Введение
туризм экономика организационный
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.
Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.
В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате - туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Я прохожу практику в туристической компании Меркун-М. Туристическая компания «Меркун-М» совсем недавно вышла на рынок оказания услуг. Однако на настоящий момент компания привлекает множество клиентов благодаря своему главному принципу «если ты готовишь предложение для клиента, делай его как для себя». Коллектив компании весьма профессионален - это люди, работавшие в сфере туризма не один год, а сейчас решившие заняться самостоятельной деятельностью.
Важным аспектом подхода компании к работе с клиентами является принцип экономии - работники фирмы уверены, что для каждого отпуска можно найти наиболее адекватную цену и лучшее предложение.
Два главных направления работы компании - автобусные экскурсионные туры по странам Европы и организация отдыха в Крыму.
Цель данного отчёта - рассказать о приобретённых учащимся навыках и сообщить о рычагах действия туристической компании Меркун-М с моей стороны.
Задачи:
. Показать действие турфирмы извне.
. Рассказать о приобретённых мною навыках.
. Сделать выводы о прохождении мною технологической практики.
1. Туризм. Организация туристической деятельности
.1 Организационно-правовые основы деятельности туристического предприятия
Хозяйственно-правовая форма предприятия ООО «Меркун-М» - Общество с ограниченной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью «Меркун-М» было основано 18 августа 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью «Меркун-М» директором туристической компании является Мермер Ю.Н.
Общество с ограниченной ответственностью «Меркун-М», является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет обособленное имущество, основные и оборотные средства, самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, другие, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, собственную символику и другие реквизиты.
1.2 Функции и взаимодействие структурных подразделений туристического предприятия
В ООО Меркун-М успешно реализована линейная организационная структура, которая отражает простое содержание системы менеджмента.
К достоинствам линейной организационной структуры можно отнести гибкость и динамичность организации, а также концентрацию управленческого внимания на конкретном рынке с конкретным ассортиментом услуг, что позволяет добиться высокой эффективности менеджмента. Слабая сторона данной структуры обусловлена единоначалием. Руководитель несет полную ответственность как за выбор стратегии предприятия, так и за реализацию отдельных стратегических задач. По мере роста предприятия это может привести к кризису руководства. Возможным вариантом совершенствования существующей организационной системы может стать большее разделение труда и выделение менеджеров, специализирующихся на отдельных функциях. Однако такое разделение труда стоит осуществлять в случае значительного роста компании. На данный момент реализация данного предложения является нецелесообразной, ввиду небольшого количества сотрудников турфирмы, поэтому линейная организационная структура на данном этапе развития туристского предприятия является пока единственно возможной с рациональной точки зрения.
Основной принцип - любую программу делать, как для себя. Клиент не должен переплачивать экономике Европы и Крыма там, где можно сэкономить.
1.3 Направления экскурсионной и туристической деятельности предприятия
Меркун-М занимается выездным туризмом.
Выездной туризм характеризуется организацией отдыха в пансионатах Крыма, а так же экскурсионными маршрутами по городам. Меркун-М, благодаря нашим отечественным туристам туристическая компания начала заниматься такими курортами как: Курортное, Коктебель, Феодосия, Затока.
Одним из популярных мест среди туристов является Отузы.
Отузскую долину окружают одни из самых прекрасных гор в Крыму, обрывающихся местами в скалы и падающими в морские волны. Море на побережье поселков становится теплым очень рано, в мае, и остается таким до октября. В летние месяцы средняя температура воды приближается к +28°С. Метеорологи утверждают, что здесь действуют правильно выраженные бризы, - это означает, что даже в самый жаркий день радушное солнце Отузской долины смягчается нежной прохладой морского ветерка.
Возникший в начале XX века курорт называли Нижний Отуз или Приморские Отузы по впадающей в этом месте в море реке Отуз и расположенному в трёх километрах выше по долине селу Отуз (Щебетовка).В 1945 году во время массовых переименований в Крыму курорт получил название Крымское Приморье, а в 1978 году имя Курортное и статус посёлка городского типа. Курортное расположено на берегу Чёрного моря и является курортным посёлком (откуда и происходит название населённого пункта).
Кроме этого туристическая компания «Меркун-М» предлагает и другие курорты. Например, туристическая компания недавно предлагала очень интересный и не дорогой тур в Затоку на майские праздники. Такой тур очень заинтересовал молодых людей.
2. Организация туризма
.1 Планирование и организация туристических услуг
Туристический продукт - это результат общественного труда в виде туристических услуг, удовлетворяющих те или иные потребности туристов и подлежащих оплате с их стороны. Соответственно, туристическая услуга - результат деятельности по удовлетворению потребностей потребителя. К туристическим услугам относят услуги туроператора, услуги турагента, экскурсионные услуги, услуги, используемые при организации самодеятельного туризма.
Туристские услуги, оказываемые потребителям организациями или индивидуальными предпринимателями, включают:
услуги туроператора по организации внутреннего, выездного, въездного туризма;
услуги турагента;
отдельные услуги туроператора и турагента;
услуги при самодеятельном туризме;
экскурсионные услуги.
Проектирование туристической услуги проходит в несколько этапов:
)установление нормируемых характеристик;
)установление технологии процесса обслуживания туристов;
)разработка технологической документации;
)определение методов контроля качества;
)анализ проекта и предоставление его на утверждение.
Необходимо отметить, что туристическая услуга и туристический продукт отличаются друг от друга. Туристическая услуга может быть куплена и потреблена только на месте производства. Она не подлежит сохранности. Туристический продукт можно купить в туристической фирме, но потреблен он может быть только на месте производства туристической услуги и нигде более. Это значит, что момент покупки и момент потребления услуги не совпадают.
На этапе разработки замысла тура определяется, на какой сегмент рынка этот продукт или услуга рассчитаны, какие услуги необходимо включить в основной пакет, какой сезон будет более благоприятным для продвижения тура. Замысел туристического продукта - уже проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя атрибутами. Существует три группы таких атрибутов. Первая соответствует нуждам и запросам потребителя (например, возможность выйти в Интернет из гостиничного номера гостиниц делового назначения). Ко второй группе относят так называемые количественные атрибуты: количественное улучшение каких-либо параметров. Входящие в третью группу атрибуты должны вызывать у клиентов фирмы чувство восторга, и называются они сюрпризными.
В завершение, тур проходит экспериментальную проверку. Такая проверка необходима, чтобы знать реакцию потребителей на новинку.
Проверяется тур до того, как попадает на рынок, а, значит, клиенты еще даже не подозревают о существовании нового продукта и, уж тем более, не могу его опробовать. Поэтому для экспериментальной проверки используют рекламные или стади-туры, а также пробные продажи.
Рекламные туры предназначены для определенных целевых аудиторий. В первую очередь это представители туристических агентств, так как впоследствии именно эти сотрудники будут продавать новый туристический продукт. Также к участию в рекламных турах привлекаются представители средств массовой информации и авторитетные, знаменитые личности. Рекламные туры преследуют такие цели, как информирование масс о появлении продукта-новинки, а также демонстрация его преимуществ. В основном, именно рекламные туры использует туристическая фирма «Пегас туристик».
В стади-турах участвуют сотрудники службы продаж туроператора и представители турагентств. Такие туры дают сотрудникам возможность изучить технологию предоставления услуг их производителями, оценить их работу лично.
Пробные продажи - более эффективная форма экспериментальной проверки продукта. Новый тур начинают продавать до начала массовых продаж реальным покупателям. Это небольшая группа потребителей, которые, как правило, являются постоянными клиентами компании. Пробным продажам уделяется огромное внимание, так как в результате компания получает отзывы клиентов и может исправить все недочеты до того, как наступит этап массовых продаж.
После проверки тура, компания начинает его активное продвижение. Достигается оно во многом благодаря использованию рекламы. Это может быть реклама на телевидении, радио, в печатных изданиях. Также эффективным методом продвижения туристического продукта является личная продажа, при которой специалист по туризму ведет личную беседу с покупателем, рассказывая ему о достоинствах и преимуществах данного направления, убеждая его приобрести туристический продукт.
В некоторых случаях используются также стимулирование сбыта и связи с общественностью (PR). Стимулирование сбыта подразумевает предоставление всевозможных скидок, организацию бесплатных поездок для работников туристических фирм, проведение различных акций и розыгрышей.
Связи с общественностью преследуют одну общую цель: создание и поддержание доброжелательных отношений между организацией и общественностью.
2.2 Страхование в туризме
Страхование туристов - это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их туристских поездок, путешествий, шоп-туров и др. Оно относится к рисковым видам страхования.
Особенности страхования в туризме:
vриск;
vкратковременность (не более 6 месяцев);
vбольшая степень неопределенности времени наступления страхового случая и величины возможного ущерба.
Виды страховых рисков для туристов:
vострые внезапные заболевания;
vнесчастный случай;
vпропажа багажи и иного имущества;
vотсутствие снега на горнолыжных курортах;
vневозможность выезда в оплаченный тур;
vзадержка самолета или другого транспорта при выезде - въезде;
vневыдача визы;
vплохая погода;
vнепредоставление или неполное предоставление услуг.
Страховые риски, присущие турфирмам:
финансовый;
имущественный;
гражданской ответственности по договору с туристом.
Под страхованием туристов, выезжающих за рубеж, обычно подразумевается добровольное медицинское страхование на случай внезапного заболевания или телесных повреждений, полученных туристом в результате несчастного случая, произошедшего во время пребывания за границей. Однако, кроме медицинской, туристам иногда приходится обращаться за другими видами помощи: юридической, технической, административной и т. п.
В силу этого отечественные компании, продающие полисы зарубежного страхования, сейчас все больше заключают договоры с иностранными страховыми компаниями-ассистанс, специализирующимися на предоставлении туристам комплекса сервисных услуг: от обмена проездных билетов и продления выездных виз до транспортировки, ремонта транспортных средств, репатриации на родину останков погибшего (умершего) туриста.
По договоренности с партнером страховщик определяет объем страховых услуг, а предоставление их обеспечивает компания-ассистанс. Расчеты между партнерами производятся как между перестрахователем и перестраховщиком.
Правоотношения туристов со страховыми организациями (страховщиками) оговариваются в условиях страхования на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой организацией индивидуально по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департаментом страхового надзора) в рамках общих правил страхования и действующего законодательства.
Основные виды страхования в туризме:
) медицинское - страхование жизни и здоровья туриста;
) имущественное - страхование багажа, фото и видеоаппаратуры, личного автотранспорта и иного личного имущества туриста, а также имущества турфирм;
) гражданской ответственности - страхование ответственности туристов, владельцев транспорта, отелей, турфирм и других субъектов туризма.
Страхование бывает добровольным и обязательным, индивидуальным и групповым. Обязательное страхование осуществляется в силу закона страны пребывания. Медицинское страхование при выезде в некоторые страны является непременным условием получения визы.
На сегодняшний день существуют две формы страхового обслуживания туристов:
vкомпенсационная;
vсервисная (ассистанс).
Компенсационное страхование предусматривает оплату самим путешественником всех медицинских расходов и возмещение их лишь по возвращении на родину, что, как правило, неудобно, так как вынуждает туриста иметь при себе значительный денежный запас на этот случай.
При сервисном туристском страховании, заключив договор со страховой компанией, достаточно позвонить в одну из указанных диспетчерских служб, сообщить номер своего полиса, фамилию и потерпевшему будет оказана необходимая помощь.
Страховой полис - обязательный документ при турпоездке. Большинство стран мира не выдаёт визы без наличия специального страхового полиса (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Дания, Испания, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция, США).
Страховой полис как документ, гарантирующий оплату необходимого медицинского обслуживания при наступлении страхового случая, обязательно содержит номер телефона фирмы-партнёра, по которому можно обратиться за помощью, информацию о страхователе, страховщике, условиях, стоимости страховки и освобождения от (ответственности) обязательств компании в случае войны, ядерных взрывов, дорожных аварий, хронических заболеваний и т.д.
При организации туров туроператоры сотрудничают со страховыми компаниями. Страховой взнос входит в стоимость путёвки. Его величина зависит от тарифа. Существуют четыре разновидности тарифов, которые основываются на:
vусловиях посольств, которые могут определить минимальную величину страховой суммы, например, для Западной Европы это примерно 30 евро;
vколичестве человек в группе (возможны скидки от 5 до 20%);
vвозрасте (старше 60 лет страховая сумма может быть увеличена в два раза).
Страхование туристских организаций имеет свои особенности:
. Объектами страхования могут быть в основном имущественные интересы, связанные с пользованием и распоряжением имуществом, а также с возмещением страхователем (турагентством, туроператором, турфирмой), по вине которого был причинен вред личности, имуществу физического лица (туриста) или имущественным интересам юридического лица (другой туристской фирме, туроператору и др.).
. Участники международных туристских отношений подвергаются разнообразным рискам, связанным с изменением цен на услуги после заключения контракта, со злоупотреблениями или хищениями валютных средств (выплатами по поддельным авизо, банкнотам, чекам, пластиковым карточкам и др.), с неплатежеспособностью туроператора, его контрагентов, неустойчивостью валютных курсов, инфляцией и др. Все перечисленные риски должны быть объектами страхования туристских организаций.
. Страхование предпринимательских рисков направлено на защиту предпринимателей от возможных непредвиденных негативных обстоятельств и факторов, мешающих достижению намеченной цели (получению прибыли).
Основной целью предпринимательской деятельности являются получение максимальной прибыли, увеличение капитала, вложенного в дело. В связи с этим важное значение приобретает страхование на случай возможной потери ожидаемой прибыли или недополучения планируемого дохода. Страховые взносы определяются на основе тарифов.
Страховой тариф (тарифная ставка) представляет собой ставку взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. В качестве единицы страховой суммы в отечественном страховании принимают 100 денежных единиц (д. ед.).
Главное назначение тарифной ставки - это оптимально оценить величину страхового взноса, уплачиваемого страхователем страховщику за оказываемые им услуги.
Страховые тарифы по добровольным видам страхования рассчитываются страховщиками самостоятельно в рамках действующего законодательства. Размер тарифа определяется в договоре по соглашению сторон.
Основная цель при исчислении страховых тарифов состоит в необходимости покрытия вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы. Если тарифная ставка достоверно отражает вероятный ущерб, обеспечивается необходимая раскладка ущерба между страхователями, т. е. страховой тариф представляет собой критерий резерва, который гарантирует безубыточное или рентабельное ведение страховой деятельности. Как правило, страховщик стремится решить двоякую задачу - при минимальных тарифах, доступных для широкого круга страхователей, обеспечить значительный объем страховой ответственности.
Таким образом, тарифная ставка определяет, сколько денег каждый из страхователей должен внести в фонд страховщика с единицы страховой суммы, чтобы наличия собранных взносов было достаточно для выплат, предусмотренных договором страхования.
Туристической компании Меркун-М заключен договор со страховой компанией Такс.
Акционерное общество «ТАСК» было создано в 1991 году с целью оказания услуг по страхованию. Основными учредителями компании стали Белорусская железная дорога и БПС-банк.
Сегодня страховая компания «ТАСК» - это лидер на рынке страхования в Беларуси. Компания предлагает страхование для самых разных случаев, доступны более 30-ти видов обязательного и добровольного страхования, как для частных лиц, так и для корпоративных клиентов. Приоритетными направлениями работы в компании считают автострахование и страхование имущества.
2.3 Туристические формальности. Международное сопровождение туристических услуг
Паспортно-визовые формальности - это формальности, связанные с соблюдением правил пересечения границ государств и пребывания на их территории.
Паспорт является официальным документом, удостоверяющим личность гражданина. В нем содержатся сведения о поле, возрасте, месте рождения и жительства, гражданстве. Заграничный паспорт выдается в ряде государств, в том числе и в Беларуси. Помимо заграничных паспортов в отдельных случаях могут использоваться:
vдипломатические, служебные, консульские паспорта;
vпаспорт (удостоверение личности) иностранца или лица без гражданства, выдаваемый иностранному гражданину, постоянно проживающему в государстве;
vсемейные паспорта на мужа и жену (с детьми или без детей);
vпаспорт (удостоверение личности) ребёнка, паспорт моряка и ряд других.
При утрате туристом за границей своего загранпаспорта ему выдаётся временный документ, удостоверяющий личность и дающий право туристу на возвращение на родину. Этот документ выдаётся белорусским консульством в стране пребывания.
Для въезда в другое государство при наличии действительного заграничного паспорта, если с этим государством нет соглашения о безвизовых поездках, требуется соответствующее разрешение страны въезда - виза. Для получения визы российские граждане обращаются в посольства соответствующих государств в Минске или в консульское учреждение страны въезда при условии, что место жительства выезжающего входит в консульский округ этого консульства.
Виза (лат. visa, мн.ч. от visum - просмотренное) - это специальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через его территорию. Разрешение может быть проставлено в паспорте или представлять собой отдельный документ (например, групповая туристская виза). Основанием для выдачи туристской визы является согласие принимающей туристской фирмы предоставить туристу обслуживание по согласованному маршруту и в подтвержденные сроки, а также вызовы-приглашения для посещения родственников и знакомых или поездок с деловыми целями. Визы бывают:
vодноразовые и многоразовые, индивидуальные и групповые;
vстуденческие;
vвъездные;
vтранзитные;
vвыездные, шенгенские и др.
vТуристская виза - это отметка в паспорте дипломатическими представительствами иностранных государств, дающая право его владельцу на временный въезд на территорию государства, выдавшего ему визу, с целью туризма и отдыха.
vВ зависимости от приглашения различаются также следующие виды виз: деловая, частная, туристская, рабочая.
vДеловая виза (бизнес-виза) выдается при оформлении приглашения организацией (иностранным юридическим лицом) организации (визополучателю) другого государства на конкретного работника этой организации с указанием цели и сроков пребывания.
vЧастная виза выдается при оформлении приглашения частным лицом (гражданином иностранного государства) частному лицу (визополучателю) другого государства. Приглашение оформляется в местном органе власти.
Туристская виза выдается на время, указанное в турпутевке, ваучере, приглашении на участие в семинаре, спортивном мероприятии и т.д.
Рабочая виза предоставляет право работы по найму за рубежом. Помимо перечисленных существует еще один вид виз - транзитная. Транзитная виза предоставляет визополучателю право проезда через третью страну в страну основного пребывания. Она выдается на определенное количество часов посольством третьей страны после получения основной визы. Например, гражданин следует в Германию поездом и проездом через третью страну. После получения германской визы им подаются документы в посольство этой страны (например, Польши) для получения транзитной визы.
Для получения визы, как правило, заполняются визовые анкеты (с фотографией) и платятся консульские сборы. В некоторых случаях (например, при поездке в Англию, США) заявитель может быть приглашен в консульство на собеседование.
Минимальный срок обращения за визой зависит от межгосударственных соглашений, сложившейся практики, вида паспорта, целей поездки и ее продолжительности. Ряд туристских фирм имеет разрешение (референс) на консульское обслуживание туристов. Однако наличие визы не дает гарантии совершения поездки. Ряд государств (США, Швеция и др.) требует от иностранных туристов иметь при себе обратный билет и финансовые средства, достаточные для пребывания в стране в течение указанного срока.
Турфирмы при оформлении виз для своих клиентов сталкиваются с широким кругом проблем, которые условно можно разделить на три группы. Первая связана с организацией работы зарубежных консульств и их сотрудников, вторая - с требованиями к процедуре оформления виз, устанавливаемыми министерствами иностранных и внутренних дел соответствующих стран и являющимися нормативными для консульств. К ним в первую очередь относятся список необходимых документов, порядок их приема и рассмотрения, сроки оформления виз, порядок аккредитации тур-фирм, виды выдаваемых виз и т.д. Третья группа проблем - государственное регулирование вопросов, связанных с получением выездных виз с белорусской стороны.
В данном году туристическая компания Мерпкун-М занимается Украиной.
2.4 Информационно-техническая поддержка оказанию туристических услуг
В своей работе ООО Меркун-М использует следующие информационные технологии:
)Интернет;
2)Consultant +;
3)MicrosoftWindows;
)программыMicrosoftOffice;
5)Microsoft Internet Explorer, Opera;
)1S;
7)Skype
8)Business info
)Мастер-тур
Фирма Меркун-Миспользует в своей деятельности технологии, позволяющие автоматизировать внутреннюю деятельность фирмы. Сюда можно отнести справочные базы данных (клиенты), электронные каталоги, формирование документов, учет платежей, формирование бухгалтерской отчетности и многое другое.
На продвижение туристического продукта фирмы информационные технологии также оказывают непосредственное влияние. Важную роль здесь играет Интернет. На сегодняшний день все чаще туристические компании делают рассылку своих программ для скорейшего и более эффективного их продвижения.
Также необходимо отметить, что в настоящее время в сети Интернет функционирует сайт фирмы Мерку-М:www.merkun-m.by, где предоставлена информация о самой организации и предлагаемых турах.
3. Организация экскурсионного обслуживания
.1 Экскурсионные услуги туристической организации
ООО Меркун-М занимается различными видами туризма и поэтому предлагает широкий спектр экскурсионных услуг с учётом дифференцированного подхода.
Термин «дифференциация» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференциация экскурсионного обслуживания решает следующие задачи: способствует максимальному удовлетворению разносторонних запросов экскурсантов; повышает качественный уровень и эффективность всей экскурсионной деятельности.
Дифференциация экскурсионного обслуживания осуществляется с учетом следующих признаков:
·возраст;
·род занятий;
·вид досуговой деятельности;
·форма обучения;
·место проживания.
Дифференциация экскурсионного обслуживания с учетом указанных признаков дает возможность варьировать тематикой экскурсий с учетом запросов и интересов различных категорий участников экскурсии.
Экскурсионный маршрут представляет собой путь следования экскурсионной группы. Необходимо стремиться сделать его компактным, чтобы не допускать слишком длинных проездов или проходов между объектами показа. Их время не должно превышать 10 - 15 мин. При разработке маршрута следует избегать повторных проездов по одной и той же улице или мимо одного и того же экскурсионного объекта. Разработка маршрута заканчивается составлением схеме маршрута экскурсии.
3.2 Организационно-правовое, документальное обеспечение экскурсионного обслуживания
ГОСТ 28681.2-95 настоящий стандарт устанавливает обязательные и рекомендуемые требования к качеству туристских услуг, оказываемых туристскими предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Говоря о порядке и условиях прохождения профессиональной аттестации экскурсоводов, то их определяет постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2007 г. № 895 «Об утверждении положений о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков, и о порядке ведения Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь».
К должностным обязанностям экскурсовода относят сбор и изучение материалов и документов, архивов, разработка техники экскурсионных рассказов, отработку методов показа, знание языка жестов и психологии.
К обязанностям руководителя туристической группы относят знание программы и услуг, предоставляемых туристам в пункте прибытия, оформление приезда и отъезда группы, сообщение в фирму о форс-мажорных обстоятельствах, давать путевую информацию во время следования по маршруту.
По окончании тура руководитель туристической группы ставит свою подпись, дату и время на путевом листе водителя автобуса, что служит отчетом для водителя о совершенной поездке.
3.3 Сбор и изучение материалов об объектах экскурсионного показа (исторических, краеведческих, архитектурных, культурных, дополнительных)
Создание новой экскурсии проходит в два этапа: разработки и проведения.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.
Подготовка экскурсии проходит в три этапа: предварительная работа (подбор материалов), непосредственная разработка (составление маршрута, написание экскурсионных текстов, объезд маршрута, разработка технологической карты) и заключительный этап (защита экскурсии на маршруте).
Работа над экскурсией также подразумевает определение ее цели, то есть необходимо определить, зачем нужна эта экскурсия потребителям. Это может быть воспитание патриотизма, знакомство с историей, архитектурой, а также с историческими, политическими, творческими личностями. На основании цели ставятся задачи экскурсии, которые должны помочь достичь целей путем раскрытия ее темы.
