Место прохождения:
МОУ СОШ п. Тельма
Усольского района
Иркутской области
Введение
Педагогическая практика является завершающим этапом изучения комплекса педагогических дисциплин.
Цель педагогической практики - овладеть определенными навыками и приемами основных направлений педагогической деятельности и реализовать на практике теоретические знания, полученные в процессе изучения блока педагогических и практических дисциплин, в реальных условиях преподавания в школе.
Для достижения данных целей в качестве базы практики была выбрана средняя общеобразовательная школа п.Тельма. В этой школе работают высокопрофессиональные педагоги. Также в школе применяются новые и нетрадиционные для нашего образования методы обучения. В школе работает 38 педагогов. Количество учащихся-409.
В МОУ шестидневная учебная неделя, урок истории проводится 2 раза в неделю. Уроки проходят в две смены (с 8.00), длительность урока 45 минут.
Школа оснащена: кабинетами – 37, вычислительный центр- 1, актовый зал-1, спортивный зал – 1, библиотека - 1.
Урок является основной формой организации учебного занятия.
Кабинеты в школе разделены по предметному признаку, т.е. кабинет физики, химии, математики и т.д. Каждый из кабинетов в достаточной степени оснащен необходимым оборудованием в зависимости от специализации, а также предметной и методической литературой, наглядными пособиями.
Занятия по физической культуре проводятся в хорошо оборудованном спортивном зале. Здесь также после уроков работают спортивные секции по футболу, баскетболу, спортивной аэробике, проводятся ежегодные школьные олимпиады.
Для обеспечения учащихся и преподавателей необходимой учебной, а также дополнительной и художественной литературой в школе работает библиотека.
В послеурочное время в школе работают кружки и секции различных направлений: художественный, музыкальный, литературный и спортивные секции и т.д., руководителями которых являются как штатные учителя, так и выпускники школы.
С целью повышения уровня преподавания в школе проводятся “открытые уроки”, которые посещаются коллегами-учителями. Дается оценка проведенному занятию, отмечаются положительные моменты, а также даются рекомендации по дальнейшему усовершенствованию методики преподавания. Педагогический коллектив школы не стоит на месте и постоянно внедряет новаторские идеи в области форм обучения: чтение факультативов и спецкурсов по дополнительным дисциплинам и т.д., среди учеников ежегодно проводятся учебные олимпиады, конкурсы (творческие и спортивные).
Подводя итоги выше сказанного, можно отметить, что в данной средней школе создана хорошая база для успешного осуществления процесса обучения и его дальнейшего совершенствования.
Этапы подготовки к урокам
Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка — это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, написание целого сценария или педагогического произведения, оформленного в поурочный план (краткий или развернутый), простой или опорный конспект урока, проект.
Поурочный план — это не только рациональная конструкция урока (хотя и она немаловажна), но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средство экономии времени и сил.
Проект - это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее.
При планировании урока, а именно: целеполаганию; отбору содержания учебного материала; выбору методов обучения, излагающих и эвристических; проведению инструктажа по выполнению домашнего задания и многому другому.
При подготовке поурочного плана я руководствовалась следующими принципами:
Определить учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумать, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
3. Изучить методические пособия к проведению урока.
4. Серьезно продумать методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
5. Не забыть, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
6. Решить, какие умения и навыки будут отрабатываться на данном уроке.
7. Все ли отработано из повторения для более глубокого изучения
усвоения нового материала.
8. В плане четко отразить методы, приемы, средства обучения, композицию урока.
9. Не забыть о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
10. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
Типы уроков
Все уроки можно делить на уроки:
изучения нового материла (1 тип);
совершенствования знаний, умений , навыков (2 тип);
комбинированные (3 тип);
контроля и коррекции знаний, умений , навыков (4тип)
Главное содержание 1-го типа- изучение нового материала. Важнейшая "дидактическая цель такого урока — добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, формирование системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности .
Основным содержанием 2-го типа урока является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирование умений и навыков, контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умении и навыков.
Третий тип урока — комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков.
Контрольные уроки 4-й тип служат для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.
Требование к уроку
Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
- определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
Методы и средства, используемые на уроках
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
Методика формирования временных представлений;
Методика формирования локальных представлений;
Методика формирования исторических понятий;
Изобразительная наглядность и методика работы с ней на уроке истории.
Средства обеспечения освоения дисциплины
Учебно-методические средства: программа дисциплины, методические рекомендации для учителей, вопросы, задания для самостоятельной работы.
Материально-технические средства обучения дисциплине:
Наглядные пособия (графические и печатные): а) демонстрационные пособия (таблицы, схемы, графики, диаграммы, меловые чертежи); б) пособия на основе раздаточного материала (карточки с заданиями и задачами); в) учебные пособия, нормативные документы, и др.
3. Информационно-технические средства обучения (компьютер).
4. Аудиторное оснащение (доска, мел и т.д.).
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Библиотечные фонды и кабинет с мультимедийным оборудованием.
Формы уроков
Формы организации учебного процесса :
Уроки;
Лекции, семинары, практикумы, консультации;
Занятие по выбору;
Олимпиады и конкурсы;
Предметные недели;
Открытые уроки;
Проведение нестандартных уроков по истории.
В настоящее время традиционные формы обучения истории немножко устарели. Чтобы заинтересовать учащихся чаще использую нестандартные уроки или включаю элемент на традиционном уроке.
Выбор формы нестандартных уроков зависит от возрастных особенностей учащихся, от уровня их подготовки, информированности, взаимопонимании учителя с учащимися.
Особое место в системе организационных форм и приемов обучения истории принадлежит учебным играм. Использование игр создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивают интеллектуальную и эмоциальную сферу учащихся. Для результативности игра важным элементном является создание обстановки, оформление, наглядность и т.д.
Форма игровых уроков:
Урок – соревнование
Брейн – ринг
Что? Где? Когда?
Угадает историческую личность
Проблемные игры
Сюжетно – ролевые игры и т.д.
Исторический аукцион.
Учебно-методический комплекс
В педагогической практике встречаются разные интерпретации понятий «учебно-методический комплект» и «учебно-методический комплекс».
Учебно-методический комплект (УМК) – это набор учебной продукции для одного класса по определенному предмету, объединенный единой содержательной композицией и предназначенный для разных целевых аудиторий (учитель, ученик). Центральным элементом УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия и т. д.).
Учебно-методический комплекс представляет собой совокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательной программы. Можно высказать предположение, что целостный учебно-методический комплекс по истории представляет собой совокупность авторских учебно-методических комплектов, подготовленных разными издательствами.
Программно-методическое обеспечение предмета истории и обществознания УМК
Кл | Программа | Учебники | Методические рекомендации | Рабочие тетради | Атласы и контурные карты | Проектные образцы стандартов |
11 | «История Отечества. XX – начало XXI века» (авторы С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т. Загладина) | «История Отечества. ХХ – начало ХХI века» (авторы Н.В.Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; издательство «Русское слово»), | «Тематическое и поурочное планирование по истории России XX - начала XXI в. 11 класс. К учебнику Н.В. Загладина» Информационная поддержка на сайте http:// history.standart.edu.ru Данилов, А.А. История России. 1945-2008: 11 класс: методическое пособие / А.А.Данилов. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с. Отечественная история в схемах, таблицах, определениях: учебное пособие / Л.Н.Гончаренко и др. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-та, 2008. - 474 с. | - | + | + |
11 | «Человек и общество: Обществознание: 10-11 классы: В 2 ч.»; (авторы Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Аверьянов Ю.И.) | пособия «Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы: В 2 ч.». пособия «Школьный словарь по обществознанию: 10-11 классы»; сборник «Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»; 10 – 11 классы»; (авторы Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Аверьянов Ю.И.) | + | - | + |
Разработка урока Истории России
«Гражданская война — величайшая трагедия в истории России ХХ века»
Гражданская война. Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Гражданская война в отличие от обычных межгосударственных войн не имеет чётких границ, в ней нельзя провести линию фронта. В Гражданской войне на первый план выходят классовые отношения, оттесняя все остальные. Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, отодвигаются на задний план, уступая место принципу “Кто не с нами, тот против нас”. В период Гражданской войны борьба принимает самые крайние формы, несёт с собой массовый террор, непримиримую злобу и ожесточение людей. Неслучайно в ней Россия потеряла 11,5 млн. своих граждан.
Тип урока: совершенствования знаний, умений, навыков. урок анализа и синтеза.
