22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Отчет по итогам производственной практики
студента 4 курса отделения международный менеджмент
Пронина Ивана Викторовича
АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА
ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ «ЛАНДОРС»
Руководитель практики от предприятия:
Коммерческий директор
Сычинова Наталья Викторовна
Руководитель практики от кафедры:
старший преподаватель
Шилай Ирина Дмитриевна
Минск 2007Оглавление
Полное наименование предприятия (учреждения, организации) |
Торговое частное унитарное предприятие «Ландорс» |
|
Юридический адрес |
Г. Минск, ул. Тимирязева, 65 Б, оф. 705 |
|
Организационно-правовая форма |
Унитарное предприятие |
|
Орган управления |
Директор |
|
Вид деятельности |
Производство и реализация средств гигиены полости рта |
|
Дата регистрации |
15.04.99 |
|
Наличие лицензий (№, дата) |
№ 089234245601 от. 30.06.99 |
|
4. Система методов управления
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово "метод" - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.
Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности - на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).
Управление персоналом включает в себя целую систему. Система работы с персоналом - это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.
Управление персоналом на предприятии - это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Укрупнено, можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия.
Первый - иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия - это отношения власти - подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй - культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы воздействия - понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдаётся приоритет, таков и облик экономической ситуации на предприятии. На мой взгляд на предприятии «Ландорс» приоритет отдается рынку, что касается системы методов управления.
При переходе к рынку происходит, и в компании заметен, медленный отход от иерархического управления, жёсткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому приоритет начинают захватывать принципиально новые подходы к важности ценностей. Главное внутри предприятия - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку. Данные тезисы четко понимает руководство компании «Ландорс»
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п.
В системе методов управления персоналом, используемых в компании выделяют:
- Административные методы;
- Экономические методы;
- Социально-психологические методы.
Рассмотрим более подробно каждый метод в отдельности на примере УП «Ландорс».
Административные методы управления.
Итак, методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность. Все вышеперечисленные методы характерны для предприятия, в котором осуществлялась практика.
Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.
На предприятии, высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий.
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.
Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.
Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления.
Экономические методы управления.
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.
Экономические методы базируються на товарно-денежных отношениях рыночной экономики.
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.
Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия напрямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия - прибылью.
Руководитель предприятия может с помощью перечисленных выше пяти компонентов оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье "заработная плата", применять различные системы оплаты труда - сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня. Если руководитель чрезмерно жаден или расточительно щедр в оплате труда, то его перспективы не безоблачны, т.к. в первом случае работники "разбегутся", а во втором доживут до разорения предприятия.
В компании Ландорс естественно учитывается роль оплаты труда персонала, однако кроме оплаты труда также существуют и другие экономические методы управленческого воздействия.
Субсидирование персонала.
Товары со скидкой. Руководство позволяют приобретать своим работником товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует предоставлять своим работникам большие скидки. Это позволит увеличить лояльность персонала.
Ссуды. Руководители дают своим работникам беспроцентные ссуды или ссуды с низким процентом на различные цели.
Также руководители через вознаграждение, премии, надбавки вызывают у персонала заинтересованность в конечных результатах своего труда, качестве продукции или услуг, тем самым, принося доход себе и компании в целом.
Социально-психологические методы.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей.
Социологические методы управления на предприятии «Ландорс».
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы, затем, в ходе диалога с собеседником, - получение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем, требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.
Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека. В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.
Психологические методы управления.
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.
Методы:
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия, и лишь начинает развиваться на предприятии. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования в организации относят:
- формирование подразделений ("команд") на основе психологического соответствия сотрудников;
- комфортный психологический климат в коллективе;
- формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;
- минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
- разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;
- рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования
- формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.
Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов. На предприятии пока данной службы не существует.
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, "взрыв", метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет.
Вышеперечисленные способы широко используются в компании и естественно они не могут не принести положительного управленческого эффекта.
5. Стиль руководства в организации «Ландорс».
Стиль управления -- это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. В этом как раз и проявляется стиль руководства.
Авторитарный стиль управления -- совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.
Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки, нет отчетливого видения целей организации и путей их достижения. К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучести кадров.
Демократический стиль управления -- совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных. Демократический стиль -- наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными. Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику четко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчиненным.
К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.
Делегирующий стиль управления -- совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. Руководитель, предпочитающий делегирующий стиль, предоставляет подчиненным практически полную свободу.
Стиль делегирования рассчитан на руководителей, которые хорошо ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровень зрелости сотрудников, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться. Речь о делегировании может идти только в том случае, если это высокоэффективные коллективы и если те, кому передается право самостоятельного решения проблемы, являются специалистами высокого класса.
Стиль руководства может изменяться с ростом профессионального мастерства, опыта работы руководителя и его подчиненных. Однако, в любом случае он должен соответствовать той производственной ситуации, в которой находятся подчиненные. В противном случае он становится неэффективным и скорее вредит, чем способствует достижению целей организации.
В компании «Ландорс» присутствуют элементы всех стилей управления, но на мой взгляд, приоритетом пользуется демократический стиль управления.
6. Анализ обеспеченности УП «Ландорс» трудовыми ресурсами
Достаточная обеспеченность предприятий работниками, обладающими необходимыми знаниями и навыками, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и эффективности производства. В частности, от обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения производственных работ, эффективность использования оборудования и, как результат, объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Одной из основных задач такого анализа является изучение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям.
Таблица 6.1
Обеспеченность УП «Ландорс» трудовыми ресурсами за 2004-2006
на конец года.
Категория работников |
Значение показателя в году |
|||
2004 |
2005 |
2005 |
||
Работников, чел. |
Работников, чел. |
Работников, чел. |
||
А |
1 |
3 |
5 |
|
Среднесписочная численность В том числе рабочие: технологи упаковщики формовщики наладчики прочие рабочие Специалисты Руководители Главные специалисты Прочие служащие |
33 22 8 5 6 1 2 4 3 3 1 |
39 25 9 7 6 2 1 5 4 4 1 |
47 30 10 9 7 2 2 6 5 4 2 |
|
Данные таблицы свидетельствуют о том, что наблюдается динамика уквеличния среднесписочной численности на УП «Ландорс».
Основную долю в структуре рабочих занимают операторы станков. Это свидетельствует о том, что предприятие обеспечено работниками для проведения основных производственных процессов.
Незначительную долю в структуре всех работников занимают электрики, наладчики, грузчики и прочие рабочие.
УП «Ландорс» достаточно обеспечено административно-управленческим персоналом и специалистами: из года в год их число постоянно растет.
Сложившийся уровень обеспеченности трудовыми ресурсами на УП «Ландорс» позволяет осуществлять производственно-хозяйственную деятельность на достаточно высоком уровне. От этого зависит производство высококачественной продукции с минимальными потерями
В целом предприятие обеспечено трудовыми ресурсами на должном уровне и структура распределения работников по группам соответствует потребностям предприятия.
7. Анализ движения рабочей силы на УП «Ландорс»
Одним из наиболее важнейших моментов в деятельности кадровых служб и администрации предприятия является прием и увольнение работников. Частая сменяемость кадров отрицательно сказывается на эффективности производства, так как производительность новых работников, как правило, ниже чем у проработавших некоторый срок.
Во-первых, снижается качество труда и продукции, падают темпы роста производительности труда (так происходит из-за того, что лица, подавшие заявления на увольнение, перестают работать с прежним усердием, а также из-за неопытности части персонала).
Во-вторых, увеличиваются расходы на подготовку и переподготовку персонала. Кроме того, негативное влияние текучести кадров сказывается на стабильности коллективов, формировании у работников трудовой активности и как итог - на создании здорового микроклимата.
Для характеристики движения рабочей силы необходимо проанализировать динамику следующих показателей:
- коэффициент оборота по приему (К п.р.):
количество принятого персонала на работу
К п.р. =
среднесписочная численность персонала
- коэффициент оборота по выбытию (К в):
количество убывших работников
К в. =
среднесписочная численность персонала
- коэффициент текучести кадров (Кт.к.):
количество работников, уволившихся по собственному
желанию и за нарушения трудовой дисциплины
К т.к. =
среднесписочная численность персонала
- коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кп.с.):
количество работников, проработавших весь год
К п.с. =
среднесписочная численность персонала
Таблица 7.1
Движение рабочей силы на УП «Ландорс» в период с 2006-2006 г.г.
Показатель |
Значение показателя в году |
|||
2004 |
2005 |
2006 |
||
А |
1 |
2 |
3 |
|
Принято на работу чел., всего Уволено работников чел., всего Количество работников, уволившихся по собственному желанию и за нарушения трудовой дисциплины Коэффициент оборота по приему Коэффициент оборота по выбытию Коэффициент текучести кадров Коэффициент постоянства состава Среднесписочная численность персонала, чел. |
9 5 4 0,27 0,15 0,12 0,56 33 |
12 6 5 0,3 0,15 0,13 0,53 39 |
12 4 2 47 0,08 0,04 0,66 47 |
|
Данные таблицы свидетельствуют о том, что на предприятии наблюдается невысокий показатель коэффициента текучести кадров. Заслуживает внимания факт, что очень низким он был в 2006 году - 0,04.
В 2006 году наблюдается снижение коэффициента по приему кадров . Особое значение для характеристики движения кадров предприятия имеет показатель постоянства работников, который постепенно увеличивается, что свидетельствует о грамотной стратегической кадровой политике.
В чем же основные причины, побуждающие рабочих и служащих по своему желанию менять место работы? Как показывает анализ на УП «Ландорс», одной из главных причин увольнения работников по собственному желанию является неудовлетворенность заработной платой. Разница в оплате труда приводит к постоянному перемещению людей. Причем эта причина в большей степени касается рабочих, хотя велико ее влияние и на процесс текучести среди служащих.
Вторая причина - уровень нормирования труда. Там, где совершенствованию нормирования не уделяется должного внимания, своевременно не обеспечивается пересмотр норм выработки, там появляются так называемые выгодные и невыгодные работы.
Следующая по важности причина - это неудовлетворенность условиями и организацией труда. К ним относятся, прежде всего, вредность производства, большие физические нагрузки, монотонный режим работы и т.д. Несмотря на то, что Трудовым Кодексом Республики Беларусь и коллективным договором предприятия установлены определенные льготы для работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда, текучесть кадров среди этой группы по прежнему значительна. Объясняется это еще и тем, что по мере роста заработной платы, повышения общеобразовательного и культурного уровня людей. Особенно молодежи, у них возрастают требования к выбору места работы.
Определенное влияние на текучесть оказывают и бытовые условия. Сюда можно отнести плохое транспортное обслуживание, отсутствие некоторых социально-культурных объектов. Причинами увольнения молодежи, является неудовлетворенность профессией, а также плохая организация досуга и невозможность повысить профессиональный и общеобразовательный уровень.
Текучесть кадров в определенной степени зависит от состояния трудовой дисциплины, так как количество уволенных за виновные действия (прогулы, пьянство и т.д.) остается большим. Поэтому кадровикам и администрации предприятия необходимо организовать профилактическую работу с нарушителями трудовой дисциплины так, чтобы увольнение было последней и крайней мерой воздействия в ряду таких мер, как обсуждение нарушителей на собраниях коллективов, лишение полностью или частично премии, перенос трудового отпуска с летнего периода, не предоставление путевок, уменьшение продолжительности трудового отпуска на количество дней прогула, лишение на определенный период права на материальную помощь и т.д.
Таким образом, причины текучести кадров многочисленны, как многообразны и конкретные пути ее сокращения. Часть из них может быть реализована предприятием только за счет организационных мероприятий, другие требуют определенных материальных затрат, третьи- принятия соответствующих нормативных актов.
8. Анализ качественного состава трудовых ресурсов УП «Ландорс»
В ходе анализа использования трудовых ресурсов особое внимание уделяется анализу качественного состава работников. Целесообразно анализировать качественный состав по следующим показателям: возраст, пол, образование, стаж работы. Данные такого анализа отразим в таблице.
``````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````` ````````````
Таблица 8.1
Качественный состав трудовых ресурсов УП «Ландорс» с 2006-2006 г.г.
Показатель |
Численность на конец 2004 года |
Численность на конец 2005 года |
Численность на конец 2006 года |
|
1 |
2 |
4 |
6 |
|
Группы рабочих: По возрасту: 16-24 25-29 30 31 32-39 40-49 50-54 55 и старше |
2 1 2 6 7 9 4 2 |
3 3 3 7 8 10 4 2 |
4 5 4 8 9 10 5 3 |
|
ИТОГО: |
33 |
39 |
47 |
|
По полу: Мужчины Женщины |
20 13 |
22 17 |
26 21 |
|
ИТОГО: |
33 |
39 |
47 |
|
По образованию: Базовое Среднее Среднее специальное Высшее |
3 4 18 8 |
4 5 21 9 |
5 7 25 10 |
|
ИТОГО: |
33 |
39 |
47 |
|
По трудовому стажу, лет До 5 лет От 5 до 10 От 10 до 15 От 15 до 20 Свыше 20 |
13 3 4 8 5 |
15 4 5 10 5 |
18 7 7 10 5 |
|
ИТОГО: |
33 |
39 |
47 |
|
Данные таблицы свидетельствуют о следующем: основную долю в группе рабочих по возрасту занимают люди в возрасте 40-49 лет, затем в возрасте 30-39 лет, что свидетельствует о достаточной обеспеченности наиболее качественными трудовыми ресурсами (т.е., уже имеются навыки, опыт, квалификация и т.д.). Среди всех работников наибольшую долю занимают мужчины. Следует отметить, что значительная доля всех работников (10% по состоянию на 2006 г.) имеет высшее образование, однако наблюдается тенденция к уменьшению доли работников, имеющих базовое образование. Самую большую долю в общем числе составляют работники со средним специальным образованием.
Основную долю среди рабочих по трудовому стажу занимают работающие до 5 лет от 15 до 20 лет. Это свидетельствует о том, что УП «Ландорс» обеспечено молодыми и квалифицированными кадрами.
9. Анализ использования трудовых ресурсов на УП «Ландорс»
Полноту использования трудовых ресурсов на предприятии можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за год. Поэтому целесообразно в ходе анализа использования трудовых ресурсов установить, как они используются на протяжении года.
Таблица 9.1
Использование трудовых ресурсов на протяжении 2006 года на УП «Ландорс»
Месяц |
Среднесписочная численность, чел. |
Отработано дней одним рабочим, дней |
Отработано часов одним рабочим, часов |
|
А |
1 |
2 |
3 |
|
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
43 46 48 47 45 48 47 48 48 49 49 49 |
126 195 195 180 140 154 140 154 188 180 140 125 |
18 26 26 22 24 22 20 20 20 25 24 19 |
|
Среднемесячные данные |
47 |
22,1 |
159,8 |
|
Сравнение данных таблицы показало, что средняя занятость работников, количество отработанных ими дней и часов за каждый месяц со среднемесячными данными показывает, что наиболее активно рабочие трудились в феврале, марте, апреле, октябре и ноябре. Это объясняется сезонностью в продажах продукции, выпускаемой УП «Ландорс». Наименее активно - в январе и декабре, что связано с наличием большого количества праздников в эти месяцы.
Подвержен сезонности труд работников растениеводства, т.е. неравномерно используются трудовые ресурсы, материалы , техника, неритмично реализуется продукция, поступает выручка и процесс производства не совпадает с рабочим периодом.
10. Анализ производительности труда на УП «Ландорс»
Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами рабочего на производство единицы продукции либо выполненной работы.
Произведем анализ производительности труда на УП «Ландорс».
Таблица 10.1
Анализ производительности труда на УП «Ландорс» за период
с 2006 по 2006 год
Показатель |
Единица измерения |
Значение показателя в году |
|||
2004 |
2005 |
2006 |
|||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
|
Среднегодовая численность работников, занятых на основном производстве |
чел |
22 |
25 |
30 |
|
Отработано дней одним рабочим за год |
дн |
258 |
260 |
266 |
|
Отработано часов всеми рабочими |
Ч |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
|
Производство валовой продукции в сопоставимых ценах |
млн.руб. |
452,05 |
589,12 |
848,65 |
|
Выработка работника, занятого на основном производстве |
млн.руб. |
20,54 |
23,56 |
28,3 |
|
Данные таблицы свидетельствуют о том, что наблюдается тенденция к увеличению показателей производительности труда в целом по предприятию. Увеличение валового выхода продукции на среднегодового рабочего (годовая выработка) произошло за счет изменения среднесписочной численности и производства валовой продукции. Значительное влияние оказало увеличение количества отработанных дней одним рабочим за год. Изменение таких показателей привело к увеличению показателей среднедневной и среднечасовой выработки.
1. Устав УП «Ландорс»
2. Успенский В.А Управление персоналом - Москва, «Инфра-М», 2005, 375 стр.
3. Тимошенко О.А. Основы управления персоналом на предприятии - Москва, «Альфа-Макс», 2004, 439 стр.
4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. - 498 с.
5. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В.И. Стражева - Мн: Вышэйшая школа. - 341 с.
6. Современная экономика. Лекционный курс: Многоуровневое учебное пособие. - Ростов на Дону: издательство «Феникс», 2001. - 544 с.
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Исследование банкротств |
Отчёт по практике | Организация работы отдела кредитования банка на примере Дополнительного офиса Мурманского филиала ОАО "Россельхозбанк" |
Отчёт по практике | Банковский перевод с использованием платежных поручений и платежных требований поручений, учет и анализ операций (на материалах ОАО "Белагропромбанка") |
Отчёт по практике | Экономическая деятельность туристического предприятия |
Отчёт по практике | Практика в рекламном агентстве |