Отчёт о прохождении производственной практики.
Введение
Я, студент 3 курса группы «34» «правоведение» проходил производственную практику в 2010 г. в Кушвинском межрайонном следственном отделе при прокуратуре г. Красноуральск (ул. Ленина 8).
Производственная практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса. Она проводится в правоохранительных органах и учреждениях государственного управления. Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний полученных в процессе теоретического обучения. В ходе производственной практики студенты приобретают необходимые навыки, умения и опыт для работы в органах прокуратуры, в следствии.
Руководителем практики от колледжа является Арифулина Т.Н.
За время прохождения практики я был ознакомлен с деятельностью органов прокуратуры, изучил делопроизводство, ознакомился с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия органов прокуратуры, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.
В период с 15 марта по 16 апреля 2010 г. мною пройдена производственная практика. Практику проходил в Кушвинском межрайонном следственном отделе при прокуратуре г. Красноуральск (ул. Ленина 8). Был направлен к следователю Трапезникову П.П.
В первые дни практики я ознакомился со структурой, порядком деятельности и функциями прокуратуры.
Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом общества и государства осуществляет:
-надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждениями исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
-уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации,
-координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Для качественного выполнения заданий мне необходимы умения работать с компьютером, корреспонденцией. Также я ознакомился с большим количеством дел, по которым велось надзорное производство, и рядом отказных материалов.
Наряду с этим я разобрал порядок оформления актов прокурорского реагирования, как- то: протесты, постановления и др.
В штате прокуратуры 5 оперативных работников: прокурор, два заместителя, четыре помощника прокурора и пять следователей. В соответствии с приказом прокурора района за каждым оперативным работником закреплен определенный участок работы. Работа следователей организована по зонально-предметному принципу.
За время прохождения практики я был ознакомлен с основными разделами и направлениями деятельности прокуратуры района: общей организацией работы и основами делопроизводства; организацией работы по борьбе с преступностью и методикой надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование; методикой надзора за исполнением законов и законностью правовых актов; организацией работы по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел; методикой надзора за исполнением законов в местах временного содержания задержанных и следственно-арестованных.
Мною было изучено планирование работы в прокуратуре района, распределение обязанностей между прокурором, его заместителями, помощниками прокурора и следователями; порядок осуществления приема посетителей; характер и формы взаимодействия районной прокуратуры с правоохранительными и другими органами власти и управления; статистическая отчетность. С разрешения прокурора присутствовал при приеме им и его заместителями граждан, изучал жалобы и заявления граждан и готовил проекты ответов по результатам их проверки.
В ходе прохождения практики изучил методические рекомендации по проведению проверок за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование. С целью овладения практическими навыками проведения данных проверок по поручению заместителя прокурора проверил 30 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, законность возбуждения более десяти уголовных дел, совместно с помощником прокурора в течение двух недель проверял законность и обоснованность задержания лиц по подозрению в совершении преступлений, дважды посетил ИВС. Подготовил три проекта постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Подробнее хотелось бы остановиться на допросе обвиняемого. Он происходил в присутствии адвоката, следователя и двух оперуполномоченных.
Меня очень разочаровала материальная обеспеченность ОВД. Считаю необходимым отметить слабую материальную базу ОВД, условия работы и условия содержания подследственных. Мне кажется, что постоянно нарушаются права человека.
Типичный пример – оперуполномоченный заочно обвиняет подследственного в совершении преступления. Создается впечатление, что у работников своя собственная логика: попал в ИВС – значит виновен. Таким образом, нарушаются принципы презумпции невиновности.
Итак, показания обвиняемого - это его устное сообщение по вопросам, составляющим содержание предъявленного ему обвинения, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и об имеющихся в деле доказательствах, данное при его допросе и зафиксированное в установленном законом порядке.
Обвиняемый вправе дать показания по предъявленному ему обвинению, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.
Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу.
В данном случае обвиняемый был мужчина, которому инкриминировался разбой. В ходе допроса он сообщил все, что ему было известно. После допроса был совершен выезд на место происшествия, где обвиняемый подробно показала все, о чем он говорила на допросе. Все снималось на видеокамеру.
Также в ходе практики я ознакомился с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках.
Несоблюдение, к примеру, правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.
С порядком составления и структурой заключения суд-мед эксперта я ознакомился, когда по моей просьбе следователь разъяснил все основные моменты. Назначение экспертизы оформляется постановлением следователя. В постановлении должны быть указаны основания назначения экспертизы, кому она поручается и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. В постановлении должны быть чётко сформулированы вопросы, требующие заключение эксперта.
Заключение эксперта состоит из трёх частей: вводной, исследовательской и выводов. Во вводной части указывается наименование экспертизы, приводятся сведения об эксперте, перечисляются поступившие на экспертизу материалы. В исследовательской части описывается процесс экспертного исследования, а также дается научное толкование установленных фактов. Выводы представляют собой ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Эксперт, вправе по собственной инициативе сделать в заключении вывод по вопросам, которые перед ним не ставились, если они имеют, по его мнению, значение для дела.
Заключение эксперта не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами и подлежит обязательной оценке следователем. На каких бы точных научных данных не был основан экспертный вывод, он не может считаться обязательным для следователя (ст. .80 УПК).
Значительное внимание было уделено изучению методики проведения проверок за исполнением законов гражданами, должностными лицами, организациями, учреждениями, предприятиями. Для освоения данного участка работы и приобретения соответствующих практических навыков изучил наряды с материалами проверок, планами проведения данных проверок, справками о результатах проверок и актами прокурорского реагирования: представлениями, протестами, предостережениями, исковыми заявлениями. Совместно с помощником прокурора принял участие в проверке соблюдения законодательства, регулирующего порядок и сроки разрешения жалоб и заявлений граждан, в районном ЖКО. По результатам проверки подготовил проект представления об устранении выявленных нарушений в адрес начальника ЖКО.
С целью освоения работы по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел присутствовал при рассмотрении судом Кировского района трех уголовных дел и двух гражданских дел. В процессе судебного разбирательства записывал результаты исследования доказательств, знакомился с разрешения судьи с материалами дела, по окончанию судебного следствия готовил проект обвинительной речи, предложения по квалификации преступления, мере наказания, судьбе вещественных доказательств. По оглашению приговора разбирали данный проект речи и предложения с помощником прокурора, поддерживавшим обвинение. При рассмотрении гражданских дел составлял проект заключения, с которым должен был выступить прокурор, участвующий в деле. Кроме того, совместно с помощником прокурора проверил законность и обоснованность приговоров и других решений по 27 уголовным делам, рассмотренным без участия прокурора.
Однако большую часть производственной практики я занимался изучением тактики и методики расследования отдельных категорий преступлений, стараясь одновременно приобрести практические навыки.
Далее я ознакомился с организацией работы следователя по раскрытию и расследованию преступлений, тактикой и методикой расследования преступлений против жизни и здоровья граждан, должностных преступлений: изучил методические пособия, обзоры и обобщения, поступившие из прокуратуры области и Главного следственного управления Генеральной прокуратуры, прекращенные уголовные дела, протоколы оперативных совещаний, наблюдательные производства.
На втором этапе с разрешения руководителя практики присутствовал при проведении различных следственных действий. В частности, в ходе расследования уголовного дела в отношении Н. присутствовал при допросе его в качестве подозреваемого, осмотре места происшествия, очных ставках, допросах свидетелей и потерпевших, обысках и выемке орудий преступления. Принимал участие в разработке и составлении плана следственных и оперативно-розыскных действий, готовил проекты отдельных поручений по нескольким уголовным делам, проекты процессуальных документов, в том числе, постановления о привлечении в качестве обвиняемого (4), постановления о назначении судебно-медицинской и других экспертиз (8), обвинительные заключения (2).
Заключение
По результатам прохождения практики прихожу к следующим выводам.
Производственная практика является одним из основных условий закрепления полученных в академии теоретических знаний, приобретения практических навыков по их применению, а также выявления пробелов в знаниях теории. Безусловно, продолжительность практики не позволяет в полном объеме освоить все направления деятельности органов прокуратуры, однако дает возможность получить начальную практическую подготовку, оценить свои возможности и окончательно выбрать будущую специальность. Считаю, что программу практики выполнил в полном объеме, получив необходимые практические навыки и закрепив полученные теоретические знания. Поэтому цель практики считаю достигнутой.
На мой взгляд, наибольшие затруднения вызывает подготовка и составление процессуальных документов, актов прокурорского реагирования, их техническое оформление. В общении с гражданами, с участниками процесса также возникают проблемы, так как отсутствуют навыки по установлению психологических контактов, оценки их поведения и выбору правильного решения. Вместе с тем считаю, что с работой в органах прокуратуры способен справиться.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – Гарант +
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 17.01.1992 N 2202-1
3. "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.05.2010, с изм. от 19.05.2010)
4. Уголовный кодекс Российской Федерации 2009 г.
5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. (ред.от 02.03.2003.)
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Прокладка сигнальных кабелей на ЖД и др. |
Отчёт по практике | Исследование финансового состояния предприятия на примере ОАО "Пензадизельмаш" |
Отчёт по практике | Практика на предприятии ЗАО “Уралгазсервис ” |
Отчёт по практике | Характеристика и технологические процессы современного хлебопекарного производства |
Отчёт по практике | Специфика работы психологической службы "Центра социальной помощи семье и детям Михайловского района" |