1
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..….…2
Глава 1. Правовая сторона договора розничной купли-продажи:….……….…4
1.1. Понятие и особенности………………………………………………….…..4
1.2. Разновидности договора розничной купли-продажи………….…………11
1.3. Элементы договора розничной купли-продажи………………………….13
Глава 2. Содержание договора розничной купли-продажи:……………….…18
2.1. Права и обязанности продавца по договору…………………………..…18
2.2. Расчеты с покупателями………………………………………………..…28
2.3. Условия продажи некоторых видов продукции………………..………29
2.4. Какая информация должна содержаться на продовольственных товарах?бенности ее месторасположения я могут осуществлять денежные расчеты с покупателями без применения контрольно-кассовых машин.
Регистрация контрольно-кассовых машин производится в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в определенном порядке.
Оплату за товары в предприятиях торговли, получают кассиры контрольно-кассовых машин, а на предприятиях самообслуживания - контролеры-кассиры Завидов Б.Д. Договор: подготовка, заключение, изменение. М., 1997г.
.
Расчет с покупателями происходит в определенном порядке:
- кассир либо контролер-кассир называет сумму полученных от покупателя денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
- печатается чек на контрольно-кассовой машине;
- вслух кассир объявляет общую стоимость покупок;
- называет сумму причитающей покупателю сдачи и выдает ее покупателю вместе с чеком;
- только после окончательного расчета с покупателем, кладет полученные от покупателя деньги в денежный ящик кассового аппарата.
Работникам торгового предприятия категорически запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары. Так же запрещено требовать от покупателя самому разменивать деньги.
Расчет за товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производится только в едином кассовом терминале на выходе.
В залах с системой самообслуживания рекомендуется устанавливать отдельные кассы для расчета за покупки, состоящие из одного-двух предметов.
В непродовольственных предприятиях самообслуживания все расчеты производятся в едином кассовом терминале или кассах, установленных в местах выхода покупателей.
При возникновении претензии от покупателя по расчетам кассир либо контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации своего предприятия.
Возврат покупателям денежной наличности из кассы производится в установленном порядке по разрешению администрации.
2.3. Условия продажи некоторых видов продукции.
Продовольственные товары перед подачей в торговый зал или другое место продажи должны быть должным образом подготовлены (пройти предпродажную подготовку), - освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены либо обработаны соответствующим образом. В обязанности продавца входит: проверка качества товара по внешним признакам, наличие на продаваемый товар всей необходимой документации (сертификаты, накладные и т.п.) и информации о товаре, осуществление сортировки и отбраковки товара Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Под ред. О.Н.Садикова. Юридическая фирма Контракт; Инфра - М. - 2000.
.
В случае предпродажной расфасовки и упаковки развесных товаров продавцом, объем фасуемых товаров с небольшими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли. На упаковке с расфасованным товаром должно быть указано его наименование, вес, номер или фамилия фасовщика. При реализации продовольственных товаров, расфасованных и упакованных предприятием-изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.
При реализации товара в упакованном виде отдельная плата за упаковку не взимается. Для фасовки и упаковки товаров используются специальные материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов.
При просьбе покупателя продавец, осуществляющий продажу товара, обязан продать ему гастрономические товары в нарезанном виде. Хлеб и хлебобулочные изделия массой от 0,4кг и более (исключаются изделии в упаковке изготовителя) могут нарезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без дополнительного взвешивания. Хлеб и хлебобулочные изделия, реализуемые в местах мелкорозничной торговли продаются только в упакованном виде. пп.33-37 Правил розничной продажи.
Текстильные товары (ткани, нетканые материалы и изделия из них), трикотажные изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь перед подачей в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, включающую в себя:
- распаковку товара;
- рассортировку;
- тщательный осмотр товара;
- проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе;
- при необходимости, чистка и отутюживание изделии и их мелкий ремонт в случае необходимости.
Реализуемые товары в торговом зале должны быть рассортированы по видам, моделям и размерам. С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара. Одежда и обувь, товары для мужчин и женщин, а так же товары для детей размещаются в торговом зале отдельно друг от друга.
Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары - по видам меха. Каждый образец ткани должен сопровождаться информацией о названии ткани, ширине полотна, процентном содержании волокон, из которого она изготовлена, а изделия из меха - информацией о виде меха А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой, Учебник по гражданскому праву. Часть 2. - М.: Проспект. - 2001.
.
Весь товар должен иметь ярлыки с указанием наименования изделия, его артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья).
При реализации любых швейных изделий, а так же головных уборов, товаров из меха, обуви, в торговом зале обязательно должны быть оборудованы специальные места с примерочными кабинами с зеркалами, банкетками или скамейками.
При реализации покупателю шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объемных тканей производится путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, которая должна лежать на прилавке или на столе в расправленном положении без загибов и складок. Тонкие, легкие и все другие виды ткани отмеряются путем приложения и натяжения ткани к метру. Отмеривание всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, также может производиться способом наложения ткани на прилавок, на одной из сторон которого вмонтирована клейменая металлическая мерная лента. Запрещаются добавление к покупке отрезной ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом, если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено с лицевой стороны.
Продавец, осуществляющий продажу, при отпуске тканей, одежды, меховых товаров и обуви в присутствии покупателя проверяет качество товара (путем внешнего осмотра), точность меры (количество), правильность подсчета стоимости покупки.
Ткани, одежда, меховые товары и обувь должны передаваться покупателю только в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу Пп. 39-46 Правил розничной торговли..
Бытовая радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, другие технически сложные товары бытового назначения перед подачей в торговый зал или месту выдачи должны пройти предпродажную подготовку, в которую входит: распаковка товара, удаление с товара заводской смазки, пыли, стружек; детальный осмотр товара; проверка комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе, а также при необходимости сборку изделия и его наладку. Образцы предлагаемых на продажу товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования Пустозерова В.М. Оформление сделок купли-продажи. М., 1996г.
.
Порядок продажи оружия для самообороны.
Продажа гражданского оружия, которое предназначается для использования гражданами в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, основных частей (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка) гражданского или служебного (если их покупатели являются граждане, награжденные служебным оружием) огнестрельного оружия, а также патронов к гражданскому оружию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.12. 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии», правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.1998г. №814, а также особенностями, определенными Правилами продажи подобных товаров.
Каждая единица предлагаемого к продажи оружия (за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами) должна иметь индивидуальный номер оружия, изготовленного с 1 января 1994г., а также, клеймо и каждая первичная упаковка патронов - знак соответствия стандартам.
Вся информация о предоставленном на продажу оружии с учетом особенностей конкретной модели, должна содержать сведения о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней в художественно оформленных моделях оружия; порядке возврата продавцу для уничтожения технически неисправных механических распылителей, аэрозольных и других устройств, патронов, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, или указанных товаров, срок годности или хранения которых истек Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. Под ред. М.И. Брагинского, В.И. Витрянского. - М.: Фонд «Правовая культура». - 2001.
.
Предпродажная подготовка оружия и патронов может включать распаковку, расконсервацию, чистку и смазку оружия; вскрытие герметичных упаковок патронов; внешний осмотр оружия и патронов, проверку наличия на оружии клейма изготовителя и индивидуального номера и их соответствия установленным образцам и паспортным данным; проверку о наличии сведений о проведении в определенном порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезанным стволом, о виде, пробе и массе драгоценных металлов, виде, количестве и характеристике вставок из драгоценных камней, которые могли использоваться в художественно оформленном оружии; проверку комплектности, технического состояния оружия; наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе, правильности цены; при необходимости сборку и регулировку оружия.
Предполагаемые для продажи оружие и патроны должны быть размещены в торговом зале, иметь ярлыки с указанием наименования, марки, модели, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.
По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством механизма оружия, которое должно демонстрироваться в собранном и технически исправном состоянии Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций / Отв. Ред. О.Н. Садиков. М., 1997г.
.
Продажа оружия и патронов должна осуществляться при предоставлении покупателем следующих документов:
a. паспорта или другого документа, удостоверяющего личность покупателя;
b. лицензии на приобретение определенного вида и типа оружия;
c. лицензии либо разрешения на хранение, хранение и ношение оружия (для приобретения основных и запасных частей и патронов к оружию, принадлежащему покупателю);
d. документа, удостоверяющего право покупателя на охоту, и разрешения на хранение и ношение оружия, используемого в целях охоты (для приобретения охотничьего холодного оружия).
Одновременно с товаром покупателю передаются товарный чек, подписанный продавцом, непосредственно осуществляющим продажу, в котором указываются наименование товара и фамилия продавца, марка, тип, индивидуальный номер оружия, дата продажи и цена товара, сведенья о драгоценных металлах и драгоценных камнях, используемых в художественно оформленном оружии, сведения о произведенных контрольных отстрелах огнестрельного оружия с нарезным стволом (при отсутствии таких сведении в паспорте на оружие); установленные изготовителем комплект принадлежности и документы, а также заполненные продавцом разрешение на покупателя на приобретение (ношение, ношение и хранение) оружия или документ, удостоверяющий право покупателя на охоту Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999г.
.
При получении на руки товара покупатель проверяет правильность заполнения лицензии (разрешения) покупателя на приобретение (ношение, ношение и хранение) оружия или документа, удостоверяющего право покупателя на охоту (в отношении охотничьего холодного клинкового оружия), расписывается в лицензии, а также в книге учета продавца.
Покупатель при замене оружия, патронов ненадлежащего качества либо в случае их возврата при расторжении договора обязан предъявить продавцу документ, удостоверяющий его личность, а также лицензию (разрешение) на приобретение (ношение, ношение и хранение) оружия, владельцем которого он является, либо документ, удостоверяющий его право на охоту.
Замена некачественного оружия или патронов производится на модели, соответствующие виду и типу, указанным в лицензии (разрешение) покупателя на приобретение (ношение, ношение и хранение) оружия, владельцем которого он является, либо в документе, удостоверяющем его право на охоту. Замена некачественного оружия, патронов или их возврат при расторжении договора купли-продажи оформляется актом в установленном порядке.
2.4. Какая информация должна содержаться на продовольственных товарах?
Информация находящаяся на продовольственных товарах в первую очередь должна соответствовать обязательным требованиям стандартов.
Она подразумевает определенный набор сведений, к каждому виду товаров:
§ название всех содержащихся в этом товаре пищевых продуктов ингредиентов, включаю все виды добавок;
§ информацию о пищевой ценности (уровень калорийности данного продукта, процент белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), а также о весе и объеме данного товара;
§ назначение товара и сфера его применения (например, для детского питания, или для диабетиков, или просто биологические добавки);
§ каким образом и в каких условиях этот товар использовать (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
§ дату (полностью) изготовления и дата (полностью) упаковки товара;
§ противопоказания для употребления в пищу при наличии у покупателя отдельных видов заболеваний (этот пункт нужен для тех товаров, для которых важно наличие указании о противопоказании в определенных случаях при применении его);
§ данные регистрации в государственных органах (например, для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).
Покупатель вправе по требовать от продавца, показать ему удостоверение о качестве и безопасности продаваемой партии пищевых продуктов, которые изготовляются на территории Российской Федерации, или его заверенную копию.
2.5. Права и обязанности покупателя по договору.
Покупатель обладает в основном двумя обязанностями - оплатить и принять товар.
Момент возникновения обязанности оплатить товар проявляется только в таких договорах розничной купли-продажи, где момент заключения и исполнения не совпадают Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1996г.
. Например, договор, в содержании которого есть условие о предварительной оплате покупки; договор продажи в рассрочку или кредит.
Особенностями в договоре розничной купли-продажи в кредит служит то, что с покупателя снимется обязанность уплаты процентов за просрочку возврата кредита (т.е. оплаты товара) в порядке ст.395 ГК, одновременно с этим, он обладает правом досрочно оплатить взятый в кредит товар. Так же по договору купли-продажи в кредит предусматривается такая возможность за продавцом, как сохранение права собственности на товар до его полной оплаты. Следовательно, покупатель обладает правом владеть и пользоваться вещью в качестве ее нанимателя. Подобный договор «Наума-продажи» для нашего законодательства является новым и закреплен в ст.501 ГК РФ.
За покупателем также предусматривается такое право, как право обмена купленного товара на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (ст. 502).
Такое правило имеет особенность распространяться лишь на обмен некоторых непродовольственных товаров и существует, в соответствии с общими правилами, в течение 14 дней после покупки. Если более длительный срок не объявлен продавцом, покупатель может обменять купленный товар на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки, или комплектации в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, произведя при этом в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом Пустозерова В.М. Оформление сделок купли-продажи. М., 1996г.
.
Таким образом, обмен проводится по товару надлежащего качества и соответственно ни каких санкции к продавцу не применяется. Покупатель может не объяснять мотивы обмена, и тем более не доказывать причины несовместимости этого товара с его нуждами. Но необходимо соблюдение одного важного условия - что данный товар не находился в употреблении, а также сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца Пустозерова В.М. Оформление сделок купли-продажи. М., 1996г.
.
Право покупателя на обмен или возврат приобретенных товаров не может быть реализовано лишь в отношении некоторых видов товаров, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. К числу таких товаров относится, в частности:
ь товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские инструменты, медицинские приборы и аппаратура, средства гигиены полости рта, очковые линзы, предметы по уходу за детьми);
ь предметы личной гигиены;
ь парфюмерно-косметические товары;
ь текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, нетканые материалы типа тканей, метражные товары из тканей и нетканых материалов - ленты, тесьма, кружева и другие аналогичные товары);
ь швейные и трикотажные изделия _бельевые швейные и трикотажные, чулочно-носочные изделия);
ь изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (столовые и кухонные посуда и принадлежности, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортировки пищевых продуктов);
ь изделия из драгоценных материалов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценными камнями;
ь автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства механизации сельскохозяйственных работ;
ь прогулочные судна и иные плавательные средства бытового назначения;
ь товары бытовой химии;
ь мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
ь технически сложные товары бытового назначения, на которое установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электроны; бытовое газовое оборудование и устройства);
ь гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
ь животные и растения;
ь непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографии и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информация).
При логическом толковании ст.502 ГК и соответствующей ст.25 Закона «О защите прав потребителей» можно сделать вывод о том, что покупатель имеет право заявлять требование о замене товара только на такой товар, который был в продаже в торговом учреждении продавца в момент совершения покупки. В случае, если такого товара на момент предъявления требования нет в наличии, покупатель вправе просто возвратить товар и получить обратно уплаченную за нег цену.
Законодателем предусмотрена возможность покупателю не принимать переданный ему товар (п.1 ст.484 ГК), в случае грубого нарушения продавцом требовании к его качеству, а также при других обстоятельствах, когда он наделен правом отказаться от исполнения договора. Это право покупателя содержится в п.1 ст.460; ст.464; п.1 ст.466; пп.1, 2 ст.468; п.2 ст.4 Принять товар переданный ему в срок, установленный договором, покупатель обязан. Если договор не содержит в себе такового, то в срок, определяемый в соответствии со ст.314 ГК РФ. Он вправе отказаться от товара переданного ему досрочно в таких случаях, которые предусмотрены в ст.315, 457 ГК РФ.75; п.2 ст.480; ст.495: п.3 ст.497; пп.1 и 3 ст.503.
Совокупность прав покупателя указанна в ряде нормативно-правовых актов.
Правила продажи отдельных видов товаров содержат нормы, конкретизирующие общие положения о договоре купли-продажи в части порядка исчисления сроков, проставляемых покупателю для обнаружения недостатков в приобретенном товаре. В частности, в соответствии с п.30 Правил покупатель вправе предъявлять требования в отношении недостатков товара (ст.503 ГК), если указанные недостатки обнаружены в течении гарантийного срока или срока годности. Гарантийный срок товара исчисляется со дня продажи товара покупателю. Если день продажи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара, в течении которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товара пригоден к использованию Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. (Брагинский М.И., Суханов Е.А.). М., 1995г.
.
Если товар нуждается в сборке или специальной установки (подключении). Если день сборки или установки (подключения) установить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора.
Для сезонных товаров (одежда, меховые товары, обувь и другие) гарантийный срок исчисляется с момента начала соответствующего сезона, срок наступления которого определяется уполномоченным государственным органом субъекта Российский Федерации исходя из климатических условии места нахождения покупателей.
В случаях, когда гарантийный срок установлен менее шести месяцев и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, имеющимся до этого момента.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю, либо в пределах более длительного срока, установленного в соответствии с федеральным законом или договором (п.31 Правил).
И еще одно изъятие из общих правил предусмотрено нормами ГК о договоре розничной купли-продажи. Согласно ст.396 ГК возмещение убытков в случае неисполнения обязательства и уплата неустойки освобождает должника от исполнения обязательства перед кредитором в натуре. Применительно к договору розничной купли-продажи продавец, не исполнивший обязанности по передаче покупателю товара, возместивший в связи с этим убытки и уплативший покупателю неустойку, не освобождается от исполнения этой обязанности в натуре (ст.505).
Имеет ли право покупатель попросить продавца распаковать целлофановую упаковку духов?
В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01. 1998г. №55, до подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары распаковываются и осматриваются, проверяется качество (по внешним признакам) каждой единицы товара и наличие о нем необходимой информации Пустозерова В.М. Оформление сделок купли-продажи. М., 1996г.
.
Покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, представляемых изготовителями товаров, а также с другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.
При передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено, проверить содержимое упаковки путем их снятия. Аэрозольная упаковка товара проверяется лицом, осуществляющим продажу, на функционирование упаковки в присутствии покупателя.
2.6. Ответственность сторон по договору розничной купли-продажи.
Главными чертами ответственности по договору розничной купли-продажи можно считать:
a) нарушение имущественных прав потребителя в договоре розничной купли-продажи, после которого покупатель имеет право требовать возмещения морального вреда;
b) ответственность следующая за нарушение прав потребителя по Закону РФ «О защите прав потребителя» может возникнуть как у продавца, так и у изготовителя товара;
c) процесс возмещения убытков и уплата неустойки, появившейся вследствие нарушения обязательства по договору розничной купли-продажи, не имеет особенности освобождать продавца от исполнения обязательства в натуре;
d) по сравнению с покупателем, с точки зрения общего характера купли-продажи, покупатель по договору розничной купли-продажи имеет более расширенный круг прав в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.
A). В соответствии с общими правилами, моральный вред подлежит возмещению в тех случаях, когда причинение его гражданину является следствием нарушения его личных неимущественных прав (ст.151 ГК). Одновременно с этим, на основе п.2 ст.1099 ГК, можно указать на то, что существуют исключения из этого правила. Например, ст.15 Закона «О защите прав потребителей» содержит возможность потребителя в таком случае, нарушения его прав, потребовать компенсации морального вреда, вне зависимости от возмещения имущественного вреда. Сам моральный вред должен возмещаться его причинителем, при наличии его вины, размер которой устанавливается судом.
B). Требования, касающиеся возмещения имущественного или морального вреда, как правило, могут быть предъявлены гражданином-потребителем как к продавцу приобретенного товара, так и к его изготовителю ст.15 и п.3 ст18 Закона РФ «О защите прав потребителей»..
C). Основываясь на пп. 1 и 3 ст.503 ГК, можно заметить, что покупатель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, имеет право потребовать:
· соразмерного уменьшения покупной цены товара;
· незамедлительного безвозмездного устранения всех недостатков товара. Здесь стоит указать что, срок носит характер незамедлительный, а не как в ст.475 ГК - разумного срока;
· возмещения расходов возникших в связи с устранением недостатков товара;
· замены товара недоброкачественного на товар соответствующего качества;
· расторгнуть договор розничной купли-продажи и возмещения понесенных убытков.
Замена недоброкачественного товара в соответствии с п.2 ст.475 ГК РФ, т.е. общими правилами, возможна только в случаях обнаружения в этом товаре существенных недостатков. Это правило действует в отношении замены технически сложных или дорогостоящих товаров. Во всех остальных случаях, товары подлежат замене, вне зависимости от степени существенности его недостатков.
Требования о расторжении договора регулируются таким же правилом, и не имеет значение характер недостатка обнаруженного в товаре. Хотя одновременно с этим, по общим правилам ст.475 ГК важно обнаружение лишь существенных недостатков.
Между покупкой недоброкачественного товара и предъявлением покупателем требований о его замене или уменьшении размера покупной цены возможно пройдет довольно большой период времени, в течении которого цена на этот товар может вырасти. С целью защиты интересов прав потребителей в подобных случаях, ГК устанавливает набор специальных правил. Например, продавец не вправе потребовать от покупателя возмещения разницы между договорной ценой товара и реальной, т.е. существующей на момент замены данного товара. Таким образом, финансовые последствия, связанные с повышением цен падают на самого продавца Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Под ред. О.Н.Садикова. Юридическая фирма Контракт; Инфра - М. - 2000.
.
Однако, в случае, требования покупателем заменить недоброкачественный товар на подобный товар другой модели, либо вида и т.д., следовательно, ему придется доплатить разницу, возникшую между ценой заменяемого недоброкачественного товара и цены передаваемого взамен товара, т.е. нового (п.22 ст.504 ГК РФ).
Обособленно ГК не регулирует вопросы, связанные со сроками обнаружения недостатков приобретенного товара. Таким образом, здесь применяются общие правила ст.477 ГК РФ.
Неустойка за несвоевременное выполнение продавцом требований покупателя о расторжении договора розничной купли-продажи и возврата денег.
Неустойка (пеня) в соответствии с ст.23 Закона «о защите прав потребителей» взыскивается в размере установленном этим же законом, за каждый день просрочки, устанавливаются в ст.20, 21, 22 того же закона, сроки выполнения требовании потребителя. В которые включено: устранение недостатков товара, замена товара с недостатками, о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжение договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю). А также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на период ремонта (замены) аналогичного товара длительного пользования впредь до выполнения соответствующего требования потребителя без ограничения какой- либо суммой.
В случае, если продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, одновременно нарушили сроки устранения недостатков (замены) и не предоставили по требованию потребителя на эти сроки аналогичный товар или задержали его предоставление, то неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. Под ред. М.И. Брагинского, В.И. Витрянского. - М.: Фонд «Правовая культура». - 2001.
Если потребитель в связи с нарушениями продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним предусмотренных ст.20, 21 и 22 Закона «о защите прав потребителей» сроков, предъявил иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных ст.18 Закона «о защите прав потребителей».
В случае если потребитель предъявил новые требования из числа предусмотренных ст.18, 20, 21 и 22 Закона «о защите прав потребителей», то за просрочку выполнения этого нового требования также взыскивается неустойка, предусмотренная п.1 ст.23 Закона «о защите прав потребителей».
Срок, в течении которого должны быть удовлетворены требования о расторжении договора купли-продажи.
Из ст.18 Закона «о защите прав потребителей» следует, что при расторжении договора купли-продажи потребителю возмещаются убытки в полном объеме (ст.15 ГК), которые в связи с этим могут возникнуть у потребителя. Денежная сумма, уплаченная потребителем за товар, является одной из составляющих этих убытков. В связи с этим, если потребителем предъявлено требование о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, оно должно быть удовлетворено в течении срока, установленного ст.22 Закона «о защите прав потребителей» для возмещения убытков, причиненных потребителю расторжением договора, то есть в 10дневный срок с момента предъявления соответствующего требования.
В соответствии с п.3 ст.503 ГК РФ при расторжении договора купли-продажи покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. В случае предъявления продавцом требования о возврате товара, возврату подлежит весь товар, то есть основное изделие, комплектующие его части и принадлежности за исключением упаковки и быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут быть использованы (прийти в негодность) в процессе эксплуатации. В каждой конкретной ситуации продавец может проверить, в какой комплектности и в каком комплекте первоначально продавался товар А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой, Учебник по гражданскому праву. Часть 2. - М.: Проспект. - 2001.
.
Согласно п.3 ст503 ГК РФ при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потеря им товарного вила или других подобных обстоятельств.
Глава 3. Мелкорозничная купля-продажа:
3.1. Понятие и общие положения.
Судя из понятия мелкорозничной сети можно сказать, что к ней относятся и стационарная мелкорозничная сеть (палатки, киоски, павильоны, торговые автоматы), и передвижные средства развозной, и разносной торговли (тележки, автоприлавки, фургоны, лотки, корзины и др.).
Для открытия предприятия мелкорозничной торговли необходимо получить разрешения органа исполнительной власти, осуществляя свою деятельность в отведенном им месте. На основании имеющегося у предприятия право торговой деятельности оно может приобрести лицензию, если такой порядок соответствует порядку установленном на данной территории Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Часть вторая. М., 1997г.
.
Регистрируют физические лица, осуществляющие деятельность по реализации товаров через мелкорозничную сеть, под статусом граждане-предприниматели. А также имею лицензию на право торговой деятельности.
Мелкорозничная сеть осуществляет продажу продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением товаров технически сложного ассортимента, а также товаров, для которых необходимо создание определенных условии, - примерки и т.д.), продукции рассчитанной на массовое потребление (хлебобулочные, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты, бутерброды и др.).
Реализация через мелкорозничную сеть продуктов обладающих признаком скоропортящихся продуктов запрещается, если в данном предприятии отсутствуют средства охлаждения.
Часы торговли мелкорозничной сети муниципальной собственности устанавливается местными органами исполнительной власти в зависимости от размещения и товарной специализации предприятия, с учетом необходимости обслуживания населения в утренние и вечерни часы, когда закрыты магазины.
Распорядок дня, а точнее часы торговли мелкорозничной сети иных форм собственности устанавливается самим собственником данного предприятия.
Предприятия стационарной мелкорозничной сети (палатки, киоски) должны обладать набором составляющих, например, вывеска (или трафарет), которая содержит наименование этого предприятия (если оно имеется), профиль, режим работы, организационно-правовая форма (принадлежность), юридический адрес.
Если же розничная торговля осуществляется с автолавок, автоприцепов, цистерн, тележек, лотков, то на них должна быть указанна надпись, которая свидетельствует об их принадлежности.
3.2. Требования к оборудованию и помещению.
У любого мелкорозничного предприятия должно иметься соответствующий инвентарь и оборудование, а как уже отмечалось, предприятие осуществляющее продажу скоропортящимися товарами - средства охлаждения. Измерительные средства, применяемые в торговле, должны обладать определенными свойствами - исправность и состояние, соответствующее требованиям проверки установленной в порядке в органах Государственной метрологической службы Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999г.
.
При продаже продовольственными и непродовольственными товарами в палатках и киосках, прилавки в данном предприятии должны быть покрыты линолеумом, клеенкой, пластиком или другими водонепроницаемыми материалами.
Лотки должны иметь определенное место, установление их на землю, тротуар, мостовую запрещено. А также еще одним требованием является то, что они должны обладать складными подставками.
3.3. порядок продажи товаров.
Наличие документов на все продаваемые в мелкорозничной сети товары является обязательным требованием. Так как, в них содержится информация, указывая на источник поступления этого товара, а также на имеющиеся сертификаты (или документы, их заменяющие) качества данных товаров.
Запрет также распространяется на мелкорозничную торговлю пищевыми продуктами с использованием одноразовой посуды при отсутствии емкостей для сбора.
Прием и продажа товаров, которые поступают без сопроводительных документов, запрещается.
Торговля в развал разрешается бахчевыми, овощами, картофелем.
Если товар обладает признаком обложения акцизами, то его продажа может производиться, лишь при наличии выданной в установленном порядке лицензии на право торговли ими Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999г.
.
Приемка, хранение и продажа товаров в мелкорозничной сети происходит в соответствии с действующими правилами продажи отдельных видов товаров, которые должны быть известны работникам мелкорозничной сети.
В процессе обслуживания покупателей работники мелкорозничной сети должны соблюдаться требования Примерных правил работы предприятий розничной торговли и Основных правил производства и продажи общественного питания населения Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999г.
.
Денежные расчеты с населением в предприятии стационарной мелкорозничной сети производятся посредствам контрольно-кассовых машин, кроме случаев, указанных в «перечне отдельных категории предприятий, организации и учреждении, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин».
При осуществлении расчетов предприятии мелкорозничной сети с использованием контрольно-кассовых машин необходимо выдавать покупателю отпечатанный машиной чек в соответствии с Законом Российской Федерации «о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением ». Сами контрольно-кассовые машины обязательно регистрируются в налоговых органах по месту нахождения предприятия в установленном порядке.
Обязанность работников мелкорозничной торговой сети:
· предохранять товары от пыли, загрязнения, а продовольственные товары должны прикрываться от мух полиэтиленовой пленкой, марелей или другой белой тканью;
· строго соблюдать правила личной гигиены.
Так же органами санитарного надзора, осуществляющими контроль за санитарным состоянием помещения, в котором хранятся товары, за сроками годности, а также наличие допуска персонала к определенным видам работ, выдаются санитарные журналы всем палаткам, киоскам и другой мелкорозничной стационарной сети, торгующей продовольственными товарами.
Еще одно требование - это не допущение в палатки, киоски, авторазвозки посторонних лиц, кроме тех лиц, которые являются работниками и имеют на это право по роду своей службы.
Основной контроль за деятельностью предприятия мелкорозничной сети возложен на органы и службы, которые обладают на это правом в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции и в порядке, установленном Основными требованиями к работе мелкорозничной торговой сети.
Глава 4. Порядок продажи товаров по образцам.
Продавец обязан заключить договор с любым лицом, желающим приобрести товар, находящийся в продаже, который предлагается в его описании, рекламе, если в предложении содержатся все существенные условия договора, а в случае демонстрации образцов товаров, представления их описаний в месте продажи - независимо от указания этих условий.
Отношения между фирмой-продавцом и организациями почтовой связи, грузоперевозок и сервисного обслуживания регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Требования к типу и содержанию рекламы, распространяемой в связи с продажей определенного вида товаров по образцам, фиксируются в законодательстве Российской Федерации о рекламе.
К ситуациям продажи товаров по образцам в частях, не регламентированных настоящими Правилами, как правило, должны быть применены правила продажи отдельных видов товаров.
Фирма, осуществляющая реализацию товаров по образцам, должна выделить специальное помещение для демонстрации покупателям образцов предлагаемых к продаже товаров Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Под ред. О.Н.Садикова. Юридическая фирма Контракт; Инфра - М. - 2000.
.
На обозрение покупателей выставляются образцы предлагаемых к продаже товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделии и приборов, фурнитуры, и других сопутствующих им товаров.
Образцы, предлагаемых к продаже товаров, выставляются в торговых залах в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами.
При продаже комплектов (наборов) мебели в демонстрационном помещении (торговом зале) могут предоставляться отдельные услуги по оформлению интерьеров, либо торговый зал может быть оформлен под интерьер, имитирующий жилье, бытовое помещение или кухню с участием дополнительных предметов обстановки и оборудования, а также стенды с образцами обивочных тканей или отделочных материалов, которые используются для производства выставляемых изделий Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999г.
.
Образцы тех товаров, которые могут потребовать ознакомления потенциальных покупателей с их устройством и действием, демонстрируются при помощи продавца-консультанта.
Все образцы товаров, которые предложены к продаже, должны демонстрироваться в собранном и технически исправном состоянии, без наружных дефектов. Изделия аудио- и видеотехники, музыкальные товары, фото- и видеоаппаратура, часы, бытовая техника и другие товары, которые не требуют для демонстрации специального оборудования для подключения и пуска в эксплуатацию, демонстрируются в действующем состоянии.
В обязанности продавца входит периодическая замена и обновление выставленных образцов с целью предупреждения потери их качества.
Организации, которые осуществляют реализацию товаров по их описаниям, покупателям для ознакомления с товаром представляются каталоги, буклеты, проспекты, фотографии и другие информационные материалы, которые содержат в себе полную, правдивую, отвечающую действительности и доступную информацию, в которой содержатся полная характеристика предлагаемого к продаже товара.
Договор купли-продажи может быть заключен в месте реализации товара по образцам путем составления документа, подписанного обеими сторонами, либо путем передачи покупателем заявки, в которой сообщается о желании приобретения конкретного товара через почтовую, телефонную, электронную связь или иного вида связь, позволяющую достоверно установить, то что данное сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, которая может быть согласована между продавцом и покупателем, при непосредственном заключении договора.
При заключении договора в месте продажи товара, а также в случае передачи сообщения о намерении покупателя приобрести товар в них должно быть обязательно указанно:
ь наименование и юридический адрес продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;
ь наименование товара, артикул, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара;
ь вид услуги, время ее исполнения и стоимость;
ь обязательства продавца и покупателя.
При предложении покупателя о пересылке товара почтовым отправлением на адрес «до востребования», решение должно быть принято только с согласия продавца.
Договор купли-продажи может, считаться заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, который будет подтверждать оплату товара, в месте его продажи либо с момента получения продавцом сообщения о желании покупателя приобрести товар на тех условиях, которые были предложены продавцом Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Часть вторая. М., 1997г.
.
Покупатель до получения на руки товара имеет право расторгнуть договор купли-продажи при условии возмещения продавцу расходов, которые могли быть понесены продавцом при выполнении договора.
Передача покупателю товара, приобретенного по образцу, может быть исполнена путем пересылки его почтовыми отправлениями, перевозки железнодорожным, автомобильным, воздушным или водным транспортом с доставкой товара по адресу, который был указан покупателем в договоре.
В ситуациях предусмотренных договором купли-продажи, передача покупателю товара может быть произведена продавцом непосредственно после оплаты товара на месте продажи.
В обязанности продавца входит передача товара покупателю в порядке и в сроки, которые были оговорены договором купли-продажи.
В случае, когда срок доставки товара не был определен договором и возможность определить срок, не представляется, тогда товар должен быть передан покупателю в разумный срок.
Обязательство, которое не было в ыполнено в разумный срок, продавец обязан выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования об его исполнении.
Пересылке товаров почтой или перевозке соответствующим видом транспорта могут подлежать товары, транспортировка которых не запрещена законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие между продавцом товара и организациями транспорта, почтовой связи осуществляющих доставку товара при реализации товаров по образцам регулируется законодательством Российской Федерации.
Установка, подключение, наладка и пуск в эксплуатацию технически сложных товаров, которые в соответствии с технической и эксплуатационной документацией покупателю запрещается устанавливать самостоятельно, а также обязательный инструктаж по правилам их использования должны быть произведены специальными сервисными службами продавца либо другими организациями, с которыми продавец заключил договоры на техническое обслуживание реализуемых им товаров.
Оказание данных сервисных услуг должно осуществляться в сроки, определенные соглашением обеих сторон, но не позднее 7 календарных дней с момента доставки товара покупателю.
Договор будет считаться исполненным с того момента когда будет осуществлена доставка товара по адресу, указанному в договоре, если же место передачи товара договором не определено, то с момента доставки товара по месту жительства покупателя или получателя, если иное не было предусмотрено договором.
В случае если одним из условий договора является оказание определенных услуг, договор будет считаться исполненным с момента, когда эти услуги были выполнены.
В случае, когда доставка товаров произведена в установленные договором сроки, но товар не смог быть передан покупателю по его вине, повторная доставка может быть произведена в новые сроки, согласованные с продавцом после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.
Продавец, при реализации товара, обязан передать покупателю товар, полностью соответствующий его образцу или описанию, качество которого соответствует представляемой о нем информации, предоставленной покупателю при заключении договора купли-продажи, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в техническом паспорте на товар, правилах его использования, на этикетке или ярлыке, прикрепленном к товару, на самом товаре или его упаковке либо другими способами, предусмотренными для отдельных видов товаров) Завидов Б.Д. Договор: подготовка, заключение, изменение. М., 1997г.
В случае если в договоре отсутствует условие о качестве продавец обязан передать покупателю товар, полностью пригодный для целей, для которых этот товар должен быть использован. В случае, когда продавец при заключении договора купли-продажи был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, в его обязательство входит передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Если к качеству продаваемого товара предусмотрены обязательные требования, то продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
Вместе с проданным товаром продавец обязан передать покупателю относящиеся к нему документы (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и другие) Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. (Брагинский М.И., Суханов Е.А.). М., 1995г.
.
В случае доставки товара покупателю или получателю по месту его жительства или другому указанному им адресу, товар должен быть принят покупателем или получателем в соответствии с данными сопроводительного документа (извещение, квитанция) на товар.
В случаях, передачи товара покупателю с нарушением условий договора о количестве, ассортименте, комплектности, таре или упаковке товара, покупатель обязан не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.
Если в качестве товара были обнаружены нарушения условий договора в течении гарантийного срока или срока годности товара либо в течении шести месяцев, если гарантийный срок или срок годности не был установлен. Покупатель должен известить о нарушениях продавца, но не позднее 20 дней после окончания этих сроков. В указанные в гарантийные сроки товар может быть возвращен покупателем продавцу, который обязан его принять и при необходимости провести проверку его качества.
Последствия невыполнения покупателем указанных требований решаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Покупатель, которому был продан товар ненадлежащего качества, в случае, когда недостатки не были оговорены продавцом, имеет полное право требовать по своему выбору:
Ш немедленного бесплатного устранения недостатков товара;
Ш возмещение всех расходов понесенных на устранение недостатков;
Ш соразмерного уменьшения покупной цены;
Ш замены недоброкачественного товара другим товаром надлежащего качества;
Ш расторжение договора купли-продажи.
Покупатель имеет полное право потребовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству.
Конкретные сроки исполнения данных требований продавцом товара определяются в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Продавец наряду с удовлетворением требований покупателя, которому был продан не качественный товар, обязан возместить покупателю убытки, которые он понес в связи с ненадлежащим качеством товара Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999г.
.
В случае если продавец отказывается передать товар, покупатель имеет право отказаться от исполнения договора.
Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты товара, не выполнил обязательство по его передаче в установленный договором купли-продажи срок, покупатель имеет право потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный ему продавцом.
В этом случае с указанной в договоре суммы продавец должен будет уплатить проценты в порядке, который определяется в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Требования покупателя, которые могут быть связаны с расторжением договора купли-продажи, устранением нарушений его условии, недостатками в качестве товара, возмещением убытков, должны быть переданы продавцу в письменной форме с обязательным приложением необходимых документов, которые обосновывают его требования (документ, удостоверяющий факт покупки товара, на который установлен гарантийный срок или срок годности (службы), технический паспорт или другой документ, который его заменяет, гарантийный талон, а также документы, подтверждающие недостатки товара и убытки, причиненные покупателю в связи с ненадлежащим качеством товара Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. (Брагинский М.И., Суханов Е.А.). М., 1995г.
.
Заключение
Умение грамотно оформить и понять договор очень важно в момент заключения договора розничной купли-продажи. Опыт показывает, что детальное формулирование договорных условий представляет из себя одно из надежнейших способов не столкнуться с возникновением трудно устраняемых недоразумений в последующем, в том числе важное место занимает многоаспектность возникающих при заключении и реализации контракта проблем. Интересы продавца и покупателя имеет особенность не совпадать. Например, в случае ненадлежащего исполнения обязательств должником кредитор несет убытки. Само собой затраты времени и сил осуществляемые на его юридическое преследование представляют из себя определенное обременение и чаще всего в итоге напрасными, в случае когда у неисправного должника отсутствуют денежные средства или иное имущество, которое может быть взыскано. Таким образом, очень важно сравнить риск несоблюдения условий договора и постараться изыскать средства, которые уменьшат вероятность неблагоприятных последствий.
В процессе грамотного применения правил толкования терминов, в первую очередь важно достигнуть соглашения, которое довольно четко должно просматриваться в тексте договора, а также по одинаковому воплощаться в формулировках каждой стороны, при этом ее, позволяя произвольной интерпретации.
Совершенствование законодательства является одной из проблем развития правового регулирования договора розничной купли-продажи. То есть, более детальный пересмотр легальной разновидности договора розничной купли-продажи, более подробное регулирование его определенных разновидностей, например, договора купли-продажи через торговые автоматы. В общем же следует констатировать достаточно высокий уровень правового урегулирования самого массового договора - договора розничной купли-продажи.
62
Список используемой литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ ; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ , М. 2005
2. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".
3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Под ред. О.Н. Садикова. Юридическая фирма Контракт; Инфра - М. - 2000.
4. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. Под ред. М.И. Брагинского, В.И. Витрянского. - М.: Фонд «Правовая культура». - 2001.
5. Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" Под ред. Я.Е. Парция - М.: Фонд «Правовая культура». - 2000.
6. А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой, Учебник по гражданскому праву. Часть 2. - М.: Проспект. - 2001.
7. Гражданское право. Учебник. Часть 2. Под общей редакцией А.Г.Калпина. - М.: Юрист, 2002.
8. Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций / Отв. Ред. О.Н. Садиков. М., 1997г.
9. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Часть вторая. М., 1997г.
10. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. (Брагинский М.И., Суханов Е.А.). М., 1995г.
11. Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1996г.
12. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997г.
13. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999г.
14. Завидов Б.Д. Договор: подготовка, заключение, изменение. М., 1997г.
15. Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975г.
16. Мейер Д.И. Русское гражданское право: ч. 2. М., 1997г.
17. Пустозерова В.М. Оформление сделок купли-продажи. М., 1996г.
18. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995г.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |