СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Бюджетная система РФ
1.1 Бюджетная система РФ
Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею.
Бюджет представляет собой, выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.
В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий. На этом уровне и возникает понятие "бюджета", как Федерального плана государства.
Главный распорядитель бюджетных средств -- это орган исполнительной власти, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств -- это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) -- это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса.
Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами. Проекты территориальных бюджетов составляются финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В ходе работы по составлению проекта бюджета, в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов территориальных бюджетов, территориальный исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.
Главным плановым документом бюджетной сферы является смета доходов и расходов. Учреждения, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Это школы, детские сады и ясли, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, научно-исследовательские организации, учреждения здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и др.
Потребность в средствах бюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собой основной плановый финансовый документ. На основе утверждённой сметы бюджетные учреждения получают денежные средств для осуществления своей деятельности.
Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, смет по специальным средствам и обобщение данных учёта и отчётности.
1.2 Особенности бухгалтерского учета бюджетных организаций
Особенности бухгалтерского учёта в учреждениях непроизводственной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Инструкцией по бухгалтерскому учёту в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утверждённой приказом Минфина РФ от 10 февраля 2006 г. № 25н и другими нормативными актами, содержащими указания по учёту и отражению в балансе операций учреждений и организаций, состоящих на бюджете в различных сферах их деятельности.
Так как средства получаются из бюджета и их не нужно зарабатывать, а приходится отрабатывать, бухгалтерия в бюджетных организациях имеет в основном контрольные функции, которые должны быть органически увязаны со всей учётной работой, оформлением, приёмкой и обработкой документов.
Бухгалтерский учёт в учреждениях непроизводственной сферы, являясь составной частью единой системы народнохозяйственного учёта, осуществляет сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, а также внебюджетных средств, доля которых должна возрастать в результате хозрасчётной деятельности.
Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учёта исполнения бюджета. Здесь не идёт речь о прибыли и выгодном производстве: нужно точно исполнять заложенные в бюджете функции и тратить бюджетные (сметные) средства по назначению. Этим бюджетный учёт отличается от бухгалтерского учёта на предприятии свободной экономики. Таким образом, бухгалтерский учёт исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учётом.
Бюджетный учёт ведётся в соответствии с существующим в стране бюджетным устройством. Непосредственное исполнение бюджета возложено на Федеральное казначейство РФ, которое создано в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О Федеральном казначействе". Приказом Минфина №25н от от 10 февраля 2006 г установлено, что Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету №25н.
Новыми условиями хозяйствования допускается: объединение средств, поступающих из различных источников. Бюджетным организациям предоставлены широкие права в части привлечения внебюджетных средств за счёт хозрасчётной и коммерческой деятельности по оказанию платных услуг населению и выполнению работ по договорам с предприятиями и организациями, сдачи в аренду и реализации недвижимости (прежде всего нежилых помещений).
Однако хозрасчётная и коммерческая деятельность не должна осуществляться в ущерб уставной деятельности, финансируемой из бюджета.
При этом проблема ведения бухгалтерского учёта в учреждениях непроизводственной сферы неоднородны, так как определяются конкретным видом деятельности. В примере данной курсовой работы это образовательное учреждение.
Своевременное, полное и достоверное отражение на балансе учреждения всех операций позволяет руководителям учреждений принимать обоснованные управленческие решения, анализировать работу учреждений, осуществлять и контролировать целевое расходование средств на основе утверждённой сметы, выявлять незаконные затраты. Для выполнения этих задач ведётся бухгалтерский учёт. Законодательная база по составлению бухгалтерской отчетности бюджетных организаций установлена инструкция "О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы российской федерации", утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 г. N 72н.
1.3 Общие положения по составлению отчетности бюджетных организаций
Главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов, администраторы поступлений в бюджет, органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формам согласно приложениям к Инструкции №72н.
Бюджетная отчетность составляется на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным. Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года. Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, органом, организующим исполнение бюджета, и органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджета, администратора поступлений в бюджет, органа, организующего исполнение бюджета, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.
В случае ведения бюджетного учета на договорных началах специализированной организацией или централизованной бухгалтерией бюджетная отчетность подписывается руководителем обслуживаемого учреждения, руководителем и главным бухгалтером специализированной организации, централизованной бухгалтерии, осуществляющей бюджетный учет и формирующей бюджетную отчетность.
В случае, когда данные по отдельным показателям не имеют числового значения, соответствующие графы заполняются прочерком.
Если по бюджетному учету показатель имеет отрицательное значение, то в бюджетной отчетности в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, этот показатель отражается в отрицательном значении - со знаком "минус".
Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Получатель средств бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) средств бюджета в установленные им сроки.
Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета на основании представленной получателями средств бюджета бюджетной отчетности составляет консолидированную бюджетную отчетность и представляет ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленные им сроки.
Орган, организующий исполнение бюджета, на основании представленной консолидированной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета составляет консолидированную бюджетную отчетность об исполнении бюджета и представляет ее органу, организующему исполнение бюджета, уполномоченному формировать отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, в установленные им сроки.
Баланс бюджетного учреждения построен на односторонней форме, т. е. сначала идёт весь актив, а затем пассив.
2.1 Краткая характеристика ВолГУ и организация в нем бухгалтерского учета
Объектом исследования в данной курсовой работе выбрано государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный университет - ВолГУ, где ведется бюджетный учет. Учреждение расположено по адресу: г. Волгоград, проспект Университетский, 100 и обеспечивает подготовку специалистов высшего уровня, бакалавров и аспирантов по различным направлениям и специальностям на основании закона РФ "Об образовании". Свою деятельность ВолГУ осуществляет в соответствии с лицензией, полученной в установленном порядке на виды образовательных услуг.
ГОУ ВПО "ВолГУ" является федеральным государственным образовательным учреждение, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет Федеральное агентство по образованию.
Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета (бюджетный и внебюджетный) в территориальном органе Федерального казначейства Минфина России, обладает обособленным имуществом находящимся в оперативном управлении, имеет печать с воспроизведением Государственного герба РФ со своим наименованием и наименованием вышестоящего федерального органа исполнительной власти по ведомственной подчиненности. Учреждение имеет в своем составе многочисленные структурные подразделения в виде кафедр и факультетов, а также два филиала, выделенные на отдельный баланс, согласно учетной политике университета.
ВолГУ также осуществляет обучение на коммерческой основе в соответствии с "Положением о порядке предоставления образовательных услуг".
В ВолГУ ведётся бюджетный учёт в соответствии с существующим в стране бюджетным устройством. В настоящее время бюджетный учет регламентируется приказом Министерства финансов РФ №25н от 10.02.06 - "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004г. №70н". Изменения коснулись отдельных положений учета и плана счетов.
Расчеты в ВолГУ ведутся при помощи счетов, установленных Планом счетов бюджетного учета в разрезе субсчетов по экономической классификации расходов. Бухгалтерия ВолГУ состоит из трех отделов - расчетного, материального и финансового. Во главе каждого отдела стоит заместитель главного бухгалтера. Финансовый отдел и первый заместитель главного бухгалтера - ведут расчеты с подотчетными лицами, налогам и платежам в бюджет, оформление и учет бланков строгой отчетности, выдачу счетов и счетов-фактур. Под руководством второго заместителя главного бухгалтера находится материальный отдел, в ведении которого находится учет основных средств и материальных запасов. Расчетный отдел бухгалтерии во главе с третьим заместителем главного бухгалтера ведет расчеты стипендии, заработной платы, зарплатных налогов и пособий. Все они непосредственно подчиняются главному бухгалтеру. Главный бухгалтер подчиняется ректору и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Учетная политика является обязательной для всех территориально обособленных подразделений и филиалов.
Согласно учетной политике ВолГУ, по истечении каждого отчетного периода документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сшиты в папку с указанием на титульном листе наименования учреждения, названия и порядкового номера папки, периода, количества листов в папке. Бюджетная отчетность ВолГУ включает в себя показатели деятельности филиалов.
Налоговый учет ведется раздельно по всем видам внебюджетной деятельности. Университет не формирует резервы, разрешенные законодательством в целях налогового учета.
2.2 Финансовая отчетность ВолГУ
2.2.1 Порядок составления баланса
Бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения имеет ряд особенностей, свойственных ему как исполнителю сметы доходов и расходов, ведущего бюджетный учет по отдельному плану счетов. Порядок составления бюджетной отчетности университетом регламентируется приказом Министерства Финансов РФ №72н от 24.08.2007 года. Баланс ВолГУ, как главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130 - приложение 1) формируется получателем средств бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, как и любым коммерческим предприятием. Показатели отражаются в Балансе в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 7), приносящей доход деятельности (графы 4, 8), средств во временном распоряжении (графы 5, 9) и итогового показателя (графы 6, 10) на начало года (графы 3, 4, 5, 6) и конец отчетного периода (графы 7, 8, 9, 10).
В разделе "Нефинансовые активы" отражаются остатки по стоимости нефинансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета по счетам:"Основные средства";"Амортизация", "Нематериальные активы"; "Амортизация нематериальных активов". В этом аспекте отличие такого баланса от баланса формы 1 для коммерческих организаций в том, что отдельными строками показываются начисленная амортизация и остаточная стоимость НМА и основных средств, в то время, как в форме 1 стоимость этих показателей сразу отражается по остаточной стоимости.
В раздел финансовые активы также включаются остатки по находящимся в пути материалам, основным средствам и нематериальным активам, а также по капитальным вложениям и непроизведенным активам.
Строки 010, 020, 040, 050 в валюту баланса не включаются.
Строки 010 - 150 в графах 5, 9 не заполняются.
В разделе Финансовые активы отражаются остатки по счетам учета денежных средств, счетов расчетов с подотчетными лицами и дебиторами по доходам, остаток счета расчетов по недостачам и остаток по счету 210.03 "Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств. Все это отражается в активе баланса.
Пассив баланса состоит также из двух разделов: "Обязательства", где отражаются остатки по счетам расчетов по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет и внебюджетные фонды, расчетов с поставщиками и подрядчиками (причем, особенность бюджетного учета предусматривает, что на этом же счете ведутся расчеты по заработной плате), а также остатки счета 304.01 - " Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение". Ещё один раздел баланса - "Финансовый результат". Там отражается финансовый результат деятельности получателя средств бюджета по строкам: "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" - остаток по счету 040104100 "Доходы будущих периодов"; строка 900 - сумма строк 600, 620. Строки 620 - 680 в графах 5, 9 не заполняются.
Предоставляя годовой баланс, подтверждающий исполнение сметы предполагаемых доходов и расходов Федерального бюджета, ВолГУ также представляет справку по консолидируемым расчетам с Федеральным агентством по образованию в разрезе сумм денежных и неденежных расчетов.
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах отражает остатки по счетам арендованных основных средств, бланкам строгой отчетности, ценным призам, Суммам предоставленных государственных и муниципальных гарантий и т.д.
2.2.2 Структура и содержание отчета об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности
Смета, как главный документ учреждений бюджетной сферы
Главным плановым документом бюджетной сферы является смета доходов и расходов. Учреждения, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Это школы, детские сады и ясли, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, научно-исследовательские организации, учреждения здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и др.
Потребность в средствах бюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собой основной плановый финансовый документ. На основе утверждённой сметы бюджетные учреждения получают денежные средств для осуществления своей деятельности.
Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, смет по специальным средствам и обобщение данных учёта и отчётности. Бухгалтерский учёт в ВолГУ, как в бюджетном учреждении, обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, смет по специальным средствам и обобщение данных учёта и отчётности. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящим организациям. Для начала все филиалы дают головному подразделению данные о контингенте студентов, численности и оплате труда персонала, планируемом материальном обеспечении и т.д. С учетом этих сводных данных Управление экономики ВолГУ составляет общую плановую смету доходов и расходов. При составлении сметы необходимо придерживаться Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Рособразования.
Смета составляется по специальной форме на один финансовый год и утверждается Рособразованием. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из трёх частей: 1) в первой части указываются наименование и адрес университета, бюджет, из которого оно финансируется, и свод расходов по статьям с распределением по кварталам; 2) во второй части отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые; 3) в третьей части приводятся расчёты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным её элементам. Смета составляется в одном экземпляре, подписывается начальником Управления экономики, ректором университета и главным бухгалтером.
Расходы в смете подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание учреждения. Последние состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.
При составлении проекта сметы университет для обоснования требуемых сумм расходов в лице начальника Управления экономики дает более подробную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы.
Обоснование отдельных сумм расходов по смете приводятся в приложение к ней. В частности, приложение к смете расходов университета открывается сведениями о количестве учебных аудиторий и студентов по состоянию на первое января и первое сентября планируемого года, затем следует расчёт фонда заработной платы, план по закупкам мебели, планируемые расходы на обеспечение детей-сирот, а также расчёты по другим статьям классификации расходов. Необходимо отметить, что расходы на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей рассчитываются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. №659 и до ВолГУ доводится письмом Федерального агентства по образованию с указанием сумм средств Федерального бюджета, предусмотренных на питание, одежду и обувь в расчет на одного обучающегося.
Заключают приложения к смете расходов общие сведения, используемые при расчётах. Сметы расходов, составляемые ВолГУ по каждому параграфу классификации расходов, принято называть индивидуальными.
Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, как элемент бухгалтерской отчетности
Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137 - приложение 2) составляется университетом на основании данных по кассовому исполнению сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности по состоянию на, 1 января года, следующего за отчетным.
В третьей графе отчета отражаются коды бюджетной классификации Российской Федерации без отражения группировочных кодов (соответственно по разделам отчета: классификации доходов, ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов). Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По строке 700 отражается запланированный сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности показатель изменения остатков денежных средств относительно начала отчетного финансового года: со знаком "плюс" либо минус.
В графе 9 "Неисполненные назначения" на отчетную дату отражается разница соответственно по разделам отчета - "Доходы", "Расходы", "Источники финансирования дефицитов" между графой 4 и графой 8.
В разделе "Доходы" и "Расходы" отражаются данные по кассовым поступлениям (расходам), исполненные через лицевые счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
2.2.3 Структура и порядок составления Отчета о финансовых результатах деятельности
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121 - приложение 3) составляется получателем средств бюджета и содержит данные о финансовых результатах его деятельности в разрезе кодов КОСГУ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Показатели отражаются в отчете в разрезе бюджетной деятельности (графа 4), приносящей доход деятельности (графа 5), средств во временном распоряжении (графа 6) и итогового показателя (графа 7). Они отражаются в отчете без учета результата заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.
В графе 3 отчета отражаются - коды по КОСГУ - коды операций сектора государственного управления. Настоящие коды установлены действующей инструкцией по бюджетному учету и в их разрезе ведется вся деятельность бюджетного учреждения.
В качестве специфических особенностей структуры отчета можно отметить:
ь по строке 020 - показывается сумма по данным счетов 140101110 "Налоговые доходы", 140102110 "Налоговые доходы резервного фонда"; по строке 040 показываются суммы по данным платежей за платную образовательную деятельность.
ь по строке 091 - сумма по данным счетов 040101171 "Доходы от переоценки активов",В строке 100 отражаются данные счета 401 по КОСГУ 180. На данную статью относятся доходы бюджетов бюджетной системы РФ от внешнеэкономической деятельности, включая таможенные пошлины, прочие поступления от внешнеэкономической деятельности, а также прочие неналоговые доходы, не отнесенные на другие статьи группы 100 "Доходы".
ь строка 110 графы 4 не заполняется;
ь по строке 361 - сумма по данным счетов увеличений соответствующих аналитических счетов счета 010500000 "Материальные запасы", счета 010604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)", 010703340 "Увеличение материальных запасов в пути";
ь по строке 172 - сумма по данным счетов 401.01 "Расходы на транспортные услуги" по ЭКР 222. На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение транспортных услуг. Другими словами, ВолГУ отражает расходы сотрудников на оплату проезда при служебных командировках, которые бывают за счет разных источников финансирования.
ь по строке 176 - сумма по данным счета 040101226 "Расходы на прочие услуги". В ЭКР 226 относятся научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические, геологоразведочные работы, услуги по типовому проектированию, по договорам комиссии, поручения; разработка схем территориального планирования, планировка территорий; проведение подрядных проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации для строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, сигнализацию (установку, наладку и эксплуатацию); страхование жизни, здоровья и имущества (в том числе гражданской ответственности владельцев транспортных средств) и т.д. В ВолГУ основная часть средств этой статьи включает в себя расходы на проживание сотрудников во время служебных командировок.
ь строки 020 - 110, 160 - 280 графы 6 не заполняются;
ь строка 292 граф 4, 6 не заполняется;
2.3 Расшифровка отдельных показателей бухгалтерского баланса
В строке 070 баланса отображается первоначальная стоимость объектов по счету 103 "Непроизведенные активы". Согласно Инструкции по бюджетному учету, Счет предназначен для учета непроизведенных активов, используемых в процессе деятельности учреждения, не являющихся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.).
Указанные активы отражаются по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот. Первоначальной стоимостью таких активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью таких объектов понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету. По строке 093 показывается сумма операций, связанных с приобретением, безвозмездным получением объектов непроизведенных активов.
В строке 230 показывается остаток по счету 205 "Расчеты с дебиторами по доходам". На примере ВолГУ это платежи студентов за общежитие и платные образовательные услуги, не списанные на текущие расходы авансы, а также непогашенная задолженность по оплате услуг издательства университета.
В строке 290 отражаются суммы задолженности по основному долгу, начисленным процентам, штрафам и пеням по предоставленным из бюджета бюджетным кредитам, государственным кредитам, по государственным и муниципальным гарантиям. В отчетности университета эта графа остается незаполненной, поскольку данных задолженностей не имеется.
Самым броским с первого взгляда отличием баланса бюджетного учреждения от баланса коммерческого предприятия кажется то, что показатели все, как за прошлый, так и за отчетный период, представлены тремя колонками в зависимости от источника данных средств. Счета бюджетного учета в большинстве своем имеют субсчета по кодам источников финансирования.
1. Бюджетная деятельность. Деятельность, финансируемая из бюджета, являющаяся основной.
2. Предпринимательская деятельность (деятельность, приносящая доход). К примеру, предоставление платных образовательных услуг, которое университет выполняет на основании лицензии.
3. Средства во временном распоряжении. Ранее называлось - целевое финансирование. То есть, средства, данные ВолГУ на конкретные цели, во временное пользование, которые потом будет необходимо вернуть, либо предоставить по ним отчет об использовании. Таким примером являются средства в рамках научных грантов преподавателей университета. Чаще всего, эта часть временных средств отражается на счете 208 - "Расчеты с подотчетными лицами".
На забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" учитываются находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки ценных бумаг - квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек и вкладыши к ним и т.п. Бланки строгой отчетности учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 бланк.
2.4 Анализ состава доходов по данным отчета о финансовых результатах
Так как содержание отчетности бюджетного учреждения открыто подведомственным учреждениям Правительства РФ и является коммерческой тайной для любых внешних лиц, изучение Отчета о финансовых результатах ГОУ ВПО ВолГУ будет производиться на основании предоставленных условных данных. (приложение 4)
Графа 6 строк раздела доходов в отчете о финансовом результате не заполняется, следовательно, в части средств во временном распоряжении у бюджетной организации не может быть доходов и они делятся по двум большим группам в зависимости от источника финансирования: бюджет и предпринимательская деятельность (приносящая доход деятельность), причем большую часть из них составляют доходы второй группы. Наглядно это можно увидеть на рис. 1.
Рис. 1 - Структура доходов по источникам финансирования ВолГУ на основании отчета о финансовых результатах за 2008 год
Рассмотрим доходы от предпринимательской деятельности (графа 5).
Доходы от рыночных продаж готовых работ, услуг (для ВолГУ это, прежде всего - доходы от оказания платных образовательных услуг) составляют в общей сумме 40,46%. На втором месте по величине стоят доходы от операций с активами - 20,28%. Наименьшую долю в общей сумме доходов имеют доходы от собственности (1,43%).
Что касается доходов бюджета, то их распределение наглядно продемонстрировано на рис.2.
Отдельного внимания просит себе группа доходов от операций с активами. По бюджету эта сумма составляет 6514 рублей и складывается она только из доходов от переоценки активов. Что касается предпринимательской деятельности, то 4,87% доходов этой группы занимают доходы от реализации активов, что составляет в абсолютном выражении 32014 руб. Всего доходы от операций с активами по деятельности, приносящей доход, составляют 657424 руб. или 99,02% от общего итога графы 7 по строке 090. В 2008 году доходов от чрезвычайных операций с активами университетом получено не было.
Рис. 2 - Структура состава доходов бюджетной деятельности ВолГУ за 2008 год
Объектом исследования в данной курсовой работе был выбран Волгоградский государственный университет - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, которое обеспечивает подготовку специалистов высшего уровня, бакалавров и аспирантов по различным направлениям и специальностям на основании закона РФ "Об образовании" и свою осуществляет в соответствии с лицензией, полученной в установленном порядке на виды образовательных услуг.
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату. Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги или выводятся из учетных данных, получаемых в результате специальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетные данные переходят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей.
Бюджетный учёт ведётся в соответствии с существующим в стране бюджетным устройством. Непосредственное исполнение бюджета возложено на Федеральное казначейство РФ, которое создано в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О Федеральном казначействе". Приказом Минфина №25н от от 10 февраля 2006 г установлено, что Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету №25н.
Потребность в средствах бюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собой основной плановый финансовый документ. На основе утверждённой сметы бюджетные учреждения получают денежные средств для осуществления своей деятельности.
Смета ВолГУ составляется по специальной форме на один финансовый год и утверждается Рособразованием. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений.
Показатели баланса, как за прошлый, так и за отчетный период, представлены тремя колонками в зависимости от источника данных средств: бюджетная деятельность, приносящая доход или средства ов временном распоряжении. Счета бюджетного учета в большинстве своем имеют субсчета по кодам источников финансирования.
На примере ГОУ ВПО ВолГУ мы рассмотрели специфику финансовой отчетности в бюджетных учреждениях, а также общую характеристику данных организаций в плане бухгалтерского учета. Было отмечено, что бюджетный учёт ведётся в соответствии с существующим в стране бюджетным устройством. И именно из особенностей бухгалтерского учета в бюджетных организациях вытекает своеобразие отчетности. Непосредственное исполнение бюджета возложено на Федеральное казначейство РФ, которое создано в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О Федеральном казначействе". На основании всего вышеуказанного финансовая отчетность имеет свою сложную специфику и структуру, регламентируемую Приказом Минфина №72н "О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной Системы российской федерации".
1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. №74н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
3. Приказ Минфина России от 20 ноября 2007 г. №112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет учреждений".
4. Приказ Минфина РФ от 10 февраля 2006 г. №25н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. №70н".
5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 г. N 72н " О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной Системы российской федерации".
6. Управление бюджетом: Курс лекций. - М.: Издательство "Дело и сервис", 2003.
7. Журнал "Главбух" №3, 2007.
8. Журнал "Советник бухгалтера в сфере образования" №2, 2007.
9. Журнал "Советник бухгалтера в сфере образования" №4, 2007.
10. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - М.: “ПРИОР”, 1999. -240с.
11. Журнал "Советник бухгалтера в сфере образования" №6, 2007.
12. Журнал "Советник бухгалтера в сфере образования", №1, 2006.
13. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005 г.
14. Журнал "Главбух" №2, 2006.
15. Приказ Минфина России от 22 ноября 2007 г. №114н "Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета".
16. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”. ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства Российской Федерации от 6 июля 1999г. №43-Н.
17. Белов А.Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004.
18. Практическое пособие по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях /Под ред. В.П. Нефедова. М.: АО “ЦИТП”, 2005.
19. Газета "Российский вестник", №10/2007.
20. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - изд. 3-е перераб. и доп. -М.: “Проспект”, 2003. -224с.
21. Журнал "Советник бухгалтера в сфере образования" №3, 2008.
22. Журнал "Советник бухгалтера в сфере образования" №5, 2008.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |