5
Министерство Образования и Науки Республики Татарстан
институт непрерывного педагогического образования
факультет переподготовки педагогических кадров
Допущена к защите
Декан факультета
________ Ф.С. Каримова
"__" ___________ 2005 г.
Дипломная работа
Психологические особенности одаренных детей
Автор дипломной работы
Гарайханова Г.М.
группы 321
специальность практический психолог
Руководитель: кандидат социологических наук,
доцент Бахаева Г.М.
Набережные Челны 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
социальная необходимость выявления и развития одаренности;
определение понятия одаренности;
происхождение и структура одаренности.
Научные исследования охватывали всю систему проблем психологии одаренности, проблемы диагностики, разработку принципов и методов развития и обучения одаренных и талантливых детей. Определенной степенью оригинальности отличались исследования и методы диагностики, выполненные Г.И. Россолимо. Он был представителем ассоциативной психологии, которая представляла собою систему совокупности познавательных интересов (или функций) человека: внимание, восприятие, память, мышление и связанные с мышлением волевые действия в виде принятия решений. В 1909-1910 гг. этим ученым была создана система диагностики. С помощью методики психологических профилей были предложены первые графические сопоставления уровней одаренности.
Его работы являются показателем того, как на основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня были предприняты попытки оценки уровней одаренности.
В психолого-педагогической литературе изучение проблемы одаренности связано с именем Н.С. Лейтеса, который отмечал, что с возрастными особенностями тесно переплетены благоприятные условия для становления тех или иных сторон умственных способностей. Он определяет способности как "отдельные психологические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности". Важным в изучении одаренности Лейтес Н.С. считает вопрос о соотношении способностей и склонностей, выделяя у одаренных детей следующие склонности к умственным нагрузкам: постоянную готовность к сосредоточению внимания и эмоциональную захваченность процессом познания, повышенную восприимчивость, стихийный характер приобретаемых знаний и т.д.
В конце 80-х годов проблема одаренности актуализировалась в нашей стране. С точки зрения творческого потенциала индивида к проблеме одаренности подходит А. М Матюшкин. В концепции Матюшкина четко выражен интегративный подход к исследованию одаренности обозначенной и заявленной в нашей стране в лонгитюдных исследованиях Лейтеса. Важность такого направления отмечена В.Д. Шадриковым. Это направление интегрального толка состоит в том, чтобы понять природу одаренности как обычную предпосылку развития творческого человека.
В настоящее время разрабатываются специальные комплексные программы для одаренных учащихся, в рамках которых ученик может более свободно приобретать знания, чем по обычной программе, ограниченной пределами и задачами только одного школьного предмета. Четко налажена координация различных проектов по изучению природы одаренности, программ подготовки учителей и организаторов образования, работающих с одаренными детьми.
Наиболее частое проявление одаренности это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычная внимательность, любопытство и отличная память.
Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1977).
Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной наиболее проявленной способности (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, психомоторные способности).
Одаренность в основном определяется взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личностные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.
Один из способов в изучении одаренных людей, Гаугэн (1972), называет экстрасенсорное восприятие в качестве одного из исключительных свойств людей, принадлежащих к этой категории. Относиться к ним нужно с пониманием, так как недоверие может усугубить их подозрения о собственной ненормальности. Они нуждаются в поддержке, а не в насмешке. Может быть, они видят более ясно то, что менее восприимчивые смертные “видят в мутном зеркале”.
Чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему.
Одаренность ребенка чаще всего остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.
Особенно часто не замечается раннее развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, что родители одаренных детей, как члены своего общества подвержены системе отношений и ценностей общества в целом.
Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым.
Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка.
Ребенок делает открытие собственной одаренности. То, как это происходит, представляет громадный интерес и для родителей. Папы и мамы переживают, насколько адекватно ребенок реагирует на первое сознание собственной уникальности. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с братьями, сестрами и сверстниками, понимание собственного отличия может прийти рано. У других сознание своих особых способностей происходит в школе с неизбежным сравнением себя с другими детьми.
Родителям важно, чтобы ребенок, обладая здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание. Почти во всем одаренный ребенок такой же, как и все другие дети, а уникален лишь в чем-то немногом.
Задача, стоящая в этом плане перед родителями заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается в реакциях и отношениях родителей и других окружающих к ребенку.
Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями - это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.
Одаренные дети, обладающие разносторонними возможностями, часто сталкиваются с трудностями в выборе будущей профессии, поскольку избрание одного пути, естественно исключает все остальные. Но, так или иначе, ребенок должен делать выбор сам. Родителям не следует быть чрезмерно активными в направлении такого выбора. Возможно, что делая самостоятельный выбор ребенок в последствии приблизится к сфере интересов родителей. Но это будет уже его собственный выбор.
Как правило, отложенное решение не рождает больших проблем, но есть сферы, где достижение вершин требует раннего старта и узкой спецификации.
Таким образом, актуальность исследования проблемы одаренности и степень разработанности определили цель нашей дипломной работы.
Цель: выявить основные психологические показатели одаренности детей в современном обществе.
Задачи:
изучить научно-методическую литературу по проблеме одаренности детей;
выявить показатели, способствующие развитию одаренности детей;
исследовать одаренность у школьников;
наметить направления психологической работы с одаренными детьми.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.
Предмет: психологические показатели одаренности учащихся начальных классов.
Нами была выдвинута гипотеза: одним из показателей одаренности является высокий уровень интеллектуальных способностей: одаренность проявляется в уровне мыслительных операций. Поэтому, изучая уровень интеллектуальных способностей можно выявить одаренность школьников.
Теоретико-методологической базой исследования послужили следующие теории и концепции:
теория развития личности (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эриксон Э.Г);
системный и деятельностный подходы в формировании личности (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Блонский П.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Петровский А.В., Петровский В.А., Платонов К).
В исследовании применены следующие методы: анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования; наблюдение, анкетирование и психологическое тестирование; математическая обработка данных, полученных с помощью:
- метода опроса (устного и письменного);
- анкетирования;
- тестирования;
- беседы;
- наблюдения.
Исследование было проведено поэтапно:
1 этап - 2002-2003 - сбор материала и работа с научно-методической литературой;
2 этап - 2003-2004 - проведение полевого эмпирического исследования, связанного с изучением основных факторов феномена одаренности в городе Набережные Челны;
3 этап - 2004-2005 - обработка результатов исследования, анализ эмпирических данных, написание дипломной работы с оформлением выводов и рекомендаций.
Эмпирическая база. Исследование проводилось на базе СОШ №40 г. Набережные Челны. В работу включены учащиеся начальных классов в количестве 106 человек.
Положения, выносимые на защиту. Своевременное психологическое изучение - определение уровня интеллектуальных способностей детей на ранних этапах школьного обучения позволит своевременно в полной мере развивать одаренных учащихся.
Практическая значимость. Результаты дипломной работы можно рекомендовать использовать в общеобразовательных учреждениях для изучения одаренности среди учащихся. Данные дипломной работы можно применять как методический материал при чтении курса лекций по работе с подрастающим поколением.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы проблемы одаренности детей
Глава 2. практическое исследование одаренности школьников
анализ успешности и развитие по мере перехода из класса в класс;
сравнение эффективности различных программ и методик обучения;
оценка результативности работы педколлектива и отдельно взятых педагогов;
отбор в спецклассы и спецшколы;
установление причин школьной неуспеваемости;
выявления учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения.
Методика включает в себя 7 тестов (см. Приложение 1). Каждый тест данной методики проводится по строго фиксированному времени:
Тест 1 "Инструкции" - выявляет сформированность у учащихся умения анализировать текст. Время работы - 4 мин. Максимальное количество баллов - 20.
Тест 2 "Математика" - выявляется уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению. Время работы - 6 мин. Максимальное количество баллов - 20.
Тест 3 "Предложения" - определяются некоторые стороны речевого развития: понимание, сформированность письменной речи. Время работы - 5 мин Максимальное количество баллов-20.
Тест 4 "Различия" - определяется умение учащихся сравнивать понятия. Время работы - 2 мин Максимальное количество баллов - 40.
Тест 5 "Числовые ряды" - определяется уровень развития логического мышления. Время работы - 4 мин. Максимальное количество баллов - 20.
Тест 6 "Аналогия" - определяется уровень развития анализа отношений понятий. Время работы - 3 мин. Максимальное количество баллов - 40.
Тест 7 "Символы" - выявляется уровень развития произвольности деятельности у учащихся. Время работы - 4 мин. Максимальное количество баллов = количество баллов х 0,2= в баллах.
Исследование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Количество в группе не должно превышать 12-15 человек. Задания выполняются в специально приготовленных тестовых тетрадях, дается общая инструкция.
Подготовка к проведению исследования: тестовая тетрадь на каждого ученика, простой карандаш, ластик и лист для записей. Каждый ученик сидит за отдельным столом.
Нормативы:
Тест 10-5 б. = низкий уровень
6-9 б. = средний уровень
10 и выше = высокий уровень
Тест 2: 0 - 4 б. = низкий уровень
5-7 б. = средний уровень
8 б. и выше = высокий уровень
Тест З: 0 - 5 б. = низкий уровень
6 - 8 б. = средний уровень
9 б. и выше = высокий уровень
Тест 4: 0 - 24 б. = низкий уровень
25-29 б. = средний уровень
30 б. и выше - высокий уровень
Тест 5: 0-9 б. = низкий уровень
10-14 б. = средний уровень
15 б. и выше = высокий уровень
Тест 60-12 б. = низкий уровень
13 - 20 б. = средний уровень
21 б. и выше = высокий уровень
Тест 7до 80 знаков = низкий уровень
81 - 100 знаков = средний уровень
более 100 знаков = высокий уровень. Возрастные нормы интеллектуального развития:
3 класс = 70-90 баллов,
4-5класс = 80-100 баллов, 6 класс = 90 - 110 баллов,
если в 4 - 5 классе - 60 - 79 б. = близкий к норме
40 - 59 б. = низкий уровень
если в 6 классе - 70 - 89 б. = близкий к норме
50 - 69 б. = низкий уровень
Если набранное количество баллов превышает возрастную норму можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития учащегося.
С/тесты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общий итог |
|
3 "А" |
4,89 |
3,56 |
3,94 |
18,50 |
6,06 |
10,61 |
15,04 |
62,59 - низкий |
|
3 "Б" |
6,40 |
3,36 |
5,84 |
21,00 |
7,64 |
10,16 |
20,48 |
74,88-норма |
|
4 "А" |
7,41 |
5,77 |
5,64 |
18,36 |
8,23 |
15,14 |
27,88 |
88,43-норма |
|
4 "Б" |
7,53 |
3,79 |
6,11 |
25,79 |
8,37 |
11,79 |
17,54 |
80,91-норма |
|
4 "В" |
5,14 |
5,05 |
4,91 |
20,91 |
7,77 |
11,23 |
22,77 |
77,77-низкий |
|
Среднее значение |
6,274 - средний |
4,306 - низкий |
5,288 - низкий |
20,912 - низкий |
7,614 - низкий |
11,786-низкий |
20,742 - средний |
76,916-низкий |
|
Как видно по таблице №1, лишь по субтесту №1 и №6 средние значения исследуемых классов показывают средний уровень, по другим субтестам эти показатели низкие. При этом общий итог (его среднее значение) на класс в 3 а и 4 в на низком уровне (классы с обучением по традиционной форме), а в других классах в пределах нормы.
Рассмотрим каждый субтест отдельно.
Диаграмма 1
Как видно по диаграмме №1, в 1 с/тесте средние значения 3 а класса ниже, чем в 3 б классе. В 4 а классе и в 4 б классе среднее значения примерно одинаковые и они выше, чем в 4 в классе. При этом надо отметить, что 3 а и 4 в класс являются обычными, не прогимназическими классами по сравнению с другими классами. По данному субтесту можно говорить о том, что сформированность умения анализировать текст у детей обучающихся по традиционной форме ниже, чем в прогимназических классах.
Диаграмма 2
Как видно по диаграмме №2, уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению в третьих классах существенно не различается. В 4 а - математическом классе, безусловно, этот параметр выше всех в 4 б (лингвистический) и 4 в (традиционная форма) классах. При этом в 4 в классе, выше, чем в 4 б классе.
Диаграмма 3
Как видно по диаграмме №3, речевое развитие, его понимание, сформированность письменной речи в 3 б выше, чем в 3 а классе; а в 4 в ниже, чем в других 4-х классах. То есть, обучение по традиционной форме обучения менее способствует речевому развитию учащихся.
Диаграмма 4
Диаграмма № 4 позволяет нам увидеть, что умение учащихся сравнивать понятия выше в 3 б и 4 б классе. То есть, программа обучения не влияет на данную способность учащихся.
Диаграмма 5
По диаграмме №5 можно увидеть, что уровень развития логического мышления выше в прогимназических классах.
Диаграмма 6
По диаграмме №6 выявляются различия уровня развития анализа отношений понятий: в 3-х классах эта способность примерно одинакова, в 4 а (математическом) она выше, чем в других 4-х классах. При этом традиционная форма обучения развивает эту способность не хуже, чем инновационные программы обучения.
Диаграмма 7
Диаграмма №7 также выявляет различия между классами по уровню развития произвольности деятельности у учащихся: в 3 б и 4 а она выше, чем в других классах.
Поскольку изучение классов позволило выявить нам различия по их уровню, для изучения особенностей одаренных детей сгруппируем в отдельную группу (основную группу) детей с высоким общим показателем по ГИТ и отдельно с низким показателем (контрольная группа независимо от их принадлежности к классу.
Таблица 2.
Средние значения по ГИТ в основной и контрольной группах
С/тесты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общий итог |
|
Основная группа |
9,57 |
6,52 |
7,67 |
29,76 |
10,43 |
20,95 |
28,03 |
112,93 |
|
Контрольная группа |
5,48 |
3,78 |
4,75 |
18,67 |
6,96 |
9,52 |
19,31 |
68,48 |
|
Как видно по таблице №2, в основной группе по всем субтестам имеет выше средние значения, чем в контрольной группе. Проверим данные основной и контрольной группы на наличие достоверных различий между ними по t-критерию Стьюдента. критерий Стьюдента
- среднеарифметическое значение
- среднеквадратическое отклонение
- стандартная ошибка
Таблица 3.
класс |
группа |
m2 |
tрас |
|||
3 А |
Основная группа |
117,4 |
0 |
0 |
3,79 |
|
Контрольная группа |
59,37 |
63,05 |
223,86 |
|||
3 Б |
Основная группа |
112,93 |
24,03 |
96,31 |
4,76 |
|
Контрольная группа |
62,86 |
16,49 |
14,31 |
|||
4 А |
Основная группа |
111,72 |
9,26 |
10,8 |
7,34 |
|
Контрольная группа |
75,11 |
14,03 |
14,06 |
|||
4 Б |
Основная группа |
115 |
12,73 |
81 |
3,93 |
|
Контрольная группа |
76,89 |
14,86 |
12,99 |
|||
4 В |
Основная группа |
113,2 |
12,74 |
40,6 |
5,82 |
|
Контрольная группа |
69,9 |
16,28 |
14,72 |
|||
итог |
Основная группа |
112,93 |
14,46 |
9,96 |
12,22 |
|
Контрольная группа |
68,48 |
16,63 |
3,25 |
|||
По таблице находим t-табличное, которое равно 1,98. Таким образом, по всем классам основной и контрольной группах прослеживается наличие достоверных различий средних значений.
способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положении. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход;
потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программам через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений;
способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного;
обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
Значительная часть проблем детей с высоким интеллектом в обычном классе определяется тем, что они легко справляются с учением и поэтому могут не привлекать к себе внимания, создавая у учителя впечатление, что их интеллектуальные потребности удовлетворены. Однако неожиданный бунт ученика или жалобы родителей могут обнаружить, что это далеко не так.
Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознания, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний!
Обогащение дифференцируется на "горизонтальное" и "вертикальное". Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам.
Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся.
Проблемный подход к обучению школьников безотносительно к их уровню интеллектуального развития представлен в работах А.М. Матюшкина.
Когда речь идет о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения:
выявить проблему;
проанализировать различные варианты ее решения;
оценить достоинства каждого варианта;
обобщить все найденное и т.д.
Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить.
Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей.
Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д.
Программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные мини-курсы по темам, проблемам или отдельным навыкам.
Проблемные мини-курсы требуют междисциплинарного подхода, что соответствует характеру познавательных потребностей одаренных. Так, проблема борьбы добра и зла может включать изучение философских концепций, литературных произведений, произведений живописи, кинолент.
Вот краткий перечень междисциплинарных проблем, которые можно предложить для обсуждения; межнациональные отношения; загрязнение окружающей среды; войны: их причины и последствия для человечества; разное понимание справедливости; эволюция понимания того, что такое "прекрасное"; новые технологии и развитие мирового сообщества; роль женщины в развитии общества; этика и наука.
В мини-курсах, посвященных конкретным навыкам и умениям, проводится обучение работе с компьютером, умению печатать, рисовать или чертить, публично выступать. Это могут быть курсы по языкам, уроки игры на музыкальных инструментах. Обычно в школах это реализуется в форме кружков и факультативов.
Эти программы могут ориентироваться на разные цели и быть корректирующими, развивающими или интегративными. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений, как ролевой тренинг, тренинг сенситивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.
Знание этих форм, их положительных сторон и недостатков поможет оценить перспективы их введении.
Программы "вырывания" предполагают, что определенное время незаурядный ребенок занимается не в своем обычном классе по традиционной программе, а в группе таких же детей по особо разработанной программе. В этих условиях ученик может проводить от одного урока в неделю до одного полного дня в неделю.
По индивидуальной программе могут заниматься и учащиеся средних классов, достигшие высокого уровня развития по каким-то отдельным предметам и имеющие базу для выполнения своего проекта или исследования.
Для средних и старших классов возможен и другой вариант - обучение в центре обогащения в местном институте (университете), вычислительном центре.
Однако он имеет несколько недостатков. Такая форма обучения: не отвечает полностью потребности особо продвинутых детей в постоянной работе на качественно ином уровне и по всем предметам; эта потребность признается во время занятии по программе "вырывания", а в остальное время она как бы забывается.
Биографические исследования, ретроспективные опросы показывают, что даже одноразовое участие в такой хорошо организованной программе может оказать сильнейшее влияние на последующую жизнь особо восприимчивого ребенка.
Летние и зимние программы имеют разнообразные цели, задачи, содержание, могут быть предназначены как для строго определенного возраста, так и для, разновозрастной аудитории. Выделяется три типа таких программ.
Первый тип ориентирован на расширение кругозора. Сюда входят посещения музеев, выставок, заповедников, знакомства с историческими достопримечательностями, культурными традициям.
Второй тип программ нацелен на самопознание, на открытие в себе новых интересов, способностей и их граней. Если на протяжении учебного года идет интенсивная работа по какому-то одному направлению, то у ребенка может возникнуть чувство неудовлетворенности от того, что какая-то из склонностей остается без применения.
Последний тип такой программы достаточно хорошо известен - это углубленное изучение избранного предмета, возможность полностью погрузиться в него, разделить свои интересы с другими и поработать под руководством специалистов высокого класса.
Сопоставление стратегий ускорения и обогащения показывает, что они могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Однако их выделение помогает яснее понять, чего мы хотим добиться. Важно также осознавать достоинства и недостатки разнообразных форм воплощения этих стратегий, что и будет обсуждаться ниже.
Модель представляет решение проблемы обучения одаренных в условиях обычной школы как своеобразное сочетание разноуровневых и одноуровневых групп и дает альтернативу этим двум полярным вариантам.
Она включает три типа обогащения. Важнейшие достоинства модели: изменения, отвечающие потребностям одаренных детей, касаются всех компонентов учебных программ (содержания, процесса, результата и обстановки); учитываются эмоциональные потребности детей, происходит индивидуализация на основе стилей научения. К плюсам относится и продуманная система формирования навыков, обеспечивающая последующую продуктивную самостоятельную работу одаренных детей в области их склонностей.
Обогащение первого типа, ориентировочная деятельность включает ряд занятий, основная цель которых - помочь всем учащимся соприкоснуться с новыми темами, идеями, областями знаний, что обычно не затрагивается в традиционном школьном обучении. К главным задачам первого типа обогащения относятся: выявление и развитие интересов.
Второй тип обогащения направлен на формирование умений и навыков, без которых невозможна реализация способностей. Особенностью детей с высоким интеллектом является то, что многие из них избегают однообразной работы, которая необходима для формирования навыков и умений. Второй тип обогащения включает групповые занятия (опять для всех учащихся), направленные на развитие познавательных и эмоциональных процессов.
Третий тип обогащения предназначен именно для специфических познавательных потребностей выдающихся по интеллекту детей, стремящихся к самостоятельной работе, к более глубокому изучению, исследованию вызывающей интерес проблемы. Это высший уровень деятельности в модели обогащения Дж. Рензулли.
Задачи третьего типа обогащения состоят в том, чтобы:
дать возможность школьнику применить знания, творческие идей в занятиях по самостоятельно выбранной теме;
помочь одаренному ребенку приобрести высокий уровень понимания того, что он изучает;
помочь разработать форму воплощения полученных результатов применительно к той конкретной задаче, которую выбрал сам ребенок;
способствовать развитию умений самостоятельно планировать, организовывать, принимать решения и оценивать свою работу;
помочь испытать вовлеченность в задачу, уверенность в себе, чувство удовлетворения от творческих достижений и способности сотрудничать эффективно с соучениками, учителями и специалистами, компетентными в данной области.
Все это закладывает фундамент для активной деятельности в будущем, так как дает ребенку опыт реализации своих идей.
Вполне очевидно, что учебные программы для детей с высоким умственным потенциалом должны отличаться от обычных: они обязаны отвечать потребностям этих детей, которые не находят удовлетворения в традиционных школьных условиях. Отличия касаются содержания программы, процессов, через которые она воплощается и которые необходимо развивать, продуктов, которых ожидают от учащихся, и обстановки обучения.
Эти принципы помогают целенаправленно, обоснованно создавать специальные программы, внося изменения во все их компоненты. А именно должны быть предусмотрены:
широкие вопросы, темы или проблемы;
применение междисциплинарного подхода;
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися.
Аминов И.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей (школьников). Вопросы психологии, 1968. №5, с.71-77.
Анастази А. Психологическое тестирование в 2 кн.М., 1982.
Бине А. Современные идеи о детях.М., 1910.104 с.
Бине А., Симон Г. Методы измерения умственной одаренности. Под ред. Губинштейна Б.М. Гос. изд., Украина 1923, 179 с.
Вайнцвайг Б. Десять заповедей творческой личности.М., 1990.
Гильбрух Ю.З. Внимание: одаренность.М., Знание, 1991, 79 с.
Гильбрух Ю.З. Психодиагностика в школе М., Знание, 1989., 114 с.
Гильбрух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности (детей). Вопросы психологии. 1990, №4, с.147, 155.
Голубева З.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям. (Психолог. журнал), 1989, №4, с.75-86
Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской адаренности // Педагогика. - 2003. - №8, ноябрь. - С.13-18.
Гуревич К.М. Типы интеллекта в психологии. Вопросы психологии. 1980, №2, с.53-64.
Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. Вопросы психологии, №6, 1991, с.14-20.
Гурьянов Е.В. и др. Школа Бине-термена для измерения умственного развития детей (под ред.Е. Гурьянова). М.: Работник просвещения, 1930, 175 с.
Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. Российское Педагогическое Агентство М., 1998.
Кабардов М.А., Матова М.А. Межполушарная ассиметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей. Вопросы психологии, 1988, № 6, с.106-110.
Клапаред Э. Как определить умственные способности школьников. Пер.Е.С. Коц и А.И. Карасика. Под ред.Л.Г. Оршанского.Л., Сеятель, 1927.258 с.
Левина М.М. Процесс обучения на уроке. Учебное пособие. М.: 1976.
Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети. Семья и школа. 1980, №3, с.33-35.
Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным. Семья и школа, 1990, №6, с.34-36.
Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности. 1988, №4, с.98-107.
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1979
Матнешкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. 1989, №6, с.29-33.
Матнешкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети. Вопросы психологии. 1988, №4. с.94-97.
Меде В., Пиорковский Г. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей и их результаты. Перевод с нем. Левинсон. М.: Работник и просвещения, 1925, 119 с.
Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте: как помочь одаренному ребенку, // Педагогика, 2004, №5, с.33-42.
Пассоу А.Г. Обучение одаренных. Перспективы. 1981, с.18-21.
Попова Что такое одаренность, Школа здоровья, №1, 1995
Прыгин Г.С. Основы психодиагностики, М., УМК "Психология", 2003.
Ревеш Г. Раннее проявление одаренности, ее узнавание. Под ред. Россолимо. Современные проблемы, 1924., 69 с.
Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, 1960, №3.
Рудик П.А. Умственная одаренность и ее измерение.М., 1927, 141 с.
Савенков А. Одаренные дети в обычной школе, // Народное образование, 1999, №9, стр183-185
Сергеева Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании.М., 1991, №1.
Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления (учебное пособие).М., 1991, 80 с.
Степанов В.Г. "Психология одаренности детей и подростков". Прогресс, М., 1991
Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т.М., Педагогика, 1989, т2, 359 с.
Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды в 2т., т1.М., 1985, 461 с.
Хахалин Л.И. Загадки вашего ребенка.М., Знание, 1990, 94 с.
Хофман И. Активная память.М., Прогресс, 1986, с.214.
Чудновский В.Э. Развитие способностей (школьников). Воспитание школьников, 1990, №4, с.32-37.
Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность, дар или испытание.М., Знание, 1990, 76 с.
Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении.М., Просвещение, 1980, 141 с.
Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. 1926, 404 с.
Шуберт А. Краткое описание и характеристика методов исследования умственной одаренности детей.М., 1922, 68 с.
Шуберт А. Метрическая шкала Бине-Симона. Пособие для испытания умственной одаренности.2 изд., М., Новая Москва, 1927.
Шумакова И.В., Щебланова Е.А., Щербо Н.П. Исследовния творческой одаренности с использованием жестов П. Торренса у младших школьников. вопросы психологии, 1991, №1, с.27-32.
Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитнедные исследования одаренности. Вопросы одаренности, 1994, №6, с.134-139.
Щетинин М.Б. Школа будущего рождается сегодня. Новый мир. 1981, №3, с. 201.
Экземплярский В.М. Проблема одаренности М., 1923.
Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных.М., Л., 1927., с.82.
не переворачивай страницу без разрешения!
П |
||
О |
||
Приложение 1
Форма А
Г - И - Т
Фамилия и имя __________________________
Дата рождения __________________________
Школа ____________________ класс _______
не переворачивай страницу без разрешения!
цб |
% |
ошибки |
|||||||||||||
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
||||||
Инструкции |
|||||||||||||||
Арифметика |
|||||||||||||||
Предложения |
|||||||||||||||
Различия |
|||||||||||||||
Числовые ряды |
|||||||||||||||
Аналогии |
|||||||||||||||
Символы |
|||||||||||||||
Всего |
|||||||||||||||
ТЕСТ 1А
Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить их как можно быстрее и точнее.
Поставь три крестика между следующими двумя именами: Иван ______Саша и |
||
подчеркни самое маленькое из следующих чисел: 9 3 5 7. |
||
Поставь жирную точку над средней буквой: К Л М Н О и запятую после самого |
||
длинного слова: отец сестра дочка. |
||
Если международный женский день отмечается иногда в июле, поставь крестик сюда ___, если это не так, то допиши отсутствующее слово в предложении. Солнцена востоке, |
||
Если ты убеждён, что Наполеон открыл Америку, то зачеркни слово "Солнце" в |
||
предыдущем предложении, если это был кто-то другой то дополни соответствующим числом следующее предложение: У собаки _____ ноги. |
||
Прочитай внимательно следующие слова: фрукты грибы дерево утро. Зачеркни предпоследнюю букву во тором слове и вторую букву в предпоследнем слове. |
||
Независимо от того, является ли Ярославль самым большим городом России, |
||
зачеркни дважды слово да и напиши сюда ____ любое число, которое будет неправильным ответом на вопрос: Сколько минут в одном часе? |
||
Напиши здесь _____ любую букву, кроме буквы Р и здесь _____. напиши нет, если результат 8 х 9 = 72 является правильным. |
||
Посмотри на следующие два числа: 4 и 3. если железо тяжелее воды, то напиши число, которое больше сюда _____ |
||
Если в слове копейка больше букв, чем в слове спасибо, то зачеркни первую |
||
букву в слове сон. Если в нём меньше букв, то зачеркни последнюю букву в этом слове, но в любом случае зачеркни среднюю букву. |
||
Если можно в Ереван попасть на теплоходе, то реши следующую задачу.8x4 =______, если это невозможно, то напиши вместо результата вопросительный знак |
||
Если не противоречит опыту утверждение, что опасно стоять в грозу под высоким деревом, то поставь крестик во втором из следующих кружков О О, если это не так, то напиши третью букву алфавита в первом кружке. |
||
Зачеркни в следующем утверждении неправильный ответ 13x3 больше меньше, чем 7x6. |
||
Только три слова из следующих: парус добрый случай корень содержат одну и ту же букву; подчеркни слово, в котором эта буква отсутствует. |
||
Напиши первую букву названия месяца, который следует после июля, в последний |
||
из трех квадратов и последнюю букву названия месяца, который предшествует июню, напиши в первый из квадратов ? ? ? |
||
ТЕСТ 2 А
Ответь быстро и правильно на следующие вопросы.
1. Сколько будет, если к 16 яблокам прибавить 7 молок? |
_____ яблок |
|
2. если разделить 32 ореха на 4 одинаковых кучки, сколько орехов будет в каждой клчке? |
_____ орехов |
|
3. У Саши было 12 конфет, ему дали еще 3 конфеты, 6 конфет он съел. Сколько конфет у него осталось? |
_____ конфет |
|
4. Велосипедист проехал 96 км. За 6 часов. Сколько км. он проезжал в среднем за один час? |
_____ км |
|
5. Сколько учеников в 9 классах, если в каждом классе по 30 учеников? |
_____ учеников |
|
6. Сколько слов содержит книга, состоящая из 20 страниц. если на каждой странице 15 строчек и в каждой строчке 10 слов? |
_____ слов |
|
7. Сколько мячей можно купить на 12 рублей. если 3 мяча стоят 2 рубля? |
_____ мячей |
|
8. Я купил 4 кг. помидоров и 3 кг клубники.1 кг. помидоров, стоит 2 руб. а 1 кг. клубники - 2р.80 к Сколько я получил сдачи. если я дал продавцу 20 рублей? |
_____ рублей |
|
9. На заводе изготовили несколько машин стоимостью 27 000 рублей. Их продали за 31000 рублей. Продажная цена каждой машины больше её себестоимости на 500 рублей. Сколько машин изготовили? |
______ машин |
|
10. Аквариум вмешает 500 куб. д. м. воды. Если длина аквариума10 дм, а высота 5 дм, какова его ширина? |
_____ дм |
|
11. У Наташи в три раза больше денег, чем у Вани. У Вани на 50 коп. больше, чем у Гриши. У Гриши 2 рубля. Сколько денег у всех вместе? |
______ рублей |
|
12. в двух коробках находятся 34 карандаша. В большой коробке на 8 карандашей больше, чем в маленькой. Сколько карандашей находится в большой коробке? |
___ карандашей |
|
13. Я купил 3/4 кг груш за 72 копейки. Сколько стоит 1 кг груш? |
______ коп |
|
14. Если 5 рабочих вырыли канаву длиной 200 м за 4 дня. сколько потребуется рабочих, чтобы вырыть эту канаву за полдня? |
______ рабочих |
|
15.2 курицы несут 2 яйца за 2 дня. Сколько яиц снесут 6 кур за 6 дней? |
______ яиц |
|
16. Бригада из 3 человек получила премию 63 руб. Эту сумму необходимо разделить таким образом, чтобы А получил 3 части, Б - 2 части и В - 2 части. Сколько рублей получит А? |
______ рублей |
|
17. Сколько раз нужно прибавить 32 к 6, чтобы получить 15? |
______ раз |
|
18. Во вторник в 12 часов дня я установил на своих часах точное время. А на следующий день в 12. часов я заметил, что они убежали на 15 сек. На сколько секунд они уйдут веред за полчаса? |
______ секунд |
|
19. Во сколько раз тяжелее половина груза весом полторы тонны, чем груз весом полтонны? |
______ раз |
|
20. В дно реки вбили сваю, которая возвышалась над водой на 40 см.1/3 сваи находится в земле, 1/4 в воде. Какова длина сваи? |
______ см. |
|
не переворачивай страницу без разрешения!
П |
||
О |
||
ТЕСТ ЗА
Напиши пропущенные слова в следующих предложениях. В каждый пропуск впиши только одно слово.
Примеры: Ученик __________________ задачу.
У лошади четыре __________.
Рабочий …………………. на заводе. |
||
Собака - полезное ………………………. . |
||
Декабрь - последний ……………………… в году. |
||
………………. восходит утром и …………………… вечером. |
||
Осенью ……………… желтеют и …………………. . с деревьев. |
||
Мы пишем …………………, карандашом или …………………. |
||
Тяжелый груз ………………. только тот, ……………. Много …………………… |
||
……………. . в воскресенье будет …………… погода, мы с братом пойдем …………… прогулку. |
||
В письме, ……………. я получил, были плохие новости. |
||
Я навестил ……………… тебя сегодня, ………… я должен остаться дома, ……………. …………. ., моя мама ……………. |
||
Чистота является …………………. сохранения …………………… |
||
Холодная ……………. . хорошо …………………. утоляет ……………. |
||
Время иногда ………………. человека ……………., …………………. деньги |
||
Вторая ……………… девятнадцатого ………………. . является эпохой крупных технических …………………. |
||
Только изредка человек жалеет, …………… мало говорил, но ………… жалеет, что ……………. много. |
||
Каждый должен …………. прежде всего сам на ………., а …………………. На помощь …………………… |
||
Мудрый человек иногда ………………………. общения с неинтересными людьми, ……………………. не скучать. |
||
Если цена товара ………………………, то его качество ……………… быть хорошим. |
||
Практический человек ……………………………………………………………. . научного исследования, ……………………. . в …………………………., с помощью которых они были ………………………………… |
||
О ……………………. можно говорить тогда, когда в ……………………. . данное явления принимает участие столько различных факторов, что их воздействие нельзя заранее ………………………………………. . |
||
не переворачивай страницу без разрешения!
П |
||
О |
||
Тест 4А
Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между жми С. Если у них разные значения, напиши между ними Р
ПРИМЕРЫ: большой Р маленький
мощный С сильный
сухо Р мокро:
холодный |
___ |
горячий |
согласие |
___ |
общность |
||
светлый |
___ |
темный |
обязательный |
___ |
сомнительный |
||
да |
___ |
нет |
обыкновенный |
___ |
исключительный |
||
гладкий |
___ |
шероховатый |
успех |
___ |
удача |
||
платье |
___ |
одежда |
крутой |
___ |
обрывистый |
||
жидкий |
___ |
твердый |
мнение |
___ |
взгляд |
||
заснуть |
___ |
проснуться |
общий |
___ |
частный |
||
трудность |
___ |
проблема |
приятный |
___ |
милый |
||
правда |
___ |
ложь |
застенчивый |
___ |
робкий |
||
поднять |
___ |
бросить |
согласиться |
___ |
одобрить |
||
разрешить |
___ |
запретить |
растерянный |
___ |
беспомощный |
||
середина |
___ |
край |
легкомысленный |
___ |
безработный |
||
доверять |
___ |
подозревать |
частичный |
___ |
полный |
||
болезненный |
___ |
закаленный |
ограничить |
___ |
снизить |
||
тихий |
___ |
спокойный |
вечный |
___ |
бесконечный |
||
начало |
___ |
конец |
раздражитель |
___ |
стимул |
||
ошибка |
___ |
заблуждение |
предпосылка |
___ |
условия |
||
близкий |
___ |
далекий |
причина |
___ |
следствие |
||
больной |
___ |
хворый |
современник |
___ |
сверстник |
||
уставший |
___ |
бодрый |
подавить |
___ |
ограничить |
||
не переворачивай страницу без разрешения!
П |
||
О |
||
П - О |
||
ТЕСТ 5 А
Внимательно прочитай каждый ряд чисел и на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд.
ПРИМЕРЫ: |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
|
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
||
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
||
1 |
7 |
2 |
7 |
3 |
7 |
4 |
7 |
||
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
___ |
___ |
||
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
___ |
___ |
||
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
___ |
___ |
||
9 |
9 |
7 |
7 |
5 |
5 |
___ |
___ |
||
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
18 |
___ |
___ |
||
8 |
2 |
6 |
2 |
4 |
2 |
___ |
___ |
||
5 |
9 |
13 |
17 |
21 |
25 |
___ |
___ |
||
27 |
27 |
23 |
23 |
19 |
19 |
___ |
___ |
||
8 |
9 |
12 |
13 |
16 |
17 |
___ |
___ |
||
1 |
2 |
4 |
8 |
16 |
32 |
___ |
___ |
||
22 |
19 |
17 |
14 |
12 |
9 |
___ |
___ |
||
4 |
5 |
7 |
10 |
14 |
19 |
___ |
___ |
||
12 |
14 |
13 |
15 |
14 |
16 |
___ |
___ |
||
24 |
23 |
21 |
20 |
18 |
17 |
___ |
___ |
||
16 |
8 |
4 |
2 |
1 |
1/1 |
___ |
___ |
||
18 |
14 |
17 |
13 |
16 |
12 |
___ |
___ |
||
12 |
13 |
11 |
| ||||||
10 |
15 |
___ |
___ |
||||||
2 |
5 |
10 |
17 |
26 |
37 |
___ |
___ |
||
21 |
18 |
16 |
15 |
12 |
10 |
___ |
___ |
||
3 |
6 |
8 |
16 |
18 |
36 |
___ |
___ |
||
не переворачивай страницу без разрешения!
П |
||
О |
||
ТЕСТ 6А
Прочти внимательно перные три слова в каждом строчке. Первыедва слова связаны между собой Найди к третьему слову такое четвёртое, которое будет с мим снизано так же, как перное со вторым и подчеркни его.
ПРИМЕРЫ: ботинок: нога = шляпа: налы о нос видеть голова
Птица: петь = собака: кусать лаять сторожить бегать
Небо: синее = трава: растёт лето зеленая высокая
Платье: ткань = ботинок: бумага гуталин гулять кожа
Ручка: |
писать |
= нож |
: бежать резать пальто карман |
||
Сидеть: |
стул |
= спать |
: книга дерево кровать зевать |
||
Город: |
дома |
= лес |
: деревня деревья птицы сумерки |
||
Сладкий: |
сахар |
= кислый |
: сладкий уксус горький хлеб |
||
Волк: |
овца |
= кошка |
: кролик мышь собака крыша |
||
2: |
20 |
= 30 |
: 100 1000 300 3000 |
||
Воробей: |
птица |
= щука |
: насекомое рыба вода млекопитающее |
||
Нос: |
лицо |
= палец |
: человек рука показывать тело |
||
Вода: |
пить |
= хлеб |
: пирог кофе резать есть |
||
Март: |
апрель |
= среда |
: понедельник неделя четверг месяц |
||
Картина: |
стена |
= ковер |
: одеяло персидский большой пол |
||
Пить: |
напиток |
= есть |
: голодный овощи пища обедать |
||
Растение: |
стебель |
= дерево |
: гнездо высокий ствол листья |
||
Слёзы: |
горе |
= смех |
: радость улыбка плач грусть |
||
Ручка: |
чернила |
= кисть |
: краска картина полотно рисовать |
||
Лыжи: |
зима |
= велосипед |
: пруд каникулы лодка лето |
||
Роза: |
цветы |
= яблоко |
: фрукты сладкий апельсин яблоня |
||
Человек: |
дом |
= птица |
: перья муха гнездо червяк |
||
8: |
40 |
= 3 |
: 21 15 9 33 |
||
Россия: |
Москва |
=Венгрия |
: Прага Будапешт Урал Ярославль |
||
Художник: |
картина |
=писатель |
: Пушкин книга фотография рисунок |
||
Есть: |
толстый |
=голодать |
: худой пища сытый бедность |
||
Есть: |
голод |
=пить |
: рыба жажда вино вода |
||
Охотник: |
ружьё |
=рыболов |
: мокрый река удочка удить |
||
Красивый: |
уродливый |
=привлекать |
: нежный отвращать изящный говорить |
||
Часы: |
время |
=термометр |
: погода температура зима ртуть |
||
Восток: |
запад |
=А |
: Д И Х Я |
||
Вверху |
внизу |
=крышка |
: дно коробка замок отверстие |
||
Ложка: |
суп |
=вилка |
: нож тарелка прибор мясо |
||
Хороший: |
плохой |
=длинный |
: высокий тонкий короткий великан |
||
Час: |
день |
=день |
: ночь неделя полдень минута |
||
Мороз: |
лёд |
=кипение |
: лето холодный влага пар |
||
Уважение: |
презрение |
=друг |
: ненависть враг любовь болезнь |
||
Покупка: |
продажа |
=приобрести |
: богатство купить потерять торговля |
||
Класс: |
учитель |
=завод |
: мастер цех директор профорг |
||
Болезнь: |
здоровье |
=разрушать |
: ломать ремонт строить здание |
||
Минерал: |
растение |
=растение |
: дерево фрукты животное земноводное |
||
Туловище: |
человек |
=часть |
: голова доля год целое |
||
Сомнительный: |
вероятный |
=вероятный |
знакомый достоверный чужой возможный |
||
: Рыба |
водоем |
=насекомое |
: маленькое лес жужжание ползущие |
||
не переворачивай страницу без разрешения!
П |
||
О |
||
ТЕСТ 7А
В пустые клетки под каждым значком последовательно вписывайте такие же цифры которыми обозначены соответствующие значки в ключе.
КЛЮЧ:
L |
+ |
¦ |
v |
¬ |
= |
- |
Ч |
^ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
+ |
L |
¦ |
+ |
¦ |
L |
v |
L |
+ |
¬ |
= |
¦ |
- |
Ч |
+ |
^ |
L |
v |
= |
¬ |
|
v |
¬ |
= |
^ |
Ч |
v |
¦ |
- |
= |
L |
¬ |
- |
Ч |
^ |
L |
Ч |
Ч |
= |
¦ |
^ |
|
¦ |
^ |
¬ |
L |
¬ |
+ |
= |
Ч |
¬ |
¦ |
^ |
v |
L |
- |
¦ |
v |
¬ |
- |
= |
v |
|
+ |
¬ |
^ |
- |
= |
^ |
+ |
v |
¦ |
= |
¬ |
Ч |
^ |
¬ |
= |
+ |
- |
¦ |
^ |
L |
|
¬ |
¦ |
- |
v |
^ |
Ч |
= |
¦ |
^ |
L |
v |
- |
¦ |
L |
¬ |
- |
^ |
+ |
v |
- |
|
- |
^ |
L |
¦ |
+ |
- |
^ |
¬ |
Ч |
- |
+ |
^ |
= |
v |
Ч |
- |
L |
¦ |
+ |
= |
|
L |
= |
v |
¬ |
^ |
= |
- |
^ |
v |
+ |
L |
¬ |
v |
¦ |
+ |
= |
Ч |
¬ |
L |
^ |
|
Ч |
+ |
Ч |
¦ |
- |
v |
¬ |
= |
L |
Ч |
- |
+ |
¬ |
= |
^ |
L |
¦ |
Ч |
- |
v |
|
= |
Ч |
¬ |
Ч |
L |
¦ |
Ч |
+ |
- |
v |
Ч |
= |
^ |
+ |
- |
¦ |
v |
L |
¬ |
¦ |
|
^ |
v |
+ |
= |
v |
¬ |
L |
Ч |
¬ |
^ |
¦ |
L |
+ |
Ч |
v |
¬ |
= |
^ |
Ч |
+ |
|
не переворачивай страницу без разрешения!
П |
||
О |
||
Приложение 2
Групповой интеллектуальный тест учащихся 3А класса
№ п/п |
1А |
2А |
3А |
4А |
5А |
6А |
7А |
общий результат |
|
1 |
4 |
3 |
4 |
5 |
7 |
10 |
15,4 |
48,4 |
|
2 |
4 |
3 |
3 |
22 |
5 |
0 |
16,4 |
53,4 |
|
3 |
4 |
4 |
6 |
18 |
10 |
21 |
15,8 |
78,8 |
|
4 |
4 |
2 |
4 |
33 |
5 |
7 |
13,7 |
68,7 |
|
5 |
3 |
4 |
2 |
19 |
6 |
13 |
15,8 |
62,8 |
|
6 |
6 |
7 |
1 |
22 |
0 |
6 |
15,4 |
57,4 |
|
7 |
4 |
2 |
4 |
4 |
7 |
6 |
14 |
41 |
|
8 |
7 |
1 |
5 |
31 |
9 |
14 |
17,6 |
84,6 |
|
9 |
9 |
2 |
4 |
11 |
3 |
16 |
12,2 |
57,2 |
|
10 |
8 |
1 |
6 |
14 |
4 |
7 |
21 |
61 |
|
11 |
2 |
3 |
0 |
13 |
9 |
7 |
20 |
54 |
|
12 |
7 |
1 |
1 |
7 |
5 |
2 |
9 |
32 |
|
13 |
5 |
18 |
15 |
31 |
9 |
21 |
18,4 |
117,4 |
|
14 |
3 |
2 |
0 |
15 |
0 |
1 |
8,4 |
29,4 |
|
15 |
4 |
4 |
2 |
21 |
11 |
21 |
15,4 |
78,4 |
|
16 |
6 |
1 |
6 |
24 |
4 |
15 |
6 |
62 |
|
17 |
6 |
4 |
6 |
20 |
10 |
13 |
12 |
71 |
|
18 |
2 |
2 |
2 |
23 |
5 |
11 |
24,2 |
69,2 |
|
итог суммы |
88 |
64 |
71 |
333 |
109 |
191 |
270,7 |
1126,7 |
|
Ср. знач-е |
4,89 |
3,56 |
3,94 |
18,50 |
6,06 |
10,61 |
15,04 |
62,59 |
|
Групповой интеллектуальный тест учащихся 3Б класса
№ п/п |
1А |
2А |
3А |
4А |
5А |
6А |
7А |
общий результат |
|
1 |
2 |
6 |
11 |
31 |
13 |
21 |
22,6 |
106,6 |
|
2 |
9 |
3 |
4 |
25 |
6 |
13 |
20,6 |
80,6 |
|
3 |
17 |
9 |
12 |
37 |
18 |
28 |
36,6 |
157,6 |
|
4 |
8 |
3 |
6 |
20 |
9 |
15 |
17,2 |
78,2 |
|
5 |
6 |
3 |
3 |
21 |
9 |
0 |
32,8 |
74,8 |
|
6 |
6 |
2 |
4 |
25 |
4 |
4 |
0 |
45 |
|
7 |
3 |
4 |
6 |
9 |
9 |
0 |
30,6 |
61,6 |
|
8 |
5 |
3 |
5 |
21 |
7 |
12 |
19,2 |
72,2 |
|
9 |
13 |
5 |
8 |
29 |
12 |
9 |
14 |
90 |
|
10 |
7 |
2 |
4 |
17 |
0 |
18 |
23,2 |
71,2 |
|
11 |
11 |
4 |
7 |
35 |
12 |
20 |
30,6 |
119,6 |
|
12 |
1 |
4 |
4 |
23 |
7 |
0 |
17,4 |
56,4 |
|
13 |
9 |
2 |
6 |
15 |
11 |
18 |
22,8 |
83,8 |
|
14 |
1 |
3 |
5 |
1 |
0 |
0 |
13,6 |
23,6 |
|
15 |
6 |
2 |
4 |
17 |
6 |
0 |
0 |
35 |
|
16 |
8 |
4 |
5 |
22 |
10 |
4 |
18,8 |
71,8 |
|
17 |
3 |
2 |
6 |
22 |
7 |
11 |
6,4 |
57,4 |
|
18 |
3 |
2 |
3 |
11 |
9 |
0 |
27,4 |
55,4 |
|
19 |
3 |
3 |
9 |
18 |
5 |
0 |
8,4 |
46,4 |
|
20 |
4 |
4 |
7 |
10 |
7 |
13 |
26 |
71 |
|
21 |
6 |
3 |
3 |
23 |
3 |
24 |
35,4 |
97,4 |
|
22 |
4 |
2 |
5 |
17 |
5 |
22 |
15,2 |
70,2 |
|
23 |
7 |
3 |
7 |
24 |
6 |
3 |
31,6 |
81,6 |
|
24 |
7 |
2 |
2 |
17 |
8 |
2 |
20,2 |
58,2 |
|
25 |
11 |
4 |
10 |
35 |
8 |
17 |
21,4 |
106,4 |
|
итог суммы |
160 |
84 |
146 |
525 |
191 |
254 |
512 |
1872 |
|
Ср. знач-е |
6,40 |
3,36 |
5,84 |
21,00 |
7,64 |
10,16 |
20,48 |
74,88 |
|
Групповой интеллектуальный тест учащихся 4 А класса
№ п/п |
1А |
2А |
3А |
4А |
5А |
6А |
7А |
общий результат |
|
1 |
10 |
5 |
7 |
19 |
11 |
24 |
25,4 |
101,4 |
|
2 |
14 |
6 |
8 |
30 |
9 |
13 |
25,4 |
105,4 |
|
3 |
8 |
6 |
8 |
30 |
9 |
30 |
19 |
110 |
|
4 |
12 |
6 |
7 |
33 |
7 |
17 |
39,2 |
121,2 |
|
5 |
8 |
6 |
6 |
6 |
9 |
9 |
38,6 |
82,6 |
|
6 |
7 |
6 |
4 |
7 |
8 |
15 |
25,4 |
72,4 |
|
7 |
9 |
8 |
9 |
15 |
10 |
18 |
32 |
101 |
|
8 |
5 |
7 |
3 |
17 |
9 |
4 |
35,6 |
80,6 |
|
9 |
6 |
5 |
7 |
13 |
6 |
13 |
32 |
82 |
|
10 |
7 |
6 |
7 |
10 |
7 |
16 |
22 |
75 |
|
11 |
6 |
4 |
3 |
23 |
9 |
12 |
0 |
57 |
|
12 |
8 |
5 |
6 |
6 |
7 |
13 |
18,8 |
63,8 |
|
13 |
5 |
7 |
4 |
29 |
11 |
26 |
39,2 |
121,2 |
|
14 |
4 |
5 |
4 |
4 |
9 |
24 |
25,4 |
75,4 |
|
15 |
3 |
4 |
3 |
20 |
7 |
7 |
30,4 |
74,4 |
|
16 |
5 |
6 |
3 |
23 |
8 |
5 |
28 |
78 |
|
17 |
11 |
4 |
5 |
23 |
3 |
9 |
31,2 |
86,2 |
|
18 |
4 |
5 |
2 |
5 |
0 |
0 |
23,8 |
39,8 |
|
19 |
6 |
9 |
5 |
31 |
13 |
22 |
38,2 |
124,2 |
|
20 |
6 |
4 |
9 |
29 |
6 |
13 |
25,4 |
92,4 |
|
21 |
9 |
7 |
8 |
18 |
12 |
29 |
26,4 |
109,4 |
|
22 |
10 |
6 |
6 |
13 |
11 |
14 |
32 |
92 |
|
итог суммы |
163 |
127 |
124 |
404 |
181 |
333 |
613,4 |
1945,4 |
|
Ср. знач-е |
7,41 |
5,77 |
5,64 |
18,36 |
8,23 |
15,14 |
27,88 |
88,43 |
|
Групповой интеллектуальный тест учащихся 4 Б класса
№ п/п |
1А |
2А |
3А |
4А |
5А
Групповой интеллектуальный тест учащихся 4 В класса
Приложение 3 Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я принимаю всерьез. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы, Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения, Я поручаю ребенку посильные заботы. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения. Я беру ребенка в поездки по интересным местам. Я помогая ребенку улучшить результат его работы. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей. Я никогда не наказываю ребенка унижением. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно. Я регулярно читаю ребенку. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать, Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий. Я никогда не дразню ребенка за ошибки. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы. Я не хвалю его беспредметно и неискренне. Я честен в оценке своих чувств к ребенку. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком. Я даю ребенку возможность действительно принимать решение. Я помогаю ребенку быть личностью. Я помогаю ребенку находить заслуживающий внимания телепрограммы. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: "Я этого тоже не умею". Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате. |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |