Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Экономический факультет
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Московская таможня (Отдел контроля таможенной стоимости)
01.07.2013 г. по 13.07.2013 г.
Тема: «Исследование организационной структуры, основных функций методов управления таможенным подразделением Московской таможни»
Слушатель 2 курса Бочкова Е.Ю.
Руководитель практики
от таможенного органа Бочкова Н.Ю.
Руководитель практики от академии Круглова О.В.
Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Характеристика Московской таможни
.1 Общая характеристика Отдела контроля таможенной стоимости
Глава 2. Исследование организационной структуры, основных функций и методов управления таможенным подразделением Московской таможни
.1 Организационная структура Московской таможни
.2 Основные функции и методы управления таможенными органами
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Я, Шипилова Дария Игоревна, проходила производственную практику в Отделе контроля таможенной стоимости Московской таможни в период с 01.07.2013 г. по 13.07.2013 г.
Целью проведения практики является приобретение профессиональных навыков, закрепление, систематизация и углубление теоретических знаний при исполнении должностных обязанностей инспектора отдела таможни под руководством руководителя практики (без права принятия решения).
Основными задачами практики являются:
) ознакомление со структурой, функциями и задачами конкретного отдела (Отдела контроля таможенной стоимости) таможни, а также с порядком его взаимодействия с другими структурными подразделениями;
) приобретение опыта профессионального применения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Отдела контроля таможенной стоимости;
) приобретение навыков практической деятельности при исполнении должностных обязанностей инспектора отдела контроля таможенной стоимости;
) овладение навыками принятия профессионально-должностных решений, анализа и контроля исполнения принятых решений.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОСКОВСКОЙ ТАМОЖНИ
Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе своей деятельности.
В своей деятельности таможня руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина и Банка России, а также иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела и правовыми актами ФТС России.
В целях совершенствования структуры таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области и реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе таможенного союза в соответствии с приказом ФТС России от 7.11.2008 № 1394 « О создании Московской таможни» была создана Московская таможня 1-ой категории.
Реорганизация таможенных органов, расположенных в Москве, проводилась одновременно с выводом из Москвы таможенного оформления товаров, поступающих автомобильным транспортом. Но за счет того, что в состав таможни вошли специализированные таможенные посты, в компетенцию которых таможенные операции с товарами, поступающими автотранспортом, не входили, сокращение таможенных органов в Москве к увеличению нагрузки на таможенные посты Московской таможни не привело.
До начала деятельности Московской таможни(3 марта 2009 года) предшествовала большая кропотливая работа по подготовке подразделений и органов управления к выполнению своих функций в полном объеме. В результате таможня показала полную готовность решать стоящие перед ней задачи.
Помимо основных задач и функций, стоящих пред ФТС в целом, Московская таможня выполняет специфические функции, связанные с ее компетенцией.
Приоритетными и наиболее важными в деятельности таможни в настоящее время является реализация следующих задач:
·Увеличение сумм взимаемых таможенных платежей пропорционально росту объемов импорта;
·Ускорение и упрощение таможенных операций, особенно на таких значимых направлениях, как оформление МПО, выставочных мероприятий и дипломатических грузов;
·Борьба с недостоверным декларированием и иными правонарушениями в области таможенного дела;
·Усовершенствование системы управления рисками;
·Реализация в полном объеме мер ведомственного контроля за счет проведения на постоянной основе аналитической работы в части компетенции и направления деятельности функциональных подразделений таможни;
·Четкая дифференциация применения форм таможенного контроля по субъектам внешнеторговой деятельности;
·Выработка мер, направленных на сокращения количества дел, по которым судами принимаются решения не в пользу таможенных органов;
·Профилактика и борьба с коррупционными проявлениями в области таможенного дела.
В ходе реорганизации таможенных органов Москвы и Московской области в структуру Московской таможни вошли:
. Выставочный таможенный пост (10129010)
. Московский железнодорожный таможенный пост (10129020)
. Рябиновый таможенный пост (10129030)
. Таможенный пост «Инновационный» (10129040)
. Таможенный пост «Международный почтамт» (10129050)
. Московский таможенный пост (ЦЭД) (10129060)
. Михневский таможенный пост (10129070)
По состоянию на 31.12.2012 года штатная численность таможни составляет 834 единица, фактическая численность личного состава - 726 человек. Укомплектованность Московской таможни - 87,05 %.
1.1 Общая характеристика отдела контроля таможенной стоимости
Отдел контроля таможенной стоимости является структурным подразделением Московской таможни и подчиняется непосредственно заместителю начальника таможни.
Непосредственное руководство деятельностью Отдела осуществляет начальник отдела контроля таможенной стоимости.
Деятельность отдела осуществляется на основе текущего и перспективного планирования, сочетания принципов единоначалия при принятии решений по вопросам служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности должностных лиц отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни и таможенными постами. Документационное и информационное обеспечение отдела, а также мероприятия по обеспечению конфиденциальности информации и режима секретности осуществляются согласно установленному порядку.
К основным задачам отдела относятся следующие:
осуществление мероприятий по обеспечению выполнения таможней, подчиненными таможенными постами и участниками внешнеэкономической деятельности (участники ВЭД) требований законодательства Российской Федерации по вопросам контроля таможенной стоимости, относящимся к компетенции Отдела.
осуществление контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в регионе деятельности таможни, в соответствии с действующим таможенным законодательством Российской Федерации.
осуществление контроля обоснованности принятых решений о таможенной стоимости подчиненными таможенными постами.
Основными функциями и целями отдела контроля таможенной стоимости являются:
.В рамках установленного порядка контроля таможенной стоимости и в пределах сроков, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, отдел осуществляет проверку правильности определения таможенной стоимости:
.1. Первоначально заявленной декларантом при декларировании товаров;
.2. Заявленной декларантом после ее повторного определения в соответствии с другим методом или уточнения ее величины (структуры) в рамках выбранного метода, если таможенный орган принял решение о несогласии с использованием первоначально избранного декларантом метода определения таможенной стоимости и (или) неправильном определении декларантом структуры заявленной таможенной стоимости;
.3. до и после выпуска товаров.
. Осуществляет в пределах своей компетенции мониторинг таможенной стоимости и анализ соблюдения подчиненными таможенными постами и участниками ВЭД таможенного законодательства в области контроля таможенной стоимости.
. Осуществляет мероприятия по реализации системы управления рисками в рамках изданных профилей риска по вопросам контроля таможенной стоимости, относящимся к компетенции отдела, а также проводит работу по анализу данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности отдела.
. Осуществляет ведомственный контроль за решениями, принимаемыми подчиненными таможенными постами или их должностными лицами, а также действиями (бездействием), совершаемыми подчиненными таможенными постами или их должностными лицами по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
. Осуществляет методическое и практическое руководство подчиненными таможенными постами, занимающимися вопросами контроля сведений, заявленных декларантами о таможенной стоимости товаров.
. Взаимодействует в пределах своей компетенции с правоохранительными и налоговыми органами по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
. Рассматривает в пределах своей компетенции письменные обращения физических и юридических лиц, осуществляет прием их представителей по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
. Осуществляет подготовку и представление в ЦТУ, в соответствии с установленным порядком, требуемые статистические и отчетные данные о деятельности таможни по осуществлению контроля таможенной стоимости, относящегося к компетенции отдела.
. Осуществляет в пределах своей компетенции ведение делопроизводства, а также организацию работ по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов по контролю таможенной стоимости.
. Участвует в обучении и приеме квалификационных экзаменов у должностных лиц структурных подразделений таможни, подчиненных таможенных постов по вопросам контроля таможенной стоимости.
. Готовит по запросу правового отдела таможни письменные заключения по жалобам и обращениям организаций и граждан, а также протестам прокуроров в пределах компетенции отдела.
