22
2.1 Методы преподавания
Методы устного изложения учебного материала
В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.
Среди разнообразных методов трудового и профессионального обучения важную роль играют методы устного изложения учебно-го материала: рассказ, беседа, объяснение, лекция. Пользуясь ими, учитель сообщает учащимся теоретические сведения, необходимые для осмысленной практической трудовой деятельности.
Эффективность применения методов устного изложения и объ-яснения учебного материала в значительной степени зависит от правильного использования методических приемов. Методические приемы--составные элементы метода или отдельные действия учителя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспи-тательных целей. Существуют самые разнообразные методиче-ские приемы, которые в различных сочетаниях проявляются в методах работы учителя.
Логические приемы--приемы формирования мыслитель-ной деятельности учащихся (способов мышления). К ним относят: выделение существенного, главного; выявление причинно-следст-венных связей; сравнение; анализ; синтез; обобщение и др.
Технические приемы предусматривают рациональное ис-пользование средств деятельности учителя и учащихся: различно-го оборудования, материалов, приспособлений, технических средств обучения и т. п.
В зависимости от содержания учебного материала и уровня подготовленности школьников к его восприятию учитель может активизировать деятельность учащихся любыми из выше назван-ных и других приемов.
Рассмотрим пример. На занятиях по теме «Приемы укладки кирпича» учитель ставит цель: про-должить формирование практических умений по кладке. В начале занятия учитель объясняет учащимся сущность работы, как правила кладка глухих участков стен, кладка углов, столбов.
В процессе объяснения использует логический прием выявления причинно-следственных связей--зависимости организации рабочего места от вида кладки различных участков стены. Затем делает обобщение: правильная организация рабочего места каменщика обеспечивает высокую производительность труда.
К устному изложению, объяснению учебного материала предъ-являют следующие требования: постоянное соблюдение дидакти-ческих принципов в их единстве и взаимосвязи; подготовка уча-щихся к восприятию и усвоению нового учебного материала путем уточнения и воспроизведения опорных знаний; сообщение (или запись на доске) темы или проблемы, цели и задач; отбор содер-жания учебного материала, с учетом сообщаемых знаний и фор-мируемых умений; соблюдение логической последовательности; аргументированность, доказательность; постоянное руководство усвоением учебного материала; систематизация и обобщение учеб-ного материала, подведение итогов, корректировка усвоения.
Рассказ--метод устного изложения материала, который но-сит описательный или повествовательный характер, отличается научностью, логической последовательностью, краткостью, убеди-тельностью, образностью сообщения учащимся сведений теорети-ческого или практического характера.
С помощью рассказа учитель формирует у учащихся пред-ставления и понятия о научных фактах, например о принципе действия и устройстве инструментов, механизмов, орудий, способах технологии и т. п. Рассказ должен иметь главную мысль, которую учитель раскрывает перед учащи-мися во всей ее полноте, развитии при строгой последовательнос-ти изложения.
Как метод обучения рассказ имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Поэтому он должен иметь идейную направленность, выражать личное отношение учителя к содержа-нию излагаемого материала, вызывать заинтересованность, эмо-циональность учащихся.
Известно, что слово является выражением мысли человека. Развитие у учащихся навыков устного и письменного языка про-исходит во всех видах работы с ними. В связи с этим особое зна-чение имеет речь учителя. К ней предъявляются следующие педа-гогические требования; каждое слово учителя должно быть понят-но учащимся; новые слова (понятия, термины) должны быть четко и правильно произнесены, объяснены и записаны на доске, так как речь школьника развивается не только когда он говорит, но и когда слушает и пишет; речь учителя должна быть грамотной, четкой, живой, образной; не следует употреблять бытовую терминологию вместо научной; необходимо следить за культурой речи (авторам данного пособия приходилось на занятиях по трудовому обучению в сельских школах слышать от учителей, например: «зе-ленка» вместо «зеленый корм», «картошка» вместо «картофель», «подсолнух» вместо «подсолнечник» и т. п.); темп речи должен быть таким, чтобы он соответствовал восприятию ее учащимися; не надо допускать монотонности речи, вызывающей быстрое утом-ление школьников; необходимо выделять интонацией ход мысли с целью активизации внимания слушателей.
Часто учитель использует рассказ на вводных уроках, когда учащимся для раскрытия закономерностей, лежащих в основе промышленного и сельскохозяйственного производства, необходи-мо бывает знание фактического _материала. Так, на первом уро-ке по учитель может дать учащимся представление об основных направлениях, где используется труд каменщика.Так, например, чтобы заинтересовать учеников в дальнейшем освоении профессии каменщика, можно рассказать о перспективе этой профессии на рынке труда, а также о выгоде иметь навыки каменщика для домашних дел. При про-ведении такого урока важно ознакомить учащихся с успехами и достижениями в развитии строительства страны и базово-го хозяйства.
При использовании на занятиях рассказа учитель обязательно должен готовиться к нему. Для этого он составляет план расска-за и подбирает все необходимое учебное оборудование, средства наглядности, которые использует затем по ходу рассказа. С целью проверки усвоения учебного материала учитель ставит перед уча-щимися вопросы. Делает это он или по завершении рассказа или на отдельных логически законченных его этапах.
Построение рассказа может быть дедуктивным (от общего положения к частным фактам) и индуктивным (из ряда фактов выводится обобщение). Примером первого может быть рассказ
инструментах и способах их применения в общих чертах, а затем, разбирая каждый инструмент по применению и функции работы. Рассказывая конкретно о каж-дой из вышеперечисленных приспособлений, учитель из общего положения выводит частные факты, дает понятие об отличительных особен-ностях специального инвентаря и в связи с их назначением..
Беседа -- метод обучения, при котором учитель с помощью це-ленаправленных вопросов к учащимся мобилизует их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью бе-седы учитель активизирует мыслительную деятельность школьни-ков, подводит их к необходимым выводам и обобщениям.
Беседа--один из самых распространенных методов устного изложения материала. Ценность ее состоит в том, что учитель име-ет возможность выяснить знания большой группы учащихся за от-носительно короткое время и в то же время развить их активную мыслительную деятельность.
Успеху беседы способствует четкое определение темы, логи-ка плана и умелая постановка вопросов, позволяющая учителю направлять мысль учащихся.
Каждый учитель знает, что от характера и постановки воп-роса зависит умение ученика дать правильный и полный ответ. Поэтому учитель готовит систему вопросов так, чтобы ответы уча-щихся были как бы этапами последовательного усвоения нового материала. Характер и содержание вопросов могут быть направ-лены на формирование у школьников теоретических знаний, опре-деление понятий, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление существенных признаков изучаемых фактов и явлений, доказательство какого-либо положения или на формирование практических умений и навыков (вопросы, пояс-няющие последовательность технологических операций, приемов трудовой деятельности, планирования работы и т. д.).
Опыт показывает, что характер вопросов бывает репродуктив-ный, поисковый, познавательный. Нужны также и вопросы, ко-торые требуют от учащихся воспроизведения фактического мате-риала.
Во многих случаях вопросы могут быть направлены на сравнение изучае-мых объектов, явлений, процессов, например:
«Сравните разновидности укладки кирпича, опишите признаки их раз-личия и сходства»; «Объясните, где применяют облегченную кладку и почему».
Нередко вопросы помогают выявить сущность явления, про-цесса, раскрыть причинно-следственные, структурно-функциональ-ные, временные, пространственные и другие связи.
Более сложный характер носят вопросы, ответы на которые тре-буют объяснения, доказательства, формулирования выводов, обоб-щений, например: «Объясните сущность принципа работы режу-щих инструментов»; «Докажите, что от прочности кирпича, плотности швов»; «Сделайте вывод по результату прове-денного опыта».
Поисковый или проблемный характер вопросов усиливает ин-терес школьников, активизирует их внимание. На эти вопросы учащиеся не сразу могут ответить, и задача учителя состоит в том, чтобы направить мысль учащихся в нужном русле.
Вопросы учителя, которые он ставит в процессе беседы, долж-ны удовлетворять педагогическим требованиям: формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, вариативными; воп-росы следует строить на известном учащимся учебном материале, необходима опора на предшествующую подготовку и личный опыт школьников; логика постановки вопросов должна соответствовать плану беседы, а вопросы быть связанными между собой (связь предшествующего с последующим); содержание вопросов долж-но отвечать теме беседы и направлять учащихся на усвоение глав-ного, существенного в изучаемом материале; в вопросе не должно быть ответа; во время ответа не следует прерывать речь школьни-ка; каждому ответу следует давать краткую оценку, ориентируя учащегося на правильный в содержании ответ; если беседу прово-дят при проверке усвоения знаний, следует вначале формулиро-вать основные вопросы, а затем дополнительные; в ходе беседы необходимо усложнять вопросы, направлять их на развитие само-стоятельности школьников.
К ответам учащихся также предъявляется ряд требований: формулировки ответов должны быть четкими, фактически и логически правильными, содержать существенное в знаниях учащихся; ошибки в ответах учащихся целесообразно исправлять товарища-ми по классу и лишь в случае затруднений учителем; дополнения к ответу также должны давать учащиеся, а в случае затруднений учитель.
Беседа как метод обучения может быть эвристической, объяс-нительной, обобщающей.
Эвристическая беседа--это беседа, при которой учи-тель ставит вопросы, побуждающие учащихся самостоятельно обобщить известные им факты и наблюдения, сопоставить их с информацией учителя, сформулировать логические умозаключе-ния, помогающие обоснованному решению данного вопроса.
Важно обращать внимание на полноту, аргументированность, логику построения, правильность ответов учащихся и культуру их речи.
Объяснительная беседа -- метод устного изложения учебного материала с проверкой усвоения и привлечением школь-ников к решению вопросов. Обычно объяснительную беседу учи-тель проводит в том случае, когда учебный материал сложен по своему содержанию и потому необходимо одновременно и объ-яснять учащимся содержание, и проверять его усвоение.
В практике трудового и профессионального обучения метод объяснительной беседы применяют при ознакомлении учащихся с технической терминологией, свойствами материалов, содержанием и структурой трудовых операций, а также в процессе инструктажа по порядку сос-тавления и чтения чертежа, приемов обращения с инструмента-ми, выполнения трудовых операций и т. п. В ходе объяснительной бесед; учитель задает ученикам вопросы, ответы на которые тре-буют привлечения знаний по другим предметам: физике, химии, математике, биологии.
Вопросы, поставленные перед учащимися в ходе объяснитель-ной беседы и в конце ее, направлены на воспроизведение в па-мяти ранее усвоенных знаний, получение новых знаний и на применении их в практике.
Рассмотрим пример объяснительной беседы с элементами рас-сказа. Учитель: «Производительность труда каменщика во многом зависит от качества при-меняемого ручного инструмента:
Кельма типа КБ -- это лопатка из тонколистового стального полотна с изогнутой ручкой из древе-сины твердых пород. Она применяется для разравнивания раствора, запол-нения вертикальных швов и подрезки излишков раствора.
Молоток-кирочка типа МКИ массой 0,55 кг с деревянной руч-кой длиной до 300 мм используется для рубки или тески кирпича, керамическо-го камня. При этом лезвие молотка должно быть под прямым углом к по-верхности ребра кирпича.
Растворная лопата типа ЛР
имеет полотно из листовой стали толщиной 1,6 мм. Круглый металли-ческий стержень длиной 320 мм предо-храняет от износа деревянный черенок. Лопата необходима для подачи и раз-равнивания раствора, а также для перемешивания его в ящике.
Расшивки типа РВ-1. и РВ-2
имеют рабочую часть в форме разрезанной вдоль стальной трубки с ручкой из древесины твердых пород. Обработку и уплотнение швов кладки ведут стальными расшивками, имею-щими вогнутую и выпуклую поверх-ность.
Для ускорения производства кир-пичной кладки и повышения произ-водства кирпичной кладки и повыше-ния ее качества используют малога-баритные ручные приспособле-ния.
Причальные скобы П-образной формы закрепляют в швах кладки; скобы из листовой стали наде-вают на кирпич, уложенный плашмя.
Крученый причальный шнур толщиной 1,5...3 мм натягивают вдоль выкладываемой стены. Он пред-назначен для соблюдения горизон-тальности выкладываемых рядов.и т. д.» Эта беседа проходит с демонстрационным материалом.
Так же на занятии учитель может проводить объяснительную беседу, в ходе которой познакомит учащихся о прочности и устойчивости кладки.
Цель обобщающей беседы -- выяснение уровня усвоения школьниками теоретических знаний и формирования практических умений; выделение сущест-венного и систематизация знаний и умений учащихся, установле-ние связи между основными и второстепенными сведениями, раз-витие мышления, конкретизация знаний и умений учащихся и вы-яснение их знаний, необходимых для будущей трудовой подго-товки и практической деятельности.
Так, на занятиях теме «Технология кирпичной кладки» обобщающую беседу можно провести примерно по таким вопросам:
1.. Что понимают под кладкой?
2. Какие размеры имеет керамический кирпич? Утолщенный кирпич? Керамический камень?
3. Какие швы различают в кладке?
4. Назовите виды каменной кладки.
5. Что называют системой перевязки?
6. Что понимают под перевязкой?
7. Какие кирпичи образуют наружную вер-сту?
8. Что называют забуткой?
9. Чем отличается тычковый ряд от ложкового?
10. Что характерно для однорядной системы перевязки кирпичной кладки?
Из приведенного выше примера видно, что в ходе коллектив-ной беседы обобщаются знания учащихся. Однако бывает необ-ходимо при проверке работы учащихся проведение индивидуаль-ных бесед с целью выяснения знаний учащихся и готовности их к выполнению практических работ.
Объяснение--подробное изложение учебного материала с ана-лизом фактов, приведением доказательств и формулировкой вы-водов. Этот метод устного изложения учебного материала исполь-зуют для объяснения трудовых операций, выполняемых учащими-ся, и разъяснения трудового задания со всеми входящими в него
80 операциями. К объяснению предъявляют в основном те же тре-бования, что и к рассказу.
Объяснение носит доказательную форму изложения. Объясняя выполнение того или иного приема, трудовой операции, учитель доказывает, почему следует делать так, а не иначе. Обычно этот метод применяют в ходе изучения теоретического материала или практической деятельности учащихся в том случае, когда учебный материал сложен для усвоения. Например, объяснение необходи-мо при изучении школьниками принципа устройства и работы ма-шин, механизмов, технологических процессов, работы с инструмен-тами или на станках. Часто объяснение сочетают с показом прие-мов работы.
Объяснение проводят в строгой логической последовательнос-ти: перед учащимися ставят вопрос, проблему, которые затем раз-решают последовательным, логическим доказательством.
Объяснение может быть различным по степени сложности и предусматривать разную степень самостоятельности мышления учащихся. Используя разнообразные методические приемы во вре-мя объяснения, учитель приучает школьников ко многим логиче-ским операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.), развивает научное мировоззрение их, вырабатывает осознанную мотивацию учения. С этой целью учитель может не только задать вопросы, но и предложить задания, логические задачи, упраж-нения, которые помогут учащимся применить новые знания в са-мостоятельной работе.
В классах наряду с рассказом, беседой и объяснением используют школьную лекцию. Содержание лекции раскрывает перед учащимися анализ изученных фактов, явлений, процессов, закономерностей, идей; их взаимосвязи; выводы и обобщения, имеющие строгое научное обоснование.
Лекцию обычно проводят на вводных занятиях, при ознаком-лении учащихся с целями и задачами нового курса обучения или на заключительном занятии по большой теме, разделу. Успеху лекции способствует правильное использование средств нагляд-ности (схем, диаграмм, графиков, таблиц, плакатов, экранных по-собий и др.) для иллюстрации основных ее положений. Опыт ра-боты передовых учителей показывает, что логика построения лек-ции, эрудиция учителя, умелое использование средств нагляднос-ти в большой степени активизируют мыслительную деятельность учащихся.
Лекция может в большей степени способствовать обобщению знаний и умений учащихся, развивающих научное мировоззре-ние. К таким лекциям, например, относятся проводимые в стар-ших классах лекции для ознакомления учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса в промышленном и сельскохозяйственном производстве, перспективами развития отраслей народного хозяйства, научными принципами техноло-гических процессов и т. д.
Учебная демонстрация
В предыдущей главе отмечалось, что слово учителя как источник информации при устном изложении учебного материала должно сочетаться с применением различных средств нагляд-ности. К ним относятся учебные фильмы, диафильмы, диапозити-вы, кодотранспаранты, таблицы, натуральные объекты, модели, материалы, инструменты, машины, приборы, аппараты, объекты общественно полезного, производительного труда.
Учебная демонстрация включает в работу органы чувств: зре-ния, слуха, обоняния, осязания, вкуса, с помощью которых у школьников возникают чувственные представления о реальных предметах и явлениях. Во время учебных демонстраций слово учи-теля направляет умственную деятельность учащихся, активизиру-ет ее постановкой вопросов и проблем. Школьники, самостоятель-но наблюдая действие прибора, прием работы, анализируют ход демонстрации, делают выводы и обобщения. Слово учителя при этом оказывает руководящее действие, поясняющее, что наблю-дать, как наблюдать, как анализировать. Сочетание слова препо-давателя с чувственным отражением реального мира самим уча-щимся способствует усвоению им сложного учебного материала.
На уроках трудового и профессионального обучения исполь-зуют различные виды демонстраций, натуральные объекты и тех-нологические процессы; изобразительные средства наглядности;
приемы работы. В зависимости от содержания учебного материа-ла, учебно-воспитательных задач, возраста учащихся, их подго-товки, материально-технической базы школы учитель выбирает оптимальный вид демонстраций.
Натуральные объекты, отобранные для демонстрации, должны быть: производственно типовыми, соответствующими современному уровню техники и отражающими существенные признаки; техниче-ски исправными; доступными восприятию учащихся, т. е. в целом
соответствовать уровню трудовой подготовки и выглядеть эстетично.
В трудовом и профессиональном обучении натуральными объектами, используемыми для учебной демонстрации, могут быть: орудия труда--, оборудование, приборы, предметы труда--различные материалы: древесина, металл, пластмассы, пряжа, ткани, удобрения, посевной и посадочный ма-териал и т. д.{
живые объекты природы (растения, животные), объекты тру-да (изделия, изготовленные учащимися).
Малогабаритные объекты (наборы инструментов, резисторов, конденсаторов, проводов, образцы пород древесины, металлов а т. п.) могут демонстрироваться на рабочих местах учащихся в виде раздаточного материала. В процессе работы с раздаточным материалом школьники знакомятся со свойствами материалов (цвет, прочность, твердость, гибкость и т. д.), назначением инст-румента, его действием на материалы, особенностями его рабочих частей. Например, на уроках при подготовке учащихся к ремонт-ным работам в быту в качестве раздаточного материала использу-ют образцы тканей (хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шер-стяных) . Во время демонстрации учитель рассказывает о структу-ре тканей, их назначении в связи с гигиеническими требованиями к одежде.
0пыт работы учителей показывает, что наиболее эффективно при ознакомлении учащихся с орудиями труда одновременно сле-дует демонстрировать их устройство и действие. Например, оз-накомление школьников с устройством токарного станка начинают с объяснения назначения его основных частей: станины, передней бабки с коробкой скоростей, задней бабки, суппорта, фартука, ко-робки подач. Внутреннее же устройство станка изучают в процес-се разборки отдельных его частей или на макетах.
Макет--статическая копия (уменьшенная или увеличенная) натурального объекта. Он легко разбирается, детали у него для большей наглядности окрашены в разные цвета, поэтому макеты можно использовать в дополнение к натуральным объек-там.
Демонстрацию изобразительных средств наглядности (таблиц, плакатов, рисунков, эскизов, чертежей, схем, графиков, технологи-ческих карт, выполненных на бумаге или в виде мелового изображе-ния, сделанного учителем на доске) широко применяют на занятиях по трудовому и профессиональному обучению во всех классах. Многие печатные средства наглядности выпускаются издательст-вами педагогической литературы. Можно использовать также таб-лицы и плакаты (особенно в старших классах), предназначенные для системы профессионально-технического образования.
Демонстрацию таблиц, плакатов и других аналогичных на-глядных пособий учитель сопровождает объяснением или бесе-дой, причем внимание учащихся направляет на существенные приз-наки объекта, поясняя, что надо знать об устройстве и для чего это надо знать. Таблицы часто дают увеличенное или уменьшен-ное изображение объекта, следовательно, школьникам необходимо напомнить о масштабе, а при увеличенном изображении объекта демонстрировать и сам объект. Важно привлекать учащихся к ак-тивному изучению таблицы, плаката, вырабатывать умение «чи-тать» таблицу, т. е. устанавливать с учащимися обратные связи. Такая методика работы с изобразительными средствами нагляд-ности делает ее источником осмысленной информации.
Использование изображений в данном случае, как и в других аналогичных, необходимо, так как это дает возможность учителю при объяснении устройства и назначения инструмента показать всем учащимся одновременно таблицы с увеличенным изображе-нием изучаемых объектов.
Большую пользу дает и эскиз или рисунок, сделанный учите-лем на доске. Наблюдая его выполнение по ходу рассказа, школьникам легче следить за мыслью учителя, слушать его и зрительно воспринимать ту деталь, которую он изображает. Одновременно с выполнением рисунков учителем на доске учащиеся выполняют их в тетради. Такая работа способствует выработке у школьни-ков умения выполнять и читать эскизы. Следует заметить, что де-монстрации всех изобразительных пособий должны проводиться синхронно с объяснениями, чтобы в нужный момент урока при-влечь учащихся к наглядному пособию.
На занятиях учитель нередко демонстрирует учащимся изделия (объекты) общественно полезного, производительного труда, из-готовленные ранее их сверстниками образцы (при этом отбирают лучшие). Такая демонстрация вызывает у школьников большой интерес к предстоящей работе и желание изготовить деталь еще лучше.
На занятиях в учебных мастерских, на учебно-опытном участке и в производственных условиях учитель показывает приемы вы-полнения трудовых операций. Эти приемы учитель должен выпол-нять четко, а при демонстрации одновременно, кроме этого, и объяснять, для чего их осуществляют, какие следует при этом делать движения, какую принять рабочую позу. Объяснение должно быть кратким, но убедительным и понятным, разъясняю-щим последовательность совершаемых действий.
Показ приемов выполнения трудовых операций заключается в демонстрации учителем рабочих движений, последовательности их выполнения. Вначале это целостный показ в рабочем темпе; затем расчлененный или замедленный, сопровождаемый объяснениями, и далее снова целостный показ в рабочем темпе. В случае если учащиеся допускают ошибки в выполнении тех или других опера-ций, рабочих движений, в приемах пользования инструментом, управления машиной и т. п., учитель еще раз показывает пра-вильные приемы выполнения трудовых операций и обращения с применяемой для их выполнения техникой. Так, при обучении учащихся работе с кирпичом учитель показы-вает собравшимся учащимся, как подготовиться к работе, комментируя при этом каждую выполняемую им опера-цию.
После демонстраций приемов работы учитель предлагает одно-му-двум учащимся повторить прием перед всеми учащимися. Если ученик затрудняется, учитель оказывает ему необходимую по-мощь.
Разнообразные методы демонстраций способствуют лучшему восприятию, осмыслению учебного материала, формированию зна-ний, умений.
Инструктаж
Инструктаж как совокупность различных методов обучения представляет собой объяснение цели, задач, последовательности и приемов выполнения трудового задания и отдельных трудовых операций, сопровождающееся показом трудовых и технологиче-ских процессов, которые предстоит освоить учащимся.
Объяснение при показе трудовых приемов целесообразно со-провождать демонстрацией таких учебно-наглядных пособий, как таблицы, изображающие отдельные основные элементы трудового приема; рисунки и схемы, показывающие рабочие позы и движе-ния, последовательность операций во всем трудовом процессе; рисунки и схемы по организации рабочего места, порядку и сис-теме измерений, техническим требованиям, правилам безопаснос-ти труда и т. д.
Не исключена возможность инструктажа и без показа приемов выполнения работы. Такой инструктаж проводят в тех случаях, когда необходимые приемы уже знакомы учащимся и освоены ими. Так, школьники на практических занятиях овладели техникой приготовления растворов. Поэтому на занятиях по труду перед работой лишь устный инструктаж, а по вопросу приготовления растворов и кладки целесообразнее дать письменную инструкцию. Умения школьников выполнять различные измерения, усвоенные ими на уроках физи-ки, математики, должны также учитываться при проведении инструктажа на уроках трудового и профессионального обучения.
В целом при обучении учащихся отдельным трудовым опера-циям или выполнению задания различают инструктаж: вводный, текущий и заключительный.
Вводный инструктаж проводят обычно в начале заня-тия. Его главное назначение состоит в том, чтобы помочь учащим-ся организовать и направить их деятельность, усвоить особенности работы и рациональные способы ее выполнения. Вводный инструк-таж проводят обычно в такой последовательности: ознакомление школьников с темой, целью и задачами предстоящей работы; по-вторение пройденного материала, необходимого для ее выполне-ния (краткий опрос, беседа по соответствующим вопросам тех-ники, технологии, материаловедения и т. д.); ознакомление с тех-ническими требованиями; сообщение указаний по подготовке к работе, организации рабочего места, соблюдению правил безопас-ности труда; объяснение и показ учащимся приемов и способов выполнения работы и предостережение от возможных ошибок;
объяснение и показ способов самоконтроля правильности выпол-нения приемов и качества работы; показ образцов; ознакомление с технической документацией -- рабочими чертежами, инструкци-онными и технологическими картами; пробные упражнения, в ходе которых проверяется правильность усвоения сделанных учителем указаний (в случае необходимости следует повторно показать и объяснить отдельные приемы работы).
Содержание вводного инструктажа и последовательность его проведения могут меняться в зависимости от специфики изучаемо-го материала, периода обучения, опыта учителя. Так, в начале изучения темы в вводном инструктаже больше внимания уделяют повторению пройденного материала, необходимого для выполне-ния данной работы. На последующих уроках вопросы, касающие-ся теоретических основ производимых трудовых операций, вклю- чают только в том случае, если учащиеся на предыдущем занятии недостаточно полно на них ответили. Вопросы же, включаемые для беседы во время вводного инструктажа на последующих уро-ках, могут быть нацелены на повторение технологических требо-ваний к выполняемым операциям.
После вводного инструктажа школьники самостоятельно вы-полняют работу, а учитель наблюдает за их действиями и пове-дением, контролирует их.
Текущий инструктаж проводят в ходе занятия с целью устранения затруднений учащихся. Проводится он, как правило, индивидуально. Но если одинаковые затруднения и ошибки на-блюдаются у многих школьников, его организуют фронтально, со всей группой. Нецелесообразно в ходе заключительного инструктажа анализировать деятельность каждого ученика, так как это займет значительное время на уроке. Однако в качестве поощрения преподаватель может показать всему классу лучшие образцы. Оценку за совершенную работу учитель может сооб-щить каждому школьнику в конце заключительного инструктажа только тогда, когда выполняемая операция не была очень слож-ной и в ходе урока учитель смог просмотреть работы всех уча-щихся и выставить в журнал отметки. В том случае, когда вы-полненная учащимися работа (монтаж навесных радиоэлементов на плату в соответствии с принципиальной схемой, изготовление изделий из ткани или трикотажа и т. д.) требует тщательного изучения, оценку можно сообщить ученикам лишь на следующем занятии, а во время заключительного инструктажа только произ-вести разбор достижений и наиболее типичных ошибок.
Инструктаж может осуществляться как в устной, так и в пись-менной форме. Подведение итогов занятия--заключительный инструктаж--чаще всего проводят в устной форме. В вводном и текущем инструктаже применяют и устные и письменные формы. В письменных инструкциях наиболее полно отражается рацио-нальная и целесообразная последовательность выполнения трудо-вых действий, приемов, операций, даются методически и техниче-ски грамотные, доходчивые указания о целесообразном их выпол-нении, сочетаются различные способы информации; словесные рекомендации, рисунки, схемы, графики, контрольные вопросы и т. д. В трудовом и профессиональном обучении в письменном виде применяют инструкционные карты, определяющие содержа-ние и последовательность выполняемых действий.
Заключение
Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой профессиональной деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.
В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие». Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9 классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки, знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает, некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.
Литература
1. А т у т о в П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук.--М.: Просвещение, 1983.-- 128 с.
2. А т у т о в П. Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политех-ническом образовании школьников.--М.: Просвещение, 1985.-- 128 с.
3. Васильев Ю. К. Экономическое образование н воспитание учащих-ся.--М.: Педагогика, 1983.--96 с.
4. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. -- М.: Просве-щение, 1982.-- 144 с.
5. Ктиторов А. Ф., Казакевич В. М., Френкель А. Ш. Орга-низация и оборудование учебно-производственной базы в межшкольных учеб-но-производственных комбинатах: Пособие для преподавателей.--М.; Просве-щение, 1982.
6. Неелов В.А. Иллюстрированное пособие для подготовки каменщиков.- М.,1988, с.270
7. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процес-се трудового обучения: Книга для учителя.--М.: Просвещение, 1985.--223 с.
8. С к а т к и н М. Н., К о с т я ш к и н Э. Г. Трудовое воспитание и проф-ориентация школьников.--М.: Просвещение, 1984.--191 с.
9. Столяров Ю. С, Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы.--М.: Просвещение, 1983.--176 с.
10. Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ / Под ред. В. А. По-лякова, С. Безданова.--М.: Просвещение, 1985.--311 с.
11. Чебышева В. В. Психология трудового обучения.--М.: Высшая шко-ла. 1983--239 с.
12. Чистяков П. Н., Б у я н о в а Т. А., Касаткина Н. Э. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся.--М.: Просвещение, 1982.-- 175 с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Основные средства предприятия: их экономическая сущность, показатели эффективности использования |
Курсовая работа | Аудиторская проверка кассовых операций |
Курсовая работа | Управление кредитными рисками 2 |
Курсовая работа | Стиль руководства и пути его совершенствования |
Курсовая работа | Формирование речи у дошкольников в сюжетно–ролевой игре |
Курсовая работа | Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку |
Курсовая работа | Место и роль экономической науки в постиндустриальном обществе |
Курсовая работа | Лекарственные растения |
Курсовая работа | Репродуктивное здоровье населения |
Курсовая работа | Сущность финансового механизма на предприятии в современных условиях |
Курсовая работа | Порядок и условия заключения брака |
Курсовая работа | Электроснабжение на предприятии |
Курсовая работа | Аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере ОАО "Икар" |
Курсовая работа | Бюджетная система РФ |
Курсовая работа | Предпринимательство в РФ: сущность, виды и субъекты |