Форма урока: практическое занятие.
Технологии: педагогическая мастерская.
Цели:
- систематизировать материал по теме “Характеристика социального строя России в начале XX века”;
- обобщить материал по истории России в 1914 –1917 гг.;
- определить причины раскола российского общества на противоборствующие группировки в 1918 г.;
- продолжить формирование навыков анализа исторических документов;
- понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.
Оборудование:
- «История Отечества. ХХ – начало ХХI века» (авторы Н.В.Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; издательство «Русское слово»),
- Часть 1, 2 мультимедийного учебника “История России. ХХ век”: М., Клио Софт, 2000.
Предварительная работа:
Класс разделён на шесть групп по 4 человека. Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
1. Индуктор. Для того чтобы участники мастерской могли вжиться в историческую ситуацию и глубоко почувствовать трагизм гражданской войны, в качестве индуктора было выбрано слово “судьба”. Учащимся предлагаются карточки, на которых определены основные социальные группы населения России в начале XX века (Приложение 1). Итак, в начале работы мастерской участники наугад выбирают карточку со своей “судьбой”.
2. Творческое задание. В ходе анализа документов предлагается составить социально-экономический портрет своего сословия или класса, описать, как рассматриваемая категория людей могла жить на свой годовой доход.
3. Работа с материалами. Учащиеся работают с материалами “Годовой доход разных групп населения” (Приложение 2), “Количественные показатели переписи населения на 1897 г.” (Приложение 3), “Образ жизни и нравы разных групп населения” (Приложение 4). Группам материалы даются по тем категориям населения, которые они представляют.
4. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.
5. Промежуточная рефлексия. Определение главного итога представленных результатов работы: была ли поляризована социальная жизнь в России начала XX века.
6. Разрыв. Учащимся предлагается прослушать историческую ретроспективу, предлагаемую учителем:
1914 г. – Россия вступает в первую мировую войну;
1915 – 1917 гг. – общенациональный кризис;
1917 г. – Февральская буржуазно – демократическая революция;
октябрь 1917 г. – пролетарская революция, в результате которой к власти пришли большевики.
Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией исторических событий. Перед учащимися ставится проблемное задание: в каких условиях оказываются участники мастерской теперь, продолжая “проживать” выбранную судьбу.
7. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы “Мероприятия Советской власти” (Приложение 5).
8. Социализация. Учащиеся в группах предлагают свои варианты ответа и определяют своё отношение к новой власти – власти большевиков
9. Обращение к новой информации. Учащимся предлагается проанализировать программы “белого”, “красного” и “зелёного” движения. (Приложение 6). Какое движение будет поддерживать та или иная социальная категория населения (поставить флажок своего цвета на стол).
10. Социализация. Учащиеся объясняют, почему они поддержали то или иное движение.
11. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы о том, как каждая из сторон защищала свои интересы (Приложение 7).
12. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.
13. Общая рефлексия. В чём же состоит трагизм Гражданской войны?
М. Цветаева.
Все рядком лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
14. Домашнее задание. Приготовить устные сообщения об участниках Гражданской войны.
Самоанализ урока истории в 11 А классе
Студента-практиканта МОУ СОШ п. Тельма
Цурановой Ольги Владимировны
Тема урока: Гражданская война — величайшая трагедия в истории России ХХ века.
Цель урока:
- систематизировать материал по теме “Характеристика социального строя России в начале XX века”;
- обобщить материал по истории России в 1914 –1917 гг.;
- определить причины раскола российского общества на противоборствующие группировки в 1918 г.;
- продолжить формирование навыков анализа исторических документов;
- понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.
Оборудование:
- «История Отечества. ХХ – начало ХХI века» (авторы Н.В.Загладин, С.И. Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров; издательство «Русское слово»),
- Часть 1, 2 мультимедийного учебника “История России. ХХ век”: М., Клио Софт, 2000.
Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности. Получив определенные знания, умения и навыки по работе с текстом учебника, историческими документами, научно-популярной, справочной литературой учащиеся в комплексе применили это на уроке.
Мне удалось обеспечить мотивационную готовность и положительный, эмоциональный настрой на уроке. Для актуализации первичного опыта был использован прием «Словарная работа». Учащиеся давали определения тем понятиям, которые встречаются в ходе урока.
Тема, цели и задачи урока были доходчиво объяснены и стали личностно значимыми для учащихся, так как они понимали, что будущее страны в их руках.
Отобранный материал соответствовал требованиям образовательной программы, носил ярко выраженный воспитательный потенциал, соответствовал целям, задачам урока.
При подготовке к данному уроку использовались различные формы деятельности учащихся: индивидуальная работа с текстом учебника, дополнительной научно-популярной, справочной литературой.
Сама форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся. Применялись различные методы обучения. Объяснительно-иллюстративный на начальном этапе урока. Исследовательский, частично-поисковый на этапе актуализации обогащаемого опыта.
Для актуализации закрепляемого опыта использовался исследовательский и объяснительно-иллюстративный метод. На уроке была создана ситуация выбора для каждого ученика по написанию мини-сообщения на данную тему.
Домашнее задание носило разноуровневый характер - ребята имели право выбора. Технологические приемы, применяемые на уроке, соответствовали содержанию учебного материала.
При подведении итогов деятельности учащихся оценивался не только результат работы на уроке, но и при подготовке его.
Цели и задачи, поставленные мною, были достигнуты полностью.
Прослеживаются причинно-следственные связи прошлого и настоящего. Тема значима и для современного поколения. Без знания истории своей страны, с ее успехами и падениями, невозможно идти в будущее. Я надеюсь, что учащиеся это усвоили.
Анализ урока истории в 11 А классе
Студента-практиканта МОУ СОШ п. Тельма
Цурановой Ольги Владимировны
Тема урока: Гражданская война — величайшая трагедия в истории России ХХ века.
Урок прошел достаточно хорошо. Были поставлены цели и определены задачи, которые соответствовали выработке необходимых общеучебных навыков у школьников. По содержанию урок очень насыщенный. Для успешного проведения урока существовали мотивация и стимулирование, пробуждение интереса к материалу. Была установлена обратная связь с аудиторией. Несмотря на молодость практиканта и достаточно взрослый возраст учеников обстановка в классе строилась на взаимном уважении - условие, необходимое для усвоения учениками излагаемого материала. Практикант применил индивидуальный подход к каждому ученику.
Также процесс обучения носил воспитательный характер. Очень хорошо подобрано оборудование для излагания нового материала.
Рекомендации практиканту. При изложении материала, и в дальнейшем при ведении урока надо более тщательно проговаривать некоторые (основные) моменты изучаемого материала, не стоит торопиться, боясь не успеть. Быть более уверенной, не волноваться. Речь строить четко, проговаривать каждое слово. Дисциплину на уроке необходимо держать до конца, особенно в конце урока, когда ребята утомляются. Следует обратить внимание на рациональное использование времени, некоторые организационные моменты были затянуты.
Учитель истории Н.В.Царева
Внеклассное мероприятие
«Великой Отечественной войне 1941—1945 годов посвящается. Битва за Москву»
Тип урока: совершенствования знаний, умений, навыков, с элементами ролевой игры.
Форма проведения урока: урок - беседа.
Место проведения: школьный кабинет истории.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фонограммы, кино- и видеофрагменты, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», плакат «Родина-мать зовет!», стенгазеты учеников, посвященные битве под Москвой, выставка книг о войне, экспонаты школьного музея.
Цели и задачи:
- сформировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;
- развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе;
- развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.
План –конспект внеклассного мероприятии, проведенного в 11 А классе
Добрый день!
Вы находитесь в кабинете истории, где школьники изучают историю России и зарубежных стран.
Мы расскажем о Дне воинской славы России, который 5 декабря посвящен битве под Москвой в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Расскажем о тех далеких годах…
Это было страшное и тяжелое время.
Фрагмент видеофильма о начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
На рассвете 22 июня 1941 года, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза (так называлась Россия).
Началась Великая Отечественная война Советского народа против фашистских захватчиков.
Фашисты решили стереть Москву с лица земли.
Осенью 1941 года Гитлер заявил, что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Гитлер надеялся затопить Москву. План наступления на Москву получил название “Тайфун”.
Каждый человек Советской страны плечом к плечу встал на защиту своей Родины. Мужчины сражались с врагом. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт…
Великая битва под Москвой началась в сентябре 1941 года. На первом этапе наши солдаты оборонялись, защищали Москву. 5-6 декабря 1941 года впервые за время войны враг был не только остановлен, но и отброшен от столицы.
Вся Родина встала заслоном.
Нам биться с врагом до конца –
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца!
Идет через грозные годы
И долю народа всего,
Идет через сердце народа
И вечную славу его!
Идет через море людское,
Идет через все города…
И все это, братья, такое,
Что враг не возьмет никогда!
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона
Идет через наши сердца!
(Александр Прокофьев)
Враг стоял под Москвой. О характере боев, о стойкости воинов, о потерях врага можно судить по подвигам защитников города. Вот пример:
В течение 16 ноября 1941 года воины, защищавшие наш город, отразили несколько атак гитлеровцев, рвавшихся к Москве по Волоколамскому шоссе. У разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг воины 1075-го полка 316-й дивизии. Как рассказывал один из участников боя, позиции полка с утра подвергались сильной бомбежке с воздуха, не успел рассеяться дым от разрыва бомб, как в атаку двинулись фашистские автоматчики. Но бойцы отбили ее дружным огнем. Когда противник бросил в бой 20 танков и новую группу автоматчиков, один из защитников сказал: “Не так уж страшно, меньше, чем по танку на человека”. Отважные воины отразили и эту атаку, уничтожив 14 машин. Скоро снова донесся шум моторов. На этот раз атаковали уже 30 танков. Сила была на стороне фашистов. “Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!” - воскликнул политрук В.Г.Клочков. 4 часа длился бой. Враг потерял 18 танков и много солдат, но пройти к Москве ему не удалось.
Битва под Москвой показала, что фашистскую армию можно победить.
В память об этом событии у разъезда Дубосеково построен мемориал.
В дни защиты столицы была написана “Песня защитников Москвы” (слова А.А.Суркова, музыка Б.А.Мокроусова). Непоколебимая уверенность в победе звучала в ней.
Музыкальный фон песни.
Мы не дрогнем в бою
За Отчизну свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Остановим,
Отбросим врага!
В атаку стальными рядами,
Мы поступью твердой идем,
Родная столица за нами,
Врагам преградим путь огнем.
Не смять богатырскую силу.
Могуч наш заслон боевой.
Мы выроем немцу могилу
В туманных полях под Москвой.
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной,
Опрокинем,
Отбросим врага!
За проявленные в боях под Москвой доблесть, геройство и мужество более миллиона воинов были награждены орденами и медалями “За оборону Москвы”.
Есть в этой бронзовой медали
Синь затемневших фонарей,
И отраженный в грозной дали
Огонь тяжелых батарей.
И ярость та, что клокотала
В атаках русских штыковых,
Упрямый, чистый звон металла –
Как перестук сердец живых.
Она свидетельствует миру
О нашей доблести в бою…
Солдаты, дети, командиры –
В крови, у смерти на краю, -
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, -
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву!
(Павел Шубин)
В нашей школе проделана большая работа учащимися по подготовке материала о войне, о Московской битве. На первом этаже вы уже видели выставку газет, посвященную битве под Москвой. А сейчас вы услышите выдержки из работ старшеклассников по теме: “Мне рассказали о войне”.
Ведущие зачитывают фрагменты работ о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Знать в лицо мы должны
Ветеранов атак,
Он – Участник войны.
Это именно так!
С детства верный огню,
Он в печи выплавлял
И для танков броню,
И для пушек металл.
Сталью,
Той, что снаряды варил
Он,
Да, именно он,
Русский воин сразил
Черных сил
Легион.
Помнить всех мы должны.
Кто имеет права
На большие слова:
- Я участник войны!
(Л.Татьяничев)
Четыре страшных года. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит.
2 мая 1945 года в Потсдаме был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты).
Народ выстоял! Страна победила!
Видеозапись архивной кинохроники на фоне песни “День Победы”.
В день 20-летия Победы в Великой Отечественной войне Москве было присвоено почетное звание “Города-героя” (1965 год).
В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.
В декабре 1966 года в 25-ю годовщину московской битвы, у Кремлевской стены были захоронены останки неизвестного солдата, павшего в боях под Москвой в 1941 году и погребенного в братской могиле на 41-ом километре Ленинградского шоссе.
Торжественное открытие мемориала состоялось 8 мая 1967 года. Факел, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде, был доставлен в Москву и от него вспыхнул Великий огонь на могиле неизвестного солдата. Рядом замурованы капсулы с землей городов-героев.
Мы здесь с тобой не потому что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И Имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат!
Минута молчания. Фрагмент видеозаписи.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвеньи!
(А. Твардовский)
Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
жизнью просторной, каждой секундой,
каждым дыханьем будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценою завоевано счастье, - помните!
Песню свою отправляя в полет, - помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, -
о погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,
заклинаю, помните!
(Р. Рождественский)
Самоанализ воспитательного мероприятия
«Великой Отечественной войне 1941—1945 годов посвящается. Битва за Москву».
Цель: определить степень позитивного влияния воспитательной деятельности на личностное развитие ученика.
Форма воспитательного мероприятия урок - беседа
Класс 11А
Кто проводил анализ Цуранова Ольга Владимировна
Воспитательный потенциал внеклассного мероприятия заключался в (цель):
- сформировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;
- развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе;
- развивать навыки нетрадиционной работы по предмету
1. На мероприятии проявились:
1.1. Интерес к теме - есть
1.2. Общение студента-практиканта: общается дружелюбно, ясно и просто речь, дикция, произношение, лексика правильная, скорость, объём подачи информации адекватные, целесообразная пантомимика; использует имена учащихся; чаще поощряет, чем порицает
1.3. На мероприятии у учащихся, студента-практиканта проявлялись такие личностные качества как юмор, демонстрация теплоты и дружелюбия улыбка, находчивость.
2. Воспитательный материал
2.1. Материал подобран в соответствии с возрастом, особенностями контингента и интересно представлен.
2.2. Материал стимулирует у учащихся развитие таких личностных качеств как любовь и уважение к своему народу, бережное отношение к ветеранам, способствует нравственно-патриотическому воспитанию.
3. В организации воспитательной деятельности
3.1. Использовался опыт учащихся
выставка газет, посвященная битве под Москвой, выдержки из работ старшеклассников по теме: “Мне рассказали о войне».
3.2. Применялись разнообразные методы и средства воспитания.
4. Какова результативность. Что данное мероприятие затронуло (могло затронуть) в личности ученика.
практикант добился поставленных целей, выполнил задачи, ребята ушли с чувством удовлетворенности, самоуправление проявилось на всех этапах мероприятия, в ребятах проснулось чувство гордости за свою страну и уважение к тем людям, которые отстаивали честь Родины.
Анализ воспитательного мероприятия
практикант Цуранова Ольга Владимировна
Дата: 31.10.08
Состав участников: 11 класс А
Тема: «Великой Отечественной войне 1941—1945 годов посвящается. Битва за Москву».
Форма проведения: урок-беседа
Место, время, условия: школьный кабинет истории, 3 урок.
Цель:
- сформировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам.
Задачи мероприятия:
повторить и закрепить пройденный материал, углубить знания учащихся по истории о великой отечественной войне;
развить творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе;
развить навыки нетрадиционной работы по предмету.
Оборудование, оформление:
телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фонограммы, кино- и видеофрагменты, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», плакат «Родина-мать зовет!», стенгазеты учеников, посвященные битве под Москвой, выставка книг о войне, экспонаты школьного музея.
Этапы подготовки и проведения:
В школе проделана большая работа учащимися по подготовке материала о войне, о Московской битве. Выставка газет, посвященная битве под Москвой, выдержки из работ старшеклассников по теме: “Мне рассказали о войне”. Также были подготовлены фрагменты видеофильма о начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., видеозапись архивной кинохроники, песни “День Победы”
Взаимодействие взрослых и детей активное; проявляется и на подготовительном этапе, и во время проведения мероприятия.
Воспитательное воздействие на детей высокое; так как практически мероприятие проводилось детьми, тема для них понятна и интересна; учитель и учащиеся эмоциональны, заинтересованы.
Психологическое состояние детей эмоциональное, ребята настроены доброжелательно, активны.
Результативность мероприятия: студент-практикант добился поставленных целей, выполнил задачи, ребята ушли с чувством удовлетворенности, самоуправление проявилось на всех этапах мероприятия.
Рекомендации по проведению мероприятия: дисциплину на уроке необходимо держать до конца, приглашать на данные мероприятия классных руководителей.
Анализ провел зам. директора
по воспитательной работе Н.М.Иванова
Характеристика
Цуранова Ольга Владимировна студент – практикант исторического факультета Иркутского Государственного Педагогического Университета проходила педагогическую практику в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе п. Тельма.
Во время педагогической практики показала себя обязательной, исполнительной. Посетила большое количество уроков по истории, обществознанию проявила себя как хороший организатор – классный руководитель.
К урокам готовилась ответственно, использовала дополнительную литературу, изготавливала иллюстративный материал. Уроки были построены правильно, цели и задачи определялись по теме урока.
Как классный руководитель, нашла общий язык с подопечным классом. Изучила психолого-педагогическую характеристику учеников данного класса, провела несколько внеклассных мероприятий.
Можно считать, что первые шаги в педагогической практике прошли на «отлично».
Руководитель практики Н.В. Царева
Директор школы Т.Д.Соколова
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Основные социальные группы населения России в начале XX века: - рабочий класс;
- буржуазия;
- помещики;
- кулаки;
- середняки;
- батраки, безлошадные крестьяне.
Приложение 2.
Годовой доход разных групп населения
- рабочий класс – в среднем 214 рублей в год;
- буржуазия – в среднем 60000 рублей в год;
- помещики – в среднем 8000 рублей в год;
- кулаки – в среднем 4000 рублей в год;
- середняки в – среднем 2000 рублей в год;
- батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне – в среднем 100 – 200 рублей в год.
Цены в России до 1914 г.
- Икра (1 кг.) – 3 рубля 40 коп.;
- Телятина (1 кг.) – 3 рубля;
- Хлеб чёрный (фунт) – 3 коп.;
- Обед в столовой – 5 коп.;
- Обед в ресторане – 1 рубль 70 коп.;
- Двухкомнатная квартира (наём в месяц) – 15 рублей;
- Пальто драповое – 13 рублей 50 коп.;
- Лошадь – от 45 рублей;
- Корова – от 40 рублей.
Приложение 3.
Количественные показатели переписи населения на 1897 г.
- Всё население страны – 125 млн. человек. Из них:
- рабочий класс – 11, 2 % (14 млн. человек);
- буржуазия – 2 % (2500 тыс. человек);
- помещики – 1.5 % (1853 тыс. человек);
- середняки – 12 % (37500 тыс. человек);
- кулаки – 3 % (3706 тыс. человек);
- батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова);
- безлошадные крестьяне – 62% (775 тыс. человек).
Приложение 4.
Образ жизни и нравы разных групп населения
Рабочий класс: 11, 5 – часовой рабочий день, до половины заработка рабочих отбирали штрафы, высокая степень эксплуатации – капиталисты с каждого рубля забирали в виде прибыли 78 копеек. Расходы в пользу рабочих (больницы, школы, страхование) составляли 0,6% текущих расходов предпринимателей. Семьи рабочих жили в квартирах коечно – каморочного типа. Каморка – часть комнаты, отделённая дощатыми перегородками.
Буржуазия: среди русских капиталистов преобладали мелкие и средние, буржуазия делилась на две категории – московская (выходцы из купеческой среды) и петербургская (выходцы из чиновничьего аппарата). Предприниматели стремились выжимать максимальные доходы, применяя грубые методы конкурентной борьбы, такие как бойкот, нажим, поборы с населения. Правительство выдало промышленников на начало 1905г. Незаконных ссуд на 63 млн. рублей, списало задолженностей на 33 млн. руб.
Помещики: основой благосостояния были земельные владения, прибыльную статью давало предпринимательство, получили дальнейшее развитие дворянские сообщества, сохранялась привилегированность дворянства – пользовались преимуществом при определении на государственную службу, не подвергались телесным наказаниям, судились с равными себе.
Середняки: “крепкие” крестьяне – владели до 20 десятин земли, давали 20 % товарного хлеба, как правило, не использовали наёмный труд односельчане, исключение – сезонные работы.
Кулаки: деревенская буржуазия, богатые крестьяне, которые имели по 40 – 50 десятин земли, давали 30 % товарного хлеба, нанимали на работу обедневших односельчан.
Батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне: имели 8 десятин земли при «прожиточном минимуме» 15 десятин, разорение крестьянских хозяйств, уход на заработки в города или к более богатым односельчанам.
Приложение 5.
Первые мероприятия Советской власти:
- конфискация помещичьих земель, земля объявлялась всенародным достоянием, уравнительное землепользование с постоянным переделом земли;
- декрет о 8-часовом рабочем дне, система охраны труда женщин и подростков, бесплатное медицинское обслуживание и обучение в школах, переселение рабочих в новые квартиры;
- национализация всей промышленности, банков, введение рабочего контроля на производстве;
- отменено сословное деление общества;
- декларация о суверенитете и равноправии всех народов России.
Приложение 6
Программа белого движения:
А.И. Деникин. «Из наказа Особому совещанию»: «Приказываю принять в основание своей деятельности следующие положения:
– единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка;
– борьба с большевизмом до конца;
– военная диктатура. Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания;
– внешняя политика – только национально русская. За помощь – ни пяди русской земли».
Решение аграрного вопроса:
Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определенный размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах незыблемой собственности.
Решение рабочего вопроса:
Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов. Установление государственного контроля за производством. Установление 8-часового рабочего дня на фабрично-заводских предприятиях.
Программа зелёного движения:
Из резолюции съезда представителей от 72 волостей 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда: “Принимая во внимании настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии “коммунистов-большевиков”, не останавливающейся ни пред какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти съезд постановил:
Мы, съехавшиеся крестьяне всегда готовы к защите своих народных прав.
Чрезвычайные комиссии превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся.
Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней.
Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям.
Диктатуры, какой бы то ни было партии категорически не признаём.
Бей белых – пока не покраснеют, бей красных – пока не побелеют!
Программа красного движения:
Защита завоеваний Октябрьской революции.
Полная национализация промышленности, ликвидация частной собственности.
Введение в деревне продразвёрстки – изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленной нормы.
Утверждение режима однопартийной большевистской диктатуры.
Создание рабоче-крестьянской Красной Армии.
Приложение 7.
Анализ террористических действий в Гражданской войне.
Из газеты «В пути», 7 октября 1918г.: «Из штаба бригады N…(Южного фронта) получена следующая телеграмма: “Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человек. Личность убитых опознать невозможно, т.к. трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны”.
Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:
«1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдёт – расстреливать десятого.
2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество отбирать в пользу казны.
3. За добровольное снабжение разбойников не только оружие, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество обираться в пользу казны.
4. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».
В.В.Шульгин Отрывок из мемуаров «1920»:
Красные – грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного, отвергли традиции, заповеди господни. Они презирают русский народ. Они убивают, они пытают. Значит белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные совсем иные…Грабёж у них – несмываемый позор.
Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстрелял пленного – тот лишён чести. Белые имеют бога в сердце.
Белые хотят быть сильными только для того, чтобы быть добрыми… Разве это люди? Это почти святые…»Почти что святые» и начали это белое дело…Но что из этого вышло? Боже мой! Я видел, как почтенный полковой батюшка в больших калошах и с зонтиком в руках, увязая в грязи, бегал по деревне за грабящими солдатами. Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали “белые” солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.
В одной хате за руки подвесили “комиссара”…Под ним разложили костёр и медленно жарили…человека, а кругом пьяная банда “монархистов” выла “боже, царя храни”.
Из романа А.Толстого “Хождение по мукам”:
Пятого сентября московские и петроградские газеты вышли со зловещим заголовком: «Красный террор». «Предписывается всем Советам немедленно произвести аресты правых эсеров, представителей крупной буржуазии и офицерства, и держать их в качестве заложников. При попытке поднять восстание – немедленно применить массовый расстрел безоговорочно. Нам необходимо немедленно и навсегда обеспечить наш тыл от белогвардейской сволочи. Ни малейшего промедления при применении массового террора».
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Отчет по преддипломной практике Хлеб |
Отчёт по практике | Ветеринарная служба на свиноферме |
Отчёт по практике | Деятельность фельдшера отделения "Скорой медицинской помощи" МЛПУ "Тайтурская участковая больница" Иркутской области Усольского района |
Отчёт по практике | Деятельность отдела информационных технологий ТОО "Ali-Abdi" |
Отчёт по практике | Бухгалтерский учет на примере ООО Сатурн |