2
Московский Гуманитарный Техникум Экономики и Права
Курсовая работа по курсу:
Информатика, вычислительная
техника и программирование на ПЭВМ
Решение математических задач с помощью алгоритмического языка Turbo Pascal, Microsoft Excel, пакета MathCAD и разработка программ в среде Delphi"
Москва 2008
Содержание
Задание 1. Решение уравнения в табличном редакторе Microsoft Excel
Табличный редактор Microsoft Excel представляет собой электронную таблицу разбитую на ячейки.
В ячейки одного из столбцов вводятся значения переменной В ячейки другого столбца, строка которого соответствует номеру первой ячейки столбца переменных, ставят "=" и вводят формулу. Затем нажимают Enter и табличный редактор выполняет поставленную задачу.
Решение уравнения с помощью MathCAD.
Данная задача в MathCAD будет выполнятся с использованием ранжированной переменной. В среде пакета MathCAD для выполнения итеративных вычислений предусмотрен аппарат ранжированных переменных.
Ранжированная переменная-это переменная, которой приписан диапазон изменения значений.
Пример ранжированной переменной:
x: =a,b. c,
где x - переменная, a,b,c - значения, которые принимает переменная, т.е. a-первое значение, b-второе значение, т.е. (b-a) - шаг изменения переменной, и c-последнее значение.
Функция представлена в виде ранжированного выражения, т.е. выражения в котором присутствуют p-переменные.
Решение уравнения в Turbo Pascal
Арифметические выражения строятся из констант, переменных, функций и операций над ними.
Правила использования выражений:
1. Выражение записывается в одну строку.
2. Используются только круглые скобки, число открывающихся скобок должно соответствовать числу закрывающихся скобок.
3. Нельзя записывать подряд два знака арифметических операций.
Структура программы в Turbo Paskal
Program <имя программы> ; ] 1
uses <описание модулей>;
lable <метки>;
const <объявление констант>;
type <объявление типов данных>; 2
var < объявление переменных>;
< описание процедур и функций>;
begin
операторы 3
end.
Заголовок программы: служебное слово program и имя;
Раздел описаний: описываются все идентификаторы объектов, используемые в данной программе. Описать идентификатор - значит указать его имя и тип.
Раздел операторов: указывается последовательность действий, которые необходимо.
Повторение (циклический алгоритм) - это алгоритм, в котором предусмотрено неоднократное выполнение одной и той же последовательности действий.
Последовательность действий, выполняемая в цикле, называется телом цикла.
Переменная, которая хранит число повторений цикла, называется параметром (счетчиком) цикла.
Цикл позволяет многократно выполнять отдельный оператор или последовательность операторов.
Различают следующие циклы: с параметром, с предусловием, с пост условием.
Цикл с предусловием и пост условием, как правило, используется для организации приближенных вычислений, задач поиска и обработки данных, вводимых с клавиатуры или файла.
С предусловием |
С постусловием |
|
WHILE условие DO BEGIN Оператор1 Оператор2 END: |
REPEAT Оператор1 Оператор2 UNTIE условие |
|
Может не выполниться ни разу |
Выполнится хотя бы один раз |
|
Параметр цикла проверяется до тела |
Параметр цикла проверяется после тела |
|
Записывается условие выполнения цикла |
Записывается условие выхода из цикла |
Цикл с параметром используется, если известно число повторений и реализуется с помощью оператора FOR общий вид которого следующий:
FOR параметр цикла: = начальное значение TO (DOWNTO) конечное значение
DO BEGIN Оператор1
Оператор2
END:
Параметр должен быть переменной целого типа.
Если используется слово TO, счетчик увеличивается на единицу, если используется слово BOWNTO, то счетчик уменьшается на единицу.
Задание1 (а) Решение циклических программ
Xn=2; Xk=10; h=1.
В Microsoft Excel:
Во втором столбце формула имеет выд: = (SIN (A2) +5) ^2/СТЕПЕНЬ (A2+3^ (A2); 1/2);
Значение x: |
y (x): |
|||||||
2 |
10,53 |
|||||||
3 |
4,826 |
|||||||
4 |
1,953 |
|||||||
5 |
1,037 |
|||||||
6 |
0,822 |
|||||||
7 |
0,683 |
|||||||
8 |
0,443 |
|||||||
9 |
0, 209 |
|||||||
10 |
0,082 |
|||||||
В Mathcad:
В Turbo Paskal:
program z1;
uses crt;
var Xn,Xk,X,Y,H,Z: REAL;
begin
clrscr;
write (Vvedite Xn,Xk,H=);
readln (Xn,Xk,H);
X: =Xn;
repeat
z: =x+exp (x*ln (3));
if z<=0 then writeln (NO) else
Y: =sqr (sin (x) +5) /Sqrt (z);
writeln (X=,X: 6: 1, Y=,Y: 8: 3);
X: =X+H;
until X>=Xk+H/2;
readkey;
end.
Блок-схема к заданию:
Результаты вычислений:
Задание 1 (б) Решение программы вычисления функции с условием
Решение уравнения в табличном редакторе Microsoft Excel
Для реализации задачи необходимо использовать логическую функцию ЕСЛИ, которая возвращает одно значение, если заданное условие при вычислении дает значение ИСТИНА Реализация задачи вычисления функции с условиями, и другое значение, если ЛОЖЬ. Общий вид функции такой:
ЕСЛИ (лог_выражение; значение_если_ложь)
Лог выражения-это любое значение или выражение, которое при вычислении дает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Значение_если_истина-это значение, которое возвращается, если лог_выражение имеет значение ИСТИНА. Если лог_значение имеет значение ИСТИНА и значение_если_истина опущено, то возвращается значение ИСТИНА. Значение_если_истина может быть другой формулой.
Значение_если_ложь-это значение, которое возвращается, если лог_выражение имеет значение ЛОЖЬ. Если лог_выражение имеет значение ЛОЖЬ и значение_если_ложь опущено, то возвращается значение ЛОЖЬ. Значение_если_ложь может быть другой формулой.
В Microsoft Excel:
Во втором столбце формула имеет вид: =ЕСЛИ (A2=0; "NO"; ЕСЛИ (A2<0; SIN (A2) / (1-2^SIN (A2)); ЕСЛИ (И (A2>0; A2<1); 2*A2/ (1-A2); ЕСЛИ (A2>1; A2^2-LN (A2); "нет решения"))))
Рисунок.
x |
y (x) |
||||||||
-2 |
-1,9447896 |
||||||||
-1,6 |
-1,9997383 |
||||||||
-1,2 |
-1,9585469 |
||||||||
-0,8 |
-1,8309758 |
||||||||
-0,4 |
-1,646153 |
||||||||
0 |
NO |
||||||||
0,4 |
1,33333333 |
||||||||
0,8 |
8 |
||||||||
1,2 |
1,25767844 |
||||||||
1,6 |
2,08999637 |
||||||||
2 |
3,30685282 |
||||||||
В Mathcad:
В Turbo Pascal:
program z2;
uses crt;
label 20;
var x,y,Xn,Xk,h: real;
begin clrscr;
writeln (Please ENTER Xn,Xk,h=);
readln (Xn,Xk,h);
x: =Xn;
while x<=Xk+h/2 do
begin
if x<0 then
begin
y: =1-exp (sin (x) *ln (2));
if y=0 then
writeln (NET KORNEY) else
y: =sin (x) /y;
end
else
if (x>0) and (x<1) then y: = (2*x) / (1-x) else
if x>1 then y: =x*x-ln (x)
else
begin
writeln (NO answer);
goto 20;
end;
writeln (x=,x: 3: 1, y=,y: 6: 3);
20: x: =x+h;
end;
readkey;
end.
Результаты вычислений:
Блок-схема к заданию:
Задание 1 (в) вычисление массива
Решение уравнения в Turbo Pascal
Массив (матрица, таблица, вектор) - это структура данных, представляющая собой совокупность элементов одного типа.
Массив называется одномерным, если для получения доступа к его элементам достаточно одной индексной переменной.
1) Массив можно определить как одномерную (последовательную) совокупность элементов некоторого типа, которые адресуется с помощью индекса.
2) Массив должен быть объявлен в разделе описания переменных:
VAR ИмяМассива: ARRAY (НачИндекс. КонечныйИндекс) OF ТипДанных.
3) Доступ к элементу массива осуществляется путем указания индекса (номера), в качестве которого нужно использовать переменную целого типа. Massiv (2): =5;
А: =massiv (4);
4) Для ввода, вывода и обработки массивов удобно использовать операторы циклов. Задание элементов массива случайным образом.
Необходимо массив yi из случайных чисел, входящих в определенный интервал. Для этого нужно использовать функцию Random (x), которая возвращает случайное число от 0 до X, если функция используется без параметра, то будут генерировать числа от 0 до 1.
Перед использованием данной функции необходимо применить оператор Randomize, который обеспечивает несовпадение последовательности случайных чисел, генерируемых функцией.
В Microsoft Excel:
Во втором столбце формула имеет вид: =СТЕПЕНЬ (EXP (1) ^ (3*A2) - TAN (A2) ^3; 1/5) /КОРЕНЬ ( (A2) ^2+SIN (A2) ^2)
Рисунок.
x |
y |
||||||||
0,4 |
2,267 |
||||||||
0,7 |
1,576 |
||||||||
0,8 |
1,473 |
||||||||
1,3 |
0,752 |
||||||||
В Mathcad:
В Turbo Pascal:
program zadanie3;
uses crt;
const n=4;
var x,y: array [1. n] of real;
i: integer;
z,j,d: real;
begin
clrscr;
for i: =1 to n do
begin
write (Enter x [i] =);
readln (x [i]);
end;
for i: =1 to n do
begin
j: =exp (3*x [i]) - exp (3*ln (sin (x [i]) /cos (x [i])));
z: =exp (1/5*ln (abs (j))) * (abs (j) /j);
d: =sqrt (sqr (x [i]) +sqr (sin (x [i])));
y [i]: =z/d;
writeln (x [i] =,x [i]: 5: 1, y [i] =,y [i]: 5: 3);
end;
readkey;
end.
Блок-схема алгоритма решения задания №1.3
Нахождение функции заданном массиве:
Результаты вычислений:
Задание 1 (г) вычисление суммы в Microsoft Excel
В третьем столбце формула имеет вид: = (A2^ (-A2*SIN (A2)) - LN (2*A2+5)) / (КОРЕНЬ (2+SIN (2*A2)) +A2^2)
В четвертом столбце формула имеет вид: =СУММ (C2*B2+C3*B3+C4*B4+C5*B5)
x |
a |
y |
S |
|
1,1 |
0,42 |
-0,368 |
-1,3 |
|
1,3 |
0,7 |
-0,399 |
||
1,5 |
0,9 |
-0,413 |
||
1,7 |
1,2 |
-0,408 |
В Mathcad:
В Turbo Pascal:
Program Summa;
uses crt;
const n=4;
Var x,z,d,Xn,h,F,S: Real;
i: Integer;
a: array [1. n] of Real;
BEGIN
clrscr;
randomize;
Write (enter please Xn,h=);
ReadLN (Xn,h);
for i: =1 to n Do
begin
Write (enter please a [i] =);
ReadLN (a [i]);
end;
x: =Xn;
S: =0;
for i: =1 to n Do
begin
z: =exp ( (-x*sin (x)) *ln (x)) - ln (2*x+5);
d: =sqrt (2+sin (2*x)) +sqr (x);
F: =z/d;
S: =S+F*a [i] ;
x: =x+h;
end;
WriteLN (S=,S: 10: 3);
readkey
END.
Результаты вычислений:
Блок-схема алгоритма решения задания №1.4
Нахождение функции, если дан x, h, n, задан массив:
Задание 2. Интегрирование функции
Вычислить определённый интеграл
Так как определённый интеграл является площадью фигуры, ограниченной некоторой функцией y=f (x), то целью задачи является нахождение площади этой фигуры. Для этого необходимо данную фигуру разбить на более простые, площадь которых находится по простым формулам, а затем сложить полученные площади в одну для нахождения необходимой, т.е. для вычисления данного определённого интеграла.
Существуют различные методы нахождения определённого интеграла.
Рассмотрим некоторые из них:
метод средних прямоугольников;
метод трапеций;
метод Симпсона (парабол);
с автоматическим выбором шага;
1. Метод прямоугольников
Для вычисления приближённого значения определённого интеграла отрезок [a, b] делят на n равных частей точками
a=x0<x1<x2<…<xn=b
так, что xi+1-xi= (b-a) /n (I=0,1,2,…,n-1). Тогда длина каждого частичного отрезка определяется как h= (b-a) /n, а точки разбиения x0=a, x1=x0+h, x2=x1+h,…, xn=xn-1+h. Эти точки называются узлами, а h-шагом интегрирования. В узлах вычисляются ординаты y0, y1,…, yn, т.е. yi=f (xi). На частичных отрезках [xi; xi+1] строятся прямоугольники, высота которых равна значению f (x) в какой-либо точке каждого частичного отрезка. Произведение f (xi) *h определяет площадь частичного прямоугольника, а сумма таких произведений - площадь ступенчатой фигуры, представляющей собой приближённое значение интеграла.
Если f (xi) вычисляется в левых концах отрезков [xi; xi+1], то получается формула левых прямоугольников:
Iл= (y0+y1+…+yn-1) = .
Если f (xi) вычисляется в правых концах отрезков [xi; xi+1], то получится формула правых прямоугольников:
Iп= (y1+y2+…+yn) = .
Если функция f вычисляется в точках xi+h/2 [xi;; xi+1], то получается формула средних прямоугольников:
2. Метод трапеции
Метод трапеций аналогичен методу прямоугольников, с той лишь разницей, что на каждом частичном отрезке строится трапеция.
Приближенное значение интеграла равно сумме всех площадей частичных трапеций:
I=
3. Метод симпсона
Если на частичном отрезке длиной 2h функции заменяется дугой параболы, то можно получить формулу парабол или обобщенную формулу Симпсона:
= (h/3) * (y0+y2n+,
где
1 при i - нечетном;
Ci =
1 при i - чётном;
4. С автоматическим выбором шага
Точность вычисления определенного интеграла зависит от величины шага интегрирования. Ошибка в выборе величины шага интегрирования либо не обеспечит нужной точности, либо приведет к необоснованным затратам машинного времени.
Заданную точность при рациональных затратах времени на вычисления обеспечивают алгоритмы интегрирования с автоматическим выбором шага. Идея метода автоматического выбора шага интегрирования для достижения заданной точности заключается в следующем:
а) выбирается начальное n и вычисляется шаг h= (b-a) /n;
б) рассчитывается значение интеграла I1 для этого шага h;
в) шаг h уменьшается в два раза, т.е. h=h/2 и вычисляется значение интеграла I2;
г) оценивается погрешность между двумя значениями r=I1-I2; если погрешность r меньше или равна заданной точности, т.е. r<=, то точность достигнута и значение интеграла I=I2; если r>, то точность не достигнута и величине I1 присваивается более точное значение I2;
д) теперь повторяются этапы в) и г) до выполнения условия r<=.
Вычисление определенного интеграла с помощью пакета MathCAD в нормальном и символьном виде.
Для решения интеграла численно и в символьном виде необходимо задать функцию f (x) и найти от неё интеграл на промежутке [a, b].
Для вычисления численного значения заданного интеграла:
С помощью встроенных функций задаём определённый интеграл;
После нажатия клавиши "=", MathCAD выдаёт значение интеграла на заданном промежутке.
В Mathcad:
При решении интеграла в символьном виде:
С помощью встроенных функций задаём интеграл;
Вызов в меню "Математика" подменю "Булен" и нажатие "" или Control+. приводит к вычислению интеграла в символьном виде.
В Mathcad:
В Turbo Pascal:
Текст программы вычисления
определенного интеграла методом
средних прямоугольников на TP
program Sredniipriamougolniki;
uses crt;
var a,b,h,s,y,x: real;
i,n: integer;
begin clrscr;
write (Vvedite a,b,n=);
readln (a,b,n);
h: = (b-a) /n;
x: =a+h/2;
s: =0;
for i: =1 to n do
begin
s: =s+1/sqr (3*sin (x) +2*cos (x));
x: =x+h;
end;
y: =h*s;
writeln (n=,n, y=,y: 10: 3);
readkey;
end.
Результаты работы программы:
a=0 b=1 n=1000 y=0.117
Блок-схема алгоритма решения задания №2.1
Вычисление определенного интеграла методом средних прямоугольников:
Текст программы вычисления
определенного интеграла методом
трапеции
program integral 2;
uses crt;
var a,b,h,S,S1,x,y: real;
i,n: integer;
function f (c: real): real;
begin
f: =1/sqr (3*sin (x) +2*cos (x));
end;
begin clrscr;
write (a,b,n=);
readln (a,b,n);
h: = (b-a) /n;
x: =a;
s: =0;
for i: =1 to n-1 do
begin
x: =x+h;
s: =s+f (x);
end;
S1: = f (a) +f (b);
y: = (h/2) * (S1+2*s);
writeln (n=,n, y=,y: 8: 3);
readkey;
end.
Результаты работы программы
a=0 b=1 n=1000 y=0.117
Блок-схема алгоритма решения задания № 2.2
Вычисление определенного интеграла методом трапеции:
Текст программы вычисления
определенного интеграла
методом Симпсона
program simpson;
uses crt;
var a,b,h,x,y,s,s1: real;
i,n,c,m: integer;
function f (x: real): real;
begin
f: =1/sqr (3*sin (x) +2*cos (x));
end;
begin clrscr;
write (a,b,n=);
readln (a,b,n);
h: = (b-a) / (2*n);
x: =a;
s: =0;
c: =1;
m: =2*n-1;
for i: =1 to m do
begin
x: =x+h;
s: =s+ (3+c) *f (x);
c: =-c;
end;
s1: =f (a) +f (b);
y: = (h/3) * (s1+s);
writeln (y=,y: 10: 3, n=,n);
readkey;
end.
Результаты работы программы
a=0 b=1 n=1000 y=0.117
Блок-схема алгоритма решения задания №2.3
Вычисление определенного интеграла методом Симпсона:
Текст программы вычисления
определенного интеграла с
автоматическим выбором шага
program avtomaticheskiyshag;
uses crt;
var e,a,b,s,h,sn,sn1: real;
i,n: integer;
function f (x: real): real;
var y: real;
begin
f: =1/sqr (3*sin (x) +2*cos (x));
end;
begin
clrscr;
write (a=); read (a);
write (b=); read (b);
write (e=); read (e);
sn: =0;
sn1: =0;
n: =100;
repeat
n: =n*2;
h: = (b-a) /n;
s: =0;
sn: =sn1;
s: =s+f (a) +f (b);
for i: =1 to (n-1) do
s: =s+2*f (a+i*h);
s: = (h/2) *s;
sn1: =s;
until abs (sn-s) <e;
writeln (s=,s: 8: 3);
readkey;
end.
Результаты работы программы
a=0 b=1 n=1000 s=0.117
Задание 3. Решение системы линейных уравнений
Решение уравнения с помощью MathCAD
Данная задача в MathCAD будет выполнятся с использованием ранжированной переменной. В среде пакета MathCAD для выполнения итеративных вычислений предусмотрен аппарат ранжированных переменных.
Ранжированная переменная-это переменная, которой приписан диапазон изменения значений.
Пример ранжированной переменной:
x: =a,b. c,
где x - переменная, a,b,c - значения, которые принимает переменная, т.е. a-первое значение, b-второе значение, т.е. (b-a) - шаг изменения переменной, и c-последнее значение. .
Рассмотрим решение системы линейных уравнений матричным методом:
a11X1+a12X2+a13X3=b1,a21X1+a22X2+a23X3=b2,a31X1+a32X2+a33X3=b3.
Решение этим методом заключается в решении матричного уравнения вида:
R=M-1*V.
Для этого необходимо:
сформировать матрицу коэффициентов системы линейных уравнений
сформировать вектор-столбец коэффициентов свободных членов системы линейных уравнений V:
b1
V: = b2
b3
найти искомые параметры с помощью матричного уравнения: R=M-1*V.
получим:
X1
R = X2
X3
Рассмотрим решение системы линейных уравнений с помощью решающего блока Given - Find.
Для решения системы уравнений этим способом используется специальная конструкция, называемая решающим блоком. Блок состоит из заголовка (Given), его тела (определённой системы уравнений) конца блока (Find). Find включает в себя перечень переменных блока, относительно которых должна быть решена система уравнений.
Для решения этим методом введём начальные приближённые значения искомых значений:
X1: =0X2: =0X3: =0
опишем блок решения:
Given
x11X1+x12X2+x13X3=b1,x21X1+x22X2+x23X3=b2,x31X1+x32X2+x33X3=b3.
опишем ведущие переменные:
r: =find (X1, X2, X3)
найдём искомые параметры:
X1
r = X2
X3
Пример вычисления:
1) решение системы линейных уравнений матричным методом:
2) решение системы линейных уравнений с помощью решающего блока Given - Find.
, ,
Задание 4. Решение нелинейного уравнения
Задача нахождения корней нелинейных уравнений вида F (x) =0 встречается в различных областях научных исследований. Нелинейные уравнения можно разделить на два класса - алгебраические и трансцендентные. Алгебраическими уравнениями называются уравнения, содержащие только алгебраические функции. Уравнения, содержащие другие функции (тригонометрические, показательные, логарифмические и др.) называются трансцендентными.
По условию задачи уравнение cosx-x+4=0 является трансцендентным. Поэтому для нахождения корней будем использовать приближённые методы вычисления (метод касательных и метод половинного деления).
Существуют различные итерационные методы решения трансцендентных уравнений. Наиболее известные: метод касательных, метод половинного деления, метод хорд, комбинированный метод хорд и касательных, метод итераций и т.д.
Метод половинного деления отрезка пополам является одним из простейших методов нахождения корней нелинейных уравнений. Метод довольно медленный, однако он всегда сходится, т.е. при использовании решение получается всегда, причём с заданной точностью. Требуемое обычно большее число итераций по сравнению с некоторыми другими методами не является препятствием к применению этого метода, если каждое значение функции несложно.
Метод касательных или метод Ньютона. В этом методе каждой итерации объём вычислений больший, чем в ранее рассмотренном методе половинного деления, поскольку приходится находить не только значение функции F (x), но и значения её производных. Однако скорость сходимости здесь значительно выше, чем в предыдущем методе.
Решение нелинейного уравнения в среде пакета MathCAD
По условию задачи данное нелинейное уравнение является трансцендентным. Для нахождения корней этого уравнения воспользуемся функцией root.
Решение трансцендентных уравнений методом касательных
program kasatelnie;
uses crt;
label 20;
var a,b,E,U,D,x: real;
function f (x: real): real;
begin
f: =u*u*u-7*u-7;
end;
function f1 (x: real): real;
begin
f1: =3*x*x-10;
end;
function f2 (x: real): real;
begin
f2: =6*x;
end;
begin
writeln (a,b,E=);
read (a,b,E);
if f (a) *f2 (a) >0 then
u: =a else u: =b;
20: D: =f (u) /f1 (u);
u: =u-d;
if ABS (d) >E then goto 20;
writeln (u=,u: 7: 3);
readkey;
end.
Результаты работы программы
a=2 b=4 e=0.01 x=3.000
Блок-схема алгоритма решения задания №4.2
Метод касательных:
Решение трансцендентных уравнений методом деления отрезка пополам
Program polovinoedelenie;
uses crt;
label 20,30,40;
var a,b,E,V,W,X,Z: real;
function f (x: real): real;
begin
f: =x*x*x-7*x-7;
end;
begin
writeln (a,b,E=);
read (a,b,E);
V: =f (a);
W: =f (b);
20: x: = (a+b) /2;
z: =f (x);
if z=0 then goto 30;
if V*Z>=0 then
begin
a: =x;
v: =z;
end;
begin
b: =x;
W: =z;
end;
40: if (b-a) >E then goto 20;
x: = (a+b) /2;
30: writeln (x=,x: 6: 3);
readkey;
end.
Результаты работы программы
a=2 b=4 e=0.01 u=3.049
Блок-схема алгоритма решения задания №4.1
Метод деления отрезка пополам:
Задание 5. Организация нахождения минимума и максимума элемента в массиве случайных чисел в среде пакета MathCAD
Организовать нахождение MIN и MAX элемента в массиве случайных чисел К. Генерацию элементов массива осуществить с помощью встроенной функции RND (N); вычисления провести с помощью встроенных функций MIN (К) и MAX (К)
В Mathcad:
Необходимое нахождение значений в среде MathCAD можно провести с помощью встроенных функций.
Для решения этой задачи нужно: задать промежуток, в котором будут генерироваться случайные числа; воспользоваться функцией rnd; после того, как будут выбраны случайные числа, воспользуемся функцией нахождения минимального и максимального значений: min (x) и max (x).
Задание 6
Определить среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение рядов Ni и Ki, дисперсию и коэффициент корреляции. Ввод Ni и Ki -в виде векторов из 10 элементов, каждый из внешних файлов данных, подготовленных вручную или с помощью любой программы, позволяющей создавать файлы в формате ASCIT. Вычисление - с помощью встроенных функций: mean (N), mean (K), var (N), var (K),stdev (K), stdev (K), corr (N,K).
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Амнистия и помилование |
Курсовая работа | Основы программирования в среде Delphi 7.0 |
Курсовая работа | Проблемы и перспективы развития въездного туризма на примере Ленинградской области |
Курсовая работа | Учет и анализ доходов и расходов организации |
Курсовая работа | Конкурентоспособность товара |
Курсовая работа | Курсовая работа по кормопроизводству |
Курсовая работа | `Картофельная запеканка ` |
Курсовая работа | Понятие и типы денежных систем. Денежная система Республики Беларусь |
Курсовая работа | Особенности бюджетного финансирования |
Курсовая работа | Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста |
Курсовая работа | Анализ финансовых результатов сельскохозяйственного предприятия СПК "Звениговский" |
Курсовая работа | Финансы коммерческих организаций |
Курсовая работа | Банковская система и ее роль в экономике. |
Курсовая работа | Бизнес планирование |
Курсовая работа | Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы "Лойтер" |