. Выполняет другие функции, возложенные законодательством Российской Федерации, в том числе актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на таможенные органы, по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
Отдел для выполнения возложенных задач и функций имеет право:
получать поступающие в таможню, а также издаваемые таможней и таможенными постами правовые акты и иные документы;
по поручениям руководства таможни представлять таможенные органы в государственных органах в соответствии с установленным порядком при рассмотрении вопросов, относящихся к компетенции отдела;
привлекать с согласия начальника таможни должностных лиц других подразделений таможни для проведения мероприятий отдела в соответствии с возложенными на него функциями;
готовить проекты решений об отмене в порядке ведомственного контроля не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений подчиненных таможенных постов и их должностных лиц по вопросам контроля таможенной стоимости;
принимать любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействий) таможенных постов или их должностных лиц по вопросам контроля таможенной стоимости;
запрашивать в соответствии с установленным порядком и получать от структурных подразделений таможенных органов и их должностных лиц документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на отдел задач и функций;
пользоваться в соответствии с установленным порядком ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных, необходимые для выполнения возложенных на отдел задач;
проводить в пределах своей компетенции проверки подчиненных таможенных постов, участвовать в функциональных проверках, организованных вышестоящими таможенными органами;
принимать участие в подготовке и проведении совещаний и иных мероприятий, проводимых таможней, по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
вносить руководству таможни предложения по направлениям деятельности отдела.
отдел имеет иные права, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
таможенный контроль организационный нормативный
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИООНОЙ СТРУКТУРЫ, ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ МОСКОВСКОЙ ТАМОЖНИ
2.1 Организационная структура Московской таможни
Московская таможня 1-й категории создана в соответствии с приказом ФТС России от 07.11.2008 № 1394 «О создании Московской таможни».
РУКОВОДСТВО МОСКОВСКОЙ ТАМОЖНИ
Ф.И.О.ДолжностьЗваниеПримечаниеВ.П. Клапов С 02.03.2009Начальник таможниГенерал-майор т/сА.М. Павлов С 15.09.2009Первый заместитель начальника таможни по таможенному контролюПолковник т/сИ.Н. Сироткин С 12.08.2010Заместитель начальника таможни (по экономической деятельности)Подполковник т/сА.Е. Тутарев С 08.04.2011Заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельностиПодполковник т/сА.А. Мишанин С 03.02.2010Заместитель начальника таможни (по работе с кадрами)Полковник т/сВ.А. Ламсков С 11.07.2011Заместитель начальника таможни (по тыловому обеспечению)Полковник т/с
По состоянию на 31.12.2012 года штатная численность таможни составляет 834 единица, фактическая численность личного состава - 726 человек. Укомплектованность Московской таможни - 87,05 %.
В настоящий момент в структуре Московской таможни - 7 таможенных постов, 30 отделов, 7 отделений и 5 отдельных должностей.
Таможенные посты Московской таможни:
1.Выставочный таможенный пост101290101.1ОТОиТК № 2 Выставочного таможенного поста101290122.Московский железнодорожный таможенный пост (МЖТП)101290202.1ОТОиТК № 3 МЖТП101290232.2ОТОиТК № 5 МЖТП101290252.3ОТОиТК № 6 МЖТП101290262.4ОТОиТК № 7 МЖТП101290272.5ОТОиТК № 8 МЖТП101290282.6ОТОиТК № 9 МЖТП101290293.Рябиновый таможенный пост101290304.Таможенный пост «Инновационный»101290405.Таможенный пост «Международный почтамт»101290505.1ОТОиТК № 1 таможенного поста «Международный почтамт»101290515.2ОТОиТК № 2 таможенного поста «Международный почтамт»101290525.3ОТОиТК № 3 таможенного поста «Международный почтамт»101290535.4ОТОиТК № 4 таможенного поста «Международный почтамт»101290545.5ОТОиТК № 5 таможенного поста «Международный почтамт»101290556.Московский таможенный пост (ЦЭД)101290607.Михневский таможенный пост101290707.1ОТОиТК № 2 Михневского таможенного поста101290727.2ОТОиТК № 3 Михневского таможенного поста10129073
·Московский железнодорожный таможенный пост (МЖТП) создан приказом ФТС России от 17.12.2008 № 1621. В структуру МЖТП входят 7 ОТОиТК, расположенных на железнодорожных станциях г. Москвы. МЖТП осуществляет таможенные операции с товарами, перемещаемыми через таможенную границу железнодорожным транспортом.
·Таможенный пост Международный почтамт, состоящий из 5 отделов, каждый из которых осуществляет таможенные операции с международными почтовыми отправлениями, экспресс - грузами, печатной продукцией.
Один отдел на территории Почты России, три отдела на территории экспресс - перевозчиков (TNT, DHL), один отдел на территории ОАО «Роспечать».
·Выставочный таможенный пост, осуществляющий таможенные операции с товарами, предназначенными для демонстрации на выставках и других подобных мероприятиях, а также оформление культурных ценностей, не содержащих драгоценных металлов и драгоценных камней. В его состав входит 2 отдела, расположенных на территории ЗАО «Эксповестранс» и ВВЦ.
·Таможенный пост Завод Автофрамос - совместное российско-французское предприятие, которое располагается на территории бывшего завода «АЗЛК» (« Москвич») и осуществляет таможенные операции с комплектующими из Румынии и Франции, используемыми для промышленной сборки автомобилей.
·Рябиновый таможенный пост, исключительно осуществляющий таможенные операции в отношении следующих товаров:
- дипломатической почты иностранных государств, товаров и культурных ценностей, в том числе, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, перемещаемые отдельными категориями иностранных лиц, в отношении которых установлены таможенные льготы;
товаров, на которые в соответствии с установленным порядком выдаются паспорта транспортных средств, паспорта шасси транспортных средств и паспорта самоходных машин;
Так же в область деятельности Рябинового таможенного поста входит продление действия УВТС для российских и иностранных граждан, прибывающих в Москву и Московскую область, и реализует в экспериментальном режиме удаленный выпуск товаров.
·Московский таможенный пост (центр электронного декларирования), который осуществляет таможенные операции при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования.
·Михневский таможенный пост осуществляет таможенные операции со скоропортящимися товарами, перемещаемыми через таможенную границу автомобильным транспортом.
2.2 Основные функции и методы управления Московской таможней
Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала.
Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.
Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.
Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.
В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др.
Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.
Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником.
Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).
Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия - их создает другая функция управления - организация.
Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.
Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.
Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.
Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов.
Реализация функции управления "регулирование" включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.
Сущность функции учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.
Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.
Контроль - это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.
Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.
Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.
Для реализации функции "контроль" требуется выполнить такие управленческие работы как определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля и их реализация.
Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.
Все эти функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.
Таким образом, управление в таможенных органах - это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.
Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.
Методы управления классифицируются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.
По масштабу управленческой деятельности в таможенных органах различают общие и частные методы.
Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы.
Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).
В зависимости от форм. воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.
К методам косвенного воздействия относятся социальные, психологические, экономические и экономико-математические методы.
В процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.
Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов.
В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.
Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.
Нормирование - это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.
Инструктирование - всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.
Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздействия. В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются путем принятия решения ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия и доведения управленческих решений в устной форме.
Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения - их заместители и руководители функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий.
Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.
Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.
Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.
Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления.
К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов.
Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.
Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др. Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.
Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.
Социальные методы управления включают методы социального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стимулирования.
Методы социального воздействия находят отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.
Психологические методы, управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения.
Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодействии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.
Экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования.
Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два аспекта: первый - управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй - управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.
Метод экономического стимулирования базируется на втором аспекте и включает материальное стимулирование, коллективную материальную заинтересованность и экономическую ответственность.
В зависимости от особенностей решаемых задач управления, в таможенных органах могут использоваться те или иные экономико-математические методы, которые делятся на неформализованные, слабо формализованные и формализованные.
Совершенствование методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью. Все методы управления следует изучать, совершенствовать и применять в диалектическом единстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе прохождения практики были изучены, обобщены и систематизированы теоретические знания нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Отдела контроля таможенной стоимости Московской таможни.
Приобретены практические навыки в работе с такими программными средствами как: внутренней электронной почтой, анализ информации, просмотр таможенных документов, справочник ВЭД-Инфо. Во время прохождения практики ознакомился со структурой, функциями и задачами отдела. Закреплены и усвоены знания, полученные в результате изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Также изучил технологию работы отдела, ознакомился с порядком взаимодействия с другими функциональными подразделениями.
Проведен сбор, обработка и анализ материалов, необходимых для выполнения индивидуального задания.
Также была проведена подготовка к итоговому контролю по результатам практики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Таможенный кодекс Таможенного Союза
.Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ»
. Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
4. Приказ ФТС России от 31.01.2011 № 31 «О временном распределении обязанностей между руководителями таможни»
. Приказ ФТС России от 06.10.2010 № 1839 «О совершенствовании структура таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе»
. Приказ ФТС России от 07.11.2008 № 1394 «О создании Московской таможни»