МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Дипломная работа
Проблема пропаганды наркомании на страницах
печатных и виртуальных молодежных изданий
Допустить к защите:
_______________
Заведующий кафедрой
Выполнила
Студентка V курса
Нарыжная Марина Викторовна
Научный руководитель:
Александрова Н. Н.,
к.и.н., доцент
МОСКВА 2006
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….С.1
Глава I Современное состояние проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ……………………...С.5
1.1. Общие характеристики современных молодежных СМИ……...…..С.7
1.2. Цель CМИ при освещении проблемы наркомании………...……….С.8
1.3. Причины актуальности проблемы пропаганды в молодежной прессе…………..……………………………………………………………С.9
1.4. Влияние идеологии Запада…….……………………………………..С.14
1.5. Законодательство РФ о понятии «пропаганды наркотических веществ»…………………………………………………………………...С.17
1.6. Ситуация с пропагандой наркомании в Интернете...………………С.20
1.7. Правила освещения журналистом проблемы наркомании……...…С.22
Глава II Практические рекомендации по созданию установки на неприятие наркотиков в печатных и виртуальных молодежных СМИ…………...…………………………………………………………..С.25
2.1. Темы, от освещения которых следует отказаться..………………...С.26
2.2. Выбор источника информации………………………………………С.35
2.3. Безграмотное построение материала………………………………..С.37
2.4. Ошибки при обращении со словом………...……………………….С.39
2.5. Использование статистических данных…………………...………..С.41
2.6. Значение выбора заголовка……………………………………….…С.41
Заключение……………………………………………………….…….….С.43
Литература…………………………………………………………………С.46
Введение
Современное общество всерьез обеспокоено эпидемией наркомании, ежегодно уносящей сотни тысяч человеческих жизней.
Федеральная служба наркоконтроля оценивает количество наркоманов в России в миллионы человек (от трех до восьми миллионов).
Средства массовой информации являются основным источником информации в современном обществе, играют важную роль в формировании общественного мнения и молодежной культуры. Именно СМИ могут создать в обществе отрицательную установку на употребление наркотических средств. Поэтому СМИ отведена главная роль в борьбе с наркоманией, в профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни среди населения России.
В то же время, несмотря на запрещение законом пропаганды наркотиков, открыто продолжают выходить в свет материалы, пропагандирующие наркоманию и сводящие на нет всю профилактическую деятельность СМИ. Без преувеличения можно сказать, что каждый материал, каждое неосторожное слово способно подтолкнуть человека к употреблению наркотиков (особенно подростка, более подверженному влиянию средств массовой информации).
Проблема пропаганды наркомании в средствах массовой информации всерьез беспокоит журналистское сообщество. Именно сейчас, чтобы препятствовать пропаганде наркомании в СМИ, известными журналистами все чаще ставятся вопросы о создании специальной экспертной комиссии, для отслеживания фактов пропаганды в СМИ; о создании единой концепции для СМИ при освещении проблемы наркомании; об обучении журналистов, пишущих по проблеме; о создании специализированного профессионально-этического кодекса для журналистов; о регулировании законодательной базы и др.
Вопрос об устранении пропаганды наркомании в прессе требует скорейшего разрешения, так как регулярная пропаганда наркомании в прессе приведет к тому, что через несколько лет употребление наркотиков будет рассматриваться обществом как допустимое, пусть и нежелательное, поведение, так же, как употребление алкоголя и никотина. А это абсолютно недопустимо, учитывая разрушительное влияние наркотиков на организм человека (наркоман с момента начала употребления живет, в среднем, от трех до пяти лет).
Можно сделать вывод, что промедление решения проблемы пропаганды наркомании в СМИ через несколько десятилетий поставит под вопрос существование человеческого сообщества.
Для начинающих журналистов очень важно не только понять значение проблемы пропаганды наркомании, но и построить свою журналистскую деятельность таким образом, чтобы избежать в материалах пропаганды наркомании и вести в СМИ борьбу с пропагандой наркомании.
Именно по этой причине целью данного исследования является анализ современного состояния проблемы пропаганды наркомании в средствах массовой информации.
Задачи исследования - рассмотреть современное состояние проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ; разработать практические рекомендации по созданию установки на неприятие наркотиков в печатных и виртуальных СМИ.
Объект исследования - пропаганда наркомании в современных российских молодежных СМИ.
Предмет исследования - технологические приемы, методы усиления эффективности пропаганды отрицательного отношения к наркотикам.
В качестве источников мы определили молодежные печатные и виртуальные издания, т.к. именно молодежные газеты и журналы часто становятся объектом обвинений в пропаганде наркотиков. Материалы молодежных виртуальных изданий по проблеме наркомании имеют ряд общих черт с материалами молодежных печатных СМИ, как по тематике, так и по содержанию. Это дает нам возможность объединить для исследования проблемы пропаганды наркомании в данной работе как печатные, так и виртуальные молодежные СМИ.
Хронологические рамки исследования - 2001 - 2006 год.
Критерием отбора печатных изданий стали результаты рейтинга популярности печатных СМИ в молодежной аудитории11 Массовая и экспертная оценка эффективности СМИ, средств культуры и искусства в патриотическом воспитании молодежи/Официальный сервер правительства Москвы/http://www.mos.ru. Таким образом, в процессе данного исследования нами были проанализированы молодежные журналы «Молоток», «Ровесник», «Кул» (Cool), «Кул-гел» (Cool girl), «Штучка», «Неон».
Критерием отбора виртуальных изданий стали результаты рейтинга антинаркотических ресурсов Narcotop22 Рейтинг антинаркотических ресурсов Рунета Narcotop/http://top.nodrugs.ru/ , определяющего самые посещаемые сайты, посвященные проблеме наркомании. Так, нами были проанализированы виртуальные молодежные издания «Без наркотиков» и «Наркозона».
Структура работы. Дипломное сочинение состоит из введения, двух глав, посвященных теоретическому и практическому разбору проблемы пропаганды наркомании, и заключения.
В первой части рассматривается современное состояние проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ:
- приводятся общие характеристики современных молодежных СМИ;
- рассматривается теория о влиянии идеологии Запада на современные СМИ;
- определяется цель СМИ при освещении проблемы наркомании;
- освещаются причины актуальности проблемы пропаганды наркомании в молодежной прессе;
- выявляются противоречия в российском законодательстве относительно пропаганды наркомании в СМИ;
- оценивается ситуация с пропагандой наркомании в сети Интернет;
Вторая часть посвящена попытке разработать практические рекомендации по созданию установки на неприятие наркотиков.
На основе виртуальных и печатных молодежных материалов, посвященных проблеме наркомании, мы рассмотрели:
- наиболее часто освещаемые журналистами аспекты проблемы наркомании;
- используемые журналистами источники информации;
- способы построения материалов о наркомании;
- выбираемые для описания проблемы слова;
- примеры использования в материалах статистических данных по наркомании;
- примеры заголовков материалов по проблеме.
На основе изученных материалов мы постарались определить, где чаще всего журналисты допускают неосторожные высказывания по отношению к наркотикам, которые можно расценивать как пропагандирующие наркоманию, и разработать требования для работы журналиста над материалами по проблеме, чтобы свести к минимуму возможность пропаганды наркомании.
Данная работа носит, прежде всего, практическое значение. Мы постарались объяснить начинающим журналистам, пишущим материалы по проблеме наркомании, необходимость борьбы с пропагандой наркомании на страницах молодежных изданий; составить рекомендации, при использовании которых материал будет способствовать возникновению у читателей отрицательного отношения к наркотикам.
Глава I Современное состояние проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ
О масштабах распространения наркомании (от греч. «наркозис» - сон, оцепенение; «мания» - страсть, безумие) в России говорит официальная статистика на 2005 год.
По данным Федеральной службы РФ по наркоконтролю сейчас в стране около 500 тысяч явных наркоманов (состоящих под диспансерным наблюдением) - это, по самым оптимистичным подсчетам, одна десятая от общего числа злоупотребляющих11 В 2005 году от передозировки наркотиками умерло 100 тыс. россиян/Newsru.com/ http://www.newsru.com/russia/16feb2006/narco.html .
«Наркомания - не только серьезная болезнь, но и проблема, распространение которой кому-то выгодно»22 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/Украинский информационный центр по проблемам алкоголя и наркотиков/ http://www.adic.org.ua/nosmoking/books/media/page01.htm . С точки зрения маркетинга, наркотики являются идеальным товаром, потому что формируют психологическую и физическую зависимость потребителя от продукта и вынуждают к его постоянной покупке33 Маркова Н.Е. Культуринтервенция//Нет наркотикам/http://www.narkotiki.ru/research_5375.html. В сочетании с бешеной стоимостью и с быстро возрастающим спросом (один наркоман за свою жизнь привлекает к употреблению около 20ти человек44 Некоторые факты статистики: рост наркомании в России и в мире/Профессиональная медицина/ http://www.pmed.ru/article1.php) наркотик приносит огромный доход нелегальному бизнесу (стоимость 1т. сырья после переработки в кокаин возрастает более чем в 12 тыс. раз55 Маркова Н.Е. Культуринтервенция//Нет наркотикам/http://www.narkotiki.ru/research_5375.html ).
Основными потребителями наркотиков является молодежь в возрасте 12-25 лет66 Там же.. По информации Минздрава России, в 2005 году средний возраст приобщения к наркотикам в РФ составляет 15-17 лет, участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9-13 лет и детьми 6-7 лет77 Некоторые факты статистики: рост наркомании в России и в мире/Профессиональная медицина/ http://www.pmed.ru/article1.php .
Это связано с укоренившимся в сознании молодежи представлением о том, что употребление наркотиков:
- необходимо, причем во всех сферах жизнедеятельности человека (наука - «наука и наркотики всегда идут рука об руку»11 Лекарство от жизни//Молоток/http://www.zabey.ru/rpages.php?id2=dfaq&dfaq=2003-10, творчество - помогает «пофантазировать»22 Децл тоже против//Молоток/http://www.zabey.ru/rpages.php?id2=dfaq&dfaq=2002-47 и др.);
- приятно («находящимся под их воздействием кажется, что все отлично»33 No future//Молоток/http://www.zabey.ru/rpages.php?id2=dfaq&dfaq=2002-44);
- способно приносить пользу («все наркотические средства в первую очередь обезболивающие»44 Лекарство от жизни//Молоток/http://www.zabey.ru/rpages.php?id2=dfaq&dfaq=2003-10, «каннабис…признали полезным при астме, невралгии, эпилепсии, запое»55 Там же.);
- способно решить проблемы («на какое-то время ликвидируют чувство тревоги и неуверенности в своих силах»66 FAQ по наркотикам//Narcozona.ru/http://www.narcozona.ru/pnDOC.html ;
- исторически оправдано («Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений»77 Наркотики и общество: история//Narcozona.ru/http://www.narcozona.ru/noDOC.html.
«Есть только 3 причины чтобы не употреблять наркотики: страх смерти, воспитание… и когда это не нужно… И миллиарды причин, чтобы употреблять»88 Имя - наркоман//Молоток/ http://www.zabey.ru/rpages.php?id2=dfaq&dfaq=2003-23.
В распространении информации о наркотиках средства массовой информации играют главную роль - 56,6 % подростков первые сведения о наркотиках получают именно из СМИ, 31,1% - от сверстников, которые, в свою очередь, получают информацию из СМИ99 Спорт против наркотиков//Физическая культура/http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1999N3-4/p61-63.htm.
Молодежные печатные и виртуальные СМИ часто обвиняются общественностью в пропаганде наркомании. Причины и обоснованность подобных обвинений, законодательно-правовые аспекты пропаганды наркомании, общие характеристики современных молодежных СМИ, профессионально-этические качества, необходимые журналистам для работы над проблемой наркомании будут подробно рассмотрены в данной главе.
1.1. Общие характеристики современных молодежных СМИ
За последние десять лет в Российской Федерации структура средств массовой информации для молодежи претерпела существенные изменения, как в тематическом, так и в количественном плане11 Доклад бывшего Министра образования РФ Владимира Филиппова/Всероссийский форум «СМИ - новое поколение»/http://www.newpress.ru/filippov.htm. С одной стороны, значительно выросло общее количество СМИ, ориентированных на молодого читателя. С другой - такой количественный рост, не подкрепленный кадровым потенциалом на фоне существовавшей политической и социально-экономической ситуации, привел к остро негативным последствиям в информационной среде.
В Российской Федерации зарегистрировано свыше 350 периодических изданий для молодежи. Суммарный тираж этих изданий составляет до 3 млн. экземпляров ежемесячно22 Там же..
На современном российском рынке печатных СМИ для молодежи доминируют издания развлекательного характера (их совокупный ежемесячный тираж составляет до 75 процентов от тиража всех типов юношеских и молодежных изданий)33 Там же..
Во всем спектре юношеской и молодежной прессы слабо представлены издания обучающего и познавательного характера44 Там же..
Говоря о современной молодежной прессе России и Казахстана, Сагымбай Козыбаев, профессор, д.и.н., президент Академии журналистики Казахстана, совершенно справедливо отмечает: «В настоящее время с сожалением приходится констатировать, что на рынке прессы для молодежи безраздельно властвуют российские или западные издания, адаптированные для молодежи СНГ, такие как «Cool», «Птюч», «YES», «Ровесник» и др., что еще раз наглядно подтверждает глобализацию информационного рынка. Подобные издания делают упор на развлекательную информацию. Издания идут на поводу у аудитории (которая предпочитает читать о музыке, шоу-бизнесе, сексе, сплетнях), не стремятся поднимать её культурный и образовательный уровень. Огромный крен в молодежных СМИ в сторону музыки, развлечений, моды, анекдотов, приколов»11 Козыбаев С. Какой быть молодежной прессе//Адисоз/http://www.adilsoz.kz/old/l&l/2002/010/09/01page.htm.
1.2. Цель СМИ при освещении проблемы наркомании
Соглашаясь с тем, что основным назначением современных молодежных изданий является развлечение читателя, определим, в чем заключается их цель при освещении проблемы наркомании.
СМИ, несомненно, могут влиять на уровень потребления наркотических веществ в обществе22 Андреева Т., Довбах А., Красовский К. Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках/ http://www.adic.org.ua/nosmoking/books/media/page01.htm. Являясь основным источником информации о наркотических веществах, каждый материал способствует формированию общественного мнения по отношению к проблеме наркомании. И хотя один конкретный материал в СМИ вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию, каждый материал вносит свою лепту в то, чтобы склонить общественное мнение в ту или иную сторону33 Там же..
Цель СМИ при освещении проблемы наркомании - способствовать возникновению у аудитории отрицательного отношения к наркотикам.
«СМИ могут давать необходимые знания о вреде наркотиков, способствовать формированию установки на здоровый образ жизни и неприятие наркотиков. Но СМИ могут способствовать и обратным процессам. Это особенно важно предусмотреть и предупредить при освещении проблемы наркомании, чтобы не получить не планируемого обратного эффекта (пропаганды наркотических средств)»11 Головченко Д.А. Роль прессы в профилактике наркомании/Харьковский институт социальных исследований/http://www.daria.dem.ru/pressa.htm.
Неправильное освещение журналистами вопроса наркомании провоцирует пропаганду наркотиков среди молодежи и осложняет борьбу с этой проблемой22 В столице Грузии прошел семинар для журналистов, посвященный борьбе с наркоманией// Кавказ.Мемо.ру/ http://www.kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/805804.html.
1.3. Причины актуальности проблемы пропаганды в молодежной прессе
Рассмотрим основные причины, по которым проблему пропаганды в молодежной прессе можно считать актуальной.
«Авторами большинства материалов о борьбе с наркоманией являются начинающие журналисты, которые зачастую не владеют специальными медицинскими познаниями в данной области, не знакомы с законодательством, регулирующим вопросы борьбы с наркоманией»33 Решение клуба журналистов//Европейские города против наркотиков (Россия)/
http://www.ecad.ru/2003-05.html.
К частым ошибкам, допускаемыми молодыми журналистами, можно отнести следующие:
Это ведет к тому, что «продолжают появляться материалы, которые можно расценивать как скрытую пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»11 Решение клуба журналистов//Европейские города против наркотиков (Россия)/
http://www.ecad.ru/2003-05.html.
Эксперты свидетельствуют, что сложные материалы в СМИ проходят предварительную экспертизу (юридическую, экспертную), но журналисты, пишущие на тему наркомании почему-то редко показывают свои материалы специалистам. Сами журналисты отмечают, что всем коллегам по перу не хватает компетентности, а порой и элементарных знаний для правильного освещения грандиозной общественной проблемы, и этот пробел необходимо компенсировать.
Среда наркоманов постоянно обновляется, поэтому журналистам, пишущим на тему наркомании, надо постоянно учиться, использовать в своих материалах новые данные, чтобы правильно освещать проблему.
- Стоит ли вообще говорить о наркомании?
Журналисты высказывают следующие мнения:
Учитывая актуальность проблемы наркомании для подростков, молодежные издания чаще склоняются к тому, что говорить о наркомании необходимо.
- Запугивать ли молодежь, освещая только негативные аспекты проблемы?
Большинство журналистов в своих материалах используют информацию угрожающего и предостерегающего характера. Практика показывает, что подобный подход не всегда эффективен.
«Профилактические программы, которыми нас снабжают западные борцы с наркоманией, строго-настрого запрещают пугать детей наркотиками. Оказывается, надо показывать как отрицательные, так и положительные стороны наркомании. Подросток должен сделать «свой выбор». На самом деле, такая противоречивая информация создает когнитивный диссонанс и не позволяет возникнуть нужной отрицательной установке»11 Как из нас делают наркоманов без помощи наркотиков//Нет наркотикам/ http://www.narkotiki.ru/press_5566.html.
Когда в 1987 году американцы начали всерьез бороться с наркоманией, они сделали ставку именно на запугивание. Один из плакатов, например, изображал молодого человека с дулом пистолета, вставленным в ноздрю, и лаконичной надписью «Кокаин». Эта пропагандистская кампания имела потрясающий результат - количество наркоманов уменьшилось наполовину.
В большинстве своем, специалисты оценивают влияние современных молодежных СМИ как «неадекватное сложившейся ситуации»66 Щеглова И. Пишем о наркомании. Подразумеваем?//Интернет-газета Vsluh.ru/ http://www.vsluh.ru/news/society/4044.html, провоцирующее к употреблению наркотиков. О.В. Шарапова, заместитель министра здравоохранения: «Дешевая сенсационность материала, безапелляционные и в значительной части ложные суждения, идущие вразрез со здравым смыслом, подмена понятий и беззастенчивое манипулирование читателем - все это, безусловно, способно оказать негативное влияние на формирование устойчивости несовершеннолетних к потреблению наркотиков. При охвате подобными «статьями» значительной части молодежной аудитории, мы в праве ожидать увеличения потребления наркотических средств в популяции несовершеннолетних»11 Мифотворчество как рекламный прием//Нет наркотикам/http://www.narkotiki.ru/ecolumn_5290.html.
1.4. Влияние идеологии Запада
Существует теория, что все современные средства массовой информации (не только молодежные), считающие своей аудиторией, в том числе, молодежь 12-25 лет, занимаются скрытой пропагандой наркомании. Создатель данной теории - Н.Е. Маркова, руководитель центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, автор научно-популярной монографии «Культуринтервенция» - первой в России предложила рассматривать эпидемию наркомании как результат информационного воздействия - драгмаркетинга - и разработала методику борьбы с ним.
Сущность теории в следующем. Все каналы СМИ поставляют для детской и юношеской аудитории один и тот же набор явно идеологически окрашенной тематики22 Маркова Н.Е. Культуринтервенция//Нет наркотикам/http://www.narkotiki.ru/research_5375.html:
1) Секс-пропаганда, содержащая дискредитацию секса как личностного акта половой любви и пропаганда секса в качестве развлечения. В основном это тема Fast-love (моментального спаривания), извращений и гомосексуализма.
2) Молодежная мода. Пропаганда шокирующей эпатажной моды с пропагандой различных субкультур, моды для дискотеки, унисекс, клеймения (татуировки, выбривания головы и т.п.). Таким образом, молодежной аудитории навязываются такие признаки внешнего облика, которыми раньше наделяли людей, от которых хотелось оградиться (заключенные, умалишенные).
3) Девиантность (отклонение, уход с пути, разрушение табу и общепринятых норм поведения). Сюда относится описание различных видов преступлений, публичного полового акта, нецензурная брань и т.д.
4) Мифология наркотиков. В неё входит пропаганда «безбашенности», «экстремальности», экстремальных видов спорта. Под этим всем скрывается завуалированная для непосвященного взгляда пропаганда наркотиков. Для того, чтобы нормальный человек пришел к наркотикам, надо, чтобы у него появилась «легкость в мыслях необыкновенная», чтобы он, по Пушкину, оказался «у бездны мрачной на краю». Для этого распространяется информация о возможности постижения мистики и сверхчувственного: об астрологии, ужасах, пришельцах, НЛО11 Маркова Н.Е. Культуринтервенция//Нет наркотикам/http://www.narkotiki.ru/research_5375.html . Таким образом, вокруг человека образуется мифологическая оболочка, которая способствует полной потере ориентации в жизни. Становится зыбкой грань между реальным и воображаемым. Непонятно, что хорошо, а что плохо. Все это подталкивает молодого человека к безответственному входу в мир наркотиков.
5) Рок-звезды и рок-музыка. Реклама звезды, сведения о её гонорарах, описание успеха и богатства, любовных приключений, сообщения о преступлениях и подверженности наркомании. Время от времени какая-нибудь из рок-звезд вдруг снимается в фильме в роли наркомана. Поскольку с образом «звезды» у молодых людей связываются их поступки и стиль жизни, понятно, какие примеры для подражания им навязываются.
6) Реклама мест и способов развлечений: реклама клубов, рок-концертов, дискотек, массовых праздников и других «тусовок».
Эти темы самым чудовищным способом вторглись в западное искусство, западные СМИ, а теперь и в нашу культуру. «Практически, все информационные продукты, которые поставляет нам Запад, имеют совершенно определенное воздействие, определенную идеологию, моделирующую у молодежи поведение человека, употребляющего наркотики, - говорит Наталья Маркова, - в настоящее время вполне уместно говорить об идеологическом захвате российской культуры, и, как ни грустно это осознавать, мы находимся в состоянии агрессивной культурной интервенции со стороны США и стран Западной Европы».
Как считают современные исследователи, на сегодняшний день практически нет ничего более опасного молодежи, чем смотрение телевизора или чтение молодежных журналов, потому что идеология, которая совершенно незаметным образом навязывается под видом отсутствия идеологии, пропагандирует наркоманию.
Средство борьбы с западной идеологией и пропагандой наркомании в СМИ, ориентированных на молодежь, Наталья Маркова видит в «оздоровлении информационного пространства»11 Как из нас делают наркоманов без помощи наркотиков//Нет наркотикам/ http://www.narkotiki.ru/press_5566.html. «Необходимо научить детей гасить информационные зажигалки»22 Там же. Уже второй год исследовательская группа Натальи Марковой проводит учебный курс для школьников 8-10-х классов, состоящий из шести уроков - «Барьер». В доступной форме подросткам объясняется, как работают разные информационные ловушки. В ближайшее время планируется обучение преподавателей для чтения курса в Петербурге, Новосибирске, Кирове, Вологде, Ставрополе.
Н.Е. Маркова считает, что если распространить этот опыт на всю Россию, то поменяются интересы аудитории, а значит, газетам и журналам придется печатать другие статьи, телекомпаниям - показывать другие передачи. Это и есть оздоровление информационного пространства.
К сожалению, эксперимент Натальи Марковой не получил широкой огласки и в качестве профилактики наркомании школьные преподаватели рекомендуют детям отслеживать, как освещается проблема наркомании в молодежных изданиях.
1.5. Законодательство РФ о понятии «пропаганды наркотических веществ»
В 1998 году был принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Статья 46 этого закона запрещает пропаганду наркотических средств и психотропных веществ11 Горбаневский М. О понятии «пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров//Журналист/http://www.journalist-virt.ru/2005/3/82.php.
Из первой части данной статьи следует, что пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - это деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях22 Там же..
Вторая часть запрещает пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, равно как пропаганду использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья33 Там же..
Есть еще статья 6.13 нового Административного кодекса, по которой пропаганда наркотических средств или психотропных веществ влечет наложение штрафа от 20 до 25 минимальных зарплат на гражданина, от 40 до 50 на должностных лиц и от 400 до 500 на юридических лиц. Остается только доказать в суде, что пропаганда наркотиков является пропагандой наркотиков.
Из-за плохой формулировки статьи 46 Федерального закона «О наркотических средствах…», возникают следующие вопросы.
- Насколько корректно с точки зрения современного русского языка само сочетание слов «пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»?
Слово «пропаганда» (от лат. рropagare - распространять) обозначает деятельность, направленную на то, чтобы повлиять на сознание индивидов, отдельных общественных групп или на общество в целом для достижения определенной, заранее намеченной цели11 Горбаневский М. О понятии «пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров//Журналист/http://www.journalist-virt.ru/2005/3/82.php.
По мнению Михаила Горбаневского, председателя правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС), слово «пропаганда» может вступать в семантические сочетания только со словами, обозначающими нечто абстрактное. Например, можно пропагандировать здоровый образ жизни, но нельзя пропагандировать витамины. Поэтому, в данном случае корректнее говорить о запрещении пропаганды наркомании, наркокультуры, то есть идей, взглядов или воззрений, способствующих распространению наркомании, но не запрещению пропаганды наркотических средств22 Там же..
- Насколько полно Закон «О наркотических средствах…» дает определение понятия «пропаганды наркотических средств»?
Первая часть 46 статьи Закона «О наркотических средствах…» определяет «пропаганду наркотических средств» как «сведения о способах, методах разработки, изготовления отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров».
Из этой формулировки следует, что для установления факта правонарушения требуется, чтобы в тексте содержались сведения о рецептуре, технологии изготовления, медикаментозного использования наркотиков, о местах, где они продаются и покупаются и т.д. Такой трактовки явно недостаточно, так как под нее попадает только самая явная и малая часть случаев пропаганды наркомании в СМИ11 Как из нас делают наркоманов без помощи наркотиков//Нет наркотикам/ http://www.narkotiki.ru/press_5566.html. Если бы в правовое пространство ввести наказание за косвенную пропаганду наркотиков, то возможно было бы проводить не только лингвистическую, но и психолингвистическую экспертизу статей, необходимую с точки зрения Михаила Горбаневского.
- Можно ли отличить пропаганду от информирования?
Информационная деятельность заключается в том, чтобы сообщать сведения о фактах и мнениях, тщательно сформулированных и четко разграниченных. Цель пропагандистской деятельности - не информирование, а убеждение, распространение только таких фактов, мнений и вымыслов, маскирующихся под факты, которые могут побуждать людей бездумно действовать в нужном пропагандисту направлении. Следовательно, нужно определить лингвистические критерии разграничения пропаганды и информации22 Горбаневский М. О понятии «пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров//Журналист/http://www.journalist-virt.ru/2005/3/82.php.
Таким образом, по мнению Михаила Горбаневского, практика настоятельно требует внесения изменений и дополнений в законодательную формулировку понятия «пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Это дало бы в руки не только журналистам, юристам, но и экспертам надежную правовую базу, позволяющую выработать однозначные лингвистические критерии и единообразные подходы к интерпретации данного понятия применительно к контексту тех или иных литературно-художественных и публицистических произведений.
Существуют и другие проблемы. Так, 46 статья Закона «О наркотических средствах» является статьей непрямого действия и не имеет своего выражения в Уголовном Кодексе Российской Федерации11 Как из нас делают наркоманов без помощи наркотиков//Нет наркотикам/ http://www.narkotiki.ru/press_5566.html. Поэтому осуществить какие-либо правовые взыскания по ней невозможно.
В том же законе четко сказано, что контролем за рекламой наркотических средств занимаются антимонопольные ведомства (в России - Министерство антимонопольной политики). Другое дело, когда это Министерство отказывается рассматривать книги на наличие пропаганды наркомании, невзирая на соответствующий приказ.
Следовательно, необходимо редактирование Уголовного Кодекса, создание аналитических разработок, создание специальных экспертных советов для того, чтобы можно было возбуждать уголовные дела в отношении изданий, интернет-ресурсов, которые допускают прямую пропаганду наркотиков»22 Там же..
1.6. Ситуация с пропагандой наркомании в Интернете
Ситуация в интернете коренным образом отличается, причем, в худшую сторону от той, с которой приходится сталкиваться в печатных средствах массовой информации. Благодаря открытости всемирной сети в ней совершенно спокойно действуют сотни сайтов явной или скрытой пронаркотической ориентации.
Так, например, содержание сайта, посвященному Кетамину, говорит само за себя - в каком виде и в какой обстановке «можно» употреблять Кетамин, каких психоделических (с греч. «просветляющих душу») последствий можно достичь и какой дозой и т.п.
Если внимательнее вчитываться в текст, найдутся и ненавязчивые намеки на легкость изготовления препарата («производить Кетамин намного легче, чем MDMA11 MDMA - экстази. - химикаты, необходимые для варки гораздо проще и гораздо безопаснее, поскольку он не является запрещенным наркотиком»22 Путешествие под кетамином//http://www.high.ru/drugs/substances/ketamine/trip_1.html), и на необходимость «тренироваться» до приема кетамина на других наркотиках («большинство считает, что Кетамин не следует применять без некоторого опыта в употреблении психоделических препаратов, разве что вы хотите испытать полное вне-телесное восприятие, которое наверняка изменит вашу жизнь»33 Там же.), и на «непривыкание» («я предпринимал путешествия еще пару раз... Это было интересно, но у меня нет желания повторять это»44 Там же.).
«Балуют» внимание пользователей интернета трактаты о безвредности марихуаны. Американская версия книги "Про травку - много и подробно" Брайана Джулина (защищенной законом об авторском праве) была переведена русскими поклонниками запретной марихуаны и опубликована в интернете. Преподносимая читателям информация называется максимально приближенной к достоверности, но «влияет на психику. Авторы и распространители не несут ответственности за перемены взглядов»55 Джулин Брайан. Про травку - много и подробно/http://www.palatax.boom.ru/drugs/propetis/Mj.htm.
Общий смысл текста можно свести к следующему: негативные последствия после приема травки не подтверждены научными исследованиями.
- Повреждает ли травка мозг?
- Травка вреднее сигарет?
- Умирают ли люди, "перекурив"?
- Ухудшает ли травка память?
- Может ли травка сделать моего дружка сумасшедшим?
- Является ли травка "начальным наркотиком"? Не ведет ли она к употреблению более сильных наркотиков?
- Марихуана снижает уровень тестостерона у подростков-мальчиков и вызывает различные нарушения здоровья и развития?
На вышеперечисленные вопросы автор отвечает отрицательно.
Так же в интернете с помощью поисковых систем можно найти электронную версию "Поваренной книги Анархиста" Ульяма Пауэлла, где автор делится своими познаниями в области наркоманской кулинарии (способами приготовления конопляного супа, пирожков и шоколадных бананов с гашишем), учит готовить наркотики из бананов, арахиса и грецких орехов.
Невозможно сосчитать безымянные странички, где наркоманы со стажем делятся своим опытом. В то же время зарегистрированные в качестве СМИ сайты, занимающие последовательно антинаркотические позиции, особенно финансируемые правительственными организациями, сталкиваются с порой необъяснимыми сложностями в своей повседневной деятельности. Их с большой неохотой ставят на поисковые машины, на них практически невозможно найти ссылок в сети. В то же время Интернетом пользуется около 4х миллионов детей и подростков11 Результаты общероссийского мониторинга 2002 Министерства образования Российской Федерации/Дистанционное образование/http://www.otrok.ru/teach/distobr/monit.htm, и он может играть важную роль в борьбе с распространением наркомании.
1.7. Правила освещения журналистом проблемы наркомании
В 2001 году был создан первый документ, формулирующий основные принципы, которыми должны руководствоваться журналисты при освещении проблемы наркомании - Декларация «Об ответственности журналистов российских электронных и печатных СМИ в освещении проблем профилактики злоупотребления наркотиками и противодействия их незаконному обращению22 Декларация об ответственности журналистов//Нет наркотикам/http://www.narkotiki.ru/ecolumn_4541.html.
В документе подчеркивается необходимость соблюдения журналистами норм профессиональной этики при обращении к теме наркомании, чтобы не допустить прямой и косвенной пропаганды наркотиков, расценивающейся как деятельность, несовместимая с журналистикой.
Мы считаем необходимым перечислить и прокомментировать в данной работе некоторые из положений Декларации.
- Четко формулировать перед своей аудиторией позицию отрицательного отношения к употреблению любых видов наркотиков и их незаконному обороту.
Во многом четкая формулировка зависит от того, насколько четко автор материала определил свою позицию по отношению к наркотикам, как отрицательную. По неосторожным высказываниям, которые можно расценивать как поощряющие наркоманию (или отдельные виды наркотиков), всегда можно усмотреть авторскую позицию. «У молодых людей, которые курят несколько раз в неделю, в течение полугода падает уровень тестостерона (это гормон мужественности). Печально, но факт»11 Секс, драгс - ну и че?//Молоток/http://www.zabey.ru/rpages.php?id2=dfaq&dfaq=2003-32.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Анализ производительности труда и резервы ее повышения |
Курсовая работа | Пути снижения издержек производства |
Курсовая работа | Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации |
Курсовая работа | Оборотные средства организации и эффективность их использования |
Курсовая работа | Институт опеки и попечительства |
Курсовая работа | Учет и анализ движения денежных средств |
Курсовая работа | Исследование рынка кофе Nescafe Classic |
Курсовая работа | Юридическая ответственность |
Курсовая работа | Аудит расчетов с покупателями и заказчиками |
Курсовая работа | Цены и ценообразование в рыночной экономике |
Курсовая работа | Организация коммерческой деятельности предприятия |
Курсовая работа | Оборотный капитал предприятий |
Курсовая работа | Развитие внимания у младших школьников |
Курсовая работа | Пути достижения конкурентного преимущества продукции на рынке |
Курсовая работа | Обстоятельства, смягчающие наказание |