выручке предприятие будет получать убытки.
Таким образом, основной целью ПКУП «СТК» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли, для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива, а также интересов участников. В 2012 г. увеличился объем реализации, увеличение полной себестоимости услуг как в сравнении с 2010 г., так и в сравнении с 2011 г., что свидетельствует об увеличении финансового результата. Таким образом, экономическая деятельность ПКУП «СТК» не является убыточной. И проанализировав отчет хозяйственной деятельности по 2010-2012 годам, видно, что уровень прибыли в 2010 г. и 2011 г. остаётся на одном уровне, а в 2012 чистая прибыль значительно увеличилась и имеет тенденции к дальнейшему увеличению. Также одним из путей повышения рентабельности предприятия туризма является широкое использование компьютерных технологий, помогающих ему вести документооборот, бухгалтерский учет и рекламную и сбытовую деятельность. Показатели платежеспособности находятся на уровне нормативных значений показателей. Однако у предприятия недостаточно собственных средств для покрытия обязательств. Об этом свидетельствуют значения следующих показателей: коэффициент автономии находится на уровне ниже нормативного; коэффициент финансовой зависимости превышает норматив. Таким образом, сделав анализ некоторых данных, можно сказать, что ПКУП «СТК» является платежеспособным и прибыльным, есть тенденции к дальнейшему развитию и увеличению прибыли.
Заключение
Главной целью при прохождении преддипломной практики являлся анализ основных экономических показателей работы туристического отдела «СолигорскТур» ПКУП «СТК». В ходе прохождения практики было установлено, что ПКУП «СТК» является конкурентоспособным и прибыльным предприятием. Имеет свой уставный фонд, штатное расписание и действует на основе законодательства Республики Беларусь. Ведёт активную ценовую и маркетинговую политику.
Также проводятся мероприятия по расширению ассортимента предоставляемых услуг. Они направлены, прежде всего, на снижение сезонных колебаний спроса. К ним относятся развитие направлений по событийному туризму (поездки к определенным событиям), горнолыжный туризм.
Руководство турфирмы внимательно следит за качеством обслуживания туристов, поэтому отбирает только опытный и высококвалифицированный персонал для работы в организации.
Также были приведены показатели по основным видам деятельности туристского предприятия, из которых следует, что показатели реализации услуг, полной себестоимости реализации, прибыли от реализации, внереализационных доходов и валовой прибыли постоянно увеличиваются, что свидетельствует об успешном функционировании туристского предприятия. Прибыль с каждым годом растет.
Мотивация сотрудников занимает одно из ведущих мест в управлении персоналом, поскольку выступает причиной их поведения.
В зависимости от характера мотивационной средств у участников вырабатываются так называемые инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая линии поведения. Это явление необходимо учитывать при организации любой деятельности людей.
Направление работников на достижение целей организации является главной задачей руководства персоналом. В результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников, вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства значение мотивации в управлении персоналом более возросло, а так же усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности.
Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициатив работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности.
Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний.
Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов.
Мотивационная среда организации - это условия, которые оказывают влияние на успешную деятельность сотрудников по достижению поставленных целей и задач
Список использованных источников
1Балабанов, И.Т. Экономика туризма: учеб. пособие / И.Т. Балабанов. - М.: финансы и статистика, 2003. - 372 с.
2Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра - М, 2007. - 485 с.
Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - СПБ.: Герда, 2004. - 286 с.
Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие / А.А. Брасс. - Минск.: Соврем. шк., 2006. - 348 с.
Брасс, А.А. Основы менеджмента: Курс лекций. 2-е издание / А.А. Брасс. - Минск.: Академия управления при Президенте РБ, 2004. - 224 с.
Веснин, В.Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.
Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности: учеб. пособие / В.Г. Гуляев. - М.: Нолидж, 1996. - 312 с.
Дурович. А.П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие для вузов / А.П. Дурович. - Минск, 2003. - 378 с.
Ильина, Е.Н. Деятельность туристических агентств. Туристский рынок и предпринимательство / Е.Н. Ильина. - М.: Советский спорт, 2004. - 386 с.
Ильина, Е.Н. Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: учебник для туристских колледжей и вузов / Е.Н. Ильина. - М.: РМАТ, 1998. - 270 с.
Интернет-портал Министерства спорта и туризма [Электронный ресурс] / М-во спорта и туризма. - Минск, 2010. - Режим доступа: http: //www.mst.by. - Дата доступа: 22.11.2013.
Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма / Н.И. Кабушкин. - Минск: Новое знание, 2005. - 436 с.
13Как мотивировать персонал к результативной постоянной работе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.farwatergroup.ru/83.php. - Дата доступа: 22.11.2013.
14Комфорт как ключевой фактор обслуживания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npark.ru/. - Дата доступа: 22.11.2013.
15Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - Москва: Издательство «ДЕЛО», 1997. - 495 с.
16Моисеева, Н.Л. Стратегическое управление туристской фирмой: Учеб. / Н.Л. Моисеева. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 324 с.
Мотивация наемного труда в разных ситуациях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maxtourismalldesc.ru/mark/8.html. ? Дата доступа: 22.11.2013.
18Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие / В.С. Новиков. - 3-е изд. испр. и допол. - М.: Академия, 2010. - 208 с.
Организационная структура управления предприятием [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m48/3.htm. - Дата доступа: 22.11.2013.7.11.2013.
Организация обслуживания на туристском предприятии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mst.by. - Дата доступа: 22.11.2013.
21Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович, [и др.]; под общ. ред. Н.И, Кабушкина. - Минск.: Новое знание, 2003. - 632 с.
Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта: учеб. пособие / О.Ю. Грачева [и др.] под общ. ред. О.Ю. Грачевой. - М.: Дашков и К, 2010. - 276 с.
Понятие качества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/zorin07.htm. - Дата доступа: 22.11.2013.
Психологические механизмы мотивации человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ckct.org.ru/study/ep/ep11-3.shtml. - Дата доступа: 22.11.2013.
25Психологические проблемы мотивации поведения человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.redov.ru/delovaja_literatura/ ? Дата доступа: 22.11.2013.
Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / А.Э. Саак. - СПб: Питер, 2010. -512 с.
27Савина, Н.В. Экскурсоведение: учеб.-практ. пособие / Н.В. Савина. - Минск: БГЭУ, 2007. - 335 с.
28Сергеева, Т.М. Организация туризма: учебно-практическое пособие; Белорусский государственный экономический университет. / Т.М. Сергеева. - Минск: БГЭУ, 2007. - 131 с.
Соболева, Е.А., Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы: Учебно-методическое пособие. / Е.А. Соболева, И.И. Соболев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 280 с.
Совершенствование обслуживания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belarustourism.by/. - Дата доступа: 13.12.2012.
Сухов, Р.И. Организация работы туристского агентства: учеб пособие / Р.И. Сухов. - М.: ИКЦ «МАРТ», 2005. - 294 с.
32Сущность и содержание маркетинга в туризме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.markets-web.ru/study-162-1.html. ? Дата доступа: 22.11.2013.
33Туристические фирмы Солигорского района: [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.soligorsk.by/ru/turizm/firmy - Дата доступа: 22.11.2013.
34Управление персоналом в малом и среднем бизнесе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/kvartalnov_tourism13.htm. ? Дата доступа: 22.11.2013.
Ушаков, Д.С. Экономика туристской отрасли: учеб. пособие. / Д.С. Ушаков. - Растов н / Дону: МарТ, Феникс, 2010. - 446 с.
Функционирование туристского предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viktorova-ts.ru/page79/page25/index.html. ? Дата доступа: 22.11.2013.