ФЕДЕРАЛЬНОЕ агентство по образованию Российской Федерации
Омский государственный институт сервиса
Кафедра прикладной информатики и математики
Курсовая работа
По дисциплине: Анализ эффективности ИС
Тема: Рассчитать надежность ИС "Кинотеатр"
Выполнил: студент группы ПЗУ 71
К защите допущен (а)
"_____"__________________200_г.
Защищено с оценкой: ________
Шифр 80753
Трушакин А.А.
Проверил:
Калиберда Е.А., КТН, доцент
Омск 2009
Содержание
Введение
Программное средство, предназначенное для продажи, существенно отличается от программного средство собственного потребления тем, что оно разрабатывается для обработки множества наборов данных с учетом конкретных условий самых разнообразных потребителей. И поэтому оно должно быть самым тщательным образом протестировано на обработку всех возможных исходных наборов данных.
В курсовой проведен анализ путей оценки качества информационных систем (ИС) с учетом того факта, что для разработчиков оценивание качества важно уже на этапе проектирования системы для прогнозирования как востребованности продукта, так и ожидаемых затрат на его разработку и сопровождение. При этом отмечено, что действия, связанные с обеспечением качества, должны планироваться и проводиться с учетом, как выбранной модели жизненного цикла ИС, так и особенностей построения ее компонентов: баз данных (БД), пользовательских интерфейсов, функциональных приложений.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Понятия
Конкретизируем некоторые понятия, связанные с данной проблемой.
Качество ИС - совокупность полезных свойств системы с точки зрения пользователей в соответствии с ее назначением и предъявленными к ней требованиями.
Характеристика качества ИС - понятие, отражающее отдельные измеримые факторы, влияющие на качество системы.
Критерий качества - численный показатель, характеризующий оцениваемое свойство системы, обеспечивающий возможность определения затрат, необходимых для достижения требуемого уровня качества.
К качественным характеристикам информации можно отнести такие составляющие, как:
Полнота - отношение имеющегося числа записей к потенциально возможному (совершенно точно описывающему рассматриваемую предметную область);
Достоверность - т.е. ее соответствие информации реальности;
Актуальность - своевременность обновления информации;
Релевантность - соответствие полученной информации тому, что хотел получить пользователь;
Вероятность безотказной работы (ВБР) - это вероятность того, что в пределах заданной наработки, отказ системы не возникнет.
Вероятность отказа - это обратная величина ВБР или вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ системы возможен.
Наработка - это продолжительность или объем работы.
Глава 2. Расчет эффективности ИС
Расчет эффективности информационной системы "Кинотеатр" рассчитан логико-вероятностным методом.
2.1 Блок схема ИС
Информационная система "Кинотеатр", рис. 2.1., состоит из 7 модулей.
Рис.2.1 Блок схема ИС
Каждый модуль имеет свой номер и соответствующее название и связаны между собой.
1) Заполнение таблиц.
2) Продажа места.
3) Дополнительные услуги.
4) Распечатка билета.
5) Отчет о продажах фильма.
6) Отчет о продажах за период.
7) Отчет резервирования.
2.2 Экономическая эффективность ИС
Использован статистический метод оценки эффективности ИС при расчете её экономической эффективности.
(t-) - последний период реализации проекта, при котором разность накопленного дохода и затрат принимает отрицательное значение.
D (t-) - последняя отрицательная разность накопленного дохода и затрат.
D (t+) - первая положительная разность накопленного дохода и затрат.
1 месяц |
2 месяц |
||
Затраты |
7400 руб. |
7400 |
|
Доходы |
4000 |
8000 |
|
Разность |
-3400 |
600 |
Экономия времени работника равна 4 часа в день, оплата одного часа составляет 50 руб.
Ток=1+ (-3400) / (-3400) - 600=1,85 мес.
Окупаемость информационной системы "Кинотеатр" составляет 1.85 месяца.
2.3 Тестирование ИС
Тестирование программы проводилось в течение 20 часов, и за весь период было зафиксировано 4 сбоя, что отражают таблицы с №1 по №7.
Таблица 2.1 Таблица данных
Время |
10 |
12 |
|
Отказ |
1 |
1 |
|
Тип отказа |
Человеческий фактор |
Человеческий фактор |
Таблица 2.2 Продажа места
Время |
- |
|
Отказ |
- |
|
Тип отказа |
- |
Таблица 2.3 Резервирование места
Время |
- |
|
Отказ |
- |
|
Тип отказа |
- |
Таблица 2.4 Распечатка билета
Время |
14 |
|
Отказ |
1 |
|
Тип отказа |
Человеческий фактор |
Таблица 2.5 Отчет продаж фильма
Время |
- |
|
Отказ |
- |
|
Тип отказа |
- |
Таблица 2.6 Отчет продаж за период
Время |
- |
|
Отказ |
- |
|
Тип отказа |
- |
Таблица 2.7 Отчет резервирования
Время |
17 |
|
Отказ |
1 |
|
Тип отказа |
Аппаратный сбой |
Из всех зафиксированных сбоев 75% это человеческий фактор, и лишь 25% аппаратный сбой. Сбоев другого характера зафиксировано не было.
2.4 Вероятность безотказной работы
Вероятность безотказной работы (ВБР) будем рассчитывать как деление объектов исправно работающих в промежутке времени на число объектов в начале испытаний.
- Равно количество сбоев, деленное на промежуток времени.
t - Период тестирования.
За весь период тестирования было зафиксировано 4 сбоя, и поэтому
(1) =2/20=0,1 в час; P (1) =2,7 - 0,1*20=1/7,29=0,137
(2) =0/20=0 в час; P (2) =2,7 - 0*20=1/1=1
(3) =0/20=0 в час; P (3) =2,7 - 0*20=1/1=1
(4) =1/20=0,05 в час; P (4) =2,7 - 0,05*20=1/2,7=0,37
(5) =0/20=0 в час; P (5) =2,7 - 0*20=1/1=1
(6) =0/20=0 в час; P (6) =2,7 - 0*20=1/1=1
(7) =1/20=0,05 в час; P (7) =2,7 - 0,05*20=1/2,7=0,37
2.5 Вероятность отказа
Так как вероятность отказа это обратная величина ВБР, то следует от 100% отнять ВБР.
Q (1) = 1-0,137=0.863
Вероятность отказа равна 86.3% для модуля №1.
Q (2) = 1-1 =0
Вероятность отказа равна 0% для модуля №2.
Q (3) = 1-1 =0
Вероятность отказа равна 0% для модуля №3.
Q (4) = 1-0,37=0.63
Вероятность отказа равна 63% для модуля №4.
Q (5) = 1-1 =0
Вероятность отказа равна 0% для модуля №5.
Q (6) = 1-1 =0
Вероятность отказа равна 0% для модуля №6.
Q (7) = 1-0,37=0.63
Вероятность отказа равна 63% для модуля №7.
2.6 Средняя наработка
Средняя наработка на отказ - отношение наработки восстанавливаемых систем к математическому ожиданию числа её отказов в пределах этой наработки.
n - количество отказов,
tсрi - среднее время между i-1 и I отказами объектов.
T0= (20/4) /4=5/4=1, 25.
Средняя наработка на отказ равна T0=1,25 часа.
2.7 Карты КАРНО
Для расчета надежности ИС сначала составим логическое выражение данной блок схемы, но так как у нас блоков более 4, то перед этим сделаем некоторые оговорки: пусть 2*4 =8, см. рис.2.7 1, а 3* (5v6v7) =9, см. рис.2.7 2
Рис.2.7 1 Блок 8, схемы ИС
Рис.2.7 2 Блок 9, схемы ИС
Тогда логическое выражение имеет вид: 18v19v189 - далее,189v189v189v189v189, теперь решаем данную логическую цепочку при помощи карт Карно: 9 9
8
P=18v19,Теперь упростим 9 блок при помощи карт КАРНО.
P=35v36v37v356v357v367v3567,P=356v35v356v36v367v37v3567v356v3567v357v3567v367v3567=3567v356v357v35v3567v356v367v36v3567v367v357v357v
v37v3567v356v3567v357v3567v367v3567,6 6
7
Получаем 35v36v37, подставим в начальное выражение 18v19,так как 8=2*4, 9=35v36v37, то 18v19=124v1 (35v36v37) =124v135v136v137
Заключение
В данной работе был рассчитан анализ информационной системы "Кинотеатр", которая состоит из 7 модулей, и каждый из модулей имеет различные показатели надежности (см. пункт 2.4). Надежность рассчитана логико-вероятностным методом, который сводится к составлению логической функции, её минимизации, арифметизации и заменой событий на их вероятность для выявления надежности всей ИС.
Ниже приведены основные показатели данной ИС.
Окупаемость равна: Ток=1.85 мес.
Средняя наработка на отказ равна: T0=1.25 часа.
Вероятность безотказной работы равна: P=0.462 или 46.2%.
Из данных показателей можно сделать вывод, что надежность программы довольно низкая, так как показатель надежности равен всего 46.2%.
Список использованной литературы
1. Калиберда Е.А. Анализ эффективности информационных систем, 2006.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |