20
Кафедра
информатики и вычислительной информатики
Дисциплина «ИНФОРМАТИКА»
ОТЧЕТ
по курсовой работе
Тема: «Решение прикладных задач методом дихотомии »
Москва 2009 г.
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Вариант № 11.
Часть 1
Использование численных методов решения нелинейных уравнений, используемых в прикладных задачах.
Для выполнения 1 части необходимо:
· Составить программу и рассчитать значение функции в левой части нелинейного уравнения для решения задачи отделения корней;
· Составить логическую схему алгоритма, таблицу идентификаторов и программу нахождения корня уравнения методом дихотомии и методом Ньютона;
· Ввести программу в компьютер ,отладить, решить задачу с точностью е=0.0001 и вывести результат;
· Предусмотреть в программе вывод на экран дисплея процесса получения корня.
Уравнение: , [1,2];
Метод численного решения: метод дихотомии,метод хорд.
Решение.
Метод дихотомии
1. Этот метод позволяет отыскать корень уравнения f()=0 с любой наперед заданной точностью е.
Предполагается,что искомый корень уравнения уже отделен,т.е. указан отрезок [ a ; b ] непрерывности функции f(x) такой,что на концах этого отрезка функция принимает различные значения.
Суть метода в том, что [ a ;b ] делится пополам.Половина, где нет корня отбрасывается, а другая делиться на два.
1-й Шаг. Вычисление середины отрезка
Если f()=0, то мы нашли точный корень уравнения.
Если f() · f(x0)<0, то находится в интервале [] следовательно ;
Иначе
2-й Шаг. Вычисление середины отрезка
Если f()=0, то мы нашли точный корень уравнения.
Если f(· f(x1)<0 , то ;
Иначе
n-ый Шаг. Вычисление середины отрезка
Если f()=0, то мы нашли точный корень уравнения.
Если f(·f(xn)<0 , то ;
Иначе
Условием нахождения корня является:
2. Нелинейное уравнение и условие его решения:
, [1,2], е = 0,0001;
3. График функции:
4. Схема алгоритма:
5. Таблица идентификаторов:
Обозначение |
Идентификатор |
Тип |
|
n |
n |
int |
|
|
a |
double |
|
|
b |
double |
|
|
eps |
double |
|
x |
x |
double |
|
f(x) |
f(x) |
double |
6. Листинг программы:
#include<stdio.h>
#include<math.h>
double f(double x)
{
return 0.25*(pow(x,3))+x-1.2502;
}
int main(void)
{
int n=0;
double x,a=0.,b=2.,eps=0.0001;
while (fabs(a-b)>2*eps)
{
x=(a+b)/2,
n++;
printf("step=%3i x=%11.8lf f(x)=%11.8lfn",n,x,f(x));
if (f(x)==0)
{
printf("Tothnii koreni x=%lfnkolithestvo iteratsii n=%in",x,n);
return 0;
}
else if (f(a)*f(x)<0) b=x;
else a=x;
}
printf("Reshenie x=%11.8lf pri Eps=%lfnkolithestvo iteratsii n=%in",x,eps,n);
return 0;
}
7. Листинг решения:
step= 1x= 1.50000000f(x)=-0.21392288
step= 2x= 1.25000000f(x)=-0.00893133
step= 3x= 1.12500000f(x)= 0.08982692
step= 4x= 1.18750000f(x)= 0.04080796
step= 5x= 1.21875000f(x)= 0.01602415
step= 6x= 1.23437500f(x)= 0.00356738
step= 7x= 1.24218750f(x)=-0.00267680
step= 8x= 1.23828125f(x)= 0.00044659
step= 9x= 1.24023438f(x)=-0.00111478
step= 10 x= 1.23925781f(x)=-0.00033401
step= 11 x= 1.23876953f(x)= 0.00005631
step= 12 x= 1.23901367f(x)=-0.00013885
step= 13 x= 1.23889160f(x)=-0.00004127
Reshenie x= 1.23889160 pri Eps=0.0001
kolithestvo iteratsii n=13
Метод хорд:
1. Этот метод заключается в том, что к графику функции проводится хорда. Находим точку пересечения с осью OX и опускаем из этой точки прямую параллельную OY. Из точки пе-ресечения прямой и графика проводим хорду и операция повторяется до тех пор, пока точка пересечения хорды с осью OX не приблизиться к корню функции до заданной погрешности.
Шаг первый:
Нас интересует точка пересечения с осью ОХ.
Сделаем допущение: х=x1
y=0
Введем обозначение
x0
f()=f(x0)
Подставим в уравнение
Отсюда
x1=x0-
Шаг второй:
x2=x1-
Для n-го шага:
xn=xn-1-
Условием нахождения корня является:
2. Нелинейное уравнение и условие его решения:
, [1,2], е = 0,0001;
3. График функции:
Таблица идетификаторов:
Обозначение |
Идентификатор |
Тип |
|
n |
n |
int |
|
|
a |
double |
|
|
b |
double |
|
|
eps |
double |
|
x |
x |
double |
|
f(x) |
f(x) |
double |
6. Листинг программы:
#include<stdio.h>
#include<math.h>
double f(double x)
{
return (0.25*(pow(x,3)))+x-1.2502;
}
int main(void)
{
int n=0;
double x,a=1.,b=2.,eps=0.0001,xn;
xn=a;
while (fabs(xn-x)>eps)
{
x=xn;
n++;
xn=x-f(x)*(b-x)/(f(b)-f(x));
printf("step=%3i x=%11.8lf f(x)=%11.8lfn",n,xn,f(xn));
}
printf("pribligennoe znathenie x=%lf pri Eps=%lfnkolithestvo iterasii n=%in",xn,eps,n);
return 0;
}
7. Листинг решения:
step= 1 x= 1.22334934 f(x)= 0.01236182
step= 2 x= 1.23796144 f(x)= 0.00070219
step= 3 x= 1.23879055 f(x)= 0.00003951
step= 4 x= 1.23883720 f(x)= 0.00000222
pribligennoe znathenie x=1.238837 pri Eps=0.0001
kolithestvo iterasii n=4
Анализ результатов:
метод дихотомии |
метод хорд |
||
значение корня |
1.23889160 |
1.23883720 |
|
значение функции |
-0.00004127 |
0.00000222 |
|
количество итераций |
13 |
4 |
Вывод: Метод дихотомии прост в реализации, но обладает малой скоростью сходимости по сравнению с методом хорд, что выражается в количестве шагов. Метод хорд к тому же обладает большей точностью.
Часть 2
Решение дифференциального уравнения.
Вариант №11.
Метод Эйлера
1.Математическое описание
Геометрический смысл метода Эйлера состоит в следующем: дифференциальное уравнение определяет в точке (x0,y0) направление касательной к искомой интегральной кривой
k0=y(x0)=f(x0,y0)
Отрезок интегральной кривой, соответствующий x(x0,x1), x1=x0+h заменяется участком касательной с угловым коэффициентом k. Найденная точка (x1,y1) используется в качестве нового начального условия для уравнения y(x1)=y1,в ней вновь вычисляется угловой коэффициент поля направлений и процедура повторяется.
На n-ом шаге имеем точку (xn-1,yn-1), задающую начальное условие для уравнения:
y(xn-1)=yn-1
Уравнение определяет угловой коэффициент касательной к интегральной кривой в этой точке
Соответствующее уравнение касательной:y-yn-1=k(x-xn-1)
Отсюда получаем значение х=хn , соответствующее точке: хn=хn-1+h,
А именно: yn-yn-1=kn-1(xn-1+h-xn-1), или
yn=yn-1+h·kn-1
yn=yn-1+h·f(xn-1,yn-1)
Полученная формула является основной расчетной формулой метода Эйлера.
Процесс вычислений заканчивается, когда аргумент после очередного приращения выйдет за пределы исследуемого отрезка .
2. Дифференциальное уравнение:
x0 = 0 , y0 = 1, xmax =1, Дx = 0.01; 0.005; 0.001
3. Схема алгоритма:
5. Таблица идентификаторов:
Обозначение |
Идентификатор |
Тип |
|
s |
s |
int |
|
i |
i |
int |
|
x |
x |
double |
|
xmax |
x_max |
double |
|
x1 |
x1 |
double |
|
Дx |
h[i] |
double |
|
y |
y |
double |
|
d |
d |
double |
|
f(x) |
f(x) |
double |
|
k |
k(x,y) |
double |
6. Листинг программы:
#include<stdio.h>
#include<math.h>
double k(double x,double y )
{
return ((x/exp(x*x))-2.*x*y);
}
double f(double x)
{
return ((1./exp(x*x))*(1+x*x/2.));
}
int main(void)
{
int s,i;
double x,x1,x_max=1,y,d;
double h[3]={0.01,0.005,0.001};
FILE*file;
file=fopen("result.txt","w+");
for (i=0;i<=2;i++)
{ s=0;y=1;
fprintf(file,"h(%i)=%lfn",i,h[i]);
for(x=0;x<=x_max;x+=h[i])
{
s++;
x1=x+h[i];
y=y+k(x,y)*h[i];
d=y-f(x1);// y- pribl. f(x)- tochnoe
printf(" step =%4.i x=%6.4lf y=%6.4lf yt=%6.4lf d=%10.8lfn",s,x1,y,f(x1),d);
fprintf(file," step =%4.i x=%10.8lf y=%10.8lf yt=%10.8lf d=%10.8lfn",s,x1,y,f(x1),d);
}
}
fclose(file);
return 0;
Вывод: Интегрированная среда Visual С позволяет обрабатывать программы ,записанные на языке С++ .Для программирования циклических алгоритмов были использованы операторы организации циклов с параметрами, решение использует форматируемый вывод и оператор присваивания, а также использовались операторы вызова функций. Чем больше шаг, тем точнее вычисления.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |