Виды лекций
Лекции, как формы изложения материала, делятся на разные виды.
- На первом занятии по данному курсу читается вводная лекция. На ней студенты получают информацию о предмете в общем виде, знакомятся с принципами работы по данному учебному курсу. Лектор перечисляет задачи предмета и указывает, какое место преподаваемый предмет занимает среди других смежных дисциплин. Понять, что ждет на протяжении изучения курса, поможет краткое изложение всего курса, направления развития в отрасли, а перечисление ученых, достигших в изучаемой сфере высот, сможет вдохновить студентов к изучению материала. На этой же лекции дается перечень литературы, которая поможет подготовиться к зачету, экзамену, написать курсовую работу.
- Лекция, на которой лектор излагает материал для конспектирования и лучшего запоминания студентами, называется информативной. Такие лекции очень часто применяются в вузах.
- Обзорная лекция позволяет изложить информацию в общих чертах, без излишней детализации.
- Подняв на рассмотрение на лекции проблемную сторону изучаемого вопроса или ситуации, можно дать студентам новые знания. Проблемная лекция, как правило, проводится в форме диалога между студентами и лектором, благодаря этому есть возможность проводить лекционные занятия с элементами исследовательской деятельности. Таким образом, суть проблемы можно выяснить, узнав общее, коллективное мнение на счет проблемы, а после сопоставив и проанализировав все точки зрения.
- Визуальное восприятие материала считается одним из лучших методов его запоминания. Поэтому визуализация данных, как форма проведения лекции достаточно популярна в современных вузах. На таком занятии преподаватель с помощью аудио- и видеотехники воспроизводит материал, а его функция заключается в комментировании того, что студенты видят на экране.
- Бинарная лекция - диалог двух преподавателей (как вариант - студента и преподавателя, практика и ученого).
- Лекция с допущением ошибок применяется, чтобы проверить и повысить внимательность студентов. Ошибки могут быть разными - содержательными, методологическими, методическими. В конце занятия происходит разбор и обсуждение ошибок.
- Конференция - научно-практическое занятие, на котором рассматривается проблема путем выступления студентов с десятиминутными докладами. Все доклады готовятся заранее и должны соответствовать программе, заявленной преподавателем. Так можно за короткий участок времени детально изучить проблему. Под конец пары лектор подводит итоги, рассказывает о моментах, которые были упущены.
- Консультация может быть организована в форме "вопрос-ответ", а может - "вопрос-ответ-дискуссия", когда лектор дает новую информацию, выслушивает вопросы студентов, дает ответы на них.