Еще одним необходимым для разработки новой экскурсии аспектом является выбор темы, который отражается и в названии. Тема нужна для того, чтобы объединить под собой подтемы экскурсии.
В ходе разработки новой экскурсии используются различные источники: книги, брошюры, статьи, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Параллельно с этим составляется список используемых материалов.
Для правильной подготовки экскурсии необходимо составить технологическую карту экскурсии.
Технологическая карта экскурсии - это итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии. В ней указываются тема, цель, задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов.
Кроме того, технологическая карта экскурсии представляет собой основной документ, который требуется при сертификации туристско-экскурсионной организации, претендующей на ведение экскурсионной деятельности.
3.4 Разработка индивидуальных и изучение контрольных текстов экскурсий
Текст экскурсии - это материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию.
Основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст. Он составляется на основе контрольного.
Контрольный текст един для всех экскурсоводов. Он создается в момент подготовки экскурсии. Как правило, контрольные тексы объемны, в их много фактов, дат, имен. Однако этот текст не предназначен для заучивания. На его основе каждый экскурсовод, который подтвердил возможность заниматься данным направлением, создает свой собственный, индивидуальный текст. Этот вариант экскурсии гораздо короче, нежели контрольный. Индивидуальный текст отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем.
У каждого экскурсовода свой текст, но по сути тексты дублируют друг друга, так как писались на основании одного источника. Различными будут только слова, фразы, выразительные средства. Каждый экскурсовод индивидуален, у каждого свои предпочтения в преподнесении материала.
Заключение
Итак, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что по прогнозам специалистов и в наступающем третьем тысячелетии рост туристической индустрии будет необратим и быстрые темпы развития данной отрасли мировой экономики будут сохраняться. И это вполне объяснимо, особенно учитывая тот факт, что на данном этапе своего развития человеческое общество трансформировалось из общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени», поэтому путешествия и туризм для огромного количества жителей нашей планеты стали категориями важными. Незаменимыми и неотъемлемыми от самых необходимых условий жизни.
В то же время спрос на туристические услуги будет претерпевать некоторые изменения, что связано с появлением нового типа потребителя на рынке туризма. Турист будущего высоко информирован и образован, он очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален, он стремится жить полной жизнью и получить от этой жизни массу всевозможных впечатлений, он избалован изобилием предлагаемых ему товаров и услуг, он непостоянен и жаждет разнообразия, удовольствий и развлечений.
В целом же, по мнению специалистов, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом Европа останется самым важным и популярным регионом, привлекающим туристов и путешественников. Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион обойдут американский континент и займут второе место. Россия также займет свое место в индустрии международного туризма, а именно к 2020 году будет уступать по своей популярности у туристов и путешественников лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии.
Таким образом, туризм XXI века - это прежде всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристических товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего - это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъектуры туристического рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста. Это компетентность и профессионализм в организации производства, продвижения и реализации туристических продуктов и услуг.
Список использованных источников
1. А.П. Дурович. Организация Туризма. 320 стр. ISBN, Санкт-Петербург, 2009.
. А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М Сергеева. Организация туризма. 632 с. Новое знание, Минск, 2003.
. В.С. Сенин. Организация международного туризма. 400 с. Финансы и статистика, Москва, 2005.
. Н.Л. Безрукова. Круизный рынок: современное состояние и развитие. 160 с. Финансы и статистика, Москва, 2010.
. Р.Я. Вакуленко, Е. А. Кочкурова. Управление гостиничным предприятием. 320 с. Логос, Москва, 2008.
. Официальный информационный порталhttp://www.otpusk.by/[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.otpusk.by/ - Дата доступа: 05.05.2013.
. Официальный информационный портал http://vp.by/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vp.by/vp-firm_1563.htm - Дата доступа: 08.05.2013.
. Официальный информационный портал http://vp.by/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vp.by/vp-visas.htm - Дата доступа: 03.05.2013.
. Официальный информационный портал http://www.tio.by/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tio.by/pro/news/20222 - Дата доступа: 01.05.2013.