67
Содержание
Введение
Глава I. Педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждения начального профессионального образования как педагогическая проблема
1.1. Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
1.2. Особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и оптимизации воспитательного процесса
1.4. Комплекс педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Глава II. Содержание и описание экспериментальной работы по реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы
2.2. Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Заключение. Выводы
Список литературы
Приложения
Введение
Изменения, происходящие в современном обществе, рост конкуренции, внедрение новых технологий производства обусловливают новую роль личности в современных социально-экономических условиях, универсализацию профессиональных функций человека.
Обострение конкуренции на рынке труда, возрастающая мобильность производственных отношений требуют постоянного внимания к молодым людям, которые находятся на пороге трудовой деятельности. В условиях современного производства предъявляются достаточно высокие требования не только к уровню профессиональных знаний и умений специалистов, но и к уровню их общей культуры, воспитанности.
Особая роль в формировании личности будущего спе-циалиста принадлежит учреждениям начального профессионального образования.
Воспитательный процесс, организуемый в учреждениях начального профессионального образования, потенциально способен как обес-печить достойное вхождение личности во взрослую жизнь, ее полноцен-ную социализацию и успешную профессиональную адаптацию, так и удовлетворить возрастающие потребности общества и экономики в вос-питании достойных граждан и подготовке высококвалифицированных специалистов.
Теоретическую базу исследования проблематики начального профессионального образования заложили такие исследователи, как С.Я. Батышев, Г.Е. Зборовский, Н.И. Макиенко, А.Я. Найн, А.П. Сейтешев, В.А.Скакун, Н.М. Таланчук, Е.В. Ткаченко и др.
Проблемы обеспечения эффективности подготовки молодых спе-циалистов посредством интеграции образовательных областей и диф-ференциации обучения разработаны в исследованиях А.Ф. Аменда, В.А. Полякова, И.А. Сасовой, В.А. Томина, Н.Н. Тулькибаевой и др.
Различные грани системного подхода к построению учебно-воспи-тательного процесса и технологий диагностики воспитанности лично-сти освещены в работах Ю.К. Бабанского, Ю.А. Конаржевского, А.И. Кочетова, В.М. Миньярова, Н.И. Монахова, М.М. Поташника, М.И. Шило-вой, Н.Е. Щурковой и др.
Приведенный перечень научных исследований отражает многообразие научных идей и практических подходов к организации деятельности образовательных учреждений по воспитанию подростков и молодежи, однако собственно аспект разработки педагогических ус-ловий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования в данных исследованиях не рас-сматривается.
Поэтому мы решили выбрать тему «Педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования».
Цель нашей работы - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Объектом данной работы стал воспитательный процесс, а предметом, в свою очередь - комплекс педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Гипотеза исследования: воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования будет эффективным при соблюдении определенных условий.
В связи с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. определить понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования;
2. выявить особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования;
3. обосновать педагогические условия эффективности воспитательного процесса;
4. проверить экспериментально условия реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса.
Для решения данных задач нами были использованы следующие методы:
ь анализ педагогической, психологической и методической литературы, публикаций, исследований по данной проблеме;
ь наблюдения за процессом воспитания учащихся в учреждениях начального профессионального образования;
ь анализ исходных параметров, влияющих на формирование личности учащегося;
ь анкетирование, опрос, собеседование;
ь экспериментальное исследование.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей начального, среднего и высшего профессионального образования, а также студентами и аспирантами.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 47 наименований, приложения.
Глава I. Педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждения начального профессионального образования как педагогическая проблема
1.1. Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Отправной точкой теоретического анализа данной проблемы мы избрали построение ее понятийно-категориального аппарата, включив-шего основные и рядополагающие компоненты, такие, как «профессио-нальное образование», «учреждение начального профессионального образования», «воспитание», «профессиональное воспитание», «воспи-тательный процесс», «эффективность», «оптимальность» и др. Анализ и синтез этих компонентов позволили нам уточнить сущность основного понятия нашего исследования - «эффективность воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования».
Советский энциклопедический словарь определяет профессиональное образование как педагогически организованный процесс «овладения определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности» (40).
Социологическая наука (Г.Е. Зборовский), рассматривает профессиональное об-разование в качестве «особого вида образо-вания в целом, в процессе которого на основе обучения, воспитания, развития и социализации личности происходит овладение ею профес-сией, специальностью, квалификацией» (16).
Профессиональное образование выполняет те же социальные функции, что и образование в целом: социализация и развитие личности, ее систематическое обучение и воспитание. Но к этим функциям добавляется еще одна, особо значимая непосредственно для профессио-нального образования, - овладение профессией, что кардинально меняет характер, содержание и направленность образовательного процесса (28).
Для определения основных характеристик воспитательного процес-са в учреждениях начального профессионального образования необхо-димо проанализировать базовую категорию этого про-цесса - «воспитание».
Воспитание - функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая государством, образовательным учреждением, семьей, производством и другими социальными институтами.
Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Оп-ределение же сути воспитания является одной из самых древних проб-лем, которую общество исторически характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач.
С середины XX века меняется общая направленность воспитания. Оно в возрастающей степени приобретает развивающий характер. В последнее десятилетие, вследствие происходящих в российском обществе политических и экономических перемен, началось широкое общественное движение, направленное на коренной пересмотр харак-тера, содержания, форм и методов воспитания. Суть поиска состоит в том, чтобы в центр воспитания было поставлено развитие личности.
В работах Б.З. Вульфова (14), В.А. Караковского (20, 21), Н.Л.Селивановой (13) и др. получила новый импульс развития проблема изучения воспитательных систем. При этом особое внимание уделяется изучению педагогических основ организации целостного процесса воспитания, теории и методике формирования личности.
Вопросы отбора содержания, форм и методов организации воспитательного процесса с учетом изменения его целевого компонента рассмотрены Л.А. Блохиной (6), А.П. Савченко (29).
Хорошо организованное воспитание, по мнению ученых, должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина.
Б.Т. Лихачев отмечает, что воспитание как общественное явление в его движении и развитии практически реализуется в воспитательном процессе (39).
М.И. Рожков характеризует воспитательный процесс как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого (35). Отсюда целенаправ-ленность - важнейшая характеристика воспитательного процесса (2, 36, 41, 42).
Анализируя различные трактовки понятия «воспитание», можно выделить наиболее общие для них признаки, которые отмечаются большинством исследователей:
целенаправленность воздействий на воспитанника;
социальная направленность этих воздействий;
создание условий для усвоения личность определенных норм отношений;
- освоение личностью комплекса социальных ролей.
Теоретические основы проблемы профессионального воспитания представляются нам недостаточно разработанными в педагогической науке.
Попытки целенаправленной организации профессионального воспитания наталкиваются на методологическую неразработанность самого понятия «профессия».
Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет профессию как «основной род занятий, трудовой деятельности» (30).
Наиболее разработанными представляются два подхода к определению понятия «профессия»: генетический и структурно-функциональный.
Генетический подход предполагает, что профессия «выкристаллизовывалась» из различных видов деятельности, имевших целью получе-ние специфического общественно полезного продукта. Эволюция профессии идет через «естественный отбор» таких видов деятельности, которые при минимальных затратах энергии гарантируют получение не-обходимого продукта заданного уровня качества. Результатом являет-ся некий эталон, тиражирование которого выступает одним из аспек-тов профессионального обучения. В этом смысле можно сказать: «Про-фессия суть то, что объединяет людей» (22).
С точки зрения структурно-функционального подхода, профессия представляет собой сложившуюся в данном культурно-историческом контексте модель получения общественно необходимого результата.
С.Я. Батышев и Э.Ф. Зеер рассмат-ривают понятие «профессия» как обозначающее вид трудовой деятельности человека, вла-деющего комплексом специальных теоретических знаний, умений и практических навыков, приобретенных в результате специальной под-готовки и опыта работы (3, 17).
Профессиональное воспитание в этой связи есть «передача опыта осуществления профессиональной деятельности» (5), а также, в соответствии с мнением Н.Н. Дьяченко, «идейно-политическое и нрав-ственное воспитание учащихся, которое направлено на формирование сознательного отношения к труду» (15).
Профессионального воспитания характеризуется направленно-стью на развитие личностного потенциала как трудового потенциала будущего рабочего. С учетом данной специфики профессиональное воспитание должно быть направлено на формирование следующих качеств и свойств личности: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; развитые общие, специальные и профессиональные знания; деловитость и предприимчивость; творческое отношение к труду; профессиональная ответственность; знание правовых норм и законов.
Эти качества и свойства в совокупности характеризуют желаемый образ гражданина, профессионала, который общество ожидает полу-чить на выходе будущего рабочего (специалиста) из системы начально-го профессионального образования. Ведущими чертами такого специалиста должны быть творческая профессиональная деятель-ность и активность в общественной жизни.
Исходя из этого, цель деятельности учреждений начального про-фессионального образования, направленной на воспитание учащихся, - это формирование личности будущего молодого специали-ста, способного к творческой профессиональной деятельности и актив-ной общественной жизни.
Воспитательный про-цесс в учреждениях начального профессионального образования мы рас-сматриваем как динамичную совокупность последовательных взаимо-действий педагога и учащихся, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.
1.2. Особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Профессиональная направленность образовательной подготовки в учреждениях начального профессионального образования оказывает на воспитательный процесс самое непосредственное влияние, поэтому при изучении различных аспектов воспитательного процесса в этих учреждениях необходимо учитывать его особенности.
«Особенность» - это свойство, черта, штрих, принадлежность, атрибут, характерное, отличительное качество, признак чего-нибудь (9).
Исследователями проблематики начального профессионального образования (С.Я. Батышев, Н.Н. Дьяченко, Г.Е. Зборовский, Э.Ф. Зеер, Н.И. Макиенко, А.Я. Найн, А.П. Сейтешев, В.А. Скакун, Н.М. Таланчук и др.) достаточно подробно рассмотрены особенности воспитательно-го процесса в учреждениях начального профессионального образования, его отличия, прежде всего, от воспитательного процесса в общеоб-разовательных учреждениях (3, 15, 16, 26, 27, 38). При этом в основу исследуемых особенностей кладутся, как правило, осо-бенности субъектов воспитания.
Указанные ученые, вы-деляют три группы особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, находя-щиеся в отношениях тесной взаимосвязи и взаимозависимости:
Ш особенности учащихся учреждений начального профессиональ-ного образования как возрастной и образовательной группы молодежи. Социологическая наука (Г.Е. Зборовский, Т.П. Швецова) характе-ризует учащихся учреждений начального профессионального образо-вания как относительно самостоятельную молодежную социальную общность, овладевающую знаниями, умениями и навыками профессио-нального квалифицированного труда, благодаря которым на основе личностного развития и приобретения специальности оказывается воз-можным формирование и становление молодого работника и его обра-за жизни (16, 45).
Особенности учащихся учреждений начального профессионально-го образования как возрастной и образовательной группы молодежи находят отражение в следующих характеристиках.
Социальная общность учащихся учреждений начального профес-сионального образования отличается непродолжительностью пребыва-ния в ней молодого человека по сравнению с периодом молодости во-обще и даже со временем его пребывания в иных образовательных груп-пах молодежи - это период от 1 года до 3 лет, тогда как молодость рас-сматривается в границах 15-20-летней продолжительности.
Учащиеся учреждений начального профессионального образо-вания находятся в возрастном периоде ранней юности. «Ранняя юность, - пишет И.С. Кон, - в буквальном смысле слова "тре-тий мир", существующий между детством и взрослостью» (44). Происходящие в этот возрастной период перестройка и изменение психи-ческого развития наиболее противоречивы.
Давая обобщенную характеристику периода ранней юности, В.В. Да-выдов и А.В. Петровский рассматривают его как социально-психологи-ческое явление и характеризуют как «стадию развития, начинающуюся с полового созревания и заканчивающуюся наступлением взрослости» (11).
3. Поступив в учреждение начального профессионального образования, бывшие школьники тем самым решили для себя трудную, но жизненно важную задачу - сделали профессиональный выбор, опреде-лили сферу своей будущей деятельности. Учащийся профессионального училища - это профессионально направленная личность, что влияет на характер его поведения и воспита-ния, резко определяет ценностные ориентации, намерения, образ жизни.
4. Для большинства учащихся учреждений начального профессионального образования воспитательный процесс в профессиональном училище или лицее является последней инстанцией целенаправленного воспитательного воздействия на формирование личности.
Особенности учащихся учреждений начального профессионального образования, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования; проявляются в следующем:
Воспитательный процесс в учреждениях начального профессио-нального образования характеризуется кратковременностью воспита-тельного воздействия на учащихся, обусловленной одно- или трехгодичным сроком обучения;
Учебная деятельность у учащегося учреждения начального профессионального образования значительно шире, чем у учащегося общеобразовательного учреждения, так как первый, наряду с общеобразовательными пред-метами, изучает общетехнические и специальные дисциплины, одновре-менно сочетая теоретическое обучение с производственным.
Учащиеся учреждений начального профессионального образо-вания заняты производительным трудом (во время производственных занятий в мастерских, в период производственной практики на пред-приятиях).
У учащихся учреждений начального профессионального образования более широкая, чем у учащихся общеобразовательных учреж-дений, сфера общения: они являются членами двух коллективов - уче-нического и производственного. Учащийся учреждения начального профессионального образова-ния - это социально еще не зрелая, развивающаяся, но уже сформиро-вавшаяся личность. В образовательных учреждениях данного типа за сравнительно короткий срок происходит социально-психологический скачок в общественном статусе и сознании будущих молодых специа-листов.
Ш особенности воспитательного потенциала личности и деятельно-сти педагогов-экономистов. Ключевая фигура системы начального профессионального образо-вания - педагог-экономист.
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и оптимизации воспитательного процесса
Термин «эффективность» вошел в педагогический обиход из других областей знаний. Основу данного термина составляет слово «эффект». Расширение понятия «эффект» до понятия «эффективность» обусловливает изменение смысловой нагрузки последнего, означающего обязательно продук-тивное, полезное, действенное.
Психология рассматривает эффективность с позиций характера взаимоотношений между личностью и социумом и определяет ее как «способность справиться с окружающей средой, быть компетентным» (8).
Что же касается педагогической науки, то в ней проблема эффективности разработана гораздо слабее, несмотря на то, что она была поставлена еще в 30-е годы, а понятие эффективности, будучи включенным в систему всей педагогической теории, еще не приобрело достаточ-ной определенности.
Наиболее интенсивно эффективность изучается в дидактике общеобразовательной и профессиональной школы. С дидактической точки зрения, эффективность - это показатель того, как в процессе учебной и образовательной деятельности конкретные результаты преображаются в результаты, имеющие социальную значимость.
Установить эффективность - значит соотнести оцененные результаты с теми, которые приняты за предельно возможные.
В теории и практике воспитания термин «эффективность» первона-чально служил оценкой любого улучшения педагогического процесса. Поэтому в течение весьма длительного времени, когда речь шла об эффективности воспитательного процесса, рассматривались многочислен-ные компоненты воспитания, совершенствование которых повышало общий уровень образования.
По мере накопления эмпирических и теоретических данных стано-вилось все более очевидным, что эффективность воспитания не означа-ет простого улучшения отдельных компонентов воспитания, а является самостоятельным понятием, при помощи которого выполняется харак-теристика особого качества. В общем виде эффективность воспитательного процесса- рассматривается в качестве показателя того, как в процессе воспитательной деятельности конкретные результаты преобразуются в результаты, имеющие социальную значимость.
В педагогической науке накоплен определенный потенциал идей по оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Оптимизация - производное от латинского слова «оптимальный», означающего «наиболее благоприятный», «позволяющий достичь наи-лучших результатов» (10).
Особое значение в создании предпосылок для проведения исследо-ваний по оптимизации в педагогике имеют теоретические работы Ф.Ф.Королева. Еще в 60-е годы Ф.Ф.Королев писал: «Будущее приве-дет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития ста-нут характерными для всех областей деятельности, будут руководящи-ми в медицине и в биологии, в экономике и в педагогике» (23).
Получив свое развитие и продемонстрировав эффективность в учебном процессе, методика оптимизации неизбежно привлекла внимание исследователей проблемы эффективности воспитательного процесса. Так, в 70-е годы Н.И. Болдырев, разрабатывая теоретические основы эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, отмечал: «На современном этапе развития нашего общества все большее значение приобретает тенденция к оптимизации процесса нравствен-ного воспитания. Важно применять такие методы, которые обеспечи-вают оптимальное решение воспитательных задач» (7).
Специфика воспитательной деятельности вносит свои коррективы в процедуру оптимизации, однако не исключает самой сути оптимизации - поиска наилучшего по результатам варианта при рациональных затратах сил, времени, средств. Вместе с тем обучение и воспитание, хотя и едины и неразрывны, но нетождественны, и каждый из этих процес-сов имеет определенную автономность. Так, у них разные доминирую-щие логики: у обучения - это логика познания, у воспитания - это логи-ка формирования отношений. Признание общей деятельностной основы в обучении и воспитании позволило найти единый подход и инструментарий к повышению их эффективности - оптимиза-ционный подход.
Э.Г. Костяшкин теоретическим фундаментом методики оптимиза-ции воспитательного процесса считает «систему принципов и условий, соблюдение которых обеспечивает наилучшие результаты при мини-мальных затратах педагогических сил, материальных ресурсов и време-ни учащихся» (24).
М.М. Поташник под оптимизацией воспитательного процесса применительно к общеобразовательным учреждениям понимает «выбор и осуществление системы мер, которая позволяет педагогу получать не лю-бые, не просто хорошие или лучшие, чем прежде, а наивысше возмож-ные для конкретных условий воспитательные результаты без перегруз-ки педагога и ученика за отведенный государством срок обучения и в со-ответствии с целями, поставленными обществом перед школой» (33).
Предложенное определение может обусловить восприятие резуль-тата процесса оптимизации как идеального. Однако идеальный результат предполагает достижение вообще наивысших результатов, то есть, применительно к процессу воспитания, наличие у всех учащихся уров-ня воспитанности всесторонне развитых и всесторонне подготовленных молодых людей. Оптимальный же результат - не вообще наилучший, а максимально возможный: а) для данных конкретных условий и возмож-ностей педагогов; б) на данном этапе, то есть с учетом реально имеющегося уровня воспитанности учащихся; в) исходя из особенностей лично-сти учащегося, его реальных возможностей; г) с учетом реальных уме-ний, навыков, особенностей конкретного педагога или педагогическо-го коллектива.
Необходимость анализа с научных позиций соотношения понятий «эффективность» и «оптимизация» обусловлена имеющим место отождествлением их не только друг с другом, но и с понятиями «рационализация», «модернизация», «совершенствование», «интенсификация».
Рационализация процесса воспитания подразумевает более целесообразную его организацию, улучшение его структуры. Модернизация означает обновление содержания, форм, методов воспитания, приведе-ние их в соответствие с современными требованиями. Совершенствова-ние может быть осуществлено за счет рационализации и модернизации и всегда означает частичное, избирательное улучшение процесса.
Эффективность воспитания, как правило, отождествляется с повышением его результативности, зачастую независимо оттого, каким пу-тем были достигнуты более высокие результаты. Оптимизация же предполагает достижение эффективности не любыми средствами, а «наибо-лее выгодным для конкретной ситуации комплексом мер» (33). Кроме того, эффективность не требует достижения максимально воз-можного качества, а для оптимизации это обязательное условие.
Осуществленное нами соотнесение сущности понятий «эффектив-ность воспитательного процесса» и «оптимизация воспитательного процесса» позволяет сделать вывод о том, что эффективность воспитатель-ного процесса есть одна из составляющих его оптимизации.
Переходя к трактовке ос-новного понятия нашего исследования - «эффективность воспитатель-ного процесса в учреждениях начального профессионального образо-вания», - необходимо обратить внимание на сложность и многоаспектность данного понятия, которые обусловлены, в частности, неразрыв-ной связью воспитания с обучением и развитием личности (в нашем слу-чае - личности будущего молодого специалиста).
Понятия «обучение», «воспитание» и «развитие» в совокупности со-ставляют понятийное поле интегративной категории «образование». Следовательно, на семантическом уровне эффективность воспитатель-ного процесса в учреждениях начального профессионального образо-вания, рассматриваемого как процесс формирования личности будущего молодого специалиста, может быть наилучшим образом выявлена путем соотнесения исследуемого понятия с базовым поняти-ем «эффективность образования».
Проанализировав различные точки зрения, мы выбрали в качестве опорного для трактовки понятия эффективности образования опреде-ление, даваемое П.И. Пидкасистым. Эффективность образования рас-сматривается ученым как «оценочная категория, характеризующая ре-зультаты образовательной деятельности по критерию их соответствия поставленным целям» (34).
Это позволило нам определить эффективность воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования как достижение соответствия между его целями и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в каче-стве результатов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.
Однако число исследований, ориентированных на решение проблемы выявления педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, сегодня явно ограничено.
Ретроспективный анализ рассматриваемой проблемы свидетель-ствует о том, что на всех этапах ее развития особое внимание в педаго-гической науке уделялось изучению личности учащегося как необходи-мому условию исследуемой эффективности (Э.Ф. Зеер, Л.М. Зюбин, Г.А. Карпова, А.И. Кочетов и др.) (17, 18, 19, 32).
В ряде научных изысканий последних лет особый интерес вызывает точка зрения С.А. Батышева, выдвигающего в качестве приоритетно-го условия данной эффективности осуществление комплексного подхо-да к организации воспитательного процесса посредством реализации «обоснованной программы воспитательной деятельности, разработан-ной на основе прогностической социально-психологической модели со-временного рабочего» (4).
1.4. Комплекс педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Состояние воспитания в образовательных учреждениях данного типа на сегодняшний момент не отвечает требованиям, предъявляемым обществом к личности молодого специалиста, не способствует формированию у него способности к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
Проблема эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования нуждается в переосмыслении, нахождении новых путей достижения поставленных задач. Одним из таких путей являются выявление и реализация педагогических условий эффективности воспитательного процесса, адекватных совре-менным социально-экономическим обстоятельствам.
Воспитательный процесс в учреждениях начального профессио-нального образования мы рассматриваем как динамичную совокупность последовательных взаимодействий педагога и учащихся, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.
Эффективность воспитательного процесса в учреждениях началь-ного профессионального образования заключается в достижении соответствия между его целью и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в качестве результатов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.
Мы рассматриваем воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования как целостную динамическую систему, которая, как и всякая другая система, может эффективно функционировать и развиваться при определенных условиях.
Под педагогическими условиями эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования понимается взаимосвязанная совокупность мер в учебно-воспитатель-ном процессе, обеспечивающая достижение учащимися более высокого уровня воспитанности.
Принимая во внимание, что случайные условия не могут успешно решить поставленную задачу, мы выявляем комплекс педагогических условий.
При определении путей выявления комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования мы учитывали обновленный социальный заказ общества, особенности субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, возможности системного и комплексного подходов.
Системный подход - способ научного иссле-дования и практического освоения сложноорганизованных объектов, при котором на первое место становится не анализ составных частей объекта как таковых, а его характеристика как определенного целого и раскрытие механизмов, обеспечивающих данную целостность. У системно организованного объекта появляется новое качественное состояние. В нашем случае это эффективность воспитательного процесса.
Комплексный подход, связывая цели с результатами, объединяет все основные элементы воспитательного процесса, обеспечившая тем самым его эффективность. Комплексность не допускает однобокости в содержании, формах и методах работы, открывая возможность их перманентного согласования с целями и задачами воспитательного процесса.
Комплекс педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования включает: а) осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся; б) разработку и реализацию программы профессионального воспитания учащихся; в) повышение посредством целенаправленной методической работы профессиональной компетентно-сти педагогов-экономистов в вопросах научно обоснованной организации воспитательного процесса.
Эффективность воспитательного процесса характеризуется уровнем воспитанности учащихся, под которой мы понимаем свойство личности, интегрирующее совокупность достаточно сформированных лич-ностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему ее соци-альных отношений.
В основу разработки критериев воспитанности учащихся учреждений начального профессионального образования была положена струк-тура системы социальных отношений, которые должны быть сформи-рованы у учащихся в соответствии с триединой целью процесса профес-сионального воспитания: формирование личности будущего специалиста, подготовка его к творческой профессиональной деятель-ности и активной общественной жизни.
В соответствии с этим выделяется комплекс критериев воспитан-ности учащихся учреждений начального профессионального образова-ния, в совокупности отражающих систему их социально значимых от-ношений:
1) отношение к обществу и окружающим людям;
2) отноше-ние к труду и осваиваемой профессии;
3) отношение к себе.
Показателями, раскрывающими содержание первого критерия воспитанности учащихся (отношение к обществу и окружающим лю-дям) являются такие качества личности, как любовь к Отечеству, политическая и правовая культура, культура поведения. Показателями вто-рого критерия воспитанности учащихся (отношение к труду и осваива-емой профессии) выступают: самостоятельность в труде и освоении про-фессии, деловитость и организованность, профессиональная направлен-ность. Показателями третьего критерия воспитанности учащихся (от-ношение к себе) служат: целеустремленность в самосовершенствовании, адекватная самооценка, здоровый образ жизни.
Диагностически действенными разработанные критерии и по-казатели воспитанности учащихся становятся при обеспечении их ко-личественным инструментарием. Таким инструментарием выступают три уровня воспитанности учащихся: I - низкий, характеризующийся неустойчивостью системы социальных отношений личности и недостаточностью опыта положительного поведения, регулируемого, в основном, требованиями старших (педагогов, родителей); II - допустимый, характеризующийся устойчивостью системы социальных отношений личности, наличием опыта положительного поведения, хотя активная личностная позиция в их развитии отсутствует; III - же-лаемый, характеризующийся стабильностью социальных отношений личности и устойчивым положительным опытом поведения наряду с проявлением активной самостоятельности в деятельности.
Обобщая сказанное все ранее сказанное, сделаем некоторые выводы:
1. Сущность понятия «воспитание» применительно к учреждениям, начального профессионального образования должна быть уточнена с учетом профессиональной направленности образовательно-го процесса в данных учреждениях. Конкретизируется эта сущность в понятии «профессиональное воспитание», под которым понима-ется целенаправленный процесс формирования личности будущего специалиста и подготовки ее к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
2. Воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования - совокупность последователь-ных взаимодействий педагога и учащихся, направленных на формиро-вание личности будущего молодого специалиста и достиже-ние должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного рынка труда.
Цель воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования - формирование личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
Особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования объединены нами в три группы: 1)особенности учащихся как возрастной и образовательной группы молодежи; 2) особенности учащихся, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования; 3) особенности воспитательного потенциала личности деятельности педагогов-экономистов.
Эффективность воспитательного процесса в учреждениях началь-ного профессионального образования заключается в достижении соот-ветствия между его целями и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в качестве резуль-татов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.
Анализ состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике позволяет сделать вывод о недостаточной теоретической разработанности комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, адаптированного к современным социально-экономическим обстоятельствам.
Глава 2. Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы
В первой главе дипломной работы нами был проведен теоретический анализ состояния проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования. Данный анализ, а также изучение опыта работы учреждений начального профессионального образования позволили нам провести экспериментальную работу, основанную на теоретическом предположении о том, что эффективность воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования зависит от определенного комплекса педагогических условий. Таких как: осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся; разработка и реализация программы профессионального воспитания учащихся; повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации воспитательного процесса.
Как и Ю.К. Бабанский мы считаем, что с помощью педагогического эксперимента можно правильнее, чем с помощью других методов, оценить педагогические условия эффективности воспитательного процесса и определить оптимальное их сочетание, так как педагогический эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые необходимые связи между явлениями, то есть изучить закономерности, характерные для педагогического процесса (31).
Поэтому, основным методом экспериментальной работы стал педагогический эксперимент, который позволяет обеспечить доказательную и научно-объективную проверку правильности выдвинутой гипотезы.
Педагогический эксперимент - это «научно поставленный опыт воспитания и развития людей в определенных социальных условиях, дающих возможность наблюдения исследуемых педагогических явлений в контролируемых и учитываемых условиях» (12).
Педагогический эксперимент завоевывает все более прочные позиции в исследовании явлений воспитания и вносит принципиально важные изменения в организацию и результаты воспитательного процесса. При реализации возможностей педагогического эксперимента нами использовался комплекс методов для организации исследования.
Цель эксперимента: проверка на практике гипотетического комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, обоснование их необходимости и достаточности, а также изучение уровня воспитанности учащихся.
Когда речь идет о влиянии определенных педагогических условий на воспитательный процесс требуется некоторое время, чтобы получить какие-либо сдвиги. Поэтому эксперимент длился один год, что на наш взгляд достаточный срок для подведения итогов.
Наш эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и обобщающий.
На констатирующем этапе эксперимента мы определили реальный уровень воспитанности учащихся колледжа МИЭМП г. Москва.
Формирующий этап был направлен на реализацию выявленного и теоретически обоснованного комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса учреждений начального профессионального образования. Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса осуществлялась на базе колледжа МИЭМП.
На обобщающем этапе мы обработали, обобщили и оформили результаты педагогического эксперимента.
Заметим, что констатирующий эксперимент имеет в исследовании особое значение, так как достоверность получаемых в эксперименте результатов в наибольшей мере зависит от исходных данных. Поэтому в данном параграфе мы сосредоточимся на характеристике констатирующего этапа эксперимента.
Цель данного этапа заключалась в определении исходного уровня воспитанности учащихся. Она была реализована с помощью изучения всех учащихся колледжа, а также посредством изучения выборки учащихся (130,136,137 и 132 группы). Выборка состоит из трех экспериментальных и одной контрольной группы - в совокупности 108 учащихся. При комплектации этих групп особое внимание уделялось тому, чтобы экспериментальные группы были типичными и имели одинаковые начальные параметры. Такой вариант в педагогических исследованиях признан наиболее оптимальным (25).
В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) проверялось первое педагогическое условие - осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся.
Во второй (ЭГ-2) - планировалось апробировать второе педагогическое условие - разработка и реализация программы профессионального воспитания учащихся.
В третьей экспериментальной группе (ЭГ-3) должен был осуществляться весь комплекс педагогических условий, включающий, кроме перечисленных выше, повышение профессиональной компетентности экономических работников в вопросах научно обоснованной организации воспитательного процесса.
В контрольной группе (КГ) воспитательный процесс должен был осуществляться и контролироваться традиционными методами.
Работа по выявлению исходного уровня воспитанности учащихся велась по следующим направлениям: отношение к обществу и окружающим людям; отношение к труду и осваиваемой профессии; отношение к себе.
Показателями воспитанности учащихся по отношению к обществу и окружающим людям явились такие качества личности, как любовь к Отечеству, политическая и правовая культура, культура поведения. Для изучения сформированности этих качеств у учащихся мы использовали методику незаконченного предложения (1) и методику изучения коммуникативных навыков (В. Ряховский (46)).
Проанализировав полученные данные мы увидели, что уровень сформированности у учащихся устойчивых социально значимых качеств, характеризующих отношение к обществу и окружающим людям очень низок. Слабо выражено чувство любви к Отечеству; мало освоены и не применяются нормы политико-правовой культуры; преобладает низкая активность и продуктивность в конструировании отношений с окружающими людьми. Показатели воспитанности учащихся по отношению к труду и осваиваемой профессии: проявление самостоятельности в труде и освоении профессии, проявление деликатности и организованности, профессиональная направленность личности.
Анализ полученных данных также обнаружил низкий уровень сформированности у учащихся устойчивых социально-значимых качеств, характеризующих отношение к труду и осваиваемой профессии: большинство учащихся не проявляет активности и самостоятельности в поиске способов решения учебно-познавательных задач; отсутствует ответственное отношение к освоению избранной профессии, деловитость, интерес к профессиональной деятельности.
Отношение к себе мы исследовали с помощью следующих показателей: целеустремленность в самоопределении и самосовершенствовании, адекватная самооценка, здоровый образ жизни.
Анализ полученных данных показал, что у значительной части учащихся недостаточно сформировано осознанное отношение к себе, т.е. нет цели самоопределению, стремления к самосовершенствованию, уважения себя как личности.
2.2. Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Формирующий этап экспериментальной работы нашего исследования состоял в реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в проверке его необходимости и достаточности. Он носил естес твенный характер, так как протекал в реальном воспитательном процессе колледжа МИЭМП.
Эффективность воспитательного процесса в учреждениях началь-ного профессионального образования заключается в достижении соот-ветствия между его целями и результатами и характеризуется уровнем воспитанности учащихся.
Экспериментальная работа по формированию такого свой-ства личности, как воспитанность, должна начинаться с анализа ис-ходных параметров, влияющих на формирование личности. С этой це-лью нами разработано и реализовано первое педагогическое условие эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования - осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся.
К исходным параметрам, влияющим на формирование личности учащегося, мы относим социально-демографические характеристики семьи учащегося: состав семьи, трудовая занятость родителей, образо-вательный уровень родителей, а также занятость учащегося в свобод-ное время.
Анализ исходных параметров позволил сформулировать основные социально-демогра-фические характеристики учащихся колледжа:
а) 59% учащихся проживают в неполных семьях; 6% семей учащихся имеют в своем составе трех и более детей;
б) в 47% семей учащихся работает только один родитель, в 5% семей оба родителя не имеют постоянного места работы.
Занятия учащихся в свободное время характеризуются следующи-ми показателями:
- большинство учащихся значительное количество свобод-ного времени, проводят, преимущественного, бесцельно;
- основные занятия учащихся в свободное время - игры в компьютере, общение в Интернет, просмотр теле-визионных передач, проведение времени с друзьями; «отдых», не под-крепленный конкретизацией рода занятий и содержания деятельности;
- 23% учащихся отметили неудовлетворенность характером прове-дения свободного времени;
- 4% учащихся отметили, что нуждаются в помощи по организа-ции свободного времени.
Изучение профессиональной направленности личности учащихся осуществлялось по методике, предложенной Э.Ф. Зеером и Г.А. Карпо-вой (74) и адаптированной к проблеме нашего исследования. Уровень профессиональной направленности определялся суммой баллов, набран-ных учащимся в результате ответов на вопросы предложенной анкеты.
Выделяют три уровня профессиональной направленности лично-сти: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень профессиональной направленности характеризуется большим интересом, проявляемым к осваиваемой профессии, зна-нием содержания будущей профессиональной деятельности, осознани-ем значимости профессиональной деятельности для общества и для себя лично, стремлением к творчеству и профессиональному росту, самостоятельностью в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками.
Средний уровень профессиональной направленности характеризуется отрывочными знаниями о содержании осваиваемой профессиональ-ной деятельности и незначительным удовлетворением от учебных и прак-тических занятий, недостаточно объективной оценкой собственных спо-собностей в части выполнения работ по специальности, отсутствием самостоятельности в профессиональной деятельности и стремления к самосовершенствованию.
Для низкого уровня профессиональной направленности характер-но отсутствие интереса к осваиваемой профессии в целом и к учебным занятиям, в частности; незнание сути профессиональной деятельности и своих способностей в части выполнения работ по специальности, от-рицание творческого характера профессиональной деятельности и не-обходимости профессионального самосовершенствования, неспособ-ность без постоянного контроля и руководства успешно выполнять учеб-ные задания.
В табл. 1 представлены результаты изучения профессиональной на-правленности учащихся в экспериментальных группах ЭГ-1 и ЭГ-3.
Наиболее низкие показа-тели отмечены у большинства респондентов по таким параметрам, как знание содержания будущей профессиональной деятельности, осозна-ние значимости осваиваемой профессии для общества и лично для себя, признание творческого характера профессиональной деятельности.
Таблица 1
Результаты изучения профессиональной направленности учащихся ЭГ-1 и ЭГ-3 (входной контроль)
Группа |
Кол-во человек в группе |
Уровень |
||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
Кол-во L . , ,„ | |
% |
|||
ЭГ-1 |
27 |
6 |
22,1 |
8 |
29,0 |
13 |
48,14 |
|
ЭГ-3 |
27 |
6 |
22,1 |
9 |
32,61 |
12 |
46,15 |
|
Изучение мотивов выбора учащимися профессии осуществлялось по методике, предложенной Ю.С. Багимовым (37). Сущность методики заключается в том, что учащимся предлагается выбрать одно из двух утверждений, соответствующих каждому из девяти мотивов выбора про-фессии. Перечень мотивов и утверждений приведен в табл. 2.
Как видно из таблицы, ведущими мотивами выбора профессии уча-щимися учреждения начального профессионального образования явля-ются: мотивы материальные, заключающиеся в стремлении хорошо за-рабатывать и обеспечить себе стабильное будущее; мотивы утилитарные, заключающиеся в стремлении найти работу в комфортных условиях или продолжить обучение; мотивы престижа, ориентирующие на выбор профессии, престижной среди друзей, и позволяющей занять уважаемое положение в обществе.
Мотивы выбора профессии могут изменяться и обогащаться в про-цессе развития ведущей деятельности. Иерархия профессиональных мотивов, их динамика отражают процесс становления личности буду-щего молодого специалиста. Исходя из этого, мы определя-ем деятельность по формированию у учащихся устойчивых мотивов вы-бора профессии в качестве приоритетной.
В табл. 3 представлены результаты изучения мотивов вы-бора профессии учащимися экспериментальных групп ЭГ-1 и ЭГ-3. Мотивы изложены в таблице в порядке иерархии: от наиболее к наименее распространенным.
Диагностика сформированности профессионально важных лично-стных качеств учащихся: общительности, эмоциональной устойчивости, практичности и добросовестности, расчетливости, самоконтроля - осу-ществлялась нами посредством методики, разработанной С.В. Грачевым [60]. Данная методика предполагает - посредством определения количе-ственного коэффициента на основе математических расчетов - выявле-ние трех уровней сформированности профессионально важных лично-стных качеств учащихся: высокого, среднего и низкого.
Таблица 2
Классификация мотивов выбора профессии ( по Ю.С. Багимову)
№ п/п |
Мотивы выбора профессии |
Суждения о профессии |
|
1. |
Социальные |
1. Позволяет приносить пользу людям 2. Личный труд по этой профессии способствует стабилизации положения в нашем обществе |
|
2. |
Моральные |
1. Позволяет быть всегда в коллективе, участвовать в его делах 2. Способствует моральному саморазвитию |
|
3. |
Эстетические |
1. Позволяет ощущать радость труда 2. Способствует осознанию красоты труда |
|
4. |
Познавательные |
1. Позволяет проявить и реализовать свои способности 2. Позволяет постоянно самосовершенствоваться |
|
5. |
Творческие |
1. Предоставляет большие возможности для творчества, создания нового, преобразований 2. Позволяет проявить свою уникальность и оригинальность |
|
6. |
Связанные с сод-м труда по осваиваемой профессии |
1. Требует значительного умственного напряжения 2. Связана с большими физическими нагрузками |
|
7. |
Материальные |
1. Хорошо оплачивается 2. Обеспечивает стабильное будущее |
|
8. |
Мотивы престижа |
1. Ценится среди друзей и знакомых 2.Позволяет быстро занять достойное и уважаемое положение в обществе |
|
9. |
Утилитарные |
1. Дает возможность работать в городе 2. Обеспечивает поступление в ВУЗ |
|
Таблица 3
Мотивы выбора профессии учащимися ЭГ-1 и ЭГ-3
№ п/п |
Мотивы выбора профессии |
ЭГ-1 |
ЭГ-3 |
|||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|||
1. |
Материальные |
24 |
92,30 |
25 |
96,15 |
|
2. |
Утилитарные |
19 |
73,07 |
19 |
73,07 |
|
3. |
Мотивы престижа |
19 |
73,07 |
18 |
69,23 |
|
4. |
Познавательные |
13 |
50,0 |
14 |
53,84 |
|
5. |
Творческие |
11 |
42,30 |
9 |
34,61 |
|
6. |
Связанные с содержанием труда по осваиваемой профессии |
9 |
34,61 |
9 |
34,61 |
|
7. |
Эстетические |
6 |
23,07 |
7 |
26,92 |
|
8. |
Социальные |
6 |
23,07 |
6 |
23,07 |
|
9. |
Моральные |
5 |
19,23 |
4 |
15,38 |
|
Групповой коэффициент сформированности профессионально важ-ных личностных качеств учащихся определялся нами как отношение суммы индивидуальных коэффициентов учащихся группы к количеству тестируемых.
В таблицах 4 и 5 представлены результаты изуче-ния сформированности профессионально важных личностных качеств у учащихся экспериментальных групп ЭГ-1 и ЭГ-3.
Таблица 4
Результаты изучения сформированности профессионально важных личностных качеств у учащихся ЭГ-1 (входной контроль)
Уровень сформированности ПВЛК |
Профессионально важные личностные качества |
||||||||||
Общительность |
Эмоциональная устойчивость |
Практичность, добросовест-ность |
Расчетливость |
Самоконтроль |
|||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
||
Высокий |
15 |
57,69 |
6 |
23,07 |
7 |
26,92 |
11 |
42,30 |
5 |
19,23 |
|
Средний |
8 |
30,76 |
12 |
46,15 |
10 |
38,46 |
7 |
26,92 |
10 |
38,46 |
|
Низкий |
4 |
15,38 |
9 |
34,61 |
10 |
38,46 |
9 |
34,61 |
12 |
46,15 |
|
Таблица 5
Результаты изучения сформированности профессионально важных личностных качеств у учащихся ЭГ-3 (входной контроль)
Уровень сформированности ПВЛК |
Профессионально важные личностные качества |
||||||||||
Общитель-ность |
Эмоциональ-ная устойчи-вость |
Практич-ность, доб-росовест-ность |
Расчетли-вость |
Самоконт-роль |
|||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
||
Высокий |
15 |
57,69 |
5 |
19,23 |
6 |
23,07 |
11 |
42,30 |
5 |
19,23 |
|
Средний |
7 |
26,92 |
12 |
46,15 |
11 |
42,30 |
8 |
30,76 |
11 |
42,30 |
|
Низкий |
5 |
19,23 |
10 |
38,46 |
10 |
38,46 |
8 |
30,76 |
11 |
42,30 |
|
Результаты изучения сформированности профессионально важных личностных качеств учащихся позволяют сделать вывод о низком (за исключением показателя «общительность») уровне их сформированно-сти. Наиболее низкие показатели отмечены по таким профессионально важным личностным качествам учащихся, как самоконтроль и эмоцио-нальная устойчивость. Требуется целенаправленная работа по развитию таких качеств, как практичность, добросовестность, расчетливость.
Завершая описание основных видов работ по изучению личности учащихся учреждений начального профессионального образования, подчеркнем, что психолого-педагогическая диагностика не исчерпыва-ется простым изучением личности, а включает в себя также текущий учет воспитательных воздействий, их результатов, отслеживание динамики развития тех или иных качеств.
Только сопоставление двух выявленных уровней проявления каче-ства или свойства - исходного и последующего - обеспечивает возмож-ность оценить эффективность предпринимаемых воспитательных мер. Поэтому психолого-педагогическая диагностика личности учащихся уч-реждения начального профессионального образования осуществлялась нами трижды на протяжении формирующего этапа эксперимента: вход-ной контроль, промежуточный контроль, заключительный контроль.
Механизм осуществления психолого-педагогической диагностики личности учащихся учреждения начального профессионального обра-зования состоял в следующем:
Группа |
Кол-во человек в группе |
Уровень |
||||||
I |
II |
III |
||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
Кол-воL . , ,„ | |
% |
|||
КГ |
27 |
8865- |
29,62 |
12 |
44,44 |
7 |
25,92 |
|
ЭГ-1 |
27 |
6 |
22,22 |
12 |
44,44 |
9 |
33,33 |
|
ЭГ-2 |
27 |
5 |
18,51 |
9 |
33,33 |
13 |
48,14 |
|
ЭГ-3 |
27 |
- |
- |
10 |
37,03 |
17 |
62,96 |
|
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Неделя первокурсника:- экскурсия по колледжу;- встреча с ветеранами войны и труда;- выпускниками и бывшими работниками колледжа;- торжественное посвящение в студенты;- классный час «Профессия в моей жизни» |
Назначенные кураторы групп, преподаватели экономических дисциплин |
|
2 |
Конкурс «Лучший по профессии» |
Назначенные кураторы групп, преподаватели экономических дисциплин |
|
3 |
Подготовка и участие в празд-нике «России профессиональной быть!» |
Преподаватель русского языка и литературы |
|
4 |
Олимпиада по экономическим дисциплинам |
Назначенные кураторы групп, преподаватели экономических дисциплин |
|
5 |
Разработка и подготовка к защите на коллежской конференции Научного общества учащихся науч-но-исследовательских работ |
Назначенные кураторы групп, преподаватели экономических и общеоб-разовательных дис-циплин, библиотекарь |
|
6 |
Викторина «Моя профессия» |
Преподаватель гостиничного дела, библиотекарь |
|
7 |
Цикл классных часов:- «Романтика обыкновенных профессий»;- «Труд - это творчество»;- «Профессии людей моего города»;- «Свобода и необходимость в труде». |
Кураторы, библиотекарь |
|
8 |
Выставка научно-популярной психолого-педа-гогической литературы «Познай себя» |
Библиотекарь |
|
9 |
Тренинг коммуникативных навыков |
Психолог, кураторы |
|
10 |
Практикум по развитию памяти и внимания |
Психолог, социальный педагог |
|
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. |
Олимпиада правовых знаний |
Преподаватели исто-рии и правовых дисциплин |
|
2. |
Турнир знатоков этикета |
Куратор 132 группы |
|
3. |
Вечер памяти «Ровесники в солдатских шинелях» |
Преподаватели исто-рии и литературы |
|
5. |
Участие в предметных неделях по общеобразо-вательных дисциплинам |
Преподаватели гуманитарных дисциплин |
|
6. |
День призывника |
Преподаватель физвоспитания, ОБЖ, основ воинского права и основ воинского дела |
|
7. |
Участие а соревнования «Школа безопасности» |
Преподаватель физвоспитания и ОБЖ |
|
8. |
Конкурс литературных работ «Моя родословная» |
Преподаватель лите-ратуры |
|
9. |
Литературно-музыкальная композиция«О рыцар-стве, о доблести, о славе...» |
Преподаватель лите-ратуры |
|
9. |
Цикл классных часов:- «Устав лицея соблюдаем»;- «Как мы общаемся»;- «Что такое быть гражданином?»;- «Спешите делать добро!»;- «Молодежные СМИ: черное и белое» |
Кураторы групп |
|
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. |
Комплектование органов ученического самоуп-равления группы |
Куратор |
|
2. |
Изучение результатов медицинских осмотров, разработка комплекса спортивно-оздоровитель-ных мероприятий и профилактических мер |
Куратор, преподаватель физ-культуры |
|
3. |
Работа практикума «Организаторская работа» |
Куратор, актив группы |
|
4. |
Сборы актива группы |
Куратор, актив группы |
|
5. |
Участие в коллежской Ярмарке вакансий (презентация творческих объединений дополни-тельного образования) |
Куратор |
|
6. |
Презентация библиотеки колледжа |
Библиотекарь |
|
7. |
Миниспартакиада группы |
Куратор, ак-тив группы, преподаватель физвоспитания |
|
8. |
Спортивный праздник «О, спорт, ты мир!» |
Ак-тив группы, руководи-тель физвоспитания |
|
9. |
Цикл классных часов:- «Образование в жизни людей»;- «Режим дня и гигиена умственного труда»;- «Здоровье человека XXI века». |
Куратор, библиотекарь, актив группы |
|
10. |
Участие в общелицейском смотре художествен-ного творчества «Весенние мотивы» |
Куратор, актив группы, преподаватель литературы |
|
11. |
Цикл мероприятий, посвященных праздничным и юбилейным датам в истории России |
Куратор, актив группы, преподаватель истории |
|
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственный |
|
1 |
23 |
3 |
|
1. Теоретический уровень |
|||
1.1. |
Психолого-педагогические основы повышения профессиональной компетентности педагогов-экономистов |
Заместители директо-ра,психолог |
|
1.2. |
Комплексное планирова-ние задач воспитательного процесса, отбор со-держания, форм, методов и средств его органи-зации |
Заместитель директора по воспи-тательной работе |
|
1.3. |
Системный и комплексный подходы к воспита-нию: сущность и реализация в воспитательном процессе |
Зав. методическим ка-бинетом, заместитель по воспитательной работе |
|
1.4. |
Личность учащегося учреждения начального профессионального образования как объект психолого-педагогической диагностики |
Психолог |
|
1.5. |
Профессиональное воспитание учащихся: фор-мы и методы |
Заместитель по воспи-тательной работе |
|
1.6. |
Воспитывающая функция ученического самоуп-равления |
Заместитель по воспи-тательной работе |
|
1.7. |
Анализ эффективности воспитательного процес-са в группе |
Зав. методическим ка-бинетом, заместитель по воспитательной ра-боте |
|
1.8. |
Психогигиена труда педагога-экономиста |
Психолог |
|
II. Теоретико-практический уровень |
|||
2.1. |
Самооценка подготовленности педа-гогов-экономистов к научно обоснованной организации воспитательного процесса (опрос, заполнение программы самооценки). |
Заместитель по воспи-тательной работе, психолог |
|
2.2. |
Содержание психолого-педагогической диагно-стики личности учащегося:- социально-демографические характери-стики;- профессиональная направленность и мотивы выбора профессии;- сформированность профессионально важных качеств и свойств личности учащихся (практическое занятие) |
Заместитель по воспи-тательной работе, психолог |
|
2.3.2.4. |
Изучение воспитанности учащихся учреждений начального профессионального образованияПрограмма воспитания личности: разработка и реализация (практическое занятие) |
Психолог, заместитель по воспи-тательной работе, психолог |
|
2.5. |
Педагогический дневник куратора как форма организации и конт-роля воспитательного процесса в учебной груп-пе (практическое занятие) |
Заместитель по воспи-тательной работе |
|
2.6. |
Воспитательное воздействие коллективных творческих дел (практическое занятие) |
Заместитель по воспи-тательной работе |
|
2.7. |
Методы стимулирования учащихся к самообра-зованию, самоорганизации и самоконтролю (практическое занятие) |
Заместитель по воспи-тательной работе, психолог |
|
69
1 |
2 |
3 |
|
2.8. |
Рационализация воспитательной деятельности:- самоуправление в учебной группе;- время и самоорганизация;- управление работоспособностью учащихся;- развитие внимания учащихся |
Зав. методическим ка-бинетом, заместитель по воспитательной ра-боте |
|
2.9. |
«Психологические особенности раннего юношеского периода» |
Психолог |
|
2.10. |
«Ведущие мотивы и виды деятельности раннего юношеского периода» |
Психолог |
|
2.11. |
«О развитии личности» |
Психолог |
|
2.12 |
Самооценка и экспертная оценка подготовлен-ности педагогов-экономистов к научно обоснованной организации воспитатель-ного процесса |
Заместитель по воспи-тательной работе, психолог |
|
III. Обмен опытом |
|||
3.1. |
«Круглый стол» по проблемам эффективности воспитательного процесса в колледже |
Зав. методическим ка-бинетом, заместители директора |
|
3.2. |
Открытые внеучебные, внеклассные мероприя-тия и уроки |
Завуч, заместитель по воспитательной ра-боте |
|
3.3. |
Организация постоянно действующей выставки психолого-педагогической литературы по вопро-сам организации и содержания воспитательного процесса в учреждениях начального профессио-нального образования |
Зав. методическим ка-бинетом, заместитель по воспитательной ра-боте, библиотекарь |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Расторжение брака |
Курсовая работа | Формирование правильного письма у младших школьников |
Курсовая работа | Україна на світовому ринку послуг |
Курсовая работа | Страхование от несчастных случаев, как один из видов личного страхования |
Курсовая работа | Участие адвоката в гражданском процессе |
Курсовая работа | Особенности оценки кредитоспособности предприятия с точки зрения банка |
Курсовая работа | Оценка эффективности рекламной кампании на примере компании ООО "Центр" |
Курсовая работа | Рак легкого |
Курсовая работа | Учет и анализ денежных средств ООО "Стрела" |
Курсовая работа | Социально-экономическая основа потребительской кооперации |
Курсовая работа | Организация рабочего места |
Курсовая работа | Разработка электронного органайзера средствами C++ Builder 6 |
Курсовая работа | Фискальная политика: инструменты и эффективность |
Курсовая работа | Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации |
Курсовая работа | Процессный подход к управлению |