39
Бузулукский педагогический колледж
Курсовая работа
На тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку»
Бузулук 2005 г.
Оглавление
Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков, методика их организации и проведения.
Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно - ориентированный подход.
Актуальность данной проблемы проявляется в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.
Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразователь-ного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностран-ного языка закладывает основы иноязыч-ной речевой деятельности, является допол-нительным средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка, со-вместно с изучением родного языка помо-гает лучше понять общечеловеческие спо-собы речевого общения, способствует воспи-танию чувств патриотизма, интернациона-лизма, нравственных качеств личности.
И это, разумеется, так, но названные на-правления не исчерпывают воспитывающих и развивающих возможностей данного учеб-ного предмета, а педагогические действия в этих направлениях на практике нередко носят формальный характер. Причина за-ключается в том, что деятельиостное обу-чение пока еще подменяется исполнитель-ским, воспитание является информирующим (его основным приемом остается сообще-ние готовых знаний), а развитие -- декла-ративным.
Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школь-ной программы наиболее полно раскрывают-ся в условиях деятельностного подхода. В этих условиях: а) ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятель-ности, то есть ее активным инициатором, деятелем и контролером; б) по мере взросле-ния учащиеся все более самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели; в) школьники выполняют учебные задания, имеющие четкий личностный смысл; г) на уроках осуществляется взаимодействие с учителем; д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельно-сти; е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.
Все эти положения в той или иной форме нашли отражение в упомянутой выше кон-цепции. Одобряя ее в целом, хотелось бы подробнее рассмотреть исходное положение этой концепции -- о развивающем обучении средствами иностранного языка, с тем чтобы содействовать его дальнейшей, более де-тальной разработке.
Главной целью развивающего обучения является формирование личностной активности школьника. Личностная активность обеспечивает активное отношение к зна-ниям,систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование. Такая активность называется личностной, по-скольку она ооусловлена психологическими особенностями личности -- актуальными потребностями, значимыми для ученика целями и мотивами, понятными смыслами, доминирующими отношениями.
Личностные психологические особенности не могут быть усвоены в виде знаний. Они становятся результатом самостоятельного включения учащихся в учебную деятельность и являются итогом деятельностной организации учебного процесса по иностранному языку. При такой организации средствами предмета иностранный язык развиваются индивидуальные особенности школьника, описываемые ниже.
На уроках иностранного языка форми-руются иноязычные речевые механизмы. В говорении и письме, чтении и аудирова-нии развиваются речевые автоматизмы, на-выки и умения, а также механизмы опере-жающего отражения высказывания, опера-тивной памяти, слухового и зрительного восприятия речи, смыслового структуриро-вания высказывания. Развитие этих меха-низмов положительно влияет на становление и совершенствование функций родной речи, дополнительно тренируя соответствующие структуры мозга. Улучшается работа слухо-и речемоторного анализатора, более точной и осознанной становится артикуляция.
Изучение иностранного языка способст-вует развитию познавательных функций психики учащихся. Тренируется мнемотех-ника, то есть разные приемы запоминания -- произвольные и непроизвольные, механиче-ские и логические, непосредственные и опосредованные (через опорные сигналы). Развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза: на материале языко-вых явлений школьники овладевают приема-ми аналитического расчленения целой грам-матической конструкции на части, синте-тической интеграции частей в целое. В ходе такой работы формируются языковые обоб-щения, выделяются языковые абстракции в виде знаков, схем и правил, то есть со-вершенствуется отвлеченное мышление. Коммуникативное обучение иностранному языку существенным образом обогащает-ся, если развивает абстрактное языковое мышление. Абстрагирование и обобщение могут следовать за речевой деятельностью в виде систематизации и языкового осмысле-ния речевого материала, а также могут предшествовать речевой деятельности, создавая ее лингвистическую ориентиро-вочную основу. Формируемая при этом системность мышления является еще одной стороной совершенствования позна вательных функций психики школьников, изучающих иностранный язык.
Развивающее воздействие иностранного языка на познавательные функции школь-ников заключается также и в том, что ра-бота над иноязычным высказыванием спо-собствует формированию логики мышления.
Логика мышления совершается в слове, и поэтому последовательность изложения, ин-формативность и полнота высказывания, взаимосвязь аргументов и следствий, пере-ход от данного к новому, построение ло-гически связанных диалогических единств, ситуативная обусловленность реплик поли-лога формируются в иноязычном высказы-вании.
Современный урок иностранного языка включает разнообразное ролевое общение школьников, широкое применение дискус-сионных приемов в виде обсуждения проблем, использование страноведческого материала, иллюстраций, фото-, кино- и те-лематериалов. Такое обучение развивает воображение учащихся.
Иностранный язык как предмет школь-ной программы содержит большие резервы для формирования филологического мышле-ния учащихся. Язык является важней-шим социальным явлением в окружающем школьника мире, средством национального и межнационального общения, внутренней и внешней деятельности, предметом изуче-ния, обучения и исследования. Интерес к филологии издавна сопутствует подлинной образованности, интеллигентности и куль-туре. На уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной работы могут быть созданы условия для развития интереса к истории изучаемого, языка, к его связи с другими языками мира и родным языком, к парадоксальным и заниматель-ным языковым явлениям, к афоризмам и их авторам, к лингвистическим загадкам, к «секретам» интерпретации художествен-ного текста, к языковым играм и другой познавательной деятельности. Уроки ино-странного языка могут, таким образом, фор-мировать интерес к филологическим явле-ниям.
Овладение иностранным языком расши-ряет фоновые знания школьников. Это по-нятие является частью привычного поня-тия «кругозор» и отличается тем, что вместо широкой и не всегда системной энцикло-педичности кругозора подразумевает ин-формированность в конкретных ситуациях общения. В таких ситуациях рассматривае-мые знания составляют интеллектуальный фон речевой деятельности. В фоновые зна-ния входят ключевые слова по обсуждаемой проблеме, систематизированные так, чтобы учащиеся могли достаточно свободно и ней ориентироваться. Необходимым компонен-том фоновых знаний является информация по проблеме общения, включающая факты и сведения, даты и цифры и т. п. В фоно-вых знаниях предусматриваются информа-ционные лакуны, то есть «белые пятна»; с помощью этого приема можно создать «информационное неравенство» у школьни-ков (и у них будет что сказать друг другу), а также организовать самостоятельный поиск информации. Работа с текстом, пе-риодической печатью и справочной литера-турой позволяет углубить фоновые знания школьников, учит их ориентироваться з по-токе информации, отбирать нужный мате-риал, расширяет кругозор, стимулирует ис-следовательскую деятельность учащихся в учебном процессе.
Изучение иностранного языка связано с накоплением разнообразной информации, и это развивает культуру умственного труда. Учащиеся пользуются комплектом учебных пособий и материалов, словарями, звуко-записывающей и телевизионной аппарату-рой, работают в компьютерных классах. Это позволяет им овладеть широким на-бором средств получения информации. В процессе изучения иностранного языка возникает необходимость постепенно на-капливать учебную информацию, вести соб-ственный словарик, собирать материал по обсуждаемым проблемам и темам, состав-лять тематический каталог фактов и сведе-ний, делать записи в виде краткого конспек-та, пользоваться дневником своих наблюде-ний, собирать папку иллюстраций. Куль-тура умственного труда повышается с постепенной компьютеризацией самостоятельного учения.
Важным показателем культуры умствен-ного труда является подготовка к реше-нию учебной задачи на уроке. Планиро-вание своего высказывания, составление опорных конспектов, подбор иллюстратив-ного материала повышают готовность школьников к интеллектуальной деятель-ности.
На уроках иностранного языка есть усло-вия для развития межличностного взаимо-действия школьников в общении. Умение правильно организовать свое общение яв-ляется признаком индивидуальной культу-ры. Данное умение недостаточно развито у детей: их непосредственные реакции не-редко являются «помехами» общения, за-трудняют межличностное взаимодействие и даже разрушают его. Несформированность такого взаимодействия особенно остро ощу-щается на уроках иностранного языка, где вместо общения школьники часто «доклады-вают» диалог.
Умения межличностного взаимодействия могут быть сформированы на уроках ино-странного языка, если эти уроки строятся как процесс непрерывного полилогического (с одновременным участием в слушании и говорении всех школьников учебной груп-пы) сотрудничества. В организованном речевом общении развивается умение слу-шать как главное условие совершенствова-ния межличностного взаимодействия. Раз-вивается также умение полезной в некото-рых случаях молчаливой реакции. Усваи-ваются речевые функции сообщения, выяс-нения, толкования, комментирования,контр-аргументирования, выражения отношения, добавления, указания, предположения и др. В специально организованных упражнениях тренируются скорость речи, интонация, тембр голоса, мимика, поза и жесты, рас-положение участников общения в межлич-ностном пространстве. Необходимы также упражнения социально-психологического тренинга, широко распространенные в ин-тенсивных курсах. В процессе выполнения этих упражнений воспитываются внимание друг к другу, взаимная уступчивость, стремление к совместным действиям, взаи-мовыручка, усваиваются правила этикета. Изучение иностранного языка способ-ствует осознанию общечеловеческих цен-ностей. Предметом изучения становятся материально - технические, социально - поли-тические, нравственно-этические и культур-но-исторические ценности стран изучаемого языка и родной страны. Формируются пред-ставления об актуальных проблемах со-циально-политической жизни, анализируются нравственно-этические традиции в обще-стве, вопросы современной морали, накапли-вается информация о памятниках истории и произведениях искусства, имеющих обще-человеческую ценность. Формируется ак-тивное и заинтересованное отношение к ду-ховной жизни людей разных стран, возни-кает уважение к национальным традициям разных народов, создаются условия, препят-ствующие появлению «образа врага» по на-циональному или государственному при-знаку.
Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства нацио-нальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других стран, школьники сравнивают получаемую информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть успехи своей страны и существующие проблемы, ценить преимущества социалистического строя, уважать традиции и обычаи своего народа, отстаивать национальное достоинство. Чув-ство национальной самобытности укрепляет-ся в связи с тем, что школьники готовятся рассказать иностранным гостям о своей стране: о ее истории, об интересных геогра-фических маршрутах, о научных достиже-ниях, о произведениях искусства, о тради-циях и обычаях.
Воспитание чувства национальной само-бытности связано также с повышенным вниманием к родному языку при изучении иностранного. На уроках есть условия для межъязыкового сравнения, выявления экс-прессивных возможностей родной и ино-язычной речи, воспитания уважения к рус-скому и другому национальному языку, на котором ведется преподавание. Таким образом возникает диалог культуры.
Знание иностранного языка есть резуль-тат большого личного труда учащегося. Процесс изучения иностранного языка спо-собствует развитию важных черт характера личности. Овладение иноязычной речью помогает формировать целеустремленность школьников. Упражнения в иноязычной речевой деятельности развивают терпение. Преодоление трудностей формирует настой-чивость. Развиваются усидчивость, аккурат-ность, самостоятельность и другие черты характера. Это обусловлено спецификой учебной деятельности по иностранному язы-ку: ее отличают длительность процесса, отдаленность конечной цели и результата, повышенная сложность речемыслительной деятельности, необходимость регулярных упражнений, полная взаимозависимость всех этапов обучения, безусловная необхо-димость самостоятельной учебной работы. Изучение иностранного языка способ-ствует периодической смене ведущей дея-тельности учащихся -- важной характерной особенности возрастных периодов развития личности. В дошкольном возрасте занятия иностранным языком способствуют разви-тию игровых форм общения детей, что является важным этапом становления их познавательной деятельности. В младшем школьном возрасте вместе с опорой на игровые формы организации урока создают-ся предпосылки для развития отвлеченного языкового мышления школьников: язык осознается как предмет изучения, учебная деятельность постепенно становится веду-щей. Уже в этот период изучение ино-странного языка способствует развитию специфической ведущей деятельности под-росткового возраста -- межличностного об-щения. Эта деятельность наиболее полно реализуется в среднем школьном возрасте. Овладевая межличностным общением, под-ростки одновременно знакомятся с культур-ными и нравственными ценностями, говорят о своем месте в жизни, думают об идеале. Таким образом готовится переход к ведущей деятельности юношеского возраста -- со-циальному самоутверждению. В этот период учебная работа по иностранному языку может быть профессионально направленной, готовящей школьников к ведущей деятель-ности взрослого человека -- профессиональ-ному труду.
Содержание ведущей деятельности не является раз и навсегда установленным. Оно зависит от психофизиологического созревания, общественных традиций воспи-тания, способов обучения. Иностранный язык как предмет школьной программы может не только отражать содержание ведущей деятельности и следовать за ней, но и идти впереди достигнутого уровня развития, быть действенным фактором, влияющим на смену возрастных периодов в совокупности со всем содержанием социального обучения.
Изучение иностранного языка является важным средством подготовки учащихся к практической деятельности. Практическая направленность преподавания есть основное условие появления смысла учебной деятель-ности, понимаемого и принимаемого школь-никами. Диапазон учебно-практических целей достаточно широк и необязательно связан с узкопрофессиональной подготов-кой. Главное -- научить школьников ориен-тироваться в типичных ситуациях общения, в печатной и музыкальной продукции страны изучаемого языка, в реалиях своей стра-ны, в реалиях страны изучаемого ярыка, в специальной литературе по профессио-нальным интересам, в типичных профессио-нальных ситуациях, в произведениях ис-кусства, в филологических явлениях. Ориен-тировочная деятельность с опорой на ино-странную речь составляет главную цель практической подготовки учащихся по ино-странному языку. Эта деятельность вклю-чает восприятие ситуации, осознание проб-лемы общения, выбор коммуникативной цели, поиск решения проблемы в общении, достижение коммуникативной цели и резуль-тата. Результат общения является основным показателем готовности учащихся к практи-ческой деятельности средствами иностран-ного языка.
Практические ситуации могут быть весь-ма разнообразными и по степени их трудно-сти: от чтения и слушания с пониманием объявлений, реклам, заголовков, изложения несложных просьб и формулировки кратких ответов до перевода описания технического устройства, небольшого реферата по спе-циальной статье, самостоятельных высказы-ваний о произведениях искусства, началь-ного филологического анализа. Эти цели могут быть реализованы в разных формах практической деятельности: в межлично-стном общении, в деятельности по интере-сам, в поведении в быту, в профессиональ-ной деятельности, в непрерывном образова-нии и др.
На уроках иностранного языка есть усло-вия для развития индивидуальных учебных способностей школьников. Языковые спо-собности учащихся проявляются не только в быстроте, легкости и прочности овла-дения учебным материалом, но и в предпо-читаемых и наиболее успешно осуществляе-мых школьниками формах учебной деятель-ности. Так, учащиеся с низким уровнем обучаемости по иностранному языку предпо-читают репродуктивные задания, например пересказ заранее выученного текста; сред-ний уровень обучаемости позволяет ребятам сочетать заученное с элементами самостоя-тельного высказывания; достаточная обу-чаемость проявляется в том, что дети о; отно выполняют задания, требующие самостоя-тельности; в случаях повышенного уровня обучаемости по иностранному языку уча-щиеся сопротивляются репродуктивным формам работы и предпочитают творческую самостоятельность.
Правильно организованное обучение предусматривает не только учет, но и разви-тие индивидуальных учебных способностей школьников благодаря использованию твор-ческих приемов учебной работы. Такие при-
емы позволяет.идти впереди имеющегося уровня развития способностей учащихся и целенаправленно формировать навыки твор-ческой речемыслительной деятельности. Итак, на уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной учебной рабо-ты имеются резервы для развития личност-ных свойств школьника. Причем это разви-тие носит системный характер, выражаю-щийся в том, что одни свойства подкреп-ляются другими, зависят от них (например: формирование иноязычных речевых меха-низмов является основой развития позна-вательных функций психики; абстрактное мышление и филологическое мышление взаимосвязаны между собой; культура ум-ственного труда необходима для эффектив-ного накопления фоновых знаний; межлич-ностное взаимодействие есть реальное про-явление общечеловеческих гуманистических ценностей в первичном коллективе; осозна-ние общечеловеческих ценностей наполняет более широким содержанием чувство нацио-нальной самобытности; развитие важных черт характера, поэтапная смена ведущей деятельности, становление индивидуальных учебных способностей необходимы для по-степенной подготовки учащихся к практи-ческой деятельности) и в своей совокуп-ности дают новый уровень развития лич-ности школьника.
Развитие учащихся в процессе изучения иностранного языка зависит от ряда усло-вий. Определяющее влияние оказывает лич-ность учителя как организатора учебно-воспитательного процесса по предмету. От педагогического призвания, позиции и на-правленности личности учителя зависят его творчество, организация деятельности, си-стема субъективных отношений и в конечном итоге результат развивающего обучения. Эффективность развивающего обучения зависит также от того, насколько научно обоснованной является методическая орга-низация учебно-воспитательной работы, то есть в какой мере учитываются психологи-ческие закономерности становления речевой деятельности, какой вид речевой деятельно-сти берется за основу обучения, в соответ-ствии с какими принципами организуется деятельность учителя и учащихся, какие используются методические приемы обуче-ния. Методические приемы обучения (и это отмечается в рассматриваемой нами концеп-ции) составляют технологию деятельности учителя, и от их развивающих возможно-стей зависят итоги обучения иностранному языку как предмету школьной программы.
Развивающее обучение средствами ино-странного языка может быть реализовано, если глубоко изучаются и учитываются индивидуально-психологические особенно-сти усвоения содержания обучения школь-никами. Особое значение имеют языковые способности учащихся в сочетании с дру-гими психологическими условиями, влияю-щими на уровень обучаемости школьников по иностранному языку. Психологический анализ позволяет не только определить направление, содержание и формы работы, но и оценить результаты развивающего обучения средствами иностранного языка. Все вышеизложенное убеждает нас в том, что иностранный язык как предмет школь-ной программы может быть действенным фактором всестороннего развития личности школьника. Однако для этого требуется глубокая перестройка профессиональной подготовки учителя, поиск и внедрение в школьную практику психологически адек-ватных методических приемов учебно-вос-питательной работы по предмету. Важно также использовать возможности школьной психологической службы для диагностики, научной организации и оценки итогов раз-вивающего обучения школьников средства-ми иностранного языка (как, впрочем, и дру-гих предметов школьной программы).
Allе Btfragten (%) |
Minntr (%) |
Frauen (%) |
||
Schwimmen |
49 |
49 |
49 |
|
Wandern |
44 |
42 |
46 |
|
Radfahren |
32 |
30 |
34 |
|
Federball |
24 |
20 |
28 |
|
Gymnastik Tischtennis |
1614 |
1016 |
2211 |
|
Skilauf |
9 |
11 |
8 |
|
FuBlball |
9 |
18 |
- |
|
При желании они могут провести анало-гичные исследования в своем классе и тоже составить таблицу.
Учащимся, легко «ступающим в контакт с окружающими и имеющим низкий уровень обученностн по иностранному языку, можно предложить подобрать запись какого-либо немецкого певца, музыкального ансамбля и передать по-русски содержание исполняе-мой ими песни; описать своим товарищам карикатуры по какой-либо теме и т. д. Об-щий интерес вызывает также работа с пси-хологическими тестами, так как старшим школьникам свойственно стремление по-знать себя.
В результате такого деления учащихся на группы создается поле деятельности для самых разных по уровню подготовки учени-ков, что приносит каждому из них чувство удовлетворения от урока и позволяет с ра-достью ожидать следующего. Причем необ-ходимо постепенно усложнять задания, пом-ня о главном требовании дидактики -- раз-вивать ученика средствами данного конкрет-ного предмета.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |