- 11 -
Отчёт о прохождении ознакомительной практики
Участие в тренинге “Тренинг личностного и творческого развития”
Введение
Для прохождения ознакомительной практики мною было выбрано участие в тренинге «Тренинг личностного и творческого развития», который проходил с февраля по апрель 2008, под руководством Максименко Л.М., доктора PhD по психологии, профессора, директора учебно-консультативного психологического центра «Содружество».
1. Цели и задачи тренинга
Данный тренинг преследовал следующие цели:
1. Сформировать представление о том, как нас воспринимают другие люди.
2. Что они о нас думают и чувствуют по отношению к нам.
3. Создать представление о лидерстве, как естественном феномене развития личности, оценить себя и свои лидерские способности.
4. Оценить собственные возможности и ресурсы
5. Определить, чему необходимо научиться, чтобы добиться желаемого.
6. Приобрести дополнительные навыки общения с другими людьми, способности к проявлению истинных собственных чувств.
7. Развить эффективные стратегии личностного планирования.
8. Выработать навыки представления и отстаивания собственной позиции и взглядов.
9. Развить способность к созданию собственных творческих проектов и их реализации.
10. Развивать собственную личностную гибкость.
Программа состояла из пяти тем, которые включали в себя:
1. Представление. Кто я? Знакомство с другими. Я и мои лидерские способности. Чего я хочу и, что я могу сделать в своей жизни. Каким я хочу быть? Анализ страхов.
2. Я и мое общение с другими людьми. Эффективность коммуникации. Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение. Каким меня видят в общении другие люди. Оперативное и стратегическое планирование в работе и личной жизни.
3. Моя убедительность. Работа с диалогом. Рассказ. Анализ рассказа.
4. Как мы относимся друг к другу. Проблемы моего внутреннего ребенка. Осознание состояний ЭГО (ребенок, взрослый, родитель).
5. Арттерапия. Драмматерапия. Выражение эмоций, выражение эмоций через рисунок. Проект собственного развития.
2. Определение понятия «тренинг»
Тренинг - это возможность получить навыки нового взгляда на мир, нового поведения, обеспечивающего более эффективное взаимодействие с миром. Под более эффективным взаимодействием с миром мы понимаем как достижение большего успеха в различных сферах внешней деятельности, так и большее спокойствие, уверенность, создание гармоничных, основанных на большем взаимопонимании и любви отношений.
При этом эти навыки являются устойчивыми и эффективными, то есть использование их в дальнейшей жизни самостоятельно постоянно воссоздает те результаты, на которые они рассчитаны. Естественно, эти изменения возможны не за счет чудес или некоей мистики.
В основе предлагаемого подхода лежит более глубокий взгляд на мир, взгляд, открывающий причины происходящего, дающий возможность влиять на эти причины и добиваться гораздо более ярких и вдохновляющих результатов в своей жизни.
Этот подход позволяет определиться со своими целями - чего ты на самом деле хочешь, мобилизовать энергию, большая часть которой в обычном состоянии не используется человеком, и правильно направить эту энергию, свои усилия, так, чтобы достичь своих целей. При этом за счет эффективного направления усилий, открывается возможность достигать даже те цели, путь реализации которых неизвестен: непонятно, как двигаться и куда, откуда возьмутся требуемые результаты. Опыт выпускников тренингов показывает, что это действует самым удивительным образом: к концу требуемого срока, из усилий, из серии, казалось бы, случайных совпадений, возникает результат - результат, в возможность которого изначально было трудно поверить.
Ценность этого процесса заключается, во-первых, в этих самых результатах, во-вторых, в том, что с каждым полученным результатом расширяется, раскрывается масштаб личности человека, он становится более центрированным, более устойчивым, более достигающим. Повышается "качество жизни" - трудно определяемый, но интуитивно понятный показатель степени удовлетворенности своей жизнью. Обычно он тем больше, чем белее реализованы потенциальные возможности, присутствующие в жизни.
Среди результатов, получаемых выпускниками, реализация давно откладываемых дел, существенное увеличение доходов, смена работы на более желательную, повышение должности, создание собственного дела.
И практически все выпускники говорят об изменении взаимоотношений - с близкими, с друзьями, с сотрудниками на работе. Новые, созданные ими взаимоотношения, основаны на большей уверенности в себе, спокойствии и внутренней силе и включают большую открытость, доверие, а с близкими - взаимопонимание и любовь. Многие выпускники устанавливают теплые взаимоотношения с большинством других участников тренинга, существенно расширяя свой круг комфортного общения.
Надо сказать, что тренинги как форма активного обучения издавна известна и в природе и в человеческом обществе. Так, кошка, поймав мышь, дает поиграть ее котенку - тренирует его навыки охотника.
Спорт, армейская подготовка, лабораторные работы в институте, всевозможные практикумы- все это различные виды тренингов. Общим в них является:
· Наличие профессионально подготовленного специалиста, обладающего, к тому же, навыками или технологией обучения;
· Безопасное пространство, допускающее возможность наличия ошибки обучаемым (возможность ошибаться - неотъемлемая часть процесса обучения);
· Наличие у обучаемого интереса или другого стимула к обучению (тренировка, как правило, связана с преодолением инерции и других видов дискомфорта);
· Среда, в той или иной степени имитирующая реальную ситуацию, в которой в дальнейшем придется проявлять приобретенные навыки.
Тем не менее, тренинги личностного роста и профессионального совершенствования широкое распространение получили в последние два десятилетия. В наше время, в условиях обвального роста объема информации и развития новейших технологий, когда опыт старшего, живого, здравствующего и полного сил поколения становится практически не пригодным для реализации в обществе, особенно актуальным становится вопрос адаптации человека к быстро меняющимся условиям жизни, освоения им новых навыков и способов взаимодействия с миром. Именно тренинги позволяют наиболее эффективно решать эту задачу.
Но есть и еще один важный аспект, который определяет причину и важность распространения тренингов личностного роста и духовного развития в настоящее время.
Степень разобщенности человечества, его агрессивности по отношению друг к другу, одних групп людей по отношению к другим группам, одних стран по отношению к другим странам достиг высочайшего уровня, явно и разрушительно влияющего на экологию Земли. Точно так же, как агрессивный человек разрушает взаимоотношения с окружающим миром, людьми, создает ненависть в окружающем пространстве, отталкивающем от него все живое, и притягивающем к нему таких же людей, полных ненависти, точно так же и человечество в целом своей агрессией создает катаклизмы в масштабе Земли.
Одновременно внутри этого деструктивного процесса происходит и возникновение прямо противоположного процесса - процесса осознания человека как части человечества, единства человечества как живого организма и одновременно единства человечества со всей природой Земли и самой Землей. Осознание этого не как мысли, а как одного из объективных законов Вселенной, как реальности. И, соответственно, построение жизни - индивидуальной, групповой, коллективной - в соответствии с этими принципами. И открытие - не как мысль, а как проявление реальности - что, как и в случае с любым объективным законом природы, действие в соответствии с ним дает возможность получать качественно иной уровень результатов. Аналогично тому, как построить летающий самолет или ракету можно только в соответствии с законом всемирного тяготения, Точно так же, построить действующую, эффективную, приносящую не сиюминутные удовольствия, а глобальное удовлетворение, наполненную жизнь, можно только в соответствии с универсальными законами Вселенной. Эти законы в той или иной мере на сегодня известны - по крайней мере, на уровне понимания. Они и положены в основу принципов, на которых базируются эффективные тренинги личностного роста, они же и определяют эффективность этих тренингов.
3. Как проходил «Тренинг личностного и творческого развития»
На первом этапе участники группы представлялись по очереди, высказывая субъективное видение своего внутреннего мира, и того, что они представляют из себя. Это фиксировалось письменно для дальнейшего анализа. Остальные участники группы делали эмоциональный отклик на высказанное, и делились свои первым впечатлением о данном участнике. Что было замечено сразу, это то, что чаще всего субъективное и объективное суждение не совпадало.
В процессе следующей встречи группа анализировала свои страхи. Задание состояло в том, чтобы определить все свои страхи и с помощью группы попытаться найти пути их преодоления. После анализа страхов многие участники выяснили истинную причину появления их страхов. Ответ на мой вопрос, почему я боюсь любой манипуляции со стороны врачей пришёл только спустя несколько дней в виде инсайта во время сна.
На следующей встрече тренер предложил выполнить упражнение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение». Участники разыгрывали сценки, пытаясь ответить на провокацию тремя вышеперечисленными типами реакций. Эти ролевые ситуации рассчитаны на углубление и совершенствование социализации, коррекции ценностных и нравственно-этических установок участников и связанного с ними внутреннего психологического самочувствия. Основной задачей проигрывания ролевых ситуаций считается развитие коммуникативных функций и коррекция навыков общения, снятие "зажимов" и "комплексов". Эту общую задачу можно разделить на ряд более частных: активизация невербальных языков общения; развитие эмпатического потенциала, умения концентрироваться на партнере по общению; отработка спонтанного поведения; легкость действий в присутствии других людей; умение легко и гибко ориентироваться в типичных ситуациях житейского и бытового плана, простейших конфликтах производственного и личного характера; умение правильно вести себя в ситуации конфликта вплоть до самых сложных и лично значимых ситуаций. После такого упражнения мы смогли выявить у себя ведущий тип реагирования, и что замечательно, что в неприсущем типе реагирования, участник группы не мог справиться с выполнением задачи.
Следующая часть встречи состояла в разработке и анализе оперативного (планирование на 2 месяца) и стратегического (планирования на 5 лет) планирования в работе и личной жизни.
При проработке вопросов, поставленных перед нами в 3 части тренинга проводилась работа с диалогом. Задача диалога заключалась в том, чтобы любыми доводами убедить собеседника в своей точке зрения. Во время проведения диалога было видно, что наибольших результатов достигали те убеждения, в которых отсутствовало отрицание, чувствовалась уверенность в своей позиции и постоянно звучало утверждение типа: “Да, но…”.
Следующая часть встречи включала в себя сочинение рассказа с последующим его анализом. В начале упражнения участники тренинга каждому в группе говорили свои ассоциации (не менее трёх), которые он у них вызывает. Ассоциации не должны были называть людей или сказочных персонажей. Каждый участник записывал ассоциации, перечисленные группой, в свой адрес. Далее выбирал ассоциацию наиболее характерную для него и начинал писать рассказ, темой которого являлась выбранная ассоциация.
Далее группа проводила анализ рассказа каждого участника тренинга. Рассказ выявляет подсознательные процессы в жизни и характере личности, скрытые мотивы, желания, потребности. Те стороны личности, которые скрываются внутри нас. Анализируя рассказ, мы как бы открываем дверь в бессознательное и выводим наше внутреннее состояние в сознание, пытаемся посмотреть на себя со стороны.
Следующей темой было то, как мы относимся друг к другу. Проблемы внутреннего ребенка. Осознание состояний ЭГО (ребенок, взрослый, родитель).
Состояния ЭГО состоит из трех структур: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. В позиции "Родителя" могут быть "карающий Родитель" - указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки и "опекающий Родитель" - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды. Позиция Взрослого предусматривает спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
На тренинге участникам тренинга было предложено погрузиться в состояние своего ребенка, вспомнить какими мы были в детстве, какое было наше детство и сравнить ощущения детства с ощущением действительности. В результате мы анализировали, что же мешает нам быть такими счастливыми, какими мы были в детстве и что нам мешает общаться с нашим внутренним Ребенком.
На встрече, посвященной арттерапии и драмтерапии мы выражали наши эмоции через рисунок, где нам было предложено нарисовать цветными карандашами рисунки на следующие темы: “Моя семья”, “Мои чувства”, “Мои переживания”, “Мои страхи”, “Дом, дерево, человек в действии”, “Мой мир” и “Счастье”.
В рисунках снова отразилось наше бессознательное: наши эмоции, как мы воспринимаем окружающий мир, наши скрытые проблемы, внутренние конфликты. То, что каждый из участников группы тщательно пытался скрыть от остальных, достаточно ярко проявилось в этом упражнении.
Из анализа рисунков и рассказа можно с уверенностью утверждать, что проективные методики диагностики психических процессов очень важны при диагностике личности, его психики, его отношения к себе и к другим.
В заключение мы создавали проект собственного развития, где прописывали все этапы своего пути к самосовершенствованию, действия, ведущие к саморазвитию.
Заключение
Анализируя вопрос об эффекте тренинга, можно сделать вывод о том, какие изменения произошли с участниками в процессе прохождения тренинга.
1. Развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов, частичное избавление от внутренних конфликтов и комплексов, умение распознавать природу страхов и пути их устранения.
2. Повышение самооценки, уверенности в себе.
3. Развитие воображения, умение нестандартно, оригинально мыслить.
4. Повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию.
5. Приобретение механизмов, способствующих контролированию своего эмоционального состояния.
6. Участники в ходе тренинга определились в том, какой они видят свою дальнейшую жизнь.
Что касается меня, то эффективность тренинга я смогла оценить сполна только через 2 месяца. У меня изменилось отношение к самой себе, повысилась самооценка, я стала более оптимистичной и уравновешенной. Наладились отношения в семье. Во время тренинга я не могла понять причину своей агрессии и апатии, но когда мне указали на то, что необходимо структурировать время, я избавила себя от активной деятельности, навязанной извне, осознала, что это было не моим желанием это выполнять, а чужим.
Необходимо дополнительно сказать, что 3 человека не смогли справиться с эмоциональным напряжением, которое возникает во время тренинга, и они прекратили посещение тренинга. Это может говорить нам о неготовности данных личностей менять что-либо в своей жизни и в себе.
Тренинг - это необходимое мероприятие для тех, кто хочет что-то изменить, однако мы должны быть готовы к тому, что придётся пройти через неприятные моменты осознания того, что мы не приемлем в себе, что прячется глубоко в подсознании и в глубине души.
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Оценка финансовых результатов и использование прибыли |
Отчёт по практике | Обоснование стратегии развития организации в сфере городского хозяйства в современный период (на примере Администрации муниципального образования Таловского сельсовета Юргамышского района Курганской области) |
Отчёт по практике | Технология продукции общественного питания |
Отчёт по практике | Отчет по практике в Анапском таможенном посту |
Отчёт по практике | Предварительное расследование |