54
Содержание
Введение . Эмпирическое исследование по развитию памяти в младшем дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения
Эмпирическое исследование по развитию памяти в младшем школьном возрасте было проведено в ДОУ N4 города Зеленоградска.
В ходе исследования использовались различные формы и методы психологического воздействия на развитие памяти, в частности, активизирующие запоминание игры для развития памяти, веселые стихи, потешки, считалки, музыкальные занятия.
I Проводилась игра «Чего не хватает?», которая способствует развитию зрительной памяти.
На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит одну минуту, затем отворачивается. В этот момент убирается один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает.
Ощутимым результатом эксперимента было то, что если в начале эксперимента дети значительно ошибались, иногда вставали в тупик и не могли сориентироваться и вообще молчали, то к концу второго месяца эксперимента дети стали ошибаться гораздо реже, о чем говорит следующая таблица, построенная по результатам 10 игр с 7 детьми группы второго года жизни (прочерками отмечены пропущенные ребенком игры). Каждому ребенку давалось три попытки (убирались разные игрушки).
Дети |
Количество успешных попыток |
||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Настя Пигасова |
0 |
1 |
- |
0 |
2 |
2 |
1 |
3 |
- |
3 |
|
Даша Юрченко |
1 |
1 |
1 |
2 |
- |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
|
Валера Галкин |
2 |
- |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Даша Лагина |
0 |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
0 |
2 |
1 |
|
Володя Форбунов |
0 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
- |
3 |
|
Настя Дмитриева |
0 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
Настя Полбат |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
|
При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии.
Для достижении цели исследования, которая была определена нами как определение методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения, мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной теме, в результате чего проанализировали понятие методов психологического воздействия, охарактеризовали виды памяти, ее особенности в младшем дошкольном возрасте, дали комплексную характеристику младшего дошкольного возраста и особенностей развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
В эмпирической части исследования были определена эффективность отдельных методов психологического воздействия на формирование памяти младшего дошкольника.
Для реализации поставленных задач использовались такие теоретические и эмпирические методы исследования, как иуучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также проведение эксперимента по развитию памяти в группе второго года жизни ДОУ.
В результате было дано определение методов психологического воздействия как совокупность приемов, реализующих воздействие на потребности, интересы, склонности, т.е. источники мотивации активности, поведения человека, на те факторы, которые регулируют активность и на состояния, в которых человек находится и которые изменяют его поведение.
Также было охарактеризовано понятие памяти как механизма, который осуществляет связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого " Я " и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности. Память делится на кратковременную и долговременную. Выделяется наглядно-образная память, словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух, эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.
В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Ранний возраст -- это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое-временно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Раннее детство характеризуется сензитивностью к развитию памяти: в младшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности: ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.
В связи с этим для детей младшего школьного возраста особенно актуально использовать такие методы психологического воздействия, которые способствуют его активизации и делают какую-либо деятельность интересной, поскольку у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Он запоминает преимущественно интересные для него события, события, вызывающие эмоциональный отклик.
Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, означает, что желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.
Большие возможности для применения метов психологического воздействия с целью развития памяти младшего дошкольника предоставляет дошкольное образовательное учреждение.
В данной работе был проведен двухмесячный (июль - август 2003 года) эксперимент по внедрению методов психологического воздействия для развития памяти младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Эмпирическое исследование проводилось в группе второго года жизни ДОУ N4 г. Зеленоградска.
В течение эксперимента проводились регулярные игры «Чего не хватает?», разучивались чистоговорки, считалки, веселые стихи, потешки и т. д., песенки с музыкальным сопровождением, разучивались краткие пьески и сценки, игры «Помоги вспомнить», «Кто еще?». В результате было отмечено развитие зрительной, слуховой, музыкальной памяти, а также активизация долговременной памяти у младших дошкольников.
Таким образом, была подтверждена гипотеза, выдвинутая во введении, о том, что заключающаяся в том, что комплексное использование методов психологического воздействия в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует развитию памяти в младшем дошкольном возрасте.
Список литературы
Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968.
Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. СПб., 1994.
Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной, М., 1982.
Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Годфруа Ж. Психология. Т. 1. М., 1992.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1985.
Дубровинова И. В. Практическая психология образования. М.., 2000.
Дошкольная педагогика. М., 1991.
История дошкольной педагогики. М., 1989.
Никитин Б. Развивающие игры. М., 1994.
Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка, диагностика и коррекция. М., 1999.
Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении. М., 1992.
Полуянов Д. Воображение и способности. М., 1985.
Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры. М., 1987.
Чистякова М. Ч. Психогимнастика. М., 1995.
Щербинина Г. К. Сказка как средство воспитания //
Начальная школа. 1995. №3.
Шустерман М. Н., Шустерман З. Г ., Вдовина В. В. "Поваренная" книга воспи-тателя. Норильск, 1994.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |