2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра общей педагогики и истории образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Культура педагогического труда»
Выполнила: студентка 133 гр.
филологического факультета
Сибгатова С.И.
Проверила: к.п.н.; доцент
Хабибуллина Л.К.
Набережные Челны - 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ …..………………………………………..……………....5
1.1. Особенности культуры педагогической деятельности ……………..5
1.2. Структура педагогической культуры ………………………...……...9
1.3. Профессионально обусловленные требования к культуре педагога………………………………………………………………
Третий этап -- это этап саморе-ализации. Индивидуальность педагога становится фактором его жизни и деятельности. О нем можно сказать: «Он -- учи-тель, этим и интересен». Инди-видуальность проявляется в от-крытости проблемам, в мудрос-ти, в постоянной творческой не-удовлетворенности. Субъектив-но такой учитель переживает свою деятельность как свободу внутренних возможностей, зная, какие проблемы ему предстоит решать, в чем совершенствовать-ся, обладая волей к изменениям и поиску. Вот отрывки из бесед с учителями -- участниками
К сожалению, и наши исследо-вания, и весь опыт создания и реализации индивидуальных пе-дагогических концепций свиде-тельствуют: чаще всего содержа-ние третьего этапа -- это борь-ба как на внутриобразовательном, так и социальном уровнях. Отстаивание цельности педаго-гических воззрений, «самости», неотделимых от творческой ин-дивидуальности педагога, -- свидетельства их личной значи-мости для учителя. Истинную оценку любому новому дает время. А.С. Макаренко в прак--тическом отношении проиграл личную битву с «педагогичес-ким Олимпом», вынесшим при-говор: «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская», но он по-нимал, что в стратегическом отношении дело его жизни выиграно, борьбу за свое «пе-дагогическое видение»І он вел до последнего вздоха. Давно уже никто не помнит имен тех,
кто уничтожал систему А.С. Макаренко, но его творческая инди-видуальность, воплощенная в воспитанниках, в книгах, в тео-рии, доказала свою значимость и ценность для педагогики, со-циальной психологии, она и по-ныне вдохновляет педагогов на творческий поиск. На этом этапе идет и процесс педагогической социализации -- формирование профессио-нального мастерства. Прак-тически все работы, посвящен-ные повышению профессио-нальной компетентности, мас-терства и т. д., -- это работы по социализации педагога. Социа-лизация и индивидуализация - взаимообусловливающие друг друга процессы: без становления профессионала не может сфор-мироваться и полностью про-явиться творческая индивиду-альность, без творческой инди-видуальности становление про-фессионализма односторонне, ущербно, не наполнено жизнью. На практике, однако, встречают-ся случаи, когда личность педа-гога «разорвана», индивидуали-зация и социализация проявля-ются по отдельности. Грамот-ный, безупречно выполняющий все профессиональные действия, успешно обучающий, но неинте-ресный, никак не проявляющий индивидуальность педагог -- не редкость. «Беспородные», -- грубовато, но точно говорил о них В.Н. Сорока-Росинский. И, наоборот, оригинальный и та-лантливый во многом, но не умеющий выполнять
--------------------
№ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. - 2004. - №1. - С. 201
І Там же, стр. 201
самые про-стые педагогические операции учитель также встречается в практике.
Итак, индивидуальность и культура про-фессионализма -- две «равновес-ные» стороны личности педаго-га, одинаково важные для ус-пешной деятельности. Опасно готовить и оценивать педагога только по одному из этих ка-честв. Между тем, если социализация педагога хоть как-то обеспечивается при подготовке в вузе и в практической деятель-ности, то его индивидуализа-ция протекает стихийно, она еще не стала объектом внимания ни руководителей школ, ни в педагогическом вузе.
2.3. Тестирование педагога на определение уровня
педагогической культуры
Можно ли определить творчес-кую индивидуальность как процесс культуры педагогического труда? Я убеждена, что от-ветить на такой вопрос одно-значно просто невозможно. Лю-бые суждения здесь будут отно-сительными. Поэтому предлага-емые ниже вопросы -- только попытка определить, насколько творческая индивидуаль-ность педагога сформировалась и прояв-ляется.№
Ответьте на предложенные Вам вопросы следующим образом:
- Да;
- В определенной мере;
- Нет.
1. Часто ли Вам удается отстаи-вать свою идею, преодолевая сопротивление недоброжелателей и напор обстоятельств?
2. Сможете ли Вы подробно описать себя таким, каким хоте-ли бы быть?
3. Хорошо ли Вам знакомо чувство открытия («ага, вот в чем дело!», «я понял!», «вот как надо!»)?
4. Верите ли Вы в то, что обладаете значительным личностным потенциалом, с помощью которо-го Вы вполне в силах изменять окружающий мир?
5. Называли ли Ваши знакомые независимо друг от друга одну и ту же черту Вашего характера, темперамента, нравственные или эстетические принципы и т.п., ко-торые выделяют Вас среди осталь-ных, ярко Вас характеризуют?
6. Есть ли у Вас идея, касающа-яся Ваших занятий (работы, учебы, хобби), которую Вам очень хочется реализовать?
7.Часто ли, выполняя какую-либо работу, Вы увлекаетесь и делаете
не только больше того, что заду-мали, но и совершенно другое?
8. Есть ли у Вас выработанные самостоятельно принципы, нару-шение которых для Вас пред-ставляется совершенно невоз-можным?
9. Часто ли знакомые, друзья, коллеги обращаются к Вам за помощью, когда нужно приду-мать что-нибудь оригинальное?
10. Есть ли у Вас хобби, в котором Вы достигли высокого уровня?
11. Как Вы считаете: окружаю-щий мир таинствен, загадочен?
12. Часто ли Вам удается успеш-но оказывать убеждающее влияние на других людей, вовлекая их в реализацию своих идей, изменяя их представления?
13. Долго ли Вы помните те идеи, задумки, которые не удалось реализовать?
14. Как Вы считаете, будут ли в Вашей судьбе крутые повороты?
15. Доставляет ли Вам удоволь-ствие фантазирование, мыслен-ная игра с различными элементами, идеями, нахождение способов их взаимопревращения, нахождение сложного и неразрешимого в, казалось бы, оче-видном, выдвижение экстравагантных и невероятных гипотез?
------------------
№ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. - 2004. - №1. - С. 201
16. Верите ли Вы в высший, духовный смысл жизни?
17. Можете ли Вы назвать совершенные Вами дела (вещи, произведения, технические изобретения, конструкции и т. п.), в которые Вы вложили душу и которые можно связать с Вашим именем?
18. Интересуетесь ли Вы обсто-ятельствами жизни выдающихся людей (читаете специаль-но литературу, смотрите филь-мы и др.)?
19.Есть ли у Вас собственные те-ории, объясняющие какие-либо
процессы, явления и др., в той области, которой Вы занимаетесь?
20. Вы точно знаете, чего хотите от жизни?
Подсчитаем результат. За каждый ответ «да» поставьте себе 5 баллов, за ответ «в определен-ной мере» -- 2 балла, «нет» -- 0 баллов.
Ш 0 баллов: нечего и думать, что творческая индивидуаль-ность в Вас проснулась. Были ли Вы откровенны?
Ш 1-20 баллов: Вы что-то стремитесь делать, но то ли, что нужно? Не пора ли встряхнуться?
Ш 21-40 баллов: Ваш творчес-кий потенциал начинает прояв-ляться, но достаточно ли этого?
Ш 41-60 баллов: Вы -- чело-век творческий, не стоит ли за-думать какое-нибудь великое дело?
Ш 61-80 баллов: Ваша творче-ская индивидуальность уже вполне заметна, надо увеличить усилия в самосовершенствова-нии, стряхнуть остатки неуве-ренности.
Ш 81--100 баллов: Браво! Вы -- ярко выраженная творческая индивидуальность!
2.4. Проявление творческих умений учителя в играх
Взаимодействие учителя и учеников во время игр требу-ет умений особого рода: создавать общий фон для проявления творчества устанавли-вать психологический контакт, рефлексия творческой индивидуальности и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного общения, выстраивать гармонич-ные межличностные отношения. Все это относится к умениям творческим. Они нуждаются в систематическом осмыслении, самопознании (рефлексии) и развитии. Наиболее эффективно коммуникативные умения раз-виваются у людей с адекватной самоооценкой, чувствующих от-ветственность за результаты своей деятельности, обладаю-щих гибким восприятием. Такие люди способны видеть мир гла-зами других, разделять пережи-вания, чувствовать настроение собеседника.№
С помощью упраж-нений и игр развиваются у пе-дагогов адекватная самооцен-ка, гибкость восприятия, эмпатия, позитивный настрой, вооб-ражение, умение слушать собе-седника.
На школь-ных семинарах вы сможете ор-ганизовать подобные занятия и тем самым повысить творческую культуру.
Игра «Чудодейственный во-прос». Цель игры: создать мотивацию развития новых, полезных в пе-дагогической деятельности воз-можностей личности, совершен-ствовать имеющиеся. Участники игры садятся в круг, ведущий -- среди них. 1-я часть. Ведущий: «Поговорим о том, какие ученики нравятся вам больше всего? Что вы о них можете сказать? Работая с каки-ми учениками, вы особенно до-вольны?»
Участники игры называют каче-ства ребят, которые их привле-кают, например: трудолюбие, вежливость, ум и т. д. Ведущий внимательно слушает, эмоцио-нально поддерживает, повторяет некоторые из названных качеств. Затем он говорит: «Очень интересные люди -- эти учащи-еся, которые вам нравятся. А как они выглядят? Какие у них гла-за? Лица? Какая осанка? Как они говорят? Как смеются? Ка-кое настроение характерно для
--------------------
№ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. - 2004. - №1. - С. 208
них? Как они дышат? Как дви-гаются?»
Эти вопросы многих участников игры приводят в замешательст-во: учителя зачастую «не видят» ребят, очень мало знают об их человеческих качествах. По су-ществу, учителей интересуют только ответы детей, их успевае-мость. Отвечая на вопросы веду-щего, они с трудом вспоминают, как ребята выглядят, какая у них осанка, как они смеются. Но даже если участники не дадут полного ответа, игра все равно принесет пользу: заставит ду-мать об этом, внимательнее от-носиться к ученикам. Очень по-лезно привлечь к таким заняти-ям школьного психолога. Когда большинство участников присоединились к игре, когда даны в основном ответы на во-просы, ведущий благодарит всех и переходит ко второй части уп-ражнения.
2-я часть. Ведущий: «Давайте немного пофантазируем. Пред-ставьте себе, что сегодня ночью сверкнула молния, грянул гром и... произошло чудо! Все наши учащиеся стали такими, какими мы видели, слышали, чувствова-ли их только что в нашем вооб-ражении. Что вы делали бы по-другому? Если бы на ваших уроках находилась скрытая ви-деокамера, что бы она в вашем поведении заметила?» (Ведущий внимательно слушает ответы, одобряет их кивком, улыбкой, детализирует изменения с помо-щью вопросов: «Какими будут ваши движения? Появятся ли в вашей речи новые слова? Ка-кие? Каким будет ваш голос? Тон? Как вы будете выглядеть?»
Когда изме-нений названо достаточно, веду-щий спрашивает: «Случается такое уже сейчас? Можно ли сделать так, чтобы такое ва-ше поведение стало привыч-ным?» Ведущий слушает вы-сказывания участников, затем просит желающих поделиться впечатлениями от игры: «Была ли игра полезна? Какие от-крытия для себя сегодня вы сделали?»
Чтобы цель игры была достигну-та, ведущему необходимо быть очень внимательным к эмоцио-нальным состояниям участни-ков, применять эмпатическое слушание и понимание, его речь должна быть четкой и вырази-тельной. Наш опыт позволяет го-ворить о том, что участие педа-гога в таком диалоге развивает мотивацию к изменениям, наст-раивает на активное участие в последующих упражнениях. В основе игры -- направленность в будущее, позитивный настрой, позитивные намерения, детали-зация, умножение конкретных конструктивных действий, а так-же использование зрительной, слуховой и эмоциональной па-мяти. Используя все это, можно смоделировать разные ситуации. Очень продуктивно применять такие игры в индивидуальной работе с неуспевающими школь-никами, с разочарованными в чем-то людьми и с теми, у кото-рых низкий уровень притязаний.
Имитационно-моделирующая игра «Случаи из педагогичес-кой практики». Цель ее -- интегрирование ма-териала, изученного в курсе, формирование коммуникатив-ных умений высокого уровня (умелая деятельность). Слушатели выполняют такие ро-ли: эксперт, педагог, учащийся. Экспертов трое, их выбирают от-крытым голосованием, они полу-чают устные инструкции и экс-пертные листы. Остальные уча-стники игры разбиваются на па-ры, каждая из которых по очере-ди работает в «круглом аквариу-ме» (пара работает, а остальные участники группы наблюдают, готовятся задавать вопросы, вно-сить предложения по представ-ленному случаю). «Учащийся» получает роль, «пе-дагог» -- описание ситуации. Роль представляет собой крат-кую характеристику психологи-ческих особенностей учащегося: возраст, пол, доминирующие по-требности и мотивы деятельнос-ти, интраверсия -- экстраверсия, эмоциональная стабильность -- нейротизм, эмоциональная на-правленность личности, страте-гии поведения в сложной ситуа-ции общения, типичные эмоцио-нальные реакции, гибкость вос-приятия, восприятие времени, умение формулировать цель в позитивных категориях. Описа-ние ситуации может быть крат-ким: время, место, что происхо-дит. «Педагог» играет самого се-бя. Время взаимодействия игра-ющей пары: 5--7 мин. Затем оно прерывается, и «педагог» анализирует свою работу, подводит ее итоги по плану: результаты экспресс-диагностики, формулировка проблемы, формулировка цели педагогического взаимодействия, использованные методы взаи-модействия. №
Затем работу пары обсуждает группа. Экспертная комиссия вы-ставляет и аргументирует оцен-ки.
Затем работает следующая пара. Руководитель игры обеспечивает поддержку творческого духа уча-стников, комфортный психологи-ческий климат, конструктивное обсуждение. Для этого перед иг-рой проводится разминка, исполь-зуются музыкальные и танцеваль-ные паузы, юмор, подбираются разнообразные, нестандартные ситуации в качестве материала для игры. В конце занятия экс-пертная комиссия подводит общие итоги, а руководитель анализиру-ет и отмечает работу экспертов. Желательно проводить эту игру в конце изучения курса, но не на по-следнем занятии, чтобы хватило времени на групповую и индиви-дуальную работу со слушателя-ми, у которых выявляются про-белы в знаниях, а умения недо-статочно сформированы.
--------------------
№ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. - 2004. - №1. - С. 208
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогический труд -- это вид профессиональной де-ятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, уча-щихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалифика-ции, учреждений дополнительного образования и т.д.).
Особо можно выделить точку зрения, касающуюся проблемы педагогических способностей. Педагогическая деятельность обладает большим творческим потенциалом, поэтому в ее осуществлении так важны
специальные способности. В "Российской педагогической энциклопедии" говорится, что для овладения педагогической деятельностью "оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и
качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность личности". Это говорит о том, что человек, не имеющий способностей к общению с людьми, организаторских, коммуникативных, одним
словом, способностей к педагогической деятельности, не сможет стать настоящим профессионалом.
Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура.
Педагогическая культура преподавателя предполагает возрож-дение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Феномен культу-ры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих. Педагогическую культуру можно рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры.
Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Что же входит в содержание общей культуры педагога? Это, прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - истины, любви, добра, красоты, свободы и т.д. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т.е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач.
Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1953. - С. 72.
2. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. Т. 3. - С. 56.
3. Введение в специальность / Под ред. Л. И. Рувинского. - М., 1988.
4. Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.
5. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993.
6. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
7. Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986.
8. Зязюна И. А. Основы педагогического мастерства. - М., 1989.
9. Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. - 2004. - №1. - С. 197-207
10. Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 1995.
11. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993.
12. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. - Белгород; М., 1999.
13. Кан-Калик В. А., Никандров К Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
14. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М., 2001.
15. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1997.
16. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Зязюна. - М., 1989.
17. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2000.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |