4
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал г. Анапа
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: " Профилактика безнадзорности и правонарушений"
Выполнила: студентка факультета
социальной работы и администрирования
3 курс заочный/полный
Весельская Анна Викторовна
Проверила: преподаватель ТСР
Кузнецова Екатерина Владимировна
АНАПА 2006г.
СОДЕРЖАНИЕ
Историческое и современное состояние проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Во времена Советского союза профилактике правонарушений, и, прежде всего правонарушений несовершеннолетних и молодежи, придавалось большое значение не только на словах. В эту деятельность было включено множество государственных и общественных организаций. Партийные с советские власти в центре и на местах курировали и направляли эту активность. Проводилась масштабная и во многих отношениях эффективная работа с лицами, склонными к противоправному поведению. Меры строгого контроля в сочетании с необходимой социальной помощью чаще всего приводили к желаемому результату.
Большое внимание уделялось планированию профилактических мероприятий на всех уровнях: начиная от районного вплоть до общесоюзного. В рамках системы МВД была создана специализированная профилактическая служба. Советы профилактики существовали на всех крупных и средних производственных предприятиях. Межведомственные комиссии, призванные координировать работу в городах и районах, республиках, действовали, как правило, при соответствующих исполкомах и Советах министров№.
Однако в тот период многие научные выводы и рекомендации несли на себе жирную печать прежней партийной идеологии и политики, которые сегодня отвергнуты нашим обществом. Существовало не оправданное реальным потребностям массовое отвлечение людей рабочего места для всякого рода дежурства по охране порядка, а в действительности, - для искусственного создания доказательств "массовости народного движения". Таким образом, правильно было бы говорить о двуедином подходе к оценке прошлого опыта профилактической деятельности и возможностям его рецепции для нужд современного общества. С одной стороны, есть немало оснований против механического копирования советской системы профилактики, против идеализации накопленного опыта. С другой, как уже подчеркивалось, откровенно нигилистическая позиция была бы ошибочной. В то же время из того научного багажа, опята профилактической работы, что заслуживает сегодня быть востребованным. Но если говорить о дне сегодняшнем, то бесспорно одно: в современной России такой системы нет вовсе. Ее здание разрушено не до фундамента, а начиная с фундамента. Известные деструктивные процессы разметали те формальные и неформальные структуры, которые до начала 90-х годов занимались хорошо или плохо предупредительной деятельностью "на местах", непосредственно среди населения, и в первую очередь - индивидуальной профилактикой преступлений и иных правонарушений подростков и молодежи. В результате оказался недопустимо ослабленным профилактический потенциал государства, всего общества, обозначилась опасность дезорганизации социального контроля над преступностью.
Между тем, совершенно очевидно, что ни одно нормальное общество, для которого нравственное здоровье его граждан не есть пустой звук, не может нормально существовать без добротно налаженной системы предупреждения противоправного поведения. Следовательно, одна из актуальнейших наших задач состоит в строительстве такой, принципиально новой системы. Однако вряд ли продуктивно присваивать раз и навсегда какому-либо направлению борьбы с преступностью статус главного, самого важного. Сложные, противоречивые, способные развиваться по мало предсказуемым сценариям процессы современной преступности могут быть "обузданы" только на основе осуществления гибкой, готовой ответить на любые "вызовы" криминала государственной политики борьбы с преступностью. В зависимости от характера складывающихся ситуаций, на одном этапе приоритет может быть отдан именно профилактике. На другом - на первое место может выйти деятельность правоохранительных органов, осуществляющих иные функции (уголовный розыск, следствие). Так как обстоятельства ставят перед обществом в качестве наиболее актуальных задачи иного характера. [13, 40-44]
Есть достаточно оснований полагать, что в настоящее время криминологическая обстановка в нашей стране именно такова. На фоне крайне неблагоприятных тенденций преступности, расширения масштабов профессионализации, вооруженности, технической оснащенности криминала, повышения степени тяжести совершаемых преступлений использования "силовых методов", представляемых государством для целей борьбы с преступностью, несомненно, становится первоочередной задачей. Профилактическое направление всегда было и навсегда останется в ряду наиболее значимых в деятельности государства и общества, направленных на борьбу с преступностью. Это в особой степени относится к предупреждению преступлений со стороны молодых людей, которые в силу своего возраста оказываются более восприимчивыми к мерам профилактики и к тому же являются предметом особой заботы общества.
Системный общегосударственный подход в организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Острота социальных проблем детей и молодежи в России требует разработки эффективных социально-педагогических комплексных технологий их разрешения. Поэтому в российском социальном законодательстве отражен системный общегосударственный подход в организации работы с несовершеннолетними группы риска, определены субъекты социальной и профилактической работы. В Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [ФЗ № 120] определены группы детей - объектов профилактической работы, а именно:
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению, содержанию со стороны его родителей, законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный - не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает анти общественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, либо жестоко обращаются с ними.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направляемых на выявление условий и причин, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, а антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, их семьями, находящимися в социально опасном положении. Признаки социально опасного положения и трудной жизненной ситуации в текстах основных российских законов совпадают:
Трудной жизненной ситуацией считается такая ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью; сиротство, безнадзорность; малообеспеченность; безработица, отсутствие определенного места работы, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.
При этом несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации считаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; несовершеннолетние, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов.
На формирование девиантного поведения влияют следующие факторы риска:
- Криминальный - преступление против нравственности; принуждение детей со стороны родителей к попрошайничеству, эксплуатация и вовлечение детей в незаконный бизнес, проституцию, сутенерство и другие правонарушения. Продажа алкогольных напитков несовершеннолетним, распространение порнографической продукции.
- Семейный фактор - нарушение функционирования семьи, когда родители, опекуны, близкие родственники не обеспечивают надлежащего воспитания и содержания и содержания ребенка, необходимого психологического комфорта в семье.
- Объективная ситуация, вызывающая трудности в воспитании, содержание и осуществление контроля в семье со стороны родителей.
-Детский фактор - патологические девиации характера некоторых детей, склонность к потреблению психоактивных веществ, самовольным уходом из дома или учебно-воспитательного заведения и другими формами отклоняющегося поведения.
- Молодежный фактор - развитие асоциальных подростковых "субкультур"
- Организационный фактор - недостатки в работе системы образования, служба занятости несовершеннолетних и молодежи, подразделений ОППН и других государственных структур.
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений, однако указывает на большую степень вероятности этих отклонений, возрастающей по мере углубления факторов риска. В этих условиях актуальной задачей становится формирование государственной политики профилактики детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальной среде. Проблема правонарушений несовершеннолетних актуальна для российского сообщества, озабоченного поиском и выработкой гуманно-эффективных мер профилактического воздействия и борьбы с социально опасным явлением. Все правонарушения, преступные и неприступные, в той или иной мере асоциальны, так как причиняют вред обществу. По закону преступная асоциальность квалифицируется как "общественная опасность".
Новый этап в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи начался с изменением и принятием нового закона в этом направлении [Федеральный закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06. 1999г. № 120]. Целью профилактики является поиск и установление гуманного подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведение комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков. Несовершеннолетние являются наиболее криминальной категорией населения.
Основополагающим в решении проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних должно стать понимание социальной значимости проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее. В плане организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи следует учитывать время суток, время года и непосредственно места совершения правонарушений, совершенных несовершеннолетними и лицами молодого возраста, происходят до 23 часов. Возможны сезонные "пики" агрессии и совершения правонарушений в весенние и летние месяцы, обусловленные расширением возможности для неконтролируемых контактов (удлиняется день, открываются парки, скверы, пляжи, загородные места отдыха). Правонарушения совершаются несовершеннолетними, как правило, на улице, в компании сверстников. Для несовершеннолетних характерно большое стремление к групповым формам совместного досуга. Это свойственно и подросткам девиантного поведения, создающим свои группы. Основными непосредственными причинами перехода некоторых подростков и молодых людей на путь правонарушений являются не сложности и недостатки воспитания сами по себе, а прямое заражение аморальными взглядами, привычками своего социального окружения (микросреды), подражание поведению "лжегероев" зарубежных фильмов. Таким образом, правонарушения несовершеннолетних есть результат низкой социальной культуры, нравственной невоспитанности лиц, их совершивших. Культурно-нравственная деформация конкретной личности происходит чаще в результате отрицательного влияния микросреды (семья, компания сверстников).
Пьянство и алкоголизм родителей большинства малолетних правонарушителей, жестокость, систематическое нарушение правил общественного поведения, совершение ими преступлений формирует у подростков криминогенную наклонность. Искоренение правонарушений должно вестись планомерно, с учетом управления социальными процессами. И рассматриваться как важная социальная задача государственного значения. В общей системе государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних следует выделять меры общей и специальной профилактики. Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих:
- Выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом и социальном отношении детей.
- Полноценной реализации воспитательных функций, здоровых в физическом и социальном отношении детей.
- Полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, организации их занятости полезной деятельности во внеучебное время. Защита детей от невнимания семьи, жестокости, насилия и негативных проявлений асоциальной среды должна обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в целом. Современная система профилактики безнадзорности осуществляется разноведомственными службами и учреждениями. Одной из важнейших задач государственного управления является четкое разделение функций и сфер профилактического влияния различных ведомствІ.
Правонарушения несовершеннолетних - следствие социальной дезадаптации.
Социальная дезадаптация - это нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующиеся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать что детство - это период наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своих потребностей в развитии. В результате - уход из семьи или учреждения, где он не смог реализовать свои внутренние ресурсы. Другой способ - эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, вследствие таких обходных путей - открытые формы агрессии, выраженные в правонарушениях.
Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, приводит к деформации основных потребностей несовершеннолетнего, потребностей в полноценном развитии и самореализации. Социальная дезадаптация порождается нарушением взаимодействия несовершеннолетнего и социальной среды.
К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне - дезадаптированному несовершеннолетнему и практически без внимания остается дезадаптирующая среда. Односторонний подход к этой проблеме неэффективен как при негативном, так и при позитивном отношении к дезадаптированному подростку. Применять по отношению к нему репрессии - все равно, что запретить человеку, у которого заложен нос, дышать ртом, не предлагая никакого лечения. Попытки же реабилитации, направленные только на ребенка, напоминают старание врачей вылечить туберкулезного больного, который продолжает жить в сыром и холодном подвале. Таким образом, работа с социально дезадаптированнным несовершеннолетним требует комплексного подхода не только к нему самому, но и к его социальному окружению.
Опыт работы позволяет выделить следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности):
Дисфункциональность семей;
Личностные особенности ребенка (характерологические особенности, темперамент, психические отклонения)
Школьная дезадаптация подростка;
Асоциально ориентированное неформальное окружение сверстников;
Социально-демографические проблемы В каждом случае социальной дезадаптации подростка, как правило, сочетается несколько причин. Рассмотрим варианты их сочетания.
Дисфункциональность семьи
Семья является первым и основным институтом социализации личности. В семье ребенок приобретает первые навыки общения, поведения, эмоционального реагирования на внешние раздражители и стрессы, обретает психоадаптивные способности. Как отмечает Эйдемиллер, нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее количество семей нуждается в помощи специалистов-психологов, психотерапевтов. Но, к сожалению, низкий уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Нежелание менять себя или взаимоотношения в семье - приводит к дисфункциональности семьи. К тому же, в каждой дисфунуциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство извне, основанное на понимание природы дисфункциональности, способно изменить ситуацию. И психолог выступает в качестве специалиста по этому вопросу. Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нарушению личностной сферы, иногда - к психическим отклонениям. А дальше - естественные следствия: потребление ПАВ, правонарушения, что становится поводом для внимания со стороны государственных структур - ОППН (ОДН), КДН. Соответствующие ведомства реагируют на последствия, зачастую оставляя без внимания причины, истоки, корни проблемы - не меняя социальную жизненную ситуацию ребенка.
Личностные особенности ребенка
Сами по себе личностные особенности ребенка не редко становятся причиной социальной дезадаптации. Так, даже ребенок-инвалид может быть вполне социально-адаптированным при условии грамотного отношения родителей и социального окружения к его статусу. Но достаточно часто, характерологические свойства, темперамент, непоседливость ребенка, вызывают у родителей неадекватную реакцию. Представление о "хорошем" ребенке, как об "удобном", послушном, сталкивается с особенностями реального ребенка, не соответствующими особенностям ребенка, несоответствующими этому представлению. Начинается переделка, "подгонка" ребенка под "удобный стандарт", борьба против его индивидуальности. Результат этой борьбы может быть различен, но неизбежно последствие - нарушение функционирования семьи. Ребенок, чувствуя неприятие, может сдаться, но конфликт перенесется внутрь него, может уйти из семьи и найти признание в другой среде, в других формах девиантного поведения. Нередко такие семьи становятся клиентами психологов, психотерапевтов, социальных служб. Чаще всего, обострение таких противоречий происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется возможность найти другие формы самореализации, когда происходит рост его самосознания, когда сверстники становятся авторитетом, а мнение взрослых перестает быть единственно правильным, родители теряют авторитет.
При определенных условиях родители могли бы успешно справиться с возникшими проблемами. Но отклонение реальной ситуации в семье от их представлений и ожиданий, неготовность принять ребенка таким, какой он есть, приводит к внутрисемейному конфликту. Сказанное в отношении семьи, часто оказывается верным и при обучении "нестандартного" ребенка в школе. ? сожалению, учителя далеко не всегда готовы учитывать индивидуальные особенности ученика. Это обстоятельство является одной из причин другого явления - школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация
Школа переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень, приводят к увеличению числа конфликтов между учениками и учителями. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время, неуспеваемость, плохое поведение подростка в школе становится причиной семейных конфликтов, способствует возникновению отчуждения между родителями и детьми. Школьная дезадаптация имеет свои причины:
Разрушение положительной учебной мотивации (конфликты ученика с учителем, сверстниками, неадекватная оценка учебной деятельности и другие).
Социально-педагогическая запущенность (ограниченность в интеллектуальном развитии ребенка);
Особенности семейного воспитания (гипоопека или гиперопека)
Воздействие асоциальной неформальной среды
Этому фактору приписывают неадекватно большое влияние на несовершеннолетних. И это можно понять - на улицах заметно выделяются неформалы самых различных направлений, просто "тусовки" праздно шатающейся молодежи. Но далеко не все группы действительно асоциальны (отличие, непохожесть еще не признак асоциальности). В то же время уход в неформалы обычно является лишь следствием сложившихся в семье отношений. В последние годы значительно увеличилось число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения. Многие родители не в состоянии принять существование иных ценностей, кроме тех, которыми они руководствовались в своей жизни. В результате они отвергают не только действительно низкое, вульгарное, но и позитивную составляющую в жизни своих детей: свободу самовыражения, самореализации, ценность личности и другие. Реакцией подростка на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, как положительному, так и отрицательному. Таким образом, то, что считалось совсем недавно фактором стабильности семьи - ценностная определенность родителей, сейчас выступает фактором риска: ригидность, нетерпимость.
Причины социально-демографического характера
К причинам этой категории мы относим низкий материальный уровень, многодетность, неполные семьи, при условии отсутствия в этих семьях химической зависимости и явной асоциальности. Конечно, перечисленные факторы увеличивают вероятность развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно примеров, когда в таких семьях создается идеальная атмосфера для развития ребенка, и дети вырастают достойными людьми. Но часто старания родителей или матери-одиночки уходят впустую. Иногда не хватает опыта, иногда знаний и опыта. И в этих случаях необходима своевременная помощь, пока обострение не привело к развитию других проявлений семейной дисфункции. Наиболее ярко это прослеживается на примере матерей-одиночек. При этом только в половине случаев дисфункции налицо проблема алкоголизма или других асоциальных проявлений. Во многих случаях именно распад семьи, трудности, связанные с социальной незащищенностью матерей-одиночек стали отправной точкой развития алкоголизма. Но в тех семьях, где матери пытаются добросовестно выполнять свои обязанности, Дисфункциональность может проявляться в других формах: гипо - и гиперопека, авторитарность, авторитарность, попустительство. Чаще всего, матери-одиночки испытывают значительные материальные трудности при устройстве на работу, в налаживании социальных связей. Таким образом, при отсутствии семейной дисфункции в этом случае мы можем говорить лишь условно, имея ввиду отсутствие угрозы жизни здоровья ребенка внутри семьи. Рассматривая же ситуацию с точки зрения психолога, мы можем с уверенностью говорить о нарушении внутрисемейной коммуникации, взаимопонимания между родителями и детьми, то есть психологической дисфункции.
Факторы социальной дезадаптации несовершеннолетних
Планируя свою работу с контингентом несовершеннолетних, для того, чтобы помочь ему преодолеть социальную дезадаптацию, необходимо ясно представлять, почему подросток оказался в социально опасной ситуации.
Преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации, причины, которой напрямую связаны с негативными факторами различного уровня:
Микроуровень. Асоциальная конфликтная семья, отклонения ранней детской социализации с накоплением негативного опыта.
Мезоуровень. Отчуждение от социально благополучных сверстников, школьного, иногда производственного коллективов, общественных организаций; предпочтение криминальной среды общения. Мотивами поведения этих подростков становятся две группы особенностей: агрессия или страх. Агрессия выражается в нападении на окружающих (как физическом, так и моральном), потребности во власти, доминировании над другими. Это подвижные, активные люди - лидеры по натуре, склонные к реакциям аффекта, вследствие невоспитанности и слабой воли. Их отношение к окружающим высокомерное. Страх выражается как эмоция в ситуациях мнимой или действительной угрозы жизни индивида. Подростки, руководимые страхом, выступают в роли ведомых асоциальными лидерами, слуг, тупых исполнителей. Их легко уговорить, подчинить. Имея низкую самооценку, постоянно нуждаются в лидере и находят его в числе агрессивных сверстников.
Макроуровень. Социально-экономическая ситуация в стране: безработица, обнищание, политическая нестабильность, межнациональные конфликты. Ситуация отсутствия государственной идеологии, пропаганды философии индивидуализма и бездуховность.
Негативные факторы микроуровня
Корни социальной дезадаптации лежат в социальных условиях развития личности и, прежде всего, в условиях семейного воспитания. Социальная дезадаптация, отчуждение от воспитанников берут свое начало в последствиях депривации, испытанной в детстве. Отсутствие эмоционально-теплых отношений, где родители ненадлежащим образом заботились о детях, не любили их, психологически не принимали их или даже жестоко обращались с ними. А чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Следствием этого является сенсорный голод (чувств, ощущений), недоразвитостью высших чувств, связанных с нравственностью - долг, совесть, отставание в развитии интеллекта и нарушения психики. Грубость, недружелюбие, равнодушие родителей - самых близких и значимых для ребенка людей, дают ему чувство незащищенности, основание считать, что мир к нему враждебен, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений. Так закладываются основы отчуждения человека, его личностной позиции неприятия окружающей среды, непонимание ее, ожидание угрозы с ее стороны. Отсюда состояние уверенности, недоверие, неприязнь, подозрительность, страх перед людьми, враждебность им, ощущение своего одиночества. Пытаясь как-то приспособиться к трудным ситуациям, избежать жестокости родителей, дети вынуждены искать иные, прочные средства самозащиты. Ложь, хитрость, лицемерие наиболее распространены среди них. Со временем эти черты становятся основой приспособленчества, низости, беспринципности и других пороков. В случае явного отвержения ребенка в семье, его озлобление против родителей сохраняется на всю жизнь. Человек чрезвычайно ожесточается, сам становится циничным, грубым, агрессивным, не считается с чувствами других людей.
Негативные факторы мезоуровня
Между неуспеваемостью и преступностью можно установить четкое соотношение. Отсутствие признания успеха в школе вынуждает подростка ставить на первый план внешкольные цели, которые в этой ситуации кажутся легче достижимыми. Поскольку неуспеваемость часто сопровождается конфликтами с родителями, отказ от школы непосредственно влечет за собой и отказ от принятых обществом норм, интеллектуальную несостоятельность, и ему психологически легче быть хулиганом, чем дураком, что закладывает основу делинквентного поведения. Будучи никому не нужными и вытолкнутыми на улицу, эти подростки объединяются в группы, где они могут самореализовываться, получать поддержку и признание, общаться на равных, не опасаясь, критики и оценки. Нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками приводит к тому, что у подростков парализуются основные механизмы социализации, ведущие к неправильному формированию представления о себе, своем "Я-образе". У подростков происходит асоциальная идентификация, сочетание себя с негативными эталонами, эталонами, образцами поведения. В силу влияния окружения, у них происходит идентификация с их негативной микросредой, вырабатываются негативные устремления, нормы, установки. Идет процесс асоциального формирования личности, закладываются предпосылки принадлежности асоциальной группе, в которой подростки и совершают в дальнейшем преступления.
У подростков возникает чувство социальной неполноценности, неспособности, изолированности и оторванности от других людей. Свою неспособность они испытывают в учебе, труде, межличностном общении, поэтому уходят в асоциальную среду от реального преодоления своих трудностей. Это влечет в свою очередь появление у них повышенной тревожности, социального угнетения и подавленности и, в свою очередь, к формированию завышенной или заниженной самооценки. Уходу от социально-полезных групп и поиску оптимального для них круга общения.
Негативные факторы макроуровня
В современном обществе изменились социокультурные условия становления личности. Социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства семей, деморализующие ценности, навязываемые СМИ: в настоящее время кино, телевидение, реклама, а порой и общественно-политические отношения предлагают молодым людям ценности, которые, если они пытаются их реализовать, почти неизбежно приведут к конфликтам со школой, семьей, а так же с законом. Герою современных фильмов или романов "супер сильному", "крутому", готовому на любую авантюру, ничего не стоит обмануть, ограбить, уколоться - для него все безнаказанно, все "сходит с рук". Подросток принимает за норму такое безнравственное, и даже патологичное поведение личности, стремящейся к роскоши, власти, приключениям, быстрому успеху любой ценой. Культ потребительства, получение прибыли любой ценой, материальный достаток как высшая ценность - разрушают такие понятия как человечность, взаимопомощь, гуманное отношение к другому человеку.
Индивидуальное сопровождение участников программы "постскриптум"
Основной целью разработанной в 2000 году в Краснодарском крае программы "Постскриптум" является обеспечение социально-психологической поддержки и предупреждение девиации подростков и молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в процессе их ресоциализации. Основными задачами программы являются: создание единой системы индивидуального сопровождения и краевой базы данных подростков и молодежи, выведенных из БВК, ЦВСНП, участников профилактических смен "Летний дом "Радуга" и "К новой жизни вместе". А так же организация и оказание по месту жительства адресной помощи (медицинской, психологической, педагогической, социальной, правовой) участникам программы в решении проблем адаптации. Выявление и предупреждение социальной девиации участников программы "Постскриптум". Оказание посреднической помощи подросткам в получении образования, трудоустройстве. Участники программы "Постскриптум" отличаются нарушениями в сфере отношений личности с окружающим миром, девиантным поведением, нарушениями эмоционально-волевой регуляции, в социальных установках и ценностях, на которых базируются отношения с микросоциумом (ближайшим окружением) и макросоциумом (обществом). Такие личностные особенности делают подростков трудными, неудобными для окружающих, влекут за собой трудности в социальной адаптации.
Участниками программы "Постскриптум" становятся: юноши, выведенные из Белореченской воспитательной колонии (БВК); подростки, вернувшиеся из центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) ГУВД Краснодарского края; участники летних профилактических смен "К новой жизни вместе" (условно осужденные подростки) и "Летний дом "Радуга"" (девочки социальной группы риска с проблемами школьной дезадаптации).
Участники характеризуются оторванностью от социальной реальности, отчужденностью. Они испытывают затруднение в оценке межличностных отношений, отличаются высокой степенью разногласия с социальной средой, общепринятыми нормами поведения. Они противопоставляют себя другим людям, испытывая ту или иную степень своей обособленности. Особого внимания и профессиональной ответственности требуют несовершеннолетние делинквенты: юноши, имеющие условную судимость, освободившиеся и выведенные из БВК, центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП г. Краснодара). Определяющими направлениями индивидуальной работы с несовершеннолетними является позитивное воздействие на сферу его социальных отношений, на социальные установки и ценности, которые необходимо корректировать, развивать в процессе сопровождения данной категории подростков, решая основные задачи их ресоциализации.
Социально-психологическая характеристика подростка-делинквента
Несовершеннолетних правонарушителей отличает чувственно-дефицитное поведение. Такое поведение проявляется в ослаблении эмоциональной привязанности, стремлении избегать близких личных отношений с окружающими. Вследствие этого затрудняется эмтатическая идентификация с другими людьми, что определяет неспособность юношей-делинквентов к сочувствию и состраданию и тем самым облегчает совершение антигуманных действий. У них отсутствует ожидание теплых эмоциональных отношений со стороны окружающих, в связи с испытанной депривацией и особенностями ранней социализации. Подростки - делинквенты строят свои отношения с окружающими, основываясь на представлении о людях как о жестоких, злых, неискренних и безответственных. Так же имеют тенденцию воспринимать всех как потенциально-криминальных, склонных к совершению преступлений.
Характерная черта - отсутствие самоуважения, так как самоуважение сочетается с уважением к другому человеку и является благоприятным фактором развития личности. Отсутствие уважения к себе сочетается с антипатией к другим людям и ожиданием презрения от них (что является противоречивым фактором развития). У юношей - правонарушителей самонеприятие сочетается с фактором неприятия других людей, отношением к ним не как к самостоятельной ценности, а как к вещи, средству для удовлетворения своих потребностей и интересов. По уровню личностного развития, сформированности самопознания и рефлексии, в постижении своего внутреннего мира подростки-делинквенты значительно отстают от своих благополучных сверстников, что ставит первостепенной задачей развитие личности. Вопросы "Кто я? " и "Кем я хочу быть? " для них не актуальны. Достаточно осознавая свои поступки, они еще не осознают своих психических состояний, объясняя их только внешними воздействиями окружающих.
Индивидуальное сопровождение участников программы начинается с момента предоставления в краевой центр социальной адаптации и досуга молодежи психолого-педагогических характеристик и выписок из протокола социально-психологического обследования, содержащих рекомендации по результатам проведенной социально-психологической работы с несовершеннолетними в ЦВСНП, Белореченской воспитательной колонии, летних профилактических сменах. Специалисты ГУ КК КЦМ и ДМ, несовершеннолетний вводится в программу "Постскриптум". Руководителю ОДМ соответствующей территории края направляется пакет документов: приказ о введении в программу, выписка из психолого-педагогической характеристики, дневник индивидуального сопровождения. За каждым участником в течение 10 дней закрепляется куратор из числа специалистов или координаторов по работе с молодежью. Руководитель ОДМ МО ежемесячно контролирует работу куратора и заполнение дневника по индивидуальному сопровождению подростка. Выведение подростка из программы осуществляется после завершения запланированных мероприятий и позитивных изменений в жизни подопечного.
Духовно-нравственное развитие, поддержка интеллектуального и творческого развития молодежи
Основной задачей отдела по делам молодежи, различных ведомств является реализация Краевой программы патриотического воспитания граждан Краснодарского края на 2002-2006 годы. Отдел по делам молодежи сотрудничает с Советом ветеранов, районным военным комиссариатом, Советом воинов-интернационалистов. Основными направлениями военно-патриотической работы являются встречи с ветеранами ВОВ, афганской и чеченской войн, уроки мужества, молодежные форумы, проведение соревнований, творческих конкурсов, приуроченных к памятным датам, торжественные митинги.
В апреле 2006 года отдел по делам молодежи принял участие в акции "Дорогами Славы", был составлен комплекс мероприятий, определен ряд задач в рамках проведения акции. Так силами 40 трудоустроенных подростков группы "риска" на территории 7 округов, были отремонтированы, восстановлены 19 памятников героям ВОВ, приведены в порядок воинские захоронения, находящиеся в горно-лесной части Абинского района. В окрестностях ст. Шапсугской Поисковой организацией "Юг", совместно с ОДМ, администрацией был установлен памятный знак летчикам самолета Пе-2 пикирующего врага, в виде крыла самолета с пробоиной в форме звезды. Тела трех героически погибших летчиков, били торжественно перезахоронены в Парке 30-летия Победы г. Абинска. В июле и августе проведены две экспедиции к памятникам, обелискам воинской истории и воинским захоронениям в трудно - доступных горных участках Абинского района, в которых принимали участие 36 старшеклассников и учащиеся ПУ. Их силами произведена окраска памятников и очистка прилежащей к ним территории.
Свободная и творческая личность молодого человека - это цель и смысл демократической системы воспитания, смысл работы молодежью в данном направлении в том, чтобы выявить, установить приоритеты творчества, использовать все возможности для предоставления свободной и действенной реализации творческого потенциала молодежи, так:
Составлен реестр новых направлений молодежной культуры; брейк-данс, рэп, рок, граффити, стрит-экстрим состоящий из 11 объединений, созданных в основном в Абинске. Планируется включение группы брейк-данса "ONE STEP" в объединенную общественную организацию Краснодарского края. Участники группы являются частыми гостями на фестивалях и конкурсах края. Данные направления пользуются популярностью у молодежи, особенно у подростков. Количество неформальных объединений растет. Отделом по делам молодежи ставятся задачи по регулированию из деятельности, чтобы стихийные объединения были подвержены социокультурным коррективам, молодежная субкультура должна иметь свое право на существование, но не на базе разрушения духовности душевного богатства личности, а как проявление здоровых, культурных потребностей, возможности, состоятельности. Одной из форм работы в данном направлении является проведение турниров интеллектуальной игры "Что? Где? Когда? ". Такие игры проводятся повсеместно, во всех округах района. Интересным является отношение молодых людей к ценностям культуры, их месту и роли в своей судьбе. Много интересных программ были представлены профтехучилищами в зональном туре краевого конкурса "Студенческая весна - 2006".
Организация площадок по месту жительства
Всего на территории муниципального образования Абинский район находится 56 площадок по месту жительства. Откры тию работы площадок по месту жительства предшествовала долгая работа, инвентаризация и уточнения паспортов 56 площадок. Для ремонта и восстановления площадок в период с 27.04.05г. по 26.05.05 года были трудоустроены 60 подростков, в том числе ребята из малообеспеченных семей, начислялась заработная плата за счет средств ОДМ по статье "Молодежная политика" Абинского центра занятости населения. Работа по благоустройству проведена на всех 56 площадках. В течение лета в округах района организована работа на 34 площадках по месту жительства, ежедневный охват подростков составил 800 человек.
Проведение массовых молодежных мероприятий.
В летний период были организованы следующие массовые мероприятия, в которых приняли участие около 8000 человек:
Открытие площадок по месту жительства "Здравствуй, Лето";
Праздничное мероприятие посвященное "Дню Защиты детей";
Праздничные мероприятия, приуроченные празднованию Дня Абинского района.
Профилактическое мероприятие, посвященное Дню Борьбы с наркоманией;
Торжественное празднование Дня Российской молодежи;
Соревнования по футболу среди дворовых команд на Кубок Губернатора;
Краевой туристический слет подростков "группы риска" "Через горы к морю";
Нетрадиционный фестиваль "Песни в лесу"
Отдел по делам молодежи так же принимает участие в заседаниях молодежных клубов по интересам "Виктория", "Милосердие", "Успех". Получает и распределяет Краевое финансирование на реализацию программ "Лидер 21 века". Деятельность этих организаций регулярно освещается на радио и в молодежной газете "Абинская линия".
В рамках реализации Краевой программы "Постскриптум" отделом по делам молодежи ведется работа со стоящими на учете 38 подростками, совместно с комиссией по делам несовершеннолетних.
Профилактика религиозного экстремизма в моложеной среде
Одной из острейших проблем всего Мирового Сообщества, Российской Федерации, Краснодарского края стал в последние годы религиозный экстремизм. Возраст участников его проявлений стремительно молодеет, все чаще в СМИ можно слышать сводки о резне на религиозной почве, скандальных карикатурах на религиозные темы, террористическом устранении мусульманами "неверных", все эти сводки постоянно будоражат мировую общественность и порой самым негативным образом оседают в умах молодежи.
В проекте Концепции профилактики религиозного экстремизма в молодежной среде Краснодарского края указано:
1.1. Обеспечение защиты физического и духовно-нравственного развития подростков и молодежи представляет собой важную сторону реализации государственной молодежной политики Краснодарского края, которая осуществляется с учетом этнокультурного и конфессионального многообразия народов, проживающих на территории края.
Определенной целью этой политики является сохранение стабильности межконфессиональных отношений, защита традиций и культуры, представленных на Кубани национальных групп, содействие обеспечению национальной безопасности в сфере духовной жизни общества в целом и молодежи в частности.
1.2. Достижение этой цели обеспечивается решением комплекса задач, в том числе:
Противодействие распространению в молодежной среде экстремистских религиозных идей и учений, новых нетрадиционных религиозных организаций, чья деятельность представляет угрозу общественной и личной безопасности.
Укрепление моральных, духовно-нравственных ценностей путем сохранения и защиты самобытности культурно-национальных традиций народов, проживающих на Кубани.
Формирование в молодежной среде толерантности, миролюбия и веротерпимости.
1.3. Методы реализации Концепции:
- проведение мероприятий, направленных на профилактику распространения экстремистских идей и учений, противодействие новым религиозным движениям, чья деятельность наносит ущерб или угрожает здоровью, нравственности, правам, законным интересам граждан, основам конституционного строя;
- поддержка и проведение научных исследований, обеспечивающих теоретическую основу реализации программных направлений Концепции. Контакты с религиозными организациями, культурно-национальными объединениями в социальной и благотворительной сфере;
- поддержка молодежных общественных организаций, созданных по национальному или религиозному признаку, чья деятельность направлена на сохранение самобытности культурно-национальных традиций народов.
- координация усилий органов государственной исполнительной власти, гражданского общества, религиозных организаций в сфере государственной молодежной политики по профилактике экстремистской деятельности в Краснодарском крае.
Свобода совести - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, основополагающее неотъемлемое право человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничение в других гражданских правах и свободах или их утрату. Свобода совести включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и достоинства других.
Религиозный экстремизм - социально-политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития, исходя из религиозно-правовых норм и догм. Как приверженность к крайним взглядам и действиям он проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий, либо жестоком противоборстве в рамках одной конфессии и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий.
В Федеральном законе "о противодействии экстремистской деятельности" дается определение таким понятиям как "экстремистская деятельность", "экстремистская организация", экстремистские материалы", но при этом правовое определение религиозного экстремизма в действующем законодательстве отсутствует. Учитывая геополитическое положение Краснодарского края, его этнополитическую и этноконфессиональную ситуацию, особую обеспокоенность вызывает возможность распространения нетрадиционного для России религиозно-политического направления в исламе - ваххабизма. Это направление при отсутствии профилактической работы с молодежью органов государственной исполнительной власти, общественных религиозных организаций может получить распространение в молодежной среде представляющей различные этнокофессиноальные группы. Согласно имеющимся данным, с середины 60-х до середины 90-х годов ХХв. численность фундаменталистских течений всех религиозных направлений возросла в три раза. В настоящее время почти четвертая часть всех террористических группировок преследует религиозные цели. Расширение религиозного экстремизма сопровождается резким увеличением числа террористических актов - более половины из 64319 случаев за период с 1970 по 19995. Молодежь в экстремистских организациях представлена подавляющим большинством - около 70-80%. А в конце 80-х в террористические движения включились подростки, например среди арабских и иранских групп от 12 до 15лет. Средний возраст террористов не превышает 20 лет, хотя лидеры несколько старше. Наряду с активизацией экстремистского крыла в исламском движении серьезную проблему представляет деятельность некоторых новых и нетрадиционных религиозных движений типа Аум Синрике или Ветви Давидовой, применяющих террористические методы. Необходимость профилактики распространения в молодежной среде края некоторых новых религиозных культов и движений обусловлена их активной миссионерской работой преимущественно с молодежью. Наряду с этим важно учитывать следующие виды угроз: активацию новых религиозных движений на территориях испытывающих негативные последствия этнополитической напряженности из-за своего приграничного положения с полиэтнически нестабильными регионами. Использование религиозного фактора в политических целях, что приводит к религиозному экстремизму и терроризму. Использование религиозной сферы личностями с авантюрными и криминальными наклонностями с целью незаконного обогащения и усиления своей власти, что делает отдельные религиозные образования опасными для личной и общественной безопасности.
Религиозный энтузиазм неофитов, особенно радикально проявляющийся у молодежи, что выражается в отказе от семьи, учебы, профессиональной карьеры, а также его крайние формы - кровавые жертвоприношения, самоубийства. Догматически обусловленное миссионерство помимо распространения Веры является одним из главных элементов территориальной и экзистенциальной экспансии. По материалам исследований молодежь в возрасте до 30 лет из числа последователей новых религиозных движений составляет в среднем от 50 до 90%.
На сегодняшний день молодежный экстремизм, по мнению многих исследователей, становится одной из острых социальных проблем, способной привести к серьезным политическим последствиям. Молодежный экстремизм обладает рядом особенностей отличающих его от экстремизма взрослых. Молодежный экстремизм, связанный с религиозными и национальными факторами представляется особенно опасным с учетом особенностей геополитического положения Краснодарского края. Потенциальная угроза, распространенная в молодежной среде края экстремистских религиозных идей и учений, ряда новых религиозных культов и движений, может способствовать возникновению конфликтов на межнациональной почве. В сфере реализации молодежной политики в крае управление по делам молодежи и воспитательной работе департамента образования и науки Краснодарского края не может брать на себя функции по решению вопросов, связанных с регистрацией государственно-конфессиональных отношений, регистрацией религиозных организаций, осуществлять контроль за их деятельностью. Но вместе с тем, деятельность управления по делам молодежи по профилактике религиозного экстремизма, противодействию негативному влиянию на молодежную среду ряда новых религиозных культов и движений зарубежного происхождения может стать одним из наиболее актуальных направлений в молодежной политике.
Рыбцова Л.Л. "Основы практики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних" учебное пособие для вузов Ф.А. Мусаевой - М.: Академический проспект, 2003г.
Мартынова М.С., Морозова О.В. "Беспризорность в России" //Социальный проспект, 2004г.
Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних Методическое пособие. - Н. 1999г Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних М.: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России, 2003"
Большой толковый психологический словарь М. Издательство ВЕНЕ АСТ, 2001г.
Хухлаева О.В. "Психология подростка" М. Академия, 2004г.
Психология и соционика межличностных отношений №4 (28) апрель 2005г.
Маклаков А.Г. "Общая психология" Издательство Питер 2004г.
"Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации" М., Юридическая литература, 1989г.
Сухарев А.Я. "Криминологическая практика: история и современность, Россия в третьем тысячелетии" изд. Питер 2001г. с.171
"Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель" М. 1997г. с.40-44
Герасимов С.И. "Организация криминологической профилактики в г. Москве" М. 2000г.
Криминология: учебное пособие Н.Ф. Кузнецовой и Ю.Н. Аргуновой М. 2001г. с.69-70
Забрянский Г.И. "Основы концепции государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних" Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних и защита их прав.М. 1997г.
"Профилактика правонарушений" М. 1979г.
"Проблемы правового регулирования безопасности личности, общества и государства в условиях современной России" Москва-Смоленск 2001 с.90-97 С.Я. Лебедев Дубовик О.Л. "Принятия решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений" М. 1977 с.57
Аванесов Г.А. "Криминология" 1984г. с.387-388
Вилкс А.Я. "Объекты профилактической защиты в деятельности уголовного розыска по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Пути совершенствования мер по предупреждению преступности" М. 1988г. с.93-95
Ветров Н.И. "Профилактика правонарушений среди молодежи" М. Юридическая литература 1980г.
"Правовые проблемы профилактики правонарушений" Труды Академии МВД 2005г.
М. Крутер "Профилактика преступлений молодежи" Уголовное право №4 2002г. с.114.
Бабаев М.М., Плешаков В.А. Теоретические и прикладные проблемы обеспечения криминологической безопасности Уголовная политика и проблема безопасности государства. - М., 1998, с.31.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |