Курсовая работа по предмету "Уголовное право, уголовный процесс"


Правовое положение лиц, отбывающих наказание

Министерство Сельского Хозяйства и Продовольствия РФ Государственный Университет по Землеустройству Факультет Юриспруденция Кафедра “Правоведения” Курсовая работа по дисциплине “Исполнительное право” Тема: “ Правовое положение лиц, отбывающих наказание ”
Студент: Жиликов Константин Юрьевич 4курс вечернего отделения группа 40В Москва 1999г. Правовое положение лиц, отбывающих наказание
Лишение свободы как вид уголовного наказания заключается в принудительной изоляции преступника от общества с возложением обязанности подчиняться установленным в местах лишения свободы правилам поведения, соблюдение которых обеспечивается постоянным и всесторонним надзором за ним со стороны администрации учреждений, исполняющих наказания.
В судебной практике Российской Федерации лишение свободы традиционно занимает значительное место среди других видов наказаний. Так, осуждение к этому виду наказания составило: в 1992 г. -36, 5%; 1993 г. -37, 3%; 1994 г. -39, 5%; 1996г. -33, 9 % от общего числа осужденных. В соответствии с действующими нормами, определяющими правовой статус лиц, лишенных свободы, основой его содержания следует считать обязанности и права осужденных, установленные для граждан РФ с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из порядка и условий отбывания в конкретном виде исправительного учреждения.
Лишение свободы с юридической точки зрения представляет собой комплекс право ограничений: одних прав и свобод осужденный лишается полностью, в других - ограничивается, третьи- претерпевают видоизменения. Если говорить о лишении осужденного основных (конституционных) прав и свобод, то слова“лишение свободы” прежде всего означают невозможность свободного передвижения осужденного по территории РФ и выбора им места жительства, т. е. права и свободы, гарантированные гражданину ст. 22 и 27 Конституции РФ. (ст22 Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. Ст27 Гласит Каждый, кто законно находиться на территории Российской Федерации имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства) Так, осужденные к лишению свободы, обязаны весь срок наказания находиться в исправительном учреждении. Им запрещено нарушать линию охраны объектов исправительных учреждений. Побег из мест лишения свободы, согласно ст. 313 УК, является преступлением. Вместе с тем определенным категориям осужденных разрешен выезд за пределы территории исправительных учреждений. Так, работающим осужденным предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск от 12 до 24 рабочих дней с правом выезда за пределы исправительного учреждения. Кроме того, осужденным, содержащимся в исправительных и воспитательных колониях, а также оставленным в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы мест лишения свободы в связи с исключительными личными обстоятельствами сроком до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Время нахождения осужденного вне пределов исправительного учреждения засчитывается в срок отбывания наказания. Ограничения или лишения определенных прав и свобод граждан в статусе осужденного могут закрепляться не только в законе, но и в приговоре суда в виде дополнительного наказания, например, лишения права, заниматься определенной деятельностью; а также в правилах режима, устанавливающих постоянный надзор за осужденными. Многие конституционные права и свободы граждан в статусе осужденного могут быть не исполнены не прямо в силу их законодательного запрета, а косвенно, например, в силу режима исполнения наказания. Рассмотрим это на примере конституционного права на образование. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на образование. Основное общее образование обязательно, в том числе и для осужденных к лишению свободы, не достигших возраста 30 лет, что закреплено ст. 112УИК. Кроме того, осужденным, желающим получить среднее (полное) образование, администрация учреждения и органы местного самоуправления обязаны создать необходимые условия для этого.
В отношении получения высшего образования в уголовно-исполнительном законодательстве никаких норм не содержится. Другими словами, его получение теоретически возможно, но практически оно не реализуемо, ибо это связано с созданием в этих учреждениях специальных учебно-консультационных пунктов, что в настоящее время практически нереально. Возможность покидать пределы этих учреждений осужденным по причине учебы в вузах законодательство не предусматривает. Резко ограничивается право гражданина пользоваться достижениями культуры и искусства (ст. 44 Конституции РФ Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом), поскольку характер наказания в виде лишения свободы ограничивает возможности личности знакомиться с этими достижениями в условиях изоляции от общества и ограничения в свободе передвижения.
Свобода научного, технического и других видов творчества осужденных ограничивается в связи с тем, что в распоряжение осужденного не предоставляются необходимые для этого условия. Однако они имеют определенные возможности заниматься рационализаторской и изобретательской работой, участвовать в кружках художественной самодеятельности, заниматься изобразительным искусством. Их авторские права, права изобретателей и рационализаторов охраняются законом. Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако режим лишения свободы исключает возможность предоставления перечисленных свобод в полном объеме. Они имеют возможность выступать на собраниях, в многотиражных и стенных газетах учреждений, но все собрания осужденных, как и печать, организуются и находятся под контролем администрации.
Неприкосновенность жилища и охрана личной жизни, тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, провозглашенные основным законом, на осужденных не распространяются. Их вещи, спальное место и они сами могут быть подвергнуты обыску или досмотру с целью обнаружения и изъятия запрещенных предметов, а корреспонденция и передачи подлежат цензуре и досмотру. Итак, значительное количество конституционных прав и свобод граждан в правовом статусе осужденных к лишению свободы ограничивается, видоизменяется или вообще отсутствует. Однако многие из конституционных прав и свобод граждан целиком и полностью реализуются в правовом статусе осужденного. Например, положения ст. 19 Конституции РФо том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и иного положения, отношения к религии и т. д. сохраняются в правовом положении осужденного. Аналогично решаются и положения ст. 21 Конституции РФ о том, что “никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию”, или ст. 48 о гарантиях на право получения любым гражданином квалифицированной юридической помощи и т. д.
Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей. Как гражданин РФ, осужденный обязан уважать Конституцию и другие российские законы, соблюдать правила общежития, уважать интересы других лиц, бережно относиться к государственному имуществу и т. д. Но ограничения есть и в этой сфере. В частности, лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в мирное время не призываются в ряды Вооруженных Сил (ст. 20 п. 1; ст. 21 Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе”), Одно из основных общегражданских прав гражданина, закрепленное Конституцией РФ, - право на труд в правовом статусе осужденного к лишению свободы превращается в его обязанность трудиться. Согласно ст. 103 УИК РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться. Осужденные привлекаются в труду, как правило, на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Осужденный, отбывая наказание в местах лишения свободы, является субъектом не только конституционных, но и иных закрепленных законодательными актами правоотношений, в частности, гражданско-правовых. С гражданско-правовой точки зрения осужденные продолжают оставаться праводееспособны-ми субъектами имущественных отношений, хотя и здесь их правовой статус претерпевает изменения.
Право собственности осужденного ограничивается в части приобретения, владения, пользования и распоряжения определенными видами имущества. Так, осужденному запрещается иметь наличные деньги, ценные бумаги и определенные вещи. Он лишен права совершать имущественные сделки с другими осужденными в отношении имущества, находящегося в его личном пользовании. В качестве покупателя в местах лишения свободы осужденный может выступать лишь при приобретении продуктов питания и предметов первой необходимости в торговой точке учреждения.
В отношении имущества, находящегося вне мест лишения свободы, осужденный остается субъектом права собственности, но непосредственно пользоваться принадлежащим ему имуществом не имеет возможности. Распорядиться своим имуществом, т. е. вступить в договорные отношения купли-продажи, обмена, дарения, завещания, наследования, если они не требуют личного исполнения, осужденный может, действуя через своего представителя по договоренности. В данном случае видоизменяется не само право, а порядок его осуществления.
Ряд договорных правоотношений, возникших до осуждения, сохраняется, например, договор займа. Другие могут быть прекращены или отстрочены. Общегражданские права и обязанности осужденных составляют основу их правового статуса. Особое место в правовом положении осужденных составляют их специфические права и обязанности, которые условно можно разделить на два вида. Специальные права и обязанности первого вида связаны с ограничениями в общих правах и обязанностях осужденных. Так, право осужденного на переписку, свидание, получение посылок или передач, право распоряжаться личным временем, право на приобретение и хранение разрешенных перечнем продуктов питания и предметов первой необходимости и др. является следствием ограничения осужденного в праве распоряжаться собой и результатами своего труда, участвовать в общественной жизни и т. д. Некоторые права, например, право личной свободы, трансформируются в обязанность осужденного постоянно находиться в пенитенциарном учреждении, а право устраивать свою личную жизнь и свой быт в соответствии со своими представлениями и вкусами - в обязанность строго соблюдать распорядок дня, содержать в чистоте жилые помещения, соблюдать правила личной гигиены, в запрет вывешивать фотографии, репродукции, открытки на стенах и тумбочках, наносить себе и другим лицам татуировки и т. д. Ограничения в праве вступать в любые имущественные правоотношения оборачиваются запретом продавать, дарить или отчуждать иным способом в пользу других осужденных предметы, изделия и вещества, находящиеся в личном пользовании. Права и обязанности второго вида реализуют в правовом статусе уголовно-правовые и уголовно-исполнительные правоотношения. К ним относятся право на улучшенные условия содержания, на условно-досрочное освобождение, право осужденных женщин на проживание вне колонии и т. п. Специфические права и обязанности осужденных регулируются нормами уголовно-исполнительного права. В настоящее время наряду с УИК, они определяются прежде всего“Правилами внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений”1997 г. , специальными Постановлениями Правительства РФ, например. Постановлением“Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы”от 8 июня 1997г. Специфические права и обязанности носят не только карательно-воспитательный характер, но и выполняют функции обеспечения постоянного надзора за осужденными, предотвращают нарушения режима, рецидив. Естественно, что специфические права и обязанности прекращаются с освобождением осужденных из мест лишения свободы. После освобождения из мест лишения свободы большинство общегражданских прав осужденных восстанавливается. Необходимо отметить, что не всегда правовой статус освобожденных из мест лишения свободы автоматически восстанавливается до статуса обычного правопослушного гражданина РФ, но это уже не связано с отбыванием наказания, а вытекает из так называемого института судимости. В данном параграфе мы ограничились рассмотрением прежде всего общих вопросов правового положения осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Это необходимо, чтобы избежать повторений, когда речь пойдет о характеристике основных средств пенитенциарного воздействия на осужденных, видов режима уголовно-исполнительных учреждений и других проблем, в которых вопросы правового статуса осужденных будут также анализироваться. Подводя итог рассмотрению вопроса о правовом положении осужденных к лишению свободы можно констатировать, что осужденные как граждане Российской Федерации обладают общегражданскими правами и свободами, установленными Конституцией и другими федеральными законами. Однако часть установленных законом прав и свобод граждан для осужденных к лишению свободы существенно ограничивается. Кроме того, осужденные наделяются рядом специфических прав, законных интересов и обязанностей.
Контрольная работа по Уголовно исполнительному праву на тему Правовое положение лиц, отбывающих наказание
Сдавался в Государственном Университете по Землеустройству кафедра правоведения Преподавателю Сазонов в 2000 году оценка 5 Все вопросы по мылу kostya@mail. ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Пути повышения экономической эффективности производства яиц на примере ОАО Барановичская птицефабрика
Курсовая работа Управление персоналом проекта и психологические аспекты
Курсовая работа Разработка и принятие управленческих решений
Курсовая работа Тарифная система, как основной элемент организации заработной платы
Курсовая работа Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики
Курсовая работа Формирование правового государства
Курсовая работа Влияние процесса коммуникации на эффективность управления организацией
Курсовая работа Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях
Курсовая работа Технологии создания базы данных в Access на примере биржи труда
Курсовая работа Определение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости
Курсовая работа Формирование ассортимента предприятия розничной торговли
Курсовая работа Анализ использования капитала предприятия
Курсовая работа Экономические затраты и результаты деятельности фирмы
Курсовая работа Обеспечение материально-технического обеспечения предприятия
Курсовая работа Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников