94
79
Факультет педагогики и методики начального образования
Допустить к защите
Зав. кафедрой
«_____»______________2009
В связи с изменением целей начального образования произошло обновление содержания и методов преподавания во всех образовательных областях. В условиях гибкой, вариативной образовательной политики повышается значимость индивидуальных заданий в обучении на уроках «Окружающий мир».
В психолого-педагогической литературе индивидуальные задания рассматриваются как: средство повышения эффективности обучения, средство развития их познавательной активности и самостоятельности сочетание организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы младших школьников (Е.С. Рабунский, А.А. Бударный, И. Унт).
Так, в своих работах Е.С. Рабунский рассматривал индивидуальные задания, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению.
Исходной точкой А.А. Бударного была специфичная методика урока. Учет особенностей каждого, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей. Опирается на такие психологические особенности: обучаемость, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения знаний; работоспособность.
И. Унт также занималась исследованием эффективности индивидуализации учебной работы. Основным объектом исследования была индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы младших школьников.
Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.
Признавая бесспорную ценность научных трудов перечисленных авторов, приходится констатировать, что отдельные работы не предусматривают методику разработок индивидуальных заданий
Индивидуальные задания - особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Индивидуальные задания младших школьников создают благоприятные условия для углубления знаний, приучают к самостоятельности, к преодолению трудностей, учат планировать время, воспитывают чувство ответственности, инициативу и активность школьника, способствуют развитию способностей и интереса к обучению.
Учебный материал служит основой для разработки вариативных программ, создает широкие возможности для использования в учебном процессе различных новаторских методологических подходов. Однако, пользоваться каким нибудь одним учебным пособием недостаточно, так как мало заданий для самостоятельной работы, поэтому учителю придется восполнять этот пробел при помощи других учебных пособий. Это сделает урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повысит качество знаний младших школьников, т.к. будет способствовать развитию интереса к учебной деятельности.
Актуальность исследования обуславливается тем, что имеется противоречие между необходимостью использования индивидуальных заданий на уроках окружающий мир с целью повышения качества знаний младших школьников, с одной стороны, и малыми методическими разработками индивидуальных заданий в предлагаемых курсах по «Окружающему миру», с другой стороны. Проблема исследования заключается в возможности использования новаторских методологических подходов при разработке индивидуальных заданий для повышения качества знаний младших школьников.
Цель исследования: теоретически изучить данную проблему и практически обосновать эффективность индивидуальных заданий на уроках окружающий мир, как средство повышения качества знаний младших школьников.
Объект исследования: организация индивидуальных заданий на уроках окружающий мир.
Предмет исследования: уроки «Окружающий мир»
Задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической и другой литературы с целью:
- дать понятие образовательному компоненту «Окружающий мир» в современной четырехлетней начальной школе;
- выявить значение индивидуального подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников
2) определить методологическую основу индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир» для повышения качества знаний младших школьников
3) разработать комплекс индивидуальных заданий на уроках окружающий мир для повышения качества знаний младших школьников
4) дать оценку эффективности предлагаемых индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир» для повышения качества знаний младших школьников
Гипотеза исследования: качество повышения знаний младших школьников будет выше, если:
1) индивидуальные задания по модульному принципу, т.е. выбирая из разных учебных пособий.
2)индивидуальные задания использовать разноуровневого содержания, с учетом психолого-педагогических особенностей
Методы исследования: аналитический и педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий и итоговый. В эксперименте использованы методики: тестирование, анкетирование, опрос наблюдения, математическая обработка и интерпретация результатов.
База исследования: средняя школа МОУ с. Восточное Октябрьского района, младшие школьники, ученики 3-го класса, в количестве 17 человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась с полного согласия родителей и в период с 1 сентября по 31 декабря 2009 года.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы могут применяться при разработке методологических пособий по окружающему миру для разработок индивидуальных заданий, не только как средство повышения качества знаний младших школьников, но для развития внимания, памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения.
94
79
Методы обучения |
||
1 |
Словесные - рассказ, беседа, инструктаж, работа с книгой + дополнительная литература (художественная, научно-популярная, справочная) |
|
2 |
Группа наглядных методов - работа с картинами, рисунками учебника. |
|
3 |
Практические - наблюдения, опыты, эксперименты. |
|
4 |
Игровые - дидактические, имитационные, театрализация. |
|
5 |
Методический активиз - моделирование, творческие работы младших школьников (написание сочинений, рисование, лепка). |
|
Формы обучения |
||
1 |
Уроки, которые должны проходить вне школы (в природе, музее, выставке, библиотеке, предприятии) - дискуссия по проведенным урокам в классе. |
|
2 |
Уроки в классе, где основной вид деятельности - дискуссия. |
|
№ |
Имя, Фамилия |
Средний балл |
Уровеньпознавательной самостоятельности |
|
1 |
Диана Б. |
5,0 |
Высокий |
|
2 |
Ксения Г. |
3,9 |
Средний |
|
3 |
Маша Е. |
4,8 |
Высокий |
|
4 |
Ира Ф. |
4,2 |
Высокий |
|
5 |
Тимур К. |
2,9 |
Низкий |
|
6 |
Миша Г. |
3,9 |
Средний |
|
7 |
Саша Г. |
3,2 |
Средний |
|
8 |
Илья П. |
2,9 |
Низкий |
|
9 |
Валя З. |
3,5 |
Средний |
|
10 |
Дима К. |
2,4 |
Низкий |
|
11 |
Олеся К. |
4,2 |
Высокий |
|
12 |
Катя Р. |
3,4 |
Средний |
|
13 |
Юлия К. |
4,2 |
Высокий |
|
14 |
Витя Ф. |
3,6 |
Средний |
|
15 |
Коля Г. |
2,4 |
Низкий |
|
16 |
Лариса П. |
3,5 |
Средний |
|
17 |
Роман П. |
3,9 |
Средний |
|
Общий уровень по классу |
3,6 |
Средний |
||
№№ |
Имя, Ф. |
Средний балл |
Уровень успеваемости |
|
1 |
Диана Б. |
4,4 |
Высокий |
|
2 |
Ксения Г. |
3,2 |
Средний |
|
3 |
Маша Е. |
4,2 |
Высокий |
|
4 |
Ира Ф. |
4,1 |
Высокий |
|
5 |
Тимур К. |
2,6 |
Низкий |
|
6 |
Миша Г. |
3,3 |
Средний |
|
7 |
Саша Г. |
3,4 |
Средний |
|
8 |
Илья П. |
3,2 |
Средний |
|
9 |
Валя З. |
3,5 |
Средний |
|
10 |
Дима К. |
2,4 |
Низкий |
|
11 |
Олеся К. |
4,8 |
Высокий |
|
12 |
Катя Р. |
3,4 |
Средний |
|
13 |
Юлия К. |
4,5 |
Высокий |
|
14 |
Витя Ф. |
3,4 |
Средний |
|
15 |
Коля Г. |
2,6 |
Низкий |
|
16 |
Лариса П. |
3,6 |
Средний |
|
17 |
Роман П. |
3,4 |
Средний |
|
Общий уровень по классу |
3,5 |
Средний |
||
№№ |
Имя, Ф. |
Средний балл |
Уровень усвоениязнаний |
|
1 |
Диана Б. |
4,5 |
Высокий |
|
2 |
Ксения Г. |
3,5 |
Средний |
|
3 |
Маша Е. |
4,3 |
Высокий |
|
4 |
Ира Ф. |
4,3 |
Высокий |
|
5 |
Тимур К. |
2,5 |
Низкий |
|
6 |
Миша Г. |
3,3 |
Средний |
|
7 |
Саша Г. |
3,2 |
Средний |
|
8 |
Илья П. |
2,7 |
Низкий |
|
9 |
Валя З. |
3,2 |
Средний |
|
10 |
Дима К. |
2,6 |
Низкий |
|
11 |
Олеся К. |
4,4 |
Высокий |
|
12 |
Катя Р. |
3,4 |
Средний |
|
13 |
Юлия К. |
4,3 |
Высокий |
|
14 |
Витя Ф. |
3,1 |
Средний |
|
15 |
Коля Г. |
2,4 |
Низкий |
|
16 |
Лариса П. |
3,5 |
Средний |
|
17 |
Роман П. |
3,1 |
Средний |
|
Общий уровень по классу |
3,4 |
Средний |
||
Отношение к предмету |
|||
1 |
Данный предмет просто интересен. |
||
2 |
Нравится, как преподает учитель. |
||
3 |
Предмет нужно знать всем. |
||
4 |
Предмет легко усваивается. |
||
5 |
Предмет заставляет думать. |
||
6 |
Требует наблюдательности, сообразительности. |
||
7 |
Предмет занимательный. |
||
8 |
Интересны отдельные уроки |
||
9 |
Хорошие отношения с учителем. |
||
10 |
Учитель часто хвалит. |
||
11 |
Учитель интересно объясняет. |
||
12 |
Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире. |
||
13 |
Данный предмет не интересен. |
||
14 |
Не нравится, как преподает учитель. |
||
15 |
Предмет не обязательно знать всем. |
||
16 |
Предмет трудно усваивается. |
||
17 |
Предмет не заставляет думать. |
||
18 |
Предмет не занимательный. |
||
19 |
Интересны только отдельные факты. |
||
20 |
Плохие отношения с учителем. |
||
21 |
Учитель редко хвалит. |
||
22 |
Учитель неинтересно объясняет. |
||
23 |
Не получаю удовольствие при его изучении. |
||
Почему ты вообще учишься? |
|
||
24 |
Хочу учиться. |
||
25 |
Не хочу подводить свой класс. |
||
26 |
Хочу добиться полных и глубоких знаний. |
||
27 |
Хочу научиться самостоятельно работать. |
||
28 |
Все учатся, и я тоже. |
||
29 |
Родители заставляют. |
||
30 |
Нравится получать хорошие оценки. |
||
31 |
Чтоб похвалил учитель. |
||
32 |
Чтобы товарищи со мной дружили. |
||
33 |
Классный руководитель заставляет. |
||
наивысший уровень |
5 баллов |
|
высший уровень |
4,8 - 5 баллов |
|
высокий уровень |
4,0 - 4,7 балла |
|
средний уровень |
3,5 - 3,9 балла |
|
низкий уровень |
2,9 - 3,4 балла |
|
крайне низкий уровень |
1 - 2,8 балла |
|
высокий уровень |
4,1 - 5,0 балла |
|
средний уровень |
3,1 - 4,0 балла |
|
низкий уровень |
1,0 - 3,0 балла |
|
Показатели уровня усвоения знаний |
|||
1 |
Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения |
||
2 |
Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия. |
||
3 |
Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей. |
||
4 |
Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации. |
||
5 |
Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы. |
||
6 |
Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний |
||
7 |
Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям. |
||
8 |
Содержательно высказывает свою мысль, идею. |
||
9 |
Легко генерирует идеи. |
||
10 |
Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи. |
||
11 |
В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения. |
||
12 |
Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении. |
||
13 |
Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. |
||
14 |
Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. |
||
15 |
Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей. |
||
16 |
Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности. |
||
17 |
Видит пути совершенствования. |
||
18 |
Может проявить собственное отношение к фактам. |
||
19 |
Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую. |
||
Имя, Ф. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
Ср. |
|
|
Обработка результатов по определению уровня знаний до эксперимента |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
Ср.б |
Уровень |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Диана Б. |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,5 |
Высокий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Ксения Г. |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3,5 |
Средний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Маша Е. |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4,3 |
Высокий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Ира Ф. |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4,3 |
Высокий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Тимур К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,5 |
Низкий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Миша Г. |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3,3 |
Средний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Саша Г. |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3,2 |
Средний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Илья П. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2,7 |
Низкий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Валя З. |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,2 |
Средний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Дима К. |
1 |
4 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
3 |
2,6 |
Низкий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Олеся К. |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,4 |
Высокий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Катя Р. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,4 |
Средний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Юлия К. |
5 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
4,3 |
Высокий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Витя Ф. |
3
Приложение В-2Протокол определения уровня усвоения знаний после эксперимента
Приложение ГИтоги повторной диагностики в отдельности по параметрам оценки уровня качества знаний
Приложение ДКонспект урока «Окружающий мир» с использованием индивидуальных групповых заданийТип урока: урок исследование.Тема: строение вещества.Цель: создание условий для формирования навыка исследовательского поведения (познавательной самостоятельности младших школьников).Задачи урока:1) Начать формировать представление о частицах-молекулах, о движении и расположении их в твердых, жидких и газообразных веществах.2) Развивать умение аргументировано защищать свою точку зрения.3) Развивать умение работать в команде.4) Развивать логическое мышление.5) Воспитывать умение внимательно слушать и слышать собеседника, поддерживать дух толерантности.Оборудование:1) Для проведения опытов: колбы с водой, марганцовокислый калий, кусок сахара, соль, краски,2) Тела и вещества: мел, стекло, сахар.3) Пластилин для изготовления моделей молекул.Ход урока1. Стадия вызоваВремя: 5 минутЦель: актуализировать знания учащегося по теме.Прием: постановка проблемного вопроса.Форма работы: групповая. На доске: строение веществ.Учитель: сегодня мы продолжаем разговор о телах и веществах. Давайте сначала попробуем собрать все, что мы знаем об этом, и записать в таблицу: (время 2 минуты)Таблица 1
Возможные ответы:Все предметы, которые нас окружают, являются телами.Тела различаются по форме, размеру, цвету.Тела состоят из веществРазные по форме и размеру тела могут быть сделаны из одного и того же вещества.Одинаковые по форме и размеру тела могут быть сделаны из разных веществ.Многие тела состоят из нескольких веществ.Вещества могут быть жидкими, твердыми, газообразными.А сейчас проверим, как вы умеете различать тела и вещества. Каждая команда получит задание (2 минуты).Таблица 2
1 группа.Придумайте и запишите в таблицу 2, тела и вещества.2 группа.Запишите в таблицу тела и вещества, из которых они сделаны.Стекло * железо * стакан * гвоздь * тетрадь * ручка * бумага * пластмасса.3 группа.Запиши, из каких веществ сделаны изображенные тела.Таблица 3
Прежде чем мы перейдем к заполнению второй колонки, предлагаю посмотреть вам опыт (растворение марганцовокислый калия в воде)- попробуйте объяснить что происходит, возможно ли было окрашивание воды, если бы она была сплошная.Учитель: заполним вторую колонку, в ней напишем, что хотим сегодня еще на уроке узнать (1 минута)Из чего состоят вещества?Как называются эти частички?Как они взаимодействуют в веществе?Учитель: в ходе урока попробуем ответить на эти вопросы.2. Стадия осмысления.Время: 25 минут.Цель: получение новой информации и первичная систематизация.Прием: чтение текста с пометками, выполнение тренировочных упражнений.Форма работы: индивидуальная, групповая.Учитель: возьмите на столе листы с текстом и, читая его, сделайте пометки у каждого предложения условными значками:V - это я уже знаю+ - это я узнал сегодня- - непонятно, хочу спросить! - это интересно(обозначения на доске)Чтение с пометками 5-6 минутПервичная рефлексия:Учитель: давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что подтвердилось V, то что хотели узнать и узнали, отмечаем +, то что не узнали- отметим -.Учащиеся дают индивидуальные ответы.Вторичная рефлексия.Возьмите листы с таблицей и заполните колонки, вписывая строение вещества. Работайте вместе с членами своей группы.Заполнение маркировочной таблицы.Маркировочная таблица:Таблица 4
Обсуждение заполнения таблицы.Физминутка: покажите, как расположены молекулы в твердых, жидких, газообразных веществах.Учитель: приготовьтесь в группах ответить на вопросы задания. Для этого достаньте из конвертов листочки с заданиями и вопросами. Выполните задания, запишите ответы и определите, кто на какие вопросы будет отвечать.На подготовку ответов 10 минут.1 группа.Задание 1.Опыт: растворить кусочек сахара в воде.Вопрос: почему становится невидимым кусочек сахара, растворенный в воде?Задание 2.Следуя алгоритму, проставь номера тел и веществ.Задание 3.Сделай модель молекулы углекислого газа.2 группа.Задание 1.Опыт: заварить пакетик чая.Вопрос: почему мы чувствуем запах вещества?Задание 2.Следуя алгоритму, проставь номера тел и веществ.Задание 3.Сделай модель молекулы воды.3 группа.Задание 1.Опыт: окрашивание воды - растворить в воде каплю чернил.Вопрос: о чем говорит распространение окрашивания в разные стороны?Задание 2.Следуя алгоритму, проставь номера тел и веществ.Задание 3.Сделай модель молекулы муравьиной кислотыСледуя алгоритму, проставь номера тел и веществ.1. Молоко 2. Камень 3. Капля ртути 4. Стекло5. Растение 6. Глина 7. Кислород 8. Пузырёк воздухаРисунок 1.Сделай модель молекулыРисунок 2.Стадия рефлексии.Время 10 минут.Цель: систематизация информации.Прием: постановка проблемного вопроса, составление кластера.Форма работы: групповая.Учитель: давайте наши знания попробуем показать на схеме строение вещества. Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. Посоветуйтесь в группах как это лучше сделать.Итог урока: учитель отмечает группы, которые наиболее успешно работали, поощряя всех младших школьников класса.Домашнее задание: стр.48-50, задание №2, №3.Приложение ЖИнтегрированный урок по окружающему миру и литературному чтениюТема: Животный мир планеты Земля. Работа с детскими книгами о животных.Цели:Дидактические:1) создать условия для расширения читательского кругозора учащихся через знакомство с творчеством писателей Евгения Ивановича Чарушина, Ивана Андреевича Куприна, Константина Паустовского, Виталия Бианки на материале их рассказов о животных;2) содействовать закреплению и систематизации знаний о живой природе планеты Земля через работу с энциклопедической литературой;3) способствовать познанию учащимися особенностей поведения диких и домашних животных и отношений человека с животными.Развивающие:1) стимулировать развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности;2) развитие навыков осознанного, выразительного чтения;Воспитательные:1) способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.Оборудование: книги о животных различных авторов, энциклопедии о животных, иллюстрации - фотографии животных.ХОД УРОКАI. ОргмоментСтимулирование учащихся на активную учебную деятельностьУчитель:Я начинаю наш урок,Надеюсь, он пойдет вам впрок.Вы на уроке многое поймете,И разум свой, конечно, разовьете- Какие цели вы ставите перед собой на нынешнем уроке?Примерные ответы детей:- Хочу получить новую информацию о животных.- Желал бы познакомиться с новыми авторами, которые писали книги о животных- Мне интересно прочитать книги, которые написали наши ребята.- Хочу поделиться с ребятами своими мыслями о природе- Мне нравится свободная работа с энциклопедиями, когда мысамостоятельно изучаем материалы о природе, и мне хотелось бы, чтобы на уроке была такая работа.Учитель: Ребята, с каким настроением надо браться за работу, чтобы достигнуть положительных результатов? Давайте, определим свое настроение с помощью «кубика настроений».Игра «Кубик настроений»«Кубик настроений» представляет собой куб, выполненный из картона. Размеры ребер - 10 см. На каждой из граней этого куба имеются слова - определения положительного настроения, например: отличное, веселое, жизнерадостное и т. д. Учитель или ученик бросают кубик. Определяется то настроение, которое выпало на верхней грани куба)ІІ. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка усвоения знаний.Работа организуется следующим образом: для проверки знаний, некоторым учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания у доски, с остальными учащимися учитель ведет фронтальную беседу.Учитель: Вспомните произведения, над которыми работали на предыдущих уроках литературного чтения?Ответы детей: Это произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка: рассказ «Приемыш», сказка «Умнее всех», рассказ «Постойко» и рассказ А.И.Куприна «Барбос и Жулька».Учитель: Какой единой темой объединены эти произведения?Ответы детей: Это рассказы о животных и их взаимоотношениях друг с другом и с человеком.Учитель: Чем для вас были интересны и полезны прочитанные произведения?Примерные ответы детей:Необходимо рекомендовать детям начинать свои ответы следующими предложениями:- Из рассказа «Приемыш» я узнал…- Этот рассказ показал мне…- После прочтения этого произведения я стал…- Из сказки «Умнее всех» мне стало известно, что …- Рассказ «Постойко» научил меня….- Я считаю, каждый человек, прочитав этот рассказ задумается над тем, что....Индивидуальные заданияИз каких произведений следующие герои: Индюк, Постойко, Гусак, Петух, Аргус, болонка, Андреевна, водолаз, Боря, Матрена, Утка, кучер, смотритель, Индюшка, куры, Еж, Барбос, горничная. Распредели их в ячейки таблицы в соответствии с названием произведения
.Кто лишний в данном списке, подчеркни: Соболько, Тарас, Мамин-Сибиряк, лебеди, Приемыш, Иван Куприн.3. Пронумеруй заголовки рассказа «Приемыш» согласно его сюжетной линии:Появление Лебедя у ТарасаПрощание с ТарасомПриемыш и стада лебедейПриемыш и Соболько4. Задание №3 из учебника «Литературное чтение» 3 класс, с. 49После беседы учащиеся проверяют правильность выполнения индивидуальных заданий.III. Сообщение темы урока, постановка учебных задачУчитель: Спасибо, ребята за ваши умные ответы, за ваши неравнодушные сердца. Я рада, что уроки наши не проходят зря, вы открыты для познания мира. Я думаю, что человек, который внимательно всматривается в мир живой природы, старается понять законы, по которым природа существует, растит в своем сердце добро и любовь. А значит, есть счастливое светлое будущее у самого человека и у его дома, который мы называем Природа.Отсюда и тема нашего урока: «Животный мир планеты Земля. Работа с детскими книгами о животных»- Мы продолжаем знакомство с животным миром нашей планеты. И сегодня этому знакомству будут способствовать:1) авторские произведений о животных;2) энциклопедические материалы о животных;3) ваши собственные книги о животных;и, конечно, наши учебники: Литературное чтение и Окружающий мир.IV. Работа по теме урока1. Проверка домашнего задания. Анализ оформления и содержания книг о животных, созданных детьми. Чтение сочинений учащихся.Учитель: Начнем с ваших собственных книг. Давайте обратимся к выставке этих произведений. Рассмотрите представленные книги. Можно ли по внешнему виду книг определить тему, которой они посвящены? Ответ обоснуйте.Ответы детейУчитель: Выберите книгу, которую вам бы хотелось прочитать, свой выбор поясните. Почему вы выбрали именно эту книгу?Чтение текста одной из книг (по выбору учащихся) Составление отзыва о рассказе.Учитель обобщает ответы детей: Если рассказ вам понравился, выразите свое настроение аплодисментами.2. Краткий обзор авторских книг о животных.Учитель: К уроку вы читали книги о животных различных авторов. Давайте сделаем выставку этих книг. Представляйте книгу и ее автора. Ваша задача запомнить фамилии писателей, которые в своем творчестве затрагивали тему «Животные».Дети рассказывают о прочитанных книгах и размещают их на выставкеУчитель: Ребята, откуда вы брали информацию для своих книг?Ответы детейУчитель: Как вы думаете, чем пользуются писатели, откуда у них столько богатой информации о представителях животного мира?Учитель (обобщая ответы детей):Прежде чем на свет появлялось новое произведение, каждый из писателей на время становился натуралистом, чутким наблюдателем за повадками, особенностями поведения, средой обитания животных. Писатели, которые пишут нам о животных, хотят, чтобы человек не был равнодушным, не был черствым по отношению к своим неразумным братьям, хотят, чтобы человек сохранял ту гармонию окружающего мира, которая существует в природе.Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли исследователей живой природы, а форма этого исследования - свободная работа с энциклопедическими материалами, с материалами учебника «Окружающий мир». Выбор материала состоялся. Прошу приступить к работе.(Научно-популярные издания, энциклопедии, словари природы готовились к уроку детьми и учителем заранее. Детьми индивидуально был осуществлен выбор материала, с которыми они хотели бы работать. Суть работы состоит в том, чтобы выбрать информацию об одном из животных, творчески ее обработать и приготовить материал о животном для всех учащихся класса)3. Работа учащихся с энциклопедическими материалами и материалами учебника «Окружающий мир» 3 классФизкультминутка (Минутка тишины)Учитель:К нам приходит тишина,Нам сейчас нужна она,В тишине мы отдохнем,Отвечать теперь начнем4. Проверка выполнения работыПроверка осуществляется выборочно. Учитывается желание детей, представить подготовленный рассказ о животном.V. Обобщение и систематизация изученного материалаИндивидуальная работа по предложенным тестам1. Отметь верноеЖивотные - это живые организмы, т.к. обладают следующими признаками живого:питаются,дышат,мыслят,растут,двигаются,раздражаются,развиваются,создают предметы, необходимые для своей жизнедеятельности.2. Отметь верное.Выделяют следующие царства живых организмов:бактерии;грибы;животные;растения;млекопитающие;звери.3. Распредели данных представителей на две группы:1 группа - Растения,2 группа - Животные:Хвощи, папоротники, простейшие, кишечнополостные, моллюски, черви, иглокожие хордовые членистоногие, цветковые, водоросли, хвойные.
4. Распредели данных представителей на две группы
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Организация нормирования труда в сфере управления |
Курсовая работа | Социальное развитие трудовых коллективов |
Курсовая работа | Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях |
Курсовая работа | Социальная работа в школе |
Курсовая работа | Бухгалтерская и финансовая отчетность на малых предприятиях |
Курсовая работа | Электроснабжение и электрооборудование механического цеха |
Курсовая работа | Анализ фонда заработанной платы |
Курсовая работа | Развитие логического мышления у учащихся на уроках информатики |
Курсовая работа | Острый панкреатит |
Курсовая работа | Оценка платёжеспособности клиентов банка |
Курсовая работа | Организация архивного хранения документов |
Курсовая работа | Предмет доказывания в гражданском судопроизводстве |
Курсовая работа | Сущность, форма и система заработной платы |
Курсовая работа | Организационная культура как фактор конкурентоспособности организации |
Курсовая работа | Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельности |